Сколько тонн весит танк т 90. ТОП10 самых современных танков

Танк Т-90 - Описание конструкции

Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - , включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.

Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения - классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, а экипаж - раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель - в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.


Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на большой дальности артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета. Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела. Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальности от 100 до 5000 м.

Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями. Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме - по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.

Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.

На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:

Незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;


Высокая надежность в условиях сильной запыленности;

Меньший в 1,8-2 раза расход топлива.

Танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды. Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.

Танк Т-90 - тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общие данные
Год принятия на вооружение 1993
Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперед, мм 9530
Длина корпуса, мм 6860
Ширина общая, мм 3780
Ширина по гусеницам, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2230
Забронированный объем танка, м3 11,04
Забронированный объем корпуса, м3 9,19
Забронированный объем башни, м3 1,85
Десантный люк в днище корпуса есть
Вооружение
Марка пушки 2А46М
Калибр пушки, мм 125
Тип пушки
гладкоствольная, пусковая установка
Длина трубы ствола, мм (калибров) 51
Тип затвора горизонтально-клиновой
Длина отката, мм 300
Расположение противооткатных
устройств
симметричное
Продувка ствола, тип эжекционная
Максимально допустимое для ствола
давление пороховых газов, кгс/см2
5 200
Теплозащитный кожух есть
Боевая скорострельность, выстр./мин 8
Заряжание, тип автомат
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в автомате
заряжания)
43 (22)
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР
Тип выстрела раздельно-гильзовый
Начальная скорость БПС, м/с 1715
Масса выстрела с БПС, кг 20,2
Масса БПС, кг 5,9
Начальная скорость БКС, м/с 905
Масса выстрела с БКС, кг 29
Масса БКС, кг 19
Стабилизатор, тип электромашинный по
горизонтали

Электрогидравлический по вертикали

Спаренное вооружение, тип (марка) пулемет (ПКТ)
Калибр, мм 7,62
Боекомплект, шт. 2000
Зенитное вооружение, тип (марка) пулемет (НСВТ-12,7)
Калибр, мм 12,7
Боекомплект, шт. 300
Дистанционное управление есть
Управляемое вооружение 9К119
Управляемая ракета 9М119
Система наведения ракеты по лучу лазера
Максимальная дальность стрельбы, м 5000
Система управления огнем
Максимальная скорость вращения башни,
град./с
24
Максимальный угол возвышения пушки,
град.
20
Максимальный угол снижения пушки, град. 7
Дублированное управление огнем есть
Дальномер, тип лазерный
Диапазон измерения дальности, м 500-5000
Баллистический вычислитель, тип электронный цифровой
Основной прицел наводчика, тип перископический, совмещенный с
ЛД и тепловизором
Увеличение, кратность 2,7-12
Угол поля зрения, град. 20-4,5
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН и ГН
Вспомогат. прицел наводчика нет
Ночной прицел наводчика тепловизионный
Дальность видения ночью, м 2600
Основной прибор командира перископический
Увеличение, кратность 7,5 (дн.); 5,1 (н)
Угол поля зрения, град 7
Зенитный прицел есть
Ночной прицел командира тепловизионное видеосмотровое
устройство
Дальность видения ночью 2600
Танковая информационно-управляющая
система
нет
Защищенность
Броневая защита, тип комбинированная
Угол наклона верхней лобовой детали
корпуса, град.
68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатометы, шт. 12
Комплекс оптико-электронного
подавления
есть
Динамическая защита, тип встроенная
Система коллективной защиты от ОМП, тип общеобменная
Быстродействующая система ППО есть
Подвижность и проходимость
Максимальная скорость, км/ч 60
Удельная мощность, л.с./т 18,1
Запас хода по шоссе, км 500
Емкость топливных баков, л 1200+400
Среднее удельное давление гусениц на
грунт, кгс/см2
0,91
Клиренс, мм 492
Преодолеваемые препятствия:

Вертикальная стенка, м

Максимальный угол подъема, град.

Глубина преодолеваемой водной
преграды с ОПВТ, м
5
Силовая установка
Марка двигателя В-84МС
Тип двигателя Дизель многотопливный
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 618 (840)
Максимальный крутящий момент, кгс · м 340
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-обр. 60°
Тактность 4
Тип охлаждения жидкостное
Габаритная мощность, л.с./м3 700
Масса двигателя, кг 1020
Степень сжатия 14
Ход поршня, мм 180/186,7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объем, л 38,88
Удельный расход топлива, г/л.с.·ч 180
Вспомогательный двигатель нет
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая планетарная
Коробка передач, тип две бортовые планетарные
Число передач вперед/назад 7/1
Передаточные отношения по передачам I - 8,713 II - 4,40 III - 3,485 IV - 2,787

V - 2,027 VI - 1,467 VII - 1,0 з.х. - 14,3

Механизм поворота, тип бездифференциальный
Минимальный расчетный радиус поворота,
м
2,79
Основной тормоз, тип дисковый, работающий в масле
Масса трансмиссии, кг 1870
Бортовой редуктор, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Ходовая часть
Подвеска, тип торсионная
Динамический ход катка, мм 320
Амортизаторы, тип, число гидравл. лопастной, 6
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков 97
Масса одной гусеницы, кг 1723
Число опорных катков на борт 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт 3
Механизм натяжения, тип червячный
Масса ходовой части, кг 8570

Основной боевой танк Т-90

История создания

Т-72Б серийного производство, которого было начато в 1985 году уже на момент своего создания оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем, так автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД, производство которых велось во второй половине 80-х. Поэтому сразу после начала производства Т-72Б начались работы по его совершенствованию. Были разработаны различные варианты модернизации, включавшие установку комплекса управления вооружением 1А45 уже устанавливаемого на Т-80УД и Т-80У при сохранении существующей компоновки Т-72Б. Модернизированная машина получила индекс «Объект-188». Первые четыре танка поступили на испытания в 1989 году, еще два доработанных образца испытывали в 1990-ом.

Наряду с установкой 1А45 существовал и более простой вариант усовершенствования включавший модификацию танкового прицельного комплекса 1А40-1 и установку комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1» .


Конструкция танка «Т-72Б усовершенствованный» не имела серьезных отличий от Т-72Б, а система 1А45 уже давно была отработана на танках разработанных ХКБМ им. Морозова и ленинградского «Спецмаша». По сути, в задачу конструкторов УКБТМ входило только установить готовый комплекс управления вооружением в танк Т-72Б . Но даже эта задача оказалась трудной для конструкторов УКБТМ, из-за чего, по мнению, как испытателей, так и танкистов рабочее поле наводчика и командира и эргономика их рабочих мест реализованы неудачно.

Танк был принят на вооружение в 1992 году после развала СССР. Изначально для этой достаточно скромной модернизации предполагалось и новое название «Т-88», которое позднее заменили на «Т-90».


Производство танков Т-90 для российской армии началось в 1992 году, в достаточно тяжелые для России времена, но благодаря покровительству президента России Б. Н. Ельцина до этого председателя Свердловского обкома финансирование завод получал. С 1992 по 1997 год для вооруженных сил России было выпущено около 120 танков Т-90. Первые машины попадали в учебные центры, Т-90 поступили на вооружение 21 Таганрогской ордена Суворова мотострелковой дивизии и 5 гвардейской донской танковой дивизии. В 90-е годы часть танков была разукомплектована, многие были не боеспособны. В середине 2000-х оставшиеся танки Т-90 были переведены из Сибири во 2-ою гвардейскую таманскую дивизию в Подмосковье и ряд учебных центров.


Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С с усовершенствованными характеристиками. С 2004 года началось производство усовершенствованного Т-90А.

Огневая мощь

Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.

Боекомплект танка - 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках.

С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 200 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.

Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).


Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-22, 3БM-26, БМ-29, 3БM-42) и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность - 6…8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенного могущества для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.

Танки Т-90, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.


Комплекс управления огнем 1А45-Т состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1 с прицелом «Буран-ПА», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.


Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.

Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4 «Буран-ПА» с электронно-оптическим преобразователем.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.


Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.

Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.

Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.

На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.

Защищенность Т-90

Конструкция башни с литой основой танка Т-90 аналогично применявшейся на Т-72Б. Пакеты наполнителя относится к «полуактивному» типу.

На лобовой части башнги танка Т-90 установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.

На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху.

В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.

Дальнейшая модернизация башни затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни (центр тяжести смещен вперед).

Бронирование корпуса Т-90 состоит из разнесенных преград из стали повышенной твердости и бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка.


На верхней детали лобового узла установлена встроенная динамическая защита «Контакт-V» обеспечивающая защиту не только от кумулятивных ПТС а и от ОБПС.

На бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой.


Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-V» обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) М829А1.

Характеристики сравнения

Тип

Страна-произво-дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./60 0)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС

от БПС

от КС

Т-90

РФ

46,5

220…300

670…700

1000

Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»

Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfiree», «Copper head» за счет создания активных помех их наведению. В доли секунды после попадания лазерного луча дальномера “противника” автоматика Т-90 звуковым сигналом предупредила экипаж об опасности и отстрелила в угрожаемом направлении гранату, которая, взорвавшись, создала плотное аэрозольное облако, полностью поглотившее танк. В результате лазерный дальномер потерял цель и ПТУР сбилась с курса.

Комплекс “Штора- 1” состоит из двух самостоятельных систем: дистанционной системы постановки аэрозольных образо вании, предназначенных для перекрытия полей зрения (аппаратурных и визуальных) систем наведения, использующих лазерный подсвет, и станции оптико-электронного противодействия ТШУ 1-7, предназначенной для организации ложных сигналов в контуре управления противотанковых снарядов с полуавтоматическими командными системами наведения.

Комплекс “Штора- 1” обеспечивает: постановку помех в виде модулированного инфракрасного излучения, воздействующего на полуавтоматическую систему управления ракетой; автоматический отстрел аэро-золеобразующей гранаты в направлении источника лазерного подсвета и перекрытие этого направления аэрозольной завесой, определение направления на источник лазерного подсвета и выдачу команды на поворот башни танка в указанном направлении, световую и звуковую сигнализацию при облучении танка лазерными целеука-зателями и дальномерами, постановку перед танком маскирующей аэрозольной завесы.


Станция оптико-электронного подавления ОТШУ-1, установленная на танке Т-90С, обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в диапазоне длин волн 0.7-2.5 мкм в секторе +-20 градусов от оси канала ствола по горизонту и на 4.5 градуса - по вертикали.

Система постановки аэрозольной завесы реагируют на лазерное злучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5...+25 в вертикальной плоскости. Аэрозольная завеса образуется на удалении 55- 70 метров через 3 секунды после отстрела гранат 3Д17. Время действия аэрозольного облака составляет около 20 секунд (по данным зарубежных источников). Вес системы - около 400 кг.

Тактические характеристики системы ШТОРА

Вероятность срыва прицельного наведения противотанкового оружия типов АТЛИС, ТАДС, ПЕЙВ-СПАЙК

днем 0,85

Вероятность срыва управляемых ракет с лазерной головкой самонаведения типа «Мейверик», «Хелфайр»

Вероятность срыва управляемых артиллерийских снарядов типа «Копперхед»

Вероятность срыва наведения целеуказателей с электронно-оптическим модулятором

0,8 - 0,9

Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет с телевизионными головками «Мейверик», «Хелфайр»

0,54

Вероятность срыва наведения противотанковых управляемых ракет типа «Милан», «Хот»

Повышение вероятности защиты от артиллерийских систем с лазерными дальномерами, в разах

1,3 - 3,0

Подвижность

На танке установлен двигатель В-84МС мощность 840 л.с. отличающийся от В-84-1 конструкцией выпускных коллекторов.

Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.

Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков.

Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода - 4,8 км/ч. На современных западных танках используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, обеспечено движение задним ходом до 30 км/ч.

Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя, в чем В-84 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя за-труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро-вочных работ - замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт-ные работы в моторно-трансмиссионном отделе-нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв-ляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы.

Ходовая часть Т-90 аналогична применяемой на Т-72Б.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-90

Полная масса

46,5

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

Двигатель

Л.с.

В-84МС

Ширина танка

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,94

Температурный режим работы

°С

40…+50 (со снижением мощности)

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6917

Ширина танка

по гусенице

мм

3370

по съемным защитным экранам

мм

3780

Высота по крыше башни

мм

2228

Длина опорной поверхности

мм

4270

Дорожный просвет

мм

426…470

Ширина колеи

мм

2790

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35…40

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4,18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

260…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

на основных топливных баках

км

с дополнительными бочками

км

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

Самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.






Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster

Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек

В 1942 году Гитлер одобрил проектирование и создание танка монстра, но проект был отменен в 1943 году еще до того, как само строительство началось. Танк должен был быть больше в пятнадцать раз, чем обычный танк, он должен был быть оснащен 800 мм пушкой Круппа (обычные танки оснащаются пушками 75 - 122 мм).

800 мм пушка Круппа является крупнейшей из артиллерийских орудий, когда-либо построенных. Каждый снаряд весил 7 тонн, дальность стрельбы до 37 км (23 миль).



Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек

Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.

Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.

Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.

Танк VIII Маус

Германии, 1944 - 10 метров, вес 188 тонн, экипаж 6

Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.

E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.


Германии, 1943 - 10 метров, вес 140 тонн, экипаж 5 человек

FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.

FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.


Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек

O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.

У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.

Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек

K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.

K-Wagen не было главной башни. Вместо этого было четыре 77 мм орудия установленных по бокам и семь пулеметов. Он является вторым по величине из когда-либо реально построенных танков - только танк VII Maus больше, так как все другие проекты сверхтяжелых танков не были доведены до конца.


Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек

Т-28

Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.

У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.

Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.


Т-28

США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек

TOG2

TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.

TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.


TOG2

Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек

Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.

A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.


A39 Черепаха

Великобритания, 1944 г. - 10 метров, вес 78 т, экипаж 7 человек

Почему армия отказалась от тяжелых танков?

Интересно, что почти все танки в были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?

Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.

Причин отказа от этих танков несколько:

Появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;

Танк можно было поразить с помощью авиации;

Слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.

Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.

Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.

Тяжелый танк ИС-2 (видео):

Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):

Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):

Читая название статьи, невольно возникает вопрос – зачем нужен такой стальной гигант? Разве вес определяет необходимость создания самого тяжелого танка в мире, чтобы он с отрывом лидировал в рейтингах, восхваляя конструкторов чудо-оружия, страну, способную организовать его производство, вложив в него колоссальные средства, мысли, труд тысяч людей. Конечно, это не так. На самом деле, вес лишь побочный, даже избыточный идеального оружия для сухопутного театра военных действий.

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:

Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование - 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

Танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б , принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

Танк Индии Т-90 "Бхишма"

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2230
клиренс 470
Броня
комбинированная, со встроенной динамической защитой
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
Боекомплект:
43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,80
глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

Модификации основного боевого танка Т-90

  • Т-90 - первая серийная модификация танка.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
  • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Источники:

  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
  • Техника и вооружение 2010 - 06.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...