Советский легкий танк от 26. Добавить в избранное

У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, - 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.
Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, - всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.


В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.
Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.
Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект - до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.
В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.



У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти - теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.
Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 - 205 снарядов, Т-26РТ - 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.

Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.
Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.
ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.



А - моторное отделение; Б - боевое отделение; В - отделение управления; 1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10- броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12- 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - откидной лобовой щиток водителя; 15- опорные катки; 16 - тележка подвески; 17- глушитель.

Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах - по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.
В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935-1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.

Этот вариант стал основным танком общевойсковых соединений и танковых частей, предназначенных для поддержки пехоты. Он выпускался с 1933 до 1941 года в следующих модификациях:
- Т-26 - линейный танк с цилиндрической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 года и 7,62-мм пулемет ДТ;
- Т-26РТ - командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней;
- Т-26А - артиллерийский танк с 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ;
- СТ-26 - саперный танк (мостоукладчик);
- ОТ-130, 131, 132, 133, 134 - огнеметные танки с огнеметной установкой и 1 - 2 пулеметами ДТ;
- Т-26-1 - линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 -1938 гг., 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.

Всего на базе танка Т-26 разработано 53 типа боевых машин различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Начиная с 1938 года, на танках устанавливали телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего за время производства промышленностью было выпущено 11218 танков Т-26.
Более подробную информацию по модификациям Т-26 смотрите во второй части статьи про вариант танка Т-26 с одной башней.

Производство однобашениых танков Т-26, вооруженных 45-мм пушкой 20К, началось летом 1933 г. Уже осенью танк получил радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Такие машины имели наименование Т-26РТ, которые часто именуют командирскими. Так как работа орудия 20К вызывала массу нареканий, в основном связанные с так и не устраненными отказами автоматики, то к концу 1933 г. была проведена частичная модернизация пушки. С декабря улучшенное орудие 20К под наименованием 45-мм танковой пушки образца 1934 г. (часто можно встретить обозначение "45-мм танковая пушка образца 1932/34 гг.") было поставлено в серийное производство. Для поражения пространства сзади танка с начала 1936 г. в кормовой части башни стали устанавливать шаровую установку с пулеметом ДТ. Каждый пятый танк оснащался фарами боевого света для ночной стрельбы, закрепленными на маске орудия.

Для обороны от вражеских самолетов часть машин несла зенитные пулемёты ДТ. Первоначально их устанавливали на вертлюжной установке. Однако, ввиду неудобства пользования пулеметом, начиная с 1937 г монтировалась вращающаяся турельная установка П-40.

В 1936 г. танк принял участие в боевых действиях в Испании. Советский Союз поставил 297 танков Т-26. Советские танки продемонстрировали с одной стороны, полное превосходство над немецкой и итальянской бронетехникой, находившейся на вооружении сторонников Франко, а с другой - слабость легкобронированных танков перед появившимся на поле сражения - скорострельной малокалиберной противотанковой артиллерией.
К этому времени 8 ряде стран были разработаны и запущены в серийное производство танки той же весовой категории, что и Т-26, но имевшие при более-менее сходном вооружении лучшее бронирование, скоростные и маневренные качества. Конструкторы разработали ряд проектов машин, призванных заменить Т-26, но они так и остались на стадии эскизов.
А танк подвергся новой модернизации, в ходе которой планировалось поднять мощность двигателя, усилить подвеску и бронирование танка. По ряду причин как производственного, так (не в последнюю очередь) и политического, характера в полном объеме реализовать намеченные планы не удалось. В частности, не был готов новый корпус с наклонным расположением утолщенных листов подбашенной коробки. Появившаяся в 1938 г. модификация танка имела старый бронекорпус, но новую башню конической формы, что должно было несколько повысить защищенность машины.

В 1938 г. была принята на вооружение 45-мм танковая пушка 20К образца 1938 г., которая и стала устанавливаться на Т-26. Пушка имела электроспуск и стабилизированный прицел ТОП-1, который существенно повышал возможность поражения цели при ведении огня с ходу. Удалось поднять мощность двигателя с 90 до 95 л.с., и за счет установки дополнительного топливною бака увеличить запас хода. Тем не менее несмотря на усиление тележек подвески, ходовая часть оказалась перегруженной. От модификации к модификации неизменно ухудшались проходимость и маневренные свойства танка.

В 1939 г. машина претерпела последнюю модернизацию Танк получил подбашенную коробку с наклонными листами, толщину которых увеличили с 15-мм до 20-мм, увеличилась боеукладка, чему способствовало и изъятие на большей части Т-26 данного выпуска тыльного пулемета. Лобовая деталь башни изготавливалась как сварной, так и штампованной. Особенностью танка стала специальная защитная крышка над жалюзи радиатора. Танк получил радиостанцию 71-ТК-З, поручневая антенна, резко выделявшая радийные танки (в большинстве случаев являвшимися танками командиров подразделений), была заменена на штыревую.

Все эти изменения привели к тому, что масса Т-26 превысила 10 тонн. Несмотря на усиление конструкции, ходовая часть работала на пределе. Часто, особенно при поворотах, танк стал терять гусеницы. По результатам испытаний было отмечено, что бронирование танка не отвечает современным требованиям, нет и резерва для возможного усиления вооружения. Вывод был сделан: "Т-26 является танком устаревшей конструкции. Необходимо срочно разработать замену этой боевой машине". И такая замена появилась, разработанный в КБ завода №174 новый танк сопровождения пехоты Т-50. Танк Т-26 оставался в производстве до конца 1940 г.

К этому времени танк успел принять участие в советско-японском вооруженном конфликте у озера Хаоан в июле 1938 г. и в боевых действиях у реки Халхин-Гол в 1939 г. Причем, во всех случаях речь идет об однобашенных танках, так как участью двухбашенных Т-26 стала роль учебной машины в стрелковых и механизированных частях. Накануне Второй мировой войны Т-26 состояли в основном на вооружении отдельных легкотанковых бригад (в каждой из которых насчитывалось от 250 до 270 машин) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (50-60 танков). В сентябре 1939 г. танки Т-26 принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину н Западную Белоруссию. Всею границу Польши пересекли свыше полугора тысяч Т-26, из них в боях было потеряно 15 штук. Правда, эксплуатационные потери за то же время оказались в двадцать раз большими.

1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10 - броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12 - 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 -откидной лобовой щиток водителя; 15 - опорные катки; 16 - тележка подвески; 17 - глушитель.

К началу боевых действий против Финляндии, то есть к 30 ноября 1939 г., в составе бронетанковых войск Ленинградского фронта насчитывалось 848 танков Т-26, причем представлена данная модель была практически всеми модификациями: начиная с двухбашенчых самого первого выпуска и заканчивая новыми машинами, поступившими прямо из заводских цехов. Танки применялись по прямому назначению - поддержки действий пехоты. Первые же бои еще раз напомнили об основной проблеме Т-26 - слабости бронезащиты. Противотанковые орудия финнов без труда поражали легкие танки, испытывавшие к тому же немалые трудности при передвижении по глубокому снегу. Срочно потребовалось решить вопрос о существенном усилении бронирования танка. Единственным доступным способом оказалось экранирование дополнительными бронелистами толщиной 30-мм-40-мм (толщина собственной брони Т-26 последних модификаций не превышала 20-мм). Как показали полигонные стрельбы, танк выдерживал попадание 45-мм бронебойного снаряда с дистанции 500 м. Но масса экранированного танка превысила 12 тонн, что заставляло работать двигатель и подвеску с большой перегрузкой. В войска, переоборудование подобным образом, танки поступили в середине февраля 1940 г. и приняли участие в завершающей фазе советско-финской войны. Характер боевых действий обусловил и уровень потерь: около 1000 танков Т-26 было потеряно по причинам как боевого, так и небоевого характера.

К началу Великой Отечественной войны бронетанковые войска претерпели ряд реорганизационных мероприятий. Бронетехника была сведена в механизированные корпуса, находящиеся в различных стадиях формирования. Большей частью входящая в их состав техника была представлена наиболее многочисленными к тому времени танками Т-26 и БТ различных модификаций. Всего по состоянию на 1 июня 1941 г. в РККА числилось 10268 танков Т-26, включая специальные машины на её базе, из них в приграничных, военных округах насчитывалось 4875 машин. По различным оценкам количество боеготовых машин колеблется от 3000 до 3500 штук. Ситуации усугублялась тем, что до трети от этого числа танков составляли машины первых лет выпусков, отличавшихся более низкой надежностью, что не могло не сказаться в условиях реальных боевых действий.

С началом войны вся эта техника, даже считавшиеся безнадежно устаревшими двухбашенные танки, была брошена в бой. Потери в танках в первые недели воины оказались катастрофическими. На смену потерянным машинам срочно перебрасывались Т-26 из внутренних округов и с Дальнего Востока. Используя имеющийся задел корпусов, башен и других агрегатов, завод №174 возобновил в июле 1941 г. выпуск Т-26. До своей эвакуации в сентябре того же года завод изготовил порядка 120 танков.

Несмотря на кажущуюся бесполезность машины, в умелых руках при грамотном применении танк наносил врагу чувствительный урон. Даже двухбашенные Т-26, которые, судя по имеющимся документам, применялись до Сталинградской битвы (на Ленинградском Фронте вплоть до снятия блокады в начале 1944 г.). Внеся посильный вклад в разгром врага под Москвой. Т-26 в 1942 г. принял участие практически во всех боевых операциях, танк защищал Севастополь, участвовал в наступлении на Харьков, в Сталинградской битве и обороне Кавказа. Практически по всех случаях потерянные в боях Т-26 не восстанавливались, а заменялись более современными Т-60 и Т-70.

Тактико-технические характеристики танков Т-26

Т-26 2-х башенный пулеметный

Т-26 2-х башенный пушечно-пулеметный

Т-26, вып. 1934 г.

Т-26, вып. 1935 г.

Т-26 вып. 1936 г.

Т-26 вып. 1937 г.

Т-26 вып. 1938 г.

Т-26 вып. 1939 г.

Т-26, вып. 1940 г.

Боевая масса, г
Экипаж,чел.
Длина корпуса, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Клиренс, мм

Танк Т-26 с единственной башней родился из концепции «танка-истребителя», танка вооруженного мощным 37-мм орудием в единственной башне конической формы. По наметкам в качестве таковой могла быть использована башня Т-19. За такую конструкцию, как основной машины выступал С.Гинзбург, тогда как Тухачевский считал двухбашенную схему более предпочтительной для зачистки окопов от вражеской пехоты.

Первоначальный проект танка.

К практической реализации проекта танка-истребителя удалось преступить только в тридцать втором году. Из-за технологических сложностей от конической башни временно пришлось отказаться. В начале марта Ижорский завод представил на обсуждение УММ РККА собственный проект цилиндрической башни увеличенного размера, с вооружением из пушки и пулемета, унифицированной для танков БТ и Т-26.

Проект был принят благожелательно и вскоре Ижорский завод изготовил две башни собственной конструкции. Обе башни вооружены спаренной установкой из 37-мм пушки и пулемета. Основные отличия в основном технологические:

  • сварная башня с двустворчатым люком;
  • клепанная с одностворчатым люком;

Предпочтение отдали клепанной конструкции. При обстреле из станкового пулемета она показала лучшую стойкость, тогда как сварные швы трескались при попадании пуль радом с ними, листы дна и, крыши оказались деформированными. Разумеется, все понимали, что дело тут в несовершенстве технологии, но все же решили остановится на клепанном соединении.

На протяжении первых двух осенних месяцев 1932 г., в клепаную башню установили 37- мм пушку и провели ее испытания, которые она прошла в целом успешно и была рекомендована в производство для комплектации танков Т-26. Единственно военные настаивали на установке в корме башни ящика из брони, в котором возможно было бы разместить либо дополнительный боекомплект, либо радиостанцию.

К тому моменту, когда только начали осваивать «большую башню» в производстве, на испытания поступила 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. (20К). Орудие конструкции КБ завода им. Калинина, в котором за основу была взята 37-мм пушка «Ренметалл».

Незначительно выигрывая в пробиваемости брони перед 37-мм пушкой, тем не менее, 45-мм орудие сулило значительный выигрыш в осколочном действии снаряда. Так что решено было испытать ее башне Т-26 и принять на вооружение, с условием позднейшего устранения выявленных недостатков.

Для установки 45-мм пушки в конструкцию башни Т-26 пришлось внести некоторые изменения, поскольку башня существующей конструкции оказалась тесной. КБ 174 завода оперативно разработала несколько проектов, из которых УММ РККА выбрала проект с более развитой нишей в корме. Сама же башня по конструкции повторяла предыдущую, отличаясь тем, что ниша являлась продолжением бортовых листов. Соединения бронелистов сварные, хотя в некоторых местах использовалась клепка.

В публикациях танковой тематики, однобашенный вариант танка Т-26 обычно называется вариантом обр.33 г., хотя в бумагах того времени, это обозначение отсутствует.

Согласно первоначальным планам, выпуск Т-26 с 45-мм пушкой должен был начаться весной 1933г., но из-за отсутствия, как самих пушек, так и оптики их производство только летом. За исключением башни, новая машина поначалу не отличалась от двухбашенного варианта. Год спустя в конструкцию Т-26 внесли некоторые изменения, в башне установлен вентилятор, а сама она несколько смещена влево.

Поначалу 20K приносила множество проблем. Как с полуавтоматикой, которая не выбрасывала стреляную гильзу, так и с самим выпуском этих орудий. Полукустарное производство не обеспечивало взаимозаменяемости деталей, да и сами орудия постоянно выходили из строя.

С декабря тридцать третьего года, в производство поступило удушенное орудие, которое сейчас называют обр. 34г., или как раньше обр.32/34г. Конструкцию пушки удалось значительно улучшить, также и как ее надежность. Именно это орудие стало самым массовым в отечественном танкостроении перед войной. Для этого орудия, вначале тридцать четвертого года разработана «тяжелая граната» О-240, которая использовалась в советских танках до самого конца войны.

Осенью 1933г на комплектацию танков Т-26 поступила р/с 71-ТК-1 в комплекте с поручневой антенной. Дана модификация не была командирской, как принято считать, все танки делились на радийные и линейные и выпускались в определенных пропорциях.

В конце тридцать пятого года, кормовую нишу стали оборудовать шаровой установкой с пулеметом ДТ. Примерно в это же время часть пулеметов, стали оборудовать двукратной оптикой и введен увеличенной емкости бак увеличивший запас хода в два раза.

Танк Т-26 с клепанным корпусом выпуска.1933г

Танк Т-26 обр. 1933г в разрезе.

Схема броирования.

Радийный танк выпуска 1935г.

В тридцать седьмом году для защиты от атакующих самолетов Т-26 оборудовали турелью П-40 с зенитным пулеметом, год спустя ей нас смену пришла ее модифицированная модель.

Для упрощения производства в 1935г., на смену сварной маске пушки пришла штампованная, и некоторое время выпускались одновременно. В этом же году на Т-26 стали устанавливать фары для ночной стрельбы. Фары крепили на маске самке орудия, из расчета на каждый пятый Т-26, вплоть до конца осени 1939года.

Новые тенденции в танкостроении.

Если на момент своего рождения в СССР танк Т-26 фактически являлся самым сильным танков в своем весовом классе, то уже начиная со второй половины тридцатых годов, ситуация кардинально изменилась. Зарубежное танкостроение смогло освоить выпуск танков по мощности вооружения сопоставимом с танком Т-26 и превосходящих его по подвижности и бронированию. Наиболее интересных результатов добились конструкторы Чехословакии, Японии и Франции.

Оценка зарубежных танков принесла в целом неутешительный результат- развитие советских танков происходило, главным образом, по пути увеличениях бронирования и не затрагивала такие важные узлы как двигатель и трансмиссия. Что привело к тому, что танки Т-26 стали перегруженными и склонными к частым поломкам.

По мнению советских конструкторов, танк Т-26 себя полностью исчерпал к началу 1937г. Так С.Гинзбург, еще в начале осени 1936г, предложил новый проект танка сопровождения пехоты, который по ряду причин не нашел поддержки у военных.

Планы модернизации Т-26 на тридцать седьмой год, по-прежнему не отличались оригинальностью. Они предусматривали:

  • увеличение мощности двигателя танка Т-26 до 105-107 лошадиных сил;
  • увеличение б/к до 204 артвыстрелов и 58 дисков к пулеметам;
  • улучшение бронезащиты, для чего следовало перейти на 20-22 мм бронелисты для корпуса и башни Т-26 и расположить их под углом;
  • усиление подвески;
  • улучшить возможность эвакуации из танка в условиях боя.

Мощность удалось увеличить благодаря новому карбюратору и повышению оборотов двигателя. Однако такое решение привело к массовому обрыву клапанов в ходе эксплуатации танка. Что в условиях того времени, неизбежно привело к обвинениям в вредительстве и последующему аресту причастных к этому специалистов. Производство и приемка Т-26 была прекращена вплоть выявления и устранения причин. Как следствие производственный план на тридцать седьмой год был сорван, а репрессии поставили крест на дальнейшей модернизации.

Но все, же некоторые изменения удалось внедрить, так установка нового карбюратора и перевод двигателя на питание бензином первого сорта позволили несколько поднять мощность.

Модернизация танка Т-26 в 1938г.

Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.

Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.

Модернизация танка в 1939г.

Следующий этап модернизации модель Т-26-1 или обр.1939 года, вобрал в себя те технические решения, которым помешали репрессии 1937года. Данная модернизация включала подбашенную коробку с наклонными бронелистами, а также усиленные рессоры. Толщина бортовых листов увеличена до двадцати миллиметров, но по сути бронезащита осталась прежней, так как цементованные бронелисты заменили гомогенной броней. Лобовой щиток башни, щиток механика- водителя стали изготавливать штамповкой.

Боекомплект удалось поднять только до 186 выстрелов в линейном, либо до 165 выстрелов в радийном танке. Этого удалось достичь, отказавшись от кормового и запасного пулеметов. На замену обычных топливных баков пришли бакелитовые, которые менее страдали от прострела. Была введена дополнительная защита радиатора, антенна заменена на штыревую и прочее.

Компоновка танка Т-26 выпуска 1938/39гг.

Общий вид танка Т-26 выпуска 1939г

Радийный танк Т-26 выпуска 1936/37гг.

Радийный танк Т-26 выпуска 1938г

Вид на корпус и днище танка Т-26.

Радийный танк выпуска 1940 г.

Изменения, внесенные в конструкцию Т-26, привели к тому, что его масса увеличилась до 10,3т. Несмотря на то, что конструкцию ходовой усилили, она все равно работала на пределе. Часто на поворотах слетали гусеницы, плавность хода Т-26 значительно снизилась.

Поперечный разрез конической башни танка выпуска 1939г.

Разрез цилиндрической башни танка Т-26

Разрез конической башни танка

Схема бронирования танка Т-26 с конической башней

ТТХ танка Т-26 всех годов выпуска.

В начале сорок первого года выпуск Т-26 заводом №147 был прекращен. Производство должно было переориентировано на выпуск Т-50, но по множеству причин этого так и не произошло. С началом войны выпуск Т-26 возобновился, благо имелся большой задел башен, корпусов и разного рода улов и агрегатов. Данные по количеству выпущенных машин в сорок первом году сильно разнятся.

Из архива.

вход. № 516 с 4 апреля 1939 года
ЗАМЕЧАНИЯ
об известных мне дефектах и недостатков наших танков к рекомендации по их устранению / из опыта танковых боев в районе озера ХАСАН/.

Машина Т - 26.

  • Масляный радиатор имеет доступ к себе, через который противник свободно монет его проколоть штыком.
    Сверху поставить обратные жалюзи, которые должны состоять из поворачивающихся пластин. Пластины должны быть одна под другой.
  • У танков старого выпуска люк водителя намертво не закрывался. Были случаи, когда противник открывал его уничтожал экипаж.
    Таких танков Т-26 у нас очень много.
  • Вентиляцию в бою применять нельзя, так как угрожает опасность попадания пуль и свинцовых брызг внутрь машины. Вентиляцию сделать как у машины БТ.
  • Во время боя очень много скопляется пороховых газов вверху башни, что вредно отражается на здоровье экипажа, шли случаи угара. Необходимо сделать вентилятор вверху башни, где находится люк для установки перископа.
  • Воздух в танке во время боя, вследствие наличия большого количества пороховых газов, большой температуры воздуха от моторной установки, пота и прочих причин, неблагоприятно сказывается на дыхании экипажа. Дышать наружным воздухом через специальную трубку, о заделанным химическим фильтром.
  • Ходовая часть с наружной стороны не защищена.
  • Очень частые случаи попаданий в танк. Сделать обтекаемую броню корпуса и башни.
  • Крепление башни недостаточно прочное, о чем говорят несколько случаев сбрасывания башни на землю.
  • Сбрасывание гусениц. Гусеницы сбрасывались потому, что существующий гусеничный ход вообще не отвечает условиям подвижности танка. Так при поворотах, не говоря уже о резком, гусеница сбрасывается, а без резких поворотах на поле боя не обойтись.
  • Были частые случаи, когда резиновые бандажи слетали с катков.
  • Были случаи, когда снарядом заклинивало выходные люки, а танк загорался. Экипаж не мог выйти из танка и сгорал вместе с танком.
  • Плохая видимость из танка во время боя, а в ряде танков, особенно старого выпуска, в башнях вообще нет смотровых щелей, а имеющихся явно-недостаточно для обозрения местности.
  • Танки горят очень сильно вследствие наличия бензина, резиновых бандажей и очень частой покраски по случаю праздников и приезда больших начальников.
    При перекраске новый слой не ложить на старый, а предварительно старую краску снимать.
  • Большое мертвое пространство. Когда противник оказывался в мертвом пространстве, то он становился неуязвимым для огневых средств танка Т-26.

Танк Т-26 на видео.

  • Танк Т-26 видео
  • Оружейка. Лёгкий танк Т-26. Видео

Боевые машины этой модели представляли собой основу танкового оснащения Красной Армии в период накануне Великой Отечественной войны. При разработке этого танка за основу была взята конструкция английского танка «Виккерс 6-тонный».
Первоначально танк, являвшийся модернизированным вариантом английского «Виккерса», получил наименование ТММ-1. У этого танка, в отличие от английского прототипа, была несколько изменена конструкция корпуса, т. к. на машину установили двигатель жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Вооружение танка состояло из двух пулеметов «Виккерс», установленных в башнях, и одного советского пулемета ДТ, который размещался справа в корпусе. Боевая масса ТММ-1 составляла около 8 т, толщина брони доходила до 13 мм (аналогично английскому образцу). Танк мог развивать скорость до 30 км/ч, численность экипажа составляла 4 человека. Было изготовлено около десятка таких боевых машин.



Двухбашенный танк Т-26 с пулеметным вооружением выпуска второй половины 1933 года.

В 1932 г. был изготовлен образец ТММ-2 с одной башней, предназначенной для орудия калибра 37 мм. Экипаж этого танка состоял из 3 человек, показатели скорости, толщины брони, боевой массы машины остались такими же, как у ТММ-1. Однако эти варианты легкого танка так и не были пущены в серийное производство.
Серийный выпуск легкого танка Т-26 с 1931 г. и вплоть до начала Великой Отечественной войны осуществлялся на заводе «Большевик» в Ленинграде. Также в работе над Т-26 принимал участие завод «Красный путиловец». Работа по модернизации танка была возложена на коллектив инженеров, возглавляемый С. А. Гинзбургом. Легкие танки Т-26 предназначались для поддержки пехоты, а также выполнения самостоятельных тактических и оперативных боевых заданий.



Первые 15 Т-26 принимали участие в осеннем военном параде 1931 г. Бронирование Т-26 было несколько сильнее, чем у «Виккерса», послужившего основой для разработки советского легкого танка, соответственно и масса машины увеличилась - с 8 до 8,2 т. На Т-26 вмонтировали двигатель с системой воздушного охлаждения, при этом максимальная скорость осталась прежней - 30 км/ч. Танки Т-26 образца 1931 г. не были снабжены радиостанциями.

Внешне Т-26 образца 1931 г. мало чем отличались от «Виккерса», за исключением передней части корпуса и вооружения боевой машины. На Т-26 этого периода было установлено по два пулемета ДТ. Башни могли разворачиваться на 240° и вести огонь в одном направлении, однако разместить орудие в подобных башнях оказалось сложно, впрочем, как и вести огонь, направленный на одну цель. Существенным недостатком башен являлось то, что их нередко заклинивало, кроме того, башни существенно мешали друг другу. Тем не менее серийный выпуск Т-26 образца 1931 г. продолжался до середины 1933 г. За этот период было изготовлено 1626 двухбашенных Т-26.

Т-26 – это легкий советский танк, в основу которого лег английский танк «Виккерс Mk.E», закупленный СССР в 1930 году.

История создания Т-26

В начале 1930-х годов на вооружении СССР стоял в основном массовый легкий танк Т-18 (он же – МС-1) и разнотипные британские машины времен . Но уже в 1929 году характеристики Т-18 были весьма неудовлетворительными, и при знакомстве с танками других стран был сделан вывод о серьезном отставании советских танков.

В 1929 году было решено начать производство нового танка, который должен был быть легким, простым в обслуживании и достаточно дешевым в производстве. Основой для этого нового советского танка стал Vickers Mk E, который был куплен вместе с лицензией на производство. Саму технологию производства британцы не продали, так что ее пришлось разрабатывать самостоятельно. Это удалось сделать за год, и в феврале 1931 года Т-26 был принят на вооружение, еще до изготовления первого опытного образца.

Модификации танка

Т-26 создавался на основе другого танка, и множество раз видоизменялся и модифицировался в соответствии с возрастающими требованиями и по результатам полевых испытаний. В результате было создано несколько вариантов танка Т-26:

  • Образца 1931 года – линейный двухбашенный танк с пулеметным вооружением;
  • Образца 1932 года – линейный двухбашенный танк, в одной из башен установлена 37-мм пушка;
  • Образца 1933 года – линейный однобашенный танк с 45-мм пушкой и цилиндрической массой. Данной модификации Т-26 было выпущено больше всего экземпляров;
  • Образца 1938 года, линейный однобашенный танк со сварным корпусом и конической башней;
  • Образца 1939 года – танк образца 1938 года с дополнительно усиленным бронированием и улучшенной конической башней.

Также на базе Т-26 было создано множество танков с различными особенностями:

  • Т-26РТ – однобашенный Т-26 с радиостанцией 71-ТК-1;
  • Т-26 ТТ – телетанк (танк, управляемый по радио) в составе телемеханической группы;
  • Т-26 ТУ – танк управления в той же группе;
  • Т-26А – танк артиллерийской поддержки с просторной башней и 76-мм короткоствольной пушкой. Выпущено 5 опытных образцов;
  • ХТ-26 – танк с огнеметным вооружением в малой башне. Самостоятельно выпущено 552, еще 52 переделано из двухбашенных серийных Т-26;
  • ХТ-130 – однобашенный огнементный танк, огнемет ставился вместо орудия в Т-26 образца 1933 года;
  • ХТ-133 – огнеметный танк образца 1938 года;
  • ХТ-134 – огнеметный танк образца 1939 года;
  • СТ – химический танк для поставки дымовых завес, огнеметания, дегазации местности и применения отравляющих веществ. Проект остался нереализованным;
  • ОУ-Т-26 – реализованный химический танк с установленным огнеметом.

Также на основе Т-26 был выпущен Т-26Т – артиллерийский тягач с бронированным или брезентовым верхом. Кроме того, Т-26 послужил основой для многих образцов советской техники, таких как СУ-1, СУ-5, СУ-6 и множество бронетранспортеров.

ТТХ Т-26 образца 1933 года

Основная информация

  • Классификация — лёгкий пехотный танк;
  • Боевая масса – 8 т;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Годы производства – 1931-1941;
  • Годы эксплуатации — 1931-1960;
  • Количество выпущенных – 11 218 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4620 мм;
  • Ширина корпуса – 2440 мм;
  • Высота – 2190 мм;
  • Клиренс – 380 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 15 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Маска орудия – 15 мм;
  • Борт башни – 15 мм;
  • Корма башни – 15 мм;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боезапас – 203 снаряда;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 90-91 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Тип подвески — сблокированная по четыре, на листовых рессорах;
  • Преодолеваемый подъём — 40°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,8 м.

Применение

Т-26 вместе с разными модификациями БТ были основными советскими танками перед началом Великой Отечественной войны. В свое время Т-26 был весьма популярен, хотя из-за тихоходности и отсутствия рации он был достаточно легкой добычей для противника. Впрочем, существовал ряд приемов, которые делали Т-26 на передовой по-настоящему эффективным.

Когда Т-26 еще был двухбашенным, стрелки из левой и правой башен часто мешали друг другу вести огонь, из-за чего в будущем и появились однобашенные модификации. Также когда появились противотанковые ружья, тонкая броня Т-26 оказалась для них весьма уязвима. Это в итоге привело к постепенному улучшению бронирования. Но даже несмотря на достаточно тонкую броню Т-26 был достаточно живуч из-за того, что баки и двигатель танка находились в его корме за выгородкой. Также у Т-26 был очень большой по тем меркам боезапас. Все это в итоге делало Т-26 очень хорошим легким танком поддержки пехоты для того времени.

В период с 1936 по 1938 281 танк Т-26 был отправлен в Испанию на гражданскую войну, где он принял активное участие в сражениях. Участвовал в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе.

Однако интенсивнее всего Т-26 применялся в Зимней войне, а также в самом начале Великой Отечественной войны, когда Т-26 был самым многочисленным советским танком.

Уже в первые месяцы войны было потеряно очень много танков – к 28 октября 1941 осталось всего 50 штук Т-26. Постепенно стало понятно, что Т-26 недостаточно эффективен против современных машин, и его применение почти сошло на нет. В последний раз этот танк был применен в 1945 году, в Маньчжурии, против Квантунской армии.

Танк в культуре

Танк Т-26 широко представлен в различных компьютерных играх, таких как:

  • «Блицкриг»;
  • «Sudden Strike»;
  • «Steel Panthers»;
  • «Flashpoint: Resistance», в модификации «Освобождение 1941-45»;
  • «Вторая мировая война»;
  • «В тылу врага»
  • Многопользовательские игры «World of Tanks» и « ».

Зачастую ТТХ танка в играх не соответствуют реальным.

В кино

Подлинные Т-26 можно увидеть в фильме Танкисты (1939, СССР).

Память о танке

Танк Т-26 широко представлен в различных музеях всего мира, например, в:

  • Танковом музее Бовингтона;
  • Музее прорыва блокады Ленинграда (образца 1933 года);
  • Финляндии в казармах в районе Karkialampi;
  • Военно-историческом музее Ленино-Снегири (образца 1933 года);
  • Московском музее Великой Отечественной войны (образца 1931 года);
  • Танковом музее Паролы;
  • Музее Кубинки;

Также существует несколько монументов Т-26. Один из них установлен в Питкяранта как памятник «Слава Героям». Местные краеведы утверждают, что этот Т-26 участвовал в советско-финской войне и в 1998 году был поднят со дна Ладожского озера.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...