Сообщение по окружающему миру природные зоны. НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам

Природные зоны мира или физико-географическая зона – часть географической оболочки Земли с особыми климатическими характеристиками, а также характеристиками растительного и животного мира.

Таблица «Природные зоны России» (4 класс)

Впервые эту тему рассматривают на уроках по окружающему миру в начальной школе. Чтобы систематизировать данные обычно составляют таблицу, куда включают все основные характеристики природных зон России.

На территории России представлены все природные зоны, кроме тропической. Они сменяют друг друга по мере движения к Северному и Южному полюсам. Самая большая зона - зона лесов.

Рис. 1. Природные зоны России на карте

Природная зона

Географическое положение

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Арктическая пустыня

Острова, расположенные у Северного полюса.

Длинная зима и короткое, 2-3 месяца, холодное лето. Осадки в виде снега.

Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.

Крайне скудный, в основном мхи и лишайники, хотя летом можно встретить мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки.

Белые медведи и многочисленные ластоногие: тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Много птиц: гуси, чайки, гаги, крачки, кулики.

В основном ведётся промышленная деятельность, ограниченная охота и рыболовство, научная деятельность. Крупных городов нет, много заповедников.

Тундра

Побережье Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Дальний восток, Камчатка.

Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. - вечная мерзлота.

Низкорослые растения: мхи, лишайники, карликовые березы.

Богатый и разнообразный животный мир: белая куропатка, белая сова, кречет, гуси и журавли; северный олень, волки, зайцы, лисицы, куницы, возможно встретить как белого, так и бурого медведя.

Добыча нефти и газа; в сельскохозяйственной сфере - оленеводство.

Лесотундра

Переходная зона, для которой характерны признаки как тундры, так и тайги.

Урал, Зауралье, Дальний Восток

Климат меняется придвижении с Запада на Восток от мягкого до резко континентального. На Западе тёплое лето и мягкая зима, на Востоке короткое лето и длинные, холодные зимы, температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, но уровень испарения низкий, так что значительную часть тайги занимают озёра, болота и заболоченные редколесья

Растительный мир очень богат. Тайга - это такие же «лёгкие планеты», как и леса Амазонки. Распространены сосна, лиственница, кедр, ель, пихта. Реже встречается береза, рябина, осина, ольха. Много кустарников, мхов, лишайников, грибов.

Животный мир разнообразен и уникален. Можно встретить: бурый медведь, лось, рысь, заяц-беляк, белка, сойка, глухарь, кабарга, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, уссурийский тигр. Очень много разнообразных пресмыкающихся и земноводных видов.

Добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, ограниченная охота, животноводство.

Зона лесов: смешенные, широколиственные

Европейская территория России, до Урала. Часть - на Дальнем Востоке

Тёплое и долгое лето, повышенная влажность, мягкая зима.

Лиственные и широколиственные леса: елями, соснами, березами, кленами и осинами, дуб, вяз, липа, клен. Много кустарников, трав, грибов.

В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лоси, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

Природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.

Лесостепь

Переходная зона. Признаки характерны как для лесов, так и для степи. Чем дальше на юг, тем суше.

На юге Черного моря, в долинах реки Оби

Длинное, сухое лето, малоснежная зима.

Злаки, ковыль

Мелкие, ночные животные: тушканчики, суслики, сурки.
Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

Развитое сельское хозяйство. Выращивание зерновых культур, бахчевых. Распространение овцеводства.

Полупустыни

Переходная зона. В наличии признаки, характерные как для степи, так и для пустыни.

В низовьях волги, около Каспийского моря, на юге Восточной Сибири, на границе с Казахстаном

Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильные ветра.

Все растения низкорослые, с длинными корнями, листья узкие. Распространены: верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик, маки, тюльпаны, лютики. Некоторые растения появляются только в сезон дождей, чаще всего в середины весны.

Не отличается большим разнообразием. Животные в основном мелкие, ведущие ночной образ жизни. Распространены: тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Возможно занятие сельским хозяйством: хлопководство, виноградарство; животноводством и добычей полезных ископаемых

Субтропики

Черноморское побережье Кавказа

Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и тёплое лето. Это крупнейшая рекреационная зона России

Богатый растительный мир. Представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых назовем самшит, лавр, лавровишню. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира отметим серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория Арктики зоны....

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

3.В ледяной зоне растут....

а) кедры,берёзы,черёмуха

б) лишайники,мхи,полярные маки

в) бузина,орешник,айва.

4.Найдите верную цепь питания:

а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки - белый медведь

б) водоросли - рачки - сайки - тюлени.

5.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

6.Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба,запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей,тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы,запрещена охота на редких животных,взяты под охрану «птичьи базары».

7.Зона тундры расположена....

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

8.В тундре....

а) ярко выражены все четыре времени года,одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

9.Главное занятие коренного населения тундры....

а) рыболовство

б) оленеводство

в) земледелие.

10.К тундровым растениям относятся....

а) верблюжья колючка,саксаул,кактус

б) карликовая ива,мох-ягель, черника

в) кедр,осина, пальма.

11.Укажи верную цепь питания:

а) растения - лемминги - полярные совы

б) комары,мошки - полярные куропатки - песцы

в) растения - кречеты - волки.

12.Тундровый заповедник расположен....

а) на полуострове Ямал

б) на полуострове Таймыр

в) на Кольском полуострове.

13.Природная зона лесов состоит из....

а) пяти частей б) двух частей

в) трёх частей г) одной части.

14.Самую большую территорию занимают....

а) смешанные леса

б) хвойные леса

в) широколиственные леса.

15.Природные зоны России расположены так:

а) тундра,арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона,зона лесов,тундра

в) арктическая зона,тундра,зона лесов.

16.В тайге растут:

а) пихты,ели,лиственницы

б) дубы,сосны,ели

в) берёзы,липы, лиственницы.

17.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык,морж,розовая чайка

б) краснозобая казарка,кречет,стерх

в) зубр,амурский тигр, утка-мандаринка.

18.Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами.

19.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский б) Кандалакшский в) Приокско-Террасный г) остров Врангеля.

20.Охрана лесов - это:

а) обязанность государства

б) обязанность государства и долг каждого гражданина

в) забота самих обитателей леса.

21.Зона степей расположена на..... нашей страны :

а) севере б) востоке в) юге.

22.Характерный признак зоны степей - это....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов,лишайников, кустарников.

23.К степным птицам относятся....

а) белые журавли,краснозобые казарки,розовые чайки

б) ястребы, кедровки,сойки

в) журавли-красавки, дрофы,пустельги.

24.Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

25.В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка,загрязнение бытовым мусором,браконьерство,неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель,неумеренный выпас скота,браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью,браконьерство,неограниченный выпас оленей.

26.Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика - лемминг - песец

б) водоросли - рачки - сайка - гагарка

в) растения - заяц-беляк - рысь

г) зерно - суслик - орёл-беркут.

27.Основным занятием населения степей является...

а) земледелие б) рыболовство в) оленеводство.

28.В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет,стерх,краснозобая казарка

б) пион тонколистный,журавль-красавка,степная дыбка

в) зубр,филин,женьшень.

29. Какое растение встречается в пустыне?

а)верблюжья колючка

в) берёза

30.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а)сайгака

б)джейрана

УРОК-ИГРА

«Путешествие по природным зонам России»

Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока : Урок-путешествие.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

Познавательный интерес;

Творческую активность;

Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

Умение работать с картой.

Воспитывать:

Бережное отношение к природе;

Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России»? листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Активное участие в беседе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

(Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока, формулирование целей урока

Ребята, с каким большим разделом в курсе окружающего мира мы знакомились с вами в течение месяца? (Природные зоны России)

После изучения большого раздела следует всегда… (обобщающий урок)

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

(Презентация. Слайд 2)

Какова же наша задача на этом уроке? (Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме Природные зоны Росси).

(Презентация. Слайд 3)

Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Почему в целом свете нет роднее совей страны? (Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить).

Правильно, Россия – наша Родина!

Итак, смелее в путь по природным зоны нашей страны!

(Презентация. Слайд 4)

Какие предметы должен имеет при себе путешественник, отправляясь в поход? Компас, карту, воду палатку и т.д.)

(Презентация. Слайд 5)

Вспомним основные условия успеха каждого ученика

1.Быть внимательным, самостоятельным.

2.Не оставлять вопрос без ответа.

3.На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

Вспомним правила работы в парах и правила работы в группах.

Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. (Презентация. Слайд 6)

Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

3. Актуализация знаний.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране (За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

а) с запада?

б) с севера?

в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4. Самое глубокое озеро России

Байкал

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

Арктика

Лесная

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Работа в группах.

Учитель:

Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 7)

Наша цель: обобщить знания о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, всего их 4. Ваша задача: определить зону по признакам, указанным на карточках. Но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Одна из них лишняя. Будьте внимательнее. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная зона

Положение зоны


климат


Занятие населения


Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах).

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

А в какой же природной зоне живем с вами мы? (В зоне смешанных лесов)

5.Физкультминутка.

- Мы с вами углубляемся в леса России, которые занимают большую часть нашей страны. Закроем глаза, вслушаемся в звуки леса.

По родному краю дружно мы шагаем.

(марш на месте)

Справа от нас – зелёный луг. (поворот)

Слева от нас находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»

(Презентация. Слайд 8)

6. Обобщение знаний о растениях природных зон.

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:

лишайник

дуб

ягель

лиственница

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений.

    Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.

    У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.

    Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму

    Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.

    Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

(Презентация. Слайд 9)

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

(Презентация. Слайд 10)

Правильный ответ: 1-лишайник

3-лиственница

Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием

7. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

Играем в игру «Рассели животных по природным зонам. Работаем в парах. (Презентация. 11 Слайд)

(Учащиеся, получившие карточки «Зоологическая игра». Учащиеся животных расселяют по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель:

Карточка у учащихся

Кит арктическая пустыня рысь

Богомол субтропики суслик

Косуля тундра дельфин

Лось степи корсар

Лемминг зона лесов глухарь

Кобылка пустыни ушастый ёж

Северный олень жук скарабей

Тупик тюлень

Ответы:

    Арктика – кит, тюлень, тупик

    Субтропики - богомол, косуля, дельфин

    Тундра – лемминг, северный олень

    Степи – кобылка, суслик

    Зона лесов – рысь, глухарь, лось

    Пустыни - корсар, ушастый ёж, корсар

Проверка: (Презентация. Слайд.)

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

Кто не согласен? Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 12)

Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

Работаем в парах. Используя материал учебника, заполните таблицу.

«Заповедники и национальные парки России».

Название

Где находится

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской области по берегу Оки)

Дрофиный питомник

Зона степей

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.

(Презентация. Слайд 13)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

Учитель:

Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9. Взаимосвязь с уроками литературного чтения.

(Презентация. Слайд 14)

Мы прибываем на станцию «Поэтическая». Вспомните и назовите поэтов, писавших о природе России. (А.С. Пушкин, С.Есенин, А.Некрасов, А.Фет, А.Бунин, Ф.Тютчев).

Закрасьте 1 клеточку если вам удалось вспомнить поэтов

10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Презентация. Слайд 15)

Мы добрались с вами до станции Всезнаек!

Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

17-23 клеточки – «4»,

9-16 клеточек – «3»)

(Презентация. Слайд 16)

Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?

На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке... Они получают эмблему «Юный знаток России»

10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 17)

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Знаток России» Выполнить задание в тетради на печатной основе стр.64

В) « Сам себе художник” Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России» .

Цели:

  • формировать понятие «природные зоны», познакомить с природными зонами России, показать причины их образования и закономерность их смены;
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «природные зоны», физическая карта Росcии, карта климатических поясов, иллюстрации природных зон, рисунки детей «Природа нашей Родины», кроссворд, сочинения детей «Осень».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вот опять звенит звонок,
Он зовет нас на урок – урок окружающего мира.

А начать его мне хочется стихотворением А. Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С ветвями, тянущему руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Скажите, о чем это стихотворение?

Чему оно нас учит?

1. Работа с дневниками наблюдений.

– Слово нашим синоптикам. Они объявят прогноз погоды на текущий день (температура, направление ветра, облачность, осадки) и подведут итоги погоды за месяц, а также расскажут о приметах зимы.

2. Сочинения детей про осень. /Зачитать 2-3 сочинения/

II. Сообщение темы.

– Какова тема нашего урока, вы узнаете из кроссворда, отгадав загадки.

1. Разгадывание загадок.

    Сок из цветов она берет
    и в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

    Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
    И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

    Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
    И о чем она грусти, никому не говорит. (Ива)

    Весной зелена, летом загорела,
    Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

    Плодородной почвы враг
    Называется … (Овраг)

    Град ли, снег идут с дождем.
    Как их вместе назовем? (Осадки)

    Кто из вас ответит?
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    Не пекарь, а печет? (Солнце)

    Есть на речке лесорубы
    В серебристо-белых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят вечные плотины. (Бобры)

    Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет.
    Засвистит, по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь. (Ветер)

    В белом сарафане встала на поляне.
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

    Там, где корни вьются на лесной тропе,
    Маленькое блюдце спрятано в траве,
    Каждый, кто проходит, подойдет, напьется,
    И опять в дорогу сил наберется. (Родник)

    Я копытами стучу, стучу,
    Я скачу, скачу, скачу,
    Грива вьется на ветру. (Конь)

    Малы, а не кому не милы. (Мыши)

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Приложение слайд 2)

– Правильно, на уроке мы с вами узнаем не только о природных зонах, но и будем учиться беречь и любить природу.

– Скажите, на какие две группы можно разделить слова-отгадки из кроссворда?

– На какие еще группы можно разделить эти же слова?

III. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете смысл слов «природная зона»?

– Как вы думаете, природа нашей страны везде одинакова? Почему?

– Что вы видите на рисунке? (слайд 3)

– Все ли солнечные лучи одинаковы?

– К чему это приводит?

– Действительно Солнце неравномерно нагревает нашу Землю. Самые короткие лучи, которые несут много тепла, попадают на экватор. Чем севернее, тем длиннее солнечные лучи, меньше тепла попадает на Землю. А на Крайнем Севере – самые длинные лучи, они как бы скользят по поверхности Земли, поэтому северные районы тепла получают очень мало.

– Какой можно сделать вывод? /Из-за неравномерности нагревания Земли и происходит смена природных зон/

1. Стенд «Природные зоны»

– Вы видите перед собой ваши рисунки о природе. На какие группы их можно поделить?

– Вы правильно поделили рисунки: ледяная пустыня, тундра, леса, степи, пустыни. /Показ на карте природных зон России/

2. Изготовление самолетиков из бумаги.

– А сейчас, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие по просторам нашей Родины.

– Каким видом транспорта вы предпочитаете путешествовать? Почему?

– Я предлагаю отправиться на самолете. Какой выберем маршрут? (слайд 4) / С севера на юг/

Почему?

– У вас на парте лежат листки бумаги. Изготовим самолетики. Запускаем моторы! Все готовы? Полетели!

3. Выявление характеристик природных зон.

– Итак, мы летим с севера на юг. Останавливаться будем только на станциях.

– По каким признакам рассмотрим природные зоны?

– По рельефу, климату, почве, растительному и животному миру с помощью карт, рисунков, иллюстраций, из жизненного опыта.

– Как вы думаете, существует ли между ними связь? (слайд 5)

Ледяная пустыня – первая станция / показ на карте/ (слайд 6)

  • каменистая пустыня – эту зону называют еще «полярной ледяной шапкой»;
  • зона холода. Полярная ночь длится от 98 суток до полгода. На небосводе появляется полярное сияние. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура самого теплого месяца не больше +5; полярный день, небо бывает затянуто серыми низкими облаками, часты туманы;
  • почвы неразвитые, каменистые;
  • растения: мхи, лишайники, некоторые цветковые, камнеломки, злаки;
  • животные: белый медведь, песец, тюлень, морж, «птичьи базары» – чайки, кайры, гагарки.

Движемся к югу.

Тундра – вторая станция / показ на карте/ (слайд 7 )

  • преимущественно равнинная поверхность; много озер, болот;
  • зима длится 8 –9 месяцев; средняя температура января: 25-35 градусов, морозы до 50 – 60 градусов, полярная ночь, дуют сильные ветры; лето холодное, короткое, погода неустойчива; осадки незначительны, влажность высокая; сильные резкие ветры, температура не выше +10 градусов; весна и осень очень короткие;
  • слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;
  • растения: мхи, лишайники, ягель, карликовая береза, карликовая полярная ива, ягодные кустарники: голубика, брусника черника;
  • животные: пеструшки, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус, куропатки, гагары, чайки, поморники.

Лесная зона – третья станция / показ на карте/(слайд 8)

– Да, это лес. Сначала идет тайга, а потом смешанный лес и лиственный:

  • поверхность волнисто-равнинная; на севере – болота;
  • четко выделяются времена года; зима от 8 месяцев на севере до 4-5 на юге зоны; лето от умеренно теплого до жаркого; осенью часты моросящие дожди;
  • подзолистые почвы; дерново-подзолистые, серые и бурые в смешанных лесах;
  • мхи, лишайники, ягодные кустарники, папоротник, ель, пихта, сосна, кедр, дуб, бук, клен, ясень, вяз, береза, осина, липа, орешник, черемуха, рябина;
  • бурый медведь, косуля, соболь, горностай, марал, лось, лиса, рысь, волк, белка, бобры, глухарь, рябчик, клест, кедровка, сова, дрозд, тетерев и т. д.

Степи – четвертая станция / показ на карте/ (слайд 9)

  • волнисто-равнинная поверхность;
  • лето продолжительное, солнечное, жаркое, засушливое (+20 – 24 градуса), часты суховеи; зима холодная –20 –30 градусов, короткая, часты метели и сильные ветры, переходящие в бураны, снежный покров тонок;
  • почвы – черноземные – на севере, на юге – засоленность почвы – каштановые с включением солонца;
  • ковыль, типчак, гусиный лук, тюльпаны, полынь, перекати-поле;
  • сайгаки, суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, жаворонок; орел;

Полупустыни – пятая станция / показ на карте/

– Скажите, какодна природная зона отделяется от другой? /между ними существует переходная полоса/

Как вы считаете, а что такое полупустыня? (слайд 10)

  • равнинная поверхность;
  • лето жаркое, сухое и солнечное, дождей мало; зима морозная, снега мало, лежит неравномерно; рек немного;
  • каштановые; солончаки и солонцы;
  • растительность: верблюжья колючка, полынь, типчак, солянки;
  • суслики, тушканчики, лисица-корсар, сайгаки, ящерицы, змеи, пауки.

4. Закрепление нового материала.

  • Давайте вернемся к словам-отгадкам. Как вы думаете, к каким природным зонам их можно отнести?
  • Ответьте на вопросы учебника с. 28-29
  • А в какой природной зоне мы живем с вами? /В переходной зоне – лесостепи/
  • Расскажите о ней.
  • Как вы считаете, существуют ли экологические проблемы в природных зонах?
  • Чем сможете помочь вы, маленькие жители огромной планеты?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Существуют ли четкие границы у природных зон, как у государства? Почему?

– В какой природной зоне вы хотели бы жить? Почему?

V. Домашнее задание. /по выбору/

  • прочитать стр. 27-28 учебника;
  • найти в художественной литературе описание природы и определить, к какой природной зоне относится это описание.

VI. Литература.

  1. Гайсина Р.Г. «Природа родного Башкортостана», «Китап» – Уфа, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир» – учебник для 3 класса.
  3. Материалы энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  4. Пармузин Ю.П. «Живая география», «Просвещение» – Москва, 1999.

Тест «Природные зоны России»

Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводится 45 минут. В заданиях 1-14 нужно выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. В заданиях 15, 16 ответы необходимо записать в указанном месте.

Внимательно читай формулировку заданий. Если ты не знаешь ответ, пропусти задание и переходи к следующему, вернёшься к пропущенному, если останется время.

Если ты ошибся и хочешь исправить ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который ты считаешь верным.

Вариант 1

1. К северу от зоны тундры находится природная зона:

3) арктических пустынь

4) пустынь

2. Какое животное не встречается в Арктике?

2) пингвин

олений мох - … - белая сова:

1) лемминг

3) серый журавль

4. В зоне тундры расположен заповедник:

1) Остров Врангеля

2) Алтайский

3) Уссурийский

4) Таймырский

5. Самую большую территорию зоны лесов занимают:

1) широколиственные леса

2) хвойные леса

3) смешанные леса

4) вечнозелёные леса

6. В тайге не растёт:

3) кипарис

7. Основное занятие населения степей:

1) земледелие

2) оленеводство

3) птицеводство

4) рыболовство

8. Характерный цвет окраски большинства животных степи:

4) коричневый

9. Какое из перечисленных животных нуждается в особой охране?

1) степной жаворонок

2) журавль-красавка

3) степная гадюка

10. В пустыне:

1) короткое прохладное лето

2) короткая суровая зима

3) жаркое продолжительное лето

11. Причиной возникновения подвижных песков является:

1) перевыпас

2) неумеренное орошение

3) браконьерство

4) загрязнение почв

12. Черноморское побережье Кавказа - это:

1) субтропики

3) полупустыня

4) лесостепь

13. Вечнозелёным растением не является:

3) кипарис

4) магнолия

14. Основная экологическая проблема, характерная для всех природных зон:

1) свалки мусора

2) загрязнение воды

3) вырубка лесов

4) браконьерство

Запиши в ответе выбранные цифры

Вариант 2

1. К югу от тундры находится природная зона:

2) субтропиков

3) арктических пустынь

2. Какое животное не встречается в зоне лесов?

2) тетерев

3. Вставь пропущенное звено в цепь питания

ковыль - … - степной орёл:

3) кузнечик

4. В зоне степей расположен заповедник:

1) Ростовский

2) Алтайский

3) Уссурийский

4) Таймырский

5. Самую большую территорию зоны степей занимают:

1) широколиственные леса

2) безлесные участки

3) смешанные леса

4) вечнозелёные леса

6. В тундре не растёт:

1) морошка

2) голубика

3) земляника

4) брусника

7. Основное занятие населения тундры:

1) земледелие

2) оленеводство

3) птицеводство

4) рыболовство

8. Характерный цвет окраски большинства животных пустынь:

4) песочный

9. Какое из перечисленных животных обитает в пустыне?

2) журавль-красавка

3) степная гадюка

10. В субтропиках:

1) короткое прохладное лето

2) короткая суровая зима

3) умеренно жаркое лето

4) ярко выражены все четыре времени года

11. Причиной засоления почвы является:

1) перевыпас

2) неумеренное орошение

3) браконьерство

4) загрязнение почв

12. Вечная мерзлота характерна для природной зоны:

3) Арктики

4) лесостепи

13. Растением Арктики является:

1) лиственница

2) полярный мак

3) кипарис

14. Причина смены природных зон:

1) вращение Земли вокруг своей оси

2) хозяйственная деятельность человека

3) вращение Земли вокруг Солнца

4) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

Каждое верно выполненное задание части 1 оценивается в 1 балл, части 2 - в 2 балла.

18 баллов - оценка «5»;

17 - 13 баллов - оценка «4»;

12 - 9 баллов - оценка «3»;

Менее 9 баллов - оценка «2».

Использованная литература

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: ВАКО, 2017.

Окружающий мир. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/Сост. Ситникова Т. Н. - М.: ВАКО, 2016.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...