Сказки про байкал придуманные детьми. Экологическая сказка про байкал для детей

«Про Байкал» ‒ это сказка о том, как возникло сибирское озеро Байкал. В стародавние времена на его месте был дремучий лес, полный птиц и зверья. Эта легенда поведает ребятам о борьбе с огромной птицей, которая пугала и изводила людей. Не могли охотники ее убить, от жарких лучей, испускаемых птицей, сами гибли. Но однажды родился ребенок, который рос не по дням, а по часам. И стал очень сильным богатырем. Люди попросили его избавить их от страшной птицы. Изготовил богатырь огромный лук и стрелу для него. А как все происходило, ребята, вы узнаете, прочитав эту старую легенду.


В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна, она была величиной с большого осетра. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу - скала разлетается.

Люди боялись той птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали.
Но вот родился среди людей один человек. Рос он не по дням, а по часам. Вскоре он вырос богатырем и никакой силы не боялся. Пошел к нему народ просить, чтобы он всех от беды избавил и ту огненную птицу убил. Послушался богатырь. Из ста деревьев себе лук сделал, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре вся земля содрогнулась.

Упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко. Народ разошелся из этой тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало.
Когда земля и тайга горели, народ все кричал: «Байкал, Байкал!» Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли ту птицу так называли, а может, это слово означало «много воды»… Только запомнили люди, что место это Байкалом зовут.


«Байкала-озера сказки» — сборник самобытного сибирского фольклора. Основу сборника составляют бурятские, эвенкийские и тофаларские сказки - народов, живущих в непосредственной близости к Байкалу. Сказки выразительные, с ярким национальным колоритом, житейской мудростью. Часть легенд и преданий связана с самим «сибирским морем», как называют Байкал сибиряки.
Рисунки к сборнику создали выдающиеся художники Г.А.В. Траугот.

Составитель Н. Есипёнок

Текст печатается по изданию: Байкала-озера сказки. Сборник:
в 2 кн. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.

Н. Есипёнок. Наследство сибирских народов……

ВОЛШЕБНЫЕ СНЫ ПОДЛЕМОРЬЯ
Ангарские бусы (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………….
Омулёвая бочка (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………….
Жена Хордея (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)……………
Волшебные рога Огайло (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов).....
Чайка-необычайка (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………
Хозяин Ольхона (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)……….

ВЕЧНЫЕ ЛЮДИ И ЖИВАЯ ВОДА
Меткая стрела (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Агды-гром. (Эвенкийская сказка. Литературная обработка Г. Кунгурова)
Силачи и красавицы (Из фольклора эвенков Бурятии. Запись М. Воскобойникова)
Хиктэнэй (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Кто ты? (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Вечные люди и живая вода (Тофаларская сказка. Литературная запись А. Коптелова)
Про злого хана Улузана (Тофаларская сказка. Литературная запись А. Коптелова)

ТАК РОЖДАЛИСЬ РЕКИ И ГОРЫ
Про Байкал (Из русского фольклора Прибайкалья. Запись Л. Элиасова)
Горы-быки (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Хобот-скала (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)
Легенда об Иркуте (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Батор (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Аморгол (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Богатырь Хоридой (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Как буряты с тунгусами породнились (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

СЧАСТЬЕ И ГОРЕ
Глупый богач (А. Тороев. Перевод с бурятского И. Кима)
Как пастух Тархас проучил хана-бездельника (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Анютка (Русская сказка. Литературная запись Н. Есипёнка)
Как внук деда спас (Русская сказка. Запись В. Зиновьева)
Умный кучер (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Мудрая дочь (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Две сумки (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Батрак (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод Н. Шаракшиновой)

НЕБЕСНЫЕ ОЛЕНИ
Змея и муравей (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Девочка Чуткость (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Медведь и бурундук (Из фольклора эвенков Бурятии. Запись М. Воскобойникова)
Волк (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Лисица и птичка (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Мышь и верблюд (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Заяц-врун (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Изюбр и сохатый (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Лесной воробей и серая мышь (Эвенкийская сказка. Литературная запись А. Ольхона.
Ленивый филин (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Как перевелись чёрные гуси (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Как журавли стали небесными оленями (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Будэнэ и журавль (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Дятел-труженик (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Глухарь и тетерев (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Сорока-воровка (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Медведь и Чалбача (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Хартагай и куры
Волк и старик (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Хвастливая собачонка (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Спасённый огонь (Литературная запись Р. Шерхунаева)
Как перевелись барсы в Сибири (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Собаки и человек (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Наследство сибирских народов
Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал - славное сибирское море.
Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена - дикая, студёная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей - буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.
Нелёгкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищённость от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнёт мелких князей, купцов и шаманов - всё это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.
Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения - бесценное наследство сибирских народов. Передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнёта, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.
Сибирский фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам и преданиям.
В сборнике представлены различные жанры устного творчества народов, заселяющих берега Байкала и долины окружающих рек: волшебные сказки, легенды, предания и устные рассказы; сказки социально-бытовые и о животных. Тексты представленных произведений неравнозначны. Одни из них даются в литературной обработке, другие - созданы писателями по мотивам народных сказок, легенд, третьи - печатаются в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками. Некоторые сказки могут показаться непритязательными и даже примитивными. Однако эта кажущаяся примитивность таит в себе живую непосредственность, естественность и простоту, которые и составляют истинную оригинальность неповторимого народного искусства. Большая часть сказок этого сборника - бурятские, эвенкийские и тофаларские - творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.
Русские появились в Сибири более четырёхсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.
Вместе с поселенцами в Сибири приживались и русские народные сказки.
Герои сибирских сказок, легенд и преданий своеобразны и колоритны. В сказках волшебных - это и сама сибирская природа, озёра и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие нацио­нальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом, борющиеся с чудовищными или злыми богатырями за свободу народа, за правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые, наделённые человеческими качествами. Персонажи социально-бытовых сказок обыкновенные люди, жители тайги, занимающиеся охотой и рыбной ловлей, скотоводством, борющиеся с нуждой и со своими извечными врагами - богатеями.
Цель этого издания не состояла в том, чтобы собрать все сказки сибирских народов. Они составили бы многотомное издание. Сделать это со временем необходимо: сказочное творчество народов Сибири - бесценное сокровище, которое должно быть всеобщим достоянием. Задача данного сборника - показать наиболее яркие, характерные образцы творчества народов центральной Сибири.
В книгу вошли сказки и предания, непосредственно связанные с Байкалом, героические сказки, воспевающие смелость, мужество и доброту народных героев - богатырей, а также топонимические легенды о чудесном происхождении географических природных объектов: рек, озёр, гор, распадков?.
В раздел «Счастье и горе» включены социальные сказки. Они отражают непосредственные людские взаимоотношения, а на более позднем этапе - и общественные, более острые и сложные.
В раздел «Небесные олени» помещены сказки о животных. Удивительна способность творческого воображения народа вкладывать живую человеческую душу в образы зверей, деревьев, вещей и предметов. Это говорит о близости людей давних времён к природе, об их неотделимости от неё и огромном к ней уважении. В сказках о животных превозносятся лучшие человеческие качества: доброта, справедливость, честность, трудолюбие, смелость и осуждаются жестокость, лень, трусость, хвастливость. Эти сказки наглядно передают представления народа о человеческой морали: каким должен быть человек, чтобы иметь право называться человеком. В этом огромная воспитательная сила сказок.
Николай Есипёнок,
Иркутск

Людмила Кухарчик (Тимченко)

«СКАЗКИ ДЕДУШКИ БАЙКАЛА . РОЖДЕНИЕ СИБИРЯЧКА»

по мотивам сказки М . Сергеева "Сибирячок"

Цель- закрепление знаний о Байкале ; привитие любви к родному краю; развитие творческих, артистических способностей детей и взрослых

Взрослые исполнители : Дедушка Байкал , Ворона

Дети-исполнители : Волны, Морские жители, Лесные жители, Байкальский ветерок , Капельки, Радужки, Сибирячок

Предварительная работа :

Воспитатель- Чтение произведения «Богатырь-Байкал » Г. Кунгуров. Просмотры видеофильма о Байкале . Разучивание стихов

Музыкальный руководитель и воспитатель по развитию речи – проведение музыкально-литературной викторины «Тайны священного Озера» ; разучивание песен и танцев

Родители - Посещение краеведческого музея города, картинной галереи, фотовыставки «Мой Байкал »

Оформлены зоны - городская, морская, лесная. В этих зонах перед началом представления находятся дети-участники в соответствии со своей ролью.

Ход представления:

Ведущий читает на фоне спокойной музыки и плеска волн :

Под вечным небом и солнцем,

В чаше огромной меж скал,

Любимым планеты питомцем

Раскинулся светлый Байкал !

С ним ничему не сравниться,

Один на земле он такой,

Дар божий в ладонях зарницы

С чистой кристальной водой. Н. Маркаков

Демонстрация видеоряда «Байкальские просторы »

1 ребёнок :

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

2 ребёнок :

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

3 ребёнок :

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал !

Ведущий : И вот, важно шагая, пожаловал в зал, седой и могучий дедушка Байкал

«Богатырские ворота» М. П. Мусоргский

Дедушка Байкал обходит весь зал .

Дедушка Байкал : Я люблю мою Сибирь, где вокруг простор и ширь,

Где тайга стоит стеной, а вода - сплошной волной.

Это все моя Сибирь, моя Родина, мой мир!

Ведущий : Молвил дедушка Байкал и своим волнам приказал.

Дедушка Байкал : Эй вы, волны, разгуляйтесь, вширь и вдаль расплескай-тесь! Омойте скалы, берега, повеселите старика!

Танцевальная композиция «Байкальский вальс » трио «Ретро-Иркутск»


Дедушка Байкал : Мои воды глубоки, рыбою они полны.

Ну-ка,волны,не ленитесь-всему миру похвалитесь

1. Бледно-розова, нежна,

студена ей вода нужна.

Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

2. А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта. (голомянка)

3. Начинается на «о» ,

ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале .

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

4. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)

5. Нерпочка-красавица всему миру нравится

«Аквариум» из сюиты «Карнавал животных» Э. Сен-Санс

Танцевальная миниатюра «Морские жители

В конце танца дети подбегают к Дедушке Байкалу и просят : Дедушка Байкал , расскажи нам сказочку , да не простую, а Сибирскую.

Дедушка Байкал : Много тысяч лет живу и про все вам расскажу, а вы на бережку посидите, да сказ мой послушайте !

Дети убегают в Морскую зону, садятся на стульчики

Дедушка Байкал : В Сибирском царстве, да Байкальском государстве , на высоком берегу жил да был древний Кедр. Этот кедр закрыл белый свет, выше кедров сибирских никого в мире нет. Кедр могуч, кедр высок, а вокруг него зверек. Это - лисы, зайцы, барсуки, медведи, лоси, бурундуки. Под кедром собираются, все пляшут, развлекаются.

Выход зверей «Карусель» (1 куплет и припев)

1 реб. - Почему мы здесь все пляшем, Почему мы здесь поем?

Все хором -Потому что на Байкале очень дружно все живем!

«Пляска лесных жителей» муз. и стихи Е. А. Гомоновой

1 реб-.раз-два-три-четыре-пять,Буду вас я всех считать

Раз,два,три,четыре-пять- приглашаю поиграть

Дети-звери танец «Карусель» (заставка из детской программы «Карусель 2 куплет и припев,заканчивают врассыпную в зале)

Дедушка Байкал : Ветер северный налетел, в тучи небо все одел.

«Времена года. Лето. Финал» А. Вивальди

Танцевальная миниатюра «Ветерок»

Ветерок : Я северный Баргузин, над Байкалом господин , как начну на неделю ненастье, для всех жителей леса – несчастье.

Ветерок пугает лесных жителей, они убегают в Лесную зону. Ветерок остается в центре.

Ветерок : над Байкалом ветров- большая семья. Есть брат Култук и сестра- Сарма, они всегда готовы на помощь придти. чтобы бурю поднять и все вокруг размести

Д. Б- Что ты,Баргузин, нам тебя и одного хватит,вон как моих зверят напу-гал. всех по домам разогнал

Баргузин- Жизнь моего ветра коротка,но я еще вернусь сюда (улетает)

Дедушка Байкал : Баргузин мой рассердился, сразу дождь как припустился. По земле, по волнам - никакого покоя нам.

Дети-дождинки исполняют «Песенку капелек» стихи и музыка Е. А. Гомоновой

Танцевальная миниатюра «Дождинки»


Дедушка Байкал : Только старая ворона на кедровых ветвях притаилась. От ветра, дождя схоронилась.

«Соната» №4 ля-минор Паганини

Выходит Ворона, импровизационный танец

Ворона : Спасибо, Кедр-великан, спасаешь всех ты в такую непогоду. Вот мои перышки сухи, дождя на них нет ни капельки. А после ненастья - какая красота, над дедушкой Байкалом раскинулась радуга .

Музыка из кинофильма «Усатый нянь» А. Рыбников

С солнцем дружит радуга, солнцем освещается

Как красиво радуга в небе появляется

Танцевальная миниатюра «Танец с лентами»

Ворона (обращает внимание на Кедр) : Кар, кар, что вижу я, прячет кедр-великан что-то от меня? (снимает шишку, рассматривает, показывает детям)


Ворона : Кар, кар, шишка вовсе не простая, кедр в ней запрятал свою си-бирскую тайну. Буду шишечку растить, охранять от зверья, шишечка волшебная только для меня!

Ворона (обращается к дедушке Байкалу ) : Дедушка Байкал , дай мне свои беленькие камушки, буду шишечку беречь, буду шишечку стеречь.

Дедушка Байкал : Этого добра много на дне морском. Твою шишечку, ворона, вместе сбережем.

«Полька» И. Штраус

Танцевальная миниатюра «Белые камешки»

В конце танца девочки-волны выкладывают камешки вокруг шишечки, уходят в Морскую зону.

Ворона (приплясывает вокруг шишки) : Кра, кра, красивая шишечка! Пре, пре, прекрасная шишечка, расти, наливайся, да в лапы зверь не попадайся. А я в город полечу, что-нибудь для защиты найду.

Улетает в Городскую зону, находит два плаката, несет обратно.

Дедушка Байкал : Хоть ворона и стара, но зато она мудра, плакаты в городе нашла и на берег принесла.

Дедушка Байкал : Ты, ворона, шишечку под кедр положи, лесной великан прикроет своими лапами от ненастья.

Ворона переносит шишку под кедр, устанавливает около шишки плакаты, читает :

Всем, всем, всем, опасная Зона, охраняется вороной (присаживается)

Ворона : Ох, нет сил, устала я, посплю хотя бы два часа. А вы мне колыбельную спойте, да не простую, а сибирскую.

Дети-участники подходят к вороне,присаживаются и напевают сибирскую колыбельную «Зыбаю, зыбаю»

Зыбаю-позыбаю

отец ушел за рыбою

мать ушла коров доить

сестра ушла пеленки мыть.

Зыбаю-позыбаю

отец ушел за рыбою

дедушка - дрова рубить .

да бабушка - уху варить

Зыбаю-позыбаю

отец ушел за рыбою

будем рыбоньку варить

малых деточек кормить.

Дедушка Байкал : Пусть ворона отдыхает, да за шишечкой присмотрит. А я вам, детки, хитроумные загадки загадаю. Вы слушайте, да не зевайте - отгадки сразу начинайте.

1. Большой и бурый хозяин лесной, просыпается весной (медведь)

2. Маленький зверек, шустрый паренек. Есть у него нора, а на спине - желтая полоса (бурундук)

3. Поглядит кругом и снова нагибается к траве, длинноногая корова, целый куст на голове (Лось)

4. Вьется веревка, а на конце - головка (Змея)

5. Сибирское море лежит среди скал, кто видел его, не поспорит, что море- Байкал

Вдруг раздается грохот, треск, ворона чуть не падает.

Ворона

Дедушка Байкал : Разнесся шум по всему сибирскому краю, даже звери из леса прибежали.

Звери : Что за бум, что за шум, караул, караул!

Дедушка Байкал : Даже морские жители не остались в сторонке, на берег прибежали, громко закричали.

Морские жители : Что за бум, что за шум, караул, караул!

Дедушка Байкал : Началась такая беготня, даже напугали меня, старика!

Опера «Фауст» Финал Ш. Гуно

Танцевальная миниатюра «Волнение»

Дедушка Байкал : Тише, тише, друзья, успокойтесь, Посмотрите-ка сюда, раскололась скорлупа. Из кедровой шишки появился вдруг мальчишка.

Увертюра к опере «Вильгельм Телль. Вступление» Д. Россини

Выходит из-за дерева Мальчик-Сибирячок

Сибирячок : Я-лесовичок, я-Сибирячок, легкий как пушинка, крепкий как сучок. Звери и цветы, все со мной на «ты» . Говорит мне «здравствуйте» каждый паучок!

Ворона : Настоящий сибирячок, в меховой одежке, на ножках то - сапожки, а на голове то-шишка, сибирский наш мальчишка.

Обходят вместе зал, как бы показывая всем Сибирячка


Сибирячок : Здравствуй, дедушка Байкал , я долго, долго в шишке спал.

Я теперь живу в лесу, службу там несу.

Дивную, лесную берегу красу.

Приходите в гости, я всегда вам рад.

Я ведь травам и деревьям - младший брат.

А сейчас готов для вас начинать сибирский пляс.

«Сибирский хоровод» [на мелодию р. н. п. «Из-под дуба]

Все дети запевают :

Собирайся, народ, в Сибирский хоровод.

Кто Сибирь душой полюбит, тот и пляшет, и поет!

Все дети- участники заводят хоровод. На проигрыш Сибирячок танцует в центре круга, все дети хлопают, потом танцуют вместе с ним. Сибирячок ведет всех участников спектакля, и выстраиваются в центре зала полукругом.

Дедушка Байкал : Будь с нами, Сибирячок, сибирский маленький дружок. Кедр в обиду не давай, мои воды охраняй! Рыбешек, нерпочек люби, со зверьем лесным дружи. Всему народу помогай, прославляй Сибирский край!

Все дети исполняют песню «Любимая земля» слова М. Сергеев, музыка Л. Янковский

Дети – участники читают стихотворение :

Ворона-.Байкал один на всей планете,

Другого – просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой , дети,

И жить с тобой нам суждено!

2. Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить :

Играть волной, с ветрами споря,

И людям преданно служить !

3. Беречь Байкал – святое дело :

Его судьба – у нас в руках!

Сама Природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках ! М. Митюков

Общий танец в кругу «Шире круг» сл. Викторова, муз. Д. Львов-Компанейца Уходят из зала.

Сказка «Как рачки спасли Байкал»


*****
Жили-были в Байкале рачки Эпишура.
Они приносили большую пользу Байкалу, очищая воду, пропуская ее через себя. Вода в Байкале была чистая и прозрачная.
Но вдруг пришла беда. В озере появились водоросли Cпирогиры.


Рачки стали болеть, меньше очищать воду. Вода у берегов позеленела, начала умирать рыба.
Собрались рачки на совет и стали думать, как избавиться от Спирогиры. Она длинная, вниз растет до сорока метров. Решили рачки обрезать длинные водоросли и закапывать их в ямку. Долго рачки работали и много закопали водорослей. Вода стала светлее и чище. Прошло немного времени, и Спирогиры стало еще больше.
Снова собрались рачки на совет. Решили позвать на помощь других животных Байкала. Придумали они сделать сетку из железа и выловить все водоросли. Изготовили сеть и собрали у берегов всю Спирогиру.


Прошло время, и снова затянули водоросли берега Байкала. Совсем отчаялись рачки. Решили они обратиться к человеку. Пусть человек поможет им.
Написали они письмо и попросили:
«Люди очистите от мусора берега Байкала, потому что, чем больше мусора, тем быстрее растут водоросли;
Постройте пароход, который ходит по Байкалу и собирает Спирогиру; Придумайте лекарство, чтобы водоросли погибли, а жители Байкала выздоровели».
Запечатали письмо в бутылку и отправили на берег Байкала. Получили письмо люди и стали думать, как помочь.
Рачки теперь ждут и надеются, что скоро придет им помощь. Байкал снова, станет как прежде, самым чистым озером в мире.

Много лет Правда с Кривдой боролись. Бывали между ними такие драки, что они кровью исходили, а никто из них верха взять не мог. Так и дрались они, мир их никак не брал. Правда не хотела с Кривдой мириться, у каждой из них свои пути-дорожки были. Никто не знал, кто кого поборет. Сначала у Правды Силы немного было, а у Кривды…

Сказка: Ключ счастья — Байкальские сказки

Бывали времена, когда солнце не озаряло землю, не было лета, и зелень не украшала ни склонов гор, ни долин.

В те времена за Байкалом-морем, на склоне горы Бархан, жил степняк Айдархан. Не было у Айдархана скотинки, чтоб по степи прошла, не было собачки, чтоб тявкнула. Пас он стада ноёнов на лучших пастбищах, имел лишь убогий шалашик. Вот и все богатство…

Сказка: Как люди из темноты вышли — Байкальские сказки

Давным-давно в одной земле всегда ночь была. До того темная, что даже звезд на небе не было. А жили там одни белые люди. Не жили - мучались. И был у них один богатырь. Приснился ему сон: будто идет он по дороге. Встречается ему человек-великан, спрашивает его:

Ты куда идешь?

Счастья людям искать.

Сказка: Как старый тока эвенков помирил — Байкальские сказки

Жили три бедных эвенка пастуха. Жили дружно: в гости ездили друг к другу, в беде выручали друг друга.

Каждый эвенк имел по десять оленей. На каждом олене ставил свою тамгу. Пасли они оленей в разных долинах. Сойдутся, и каждый своих оленей хвалит.

Однажды ночью кто-то оленей эвенков согнал в одну долину и тамгу на всех поставил одинаковую.

Сказка: Кто дал Эвенкам солнце — Байкальские сказки

Давно это было. В тайге было. Жили эвенки в тайге. Жили да жили, промышляли зверей. Приедут эвенки из рода туруягир к чальчигирцам - праздник большой бывает. Приедут эвенки из рода малюкчэн к киндыгирцам - праздник большой бывает. Над очагом в чуме крюк висит, на крючке котел висит. В котле мясо кабарги ли, сохатого ли, кабана ли варится. Любит эвенк охотиться.…

Сказка: Человек на красном олене — Байкальские сказки

В старые времена хозяевами эвенков были два волосатых великана. С восхода солнца и до заката бились те великаны между собой. Один кричал:

Я буду хозяином тайги! Мои эвенки!

Нет, я буду хозяином тайги! Мои эвенки! - отвечал другой.

А эвенки несли волосатым великанам лучшую добычу.

Волосатые все пожирали и грозились:

Сказка: Тамга Ленина — Байкальские сказки

Ночевали в тайге эвенки. Учан, Атан, Умун. Хорошо промышляли зверя. Но всегда были голодны. В рваных чумах жили. Отбирал у них все злой хозяин.

Плохо было эвенкам. Умирали дети. Падали олени и собаки. Горько плакали эвенки. На жизнь худую жаловались.

Однажды сошлись Учан, Атан и Умун. Стали спорить, кто на земле самый счастливый.

Учан говорит:

Сказка: Счастье и горе — Байкальские сказки

Один батрак всю свою жизнь работал на богача. Известно, какая жизнь у батрака, - одна мука. Однажды хозяин зовет его к себе и говорит:

Иди завтра на гору и разбивай камни, буду строить каменный загон для скота. За работу получишь ведро арсы.

Пошел батрак к горе и давай разбивать камни. Работал он днем и ночью, изрезал себе…

Сказка: Батрак — Байкальские сказки

У богача был работник. Однажды весной он в лесу рубил дрова. С восточной стороны прилетела кукушка и села на дерево. Вторая кукушка прилетела с южной стороны и подсела к первой. Подлетела к ним третья с западной стороны. Сели они рядышком и стали куковать, да так куковали, что лес дрожал.

Кукушка с восточной стороны куковала о том, что в далекой восточной…

Сказка: Дурачок — Байкальские сказки

Жили-были старик со старухой. Было, сказывают, у них три сына. Старший и средний умом и осанкой взяли, а младший ничем не взял. За дурачка его и принимали. Потому и мясом его не кормили. Сольют, бывало, ему пустой отвар из-под мяса, а он и тем сыт.

Случилась напасть в том краю. Завелся в лесах медведь-людоед. То бабу с ребенком утащит, то…

Сказка: Две сумки — Байкальские сказки

Давным-давно в привольной степи жил бедный человек. Однажды сговорился он с одним богачом за четверть десятины хлеба обрабатывать его землю. Стал он работать на этого богача, работал до глубокой осени. Когда же подошло время жатвы, выпал большой иней и заморозил долю хлеба бедного человека. Оказалось, что бедный человек проработал даром весь год.

На следующий год он пошел к тому же…

Сказка: Табунщик и ханша — Байкальская сказка

У одного хана служил очень хороший и прославленный табунщик. Славился он не только тем, что умел выращивать выносливых, красивых и быстроногих лошадей, но и своей честностью и прямотой. Он был смелым человеком и говорил всем только правду. Говорил он правду и ханским ноёнам, осуждая их за жестокое и бесчестное отношение к простому народу. Не стеснялся говорить он правду и о…

Сказка: Наран Сэсэк — Байкальские сказки

Давным-давно в одном улусе жил старик по имени Наран Гэрэлтэ - Солнечное сияние. Была у него единственная дочь, да такая умная и красивая, звали ее Наран Сэсэк, что значит Солнечный цветок.

Неподалеку от старика жил лама-монах. Полюбилась ему старикова дочь, захотелось ему жениться на ней. Стал он сватать Наран Сэсэк за себя, та отказала ему. Лама начал уговаривать и умолять,…

Сказка: Мудрая дочь

А еще сказывают, давным-давно, в старину, жил хан со своим сыном. И был ханский сын все равно что кусок сырого мяса - настолько он был глуп. «Я старею. Сын мой не сможет управлять ханством. Как бы найти ему умного да честного советника, чтоб всегда помогал», - подумал как-то хан.

Собрал хан всех, кто умел рисовать в его ханстве, и…

Сказка: Зима и лето

Говорят, жирный конь считается хорошим, а богатый человек - мудрым… Не помню, кто придумал эту пословицу. И отец мой не помнит. И отец моего отца не помнит. И дед моего деда, сказывают, не помнил. Одно ясно - пословицу эту придумали богачи ноёны. Дескать, смотрите, мы потому и богаты, что родимся умными, а бедняки пастухи глупы от рождения, потому работают на…

Сказка: Умный кучер

Было время владычества хитрых лам. В одном дацане жили трое монахов, слухи о мудрости которых ходили по степи. По правде говоря, хитрые ламы сами о себе распускали хорошие слухи, чтобы казаться не теми, кем они были.

Интересно испытать мудрость этих лам, - сказал однажды своим одноулусникам один умный старик пастух.

Как бы наоборот не получилось,…

Сказка: Скупой поп и работник

Поехали поп и работник в тайгу.

Батюшка, надо бы еды побольше взять. Тайга большая, вдруг заблудимся.

Не надо, не заблудимся!

Работник взял булку хлеба и спрятал ее за пазухой, а скупой поп ничего не взял. Поехали. Поднялась буря, - они и заблудились. Работник захотел есть, вытащил булку хлеба, завернул ее в сено и ест. Поп…

Сказка: Как внук деда спас

Жил-был один мужик. У него были отец-старик и маленький сынишка. А в ихной деревне стариков не держали. Только состарится, в поле перестанет выезжать, его увозят в глуху тайгу, и там зверям на съеденье оставляют - чё, дескать, хлеб зря тратить!

Вот надо этому мужику своего отца в лес отвозить. Он запряг лошадь, на телегу забросил лоскут коры листвяжной, на эту…

Сказка: Анютка

В одной деревне в старенькой избушке жили дед Иван и баба Марья. И была у них внучка Анютка. Росточком небольшая, а сама быстрая, расторопная. Нос в конопушках. А глаза - на диво: в ясный день - светлые и голубые, в непогоду - темные и серые. А в лес Анютка пойдет - смотришь, они уж зеленые стали.

Сказка: Солдат и его дочь

Жил в одном городе парень. Он любил девушку и вскоре женился на ней. У них родился ребенок. А его самого как раз взяли на службу. Когда в армию его взяли, она ему пишет: «Нам питаться не на что». Он ей отвечает: «Ты продай мой костюм, но ребенка поддержи. Скоро я приеду в отпуск».

А у них в полку были объявлены…

Сказка: Небылицы деда Ивана

Давно это было. Я тогда еще и отца с матерью не знал. А с дедом мы были одногодками.

Дружно с ним жили. Да и что нам ссориться - делить-то нечего. Зато работы у нас по горло: то дурака валяем, то весь день баклуши бьем.

Бывало, пойдем с дедом на рыбалку, сядем на речку, забросим удочки на берег и только успеваем…

Сказка: Цыган и черт

Ехал цыган. Заезжат в одну деревню, стучит в дом - никто не отвечат. Он в другой дом стучит - никто не отвечат. Чё тако? Всю деревню обошел, никого в избах нету.

На краю деревни маленька избушка стояла, цыган в нее зашел. Видит: на печке старик со старухой сидят, от страха дрожат, скукурючились. Цыган спрашиват:

Сказка: Как пастух Тархас проучил Хана-бездельника

Однажды, позевывая от нечего делать, узколобый и широкозадый хан Олзой оповестил своих подданных.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...