Современные проблемы науки и образования. Глобальная интеграция и единство человечества Глобальная стратегия компании

Региональная и глобальная интеграции

Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, т.е. параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном как растущими экономическими потребностями хозяйственного сближения разных стран, так и всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой капиталистической системы. Найти выход из этих противоречий, а также решить задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современные страны стремятся посредством предельного углубления региональной экономической интеграции.

В рамках регионального комплекса интернационализируется и интегрируется уже не только сфера обращения, но и центральная фаза кругооборота капитала, т.е. само производство, технологический процесс создания товара. В результате происходит переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь и пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни. Отметим и то, что интеграция как экономическое явление все еще имеет довольно общий характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением и потерей самостоятельности участников объединения. Поэтому интеграция - это процесс объединения , но еще не само объединение отдельных частей в единое целое. Все это, однако, имеет непосредственное отношение к наиболее развитой форме интеграции - Евросоюзу.

Таким образом, международная экономическая интеграция (МЭИ) - это неуклонно идущий процесс сближения ряда государств на пути к объединению - от провозглашения интеграции до самого тесного сотрудничества в области экономики, финансов, привлечения рабочей силы, создания наднациональных органов экономической и политической власти, которые формируют общую базу проведения внутренней и внешнеэкономической политики интегрирующихся государств.

Обширная совместная деятельность интеграционной группы и созданных механизмов власти ведет к разработке единых правил деятельности различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной, политической, военной и иной деятельности в направлении интеграции. Эта деятельность укрепляет сотрудничество и регулирование хозяйственных, социальных, а в отдельных случаях - политических вопросов в соответствии с теми задачами, которые официально ставились договорами и соглашениями на разных этапах интеграционного развития стран.

Принципы, типы и формы интеграции

Опыт множества интеграционных объединений XX в. показывает, что они формируются в основном на двух базовых принципах. Один принцип - это мощная инициативная роль государства (классический пример - создание и развитие Европейского союза); другой принцип - преобладающая роль крупного частного предпринимательства, которое буквально заставляет государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (примеры: Договор между США, Канадой и Мексикой, НАФТА).

В первом случае развивается институциональный тип интеграции , во втором - частно-корпоративный. Глобальный процесс экономической интеграции имеет, скорее всего, сметанный характер , поскольку он подталкивается, с одной стороны, развитыми странами и их правительствами, с другой - мощными ТНК и ТНБ, с третьей стороны - крупными и влиятельными международными финансово-экономическими и финансовыми организациями и учреждениями (ВТО, ВБ, МВФ), а также структурами ООН.

К институциональному типу интеграции следует отнести и СЭВ, поскольку он был организован исключительно на межгосударственном уровне, хотя и в целях решения прежде всего экономических проблем восточноевропейских стран.

Значительна роль фактора государства и при формировании различных региональных интеграционных групп в зонах развивающихся стран, что, очевидно, связано с тем, что крупное предпринимательство в развивающихся странах еще формируется и не обладает достаточным влиянием, чтобы стать ведущей силой для "проталкивания" интеграционных объединений и соответствующих межгосударственных соглашений.

По масштабам интеграционные объединения делятся на:

  • 1) двусторонние - наименее распространены в практике (например, действующее на основе соглашения интеграционное объединение Австралии и Новой Зеландии);
  • 2) многосторонние - наиболее распространены в региональной интеграции;
  • 3) континентальные - Латиноамериканская экономическая интеграция (ЛЭИ), Организация африканского единства (ОЛЕ).

В настоящее время динамично развиваются оба типа интеграции - и глобальная, и региональная их формы. Интеграционными процессами охвачены Европа, Северная Америка, обширные районы Индийско-Тихоокеанского бассейна, Латинская Америка, Африка, зона арабских стран. Каждая региональная интеграционная группа имеет свои особенности и механизмы образования и функционирования. Одни из них показывают свою жизненную силу, а страны-участницы извлекают пользу для своих народов; другие существуют лишь на формальной основе, хотя порой правительства этих стран заключают важные договоры и соглашения.

Международные региональные организации, действующие в Европе:

  • o ЕС;
  • o EACT.

Региональные организации, действующие в Европе:

  • o Северный совет (Скандинавские страны);
  • o Совет государств Балтийского моря.

Региональные объединения государств Центральной и Восточной Европы и Азии:

  • o СНГ;
  • o Европейско-азиатское соглашение о свободной торговле; преобразовано в 2005 г. в ЕврАзЭС;
  • o Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС);
  • o Организация стран Центральной Азии;
  • o Балтийская зона свободной торговли;
  • o Российско-Белорусский экономический союз (преобразован в 1997 г. в Союз Белоруссии и России);
  • o Казахско-киргизско-узбекское соглашение о свободной торговле;
  • o Организация сотрудничества Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ);
  • o Соглашение о совместном экономическом пространстве СНГ (2004);
  • o Шанхайская организация сотрудничества (IIIOC, 2005);
  • o Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (2009).

Выжить поодиночке тяжело в современном мире, это поняли все страны мира. Для устойчивого роста необходим доступ к большому общему рынку и участие в международном разделении труда. В то же время государства стремятся защитить свою экономику. Для соблюдения баланса между защитой своих рынков и получением доступа к чужим применяются различные формы региональной интеграции. Это объективные процессы, страны участвуют в различных интеграционных проектах, чтобы получить максимальные преимущества для своих экономических агентов.

Понятие

Региональная интеграция - это усиление взаимодействия в различных сферах - военной, экономической, политической, культурной. Страны создают режим наибольшего благоприятствования для членов объединения. Интеграция предполагает создание новой общности, которая пытается получить преимущества за счет большего размера, "эффекта масштаба". Объединенные ресурсы позволяют решать вопросы, которые не по силам странам по отдельности. В процесс интеграции экономики стран взаимодействуют, приспосабливаются к совместной работе, сращиваются.

Признаки

Исходя из определения региональной интеграции, выделяют следующие основные признаки:

  • она выгодна всем странам, входящим в объединение, все получают преимущества, которые поодиночке невозможно было бы получить;
  • интеграция - дело добровольное, основано на партнерских отношениях, поэтому принудительное объединение в результате войн - это другой случай;
  • в результате интеграции происходит некоторое обособление группы стран от глобального мира, внутри союза создаются благоприятные условия для участников и ставятся барьеры для других государств;
  • страны проводят согласованную внутреннюю и внешнюю политику, пример самой глубокой интеграции - Европейский Союз, где имеется единое экономическое пространство и согласованная позиция по основным внешнеполитическая позициям;
  • имеются общая нормативная база и наднациональные органы, например Евразийский экономический союз имеет единый Таможенный кодекс и общий управленческий орган - Евразийскую комиссию, которая занимается вопросами функционирования объединения;
  • единое видение общего будущего и судьбы, часто основанное на общей истории.

Конечно, степень и глубина соответствия объединения зависит от вида, формы и того, на какой стадии развития находится процесс региональной интеграции.

Степень интеграции

В зависимости от уровня объединения различают следующие формы региональной интеграции:

  • Зоны свободной торговли. Подразумевают снятие барьеров в торговле, обычно снимается большинство пошлин и квот. Могут создаваться как между странами, так и между интеграционными объединениями и странами, например между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом.
  • Таможенные союзы - следующая степень интеграции. Страны, кроме снятия барьеров в торговле между собой, принимают единые таможенные правила, тарифы и ведут общую торговую политику в отношении третьих стран: таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
  • Страны Подразумевается свободное движение капиталов, трудовых ресурсов, товаров и услуг, ведется общая налоговая и торговая политика. Пример - латиноамериканский МЕРКОСУР, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
  • Экономические союзы. Самая продвинутая форма региональной экономической интеграции, подразумевает проведение общей торговой, налоговой, бюджетной политики, вводится общая валюта, часто согласуется политика в отношении третьих сторон.

Иногда вводится еще одна форма интеграции - политический союз, но уже на стадии экономического союза невозможна эффективная работа без политического объединения.

Задачи

Основные задачи, стоящие перед региональными союзами, это укрепление позиции на глобальном рынке, укрепление стабильности и мира в регионе и создание роста экономики. В ходе развития региональной экономической интеграции объединения стран начинают заниматься не только экономическими, но и политическими вопросами. Например, АСЕАН занимается не только торговлей между странами, но и экономическими взаимоотношениями с другими странами, вопросами мира и стабильности в регионе. Одна из целей организации - это создание безъядерной зоны в регионе.

Цели

Страны, создавая региональные объединения, стремятся обеспечить благоприятные условия для развития своих стран, надеясь на повышение эффективности работы национальной экономики за счет получения преференций от региональной экономической интеграции. Цели объединения включают в том числе получение выгоды от эффекта масштаба, снижение издержек внешней торговли, получение доступа к региональным рынкам, обеспечение политической стабильности и улучшение структуры экономики. Не всегда все цели достигаются, например Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз, чтобы получить стимулы к росту экономики и привлечению инвестиций. Однако пока эффект довольно слабый в связи с воздействием внешних факторов.

Факторы

Причины, по которым страны объединяются, самые различные, процессы региональной интеграции не происходят стихийно. Это осознанный выбор стран, которые проходят длинный путь развития экономических и политических связей. Ключевые факторы, способствующие организации региональной интеграции:

  • увеличение международного разделения труда;
  • усиление глобализации мировой экономики;
  • повышение открытости национальных экономик;
  • повышение степени специализации стран.

В целом все факторы характеризуют усложнение экономической жизни. Отдельные страны уже не всегда успевают перестраивать производство в соответствии с темпами возникновения инноваций. Глобализация экономики вынуждает конкурировать с лучшими товарами.

Предпосылки

В большинстве случаев главным стимулом развития региональной интеграции является территориальное соседство. Во многих случаях это страны, имеющие общую историю, например Евразийский возник как объединение стран постсоветского пространства. Важным значением для успешной региональной экономической интеграции является сходство уровней экономического развития. Многие интеграционные проекты в развивающихся странах работают неэффективно из-за слишком больших различий в уровне экономик. С другой стороны, Европейский союз начинался как проект самых развитых стран Европы. Союз угля и стали объединил страны, у которых были общие экономические и политические проблемы: увеличение торговли и исключение возможности войны между Германией и Францией. Успешные примеры международной региональной интеграции заставляют другие страны стремиться войти в такие союзы.

Принципы

В мире работает около тридцати интеграционных объединений. Страны, участвующие в них, прошли разный путь. От Тихоокеанского партнерства, образованного в 2016 году и так и не начавшего работать, до Европейского союза, самого продвинутого интеграционного проекта. Поэтому, начиная проект международной экономической интеграции, региональные субъекты понимают, что сразу не смогут решить все свои проблемы. Постепенность - один из принципов процесса объединения. Второй принцип - это общность интересов, интеграция - это общий проект, в процессе которого необходимо выстроить систему сложных экономических связей. Возможно, в каких-то сферах и пойти на не совсем выгодные условия для страны, чтобы способствовать достижению общей цели. Для того чтобы было устойчивое региональное развитие, интеграции нужна адекватная модель принятия решения. Обычно все основные решения вырабатываются на основе консенсуса.

Эффект масштаба и повышение конкуренции

Страны, инициируя проект региональной интеграции, стремятся получить максимальный эффект от работы в общем экономическом пространстве. Более крупный рынок дает возможность увеличить объемы производства, усилить конкуренцию и стимулировать повышение эффективности производства, снизить влияние монополий. Компании, входящие в объединение, могут увеличить объемы производства и продаж, потому что получат доступ на рынки стран, входящих в интеграционный проект. Происходит экономия издержек за счет увеличения объемов производства и экономия в сфере торговли за счет снятия таможенных барьеров и пошлин. Кроме того, работа на общем свободном рынке позволяет снизить издержки за счет доступа к более дешевой рабочей силе, прогрессивным технологиям. Экономия на масштабе особенно важна для небольших стран, где крупные местные компании быстро монополизируют местный рынок. При открытии страны увеличивается интенсивность конкуренции. Предприятия, соревнуясь с большим количеством экономических субъектов, вынуждены снижать издержки и вести ценовую конкуренцию. Отрицательными последствиями может быть вымывание целых отраслей в малых странах, не выдерживающих конкуренции. Например, после вступления в Европейский союз прибалтийские страны остались без большинства отраслей промышленности.

Расширение и переориентация торговли

Снятие торговых ограничений и пошлин может способствовать изменению географической структуры торговли. Общий свободный рынок делает товары из стран объединения конкурентоспособными на местных рынках, в том числе за счет снижения тарифных барьеров. В результате происходит замещение местных и импортных товаров. Получив доступ на региональные рынки, производители сосредотачивают свои усилия на производстве и продаже товаров, в которых они имеют сравнительные преимущества, например за счет снятия пошлин и квот. Происходит расширение торговли. Более эффективные производители вытесняют продукцию из других стран, потому что могут использовать преимущества региональной интеграции.

Страны получают свою специализацию внутри интеграционного объединения. Объединение рынков приводит к географической переориентации торговли. Получение преференций в торговле внутри объединения стимулирует увеличение внутренней торговли за счет сокращения товароборота с третьими странами. Особенно если снятие ограничений внутри интеграционного объединения сопровождается ужесточением условий торговли для других стран. Расширение и переориентация приводят к изменению страны, где размещается производственная деятельность. Притом часто это носит несбалансированный характер, одни страны получают преимущества, в других вымываются целые отрасли.

Крупнейшие проекты

Глобализация экономики вынуждает страны стремиться примыкать к тому или иному объединению.Во всех основных регионах мира есть свои экономические объединения. Самые успешные интеграционные союзы: Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Общий рынок латиноамериканских Самый большой и продвинутый интеграционный проект, ЕС объединяет 27 стран. Сравнимую экономическую мощь имеет НАФТА, включающий США, Канаду и Мексику, где доминирующую роль играет одна страна. Однако и слабейшая экономика в этом союзе получает выгоды.

Например, в Мексике расположено значительное количество автомобильных предприятий, которые работают на рынок США. Крупнейший азиатский проект АСЕАН развивался как производственная база мировой экономики. Крупнейшее объединение на ЕАЭС существует с 2014 года.

Европейский союз

История ЕС служит примером успешного развития интеграционного проекта, который прошел все стадии от зоны свободной торговли до полноценного экономического и политического союза. Объединенные общей историей и территорией, страны начали процесс интеграции для решения общих проблем послевоенной Европы. Существенное преимущество ЕС - то, что в интеграции участвовали сразу несколько развитых государств со схожей культурой и уровнем развития экономики. Страны союза делегировали значительную часть своего суверенитета общеевропейским органам.

Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.

На глобальном уровне интеграция проявляется:

  • 1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
  • 2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.

56. Интеграционное объединение -- это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.

Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать "внутриинтеграционные" льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.

Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке "проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации", который мог бы стать международной конвенцией.

Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.

С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение" применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение -- интеграционному объединению".

Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-- членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.

Главным способом, средством достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии является интеграция народов, государств, мировых религий, религиозных конфессий.

Необходимость интеграции обусловлена тем, что отдельные государства не могут решать проблемы, которые присущи всему человечеству, ни одно государство на планете не имеет достаточных сил и средств, чтобы в одиночку нейтрализовать глобальные угрозы.

Интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил.

Интеграция будет происходить в условиях разобщенного мирового общества с глобальными вызовами и угрозами. Поэтому на всех этапах интеграции необходимо обеспечить выживание человечества, всестороннюю безопасность народов, государств, религий и человечества в целом.

Обеспечение единства человечества – один из важнейших принципов космополитизма. Единство человечества – это генетическая связь всех наций, народов, религий, это связь не только "сегодняшних" людей, но и связь с предками, связь с потомками, это связь всех со всеми. Это единство человеческих судеб, единство с природой Земли, единство экономических связей, взаимосвязь политик, единство общественного сознания. Единение человечества – это отечество мирового сообщества, органическая совокупность отечеств государство.

Единство имеет всеобщие корни, граждане мира должны осознавать свое единство с человечеством, с природой.

Вклад в единство вносят все народы планеты. Чем больше вклад каждого народа в единство, тем мощнее целое – Великое Существо.

Достижение единства человечества предполагает наличие политики всех государств, глобальной политики мирового сообщества в отношении последующих поколений, потомков. Целесообразно, чтобы каждое поколение через 20-25 лет отчитывались перед потомками, что оно оставило последующим поколениям во всех сферах жизнедеятельности, а через 30-40 лет отчет должно делать все мировое сообщество. Желательно, чтобы отчеты имели моральный и правовой характер.

Интеграция – это процесс в пространстве и во время, создания, распространения правил, процедур, процедур при принятии решений, ценностей и норм. Интеграционные процессы происходят в мирное время, во время войн, революций, природных катастрофах. Диапазон интеграции широк: от объединения с общей внутренней и внешней политикой до сотрудничества государств с различными конфигурациями.

Интеграция будет охватывать политическую, социальную, экономическую, национальную, культурологическую, религиозную и военную сферы.

Объекты интеграции: в политической сфере – это модель государства, тип режима, идеология, надгосударственные структуры; в социальной сфере – сближение и унификация обществ, этнический состав, религия, язык; в экономической сфере – это сращивание рынков, торговля, инвестиции, финансы; в культуре – это объединение различных культур. Человек может принадлежать к разным культурам.

Инвестиционные процессы будут происходить до модернизации демократических государств; в ходе их модернизации; после модернизации уже в условиях космополитической демократии.

Интеграция будет происходить внутри государств, между государствами, внутри религий, между религиями, между светскими и религиозными структурами.

Интеграционные процессы требуют тесного, делового сотрудничества, проявления терпения, поиска выхода в сложных ситуациях. При интеграции возможны противоречия, для нейтрализации которых потребуются компромиссы. Сотрудничество государств является магистральным направлением интеграции.

Интеграционный процесс группы государств не должен быть в изоляции. Во-первых, он должен соответствовать интересам мирового сообщества, объединению, единству человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии; во-вторых, государства – члены процесса, союз государств, если он создан, должны иметь четкую и ясную политику в отношении других интеграционных процессов (ЕС, ШОС, НАТО, ОДКБ и др.) независимо от их политической ориентации; в-третьих, иметь интеграционную политику в отношении других государств; в-четвертых, вокруг союзов государств необходимо воздавать площадки для взаимодействия с другими народами и государствами. В результате тесных контактов с другими государствами они могут подключиться к интеграционному процессу.

Интеграция будет происходить между народами, государствами, религиями, этносами, если они не имеют даже общих границ.

Интеграционные процессы будут осуществляться через горы, реки, океаны, пустыни. Каналы соединят островные государства. Соединение каналом Америку и Россию имело бы историческое интеграционное значение.

Из интеграционного союза демократических государств возможен выход каких-то государств, возвращение их в авторитаризм. Не исключен распад демократических интеграционных структур.

Интеграция возможна между демократическими и авторитарными государствами на базе этносов, религий, культуры, военной безопасности. Безусловно, в будущем произойдет объединение корейского народа.

В результате контактов с другими интеграционными процессами могут возникнуть различные варианты: объединение интеграционных процессов, ориентированных на формирование единого человечества; установление сотрудничества между интеграционными процессами, которые способствуют расширению миролюбивого пространства без войн; наконец, возможно возникновение конкретных отношений между цивилизационными процессами.

При интеграции может быть использован метод "a la carte". При этом методе отсутствуют у государств общем цели, государства участвуют в интеграции, используя свои национальные интересы. Они участвуют только в отдельных проектах интеграционного процесса.

При интеграции используется и метод "измеряемой геометрии". При таком методе группа государств-членов интеграционного процесса не обязательно имеет общие цели. Она активно тем самым продвигает ее вперед, участвует в интеграции в ее отдельных областях.

Президент В.В.Путин выдвинул идею о новом интеграционном проекте Евразии, в составе РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

В таком составе, при таком политическом устройстве участников членов Евразийский союз не внесет вклад в формирование единого человечества. Во-первых, это союз авторитарных государств, которые в ближайшие десятилетия не станут демократическими. Увеличиваться союз может за счет авторитарных государств. Во-вторых, союз будет в основном носить антикосмополитический характер. В-третьих, отношения между странами не могут быть демократическими и равноправными. В союзе будет доминировать РФ, которая обеспечит странам безопасность. Союз будет базироваться на природных ресурсах России. В-четвертых, РФ вряд ли установит гармоничные, миролюбивые отношения между ЕС и Евразийским союзом.

Не исключено, что союз будет во многом адекватным советскому режиму.

Вместе с тем Евразийский союз может превратиться в эффективный источник всемирной интеграцией, если входящие в него страны станут на демократический путь развития и между государствами установятся равноправные отношения.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, занимающее важное геополитическое, культурологическое, этническое, религиозное положение в Европе, в Азии, в мире в целом. Если Россия станет демократическим миролюбивым государством; у нее великое, космополитическое будущее.

Во-первых, демографическая Россия, огромное многомиллионное, многонациональное, многоконфессиональное государство, могла быть в будущем важным структурным элементом будущего единого человечества с культурным, этническом и религиозном разнообразии.

Во-вторых, Россия вместе с Европейским Союзом могла бы образовать крупную интеграционную структуру как часть единого человечества.

В-третьих, Россия могла бы создать азиатский многонациональный интеграционный союз. В состав Азиатского Союза могли бы войти государства христианской, китайской, индийской и исламской цивилизаций. Союз обогатил бы культурное, этническое и религиозное разнообразие будущего единого человечества.

В-четвертых, Россия могла бы внести вклад в формирование единого Евро-Азиатского объединения как важной структуры будущего единого человечества.

Демографическая Россия могла бы стать на всемирно-исторический путь, бороться за судьбу человечества, внести вклад в единство человечества, биосферы и ноосферы.

Интеграция нашей планеты будет осуществляться через развитие локальных цивилизаций; через образование союзов демократических государств (ЕС); путем сохранения и развития многонациональных и многоконфессиональных государств (США, РФ, Индия, Китай); путем эволюции и превращения авторитарных государств в демократические.

Многополярный мир – важная тенденция в объединении людей. Каждый субъект многополярного мира вбирает в себя огромные пространства, огромные людские объединения.

Можно предположить, что в будущем возможны следующие интеграционные модели государств с иммигрантами: модель ассимиляции (иммигранты должны полностью воспринять культуру большинства), модель мультикультурализм (иммигрантам предоставляется право сохранить свою культуру, но уважать законы). Не исключена модель, при которой иммигранты покинут страну.

Важную роль с интеграции будут выполнять локальные цивилизации. Локальная цивилизация – это способ жизнедеятельности общества, целостная и саморазвивающаяся система. /Каждая локальная цивилизация – крупная интеграционная общность, крупномасштабное устройство в мировом сообществе, крупная пространственно-временная конфигурация.

Локальная цивилизация – целостная система, которая включает религию, культуру, философию, науку, мораль, право, способы мышления, образ жизни, систему взаимоотношений с природой, политическую, экономическую и социальную подсистемы. Локальная цивилизация – интегральное целое, в которой ее компоненты тесно связаны между собой. Современное мировое сообщество включает китайскую, индийскую, японскую, западноевропейскую (евроатлантическую), исламскую, православную (восточно-европейскую), латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Моральные, духовные и территориальные связи племен, наций, народов, государств привели к образованию локальных цивилизаций, которые были системами, ограниченными во времени и пространстве.

Религия является определяющим, системообразующим фактором в развитии локальных цивилизаций. Религия выступает фактором интеграции, расширяет духовное пространство, утверждает единство всех верующих, сплачивает общество, формирует общее мировоззрение верующих.

Таким образом, локальная цивилизация – огромная часть мирового сообщества, в совокупности локальные цивилизации образуют мировое сообщество. Локальные цивилизации являются, во-первых, средством формирования единства человечества; во-вторых, средством формирования культурного, этнического и религиозного разнообразия.

Основой интеграционных процессов, системообразующим фактором будет государство. Сообщество нуждается в государствах, которые способны стать локомотивами интеграции. В интеграции государства движутся с различной скоростью (разноскоростная интеграция). При этом они ориентируются на успех и неудачи других государств. Разноскоростная интеграция осуществляется при наличии у государств общей цели.

В интересах демократической интеграции каждое государство должно иметь временной и пространственный взгляд, концепцию на собственную интеграцию, т.е. с кем интегрироваться? в какие сроки? самим вписываться или интегрировать через себя?

В интересах глобальной интеграции необходимо сохранить единые огромные пространства (Китай, РФ, США, Индия, Бразилия, Аргентина, Индонезия и др.). Они стоят ближе во времени и пространстве к единству мирового сообщества. Нельзя разрушать огромных субъектов, в том числе суперэтнических синтезов.

В настоящее время под воздействие глобализации, новых вызовов и угроз происходит трансформация национального суверенитета многих государств. На смену абсолютному суверенитету государства приходит ограниченный суверенитет. Ограничение суверенитета становится устойчивым явлением в мировом сообществе.

Ограничение суверенитета происходит двумя способами: добровольная передача суверенных полномочий (пример Европейского Союза, ООН) и внешнее принуждение к соблюдению международных обязательств, обеспечению прав человека, предотвращение гуманитарных катастроф. При ограничении суверенитета могут использоваться различные санкции, в том числе эмбарго, блокады, запреты и др. Добровольное и принудительное ограничение суверенитета государств нуждается в правовом сопровождении, что позволит гуманизировать глобальную мировую политику.

Национальные государства приобретают новые функции. Одни функции переносятся "наверх" – в наднациональные структуры, другие – "вниз" – к местным властям. К традиционным функциям добавились новые: стимулирование экономики/, развитие науки, создание социальной инфраструктуры.

Ограничение суверенитета государств, передача части их функций другим государствам, наднациональным структурам, Организации Объединенных Наций позволяет более успешно вести борьбу с международным терроризмом, с распространением ОМУ, осуществлять коллективное регулирование международных отношений. Национальные государства, освобождаясь от эгоизма, от абсолютизации своих национальных интересов, активно участвуют в интеграционных процессах.

Глобализация обостряет отношения космополитизма и национализма. Национализм отторгает космополитизм и космополитизацию. Сторонники национализма выступают за величие своей нации, за сохранение замкнутости перед лицом интеграции. Националисты считают патриотизм как единственно справедливую форму идентичности, сводят идентичность к одной черте человека (религия, национальность) при его рождении ("врожденная" идентичность). Националисты мечтают о возвращении былой роли национальных государств. Национальную однородность в государствах считают вечной.

Национализм принес человечеству кровавые войны, которые были главным средством разрешения различных проблем. Они защищают власти национальных государств. Националисты активно и сознательно ведут борьбу с космополитизмом.

Космополитизм предполагает жестокую критику принципов национализма, вскрывает его конструктивные ошибки. Вместе с тем, космополитизм считает, что идеи государственности и суверенитета не потеряли полезности, их надо развивать в космополитическом направлении. Национализм способен решать национальные проблемы, если будет использовать ценности и потенциал космополитизма.

Космополитизм, в отличии от национализма, предполагает у индивидов множественность идентичностей.

В условиях интеграции возрастает роль международного права. Национальные нормы права влияют на формирование норм международного права. Международное право влияет на национальное законодательство.

Основными принципами международного права являются: суверенное равенство государств; воздержание от угрозы силой или ее применения; разрешение международных споров мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государств; обязанность государств сотрудничать во внешней сфере; равноправие и самоопределение народов; нерушимость государственных границ; уважение прав человека и основных свобод; добросовестное выполнение международных обязательств.

С этими принципами мы вступили в XXI век. Вместе с тем международное право может развиваться. Могут быть сформированы и новые принципы.

Интеграционным процессам, интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил. Поэтому на всех стадиях формирования интеграционных демократических структур им должна быть обеспечена военная безопасность.

Весомой, лидирующей составляющей общей интеграции является Европейский Союз демократических государств.

Европейский Союз выступает экспериментальной демократической лабораторией, площадкой интеграционного процесса всего мирового сообщества. Интеграция углубляется, растет число участников, усложняется структура союза, она становится постоянным процессом.

ЕС является всемирным лидером в интеграции и космополитизации. ЕС добился исторических успехов, став важным субъектом мировой политики. Европейский Союз избрал исторически верный путь для достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии.

ЕС способен помочь выйти из системного кризиса мировых демократий, внести огромный вклад в модернизацию мировых демократий.

Европейский Союз положил начало космополитической региональной интеграции, которая должна доказать свою эффективность в сохранении мира, в гуманных и справедливых отношениях государств. Региональная интеграция ЕС может превратиться в устойчивую и всеобъемлемую, космополитическую и геополитическую тенденцию к формированию единого человечества. Государства, которые недооценивают региональную интеграцию, не присоединяются к существующим региональным структурам, могут остаться на многие десятилетия на обочинах всемирно-исторического движения.

Европейский Союз исходит из того, что наличие множества наций нельзя заменить единой большой нацией, что единство можно обеспечить признанием и примирением многих национальных историй, что не предполагает растворения наций, растворения разных религий.

Интеграция ориентирована на закрепление, сохранение принципов национальной, культурной и религиозной терпимости, на сосуществование культурных, этнических, религиозных, политических идентичностей; отвергает в Европе проект национальной однородности. В ЕС национальные и европейские интересы постепенно соединяются, национальные интересы постепенно европеизируются.

В ЕС больше половины решений принимаются в союзе, а не в государствах. Частичный отказ государств от национального суверенитета сделал их более защищенными. Отход государств от эгоизма в национальных интересах будет постепенно увеличиваться. В ЕС существуют общие интересы во внешней политике и в обеспечении безопасности.

Вместе с тем в Союзе существует ностальгия по национальному суверенитету, не преодолен национальный эгоизм, нет глубокого интереса к общеевропейским проблемам, наблюдается подъем национализма. Развитию ЕС препятствует и системный кризис. Все это сдерживает интеграцию и космополитизацию.

Кроме Европейского Союза существуют и другие модели интеграции, которым присущи свои особенности. В Северной Америке, в Азии, Латинской Америки формируются другие интеграционные очаги, которые в будущем примут космополитический характер.

Интеграция – глобальный общемировой процесс с присущими ей общими закономерностями.

Одной из форм интеграции являются диаспоры. Космополитизм исходит из того, что диаспоры должны быть объектами космополитизации. При решении всех диаспорских проблем необходимо исходить из интересов мирового сообщества. Нельзя не расширять, ни сужать диаспоры в ущерб человечеству. Проблемы диаспор нуждаются в более полном и глубоком правовом сопровождении на уровне государств, регионов, мирового сообщества. При длительном существовании диаспор возможны ассимиляционные процессы.

В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.

Что такое интеграция?

Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.

Международный уровень

Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:

  • Она вероятна лишь между странами, которые близки друг другу по социальному и идеологическому укладу, имеют политическую совместимость систем и сопоставимость по экономическому уровню развития.
  • Международная экономическая интеграция эффективна и тем более успешна только на одинаково высоком уровне развития производительных сил, то есть возможна между развитыми странами.
  • Имеет собственную внутреннюю логическую последовательность проводимых мероприятий, так как различные компоненты интеграции имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
  • Она управляется и направляется на самом высоком уровне – межгосударственном и межправительственном.

Европейский вариант

Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.

Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.

Признаки интеграции

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:

  1. Взаимное переплетение и проникновение в другие сферы производственных процессов.
  2. Глубокие изменения экономической структуры в странах, участвующих в интеграции.
  3. Необходимое и целенаправленное управление процессами слияния.
  4. Появление в связи с этим фактором различных структур на межгосударственном уровне.

Формы интеграции

Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.

Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.

Условия интеграции

Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:

  • Экономика объединяющихся стран должна находиться на примерно одинаковом уровне.
  • Все страны объединения должны находиться на стадии роста: экономического, политического, культурного и так далее.
  • Необходимо принятие политических решений на уровне правительств участвующих стран.
  • Желательно близкое территориальное расположение держав, общие границы.
  • Необходимо определиться с государством-лидером в объединении.

Развитие

Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:

  • открытость и прозрачность национальных экономик стран, стремящихся к интеграции;
  • разделение труда на международном уровне;
  • динамичное развитие мировой инфраструктуры и рынка;
  • выход производства за рамки своей страны и его оптимизация на мировом уровне;
  • усиление и перераспределение финансовых потоков;
  • миграционные потоки рабочей силы;
  • международное развитие научно-технического сектора;
  • создание и развитие международных систем управлением транспорта, связи и информации.

Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.

Плюсы и минусы

Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:

  1. Процессы сближения и слияния сдерживаются из-за неполного и слабого дополнения экономик стран-участников.
  2. Инфраструктура развивается неоднородно.
  3. Существует различие в экономических уровнях и, соответственно, в потенциалах дальнейшего развития.
  4. Возможна нестабильность политической системы хотя бы в одной стране-участнице.

Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.

К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.

Примеры интеграции

Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...