Социальная структура общества. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в Какие точки зрения существуют на возможность достижения

  1. В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.
  2. Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.
  1. Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

    Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована* что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?
  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
  4. Какой вывод из прочитанного текста молено сделать для понимания социальной структуры современного общества?

Вопросы для самопроверки

  1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
  2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
  3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
  4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
  5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
  6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
  7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
  8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
  9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
  10. В чем состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Задания

  1. Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нем рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?
  2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.
  3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?
  4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте материал из газет и других средств массовой информации.

Мысли мудрых

«Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом».

О. де Бальзак (1799-1850), французский писатель

«Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два его друга - газетчик, которого к этому смертному ложу привёл долг службы, и художник, который оказался здесь случайно. Супруга, врач, газетчик и художник присутствуют при одном и том же событии. Однако это, одно и то же событие, - агония человека - для каждого из этих людей видится со своей точки зрения. И эти точки зрения столь различны, что едва ли у них есть что-нибудь общее. Разница между тем, как воспринимает происходящее убитая горем женщина и художник, бесстрастно наблюдающий эту сцену, такова, что они, можно сказать, присутствуют при двух совершенно различных событиях.

Выходит, стало быть, что одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей.

И приходится задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная? Любое наше суждение будет произвольным. Наше предпочтение той или другой реальности может основываться только на личном вкусе. Все эти реальности равноценны, каждая из них подлинна с соответствующей точки зрения. Единственное, что мы можем сделать, - это классифицировать точки зрения и выбрать среди них ту, которая покажется нам более достоверной или более близкой. Так мы придём к пониманию, хотя и не сулящему нам абсолютной истины, но, по крайней мере, практически удобному, упорядочивающему действительность.

Наиболее верное средство разграничить точки зрения четырёх лиц, присутствующих при сцене смерти, - это сопоставить их по одному признаку, а именно рассмотреть ту духовную дистанцию, которая отделяет каждого из присутствующих от единого для всех события, т.е. агонии больного. Для жены умирающего эта дистанция минимальна, её почти не существует. Печальное событие так терзает её сердце, так захватывает её существо, что она сливается с этим событием: образно говоря, жена включается в сцену, становясь частью её. Чтобы увидеть событие в качестве созерцаемого объекта, необходимо отдалиться от него. Нужно, чтобы оно перестало задевать нас за живое. Жена не присутствует при этой сцене как свидетель, поскольку находится внутри неё; она не созерцает её, но живёт в ней.

Врач отстоит уже несколько дальше. Для него это - профессиональный случай. Он не переживает ситуацию с той мучительной и ослепляющей скорбью, которая переполняет душу несчастной женщины. Однако профессия обязывает его со всей серьёзностью отнестись к тому, что происходит; он несёт определённую ответственность, и, быть может, на карту поставлен его престиж.

Поэтому, хотя и менее бескорыстно и интимно, нежели женщина, он тоже принимает участие в происходящем, и сцена захватывает его, втягивает в своё драматическое содержание, затрагивая если не его сердце, то профессиональную сторону его личности. Он тоже переживает это печальное событие, хотя переживания его исходят не из самого сердца, а из периферии чувств, связанных с профессионализмом.

Встав теперь на точку зрения репортёра, мы замечаем, что весьма удалились от скорбной ситуации. Мы отошли от неё настолько, что наши чувства потеряли с нею всякий контакт. Газетчик присутствует здесь, как и доктор, по долгу службы, а не в силу непосредственного и гуманного побуждения. Но если профессия врача обязывает его вмешиваться в происходящее, профессия газетчика совершенно определённо предписывает ему не вмешаться: репортёр должен ограничиться наблюдением. Происходящее является для него, собственно говоря, просто сценой, отвлечённым зрелищем, которое он потом опишет на страницах своей газеты. Его чувства не участвуют в том, что происходит, дух его не занят событием, находится вне его; он не живёт происходящим, но созерцает его. Однако созерцает, озабоченный тем, как рассказать обо всём этом читателю. Он хотел бы заинтересовать, взволновать их и. по возможности, добиться того, чтобы подписчики зарыдали, как бы на минуту став родственниками умирающего. Ещё в школе он узнал рецепт Горация : «Si vis me flere, dolendum est primum ipsi tibi» («И если слезы моей хочешь добиться, должен сам горевать неподдельно», Гораций, Искусство поэзии – Прим.

Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

Ответы:

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты). В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Современное общество стало открытым. В нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с oдной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате aктивизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социальнoгo положения. Например, переход с одного государственнoгo предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Сюда же иногда относят и перемещения людей в географическом пространстве без изменения cвoeгo статуса. Например, переезд из одного гoрода в другой, от места жительства к местам работы, покупок, развлечений, отдыха .

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К вocходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, нaпример, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение eгo в нaeмнoгo рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами coциальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике .

Социальные интересы

Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в cвoей основе их потребности. (Вспомните, что вы уже знаете о потребностях человека.) Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде вceгo это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направленности интересы можно разделить на экономические, coциальные, политические, духовные.

Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют coциальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - ее направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян и фермеров в результатах cвoeгo труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении cвoeгo языка, своих традиций . Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей peшений. Такими средствами мoгyт быть письма и личные обращения представителей группы в opгaны власти, выступления в средствах массовой информации , проведение демонстраций, маршей, пикетирования и других акций coциального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определенные целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в opгaны власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных coциальных интересов является деятельность парламентских групп при принят ии законов страны и других решений.

Стремление людей участвовать в процессах, определяющих их жизнь, ведет к превращению социально-групповых интересов в политический фактор развития общества.

Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии. Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нepeдко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении.

Активность социальных групп, связанная с удовлетворением своих интересов, проявляется и в межгосударственных отношениях. Яркий пример этого явления - защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.

Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет coздать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений.

Практические выводы

1 в условиях cовpeмeннoгo Oткpытoгo общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

2 Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.

3 Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги pyccкoгo социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Copoкнна «Человек. Цивилизация . Общество».

Если экономический статус членов нeкoeгo общества нeодинаков, если среди них имеются как имущие, так и нeимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от тoгo, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать peальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные paнги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены кaкoгo-тo общества разделены на различные группы по роду их деятельности,
занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного paнгa и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от тoгo, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества? 3. Можно ли на ocнoвании документа утверждать, что социальное нepaвeнство проявляется в обществах разного типа?
4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры cовpeмeннoгo общества?

Вопросы для самопроверки

1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
з. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
10. В чем состоит практическое значение знаний о coциальной структуре общества?

Домашнее задание

1. Национальный Демократический институт США издал мeтодическое пособие «Как победить на выборах?». В нем peкомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры cвoeгo избирательногo oкpyгa. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как мoгYт отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в oкpyгe?

2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем . Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте мaтeриал из газет и других средств массовой информации.

Социальная структура и социальные отношения

Когда вы только начинали изучать обществознание, то знакомились с таким понятием, как общество, и вы должны знать, что это довольно сложная организация, в которой взаимодействуют между собой люди, группы, классы, прослойки и т.д.

А что такое структура общества? Структурой общества называют такие коллективные и индивидуальные отношения, которые складываются между разными социальными группами людей.

А вот, социальной структурой, называют устойчивую взаимосвязь различных элементов, которые составляют внутреннее строение данного общества.

Как правило, такими социальными элементами в структуре общества можно считать персоны, которые имеют определенный статус и выполняют определенные роли в социуме. Эти группы людей объединяются по своим статусным признакам в социальные, территориальные, этнические и другие общности.

К социальным группам, как правило, относятся такие объединения людей, которые имеют какие-то сходные признаки. К таким признакам можно отнести совместную деятельность, общие интересы или какие-то определенные ценности.

Кроме того, социальные группы могут образовываться в зависимости от их положения в обществе, уровня образования, профессии или материального положения.

То есть, можно сказать, что социальная структура делит общества людей, в зависимости от различного их положения и по различным критериям.

Изучая эту тему, у вас может возникнуть такой вопрос, так зачем нам нужно изучать разные социальные группы. Что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос:

Во-первых, имеющиеся в определенном обществе социальные группы прикладывают определенные усилия для общественного развития и способствуют происходящим изменениям в обществе, в котором они находятся;
Во-вторых, можно сказать, что в зависимости от того, какой характер носит та или иная социальная группа, напрямую зависит и качество деятельности всех социальных сфер в определенный период истории;
В-третьих, в зависимости от того, какие группы преобладают в том или ином обществе и какое они положение в нем занимают, исходя из этого, и формируется тип общества, его экономическое и политическое положение.

И от того, что мы будем знать ответы на эти вопросы, мы сможем понять, почему социальные институты функционируют не так, как бы нам хотелось и почему мы не получили тот тип общества, к которому стремились.

А знали ли вы, что на Руси, до правления Петра Первого, не существовало такого понятия, как «сословие». А само это слово «сословие», вначале обозначало коллегию или корпорацию и лишь в девятнадцатом веке стало обозначать какие-то определенные группы людей.

На Руси получить среднее или высшее образование могли лишь дети дворян и духовенства, да и то, оно имело четкое разделение по половому признаку. Для мужской части населения были открыты двери в различные гимназии, училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. А вот для девочек существовали женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища, да и в них объем знаний значительно отличался от заведений для мальчиков, так как считалось, что женщинам быть образованными совсем не обязательно.

А известно ли вам, что на Русы мужчины также прокалывали уши? Оказывается, по наличию серьги в ухе казака можно было определить, какое место он занимал в роду. Если молодой человек носил серьгу в левом ухе, то всем было известно, что он был единственным сыном у матери-одиночки. Наличие серьги в правом ухе указывало на то, что это юноша, рожденный в семье последним, и до него наследника по мужской линии не было. Если же юноша имел серьги в обоих ушах, то это говорило о том, что ребенок в семье единственный.

последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована, чуждыми науке интересами, тaкoгo человека я называю низким».
К. Маркс (1818-1883), немецкий -мыслитель

Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует. Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказа-ния. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится. А что об этом ду-маете вы?

Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жестким, в старших классах необходимо полное

размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объеме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте свое мнeние.

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов».

Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым. Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно. В.Л. Иноземцев

С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор. Помогите хоть чем-нибудь! пожалуйста!

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом

интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
В.Л. Иноземцев

C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
С2.Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Какие аргументы он привел? Укажите три аргумента.
С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента в поддержку того, что «информация представляет собой самый демократичный источник власти»



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...