Состав и порядок избрания европарламента. Порядок формирования европейского парламента

Официальное наименование. Европейский парламент ведет свое про­исхождение от Общей ассамблеи ЕОУС, учрежденной в числе других институтов Парижским договором 1951 г.

Термин «ассамблея» был использован для обозначения аналоги­чных органов ЕЭС и Евратома. Однако в 1958 г. к тому времени уже единая Ассамблея Европейских сообществ провозгласила себя Пар­ламентской ассамблеей, а в 1962 г. - Европейским парламентом.

Термин «европейский парламент» был введен в учредительные договоры в 1986 г. Единым европейским актом и отныне является единственным официальным названием представительного института всего Союза.

Среди государств - членов ЕС наиболее близкая по характеру институция имеет место в Германии, где федеральную законодательную влать также осуществляют два самостоятельных органа: Союзный парламент (Бундестаг) и Союзный совет (Бундесрат), состоящий, как и Совет Европейского Союза, из представителей исполнительной власти (земельных министров). При этом в некоторых случаях (в соответствии первой Конституцией Германии 1871 г. это было общим правилом) Бундесрат может издавать законы в обход Бундестага.

Местонахождение. В соответствии с протоколом о местонахожде­нии институтов Союза официальной резиденцией Европарламента является г. Страсбург (Франция). Здесь же заседает и Парламентская ассамблея Совета Европы, с которой иногда путают Европейский парламент.

Аппарат Парламента (Генеральный секретариат) и его подраз­деления находятся в Люксембурге, а дополнительные заседания своей ежегодной сессии Европарламент проводит в Брюсселе, куда он неоднократно выражал желание переехать на постоянное место работы (чтобы «воссоединиться» с Советом и Комиссией)1.

Европейский парламент включает членов (депутатов), избираемых в каждом государстве-члене в соответствии с численностью населения, но не строго пропорционально (представительство небольших стран завышено).

Количество депутатских мест для каждой страны зафиксировано непосредственно в Договоре о Европейском союзе т.е. является «жесткой» нормой. ДЕС также устанавливает предельную численность депутатского корпуса- 751. Однако эта численность может времен­но превышаться в том случае, если в период очередной легислатуры Европарламента в состав Союза вступают новые государства-члены. Несмотря на существующую систему квот, депутаты Европарла мента не являются представителями отдельных государств-членов. Где бы ни был из­бран депутат, он считается представителем народов ЕС, вместе взя­тых, т.е. всех граждан Европейского Союза Представительный характер Парламента обусловливает наделение его депутатов свободным мандатом: они не связаны наказами своих избирателей (так как представляют все народы ЕС, а не только свой округ), не могут быть отозваны и голосуют в соответствии со своей совестью и убеждениями.

Статут 2005 г. также урегулировал вопрос о денежном содержании европейских депутатов, которое до сих пор выплачивалось из нацио­нальных бюджетов в размере, соответствующем жалованью нацио­нальных парламентариев (депутат Европарламента, избранный в Шве ции, получал столько же, сколько член шведского Риксдага, и т.д.). Подобная система приводила к дискриминации, так например, жалованье депутатов парламента Италии в несколько раз превышает жалованье членов Государственного собрания (парламента) Венгрии. Соответственно «итальянские» депутаты Европарламента оплачива­лись значительно более щедро, чем их «венгерские» коллеги.

Согласно Статуту 2005 г. жалованье депутатов Европарламента выплачивается из бюджета Европейского Союза и является единым (его сумма определена в размере 38,5% от оклада судьи Суда Европейских сообществ). Депутатам также гарантируется право на по лучение иных денежных пособий, в том числе в рамках пенсионного обеспечения, и компенсации расходов на депутатскую деятельность (подобные компенсации существуют уже многие годы, и Статут их вводит в более жесткие рамки).

Еще одна важная гарантия независимости и эффективной дея­тельности европейских парламентариев закреплена в Акте о прямых выборах Европарламента 1976 г. - несовместимость должностей. Согласно этому Акту депутатам, в частности, запрещается занимать должности в других институтах и органах Европейского Союза, вхо­дить в состав национальных правительств и парламентов.

Политические убеждения (точнее, партийная принадлежность), а не национальность определяют характер депутатских объединений в стенах Парламента. Как и в национальных парламентах, европей­ские парламентарии объединяются во фракции, называемые во вну­треннем регламенте Европарламента политическими группами. При этом политическая группа не может включать депутатов из одного- единственного государства.

4 ноября 2003 г. издан регламент Европейского парламента и Совета «О статусе и финансирова­нии политических партий на европейском уровне». Согласно регламенту от 4 ноября 2003 г. партия признается «функциониру­ющей на европейском уровне», если как минимум в одной четверти государств-членов:

а) ее кандидаты избраны в представительные органы на евро­пейском, национальном или региональном уровне (Европарламент, национальный парламент, региональные парламенты или ассамблеи), либо

б) за кандидатов партии на последних выборах в Европарламент подано не менее 3% голосов.

По своему составу политическая партия на европейском уровне может выступать как объединением граждан, так и союзом однород­ных политических партий, действующих в нескольких государствах- членах (например, «Партия европейских социалистов» объединяет национальные политические партии социал-демократической на­правленности).

2. Порядок формирования

Европейский парламент по праву называют самым демократическим институтом Европейского Союза. Все его депутаты избираются путем всеобщего прямого голосования граждан Европейского Союза. Тем самым обеспечивается непосредственное воздействие населения на политику надгосударственных институтов, а сохраняющиеся ограни­чения парламентских прерогатив рассматриваются как проявления «дефицита демократии» (он в последние годы стал заметно меньше, но все равно остается).

Вышеуказанный способ формирования Европарламента заложен Договором о Европейском сообществе 1957 г., дополненным в 1976 г. особым источником первичного права ЕС (см. § 5 гл. II) -Актом об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием.

К числу важнейших положений Акта 1976 г. относятся:

1) избирательная система: на всей территории Европейского Союза депутаты Европарламента должны избираться на основании пропорциональной избирательной системы, которая по усмотрению государств-членов может выступать в виде системы единого пере­даваемого голоса (в Ирландии, на Мальте, а также в Северной Ир­ландии) или системы партийных списков (в остальных государствах- членах) ;

2) единые принципы избирательного права: всеобщее, прямое, свободное и тайное голосование;

3) возможность введения заградительного пункта, который, однако, ни в одном из государств-членов не должен превышать 5% поданных голосов;

4) несовместимость должностей: депутаты Европарламента не вправе совмещать свой мандат с работой в других органах Европей­ского Союза, а также в национальных парламентах и правительствах (см. выше);

5) единые сроки проведения выборов: по усмотрению государств- членов они могут проходить на протяжении четырех последних дней одной недели (с четверга по воскресенье), причем итоги оглашаются только после завершения голосования во всех государствах-членах. На практике выборы в Европарламент традиционно проходят в июне (последние состоялись в июне 2004 г.).

В выборах на территории каждого государства-члена имеют пра­во участвовать не только местные граждане, но и граждане других государств-членов, проживающие на его территории, причем речь идет как о праве избирать (активное избирательное право), так и о праве избираться (пассивное).

Соответствующий принцип закреплен в ДЕС (§ 2 ст. 19) и Хартии Европейского Союза об основных правах (ст. 39) в качестве одного из политических прав граждан Союза в целом.Срок полномочий Европейского парламента и депутатов, в него избранных, составляет 5 лет (§ 3 ст. 190 ДЕС). Досрочный роспуск не предусмотрен (такие предложения вносились при подготовке Ницц кого договора, но не получили поддержки).

3. Внутренняя организация

Внутренняя организация (структура) Европарламента находится в русле общих традиций представительных учреждений, хотя имеет некоторые специфические черты. Ее основными элементами служат руководящие органы, единоличные и коллегиальные: Председатель и его заместители, Конференция председателей и Бюро, а также пар­ламентские комиссии, квесторы и Генеральный секретариат.

Важнейшим источником права, регулирующим внутреннюю организацию, а также процедуру работы Европарламента, является его внутренний Регламент, который был принят впервые в 1953 г. и с тех пор неоднократно пересматривался.

В современной редакции этот объемный и детальный документ насчитывает свыше 200 статей, объединенных в 13 разделов.

А. Руководящие органы

Председатель - высшее должностное лицо Европарламента, ко­торое осуществляет руководство «всей деятельностью Парламента и его органов» (ст. 19 ВР). Председатель избирается депутатами из своего состава сроком на два с половиной года, т.е. на половину парламентской легислатуры 1 . Допускается повторное избрание на этот пост.

Помимо традиционных полномочий по руководству пленарными заседаниями (открывает и закрывает их, предоставляет слово депу­татам, объявляет об итогах голосования, применяет меры дисципли­нарных взысканий к депутатам и посетителям и т.д.) Председатель Европарламента выступает в качестве официального представителя возглавляемого им института в отношениях с другими органами ЕС, а также иностранных государств.

От имени Парламента его Председатель подписывает парламент­ские акты, в том числе бюджет Европейского Союза и тексты регла­ментов, директив и решений, принятых совместно Европарламентом и Советом (Председатель Парламента ставит подпись всегда первым, Председатель Совета - вторым).

Заместители председателя (вице-председатели), как и Предсе­датель, избираются депутатами из своего состава на 2,5 года с правом на переизбрание в дальнейшем.

Количество заместителей достаточно велико - 14. При их вы­боре определяется «порядок старшинства» (ст. 15 ВР): первый заме­ститель, второй и т.д. В соответствии с этим порядком заместители призываются к выполнению полномочий Председателя в случае его отсутствия (ст. 20 ВР). Если же вакансия становится постоянной, то исполняющим обязанности до избрания нового Председателя будет его первый заместитель (ст. 18 ВР).

Внутри корпуса заместителей председателя существует разделение труда. Например, два из них несут ответственность за отношения с национальными парламентами (ст. 24 ВР).

Вместе с Председателем заместители образуют первый коллеги­альный руководящий орган Европарламента - Бюро.

Бюро - это орган Парламента, на который возложено решение организационных, финансовых и технических вопросов его деятельно­сти. «Бюро регулирует финансовые, организационные и административные вопросы, касающиеся депутатов, внутреннюю организацию Парламента, его секретариата и органов» (ст. 22 ВР). В состав Бюро входят по должности 15 человек. Это вышеназванные Председатель и 14 его заместителей. С совещательным голосом в работе Бюро участвуют также квесторы (см. ниже).

Конференция председателей. В отличие от Бюро, которое может быть названо административным органом, Конференция председателей выступает как орган политического руководства работой Парламента. Именно Конференция председателей реша ет вопросы планирования законодательной и иной деятельности Парламента, определяет состав и компетенцию парламентских комиссий, решает вопросы взаимодействия Европейского парла мента с парламентами государств-членов (в этом ей подотчетны заместители председателя, ответственные за данный участок дея­тельности) и т.д.

В состав Конференции председателей входят руководители пар­ламентских фракций и самого Парламента, т.е. Председатель Евро- парламента и председатели политических групп (отсюда и название данного органа). Еще двух человек делегируют депутаты, не входящие ни в одну из групп («неприсоединившиеся»), но без права голоса. Количество членов Конференции председателей, таким образом, не является фиксированным (зависит от числа фракций).

В отличие от других коллегиальных органов Европарламента Конференция председателей должна стремиться найти консенсус по всем обсуждаемым ею вопросам, а если консенсус недостижим, то принимает решения взвешенным голосованием (в этом она похожа на Совет Европейского Союза). В данном случае количество голосов председателей фракций зависит от числа депутатов, входящих в их состав.

Кроме Бюро и Конференции председателей в структуре Европар­ламента функционируют и другие коллегиальные органы с консульта­тивными полномочиями: Конференция председателей комиссий и Кон­ференция председателей делегаций. Эти органы дают рекомендации Бюро и Конференции председателей по вопросам функционирования, соответственно, парламентских комиссий или межпарламентских делегаций, включающих депутатов Европарламента.

Б. Парламентские комиссии

Аналогично другим парламентам, в целях более эффективной и ком­петентной работы по обсуждению законопроектов и других вопро­сов, отнесенных к парламентской компетенции, из числа депута­тов в Европейском парламенте образованы комиссии (постоянные н временные) 1 . При этом, как и в законодательных органах Италии, Португалии и ряда других стран, ВР Европарламента (ст. 62) позволяет делегировать постоянным комиссиям право принимать решения по некоторым вопросам, отнесенным к ведению Парламента в целом.

Задача постоянных комиссий - предварительный анализ проек­тов решений, подлежащих принятию Европарламентом. До того как Парламент приступит к рассмотрению документа на своем пленарном заседании, его изучение проводит одна из постоянных комиссий, на­значаемая ответственной. Результаты изучения документа, поправки и рекомендации ответственной комиссии излагаются в ее докладе па заседании Парламента.

Система постоянных комиссий в общем соответствует системе предметов ведений и полномочий Европейского Союза, хотя и не копирует ее. После последних выборов 2004 г. Европейским парла­ментом было образовано 20 постоянных комиссий:

1) комиссия по иностранным делам;

2) комиссия по развитию (сфера ведения: «политика сотруд­ничества в поддержку развития» ЕС, в рамках которой Сообщество оказывает помощь развивающимся странам планеты в подъеме их жизненного уровня);

3) комиссия по международной торговле;

4) комиссия по бюджетам (компетенция: вопросы подготовки «общего бюджета Европейского Союза», а также бюджетов специа­лизированных органов Союза, наделенных правами юридического лица);

5) комиссия по бюджетному контролю;

6) комиссия по экономическим и денежным вопросам (компетен­ция: экономический и валютный (денежный) союз, включая правовое регулирование единой денежной единицы «евро»);

7) комиссия по занятости и социальным вопросам;

8) комиссия по окружающей среде, здравоохранению и безопас­ности продуктов питания;

9) комиссия по промышленности, научным исследованиям и энер­гии; .

10) комиссия по внутреннему рынку и защите потребителей;

11) комиссия по транспорту и туризму;

дительные документы, основополагающие принципы устройства и функционирования Европейского Союза);

19) комиссий, по правам женщин и равенству возможностей;

2 О) комиссия по петициям.

Временные комиссии Европарламента в отличие от постоянных образуются для изучения какого-либо отдельного вопроса. После представления доклада на пленарном заседании они прекращают свое существование. По общему правилу, мандат временных комиссий длится максимум год, но допускается его продление (ст. 150 ВР).

Среди временных комиссий особое место занимают следственные комиссии, существование которых прямо предусмотрено Договором о Европейском сообществе. Они могут учреждаться Парламентом с целью расследования предполагаемых «правонарушений или нару шений порядка управления в сфере действия коммунитарного права» (ст. 193 ДЕС). Предметом расследования могут выступать деятельность как органов Европейского Союза, так и «публичной администрации» государств-членов, иных уполномоченных лиц (ст. 151 ВР).

Следственная комиссия Европарламента наделена широкими полномочиями по сбору необходимых доказательств, в том числе правом вызывать и проводить допрос свидетелей, запрашивать у ор­ганов ЕС и государств-членов письменные доказательства (ст. 3 ре шения Европейского парламента, Совета и Комиссии от 19 апреля 1995 г. «О порядке реализации Европейским парламентом права осуществлять расследования»).

Формирование всех парламентских комиссий осуществляется по партийно-политическому признаку. Кандидатов в члены комиссий выдвигают фракции (политические группы), а также группа непри­соединившихся депутатов. Каждая фракция обладает в комиссии числом мест, примерно соответствующем ее доле парламентских мандатов (ст. 152 ВР). Персональный состав всех комиссий утверж­дается Европарламентом по предложению Конференции предсе­дателей.

Каждая комиссия обладает своей внутренней структурой. Внутри нее образуются подкомиссии. Руководящими органами комиссии яв­ляются ее председатель и бюро (председатель комиссии плюс три его заместителя), избираемые членами комиссии из своего состава.

В. Квесторы

Квесторы - это должностные лица Европарламента, которые «от­ветственны за выполнение административных и финансовых задач, непосредственно затрагивающих депутатов» (ст. 25 ВР). Квесторы в своей деятельности подотчетны Бюро Европарламента, в состав второго они входят с правом совещательного голоса.

Так же, как и Председатель, квесторы Европейского парламента избираются депутатами из своего состава на 2,5 года. Квесторов всего шесть, и между ними, аналогично заместителям Председателя, устанавливается «порядок старшинства».

Действующий ВР Европарламента возложил на квесторов новую важную задачу- ведение специального реестра финансовой и про­фессиональной деятельности парламентариев. С этой целью каждый депутатЕвропарламента обязан ежегодно направлять квесторам декларацию, включающую сведения о его профессиональной и иной оплачиваемой деятельности, и о доходах, получаемых в дополнение к жалованью парламентария от «третьих лиц» в связи с его полити- -ской деятельностью (ст. 2 приложения I к ВР).

К полномочиям квесторов также относится выдача пропусков лицам, «которые желают часто посещать местонахождение Парла­мента с целью предоставления информации депутатам в рамках их парламентского мандата». Среди указанных лиц в настоящее время немало лоббистов. Их доступ в здание Европарламента, соответствен­но, производится с согласия квесторов.

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат представляет собой аппарат Европарла­мента. Его сотрудники должны обеспечивать нормальную работу Парламента в"целом и его членов (перевод документов, техническое обслуживание и т.д.)В отличие от рассмотренных выше подразделений сотрудниками Генерального секретариата являются не сами парламентарии, а лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (примерно 3500 человек). Они должны действовать беспристрастно и объектив­но, в интересах Парламента в целом и отдельных парламентариев независимо от политической принадлежности.

Генеральный секретариат подотчетен Бюро, которое назначает его руководителя - Генерального секретаря.

Структура Европарламента строится и развивается по классическим парламентским образцам. Первое заседание открывает старейший депутат, а затем руководство берет в свои руки вновь избранный председатель. Он, а также его заместители и квесторы избираются путем тайного голосования. Кандидатуры на эти должности предлагаются только от имени фракции или группы, насчитывающей не менее 29 депутатов. Только в том случае, если число кандидатов не превышает числа избираемых должностных лиц, допускается свободное выдвижение кандидатов. В Регламенте Европарламента отмечается, что при формировании органов необходимо принимать во внимание интересы справедливого представительства государств-членов и политических течений.

Председатель Европарламента в соответствии с Регламентом руководит работой парламента и его органов. Он наделяется всеми полномочиями, необходимыми для того, чтобы председательствовать на заседаниях парламента и обеспечивать его деятельность. Председатель открывает, прерывает и закрывает заседания. Он следит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок, предоставляет слово, прекращает обсуждение вопроса, объявляет голосование, сообщает о его результатах. Председатель передает в комитеты информацию, касающуюся их деятельности.

Регламент отделяет выполнение председателем должностных функций от его обычной депутатской деятельности. Он может брать слово во время обсуждения как председатель только для того, чтобы пояснить положение дел и вернуть участников к сути вопроса. Если же он захочет принять участие в дискуссии по существу дела, то должен отказаться от председательствования и вернуться к нему только после завершения своего выступления или иного участия в дискуссии.

В настоящее время Европарламент имеет 14 вице-председателей. Если председатель отсутствует или принимает непосредственное участие в дискуссии, его обязанности временно исполняет один из его заместителей.

Европарламент избирает из своей среды также пять квесторов. Их назначение состоит в том, чтобы в соответствии с указаниями Европарламента заниматься административными и финансовыми делами. Вместе с председателем и вице-председателями квесторы входят в Президиум Европарламента, но в отличие от них имеют только право совещательного голоса. При равенстве голосов в Президиуме решающим становится голос председателя.

Президиум Европарламента выполняет задачи, возложенные на него Регламентом. Он может также решать определенные финансовые, организационные и административные дела депутатов, организаций при парламенте, его секретариата и других органов. Президиум решает, далее, вопросы, связанные с проведением заседаний, устанавливает штатное расписание для Генерального секретариата Европарламента, разрабатывает проект бюджета Европарламента, дает от имени Европарламента указания квесторам, назначает генерального секретаря Европарламента и т.д.

Важную роль в Европарламенте играет Конференция председателей. В нее входят председатель Европарламента и председатели фракций (председателя фракции может представлять ее член). Депутаты, не входящие ни в одну из фракций, направляют из своей среды двух представителей на заседания Конференции председателей. Эти представители не получают, однако, права голоса. В основу деятельности Конференции председателей положена идея достижения консенсуса. Если его не удается достичь, проводится голосование с учетом количества депутатов фракций.

Конкретные задачи Конференции председателей определены в Регламенте Европарламента. В частности, Конференция принимает решения по вопросам организации работы парламента и по вопросам планирования законодательства. К ее ведению относятся вопросы, связанные с отношениями Европарламента с другими органами и институтами Европейского союза, а также с национальными парламентами государств-членов. Конференция решает, далее, вопросы, касающиеся отношений с третьими странами, равно как и с институтами и организациями вне Европейского союза. Она представляет свой проект повестки дня заседаний парламента. Особо следует отметить, что Конференция наделена правами, позволяющими ей определять состав и компетенцию комитетов, временных следственных комиссий, Смешанного парламентского комитета. Конференция решает многие другие вопросы, а кроме того, представляет Президиуму Европарламента предложения фракций по решению административных и бюджетных вопросов.

Еще один орган Европарламента - это Конференция председателей комитетов. В нее входят председатели всех комитетов Европарламента - как постоянных, так и временных. Конференция самостоятельно избирает своего председателя. Самое важное в ее деятельности заключается, пожалуй, в разработке предложений по вопросам, касающимся как комитетов, так и повестки дня пленарных заседаний Европарламента. Эти предложения представляются Конференции председателей. Президиум Европарламента, а также Конференция председателей могут поручать Конференции председателей комитетов выполнение отдельных задач.

В числе органов Европарламента есть также Конференция председателей межпарламентских групп. Подобно Конференции председателей комитетов она сама избирает своего председателя. Схожа и их деятельность. Конференция председателей межпарламентских групп подготавливает для Конференции председателей предложения по вопросам работы межпарламентских групп. Президиум Европарламента и Конференция председателей вправе давать определенные поручения Конференции председателей межпарламентских групп.

Особого внимания заслуживает вопрос о фракциях Европарламента. Даже размещение депутатов в зале заседаний осуществляется не по странам, а по фракциям. Не случайно места для депутатов определяются не секретариатом и даже не Президиумом, а Конференцией председателей. Если следовать Регламенту, то фракция - это объединение депутатов по их партийной принадлежности (п.1 ст.29). При этом депутат может состоять только в одной партии. Установлено, далее, что для образования фракции из депутатов одного государства необходимо иметь 29 членов. Если речь идет о депутатах из двух государств, то минимальное число членов снижается до 23 депутатов, из трех государств - до 18 депутатов, из четырех и более государств - до 14 депутатов. Это сделано для того, чтобы поддержать депутатов, состоящих в партиях, хотя и небольших, но действующих в нескольких странах.

Образование фракции внешне выглядит как довольно простой процесс: нужно только официально заявить об этом председателю Европарламента. В заявлении следует указать название фракции, ее состав и состав Президиума. Но на практике образование фракции далеко не простое дело. Ведь в Европарламенте представлено очень много различных политических партий. После выборов 1989 г. их было 66. Многие из них состоят всего из нескольких депутатов. Нет ни одной партии, которая имела бы большинство в Европарламенте. Поэтому партии объединяются друг с другом, заключая зачастую "брак по расчету". Идеологические и политические разногласия вынужденно отступают на задний план: главной является проблема - быть или не быть.

Европарламент образовал 21 комитет: по иностранным делам, безопасности и оборонной политике; по сельскому хозяйству и сельскому развитию; по бюджету; по хозяйству, финансам и промышленной политике; по исследованиям, технологическому развитию и энергии; по внешнеэкономическим отношениям; по праву и гражданским правам; по социальным вопросам и занятости: по региональной политике; по транспорту и туризму; по вопросам окружающей среды, народного здоровья и защиты потребителя; по культуре, молодежи, образованию и массовым средствам информации; по развитию и сотрудничеству; по основным свободам и внутренним делам; по контролю за бюджетом; по институционным делам; по рыболовству; по регламенту, проверке мандатов и вопросам иммунитета; по правам женщин; по петициям; временный комитет по занятости.

Европарламент работает в сессионном порядке. Сессии, как правило, продолжаются в течение года. Сессию следует отличать от заседания Европарламента: заседание в большинстве случаев - это проводимое ежемесячно общее собрание депутатов. Оно может продолжаться несколько дней. Европарламент собирается без официального созыва во второй вторник марта каждого года и самостоятельно определяет продолжительность сессии и перерывы в ней. Как показывает практика, Европарламент работает большей частью по одной неделе в месяц, а всего 12 недель в году.

Регламент Европарламента устанавливает, что пленарные заседания самого парламента, а также заседания его комитетов проводятся в заранее определенном месте его пребывания. Таким местом является г. Страсбург (Франция). В исключительных случаях по решению большинства депутатов одно или несколько пленарных заседаний Европарламента могут состояться в другом месте. Это правило было введено в расчете на то, что Европарламент станет заседать в г. Брюсселе, являющемся практически столицей сначала сообществ, а потом Европейского союза. Страсбург выдержал нелегкую конкуренцию и сохранил за собой место проведения сессий Европарламента. Но его комитеты большей частью заседают в Брюсселе или в других городах государств-членов. Что же касается секретариата и многих иных служб Европарламента, то они размещаются в Люксембурге. Лишь небольшая часть из почти 4 тыс. служащих Европарламента работает в Брюсселе и других местах.

Депутаты Европарламента избираются на пять лет. Этот срок исчисляется с открытием первого после выборов заседания парламента. Очередные выборы проводятся в течение последнего года пятилетнего срока, на который избирается Европарламент. Если проведение очередных выборов в установленный срок окажется невозможным, новая дата выборов должна быть определена единогласно Советом по предложению Европарламента.

Депутаты Европарламента осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом "свободного мандата". Они не связаны ни с наказами избирателей, ни с указаниями фракций. В избирательном законодательстве и в Регламенте Европарламента особо оговаривается, что депутаты Европарламента голосуют лично и по отдельности. Они не обязаны выполнять ничьи поручения и инструкции. Нередко "свободный мандат" истолковывается более широко - как полное отсутствие зависимости депутатов от избирателей. Подтверждение нередко ищется в известной формуле: депутат представляет не только своих избирателей, по и весь народ. Однако эта формула может быть оспорена даже в национальных масштабах и тем более не обязательна в рамках Европейского союза. Могут сказать, что парламентское право Европейского союза не предусматривает отзыва депутата, но столь же верно и то, что оно такой отзыв определенно не запрещает.

Все депутаты Европарламента обладают иммунитетом. Лишение иммунитета может последовать только в результате выполнения строгих процедурных правил. Каждое обращение компетентного органа государства-члена к председателю Европарламента по поводу лишения депутата иммунитета доводится до сведения пленарного заседания Европарламента и передается в его соответствующий комитет. В своем заключении комитет предлагает принять или отклонить обращение о лишении иммунитета. Это заключение выносится на ближайшее пленарное заседание в качестве первого пункта повестки дня. После рассмотрения вопроса Европарламент проводит только одно голосование, окончательно решающее дело.

Председатель Европейского парламента - чиновник , который осуществляет контроль над дебатами и действиями Европейского парламента. Он/она также представляет парламент как в пределах Европейского союза так и за его пределами. Для вступления в силу большинства законов ЕС и бюджета содружества требуется председательская подпись.

Председатель избирается на срок в два с половиной года. С 1952 по 2012 год сменилось 29 председателей, из них двенадцать были избраны после первых выборов в Европарламент 1979 года. Двое председателей были женщинами и большинство были из стран - старых членов Евросоюза. С января 2012 года председателем является Мартин Шульц, который сменил на этом посту Ежи Бузека.

Европемйская комимссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В её состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т.д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 27 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

право европейский союз парламент

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Комиссия имеет производные законодательные полномочия. Председатель Европейской комиссии также участвует во встречах Большой восьмёрки, так как в неё входят некоторые страны-члены ЕС.

Состав:

Председатель Еврокомиссии - Жозе Баррозу

Еврокомиссия состоит из 27 комиссаров, по числу стран - членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом

Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС.

Скандал в 2004 году

Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, "зелёных" и "евроскептиков"). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.

Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.

Составы Еврокомиссии до 2004 года

Комиссия Делора (1985-1994)

Комиссия Сантера (1995-1999)

Комиссия Проди (1999-2004)

Еврокомиссия 2004-2010 (Первая комиссия Баррозу)

Маргот Валльстрем (Швеция) - связи с Европарламентом и административная реформа

Гюнтер Ферхойген (Германия) - политика в отношении предпринимательства и промышленности

Жак Барро (Франция) - юстиция, свобода и безопасность

Сийм Каллас (Эстония) - административная реформа, аудит, борьба с коррупцией

Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) - внешние связи

Антонио Таяни (Италия) - транспорт

Ласло Ковач (Венгрия) - таможня и налоги

Андрис Пиебалгс (Латвия) - энергетика

Неели Крус (Нидерланды) - конкуренция

Марианна Фишер-Боэль (Дания) - сельское хозяйство

Стравос Димас (Греция) - охрана окружающей среды

Вивиан Рединг (Люксембург) - развитие информационного общества

Янез Поточник (Словения) - наука, исследования

Чарльз Маккриви (Ирландия) - внутренний рынок, услуги

Хоакин Альмуния (Испания) - экономика и денежно-кредитная политика

Кэтрин Эштон (Великобритания) - торговля

Джо Борг (Мальта) - рыболовство и морские дела

Андрулла Виссилиу (Кипр) - здравоохранение

Карел де Гухт (Бельгия) - развитие и гуманитарная помощь

Олли Рен (Финляндия) - расширение

Владимир Шпидла (Чехия) - трудоустройство, социальные вопросы и равные возможности

Далям Грибаускамйте (Литва) - финансы и бюджет

Ян Фигель (Словакия) - образование и культура

Павел Самецки (Польша) - региональная политика

Меглена Кунева (Болгария) - защита прав потребителей

Леонард Орбан (Румыния) - многоязычие

Еврокомиссия с 2010 года (Вторая комиссия Баррозу)

Текущий состав:

Кэтрин Эштон (Великобритания) - первый вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности

Хоакин Альмуния (Испания) - вице-президент; конкуренция

Сийм Каллас (Эстония) - вице-президент; транспорт

Нели Крус (Нидерланды) - вице-президент; цифровые технологии

Вивиан Рединг (Люксембург) - вице-президент; юстиция и гражданские права

Антонио Таяни (Италия) - вице-президент; промышленность и предпринимательство

Марош Шефчович (Словакия) - вице-президент; образование и культура

Ласло Андор (Венгрия) - трудоустройство и социальные вопросы

Мишель Барнье (Франция) - внутренний рынок

Андрулла Василиу (Кипр) - образование, культура, многоязычие, молодёжь

Майре Геогеган Квин (Ирландия) - исследования, инновации

Кристалина Георгиева (Болгария) - международное сотрудничество, гуманитарная помощь, чрезвычайные ситуации

Карел де Гюхт (Бельгия) - торговля

Джон Далли (Мальта) - здравоохранение и защита прав потребителей

Мария Даманаки (Греция) - морские дела и рыболовство

Януш Левандовский (Польша) - бюджетные вопросы

Сесилия Мальмстрём (Швеция) - внутренние дела

Гюнтер Оттингер (Германия) - энергетика

Андрис Пиебалгс (Латвия) - развитие

Янез Поточник (Словения) - окружающая среда

Олли Рен (Финляндия) - финансы

Штефан Фюле (Чехия) - расширение и добрососедство

Йоханнес Хан (Австрия) - региональная политика

Конни Хедегаард (Дания) - климат

Дачан Чолош (Румыния) - сельское хозяйство и развитие села

Альгирдас Шемета (Литва) - налоги и таможенное дело

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

межгосударственный наднациональный политический орган, в котором представлены все страны Европейского Союза (ЕС). Депутаты ЕП избираются один раз в 5 лет прямым голосованием населения стран-членов. Число депутатов ЕП от каждой страны постоянное. Квота мест зависит от численности населения данного государства. Наиболее крупные страны - Великобритания. Италия, ФРГ и Франция - располагают 81 местом, Испания - 60, Нидерланды - 25, Бельгия, Греция и Португалия - по 24, Дания- 16, Ирландия - 15, Люксембург - 6. В настоящее время в ЕП избрано более 600 депутатов.

Создание ЕП стало важным шагом на пути к политической интеграции Западной Европы. Внутри ЕП\"депутаты объединяются не по признаку национальной принадлежности, а по партийным фракциям. Минимальное число депутатов, необходимое для создания политической группы, - 23 депутата от 1 страны либо 18 депутатов, если они представляют не менее 2 государств, и 12 -для представителей 3 и более государств. ЕП руководствуется в своей деятельности не только принципом консенсуса, но и принимает в расчет соотношение политических сил в парламенте и его комиссиях и, соответственно, давление той или иной политической группы на других парламентариев.

Депутаты ЕП голосуют лично. Их деятельность, как и депутатов национальных парламентов, не связана какими-либо инструкциями: императивный мандат запрещается. Мандат депутата ЕП совместим с членством в парламенте какого-либо члена ЕС. Однако депутат ЕП не может быть членом правительства государств, членом Комиссии ЕС, судьей, прокурором и секретарем Суда ЕС, членом Счетной палаты ЕС. консультативного комитета Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), Экономического и социального комитета Европейского экономического сообщества

(ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), членом комитетов и органов, созданных на основании учредительских договоров названных сообществ, членом Административного совета и Комитета директоров Европейского инвестиционного банка, должностным лицом или служащим Европейских сообществ или связанных с ними специализированных органов. Кроме того, каждое государство-член может установить другие случаи несовместимости должностей с мандатом члена ЕП. На рассмотрение ЕП выносятся различные вопросы развития Европейского континента, главным образом ЕС, - от экономической, валютной и политической интеграции (в рамках создания единого внутреннего рынка) до охраны окружающей среды и соблюдения прав человека.

ЕП работает на основе принимаемого им регламента. Он имеет годичную сессию, продолжительность которой определяется самим ЕП на ежегодном собрании в марте. Кворум составляет /^ членов ЕП. Основными руководящими органами ЕП, в которых сходятся все нити принятия важнейших решений, являются председатель и Бюро, состоящие из председателя, 14 его заместителей и квесторов (с правом совещательного голоса). Бюро в расширенном составе включает также председателей политических фракций.

В ЕП созданы следующие комиссии:

Комиссия по иностранным делам и вопросам безопасности; Комиссия по сельскому хозяйству, рыболовству и сельскому развитию; Комиссия по вопросам бюджета; Комиссия по вопросам экономики, финансов и промышленной политики; Комиссия по проблемам энергетики, исследований и технологий; Комиссия по внешним экономическим связям; Комиссия по юридическим вопросам и гражданским правам; Комиссия по социальным делам, занятости и условиям труда; Комиссия по вопросам региональной политики, освоению территорий и отношениям с региональными и местными властями; Комиссия по вопросам транспорта и туризма; Комиссия по вопросам окружающей среды, здравоохранения и защите потребителей: Комиссия по вопросам культуры, молодежи, воспитанию и средствам массовой информации; Комиссия по вопросам развития и сотрудничества: Комиссия по вопросам гражданских свобод и внутренних дел;

Комиссия по бюджетному контролю;

Учредительная комиссия; Комиссия по регламенту, проверке полномочий и иммунитету; Комиссия по правам женщин;

Комиссия по рассмотрению петиций. ЕП может также создавать подкомиссии, временные комиссии и комиссии по расследованию, которые рассматривают специфические проблемы (наркомания , расизм, избыток сельскохозяйственной продукции).

Для решений ЕП достаточно простого большинства голосов депутатов, участвующих в голосовании. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо квалифицированное большинство: для принятия внутреннего регламента - большинство всех членов ЕП; для вотума недоверия Комиссии ЕС - большинство списочного состава депутатов и 2/^ голосовавших. Для рекомендации о вступлении в ЕС новых членов или о заключении договора об ассоциации требуется абсолютное большинство голосов всех членов.

Формальные функции ЕП охватывают разработку законодательных положений; утверждение бюджета ЕС и контроль за его исполнением; контроль за деятельностью Комиссии Европейских сообществ (КЕС), Совета Министов ЕС;

определение политики ЕС. Легитим-ность ЕП упрочилась в связи с прямыми выборами. ЕП стал участвовать в принятии решений в сфере бюджета, формировании отдельных институтов. Начиная с 1986 г. акт об утверждении бюджета стал подписываться председателем ЕП. ЕП в порядке контроля вправе принять к обсуждению любой вопрос, имеющий, по мнению его членов, существенное значение. При этом нередко обсуждается политика отдельных стран, как входящих, так и не входящих в ЕС. Наиболее действенное средство контроля - право парламентариев задавать устные и письменные вопросы, вносить предложения о порицании, рассматривать жалобы об уклонении от обязательств и осуществлять контроль за исполнением бюджета. ЕП может вынести резолюцию о порицании КЕС побудить ее уйти в отставку, приняв такую резолюцию порицания большинством депутатов списочного состава при / -^ поданных голосов.

После заключения Маастрихтского договора расширены полномочия ЕП и в области прав человека. Он назначает Европейского омбудсмана. ЕП обладает полномочиями по рассмотрению петиций, т.е. запросов или жалоб, которые могут направляться любым гражданином страны, входящей в ЕС, индивидуально или совместно с другими гражданами практически по любому вопросу.

Бюджет ЕП предназначен для финансирования расходов,которые делятся на две основные группы: а) большая часть бюджета (60% от общей суммы) идет на

глобальное финансирование политики в области сельского хозяйства. Эти расходы именуются обязательными, и решающее слово по ним принадлежит Совету Министров; б) остальная часть бюджета служит для финансирования политики в других областях: социальный фонд, фонд регионального развития, проведение исследований, охрана окружающей среды, промышленность, энергетика, оказание различной помощи. В этой части ЕП может диктовать приоритеты и в определенной степени увеличивать кредиты.

\"Вследствие расширения полномочий ЕП в области бюджета и установления процедуры согласия возросло его влияние на деятельность Совета Министров. Процедура согласия, принятая Единым европейским актом в 1986 г., ограничила законодательное полновластие Совета Министров, В зависимости от обсуждаемых тем компетентные лица Совета Министров присутствуют на пленарных заседаниях ЕП. Как и члены Комиссии, члены Совета Министров должны отвечать на вопросы депутатов ЕП. Председатель Совета Министров, вступая в должность, излагает ЕП свою программу, а по окончании срока пребывания на посту отчитывается о полученных результатах.

Бойцова В.В., Бойцова\"Л.В.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ" в других словарях:

    На официальных языках … Википедия

    Был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют… … Википедия

    - (European Parliament) Демократическая законность (Democratic legitimacy) в Европейском Союзе (European Union), бывшем Европейском Сообществе, косвенно реализуется через встречи национальных министров в Совете, однако Европейский парламент (ЕП) в… … Политология. Словарь.

    ЕВРОПЕЙСКИЙ парламент, один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в… … Современная энциклопедия

    Один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в июне 1994 Германия… … Большой Энциклопедический словарь

    Финансовый словарь

    Европейский парламент - ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Европарламент) консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. 626 депутатов Европарламента избираются путем прямых выборов на пятилетний срок. В рамках полномочий, предоставленных парламенту договорами, в т.ч. Договором о… … Юридический словарь

    ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ - ЕВРОПАРЛАМЕНТ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ СОВЕТ ЕВРОПЫ … Юридическая энциклопедия

    Европейский парламент - (European Parliament), один из ин тов Европейских сообществ, заседает в Страсбурге или Люксембурге. В 1958 1979 гг. состоял из представителей парламентов стран участниц ЕС. С 1979 г. его члены избираются на 5 летний срок путем прямых выборов.… … Всемирная история

    Собрание из 626 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Европейский парламент: политико-правовое исследование: Монография , . В монографии прослеживается эволюция Европарламента как органа общеевропейского представительства, раскрывается механизм его функционирования, анализируется политика в условиях глобализации.…

Структура Европарламента строится и развивается по классическим парламентским образцам. Первое заседание открывает старейший депутат, а затем руководство берет в свои руки вновь избранный председатель. Он, а также его заместители и квесторы избираются путем тайного голосования. Кандидатуры на эти должности предлагаются только от имени фракции или группы, насчитывающей не менее 29 депутатов. Только в том случае, если число кандидатов не превышает числа избираемых должностных лиц, допускается свободное выдвижение кандидатов. В Регламенте Европарламента отмечается, что при формировании органов необходимо принимать во внимание интересы справедливого представительства государств-членов и политических течений.

Председатель Европарламента в соответствии с Регламентом руководит работой парламента и его органов. Он наделяется всеми полномочиями, необходимыми для того, чтобы председательствовать на заседаниях парламента и обеспечивать его деятельность. Председатель открывает, прерывает и закрывает заседания. Он следит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок, предоставляет слово, прекращает обсуждение вопроса, объявляет голосование, сообщает о его результатах. Председатель передает в комитеты информацию, касающуюся их деятельности.

Регламент отделяет выполнение председателем должностных функций от его обычной депутатской деятельности. Он может брать слово во время обсуждения как председатель только для того, чтобы пояснить положение дел и вернуть участников к сути вопроса. Если же он захочет принять участие в дискуссии по существу дела, то должен отказаться от председательствования и вернуться к нему только после завершения своего выступления или иного участия в дискуссии.

В настоящее время Европарламент имеет 14 вице-председателей. Если председатель отсутствует или принимает непосредственное участие в дискуссии, его обязанности временно исполняет один из его заместителей.

Европарламент избирает из своей среды также пять квесторов. Их назначение состоит в том, чтобы в соответствии с указаниями Европарламента заниматься административными и финансовыми делами. Вместе с председателем и вице-председателями квесторы входят в Президиум Европарламента, но в отличие от них имеют только право совещательного голоса. При равенстве голосов в Президиуме решающим становится голос председателя.

Президиум Европарламента выполняет задачи, возложенные на него Регламентом. Он может также решать определенные финансовые, организационные и административные дела депутатов, организаций при парламенте, его секретариата и других органов. Президиум решает, далее, вопросы, связанные с проведением заседаний, устанавливает штатное расписание для Генерального секретариата Европарламента, разрабатывает проект бюджета Европарламента, дает от имени Европарламента указания квесторам, назначает генерального секретаря Европарламента и т.д.

Важную роль в Европарламенте играет Конференция председателей. В нее входят председатель Европарламента и председатели фракций (председателя фракции может представлять ее член). Депутаты, не входящие ни в одну из фракций, направляют из своей среды двух представителей на заседания Конференции председателей. Эти представители не получают, однако, права голоса. В основу деятельности Конференции председателей положена идея достижения консенсуса. Если его не удается достичь, проводится голосование с учетом количества депутатов фракций.

Конкретные задачи Конференции председателей определены в Регламенте Европарламента. В частности, Конференция принимает решения по вопросам организации работы парламента и по вопросам планирования законодательства. К ее ведению относятся вопросы, связанные с отношениями Европарламента с другими органами и институтами Европейского союза, а также с национальными парламентами государств-членов. Конференция решает, далее, вопросы, касающиеся отношений с третьими странами, равно как и с институтами и организациями вне Европейского союза. Она представляет свой проект повестки дня заседаний парламента. Особо следует отметить, что Конференция наделена правами, позволяющими ей определять состав и компетенцию комитетов, временных следственных комиссий, Смешанного парламентского комитета. Конференция решает многие другие вопросы, а кроме того, представляет Президиуму Европарламента предложения фракций по решению административных и бюджетных вопросов.

Еще один орган Европарламента - это Конференция председателей комитетов. В нее входят председатели всех комитетов Европарламента - как постоянных, так и временных. Конференция самостоятельно избирает своего председателя. Самое важное в ее деятельности заключается, пожалуй, в разработке предложений по вопросам, касающимся как комитетов, так и повестки дня пленарных заседаний Европарламента. Эти предложения представляются Конференции председателей. Президиум Европарламента, а также Конференция председателей могут поручать Конференции председателей комитетов выполнение отдельных задач.

В числе органов Европарламента есть также Конференция председателей межпарламентских групп. Подобно Конференции председателей комитетов она сама избирает своего председателя. Схожа и их деятельность. Конференция председателей межпарламентских групп подготавливает для Конференции председателей предложения по вопросам работы межпарламентских групп. Президиум Европарламента и Конференция председателей вправе давать определенные поручения Конференции председателей межпарламентских групп.

Особого внимания заслуживает вопрос о фракциях Европарламента. Даже размещение депутатов в зале заседаний осуществляется не по странам, а по фракциям. Не случайно места для депутатов определяются не секретариатом и даже не Президиумом, а Конференцией председателей. Если следовать Регламенту, то фракция - это объединение депутатов по их партийной принадлежности (п. 1 ст. 29). При этом депутат может состоять только в одной партии. Установлено, далее, что для образования фракции из депутатов одного государства необходимо иметь 29 членов. Если речь идет о депутатах из двух государств, то минимальное число членов снижается до 23 депутатов, из трех государств -до 18 депутатов, из четырех и более государств -до 14 депутатов. Это сделано для того, чтобы поддержать депутатов, состоящих в партиях, хотя и небольших, но действующих в нескольких странах.

Образование фракции внешне выглядит как довольно простой процесс: нужно только официально заявить об этом председателю Европарламента. В заявлении следует указать название фракции, ее состав и состав Президиума. Но на практике образование фракции далеко не простое дело. Ведь в Европарламенте представлено очень много различных политических партий. После выборов 1989 г. их было 66. Многие из них состоят всего из нескольких депутатов. Нет ни одной партии, которая имела бы большинство в Европарламенте. Поэтому партии объединяются друг с другом, заключая зачастую «брак по расчету». Идеологические и политические разногласия вынужденно отступают на задний план: главной является проблема - быть или не быть.

Европарламент образовал 21 комитет: по иностранным делам, безопасности и оборонной политике; по сельскому хозяйству и сельскому развитию; по бюджету; по хозяйству, финансам и промышленной политике; по исследованиям, технологическому развитию и энергии; по внешнеэкономическим отношениям; по праву и гражданским правам; по социальным вопросам и занятости: по региональной политике; по транспорту и туризму; по вопросам окружающей среды, народного здоровья и защиты потребителя; по культуре, молодежи, образованию и массовым средствам информации; по развитию и сотрудничеству; по основным свободам и внутренним делам; по контролю за бюджетом; по институционным делам; по рыболовству; по регламенту, проверке мандатов и вопросам иммунитета; по правам женщин; по петициям; временный комитет по занятости.

Европарламент работает в сессионном порядке. Сессии, как правило, продолжаются в течение года. Сессию следует отличать от заседания Европарламента: заседание в большинстве случаев - это проводимое ежемесячно общее собрание депутатов. Оно может продолжаться несколько дней. Европарламент собирается без официального созыва во второй вторник марта каждого года и самостоятельно определяет продолжительность сессии и перерывы в ней. Как показывает практика, Европарламент работает большей частью по одной неделе в месяц, а всего 12 недель в году.

Регламент Европарламента устанавливает, что пленарные заседания самого парламента, а также заседания его комитетов проводятся в заранее определенном месте его пребывания. Таким местом является г. Страсбург (Франция). В исключительных случаях по решению большинства депутатов одно или несколько пленарных заседаний Европарламента могут состояться в другом месте. Это правило было введено в расчете на то, что Европарламент станет заседать в г. Брюсселе, являющемся практически столицей сначала сообществ, а потом Европейского союза. Страсбург выдержал нелегкую конкуренцию и сохранил за собой место проведения сессий Европарламента. Но его комитеты большей частью заседают в Брюсселе или в других городах государств-членов. Что же касается секретариата и многих иных служб Европарламента, то они размещаются в Люксембурге. Лишь небольшая часть из почти 4 тыс. служащих Европарламента работает в Брюсселе и других местах.

Депутаты Европарламента избираются на пять лет. Этот срок исчисляется с открытием первого после выборов заседания парламента. Очередные выборы проводятся в течение последнего года пятилетнего срока, на который избирается Европарламент. Если проведение очередных выборов в установленный срок окажется невозможным, новая дата выборов должна быть определена единогласно Советом по предложению Европарламента.

Депутаты Европарламента осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом «свободного мандата». Они не связаны ни с наказами избирателей, ни с указаниями фракций. В избирательном законодательстве и в Регламенте Европарламента особо оговаривается, что депутаты Европарламента голосуют лично и по отдельности. Они не обязаны выполнять ничьи поручения и инструкции. Нередко «свободный мандат» истолковывается более широко - как полное отсутствие зависимости депутатов от избирателей. Подтверждение нередко ищется в известной формуле: депутат представляет не только своих избирателей, по и весь народ. Однако эта формула может быть оспорена даже в национальных масштабах и тем более не обязательна в рамках Европейского союза. Могут сказать, что парламентское право Европейского союза не предусматривает отзыва депутата, но столь же верно и то, что оно такой отзыв определенно не запрещает.

Все депутаты Европарламента обладают иммунитетом. Лишение иммунитета может последовать только в результате выполнения строгих процедурных правил. Каждое обращение компетентного органа государства-члена к председателю Европарламента по поводу лишения депутата иммунитета доводится до сведения пленарного заседания Европарламента и передается в его соответствующий комитет. В своем заключении комитет предлагает принять или отклонить обращение о лишении иммунитета. Это заключение выносится на ближайшее пленарное заседание в качестве первого пункта повестки дня. После рассмотрения вопроса Европарламент проводит только одно голосование, окончательно решающее дело.

Председателя Европейского Парламента избирают путем тайного голосования на 2,5 года, что составляет половину каденции Европейского Парламента. Он может быть переизбран повторно. Кандидатура выдвигается политическими группами или не менее, чем 32 депутатами. При формировании органов и назначении должностных лиц Европейского Парламента (Председателя, его заместителей, квесторов) необходимо учитывать интересы справедливого представительства стран-членов и политических групп.

Голову избирают абсолютным большинством голосов (не менее половины общего состава). Если в течение трех туров ни один кандидат не наберет абсолютного большинства голосов, то на голосование выдвигаются две кандидатуры, которые в третьем туре набрали больше всего голосов. Если в четвертом туре кандидаты набирают равное количество голосов, то мандат на председательство получает старший из них. Полномочия Председателя Европейского Парламента:

Представляет Европейский Парламент во внешних отношениях, а также в отношениях с другими организациями;

Осуществляет руководство работой Европейского Парламента и его органов;

Открывает, останавливает и закрывает заседание;

следит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок, предоставляет слово, объявляет голосование, объявляет его результаты;

Передает в комитеты информацию, которая их касается, и т.д.

Президиум Европейского Парламента состоит из Председателя, 14 заместителей (осуществляют функции Председателя во время его временного отсутствия, а также тогда, когда тот принимает непосредственное участие в дискуссии) и 5 квесторов (наделены административными и дисциплинарными функциями; в отличие от Председателя и его заместителей имеют лишь право совещательного голоса).

Полномочия Президиума Европейского Парламента:

Решает финансовые, организационные, административные дела депутатов, организаций при Европейском Парламенте, его секретариата и других органов;

Решает вопросы, связанные с проведением заседаний;

Заключает штатное расписание для Генерального секретариата Европейского Парламента;

Разрабатывает проект бюджета Европейского Парламента;

Дает указания квесторам и т.д.

Конференция глав состоит из Председателя Европейского Парламента и председателей политических групп (глава политической группы может представлять ее член). Депутаты, которые не входят ни в одну из политических групп Европейского Парламента, делегируют двух своих представителей, которые, однако, не наделены правом голоса.

Цель деятельности: добиться согласия на уровне политических сил в Европейском Парламенте; если ее не достигнуто, проводится голосование с учетом количества депутатов политической группы.

Полномочия Конференции глав:

Принимает решение по вопросам организации работы Европейского Парламента и планирования законодательной деятельности;

Решает вопросы, связанные с отношениями Европейского Парламента с другими институтами Европейского Союза, с национальными парламентами стран - членов ЕС с другими международными организациями и государствами, которые не являются членами ЕС;

Предлагает свой проект повестки дня и наделена полномочиями по определению состава и компетенции комитетов, временных следственных комиссий, делегаций;

Представляет предложения политических групп по решению административных и бюджетных вопросов перед Президиумом Европейского Парламента;

Определяет места для депутатов в Европейском Парламенте (поскольку депутаты размещаются в зале не по странам, а по фракциям).

Конференция председателей комитетов состоит из глав всех парламентских комитетов - как постоянных, так и временных. Руководителя выбирают из состава Конференции.

Полномочия Конференции председателей комитетов:

Разрабатывает для Конференции председателей рекомендации по деятельности комитетов и повестку дня Европейского Парламента;

Выполняет специальные задачи по поручению Президиума и Конференции глав.

Конференция руководителей делегаций состоит из руководителей всех постоянных межпарламентских делегаций. Руководителя выбирают из состава Конференции. Полномочия этого органа похожими к полномочиям Конференции председателей комиссий.

Парламентские комитеты

Работа парламента осуществляется в 20 постоянных комитетах:

Комитет по иностранным делам (Committee on Foreign Affairs - AFET);

Бюджетный комитет (Committee on Budget - BUDG);

Комитет контроля за бюджетом (Committee on Budgetary Control - CONT);

Комитет по правам и свободам граждан, порядка и внутренних дел (Committee on Civil Liberties, Justice and Home Affairs - LI BE);

Экономически-валютный комитет (Committee on Economic and Monetary Affairs - ECON);

Правовой комитет внутреннего рынка (Committee on Legal Affairs - JURI);

Комитет по промышленности, внешней торговли, научных исследований и энергии (Committee on Industry, Research and Energy - ITRE);

Комитет по занятости и социальным делам (Committee on Employment and Social Affairs - EM PL);

Комитет по вопросам окружающей среды, здравоохранения и потребительской политики (Committee on the Environment, Public Health and Food Safety - ENVI);

Комитет по вопросам сельского хозяйства и развития села (Committee on Agriculture and Rural Development - AGRI);

Комитет по вопросам рыболовства (Committee on Fisheries - PECH);

Комитет по региональной политике (Committee on Regional Development - REGI);

Комитет по транспорту и туризму (Committee on Transport and Tourism - TRAN);

Комитет по вопросам культуры, молодежи, образования, СМИ и спорта (Committee on Culture and Education - CULT);

Комитет по развитию и сотрудничеству (Committee on Development - РАЗВИТИЕ);

Комитет по конституционным делам (Committee on Constitutional Affairs - AFCO};

Комитет по правам женщин и равноправию (Committee on women"s Rights and Gender Equality - FE MM);

Комитет по вопросам внешней торговли (Committee on International Trade - INTA);

Комитет по внутреннему рынку и защите потребителей (Committee on the Internal Market and Consumer Protection - IMCO);

Комитет по рассмотрению петиций (Committee on Petitions - PETI).

В состав парламентского комитета входят от 24 до 76 депутатов. При необходимости могут создаваться подкомитеты и специальные комитеты для решения конкретных вопросов; при особых ситуаций формируются комитеты по расследованию.

Заседания комитетов проходят в течение одной-двух недель ежемесячно. Внутри комитета избирают Президиум (состоит из Председателя и двух-трех заместителей) и генерального докладчика. Рассматривают вопросы, переданные на обсуждение, а также вопросы, вынесен на повестку дня по их собственной инициативе. Члены Европейской Комиссии или их полномочные представители отчитываются перед соответствующим комитетом в пределах своей компетенции. Они разъясняют решения Европейской Комиссии, поданные в Совет ЕС документы, а также позиции, которые Европейская Комиссия отстаивает в Европейском Совете. Отвечают за формулировку позиции Европейского Парламента относительно предложений Европейской комиссии, за подготовку предложенных Европейским Парламентом поправок к любым "общих позиций", разработанных Европейским Советом, и парламентских резолюций, разработанных Европейским Парламентом по собственной инициативе.

Политические группы.

Маастрихтский договор 1992 г. добавил к Договору о ЕС новую статью, которая закрепила формирование политических групп в Европейском Парламенте не по национальному или национально-территориальной принадлежности, а по политическим интересам. Регламент Европейского Парламента предусматривает, что политическая группа должна объединять депутатов нескольких стран. Минимальное количество членов для создания политической группы - 23 человека (если группа состоит из представителей двух стран - членов ЕС); 18 человек (если группа состоит из представителей трех стран); 14 человек (если группа состоит из представителей четырех и более стран-членов). Запрещается членство более чем в одной политической группе.

Сейчас в составе Европейского Парламента функционируют такие политические группы:

Группа Европейской народной партии, или Христианских демократов (European People* 8 Party - EPP);

Группа Прогрессивного альянса социалистов и демократов (Progressive Alliance of Socialist and Democrats - S&D);

Группа Альянса либералов и демократов ради Европы (Alliance of Liberals and Democrats for Europe - ALDE);

Группа Зеленых/Европейский свободный альянс (Greens-European Free Alliance - Greens-EFA);

Группа Европейских консерваторов и реформистов (European Conservatives and Reformists - ECR);

Группа Конференции объединенных левых и зеленой скандинавской левицы (European United Left-Nordic Green Left - EUL-NGL);

Группа "Европа за свободу и демократию" (Europe of Freedom and Democracy - EFD),

В состав Европейского Парламента относятся также депутаты, не входящие ни в одну из политических групп.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...