Сигналы и команды подаваемые в боевой обстановке. Приложения к боевому уставу Сигналы управления определенные строевым уставом и дополнительные

Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Сигналы управления, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами

Командир взвода (отделения) управляет подразделениями (личным составом, экипажами) по радио, командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами, и личным примером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству, голосом или установленными сигналами.

В обороне в мотострелковом (гранатометном, противотанковом) взводе создается командно-наблюдательный пункт, который развертывается в боевом порядке подразделения так, чтобы обеспечить его защиту от огня стрелкового оружия и минометов, наилучшее наблюдение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

В наступлении при действиях мотострелкового взвода в пешем порядке командир взвода (отделения) располагается в месте, обеспечивающем эффективное управление подразделениями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сигналы управления.

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач по радио. Тренировка в выполнении сигналов и команд

При работе на радиостанциях строго соблюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использованием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопомех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Передача сигналов, команд и постановка задач по радио осуществляются в следующем порядке:

Позывной вызываемой радиостанции - два раза (при хорошем качестве связи - один раз);

Сигнал (команда) - два раза (задача, а при хорошем качестве связи и команда - один раз);

Слово «я» и позывной своей радиостанции - один раз;

Слово «прием» - один раз.

Сигналы и команды передаются без предварительного вызова корреспондента и получения согласия на прием.

Сигналы и общие команды передаются , как правило, для всех корреспондентов радиосети с использованием циркулярного позывного.

В остальных случаях используются линейные или индивидуальные позывные. При хорошем качестве связи разрешается работа сокращенными позывными или без позывных.

При циркулярной передаче команда повторяется два раза. Перед этим корреспондент главной радиостанции обязан убедиться в том, что радиостанции сети не работают между собой.

На принятый сигнал (команду) немедленно дается обратная проверка (квитанция) путем точного повторения каждого сигнала (команды) или подтверждением получения команды передачей слова «понял». Квитанцией на принятый сигнал (команду) является также передача сигнала (команды) подчиненным, работающим в радиосети старшего начальника.

Обратная проверка (квитанция) на принятый сигнал (команду), передаваемый циркулярно, дается по требованию главной радиостанции.

Пример циркулярной передачи сигнала «Каскад-389» : «Альфа-45, Альфа-45, я Сокол-15, Каскад-389, Каскад-389, я Сокол-15, прием».

Пример передачи команды одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием : «Ястреб-10, я Сокол-15, увеличить скорость движения, я Сокол-15, прием». - «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, увеличить скорость движения, я Ястреб-10, прием», или «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, я Ястреб-10, прием», или «Понял, я Ястреб-10, прием».

Пример работы между двумя корреспондентами сокращенными позывными : «10-й, я 15-й, уменьшить интервалы, я 15-й, прием». - «15-й, я 10-й, понял, я 10-й, прием» или «Понял, я 10-й, прием».

Пример работы между двумя корреспондентами без позывных: «Разрешите выполнять задачу, прием». - «Разрешаю, прием».

Пример постановки задачи одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием: «Ястреб-10, я Сокол-15, прием». - «Я Ястреб-10, прием». - «10-й, я 15-й, атаковать с рубежа..., уничтожить противника в …, овладеть …, продолжать наступление в направлении …, артиллерия подавляет..., «Ворон-20» наступает в направлении..., готовность..., я 15-й, прием». - «Понял, я 10-й, прием» (местные пункты, рубежи, направления, районы указываются по ориентирам, колированной карте или по закодированным наименованиям местных предметов, соседи - по их позывным, время - по таблице сигналов).

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач сигнальными средствами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

Таблица сигналов для управления строем (из СУ ВС РФ)

Внимание (внимание, делай, что я; отзыв)

Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание»)

Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание»)

Фонарем с белым светом - серия точек

Сбор командиров (начальников)

Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить

То же, с красным и желтым флажками в правой руке

Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруги

К машинам

Поднять обе руки вверх и держать до исполнения

Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

По местам

Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз

Заводи

Правой рукой вращать впереди себя

То же, имея в правой руке желтый флажок

Фонарем с белым светом вращать впереди себя

Глуши двигатель

Размахивать перед собой обеми опущенными руками

То же, имея в правой - руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг

Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен)

Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча

Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз

Увеличить дистанцию

Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку

Уменьшить дистанцию

Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку

Стой (стоп)

Поднять левую руку в вверх и быстро спустить вниз перед собой, повторяя до исполнения

То же, с красным флажком в левой руке

Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз

В линию машин

Вытянуть обе руки горизонтально в сторону и держать до отзыва

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

В линию колонн

В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг

В линию ротных колонн: поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете

В колонну

Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва)

То же, с желтым флажком в правой руке

Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва

Все кругом

Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя

Все направо (налево)

Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва)

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок

Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота

Авария (вынужденная остановка)

Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево

То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45°

Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечания: 1.В таблице сигналов обозначены:

При управлении подразделениями (подчиненными) сигналами необходимо помнить, что сигнальные средства демаскируют местонахождение командира

Думай, прежде чем сказать;

Выстраивай сообщение в логическом порядке;

Говори громко и четко;

Отдавай приказание по частям и делай паузы для его передачи.

Передача команд световыми сигналами . Для указания позиций противника могут использоваться как малогабаритные стреляющие приспособления, так и обычные сигнальные ракеты. Но при этом необходимо помнить, что это также выдает противнику положение командира, который для него является главной целью. Подавать сигнал должен назначенный солдат. Указанные сигналы могут использоваться для подачи команды на прекращение огня.

Передача команд свистком. Это наиболее важное средство для подачи и выполнения команд. Свисток используется для подачи сигнала о следовании команды, о начале ее выполнения или о прекращении предыдущего действия и выполнения новой команды, а также для привлечения к себе внимания подчиненных. Свисток и голос являются наиболее важными способами управления и единственными, которые эффективны в бою.

Порядок подачи команд свистком :

Командир дает свисток - привлекает к себе внимание подчиненных; личный состав ожидает очередной команды и продолжает ведение огня;

Командир подает команду в сочетании с жестом;

Военнослужащие передают полученную команду по цепочке;

Командир дает свисток для обозначения начала выполнения команды;

Например, перед свистком могут подаваться следующие команды:

Для движения вперед: «Взвод (отделение). В направлении отдельного дерева, по «двойкам», перебежками, ВПЕРЕД»;

Для отхода назад: «Подготовиться к отходу» Это команда, как и команда «Подготовиться к атаке» сопровождается словом «подготовиться». Это связано с тем, что каждый военнослужащий должен подготовить дымовую гранату, а затем бросить ее по свистку для создания дымовой завесы;

И другие.

Подача команд в бою должна сопровождаться подачей сигналов жестами. В отличие от уставных сигналов управления строем, единых сигналов управления жестами в бою нет, поэтому можно воспользоваться нижеперечисленными сигналами. Эти сигналы хороши тем, что они могут применяться для управления подразделением на большом расстоянии, при условии маскировки от наблюдения противником.

Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач жестами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Сигналы жестами (вариант)

Сигнал (команда)

Порядок подачи жестом

1. Для развертывания группы в цепь

несколько раз развести обе руки в стороны

2. Для того чтобы медленно и бесшумно разойтись

медленно согнуть руки в локтях и медленно развести их в стороны вниз с разжиманием пальцев обеих рук

3. Для того чтобы подразделение быстро разбежалось

резко развести руки в стороны вниз

поднять согнутую в локте руку до подбородка и быстро опустить ее ладонью вниз

5. Внимание

поднять руку вверх на высоту головы

поднять руку вверх, сделать круговые движения над головой и энергично опустить ее вниз

7. Для передвижения вперед, назад, в стороны

поднять руку на высоту головы и опустить ее до высоты плеча, указывая желаемое направление

8. Вижу противника

вытянуть руку горизонтально в сторону и держать так до отказа

9. Вижу, слышу (отзыв)

поднять обе руки вверх на высоту головы и опустить их

10. Бесшумно подползти к противнику

левой рукой указать направление, а ладонью правой сделать несколько зигзагообразных движений

11. Оглушить противника и связать

обозначить удар левым кулаком по челюсти или по голове, правой рукой произвести 2-3 раза круговое движение вокруг левой

12. Условные знаки: уничтожить противника ножом, заглянуть в окно, окружить дом, пропустить противника, залезть на дерево и т.п.

показывать резкими выразительными движениями руки (или обеих рук). Такую тренировку проводить следующим методом: командир показывает действие жестом и спрашивает обучающихся, правильно ли они поняли жест. После усвоения знаков можно выполнять нужные действия.

13. При действиях ночью бесшумные построения, перестроения, движения производятся по заранее изученным сигнальным жестам, по прикосновениям руки к плечу, груди, спине, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело

Как вариант в каждом подразделении могут разрабатываться и использоваться свои сигналы жестами, которые можно позаимствовать, например, из следующей таблицы.


Построения

Обозначения




Оповещения

Методические особенности изучения языка жестов . Изучение жестов, т.е. сами жесты и что они означают, начинается с того, что командир показывает определенный набор жестов и объясняет назначение каждого из них. Затем предлагает для показа жестами фразу и показывает ее жестами в связке. Во время показа фразы жестами на первоначальном этапе обучения он дублирует ее значение вслух голосом.

К примеру, командир хотите продвинуться немного вперед и просите находящегося рядом стрелка прикрыть его. В слух фраза звучит так: Я - Двигаюсь Туда - Ты - Меня - Прикрой. Жестами: Я (указывается на себя) - Двигаюсь Туда (указывается направление) - Ты (указывается на него) - Меня (указывается на себя) - Прикрой (показываем жест прикрытия).

Каждый из этих жестов должен быть четко показан обучаемым, т.е. при указании направления своего движения нужно сделать несколько амплитудных махов предплечьем, и чтоб кисть ходила по направлению предполагаемого движения. Военнослужащий, которому предназначена эта фраза, должен это все прочитать. При этом необходимо жестикулировать таким образом, чтоб наблюдающие видели границу между «словами». Другими словами - надо «говорить» быстро, но четко, разделяя фразу на составные части. Если военнослужащий понял «сказанное» ему, то он подтверждает это знаком - «понял».

При общении необходимо учитывать расстояние от командира до подчиненного. Если они находится рядом друг с другом, то при подаче сигнала не стоит, например, высоко поднимать руку, чтоб дать команду. Это можно сделать и на уровне лица или даже груди.

Находясь, например, в здании или в лесу на условно среднем и дальнем расстояниях, перед подачей сигнала командир должен сначала обратить на себя внимание, и только после этого начинать командовать.

Варианты фраз для тренировки:

Я - Двигаюсь Туда - Ты - Меня - Прикрой;

Ты - Посмотри - Туда;

Ты - Ты - Двигайтесь - Туда;

Я - Ты - Ты - Двигаемся - Туда - Ты - Ты - Прикройте;

Там - Снайпер;

Внимание - Туда - Трое - Один - Два - Три - Вперёд;

Там - Два - Противника.

Сигналы оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов, подаваемых днем и ночью

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется едиными и постоянно действующими сигналами.

Действия личного состава:

Немедленно занимает убежище, окоп, траншею или любое имеющееся укрытие.

Действия личного состава:

На открытой местности, не прекращая выполнения поставленной задачи, немедленно надевает респираторы (противогазы) и средства защиты кожи;

В закрытых машинах, укрытиях и помещениях, необорудованных фильтровентиляцией - только респираторы (противогазы).

Районы радиоактивного заражения на машинах преодолеваются на максимальных скоростях и увеличенных дистанциях. Водители надевают респиратор (противогаз) при короткой остановке.

Действия личного состава:

На открытой местности, не прекращая выполнения поставленной задачи, немедленно надевает противогаз и средства защиты кожи;

В закрытых машинах, укрытиях и помещениях, необорудованных фильтровентиляцией - только противогазы. Водитель надевает противогаз на короткой остановке.

Сигналы оповещения должен знать весь личный состав подразделения. Командир заблаговременно определяет порядок действия подчиненных по сигналам оповещения и при их полутени подает соответствующие команды.

По сигналу оповещения о радиоактивном, химическом и бактериальном заражении, поданному во время совершения марша , движение не прекращается. Каждый водитель соблюдает свое место в колонне и установленные скорость и дистанцию. Стекла кабин, люки, жалюзи закрываются. Личный состав при нахождении в крытом автомобиле или бронетранспортере, водители по сигналу оповещения надевают противогазы (водители колесных машин надевают противогазы при короткой остановке, а водители гусеничных машин - в движении на пониженных скоростях). При нахождении на открытых машинах личный состав, кроме того, надевает защитные плащи.

В ходе, наступления по сигналу оповещения о радиоактивном, химическом и бактериальном заражении личный состав немедленно надевает противогазы и другие средства защиты и продолжает выполнять боевую задачу. Средства защиты кожи используются в зависимости от вида заражения, метеорологических условий и способа передвижения.

В обороне с получением сигнала о непосредственной угрозе применения противником ядерного оружия (при нанесении противником ядерного удара) весь личный состав занимает укрытия, а при применении противником химического оружия немедленно надевает средства индивидуальной зашиты (в танках, боевых машинах пехоты включаются системы коллективной зашиты).

Наблюдатели и дежурные расчеты по сигналу оповещения надевают противогазы и средства защиты кожи и, оставаясь на своих местах, продолжают выполнять боевую задачу.

Сигнал оповещения об окончании радиоактивного, химического бактериального заражения не устанавливается. Индивидуальные средства защиты снимаются по команде командира подразделения после того, как с помощью приборов будет установлено отсутствие опасности поражения личного состава. При преждевременном снятии средств защиты, особенно в случаях применения противником высокотоксичных ОВ, возможно поражение в результате десорбции (выделения в атмосферу) отравляющих веществ с обмундирования и снаряжения.

В ходе боя при действиях на боевых машинах пехоты командир взвода управляет взводом по радио, командами и сигналами. При этом, работая на радиосредствах, командиры должны строго соблюдать правила ведения переговоров. Во взводе все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При подаче команд командиры отделений вызываются позывными, а пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями. В боевой обстановке, при постановке в окоп, преодолении опасного участка местности и в других случаях командир управляет боевой машиной установленными сигналами, подаваемыми руками, находясь вне ее на безопасном расстоянии лицом к механику-водителю. При проведении боя в пешем порядке командир взвода управляет подчиненными путем подачи команд голосом, сигналами и через связных. Подачу команд и постановку боевых задач на открытие огня из вооружения БМП (БТР) он осуществляет через своего заместителя, остающегося в боевых машинах пехоты. При управлении одиночными военнослужащими, действующими в пешем порядке, в команде обычно указываются: звание и фамилия, какое действие произвести, исполнительная часть команды. Взвод, действующий в пешем порядке без боевых машин пехоты, из походного порядка в предбоевой развертывается по команде "Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), в линию отделений МАРШ". Отделения по командам своих командиров выдвигаются на свои направления и, выдерживая равнение по направляющему отделению, продолжают движение. Взвод, действующий на машинах, из колонны в боевую линию развертывается по команде, например: "Взвод, в направлении поваленного дерева, на рубеж дороги - К БОЮ" или "Взвод, за мной - К БОЮ". Взвод, действующий в пешем порядке, из предбоевого порядка, развертывается по команде, например: "Взвод, в направлении сухого дерева, на рубеж бугор, развалины, направляющее - второе отделение - К БОЮ" или "Взвод, за мной - К БОЮ". При развертывании в боевой порядок из предбоевого каждое отделение по команде своего командира развертывается в цепь и, выдерживая равнение по направляющему отделению, продолжает движение в указанном направлении с максимальной скоростью. Отделение, действующее в пешем порядке, развертывается в цепь по команде, например: "Отделение, в направлении широкого куста, на рубеж курган, яма, направляющий - рядовой Семенов- К БОЮ" или "Отделение, за мной - К БОЮ". Для отражения противника огнем с места командир взвода подает команду "Взвод - СТОЙ", по которой взвод залегает, применяясь к местности, и изготавливается для ведения огня. Для возобновления движения командир взвода подает команду "Взвод - в атаку, ВПЕРЕД". Изменение направления движения взвода командир взвода производит по команде, например: "Взвод, вправо в направлении выступа леса, направляющее- первое отделение - МАРШ". Направляющее отделение изменяет направление на указанный предмет, остальные отделения выдвигаются на новое направление и продолжают движение, выдерживая равнение по направляющему отделению. При повороте взвода кругом в предбоевом порядке отделения по команде своих командиров "Отделение, за мной - МАРШ" или "Отделение, кругом- МАРШ" следуют за своими командирами или одновременно поворачиваются кругом и продолжают движение в новом направлении. Командир взвода перестраивает взвод из боевой линии в колонну по команде, например: "Взвод, в направлении, в колонну - МАРШ". При этом машина командира взвода продолжает движение, остальные машины в порядке номеров выходят на направление движения машины командира взвода, занимают свои места в колонне и продолжают движение, соблюдая установленные дистанции. Взвод из цепи в линию отделений перестраивается по команде, например: "Взвод, в направлении отдельного строения, в линию отделений - МАРШ". Каждое отделение перестраивается в колонну по одному и, соблюдая интервалы, продолжает движение в указанном направлении. Взвод из линии отделений (из цепи) в колонну перестраивается по команде, например: "Взвод, в направлении сарая, в колонну по одному (по три), направляющее - первое отделение - МАРШ" или "Взвод, за мной, в колонну по одному (по три) - МАРШ". Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули и различные звуковые средства. Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками. Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды. Порядок подачи команд свистком:1) командир дает свисток - привлекает к себе внимание подчиненных; личный состав ожидает очередной команды и продолжает ведение огня;2) командир подает команду в сочетании с жестом;3) военнослужащие передают полученную команду по цепочке;4)командир дает свисток для обозначения начала выполнения команды;5) в течение нескольких секунд (рекомендуется 3-х) весь личный состав подразделения ведет плотный огонь по противнику и после этого начинает выполнение поставленной задачи.

Команды, подаваемые для передвижения личного состава в бою

Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке может осуществляться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием

Перебежки применяются для быстрого сближения с противником на открытой местности. Перебежка начинается из положения лежа по команде (сигналу) командира отделения (старшего боевой группы) или самостоятельно. Перед началом перебежки необходимо заранее выбрать позицию, которая должна обеспечить защиту от огня противника. Длина перебежки в среднем должна быть 20-40 шагов. Чем более открыта местность, тем быстрее и короче должна быть перебежка. Она осуществляется стремительно, в направлении места остановки, находящегося в 1-2 м от выбранной позиции. Перед началом перебежки необходимо внимательно осмотреть местность и оценить варианты последующих действий. Достигнув места остановки, необходимо с разбегу лечь на землю и перекатиться (переползти) на выбранную позицию и изготовиться для ведения огня. Положение оружия при перебежке - по выбору перебегающего.

Взвод может совершать перебежки по одному или по отделениям, а отделение - по одному, по боевым группам или одновременно всем составом.

Перебежки взвода (отделения) производятся по командам:

по одному - «Взвод (отделение, группа), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, справа (слева, справа и слева) по одному - ВПЕРЕД»;

по отделениям (боевым группам) - «Взвод (отделение), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, такое-то (такое-то и такое-то) отделение (группа) - ВПЕРЕД»;

всем составом - «Отделение, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой - ВПЕРЕД».

При перебежке по одному по исполнительной команде «ВПЕРЕД» правофланговый (левофланговый или одновременно левофланговый и правофланговый) вскакивает и, стремительно пробежав 20-40 шагов, занимает заранее выбранную позицию (место для стрельбы), изготавливается к открытию огня и прикрывает перемещение второго (вторых).

Одновременно с остановкой первого (первых) начинает перебежку второй (вторые); выдвинувшись на линию первого (первых) перебегающего, он занимает заранее выбранную позицию (место для стрельбы), изготавливается к открытию огня и прикрывает перемещение первого (первых).

Первый (первые), перебегающий при остановке второго (вторых), перебегает тем же способом до выхода на указанный рубеж.

При перебежке по боевым группам во взводе перебегают одновременно несколько боевых групп, определенных к перемещению командирами отделений, таким же способом, как и по одному (маневренная группа перебегает под прикрытием огневой группы, огневая группа - под прикрытием маневренной группы).

При перебежке взвода по отделениям каждое отделение начинает движение по команде своего командира отделения «Отделение, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, за мной - ВПЕРЕД». Личный состав отделения одновременно вскакивает и, пробежав 20-40 шагов, делает передышку. Для возобновления движения подается команда «Отделение - ВПЕРЕД». Перемещение отделений осуществляется под взаимным прикрытием огнем.

Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) своим огнем поддерживают продвижение личного состава своих подразделений и, используя складки местности, перемешаются от укрытия к укрытию.

Переползания применяются для незаметного сближения с противником и скрытого преодоления открытых участков местности, находящихся под наблюдением или обстрелом противника. Как и перед перебежкой перед переползанием необходимо наметить путь перемещения и укрытые места для остановки.

В условиях применения противником «мин-растяжек» необходимо применять кошку на шнуре, которая из положения лежа выбрасывается вперед и подтягивается к себе, приводя в действие взрыватели установленных мин. При применении кошки в зоне поражения мины не должны находиться солдаты своего подразделения.

Переползание осуществляется по-пластунски, на получетвереньках и на боку в следующем порядке.

По предварительной команде переползающий должен наметить путь движения и укрытые места остановок для передышки, а по исполнительной команде переползти одним из указанных способов. Для переползания взвода и отделения подаются такие же команды, как и при передвижении перебежками, например: «Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ползком справа (слева), по отделениям - ВПЕРЕД» или «Отделение (боевая группа), в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ползком справа (слева, справа и слева) по одному - ВПЕРЕД».

Для переползания по-пластунски лечь плотно на землю, правой рукой взять оружие за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше; отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед, продолжить движение в том же порядке.

При переползании голову высоко не поднимать.

Для переползания на получетвереньках встать на колени и опереться на предплечья или кисти рук. Подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед. Передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под себя другую, согнутую ногу и вытягивая другую руку, продолжать движение в том же порядке. Оружие держать: при опоре на предплечья - так же, как и при переползании по-пластунски; при опоре на кисти рук - в правой руке.

Для переползания на боку лечь на левый бок; подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой упереться каблуком в землю как можно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, после чего продолжить движение в том же порядке. Оружие держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги.

Передвижение ускоренным шагом пригнувшись применяется для скрытного перемещения по местности с невысокими укрытиями (низкий кустарник, высокая трава, канава и т. д.), по траншеям и ходам сообщения.

Бег (медленный, скоростной и в среднем темпе) может применяться при атаке противника, а также для преодоления отдельных участков местности. Скоростной бег в полный рост или пригнувшись применяется при перебежках, при выбегании из укрытий к боевым и транспортным машинам.

Для остановки взвода (отделения) подается команда «Взвод (отделение, группа) - СТОЙ», а для возобновления движения - «Взвод (отделение, группа) - ВПЕРЕД».

При ведении действий ночью и необходимости скрыть от противника свое перемещение (для достижения внезапности атаки, при ведении разведки), если во время перемещения местность вдруг освещается противником, необходимо немедленно прекратить движение и лежать неподвижно до конца освещения.

Движение взвода (отделения) назад производится теми же способами, что и вперед, по команде «Взвод (отделение), отойти на такой-то предмет (на такой-то рубеж), справа (слева или справа и слева) по одному (по группам, отделениям) - НАЗАД».

ТЕМА № 3: «Действия солдата в бою». Занятие № 1: «Способы и средства управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним. Тре

ТЕМА № 3:
«Действия солдата в бою».
Занятие № 1:
«Способы и средства управления

действия по ним. Тренировка в действиях по
командам и сигналам. Ознакомление с
переносными средствами связи,
применяемыми в подразделениях ТТО, АТО.

подаваемых днем и ночью».

Учебные цели:
1. Ознакомить с обязанностями
солдата в бою, командами и сигналами
управления военнослужащими в бою;
2. Научить приемам и способам
действий солдата в бою;
3. Воспитать у обучаемых патриотизм,
гордость за Вооруженные Силы РФ.

Учебные вопросы:
1. Способы и средства управления
военнослужащими в бою.
2. Ознакомление с переносными средствами
связи, применяемыми в подразделениях ТТО,
АТО.
3. Тренировка в действиях по командам и
сигналам.
Тренировка в выполнении сигналов и команд,
подаваемых днем и ночью.
Время: 2 часа.
Метод: лекция.
Место проведения: класс.

1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Способы и средства управления
военнослужащими в бою.
Команды, сигналы и действия по
ним».

Для решения задач, связанных с управлением, сначала
вводится военный совет при главнокомандующем, а
позже - штабы объединений, соединений и частей.
Доверяя командирам отделений (танков), командир
взвода в то же время, обладая знаниями и опытом,
постоянно следит (осуществляет контроль) за ходом
подготовки подразделений к бою и при необходимости
в любой момент должен оказать им помощь. Командир
мотострелкового (танкового) взвода управляет
взводом: - по радио, - командами, подаваемыми
голосом, - сигнальными средствами, - действиями, по
принципу «делай, что я».
Внутри боевой машины командир взвода, отделения
(танка) управляет действиями подчиненных:
- командами, подаваемыми по переговорному
устройству,
- голосом,
- установленными сигналами.

Связь должна быть организована так,
чтобы, во-первых, она была бесперебойной
и надежной и, во-вторых, обеспечивала
быстрый и скрытый доклад решений и
передачу приказаний, распоряжений,
сигналов.
Основными средствами зрительной
сигнализации являются:
- сигнальные и осветительные патроны,
- дымовые шашки и ручные дымовые гранаты,
- осветительные и дымовые снаряды и мины,
- флажки,
- фонари.

Команда – краткое устное приказание в
определенной форме. После которого должно
следовать немедленное исполнение
При подаче команд командиры
отделений (танков) вызываются позывными, а
пункты местности указываются от ориентиров и по
условным наименованиям. Порядок подачи
команд (сигналов) по
радио должен быть следующим. Позывной
вызываемой радиостанции называется один раз;
слово «я» и позывной своей радиостанции-
один раз; содержание команды (сигнала) -
один раз;
слово «я» и позывной своей радиостанции -
один раз; слово «прием» - один раз.
Например: «Береза-13, я-Ясень21, наступать в направлении ориентир 4,
изгиб ручья «Гнилой», я - Ясень-21, прием»

На принятую команду (сигнал) командир отделения (танка)
немедленно дает подтверждение точным
повторением команды (сигнала) или только словом
«понял» с указанием своего позывного.
Например: «Ясень-21, я - Береза-13, понял, наступать в
направлении ориентир 4, изгиб ручья «Гнилой», я -
Береза-13, прием» «Я - Береза-13, понял, прием».
При слабой слышимости и сильных помехах командир
взвода команды (сигналы) может передавать два раза.
Например: «Береза-13, я-Ясень-21, уменьшить
дистанцию, уменьшить дистанцию, я - Ясень-21, прием».
При управлении одиночными военнослужащими,
действующими в пешем порядке, в команде обычно
указываются звание и фамилия, какое действие
произвести, исполнительная часть команды.
Например: «Рядовой Петров - к бою».
«Рядовому Иванову перебежать к отдельному дереву -
вперед».
«Ефрейтору Сидорову переползти к отдельному кусту -
вперед».

10.

Взвод, действующий в пешем порядке без боевых машин, из
походного порядка в предбоевой развертывается по
команде (сигналу).
Например:
«Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то
рубеж), в линию отделений - марш».
Взвод, действующий в пешем порядке, из предбоевого
порядка или из колонны, минуя предбоевой порядок,
развертывается в цепь по команде.
Например: «Взвод, в направлении сухого дерева, на рубеж
бугор, развалины, направляющее - второе отделение - к
бою, вперед»
или «Взвод, за мной - к бою, вперед».
Для отражения противника огнем с места командир, взвода
подает команду «Взвод - стой», по которой личный состав
залегает, применяясь к местности, и изготавливается для
ведения огня. Для возобновления движения командир
взвода подает команду «Взвод - вперед», и добавляет
(если нужно) - «бегом».

11.

Сигнал – знак, физический процесс, или явление, несущее
сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта либо
передающее команды управления, оповещения и т.д.
Для подачи сигналов применяются:
1. Днём флаги двух цветов: красный (оранжевый) и белый (жёлтый);
ночью - электрические фонари или переносные лампы с
рефлекторами двух цветов: красным (оранжевым) и зелёным
(голубым).Флаги размером 30х20 см изготовляются из шерстяной
материи. Древко длиной 50 см может быть деревянным или




пристёгивания к поясу.
2. Флаги размером 30х20 см изготовляются из шерстяной материи.
Древко длиной 50 см может быть деревянным или
металлическим. Флаги должны содержаться в чистоте,
своевременно стираться; для этого полотнище флага должно
легко сниматься с древка. Флаги носятся в кожаных или
брезентовых чехлах, имеющих петлю или крючок для
пристёгивания к поясу.
3. Весь личный состав бронетанковых частей должен знать все
установленные сигналы и уметь правильно их подавать и
принимать.

12.

4. Команды могут подаваться как одним сигналом, так и
комбинацией их, например:
для подачи команды "УГЛОМ НАЗАД" следует подать сигналы:
"Углом" и "Назад";
для подачи команды. "УСТУПОМ СПРАВА" следует подать
сигналы: "Уступ" и "Направо";
для построения роты в разомкнутый строй "Линия взводных
колонн" следует подать сигналы: "Развернись" и "Линия
колонн"; сигнал "Линия колонн" повторяется несколько раз.
Для поворота направо или для остановки следует подать
соответственно сигналы: "Направо" и "Стой"; в том случае,
если необходимо выполнить одновременный поворот или
одновременную остановку, то перед сигналом поворота или
остановки подаётся сигнал "Все";
Для передачи команды, которая относится только к одному из
подразделений, предварительно подаётся сигнал,
указывающий номер подразделения: "1-е подразделение", "2-е
подразделение", "3-е подразделение".
5. Изменять значение установленных настоящим Уставом
сигналов и порядка их подачи воспрещается. Разрешается при
необходимости временно устанавливать дополнительные
сигналы для подачи их флагами, рукой, фуражкой, веткой и
другими предметами.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Ознакомление с переносными
средствами связи,
применяемыми в
подразделениях ТТО, АТО».

21.

СРЕДСТВА СВЯЗИ - это устройство, обеспечивающее
передачу и (или) прием сообщений в системе в/связи. Они
обеспечивают обмен информацией в системах управления
войсками.
К средствам связи относятся:
ТЕХНИКА СВЯЗИ: (радиопередатчики и радиоприемники,
радиолинейные, тропосферные станции, станции
космической связи, аппаратура высокочастотного
телефонирования, спецаппаратура связи, аппаратные
подвижных узлов связи, командно-штабные машины и
машины боевого управления, аппаратура дистанционного
управления и контроля, оповещения, звукозаписи,
громкоговорящей связи и др. техника, предназначенная для
передачи, приема и преобразования информации).
ПРОВОДНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ СРЕДСТВА: (подземные и
подводные кабели, легкие полевые кабели связи, полевые
кабели дальней связи, арматуры и материалы для
постройки или прокладки линий связи).
Для управления танткотехническим обеспечением в
батальоне кроме радиосредств применяются проводные,
подвижные, сигнальные и другие средства связи.

22. РАДИО СРЕДСТВА СВЯЗИ

Стационарные
Радиостанция Р-123М предназначена для обеспечения
круглосуточной двусторонней радиосвязи между танками
и другими бронеобъектами во время движения и на
стоянке как с однотипной радиостанцией, так и с другими
радиостанциями УКВ диапазона и частотной модуляцией.
Радиостанция Р-123М – приемопередающая,
ультракоротковолновая, телефонная, с частотной
модуляцией, с подавителем шумов; обеспечивает
следующие виды связи:
- телефонную связь симплексом, при которой передача и
прием производится поочередно, а переход с приема на
передачу и обратно осуществеляется с помощью
нагрудного переключателя;
-Дежурный прием, когда радиостанция работает только в
режиме длительного приема.

23.

Радиостанция Р-173 является приемопередающей,
УКВ, симплексной, с частотной модуляцией и
предназначена для обеспечения двухсторонней
телефонной, радиосвязи между подвижными
объектами при движении и на стоянке.
Радиостанция обеспечивает беспоисковое вхождение в
связь и бесподстроечное ведение связи на любой из
десяти заранее подготовленных частот (ЗПЧ).
Радиостанция обеспечивает работу на штыревых
антеннах (длиной 3, 2 и 1м), широкодиапазонной УКВ
антенне и аварийной антенне.
На общую штыревую антенну с применением антенноразвязывающих устройств:
-двух радиостанций Р-173;
-радиостанций Р-173 и радиоприёмника Р-173п;
-радиостанций Р-173 и КВ радиостанции Р-134, на
отдельные штыревые антенны;
-двух радиостанций Р-173;
-радиостанции Р-173 и радиоприёмника Р-173п.

24.

Переносные
Радиостанций Р-159 широкодиапазонная, ранцевая,
переносная, УКВ, приемопередающая, симплексная,
ТФ и ТГ с частотной модуляцией, с узкополосным
телеграфированием, с тональным вызовом, а так же
с возможностью ДУ в ТФ режиме предназначается
для ведения связи в радиосетях с однотипными
радиостанциями.
Установка частоты радиостанции с помощью
переключателей и автоматическая настройка
передатчика на антенну обеспечивают вхождение в
связь, в течением 20-30с. Вхождение в радиосвязь
производится без поиска, а ведение связи – без
подстройки, на любой частоте диапазона, за
исключением пораженных частот.
Радиостанция Р-159 предназначена для ведения связи
на стоянке и при переноске ее радистом, а Р-159 с
УНЧ – для ведения связи из кабины на ходу и
стоянке автомобилей УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-131.

25.

На вооружение во взвод связи батальона для мотострелковых
рот поступает радиостанция Р-148. Это переносная, ультрокоротковолновая, приемопередающая, телефонная с частотной
модуляцией, беспоисковая и бесподстроечная.
Радиостанция Р-148 предназначена для обеспечения связи в
радиосети мотострелковой роты.
Диапазон частот от 37 до 52 мгц, в данном диапазоне имеет 299
рабочих частот, равное количество частот через 25 кгц. Питание
осуществляется от аккумуляторов IОАНКЦ. Масса
радиостанции3 кг., дальность связи при антенне Куликова до 6
км.
В войсках можно встретить и радиостанцию Р-126, которая имеет
тоже предназначение, что и радиостанция Р-148, но несколько
другие данные.
Диапазон частот от 48,5 до 51,5 мгц. В этом диапазоне
размещена 31 рабочая частота. Разное количество частот через
500 кгц Источником питания радиостанции является аккумулятор
СЦД-12. Один комплект питании радиостанции обеспечивает
работу при работе прием-передача 3:1 в течении 13-16 часов.
Радиостанция комплектуется гибкой шнуровой антенной 1,5м. С
дальностью связи до 2 км. и лучевой антенной длинной 40 м. с
дальностью связи до 6 км. Масса радиостанции 2,8 кг.

26.

На смену радиостанции Р-148 в войска начинает поступать
радиостанция Р-159, которая по своим данным сходна с
радиостанцией Р-148, но несколько проще в подготовке к
работе.
Все эти радиостанции имеют действующий и одиночный
комплект.
В действующий комплект радиостанции входит:
приемопередатчик, штыревая антенна, два аккумулятора
СПД 12, микротелефонная гарнитура – щекофон и
одноухий головной телефон.
В одиночный комплект радиостанции входит: аккумулятор
СПД-12 4шт., защитный брезентовый чехол, лучевая
антенна, микротелефонная гарнитура – ларингофон и
одноухий головной телефон, противовес, подогреватель,
антенные надставки 22 шт., специальный ключ, лампочка
подсветки, электролит – 0,15 л., запасные радиолампы,
формуляр, техническое описание и инструкции по
эксплуатации 1 шт. на 4 изделия, инструкция по
эксплуатации аккумуляторов СПД – 12 на 4 комплекта одна.

27.

Радиостанция состоит из восьми блоков:
блок гетеродина;
блок усилителей высокой частоты,
усилителя мощности и смесителя;
блок конденсаторов переменной емкости;
блок усилителей промежуточной частоты;
блок ограничителя дискриминатора;
блок усилителя низкой частоты;
блок преобразователя постоянного
напряжения;
блок фильтров, гарнитуры и ларигофонного
автотрансформатора.

28.

ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ И ИХ ПОДКЛЮЧЕНИЕ:
Источником питания радиостанции Р-126 являются два
последовательно соединенных аккумулятора СПД-12. Вес двух
аккумуляторов 400г. Напряжение – 2,6 – 2,75в. Аккумуляторы наливные,
серебряно-цинковые. Срок службы – пятьдесят циклов «Разряд-Заряд».
Смена аккумуляторов производится после их разрядки до напряжения 2,75
в. в режиме передачи.
Признаками разрядки аккумуляторов являются значительное
снижение уровня собственных шумов в приемнике. На боковой стенке
аккумулятора имеется две крайние риски, если аккумулятор заряжен, то
уровень электролита находится у верхней черты, если разряжен – то у
нижней.
При подключении необходимо соблюдать полярность. Полюса
обозначены на клеммах аккумуляторов и зажимах радиостанций.
Источником питания радиостанции Р-148 является аккумулятор
IОАНКЦ напряжением 12в. аккумулятор IОАНКЦ обеспечивает работу
радиостанции в режиме прием-передача 3:1 в течение 10 часов, при
температуре режима от +50 до –40 градусов.
Для подключения аккумуляторов необходимо открыть крышку и
соблюдая полярность установить аккумулятор в радиостанцию.
Радиостанция должна быть выключена.

29. 3-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Тренировка
в
действиях
по
командам и сигналам. Тренировка в
выполнении сигналов и команд
подаваемых днем и ночью».

30.

Данный учебный вопрос отрабатывается на
учебных сборах(при воинской части).

31. Тема №3. «Действия солдата в бою».

Занятие №1 «Способы и средства управления
военнослужащими в бою. Команды, сигналы и
действия по ним. Тренировка в действиях по командам
и сигналам. Ознакомление с переносными средствами
связи, применяемыми в подразделениях ТТО, АТО.
Тренировка в выполнении сигналов и команд
подаваемых днем и ночью».
Задание на самостоятельную подготовку:
Изучить:
- Приемы и способы действий солдата в бою, М.: Воениздат, 1988 г.
Тема следующего занятия:
Тема №3 занятие №2: « Действия солдата на марше по сигналам
оповещения. Управления и взаимодействия. Действия дозорного при
осмотре местности и местных предметов.».

ПЛАН

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Занятие 1: Обязанности солдата в бою. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

«___» ________2011 года

Протокол №_____


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

полковник В.ТРУСОВ

«____»_________ 2011г.

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Тема 4: «Действия солдата в бою».

Занятие 1:

I. Учебные цели:

Изучить обязанности солдата в бою, боевые задачи, походный и боевой порядки мотострелкового отделения

Ознакомиться со способами управления военнослужащими в бою, командами и сигналами и порядком действий по ним.

Учебные вопросы:

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Второй учебный вопрос

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература

а) основная:

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, ч.III (взвод, отделение, танк), М.: Воениздат, 2005.

Тактика, ч.I (взвод, отделение, танк): Учебник, - М.: Воениздат, 1992.

Андрусенко Н.Н. Мотострелковый (танковый) взвод в бою: Учебник, - М.: Воениздат, 1989.

Моисеенко Н.П. Организация, вооружение и тактика действий соединений, частей и подразделений армий иностранных государств: Учебное пособие, - М.: Воениздат, 2001.



Справочный материал (печатный).

б) Наглядные пособия :

схемы (слайды).

в)Технические средства обучения :

мультимедийный проектор – 1 ед.;

классная доска; экран; указка.

Вступительная часть - 5 мин.

Принимаю доклад о готовности взвода к занятию. Проверяю наличие, внешний вид студентов и их готовность к занятию. При выявлении недостатков даю указания по их устранению. При наличии отсутствующих студентов убеждаюсь в законности причин их отсутствия.

Объявляю тему, учебные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове подчеркиваю актуальность темы занятия, ее значение для дальнейшего обучения студентов, а также значение тактического занятия в изучении дисциплины.

После краткого вступления перехожу к отработке учебных вопросов занятия.

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. После этого перехожу к рассмотрению обязанностей солдата в бою. Голосом довожу до студентов обязанности солдата в бою, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.



По окончании изложения первого учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;

Знать и понимать полученную задачу;

Знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;

Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

Умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин;

Преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

Не оставлять без разрешения командира своего места в бою;

При ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;

Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты;

Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего;

При повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Второй учебный вопрос : Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

Мотострелковые отделения предназ­начены для решения основных задач:

В оборо­не - для уничтожения противника огнем при его переходе в атаку, ее отражения, прочного удержания занимаемых позиций и объектов;

В наступлении - для уничтожения живой силы и боевой техники противника и захвата указан­ных объектов.

Боевой порядок мотострелкового отделения может строиться на основе боевых групп: ма­невренной и огневой . Состав боевых групп определяет командир отделения. Кроме того, в боевой порядок отделения может входить бое­вая машина.

Маневренная группа предназначена для выполнения задач по уничтожению про­тивника, прочному удержанию занимаемых по­зиций и объектов, захвату его объектов, воору­жения и техники. В состав маневренной груп­пы, как правило, назначаются старший стрелок и один-два стрелка.

Огневая группа предназначена для под­держки огнем действий маневренной группы и выполнения вместе с ней задач по уничтоже­нию противника, прочному удержанию зани­маемых позиций и объектов и захвату его объ­ектов, вооружения и техники. В состав огневой группы, как правило, входят командир отделе­ния, гранатометчик, стрелок-помощник гра­натометчика и пулеметчик. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки состав боевых групп может быть иным.

Боевая машина предназначена для под­держки огнем действий боевых групп, уничто­жения бронированных, небронированных объ­ектов и живой силы противника, а также для перевозки личного состава отделения.

Мотострелковое отделение может действовать в пешем порядке (зимой - на лы­жах), на боевых машинах пехоты (бронетранс­портерах, автомобилях и десантом на танках.

При выполнении боевых задач отде­ление ведет огонь из вооружения бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров), из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, гранатометов, применяет ручные гранаты, а в рукопашном бою - удары шты­ком, прикладом и пехотной лопатой.

Огнем вооружения боевых машин пехоты уничтожаются танки, другие брониро­ванные машины, огневые средства и живая си­ла противника, разрушаются его фортификаци­онные сооружения, поражаются низколетящие самолеты, вертолеты и другие воздушные цели. Огнем вооружения бронетранспортеров (МТЛБ) унич­тожаются живая сила, огневые средства и дру­гие цели.

Автоматы и пулеметы применяются для унич­тожения живой силы и огневых средств против­ника. Кроме того, они могут применяться для поражения низколетящих воздушных целей.

Снайперская винтовка применяется для уничтожения важных одиночных целей (офи­церов, наблюдателей, снайперов, расчетов ог­невых средств, низколетящих вертолетов) про­тивника.

Противотанковые ракетные комплексы, противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты применяются для уничто­жения танков и других бронированных машин, а другие гранатометы и ручные гранаты - для поражения живой силы и огневых средств про­тивника, расположенных вне укрытий, в откры­тых окопах, траншеях и за укрытиями (в лощи­нах, оврагах и на обратных скатах высот).

Огневая позиция (место для стрельбы) дол­жна быть удобной, обеспечивать широкий об­зор и обстрел, укрывать огневое средство (стрелка) от наблюдения противника, исклю­чать наличие в секторе стрельбы мертвых про­странств и обеспечивать проведение маневра. После производства нескольких выстрелов (очередей) с одной огневой позиции (места для стрельбы) в целях воспрещения ведения про­тивником прицельного огня и его обмана про­изводится ее смена.

Запрещается выбирать и занимать огневую по­зицию (место для стрельбы) на гребнях высот (пригорков, холмов), перед местными предмета­ми, на фоне которых будет отчетливо виден силу­эт стреляющего.

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Голосом довожу до студентов изучаемый материал вопроса, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

По окончании изложения учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной де­ятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полу­ченной задачи) и руководству ими при выпол­нении задач.

Управление должно быть устойчивым, непре­рывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых воз­можностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: прави­льным уяснением задачи, поставленной стар­шим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организа­цией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими под­разделениями.

Непрерывность управления достигается: по­стоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой за­дач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: бы­стрым реагированием на изменение обстанов­ки; своевременным влиянием на действия под­разделений в интересах выполнения постав­ленных задач.

Скрытность управления достигается: скрыт­ным размещением и перемещением коман­дно-наблюдательного пункта (командира в бо­евом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установ­ленных режимов их работы и мер радиомаски­ровки; воспитанием личного состава в духе вы­сокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми сред­ствами, личным составом) организуется и осуще­ствляется на основе решения командира.

Командир отделения управляет личным составом, экипажа­ми по радио, командами, подаваемыми голо­сом, сигнальными средствами, и личным при­мером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных команда­ми, подаваемыми по переговорному устройст­ву, голосом или установленными сигналами.

В наступлении при действиях мотострелко­вого взвода в пешем порядке командир отделения располагается в месте, обеспечива­ющем эффективное управление подразделени­ями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сиг­налы управления.

При работе на радиостанциях строго со­блюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использова­нием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а

исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопо­мех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Для передачи заранее установленных сигна­лов применяются сигнальные средства: сигна­льные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пу­ли (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они пода­ются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

При управлении подразделениями (подчинен­ными) сигналами необходимо помнить, что сиг­нальные средства демаскируют местонахождение командира.

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химиче­ском и биологическом заражении осуществля­ется едиными и постоянно действующими сиг­налами.

Управление огнем является важнейшей обязанностью командира отделения. Оно включает: разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и опре­деление очередности поражения; выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня (стрельбы);целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; контроль за расходом боеприпасов.

Для управления огнем старший начальник назначает единые ориентиры и сигналы, заменять их запрещается. При необходимости командир взвода может назначить дополнительного свои ориентиры из расчета не более пяти на направлении действий отделений, границах полосы и дополнительного сектора обстрела). При докладах старшему начальнику и поддержании взаимодействия используются только указанные им ориентиры.

В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые местные предметы. При использовании ночных прицелов в качестве ориентиров выбираются местные предметы с большой отражающей способностью в пределах дальности действия прицелов. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника, а при организации обороны в укрепленном районе могут нумероваться от себя по спирали по ходу часовой стрелки. Один из них назначается основным. Кроме ориентиров для управления огнем могут использоваться хорошо видимые местные предметы.

Разведка наземных и воздушных целей должна обеспечить обнаружение противника перед фронтом и на флангах отделения, танка, огневого средства), а при выполнении задач самостоятельно - в круговом секторе. Разведка целей ведется всем личным составом взвода (отделения, танка, расчета) в назначенных секторах.

Оценка важности целей заключается в определении объектов противника, способных оказать наибольшее влияние на ход выполне­ния боевой задачи подразделением. Очеред­ность их поражения определяет командир под­разделения, исходя из оценки важности целей. В первую очередь уничтожаются противотан­ковые средства, расчеты пулеметов и миноме­тов, снайперы, артиллерийские корректиров­щики, авиационные наводчики, машины управления и командиры подразделений про­тивника. Выбор средств поражения должен обеспечить уничтожение разведанных целей.

При постановке (уточнении) огневых за­дач командиры указывают: кому (какому под­разделению), где (целеуказание), что (наимено­вание цели) и огневую задачу (уничтожение, подавление, разрушение или другое).

Целеуказание может осуществляться от ори­ентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки), по азимутальному указате­лю, трассирующими пулями и снарядами, от разрывов снарядов, сигнальными средствами, а также наведением приборов и оружия в цель.

Корректирование огня осуществляется от местоположения цели, ориентиров (местных предметов) и разрывов снарядов с указанием величины отклонения по дальности и направ­лению.

Вызов и корректирование огня поддер­живающей артиллерии осуществляются, как правило, через артиллерийских командиров (корректировщиков), а при их отсутствии - лично командиром взвода. При вызове огня командир взвода указывает: характер и место­положение (номер) цели; задачу стрельбы (по­давить, уничтожить, разрушить, осветить, за­дымить); сроки выполнения огневой задачи, а при корректировании огня - характер и место­положение (номер) цели; величину отклонения по дальности и направлению.

Целеуказание экипажам вертолетов (самоле­тов) осуществляется обычно по распоряжению старшего командира обозначением места цели огнем стрелкового оружия, вооружения боевых машин, трассирующими пулями (снарядами), а также сигнальными ракетами. Задача на обозна­чение места цели ставится так же, как и огневая задача с указанием времени открытия огня.

При поддержке боя взвода (отделения, танка) огнем артиллерии, ударами авиации или других средств поражения командир обязан указать ру­беж безопасного удаления от разрывов своих сна­рядов (ракет, мин).

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ ФЛАЖКАМИ, РУКОЙ

И ФОНАРЕМ

н/п Сигнал Условные знаки
рукой флажками фонарем
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом – серия точек
Сбор командиро(начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко отпустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг
К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Заводи Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок Фонарем с белым светом вращать впереди себя
Глуши двигатель Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг
Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Стой (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
В линию колонн В линию взводных колонн:Поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой В линию ротных колонн:Поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете
В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва
Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя
Все направо (налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота
Авария(вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45 градусов Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечание: Сигнальный флажок состоит из прямоугольного по-

лотнища размером 32 х 22 см, прикрепленного к древку длиной 40 см. Вместо флажка желтого цвета может применяться флажок белого цвета.

Заключительная часть.

Напоминаю тему, учебные цели занятия и в какой степени они достигнуты. Указываю на наиболее характерные недостатки, выявленные в ходе контроля за работой студентов, и ставлю задачу по их устранению. Довожу задание на самостоятельную подготовку. После этого отвечаю на возникшие у студентов вопросы.

РАЗРАБОТАЛ: НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА-

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

генерал-майор запаса В.ГЛИНИН



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...