Скачать презентацию на тему философия древнего китая. Презентация на тему "философия древнего китая"

В середине I тысячелетия до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически одновременно возникает философия. В Древнем Китае философия возникла в III-II тысячелетии до н.э. Общей закономерностью для духовного развития древних цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовной революции, относящейся к VI в. до н.э. Первые философы Древнего Китая: Конфуций (основатель Конфуцианства) Лао-Цзы (основатель Даосизма) Мо-Цзы (основатель Моизма) и др.

Слайд 3

В Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что её не было совсем. Точнее, она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой-то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, особенно ярко выраженная в «Книге перемен» (И-цзин) и в многочисленной комментаторской литературе. Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Её суть – символизация пространственно-числовых структур, по-китайски – сян шу чжи сюэ («учение о символах и числах»), которое на Западе иногда именуют нумерологией.

Слайд 4: Предфилософская литература

Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие» (« Уцзин »). К нему относились: «Книга песен» (« Шицзин »), « Книга истории» (« Шуцзин »), « Книга перемен» (« Ицзин »), « Книга обрядов» (« Лицзин »), Летопись (« Чуньцю »).

Слайд 5: В предфилософской литературе поднимается множество различных вопросов, например:

Вопрос о происхождении зла: от кого оно – от Бога или от человека? Авторы « Уцзин » склонны видеть причину зла в человеке («зависят распри только от людей») и оправдывать Бога. В « Шуцзин » рассматривается проблема первоначала мира. Решается она с позиций натурализма: существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – ян и инь. Понятия эти многозначные и олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. Но в древней предфилософии они ещё не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более «приземлёно» – как силы света и тьмы, тепла и холода, жёсткости и мягкости, как мужское и женское начала.

Слайд 6

Слайд 7: Этапы развития

Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае: – этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.; – этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который относится к VI-III вв. до н.э.; – философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией; – философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма). Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго – «золотой век китайской философии». Для раннего (доханьского) периода характерны плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область философии. Философские школы в Китае складываются в VI в. до н.э. Причём, философия, развивавшаяся анонимно, становится авторской, будучи связанной с именами конкретных мудрецов.

Слайд 8: Философские школы

В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы. 1. Натурфилософская школа (инь-ян-цзя). Главный представитель – Цзоу Янь. 2. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций). 3. Моизм (мо-цзя). Основатель – Мо-цзы. 4. Школа имён (мин цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун. 5. Школа закона (фа-цзя, или, по-европейски – легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фей-цзы, Ли Сы. 6. Даосизм (дао де цзя). Основатель – Лао-цзы.

Слайд 9: Общие черты китайской философии

Сильный традиционализм в культуре, который отражается и на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала – как религиозного, так и светского. Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории). Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения. Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая инь, триграммы, гексаграммы, «пять на пять агентов движения» (у син), смысловые узоры спирали дао (вэнь ли) и т.д.). Слабое развитие логики. Малая системность, как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой. Дао – исток и центральное понятие древней китайской философии. Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии. Преобладание идеализма над материализмом.

10

Слайд 10: Основополагающие понятия философии Древнего Китая

Дао (буквально «путь») – одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон, б) естественный, природный ход вещей, в) Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей, г) символ высшей космической гармонии. Дэ – понятие, во многом близкое понятию «Дао». В «Дао дэ цзин » говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». В сущности, дэ – это трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ » – это совершенномудрый (шэнжэнь). Жэнь – основное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь – это « спокойно-самодостаточная » любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность.

11

Слайд 11

И – «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле «и» – это моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели. Инь – ян – парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. « Инь – ян » – диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма – свет, движение – покой, земное – небесное, холод – тепло, женское – мужское начала, смерть – жизнь и т.д. Ли – «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы поведения – религиозного, светского, семейного. Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект. Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли. Тянь – Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо-цзы Небо не только «зарождает и взращивает все сущее», но и следит за исполнением своих «небесных» законов. «Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесёт наказание».

12

Последний слайд презентации: Философия Древнего Китая

У-син – пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй (« недеяние ») – в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а скорее, действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью. Ци – буквально «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци – это духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления – космологического, антропологического и психологического. Цзюнь-цзы – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) – жэнь, и, ли, сяо, чжи. «Совершенный человек» противопоставляется «ничтожному человеку» (сяожень), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности.

Основные понятия Конфуцианство Конфуций Даосизм Лаоцзы Легизм Шан Ян Инь и Ян Дао цзинь

Четыре основных этапа развития философской мысли в Китае: Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.) Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.) Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.) Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Предыстория китайской философии В древней китайской философии господствующим было религиозномифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.

В это же время некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. Например, Ши Бо, историограф династии Чжоу, выдвинул понятие гармонии. В VII-VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. В этот период в китайской философии господствует культ Неба.

Древняя китайская философия Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии» . Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

“сторонники учения об инь и ян”(натурфилософы) “школа служилых людей” (конфуцианцы) “школа номиналистов” (софисты) “школа законников” (легисты) “школа моистов” “школа сторонников учения о дао и дэ”(даосисты)

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Мои зм (мо цзя) (墨家) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Даоси зм (道教) - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы, живший в конце VI – начале V вв. до н. э. Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ» . «Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир. «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: Все в мире взаимосвязано; Материя, из которой состоит мир, едина; Существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю») Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и надеяние («увэй») Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдений законов даосизма

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира. ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом.

Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира, выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци"). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл.

Инь ян цзя (陰陽 家) - школа темного и светлого начала. Конфуцианство (儒學) - китайское этико-политическое учение, Основные вопросы, решаемые конфуцианством: как необходимо древнейшая философская школа, которая рассматривает человека управлять людьми? Как вести себя в обществе? Представители прежде всего как участника социальной жизни. за мягкое управление данной философской школы выступают Основоположником конфуцианства является Конфуций, живший в 551 – обществом. В качестве примера подобного управления приводится 479 гг. до н. э. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – благородные мужи во главе с государем (Императором) - «сыном неба» . отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а Благородный муж - это образец нравственного совершенства, начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: Жить в обществе и для общества; Уступать другу; Слушаться старших по возрасту и по званию; Подчиняться императору; Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; Быть человечным.

Руководитель должен обладать следующими качествами: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели; обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить большие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению, заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

Мин цзя (名家) - «Школа имён» . Время существования - V- III вв. до н. э. Леги зм (法家) - «Школа законников» - важнейшее социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (228 – 233 гг. до н. э.). В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Основные постулаты легизма: человек обладает изначально злой природой; движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистический интересы; как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием, основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии, ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Средневековый период китайской философии Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм.

Будди зм (बदध धरम) - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхаратха Гаутама.

Выдающиеся мыслители этого времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу, получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань» ; философконфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн; Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (на фото), автор первой всеобщей истории Китая; Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би. Он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике.

Новое время китайской Оно характеризуется философии С другой стороны, догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов) имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма - 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.


  • Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.
  • Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины.
  • Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

  • По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.
  • В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци . В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци . Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

  • Это следующие первоначала:
  • Огонь
  • Дерево
  • Металл
  • Земля
  • В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао . Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди
  • В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.
  • Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.
  • Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:
  • Мин-цзя
  • Фа-цзя

  • Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.
  • Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.
  • Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

  • Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
  • Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния .
  • Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.


  • Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.
  • Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
  • Кун-Цзы основал идею «исправления имён» . Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
  • Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)
  • Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
  • Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
  • Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:
  • Жестокости
  • Грубости
  • Разбоя
  • Жадности
  • В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
  • Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
  • В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:
  • Ритуал
  • Музыка
  • Искусство стрельбы из лука
  • Управления лошадьми
  • История и математика
  • О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

  • Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы ), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.
  • Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
  • Мо-Цзы , как и Кун-Цзы , близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.

  • Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
  • Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
  • Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.

Фа-цзя (Легисты) и Мин-цзя (школа имён)

  • Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
  • Легисты Шан Ян , Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви и так далее…
  • Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
  • Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо: Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
  • Карать жёстко, внушая трепет
  • Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
  • Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
  • Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном , который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.

Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.

Идеей последователей мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь).

Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления.

Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.


Сравнительный анализ учения моизма и легизма

Моисты

Легисты

Выражали интересы мелких собственников, свободных землевладельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате.

Отстаивали интересы имущественной знати.

Считали, что управление государством не требует специального обучения. Способность человека к государственному управлению определяется его деловыми качествами - желанием служить простому народу и усердием в делах.

Считали, что для управления государством необходимо знать обстановку в стране, использовать точные расчёты, а также опыт предшествующих поколений. То есть необходимо обладать определёнными знаниями и навыками.


Ссылались на пример предков. «Древние правители», утверждал Мо-Цзы , «приносили пользу всему народу». Хотя среди них были не только выходцы из знати, но и выходцы из низших сословий.

Доказывали невозможность возврата к старине. Для пользы государства не обязательно подражать древности. За преодолением традиционалистских воззрений следует расшатанность религиозных предрассудков. Следовательно. Появляются условия для создания светской политической теории.

Выступали за управление страной на основе принципов справедливости.

Основным принципом создания порядка в государстве для них было разобщение людей взаимной подозрительностью и доносами.

Учение основывалось на любви неба к людям, к простому народу. Следовательно, и правители, по их мнению, должны любить народ и заботиться о нём. Основной принцип учения - всеобщая любовь.

Такие понятия как «человеколюбие», «братская любовь» - всего-навсего игра слов, приравниваемая к детской игре «приготовление изящных яств из песка».


  • В 213-ом году до нашей эры произошло массовое сожжение книг, а в 212-ом году до нашей эры было организовано избиение философов. Традиция в культуре была прервана. Только после смены правящей династии, когда династия Хань пришла к власти, традиция была восстановлена.
  • В 136-ом году до нашей эры имепратор У-Ди возвёл конфуцианство в ранг государственной идеологии, введя в неё элементы легизма, создав слияние ритуальных взглядов и закона.
  • Даосизм постепенно выродился в религиозную систему суеверий и волшебства, имеющую мало общего с философским даосизмом. Другие школы постепенно пришли в упадок.
  • После прихода в Китай буддизма, в стране образуются три сосуществующих и соперничающих религиозно-философских течения: конфуцианство, даосизм и буддизм. Эти течения определяют идеологические взгляды Китая вплоть до XX-го века.

Cлайд 1

Китайская философия 不要隨大流,不違背流動,去跨越它,如果你想到達彼岸。 Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега. Слова Ванталы.

Cлайд 2

Кита йская филосо фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Cлайд 3

Суть учения: Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Cлайд 4

Отличия от западной философии: цельное(холическое) восприятие вместо аналитического; периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

Cлайд 5

Cлайд 6

Предыстория китайской философии (до 6 века до н. э.) религиозно-мифологическое мировоззрение; зооморфный характер богов; «воля неба» постигается через гадания, предзнаменования; культ предков (влияние духов умерших на жизнь и судьбы потомков).

Cлайд 7

Мыслители той эпохи: Ши Бо (8 век до н. э.) выдвинул понятие гармонии (хэ); Цзинь Ши Мо (8 век до н. э.) выдвинул идею «парности» всех вещей; Философские идеи и термины того времени стали важнейшими понятиями китайской философии.

Cлайд 8

Древняя китайская философия (6 – 2 вв. до н.э.) бурная идеологическая борьба различных философско-политических и этических школ; «золотой век китайской философии»: зарождаются понятия, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейших времён.

Cлайд 9

Основные философские школы: даосизм: Вселенная является источником гармонии. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы; моизм: усовершенствования общества через знание. Представители: Мо Ди, Мэн Шэн; школа законников (легизм): равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Представители: Ли Куй, Шан Ян; школа инь-ян: Инь и Ян – «два образца» рождённые «Великим Пределом». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

Cлайд 10

Средневековый период китайской философии (2 в. до н. э. – 10 в. н.э.) полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. Конфуцианство одерживает верх; проникновение буддизма (1 век н. э.);

Cлайд 11

Выдающиеся мыслители Средневекового периода: Дун Чжунш – философ и государственный деятель; Ян Сюн – философ-конфуцианец, литератор и филолог; Чжан Хэн – развитие астрономии, механики, географии; Сыма Цянь – автор первой всеобщей истории Китая; Вэй Бояна – философ, алхимик, автор сочинения «Цань тун ци», в котором были изложены основные принципы даосской алхимии.

Cлайд 12

Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.) догматизация конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания; проникновение в китай христианства; гонение на даосистов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Без этих трёх учений философия древнего Китая напоминала бы здание без фундамента - столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.

Кун Фу-цзы (Конфуций) 551 – 479 гг до н.э. Родился в знатной семье. Его отец был военным, а мать – его третьей женой. Через 2 года отец умер, оставив семью без средств к существованию Конфуций с детства работал сторожем, пастухом. В 15 лет начал заниматься самообразованием. Вскоре он стал чиновником. Позже отправился путешествовать по государствам Китая, изучая их обычаи и законы. К 30 годам он стал известен как знаток наук и ритуалов. У него появились ученики.

Конфуцианство Ученики Конфуция записали его мысли и суждения и составили книгу «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»). Конфуцианство – это не религия. Золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Конфуций. рисунок из книги «Мифы и легенды Китая» Идеал конфуцианства – создание гармоничного общества

Пять основных идей Конфуция Жэнь (仁) - «любовь к людям», «милосердие», «гуманность». Человек должен руководствоваться любовью к людям. Это то, что отличает его от животного. И (义 [ 義 ]) - « правда», «справедливость». Человек должен быть справедливым. Почитать родителей, т.к. это правильно – они его вырастили. Ли (礼 [ 禮 ]) - «обычай», «обряд», «ритуал». Человек должен соблюдать все ритуалы и обычаи, тогда не будет места конфликтам и злу. Чжи (智) - здравый смысл, благоразумие, «мудрость». Умение просчитать последствия своих действий, посмотреть на них со стороны. Синь (信) - искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Эти качества предупреждают лицемерие. Люди не рождаются злыми. Они начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию. Дурное воспитание портит человека, поэтому необходимо правильное воспитание. Главная цель на жизненном пути человека – совершенствование. Дома потомков Конфуция в его родном городе Цюйфу

Лао-цзы Перевод имени: «старый философ» или «старый ребенок». Версия: Лао-цзы и Конфуций – это одно лицо. 604г.до н.э. – время смерти неизвестно Полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма Был очень образованным человеком. Служил хранителем государственного архива и библиотекарем при династии Чжоу. В знак протеста против интриг и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе он оставил рукопись «Дао дэ цзин». Неизвестно, где он жил, как, где и когда умер. Считается, что он прожил 160 или даже 200 лет

Даосизм Дао – центральное понятие даосизма. Это естественный ход вещей, судьба всего в мире. Но судьба не предопределенная, а как вечное движение и изменение, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Дао Графический символ инь-ян Взятые отдельно друг от друга, две части круга неполны, но вместе они образуют гармоничное единство. Инь ян Женское мужское Тьма свет Тепло огонь Сегодня хорошо завтра будет плохо Даосская притча: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не станет его убивать. Он сядет на берегу и будет ждать, пока труп врага сам не проплывет мимо него.

Основные положения даосизма Все в мире развивается естественным путем и находится в постоянном изменении, нельзя вмешиваться в этот процесс, цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, которое приносит покой, развитие цивилизации ведет к дисгармонии с миром, к разрыву связей с природой, к хаосу и войнам, следовательно, необходимо вернуться к истокам, стать ближе к природе. Китайская философия интересуется в первую очередь нравственными проблемами, поведением человека и его внутренним миром. 中国哲学 Китайская философия

Философия Древней Индии Веды (в переводе с санскрита – «знание», «учение») – это самый древний сборник религиозных текстов. Философская часть Вед – «Упанишады».

Важные понятия индийский философии: сансара – учение о переселении души, реинкарнация. Душа человека вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело (человека, животного, бога). карма – закон воздаяния. Все поступки (хорошие или плохие) отражаются на карме человека. При праведном поведении душа переселится в тело бога, жреца или ремесленника. При мерзком поведении – в тело собаки, свиньи или неприкасаемого. ахимса – непричинение вреда живому. Все живые существа имеют равноценную душу, поэтому нельзя причинять им вред.

Ортодоксальные философские школы (признающие авторитет «Вед»: веданта, йога, вайшешика. Ортодоксальные философские школы (признающие авторитет «Вед»: Веданта предлагает тщательно изучать тексты «Вед», где есть ответы на все вопросы. Если непонятно, обращаться к гуру (учителю). Вайшешика считает, чтобы избежать страданий, надо принимать жизнь такой, какая она есть. Йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, чтобы освободиться от боли и страданий.

Неортодоксальные философские школы (оригинальные учения): локаята, джайнизм, буддизм. Локаята: со страданием может справиться только удовольствие, смерть бесповоротна, жизнь коротка, надо успеть насладиться жизнью. Джайнизм: тело – темница бессмертной души, оно стремится к греху, надо избавиться от тирании тела с помощью аскетизма.

Буддизм – наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии. Главная идея: освобождение души от страданий, просветление и достижение нирваны (в переводе с санскрита – блаженное небытие, вечный покой). Основатель – Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (ок.623 – 544 до н.э.) Гаутама был сыном одного правителя Индии. Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он увидел старика, больного и похоронную процессию. Он понял всю глубину страданий человека и решил посвятить себя поиску истины. 6 лет он жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он проповедовал свое учение.

Будда – это не Бог, а учитель. Сиддхартха Гаутама – не первый и не последний Будда, он лишь один из череды Будд с далекого прошлого до далекого будущего. Статуя Будды в Японии Для достижения нирваны нужно: Праведное знание, Праведное отношение, праведная речь, праведное поведение, праведное усилие, праведное сосредоточение. Только точно исполняя эти требования, можно вырваться из круга сансары и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.

Древнекитайская и древнеиндийская философии дали миру множество различных и оригинальных идей, обогативших мировую философскую мысль. В последние столетия европейская философия все чаще обращается к идеям сострадания и ненасилия, духовного самосовершенствования.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...