Сообщение о п карон де бомарше. Хронология жизни бомарше

by Записки Дикой Хозяйки

Чем только в своей жизни не занимался этот человек?! Он имел огромное состояние и при этом писал пьесы, сам ставил их, состоял на службе у короля, был его тайным агентом, первым советником министров, занимался различными проектами, королевскими займами, реформами судебных органов - всего, наверное, невозможно перечесть.

Но, как не странно это звучит, он, человек, необычайно популярный при дворе, был выходцем из очень скромной семьи. Родился Пьер 24 января 1732 года на улице Сен-Дени, в Париже. Отец его Карон, был простым часовщиком из протестантской семьи, который принял католичество, чтобы иметь возможность жить в Париже. Он очень надеялся, что сын продолжит его дело.

Мальчик окончил несколько классов церковной школы и в 13 лет приступил к обучению мастерству часовщика. Учиться надо было не менее 8 лет, и только после этого он мог получить права компаньона и стать членом сообщества парижских часовщиков.

Учеба мальчику давалась очень легко, он даже изобрел анкерный спуск часового механизма, что позволило делать часы маленькими и плоскими. Но придворный часовщик Лепот присвоил это изобретение себе. Юноша не опустил рук и стал бороться за свое право на изобретение и выиграл дело. И анкерный механизм, и скандал, связанный с ним принесли Пьеру-Огюсту Карону известность - его заказчиком стал сам король. Пьер делал маленькие часы не только королю, но и принцессам, и маркизе де Помпадур.

Так мастер попадает в Лувр, где открываются его новые способности. Дело в том, что в семье Каронов было много детей, и хотя отец относился к их обучению очень строго, после окончания рабочего дня в доме всегда было весело. Дети играли на гитаре, виоле, арфе, скрипке и клавесине, они сочиняли маленькие пьески и сами же их разыгрывали.

Об этих способностях юноши узнали скучающие во дворце принцессы, и скоро даже сам король приходил послушать концерты, которые устраивали его дочери под руководством Пьера, причем был ими весьма доволен.

Карон знал все городские и дворцовые новости, всегда был остроумен, обладал привлекательной внешностью и, вполне естественно, что он стал незаменимым человеком во дворце. Правда, на этом заканчивается его карьера, как часовщика.

В 1755 году он покупает должность контролера королевской трапезы. В его обязанности входит разрезать мясо и подавать блюдо королю. Справляться с такими обязанностями было легко, причем, денег они приносили гораздо больше, чем часовое дело.

В это время Пьер женится на вдове умершего Франке, и просто присваивает себе новое имя, взяв его от названия небольшого своего владения - леса Марше. Теперь его имя Пьер-Огюст Карон да Бомарше. Звучит оно, конечно, как дворянское, но дворянином Бомарше становится только в 1761 году, купив должность королевского секретаря и судьи по браконьерским делам в королевских угодьях. Не раз впоследствии Пьер Бомарше высмеивал дворянскую спесь в своих произведениях, ведь он очень хорошо знал ей цену.

Привлекала Бомарше и политика, он даже сетовал, что родители не дали ему надлежащего образования, иначе бы он обязательно выбрал ее своей жизненной дорогой. В 1764 году Пьер отправляется в Испанию, где ярко проявляются его деловые и политические способности. Он пытается получить патент на всю хлебную торговлю в Испании, установить торговлю с Луизианой и так далее. Правда, довести до конца свои проекты ему не удается, и он опять расстраивается по поводу отсутствия должного образования.

По возвращении Бомарше пробует себя в театре и пишет две драмы – «Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех «Севильского цирюльника» (1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги.

В апреле 1770 года Бомарше проверяет свои денежные отношения с компаньоном Пари-Дюверне, который признает за собой долг в 15 тысяч ливров. Но вскоре компаньон умирает, не успев оформить своих обязательств, а его наследник граф де Лаблаш отказывается выплатить этот долг. Состоялось несколько судов, но дело было проиграно, мало того, Бомарше обвинили в нечестности, и на его имущество наложили печати.

Положение его было очень тяжелым, но Пьер-Огюстен никогда не отступал, как и в случае с кражей его изобретения, он обращается с рассказом о своем деле в печать. Вся Франция следит за тем, как разворачиваются события. Бомарше говорит от лица народа:- «Мое дело – дело всех граждан».

Все закончилось тем, что его Мемуары были разорваны и сожжены на площади Правосудия. Правда, огласка была так велика, что судьи не решились объявить Бомарше «бесчестным», но, тем не менее, занимать общественные должности, по приговору суда, ему было запрещено. Иначе говоря, политикой Бомарше заниматься больше не мог, но как это ни странно звучит, именно ею он теперь начинает заниматься.

Но Фигаро из "Севильского цирюльника" продолжает жить. Этот персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба Фигаро" (1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой.

В Лондоне, некий Товено де Морандо издает памфлет «Секретные записки публичной женщины», где раскрывает некоторые секреты жизни королевской любовницы мадам Дюбари, и Людовик XV поручает изъять этот памфлет, что и делает с успехом Бомарше.

Насилу успев закончить первое дело, он приступает к следующему, которое вызвало целый скандал: шевалье д’Эон шантажирует короля секретной перепиской, опубликование которой грозит международным скандалом. Шевалье объявляет себя девицей, несчастной женщиной, которая не может устоять перед обаянием Бомарше.

Бедный Бомарше растерялся и упросил французское правительство «пожалеть несчастную женщину». В конце концов, Пьер-Огюст получает необходимые документы в обмен на пожизненную ренту девице д’Эон (спустя 30 лет, экспертизой было доказано, что девица д’Эон была самым настоящим мужчиной, драгуном, награжденным боевым орденом).

Вскоре появляется новое дело об изъятии памфлета позорящего молодую французскую королеву, которое так же поручается агенту Бомарше. Он находит подлинник и тираж и сжигает его, но одна копия все же уходит в Голландию. Бомарше гонится за ней и попадает под арест к австрийским полицейским, правда, все заканчивается все удачно.

После этого, король направляет Бомарше в Лондон. При английском дворе он заводит дружбу с лордом Рошфором, министром иностранных дел, и отправляет своему королю ценную информацию. Но Бомарше не просто осведомитель - он дает советы министрам и выступает со своими предложениями королю.

Поддерживал он и американцев в борьбе за независимость колоний, снабжая их оружием и амуницией. В сентябре 1777 года он отсылает в Америку товаров на 5 миллионов ливров. Французское правительство делает вид, что оно ничего не знает об этих поставках, мало того, оно берет с Бомарше слово, что его корабли не пристанут к берегам Америки. И тогда, как истый политик он разрабатывает хитроумный план осуществления поставок.

Он предлагает «бунтовщикам» отправить своих корсаров на широту, где будет находиться его судно, и захватить его. А пока капитан будет протестовать против насилия, судно успеют разгрузить и загрузить табаком и отправят к нему во Францию. Бомарше никогда не забывал о своей выгоде. В его характере всегда сочетались патриотический и коммерческий дух.

В конце восьмидесятых годов популярность Бомарше значительно уменьшается. Правда он все еще принимает участие в общественной жизни страны, его даже избирают членом городского самоуправления Парижской коммуны.

Но вскоре всплывает дело о ружьях, купленных Бомарше для французского правительства, но не доставленных во Францию, и он попадает в тюрьму. Каким-то чудом Бомарше избегает смерти и уезжает за границу, где остается в абсолютном одиночестве.

Лишь после долгих хлопот жены, ему удается вернуться на родину. В 1796 году он возвращается в Париж и три последних года своей жизни Бомарше проводит в кругу своей семьи и умирает 18 мая 1799 года.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Пьер де Бомарше
Pierre de Beaumarchais
Имя при рождении Пьер-Огюстен Карон
Дата рождения 24 января (1732-01-24 )
Место рождения Париж
Дата смерти 18 мая (1799-05-18 ) (67 лет)
Место смерти Париж
Гражданство (подданство)
Род деятельности драматург и публицист
Язык произведений французский
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais ; 24 января , Париж - 18 мая , там же) - французский драматург и публицист .

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид , чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо . . В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 году пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 году он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 года процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 году Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 году выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.

Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму «Родриго Горталес и Ко» снабжает оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сентябрь 1777 года Бомарше осуществил поставки на 5 млн ливров, которые впоследствии так и не были возмещены американским правительством. Последнее не раз обсуждало проблему долга, и лишь к середине XIX века наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньшую причитающейся, даже без учета процентов.

«Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Тарар»

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Женитьба Фигаро » () и «Севильский цирюльник » (), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней: «…Это уже была революция в действии»//…La revolution en action.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 году некий банкир Корнманн затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнманн и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Бергасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (Преступная мать , ), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 году. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф » (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Память

Именем Бомарше был назван один из бульваров в Париже.

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель Бомарше // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • Р.Зернова. Гл. «Пьер Огюстен Бомарше» - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
  • Обломиевский Д. Д. Бомарше // История всемирной литературы . - М. : Наука, 1988. - Т. 5. - С. 147-149.
  • Сальери и Бомарше. Опера и революция / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
  • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку. Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии. Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав "португальскую компанию" "Родриго Орталес и Ко", стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на... своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, там же) - часовщик, изобретатель, музыкант, политик, инвалид, беглец, шпион, издатель, торговец оружием, и революционер (как французский, так и американский). Наиболее известен, однако, по своим театральным работам, особенно по трем пьесам о Фигаро.

Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698--1775), он первоначально занялся ремеслом отца, но в то же время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе, и благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». Но посреди своих торговых спекуляций Б. выступил перед публикой с двумя пьесами, «Eugénie» (1767) и «Les deux amis» (1770), из которых на сцене удержалась только первая.

После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом её было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Гецману, Бомарше поднёс жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гецмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп.

Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Mémoires» (1774); затем «Suite de mémoires» (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В то же время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары - образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который ещё и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения.

«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»

Симпатии публики к Б. выросли ещё больше после представления классических театральных комедий его, «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание североамериканских колоний, Бомарше с большим умением принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы. Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Бомарше нашёл себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу как писателя, а комедия «La mère coupable» (1792), стоявшая в тесной связи с «Фигаро», встретила очень холодный прием.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные издержки (Бомарше завел для этого издания даже особую типографию в Кэле), принесло Бомарше почти около миллиона убытку. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Своё поведение в этом деле Бомарше пытался обелить в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа. Умер 18 мая 1799 года.

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875).

Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

Там же) - французский драматург и публицист .

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Напишите отзыв о статье "Бомарше, Пьер Огюстен Карон де"

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
  • / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
  • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.

Тексты

  • (фр.) - оригинальный текст издания 1785 г.

Ссылки

  • Бомарше // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1375 дней)) - статья из Литературной энциклопедии (1929-1939)
  • - статья из «История всемирной литературы» (1988)
  • - из «История зарубежной литературы XVIII века»
  • - статья из энциклопедического справочника «Исторический лексикон. XVIII век» (1996)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2011). Проверено 28 июня 2014. .

Отрывок, характеризующий Бомарше, Пьер Огюстен Карон де

Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...