Становление принципа неприменения силы или угрозы силой. Принципы неприменения силы или угрозы силой и мирного урегулирования споров

Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом. Это отмечал в своем трактате «О праве войны и мира» Гуго Гроций, подчеркивая, что «право... народов, установленное волею, а также законы и обы­чаи всех народов, как об этом в достаточной мере свидетельствует история, отнюдь не осуждают войны». Английский юрист Л. Оппен-гейм признавал, что «с точки зрения права война представлялась естественной функцией государства и прерогативой его неограни­ченного суверенитета».

Принятые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов Конвенции о мирном решении международных столкновений и об ограничении применения силы при взыскании по договорным дол­говым обязательствам не отменяли права государства на войну (jus ad bellum), а лишь призывали государства «по возможности» преду­преждать обращение к силе, «насколько позволят обстоятельства». Становление принципа неприменения силы началось с запреще­ния агрессивных войн. Впервые война была объявлена величайшим преступлением против человечества во внутригосударственном зако­не – Декрете о мире, принятом на II Всероссийском съезде Советов России 8 ноября 1917 г.

Статут Лиги Наций установил определенные ограничения на право государств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, запрещающих и осуждающих агрессивные войны, в том числе Де­кларацию об агрессивных войнах 1927 года. Первым многосторон­ним договором, запретившим обращение к войне, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г.,(вступивший в силу 24 июля 1929 г. (известен как пакт Бриана–Келлога, или Парижский пакт). В ст. 1 Договора предусматривалось, что участники Договора «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия нацио­нальной политики».

Устав ООН придал более широкое толкование запрещению вой­ны, закрепив его в форме неприменения силы или угрозы силой. Статья 2, пункт 4, Устава обязывает государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим обра­зом, несовместимым с целями ООН.

Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой получило конкретизацию в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, в Определении агрессии 1974 года, в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Анализ всех этих докумен­тов дает возможность определить в наиболее полной степени норма­тивное содержание принципа.



Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсаль­ным по своему характеру и обязательным, независимо от политичес­кой, экономической, социальной или культурной системы или союз­нических отношений каждого государства (Декларация 1987 г.). Это означает, что принцип распространяется на все государства. При этом запрещаются любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы одним государст­вом против другого (Декларация 1975 г.). Под «любыми действиями» следует понимать как применение вооруженной силы, так и нево­оруженное насилие.

Запрещая все проявления силы или ее угрозы, Декларация 1970 года обращает особое внимание на обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения сущест­вующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров,в том числе террито­риальных споров или вопросов, касающихся государственных гра­ниц; 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; 5) организации или по­ощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государ­ства; 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или учас­тия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствования подобным актам в пределах собст­венной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения. ,

В Декларации 1987 года подчеркивается также обязанность госу­дарств не применять и не поощрять применения экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчи­нения себе другого государства в осуществлении им своих суверен­ных,прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. : Принцип неприменения силы и угрозы силой запрещает прежде всего применение вооруженной агрессии. Для раскрытия его содержания принципиальное значение имеет Определение агрессии, при­нятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году.

Статья 3 дает Определение агрессии через перечень конкрет­ных агрессивных актов, устанавливая, что любое из нижеперечислен­ных действий, независимо от объявления войны, будучи примененным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, ка­кой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применени­ем силы против территории другого государства или части ее;

2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

3) блокада портов или берегов государства вооруженными сила­ми другого государства;

4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства;

5) применение вооруженных сил одного государства, находящих­ся на территории другого государства по соглашению с принимаю­щим государством, в нарушение условий, предусмотренных в согла­шении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

6) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, ис­пользовалась этим другим государством для совершения акта агрес­сии против третьего государства;

7) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществля­ют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечислен­ным выше актам, или его значительное участие в них.

Из семи перечисленных случаев первые пять относятся к актам прямой агрессии, последний, седьмой, – к косвенной. Особо выде­ляется в п. 6 случай соучастия в агрессии.

Перечень агрессивных актов, перечисленных в Определении аг­рессии, не является исчерпывающим. «Совет Безопасности, – гово­рится в ст. 4, – может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава».

В Определении агрессии прямо подчеркиваются дискреционные полномочия Совета Безопасности при установлении существования актов агрессии. Именно с учетом таких полномочий ст. 2 Опреде­ления агрессии устанавливает критерии противоправности примене­ния вооруженной силы. Наиболее важный из них – принцип первенства, который гласит, что «применение вооруженной силы госу­дарством первым в нарушение Устава является prima facie свидетель­ством акта агрессии».

Совет Безопасности, выполняя свои полномочия в установлении акта агрессии, помимо принципа первенства должен руководст­воваться и другими важными критериями. Об этом прямо говорит ст. 2 Определения агрессии: «Совет Безопасности может в соответст­вии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствую­щих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Критерий серьезности характера актов незаконного применения вооруженной силы позволяет Совету Безопасности провести грань между актом агрессии и таким применением вооруженной силы, которое в силу его ограниченного или случайного характера может быть расценено как угроза миру или нарушение мира.

Из ст. 2 вытекает также необходимость учета критерия агрессив­ного намерения. При рассмотрении конкретной ситуации Совет Безопасности исходит не только из принципа первенства, но и из агрессивных намерений сторон. Важным подспорьем в этом направ­лении является ст. 5 Определения агрессии, которая указывает, что никакие соображения любого характера, будь то политического, эко­номического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии.

Определение агрессии квалифицирует агрессию как преступ­ление против международного мира, влекущее международную ответ­ственность. Оно предусматривает, что никакое территориальное при­обретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Принятый в Риме в июле 1998 года Статут Международного уго­ловного суда включил в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда и влекущих индивидуальную уголовную ответст­венность физических лиц, преступление агрессии. И хотя Суду пред­стоит еще выработать определение и элементы такого преступления, факт его включения в перечень наиболее серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, сви­детельствует о решимости государств укрепить режим неприменения силы и угрозы силой.

(Принцип неприменения силы и угрозы силой не исключает пра­вомерного применения силы в порядке самообороны и в случае при­менения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

Устав ООН, ссылаясь в ст. 51 на неотъемлемое право государств на индивидуальную или коллективную самооборону, подчеркивает, что это право возникает лишь в случае вооруженного нападения одного государства на другое. Право на самооборону не должно трак­товаться расширительно. Это означает, что государство не вправе использовать вооруженные силы в порядке превентивного удара, ссы­лаясь на угрозу вооруженного нападения. Статья 51 также требует от государств, чтобы о мерах, принятых ими при осуществлении права на самооборону, было немедленно сообщено Совету Безопас­ности и чтобы эти меры никоим образом не затрагивали полномочий и ответственности Совета Безопасности в отношении действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Право ООН на применение вооруженной силы для поддержания международного мира и безопасности также поставлено в определен­ные рамки. Применение такой силы может иметь место только в слу­чаях угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии по решению Совета Безопасности и под его руководством.

Вооруженная сила может быть применена народами колониаль­ных и зависимых стран в борьбе за свою независимость при осущест­влении своего права на самоопределение.

Что касается применения невооруженной силы, то государства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием воору­женных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недру­жественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Их применение должно носить сораз­мерный характер, Если же речь идет об использовании таких мер в качестве санкций против государства, поведение которого квалифици­ровано как создающее угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, то они могут применяться только по решению Совета Безопасности и под его контролем. В ст. 41 Устава дан перечень таких мер: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорож­ных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Спецификой принципа неприменения силы и угрозы силой явля­ется то, что он связан с такими понятиями, как сила, вооруженная сила, невооруженная сила, угроза миру, нарушение мира, агрессия, акт агрессии, вооруженное нападение, индивидуальная и коллектив­ная самооборона. Право квалифицировать те или иные ситуации в соответствии с указанными понятиями и устанавливать применение мер, связанных с использованием силы, принадлежит исключительно Совету Безопасности. Это один из основополагающих моментов в системе поддержания мира, основанной на положениях Устава, кото­рый, к сожалению, не всегда соблюдается в практике международных отношений. Применение силы или ее угрозы в нарушение положений Устава ООН является незаконным, и, как отмечено в Декларации 1987 года, «никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания» этому.

Составной частью принципа неприменения силы и угрозы силой является запрещение пропаганды войныВ Декларации 1970 года об этом говорится: «В соответствии с целями и принципами Организа­ции Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Такое же положение включено и в Декларацию 1987 года.

Принцип неприменения силы и угрозы силой самым тесным образом связан с системой поддержания международного мира и безопасности, являясь ее центральным звеном.

Закрепление принципа неприменения силы или угрозы силой также является характерной чертой современного международного права, что отличает его от классического международного права. В период между двумя мировыми войнами предпринимались попытки ограничить применение силы или угрозы ею в международных отношениях. Однако императивная норма о запрете применения силы или угрозы силой была впервые сформулирована в п. 4 ст. 2 Устава ООН: "Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

в Дальнейшем этот принцип международного права был конкретизирован в таких авторитетных международных документах: Декларация о принципах международного права 1970 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" 1974 г., Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

а) агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет за собой ответственность в соответствии с международным правом;

б) государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;

в) каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения государственных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров;

г) каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий;

д) государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы;

е) каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

ж) каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства;

с) каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" 1974 г. дается перечень актов (неиссякаемый), которые квалифицируются как агрессия. К ним относится применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства или любые другие действия, несовместимые с Уставом ООН. Согласно ст. 39 Устава ООН-единственный орган, который вправе квалифицировать конкретный вооруженное нападение как агрессию, является Совет Безопасности ООН. В этом плане выглядит не совсем логичным положения п. 19 ст. 106 Конституции Украины, согласно которым, Президент Украины "вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины". Из этого положения следует, что Президент сам определяет конкретные случаи агрессии против Украины и принимает на этой основе решение об использовании Вооруженных Сил Украины. Хотя по международным правом прерогативой из определения актов агрессии обладает только Совет Безопасности ООН, этот самый орган правомочен принимать решение о том, какие меры следует применить в соответствии со ст. 41 и 42 Устава ООН для восстановления международного мира и безопасности. Кроме того, формулировка "вооруженная агрессия" также вызывает сомнения, поскольку в определении агрессии 1974 г. указывается, что агрессией является применение вооруженной силы с целью, несовместимой с Уставом ООН, то есть неозброєної агрессии не бывает.

Уместно поставить вопрос: "А есть ли ситуации, когда применение силы согласно действующего международного права будет оправданным и законным?" В современном международном праве считается правомерным использовать вооруженную силу для индивидуальной или коллективной самообороны в случае вооруженного нападения на любое государство до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51 Устава ООН).

Согласно ст. 42 Устава ООН, Совет Безопасности ООН имеет право принять решение о применении вооруженной силы для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, если меры, предусмотренные в ст. 41 (полное или частичное прерывание экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств общения, а также разрыв дипломатических отношений), оказались недостаточными.

В указанных случаях государства имеют право на использование силы для достижения главной цели ООН - поддержание международного мира и безопасности. Но эти случаи скорее являются исключением из общего правила недопустимости применения силы или угрозы силой. Однако право на подобные исключения содержит потенциальную угрозу, поскольку, как показали события последних десятилетий, оно дает возможность легализации применения силы для реализации геополитических интересов самых могущественных акторов международных отношений. И цель их старая, как мир: захват территорий, природных ресурсов и рынков сбыта. И, на первый взгляд, неоднозначна позиция Международного Суда ООН, который при рассмотрении заявлений, поданных Югославией 29 апреля 1999 p., об инициировании судебного разбирательства против Бельгии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Германии, Португалии, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Франции в связи с нарушением обязательства не применять силу, в которых она обвиняла указанные государства в бомбардировке ее территории и просила определить временные меры и принять постановления о немедленном прекращении применения силы указанными государствами, фактически отстранился от проблемы. Как заявил судья B.C. Верещетин в постановлении Суда ООН в деле, касающееся правомерности применения силы (Югославия против Соединенного Королевства) (временные меры) от 2 июня 1999 г., до Суда был обращен настойчивый призыв придерживаться принципа верховенства права, включая уставные положения Организации Объединенных Наций, перед угрозой масштабных и грубых нарушений международного права. Вместо того, чтобы действовать безотлагательно и, в случае необходимости, proprio motu в качестве "главного охранника международного права", большинство членов Суда с задержкой более месяца после подачи просьб полностью их отклонила относительно всех возбужденных дел, даже тех из них, у которых юрисдикция Суда prima facie могла быть четко установлена. Кроме того, это решение принято в ситуации, когда умышленно усиление бомбардировок густонаселенных районов вызвало гибель гражданского населения, а также физические и душевные страдания людей во всех частях Югославии. Из упомянутых выше причин судья B.C. Верещетин не смог согласиться с бездействием Суда в этом вопросе.

  • 7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.
  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п. 4 ст. 2: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

    В Уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов международного права, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН: Декларации о принципах международного права 1970 г. и Определении агрессии 1974 г. Вклад в дальнейшее его развитие внес Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Наиболее полно содержание этого принципа раскрыто в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1987 г.

    Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, поскольку поддержание международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.

    Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы.

    Термин «сила», содержащийся в п. 4 ст. 2 Устава, как и сам принцип, не может рассматриваться изолированно, а должен толковаться во всей совокупности прав и обязанностей государств, определенных Уставом. В заключительном акте ОБСЕ (раздел, касающийся претворения в жизнь согласованных принципов) прямо указывается, что государства-участники будут «воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника», «воздерживаться от любого акта экономического принуждения».

    Все это, бесспорно, свидетельствует о том, что современное международное право запрещает противоправное применение силы в любом ее проявлении.

    Принцип неприменения силы предусматривает прежде всего запрещение агрессивных войн. Согласно «Определению агрессии 1974 г.» применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением и порождает международно-правовую ответственность государств и международную уголовную ответственность виновных индивидов. В послевоенные годы в содержание принципа была включена и обязанность государств воздерживаться от пропаганды агрессивной войны.

    Кроме понятия агрессии, международное право выделяет понятие «вооруженное нападение». При всем сходстве действий государств в обоих случаях юридические последствия при их совершении могут быть различными, поскольку Совет Безопасности ООН может квалифицировать в качестве агрессии действия, не связанные с непосредственным вооруженным нападением.

    Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряд других насильственных действий.

    Нормативное содержание этого принципа заключается в следующем:

    1) каждое государство должно воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями ООН;

    2) государства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава ООН;

    3) государства должны воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организационной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории;

    4) государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

    5) ни одно государство не должно поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

    Несмотря на императивный характер принципа неприменения силы или угрозы силой, ряд государств нередко под надуманным предлогом с помощью вооруженных сил вторгаются на территорию других государств, нарушая тем самым суверенитет и территориальную целостность таких государств. Например, в марте 2003 г. войска международной коалиции (США, Великобритания, ФРГ, Италия и др.) вторгались на территорию Ирака.

    Самооборона в международном праве – реализованное государством применение силы в ответ на вооруженное преступное нападение другой страны. В порядке осуществления прав на самооборону, каждое государство, в соответствии со ст. 51 Устава ООН, может обратиться к военной силе до тех пор, пока Совет безопасности ООН не примет меры, необходимые для поддержания международной безопасности и мира. Статья Устава ООН особо подчеркивает значение этого права, констатируя его неотъемлемость. Право самообороны в международном праве принадлежит исключительно стране – жертве нападения, которое о факте вооруженного нападения на него должно сообщить Совету Безопасности ООН.

  • Принцип неприменения силы или угрозы силой появился в международном праве в период между двумя мировыми войнами сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил существовавшее ранее в международном праве право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

    Принцип запрещения применения силы или угрозы силой – регулирование общественных отношений, связанных с ненарушением мира, с соблюдением права всех членов международного сообщества и отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решать спорные вопросы международных отношений с помощью силы.

    Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст. 2 Устава гласит: "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций".

    Авторитетное толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 г.

    Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

    1) любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;

    2) применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;

    3) репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая "мирная блокада", т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;

    4) организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;

    5) организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;

    6) военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;

    7) приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;

    8) насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

    Определение агрессии 1974 г. устанавливает перечень (не исчерпывающий) этих запрещенных международным правом действий, которые являются наиболее серьезными и опасными формами незаконного использования силы, агрессии.

    Одной из важных норм современного международного права, тесно связанной с принципом запрещения применения силы или угрозы силой, является право на самооборону. Эта норма сформулирована в ст. 51 Устава ООН; в ней предусмотрено, в частности: "Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности".

    Международный Суд в своем решении по делу Никарагуа – США отверг ссылку США на то, что они использовали вооруженную силу против Никарагуа в порядке самообороны. Суд заявил: "В случае права на индивидуальную самооборону использование этого права может иметь место только, если соответствующее государство явилось жертвой вооруженного нападения. Разумеется, что в случае коллективной самообороны это условие также сохраняется".

    В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. говорится: "Государства имеют неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций".

    Очень важно иметь в виду, что п. 4 ст. 2 Устава ООН содержит общее запрещение применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Определение агрессии 1974 г. устанавливает наиболее часто встречающиеся случаи запрещенного применения вооруженной силы и, наконец, ст. 51 Устава ООН выделяет самое опасное применение вооруженной силы – вооруженное нападение, предусматривая в этом случае право на самооборону.

    Как указывается в ст. 51 Устава ООН, государства могут использовать право на самооборону в случае вооруженного нападения "до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности". Так, когда Ирак совершил агрессию против Кувейта летом 1990 г., право на самооборону могли использовать Кувейт и по его просьбе любое другое государство.

    После того как Совет Безопасности принял дело об агрессии Ирака против Кувейта к своему рассмотрению, дальнейшие действия против агрессора осуществлялись в соответствии с резолюциями Совета Безопасности.

    Принцип неприменения силы не распространяется на действия, предпринимаемые по постановлению Совета Безопасности на основании гл. VII Устава ООН. Применение вооруженной силы против Ирака – один из важных примеров использования этого положения Устава ООН.

    Естественно, что принцип неприменения силы не распространяется на события, происходящие внутри государства, поскольку международное право не регулирует внутригосударственные отношения.

    Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится: "В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн". Это подтверждено в Декларации 1987 г.

    Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.

    Принцип неприменения силы или угрозы силой закреплен в и. 4 ст. 2 Устава ООН. В соответствии с данным принципом все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к се применению в нарушение этого принципа.

    Никакое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. Тем не менее в случае любой агрессии или нарушения суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государства страна, подвергшаяся агрессии, сохраняет свое право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН и МП.

    Государства на основе общепризнанных принципов и норм МП должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по МП. Запрещается также пропаганда войны.

    Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

    Государства также обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд для вторжения на территорию другого государства.

    Статья 51 Устава ООН закрепляет право па самооборону государства, подвергшегося агрессии. Определение агрессии, данное ГА ООН в 1974 г., конкретизирует перечень действий, считающиеся "агрессией".

    18 ноября 1987 г. Резолюцией 42/22 ГА ООН принята Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, которая дополняет обязательства государств в данной сфере. В частности, все государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с МП обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от содействия организованной деятельности, направленной па совершение таких действий, в пределах своей территории.

    Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности другого государства или против его политических, экономических и культурных основ.

    Ни одна страна не должна применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

    Государства также обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

    Особо подчеркивается, что никакой договор не будет иметь силы, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

    Государства должны принять эффективные меры с тем, чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

    В то же время не являются нарушением принципа действия, осуществляемые но решению СБ ООН на основании гл. VII Устава ООН по пресечению агрессии и восстановлению мира.



    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...