Существование и сущность людей. Философская сущность человека

2. Природа и сущность человека

Человек, - писал Н.А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе.

Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело - это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы. Однако определение человека как части природы носит ограниченный характер, так как не выходит за рамки пассивно-созерцательного понимания, характерного для материализма XVII-XVIII вв., который недооценивал роль активно-сознательной деятельности индивида, фактически подчинял его законам природы и низводил до положения вещи среди вещей.

В современном понимании человек предстает не просто как часть природы, а как высший продукт ее развития, как природное существо особого рода, а именно носитель не только биологической, но и социальной формы движения материи. Он не просто "продукт" окружающей среды, но и творец ее. Посредством осознанно-целенаправленных действий человек активно изменяет среду и в ходе ее преобразования изменяется и сам. Это происходит благодаря тому, что человек - это деятельное природное существо, обладающее жизненными силами, которые заложены в нем в виде задатков и способностей.

Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития

Антропология, анатомия, социология, педагогика, логика, психология и многие другие науки - каждая со своей стороны пытается глубже узнать и объяснить человека. Зачастую научные теории происхождения, развития и сущности человека не только не противоречат, а дополняют друг друга. Весь этот научный цикл интегрирует философия, давая синтетическую картину человека, выделяя понятие его сущности. За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

У человека нет какой-то одной, раз и навсегда заданной ему "природы", так же как и неизменной "сущности", и то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека. Определения природы и сущности человека не исходный пункт для педагогической антропологии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком-то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и неустранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект, и как субъект, как уникальное и неповторимое (и телесно, и духовно) создание Преобладает точка зрения, согласно которой понятия "природа человека" и "сущность человека", при всей их близости и взаимосвязанности, не следует отождествлять. Первое понятие отражает как природные, так и социальные качества человека. Второе понятие отражает не всю совокупность его социальных, биологических и психологических качеств, а наиболее существенные, устойчивые связи, отношения, лежащие в основе природы человека. Поэтому понятие "природа человека" шире и богаче понятия "сущность человека". К понятию человеческой природы можно отнести ряд общих качеств человека: способность к творческой деятельности, проявлению эмоций, формированию нравственных ценностей, стремление к прекрасному (эстетическое восприятие действительности) и т.д. Следует вместе с тем подчеркнуть, что не существует никакой вечной, неизменной человеческой природы, как некой однозначно формулируемой совокупности неизменных качеств. Вся история свидетельствует о происходящих определенных изменениях в природе человека, его "открытости миру

Если человек - существо природное. то соответственно он - общественно - историческое существо. Именно общественно - исторический способ бытия сделал человека существом разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д. Ушинским понимает то, что характерно только для человека - способность осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве, способность фиксировать свое осознание мира и себя, стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самосознанию, рефлексии.

3. Биологическое и социальное в человеке

Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни. Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека.

Социальная среда может значительно отличатся по объему и содержанию от «среды личности». Микросреда входит в понятие социальной среды как совокупности всех общественных отношений. Ее специфику надо видеть в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность и ее духовный мир.

Понятие социальной среды составляет совокупность всех общественных отношений, куда включаются материальные и духовные компоненты, которые по отношению к личности существуют объективно, то есть идейная среда личности есть объективный фактор ее формирования.

Существенным элементом микросреды личности является окружающая ее духовная атмосфера. Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и методы воздействия на личность в системе обучения и воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в котором личность живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которыми регулируется поведение людей в этих коллективах.

Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и, в известном смысле, выключается из природы, противопоставляется ей. Было бы неверно представить дело, таким образом, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с природной основой и ликвидацией ее. Напротив, как справедливо отмечает ряд ученых, естественное, природное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную перестройку, ограничено соединяясь с общественным в человеке.

Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим.

Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы, но это выделение не абсолютно, а относительно. Здесь имеется примерно такое же соответствие, какое существует между формой и содержанием развивающихся явлений. Это не означает, что социальное в природе человека относится только к форме. Оно «пронизывает» природу человека в целом, но между социальным и природным в человеке в рамках их единства существует различие, которое может превращаться в противоположность.

В ходе исторического становления относительная роль социальных факторов непрерывно возрастала по мере их формирования в процессе становления человека, а роль биологических факторов постепенно снижалась.

Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной стороны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой - не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.

Причины биологического характера определяют индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.

Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с момента своего рождения человек не остается наедине с самим собой, в четырех стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и душевно-духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, - и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего.

В разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько смещаться в ту или иную сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон человека. Можно и нужно исследовать, например, то, как проявляется природная, биологическая сущность общественно развитого человека или, напротив, социально-психологическая сущность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности в том и в другом исследовании должно основываться на понятии единства социального, биологического и психического.

Ограниченное рассмотрение человека либо в рамках чисто культурологического подхода, либо в узких пределах биологии (в частности, генетики, физиологии, психологии, медицины и т.п.) нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма, например различного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняются непреодолимыми природными качествами человека. Даже новейшие концепции социал-биологизма и социал-дарвинизма на альтернативно поставленный вопрос «гены или социум» на первое и ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется весьма многоцветно. Одни оптимистически считают, что существующая наследственная система человечества полноценно отражает итоги его развития как уникального биологического вида. Ее стабильность и совершенство столь велики, что она может служить неограниченно долго в пределах обозримого грядущего. Другие утверждают, будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого видится в создании собственной среды жизни и успехах медицины, благодаря которым человечество уклонилось от сурового действия естественного отбора и накладывает на себя груз повышенного давления накапливающихся мутаций. Социальные бури и взрывы, с этой точки зрения, отражают угасание человеческого рода. Третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных. Социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а деятельностью лишь избранных его представителей. Этот взгляд обосновывает не только разного рода элитаризм, но и его оборотную сторону - теоретический расизм.

Обе последние доктрины исходят из того, что генетическая природа человека в целом требует исправления, а ближайшее будущее грозит человечеству гибелью из-за биологических факторов. В таких условиях только генетика, взяв биологическую эволюцию «в свои руки», может отвести эту зловещую угрозу. И на волне данных идей всплывает несколько обновленная евгеника, властно заявляющая, что, хотим мы этого или нет, но наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества. Если отвлечься от чисто генетических возможностей селекции, возникает множество нравственно-психологических вопросов: как определить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и вообще кто должен и может решать вопрос о том, что именно желанно.

Гипертрофирование генетических факторов и селекционных возможностей, свойственное социал-биологизму и социал-дарвинизму, имеет своей предпосылкой умаление социального начала в человеке.

Человек - это действительно природное существо, но вместе с тем социально-природное. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Можно отметить и еще один просчет указанных концепций наряду с игнорированием ими социального момента. Говоря о биологических факторах, нельзя сводить их только к генетическим. Следует учитывать и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологический эффект, потому что именно они изменяют биологическую составляющую человека, который в этом случае совсем по-иному начинает воспринимать и социальные факторы.

Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора высказываются неоправданно оптимистические утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеют исторического и социального смысла - они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный - не tabula rasa, на которой среда «рисует» свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он - лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным cyбстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.

Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух - природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.


Для всякой мерзости, а для того, чтобы вы оперевшись на него, могли удержаться от зла и стать проводником его несомненной правды». Вот связь человечества через «телесность Божества» с абсолютом. Ходить по всюду, делать все имея в себе Христа – путь совершенствования человечества, решение проблемы человека в философии Соловьева. Так он видит путь к богочеловечеству. Такая жизнь в вечном стремле

Из всех предшествующих теорий, что свойственный им метод радикального усмотрения сущности привел к такому обилию определений, что соединить их в нечто единое нет никакой возможности. В итоге наша современная теория о человеке утратила свой интеллектуальный центр и предстала перед ними как некое хаотичное разнообразие. И это неудивительно. ибо всем вышеуказанным теориям оказалась свойственной одна...

Революция надежды. Избавление от иллюзий Фромм Эрих Зелигманн

Человеческая природа и ее различные проявления

Человеческая природа и ее различные проявления

Обсуждение сегодняшнего положения человека в технологическом обществе дополним анализом проблемы: что можно сделать для гуманизации технологического общества. Но прежде чем сделать этот шаг, мы должны спросить сами себя, что же такое быть гуманным, т. е. каков человеческий элемент, который мы должны считать существенным фактором в функционировании социальной системы.

Это начинание заходит далеко за грани того, что называют «психологией». Было бы более правильно назвать это занятие «наукой о человеке», дисциплиной, связанной с данными истории, социологии, психологии, теологии, мифологии, экономики и искусства, поскольку они связаны с пониманием природы человека. В этой главе я ограничу это свое занятие обсуждением тех аспектов, которые кажутся мне наиболее необходимыми в контексте этой книги и с учетом потребности читателей, к которым обращен мой труд.

Человек готов с легкостью принимать и благосклонно относить себя к гуманному роду по своей сущности. Человеку удается это до определенной степени, и в зависимости от этой степени он определяет свою человечность в рамках общества, с которым он себя идентифицирует. Однако если таково правило, то существуют и исключения из него. Всегда были люди, выходившие за пределы своего общества, и если их могли называть безумцами или преступниками при жизни, то в анналах человеческой истории их место в списках великих людей. Выявилось нечто, что можно назвать универсально человеческим и что не соответствует, по мнению определенного общества, человеческой природе. Всегда были люди смелые и наделенные богатым воображением, дававшим им возможность видеть, что происходит за пределами их собственного социального существования.

Было бы кстати вспомнить несколько определений «человек», которые могут содержать одно слово, указывающее на специфически человеческое. Человека определяли как homo faber - создатель орудий труда. Человек действительно создатель орудий труда, но наши предки, прежде чем стать полностью человеческими существами, тоже были создателями орудий труда.

Человека определяли как homo sapiens (человек разумный), но в этом определении все зависит от того, что имеется в виду под разумом. Использование мысли в поисках лучшего способа выживания и средств для достижения желаемого - так эта способность есть и у животных, в лучшем случае существует лишь количественная разница между человеком и животным, когда речь идет об этом роде достижения. Если же под понятием sapiens имеется в виду знание, постигающее суть явления, мысль, проникающая сквозь обманчивую наружность к тому, что «действительно реально», мысль, цель которой не манипулирование, а понимание, тогда понятие homo sapiens было бы корректной дефиницией.

Человека определяли как homo ludens - человек играющий, в значении игры как нецелеустремленной деятельности, выходящей за рамки непосредственных потребностей для выживания. На самом деле со времен создателей пещерной живописи до настоящего времени человек погружен в нецелевые виды деятельности.

К перечисленным определениям можно добавить еще два других. Первое - homo negans: человек, умеющий сказать «нет», хотя большинство людей говорит «да», когда их выживание или их благополучие этого требует. Исходя из статистического взгляда на человеческое поведение, человека следует назвать более «да - человек», чем «человек - нет». Но с точки зрения человеческого потенциала, человек отличен от всех других животных своей способностью говорить «нет», утверждая истину, любовь, честность даже ценой своего физического выживания.

Вторым определением человека может быть homo esperans - человек надеющийся. Как я уже отмечал, надеяться - существенное условие бытия человека. Если человек отказался от всякой надежды, он вошел во врата ада - знает он об этом или нет - и отказался от своей собственной человечности.

Возможно, самое значимое определение видовой характеристики человека дано Марксом, который определил ее как «свободную, сознательную деятельность». Далее я буду обсуждать значение этой концепции.

Можно еще добавить подобные определения к только что упомянутым, но они не станут объективным ответом на вопрос: что значит быть гуманным? Они выделяют только отдельные элементы бытия человека, не пытаясь дать более полный и последовательный ответ.

Всякая попытка дать ответ немедленно встретится с возражением, что в лучшем случае такой ответ есть не более чем метафизическая спекуляция, возможно опоэтизированная, но скорее это выражение субъективного предпочтения, чем убедительное определение реальности. Эти дефиниции вызывают в памяти образ физика - теоретика, оперирующего терминами, имеющими отношение к объективной реальности, и все же не предъявляющего какого?либо окончательного утверждения о природе предмета. Также нельзя сейчас сделать конечного вывода о том, что такое быть человечным: возможно, никогда нельзя будет сделать такое заключение, даже если человеческая эволюция была бы слишком далеко продвинута от настоящей точки истории, когда человек отважно начал путь к подлинной человечности. Но скептическое отношение к возможности высказывания конечных заявлений о природе человека не означает, что нельзя сделать ряд промежуточных заявлений, имеющих научный характер, т. е. являющихся обобщением наблюдения за событиями, выводами, верными вопреки факту, что мотивацией для поисков ответа было желание счастливой жизни; напротив, как это сформулировал Уайтхед, «функция мысли - способствовать искусству жизни».

Какие знания нам нужны, чтобы ответить на вопрос: что значит быть человечным? Ответ на этот вопрос нельзя искать в направлении, которое обычно выбирают для таких ответов: человек хороший или плохой, любящий или агрессивный, легкомысленный или думающий и так далее. Конечно, человек может иметь все эти качества, как может быть музыкальным или лишенным музыкального слуха. Восприимчивым к художеству или невосприимчивым к цвету, святым или негодяем. Все эти и многие другие качества - всего лишь разнообразные возможности человеческого существа. На самом деле все они есть в каждом из нас. Быть гуманным означает уверенность в том, что, как Теренций сказал, «Homo sum, not humani а те alienum puto» («Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»); что каждый несет в себе всю человечность - как святой, так и преступник. Гёте так выразил эту мысль: нет такого преступления, автором которого не мог бы вообразить себя каждый. Все эти проявления человеческого не являются ответом на вопрос, что значит быть человечным. Они отвечают только на вопрос: какими разными можем мы быть и все же быть человечными? Если мы хотим знать, что значит быть человечным, нам придется приготовиться дать ответ не в перечислении разных человеческих возможностей, а исходя из условий человеческого существования, способствующих или нет альтернативным возможностям. Эти условия устанавливаются не в результате метафизической спекуляции, а путем анализа данных антропологии, истории, детской психологии, индивидуальной и социальной психопатологии.

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

Из книги Сила безмолвия (перевод 2001 И.Старых) автора Кастанеда Карлос

Глава 1. ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХА

автора Фромм Эрих Зелигманн

ГЛАВА III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я - человек, эту долю я делю с другими людьми. Что я вижу, и слышу, и ем, и пью - так это же делают и все животные. Но то, что есмь я - это только мое и принадлежит мне и никому другому, ни другому человеку, ни ангелу, ни Богу. Наедине с

Из книги Шотландская философия века Просвещения автора Абрамов Михаил Александрович

2. Человеческая природа и революционная стихия. Гоббс и его критики Революционный период истории Англии разительно отличается от «мирного времени». Мог ли сам Шекспир представить, что явленный им мировой театр людских страстей начнет разыгрываться не на сцене Глобуса, а

Из книги Наше постчеловеческое будущее [Последствия биотехнологической революции] автора Фукуяма Фрэнсис

Из книги Человек против мифов автора Берроуз Данэм

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Доктрина неизменности человеческой природы, кроме сокрытия преступлений правящих кругов преследует более важную цель: защиту существующего общественного строя. Поскольку во многих странах мира господствует

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

Из книги Счастливее Бога: Превратим обычную жизнь в необыкновенное приключение автора Уолш Нил Дональд

Глава 22 Механизм Проявления Это что касается Части Первой Процесса Индивидуального Творения, которую я назвал Я Есть.Бог есть бесформенная форма. Бог есть жизнь, фундаментальная, базовая и сущностная энергия, первая и единственная составляющая недифференцированной

Из книги Болезнь к смерти автора Кьеркегор Серен

Книга III. ПРОЯВЛЕНИЯ ОТЧАЯНИЯ Можно абстрактно выделить различные проявления отчаяния, рассмотрев составляющие того синтеза, которым является мое Я. Я состоит из бесконечного и конечного. Однако синтез - это отношение, которое, хотя и будучи производным, относится к

Из книги Человеческая природа и социальный порядок автора Кули Чарльз Хортон

Человеческая природа и социальный порядок

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами

АБСОЛЮТ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ Один из наиболее трудных для понимания вопросов недуалистической философии, вопрос, который снова и снова поднимается и будет вечно задаваться, заключается в следующем: каким образом Бесконечное, Абсолют, становится конечным?Абсолют стал

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ Здесь мы перечислим некоторые из форм проявления любви. Прежде всего, это почтительность. Почему человек выказывает почтительность по отношению к храмам и святым местам? Потому что это места, связанные с Богом. Почему все народы выказывают

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Человеческая природа и мораль Существует мнение: прежде, чем и для того, чтобы ответить на вопрос, что такое мораль, надо знать, в чем заключается природа человека. Такой ход мысли на первый взгляд представляется вполне естественным и логичным, поскольку мораль является

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

III Человеческая природа и характер Что я человек - Так это я делю с другими людьми. Что я вижу, слышу, Что я ем и пью - Так и все животные это делают. Но то, что я есть я – это только мое И принадлежит мне, И никому другому: Ни другому человеку, Ни ангелу, ни Богу, Если не считать

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

1. Человеческая природа в своих проявлениях После обсуждения нынешнего положения человека в технологическом обществе наш следующий шаг состоит в том, чтобы рассмотреть проблему, что можно сделать для гуманизации технологического общества. Но прежде чем сделать этот

Из книги автора

3. Проявления обнаженности Та или иная степень обнаженности свойственна представителям всех реально существовавших закрытых обществ: первобытного примитивного коллективизма, древнего коллективизма, средневекового умеренного коллективизма и коллективизма

ЧТО ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

1. Умения воспринимать окружающий мир, говорить, мыслить.

2. Внешние (антропоморфные) признаки: рост, строение тела, цвет волос, глаз.

3. Предрасположенность к заболеваниям.

4. Темперамент.

5. Способности.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.

1. Прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие.

2. Цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции.

3. Взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве.

4. Большой мозг и сложная нервная система, дающая возможность высокого развития психической жизни и интеллекта.

6. Длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации.

7. Пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения – все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды.

8. Устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - это

совокупность постоянных черт человека, общих задатков и свойств, выражающих его особенности как живого существа, т.е. выделяющих его в мире других живых существ.

Они присущи человеку во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

Например , человек обладает особой телесностью, высокоорганизован как биологическая особь, имеет разум, дар общения и т.п.

2. Сравним дикую кошку и домашнюю. Между ними есть различия, но они не носят принципиального характера. Ведь биологическая организация, повадки, видовые особенности окажутся одинаковыми.

1) Существование животных направляется инстинктами – наследственными комплексами (ЕГК).

2) Животное не может выйти за пределы инстинктов, предписанных поведенческими моделями.

3) Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой.

4) Это естественно не исключает того, что природные условия могут угрожать животному и побуждать его ожесточенно бороться за своё выживание.

5) Но животное самой природой наделено способностями к выживанию в условиях, которым оно противопоставлено.

6) О животном можно сказать, что оно сложилось окончательно .

7) Животное действует так, как это записано в инстинктуальной программе (единый генетический код - ЕГК).

Например: паук безошибочно мастерит орудие лова - паутину; птицы летят на юг без навигационных приборов; пчела создает соты без мыслительного архитектурного проекта.

1. Человек прежде всего − живое природное существо. Он обладает пластичностью (легко поддаётся воздействию), несет на себе следы природной и культурной эволюции.

2. И если сравнить дикаря-антропоида и современного человека, то обнаружится масса различий.

a. Культура накладывает глубокий отпечаток не только на поведение человека, но и на его своеобразие.

b. Биологическая эволюция осуществляется за счёт приспособления живого организма к условиям окружающей среды.

c. Но законы культуры принципиально отличны от законов биологической эволюции.

d. В широком смысле культуру можно рассматривать как одну из форм жизни, т.к. носителями культуры выступают живые существа – люди, действующие в конкретном природном окружении, с которым они тесно связаны.

    Человеческая природа - – термин, не имеющий приемлемого определения. Обозначает все известные ныне факторы становления и качества человека (биологические, социальные, индивидуальные, духовные). Часто термин используется в значении извинения за бесчеловечное поведение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - Абсолютно неопределимый термин. Его употребление неизменно подразумевает врожденность, но то, какие конкретно характеристики считаются наследственными данными, полностью зависит от предубеждений автора. Наиболее распространенное употребление… … Толковый словарь по психологии

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - (human nature) характеристики, которыми обладает человек как особь естественного вида или разновидность. Социологи в целом согласны в том, что, по сравнению с другими животными, отличительное качество человеческой природы это пластичность (см.… … Большой толковый социологический словарь

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - выражение главенствующих свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Человеческая природа - ♦ (ENG human nature) то, что составляет человеческую личность и служит объяснению определенных ее поступков или поведения. В христианской теологии люди видятся грешными и отпавшими от наполненных любовью отношений с Богом, к рые Бог… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ПРИРОДА - 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… … Философская энциклопедия

    ПРИРОДА - ПРИРОДА (греч. φύσις, лат. natura), одно из центральных понятий античной философской мысли, обладающее широким спектром значений. Греч, существительное φύσις происходит от глагола φύω («выращивать», «рождать», «производить на свет», med.… … Античная философия

    природа - ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Человеческая натура - Человеческая натура ♦ Nature Humaine В 1960 е годы считалось хорошим тоном придерживаться мнения, что никакой особенной человеческой натуры не существует: человек, дескать, это культура и свобода. Однако, будь все это так просто, разве стали … Философский словарь Спонвиля

    ПРИРОДА - физический универсум. Лаланд совершенно справедливо отметил многозначность этого слова, которое может означать: 1) совокупность отличительных черт живого существа или вещи («животная, человеческая природа»); 2) материальный мир, понимаемый, если … Философский словарь

Книги

  • Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования , Алан Гринспен. Кто автор Алан Гринспен - американский экономист. Председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США с 1987 по 2006 г. Из этой книги вы узнаете: о причинах развития мировых… Купить за 631 руб
  • Человеческая природа и социальный порядок , Чарльз Хортон Кули. Впервые на русском языке книга основоположника символического интеракционизма, давно ставшая классикой социологии. Это единственное, пожалуй, за последние 100 летцелостное исследование…

Как я уже неоднократно упоминал, сел за приведение значительного количества наших материалов в печатный структурированный вид. Ранее мы с товарищами уже выпускали брошюру «Капитализм для чайников «, что это будет теперь, брошюра, книга или нечто иное, пока непонятно. Но процесс идёт, и это издание уже начинает приобретать внутреннюю структуру. До сего момента я не публиковал ничего из этих наработок, так как это были бы просто несвязанные друг с другом публикации на те или иные темы. Теперь же, с приобретением структуры, буду выкладывать на ваш суд материалы последовательно, по главам.

Категории: Блоги , Выбор Редакции , Теория , Философия
Теги: , ,

Интересная статья? Расскажи друзьям:

Как я уже неоднократно упоминал, сел за приведение значительного количества наших материалов в печатный структурированный вид. Ранее мы с товарищами уже выпускали брошюру « «, что это будет теперь, брошюра, книга или нечто иное, пока непонятно. Но процесс идёт, и это издание уже начинает приобретать внутреннюю структуру. До сего момента я не публиковал ничего из этих наработок, так как это были бы просто несвязанные друг с другом публикации на те или иные темы. Теперь же, с приобретением структуры, буду выкладывать на ваш суд материалы последовательно, по главам.

Ниже материал, который, по идее, относится ко второй главе, следующей после описания бед и несправедливостей современного общества, для многих и так вполне очевидных, а потому нет смысла их дублировать. Тем более, что к моменту завершения работы планируется собрать ещё большее количество фактов и примеров этих бед. В этой главе разбирается миф о человеческой природе, так как сразу найдутся люди, которые заявят, что наше общество нельзя сделать лучше, потому что невозможно изменить человеческую природу. О ней и речь.

Многие люди, в первую очередь, обладающие идеалистическим мировоззрением, сразу скажут, что невозможно изменить человеческое общество, не изменив самого человека, хочешь что-то изменить — начни с себя. А природа человека, с их точки зрения, не является изменчивой и именно она порождает конкуренцию между людьми за место под солнцем, являющуюся, в свою очередь, причиной различных бед: безработицы, войны, голода, разделения общества на супер бедных и супер богатых и так далее, и так далее.

А зная, что природа устроена таким образом, всё, что мы можем — это только использовать природу на благо общества, задавая конкуренции между людьми некие цивилизованные рамки, благодаря которым люди смогут конкурировать друг с другом, не тормозя общественный прогресс.

Основываясь на подобном отношении к человеческой природе, строится современная экономическая и общественная модель. Таким образом заявляется, что во всех бедах человечества виновата не неправильная модель общественного устройства, а сама неизменная природа человека.

К счастью, современная наука в области изучения живой природы, биология, зоология, этология, существенно продвинулись за последние несколько веков, и сейчас есть все научные основания для того, чтобы утверждать, что подобное понимание человеческой природы в корне неверно. И зачастую подобные рассуждения есть не более, чем способ оправдать несправедливое общественное устройство, и, в частности, собственное положение при нём.

Безусловно, научное доказательство своей позиции по всякому вопросу очень важно, но применять его имеет смысл только после того, как ты простым и понятным языком с красочными примерами и незамысловатыми сравнениями попытался убедить собеседника в своей правоте. Именно так мы и будем поступать всякий раз в этой книге. Сначала я буду вести с вами диалог на простом литературном языке, приводить примеры и сравнения, а если вы посчитаете это недостаточным, или вам просто будет интересно научное обоснование, вы сможете ознакомиться и с ним. Если же мои слова были достаточно убедительными, вы можете его просто пропустить.

Так вот, ничто не ново под луной, утверждение о том, что человек является по сути общественным или социальным животным, принадлежит ещё Аристотелю.

“Человек по своей природе есть общественное животное”

Есть даже древнегреческое словосочетание для этого тезиса гооп politikon — общественное животное.

Аристотель, не имея современных научных познаний, пришел к этому выводу в IV веке до нашей эры. Конечно, не всякое утверждение древнегреческих философов было верным, но были, безусловно, и такие, которые опередили своё время на многие сотни лет, как это было с атомической теорией Демокрита (он утверждал, что вся материя состоит из маленьких частиц, атомов). И это утверждение Аристотеля было одним из таких утверждений, опередивших время, которые опытным путём сейчас доказаны.

Видимо, что уже во времена Аристотеля были известны такие случаи, когда человек вырастал вне человеческого общества. Например, когда мать бросает своего ребёнка, так как не может его вырастить, но ребёнок не погибает, а вырастает в условиях дикой природы. В наше время известны такие случаи, когда ребёнок не просто вырастает в дикой природе, но и взращивается другими, иногда социальными видами животных, например, волками.

Как известно, в таких случаях человек не обладает речью, сознанием, а в случае, если его взращиванием занимался другой вид животных, человек полностью интерпретирует себя с этим видом. Если он вырос в волчьей стае, он будет осознавать себя волком, членом этой стаи, будет принимать непосредственное участие в жизни этой стаи, ходить со стаей на охоту, состязаться с другими волками за право быть альфа-особью и так далее. Также и волки будут воспринимать его, как своего, пусть и внешне отличающегося от остальных. На эту тему также ставились любопытные научные эксперименты, когда уже взрослые люди, обладающие речью и сознанием, целенаправленно внедрялись в жизнь волчьей стаи. Такие эксперименты первыми начали ставить зоологи в СССР, сейчас у всех на слуху опыт Ясона Бадридзе, информацию на эту тему несложно найти в сети.

Главное, что мы сами можем вынести из этих примеров, это то, что вне человеческого общества человек не является личностью, не обладает речью, сознанием. Человек в таком случае не становится человеком разумным, не homo sapiens, а просто homo. И еще, что человек, выращенный в нечеловеческом социуме, будет воспринимать себя как типичного представителя этого социума, если он вырос в стае волков, он будет считать себя волком, а не человеком.

Об этом говорит и сам Аристотель: “Человек может состояться как личность только в человеческом обществе. Вне его формирование личности человека невозможно.”

Опыт с интерпретацией, как человека в ином социуме, так и животного в социуме человеческом, ясно указывает нам на то, что, в зависимости от того, в каких условиях выросла особь, представителем того вида и того социума она и будет себя воспринимать. Например, многие выросшие в неволе животные, которые не контактировали с себе подобными, а имели контакт только с людьми, воспринимают людей, как себе подобных, в частности, это проявляется в том, что животные пытаются вступить с человеком в половую связь, тут примеров ещё больше, начиная от собак, которые пытаются совокупиться с ногой своих хозяев, заканчивая попугаями.

Таким образом, доподлинно известно, что влияние общества на человека гораздо более значимо, чем влияние человека на общество. В принципе, это положение вещей уже даёт нам базу для отрицания того, что во всём виновата неизменная человеческая природа, которая, как показывает практика, очень даже изменчива. Но не будем останавливаться на этом и постараемся в большей степени понять собственную природу.

Вы никогда не задумывались над тем, КАК вы думаете? Так вот, мы все думаем на нашем родном языке, то есть мы используем абстрактную, созданную человеком систему взаимодействия друг с другом для собственного разумного мышления. Именно этим общество важно для формирования человека как личности, тем, что общество учит нас вербальному языку. А если говорить научно, второй сигнальной системе.

Без языка у человека есть только первая сигнальная система, реакционная, основанная на инстинктах и выученных поведенческих особенностях его вида, как и у других животных. Язык появляется у человека тогда, когда ему становится необходимо обозначать те вещи, которых не существует в условиях дикой природы, на которые не достаточно иметь лишь инстинктивную реакцию, те вещи, которые были созданы уже самим человеком, будь то орудия труда до неолита, или более сложные категории в будущем.

Логично, что по мере развития человеческого общества, качественные изменения происходят и в языке, от языка символов (иероглифов), мы переходим к языку букв, слов и предложений. А по мере развития языка расширяется и мыслительная база для самого человека.

Обучение человека, как процесс, всегда происходит на основе того языка, которым человек владеет, и по мере обучения для человека расширяется тот набор терминов и определений, которыми он владеет и которыми он в будущем мыслит. Если быть предельно материалистичным, обучение человека есть формирование устойчивых нейронных связей в мозгу, и эти нейронные связи формируются на базе и основе языка, второй сигнальной системы. А весь последующий жизненный опыт человек осмысляет через уже устоявшиеся термины и формулировки, через сложившуюся вторую сигнальную систему.

Поэтому мировоззрение человека, его ценности и традиции, научные взгляды и религиозные верования на 99% являются продуктом общественных отношений, будь то воспитание родителей, обучение в школе, университете, как и дальнейший жизненный опыт, который человек усвоил исключительно сквозь призму уже сложившегося языка, знаний и багажа эрудиции.

Чтобы окончательно закрыть эту тему, необходимо опровергнуть ещё один устоявшийся в нашем обществе миф о том, что, дескать, существуют некие «вечные» ценности, которые были свойственны разумному человеку если не с начала времён, то, по крайней мере, последние пару тысяч лет. Под такими ценностями чаще всего понимают “справедливость, любовь, совесть”, к ним часто причисляют религиозные заповеди. Это дополняется также утверждением, что в человеке изначально заложены понятия о добре и зле.

В этом вопросе я снова предложу уважаемому читателю обратиться к дикой природе. Скажите, есть ли в природе понятия о добре и зле? Когда кошка поймала и съела мышку, это добро или зло, и для кого? Кто-то скажет что это зло, потому что кошка совершила убийство, но ведь если бы она его не совершила, она умерла бы с голоду. В природе есть только один критерий, это выживаемость биологического вида. То, что способствует выживаемости этого биологического вида, условно хорошо, то, что напротив, соответственно плохо.

Более того, сами понятия «мораль», «традиция», ценность введены в рамках человеческого общества и не существуют вне его. Вне рамок общества человек не будет думать о том нравственны его поступки или нет, потому что сами эти поступки являются нравственными или, напротив, безнравственными по отношению к другим людям, к обществу, и к общепринятым в этом обществе нормам морали.

Как ни странно, но в обществе понятие морали так же, как и в дикой природе, находится в подчиненном положении по отношению к факту существования и развития самого общества и продолжения человеческого вида. Быстрее всех прочих поступков безнравственным во многих обществах стал каннибализм, так как он очевидно ни в коей мере не способствует сохранению устойчивого общества и продолжению человеческого вида. Вслед за ним отправились и человеческие жертвоприношения.

В древнем мире достаточно продолжительное время вполне естественным явлением был инцест, половые сношения с родственниками, например, в Древнем Египте. Однако, после того, как опытным путём было установлено, что в ходе инцеста значительно чаще рождаются уроды, на него начали накладываться табу, инцест объявлялся аморальным.

Позже научным путём было установлено, что увеличение количества уродов и больных при инцесте связано с тем, что если у одного человека есть пассивный паталогический ген, у его родственника скорее всего есть такой же пассивный паталогический ген, а при близкородственном спаривании у ребёнка такие пассивные паталогические гены становятся активными, что и приводит к уродству и болезням. В то время как в случае, если у человека есть пассивный паталогический ген и он сходится с человеком у которого такого гена нет, ген остаётся в пассивном состоянии и не вызывает уродств и болезней.

Это примеры того, как появляются новые ценности и моральные установки, которые ранее были не свойственны человеческому обществу, появляются они, разумеется, по мере общественного развития. С другой стороны, некоторые старые моральные ценности и традиции отживают, а другие проходят определённую ревизию, в первую очередь это касается вопросов отношения полов, права женщины в патриархальном обществе, проституции.

Так, официальная женская проституция была совершенно нормальным с точки зрения общества явлением (и остаётся им в ряде стране), например, в России она была узаконена вплоть до момента распада Российской Империи, и только в СССР это занятие было признано аморальным и незаконным. В Голландии проституция узаконена и на настоящий момент.

Ещё хуже дело обстоит с положением женщины в обществе, например, право голоса на выборах женщина в России впервые получила в 1906 году в рамках отдельного Великого княжества Финляндского и опять таки, только с образованием СССР все женщины в России получают право голоса. Во многих других странах это происходит ещё позже, во многих уголках Земли до сих сохраняется строго патриархальное общество, в рамках которого женщина есть лишь дополнение к мужчине и не обладает в отрыве от него какими-либо политическими и иными правами и свободами. И в этих обществах это считается нормальным и естественным.

Чаще всего, надо сказать, такие нормы заменяются другими не по причине того, что люди стали гораздо более нравственными, образованными, этичными и высокоморальными, а потому что изменились общественные условия, в частности, условия разделения труда. В большинстве обществ женщина рассматривалась как хозяйка по дому, которая следит за очагом и взращивает детей. И это занятие на протяжении многих веков отнимало у женщины всё её время. Как только быт женщины начинал претерпевать коренные изменения, в обиходе появлялась бытовая техника, электричество, бытовая химия, которые значительно экономили время и трудозатраты женщины, у неё появилось свободное время для того, чтобы стать полноценной участницей жизни общества, устроиться на работу, а вместе с тем получить все причитающиеся ей права.

Заметьте, это само общество меняет людей и то, что люди воспринимают как норму (или, напротив, как нечто аморальное и неестественное), а не наоборот. Те моральные и этические ценности, которые на данный момент, а также в ближайшем будущем, являются актуальными, принято считать прогрессивными, а те ценности, которые уже утратили своё значение и скорее тормозят общественный прогресс, считаются реакционными.

Важно также отметить, что в рамках одного общества ценности могут значительно различаться для разных групп людей. Например, люди глубоко религиозные зачастую будут пытаться сохранять моральные ценности и традиции, даже в том случае, если такие ценности уже очевидно мешают общественному прогрессу и противоречат объективным интересам этих людей. И напротив, люди атеистичные будут всякий раз ставить традиционные ценности под сомнение, иногда даже забегая вперёд и объявляя ещё прогрессивные ценности реакционными.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что не существует той или иной природы человека, которая занимает предопределяющее положение в деле формирования его личности, характера, сознания. Личность человека, его система взглядов, его мировоззрение, принимаемые им понятия о этической и нравственной норме всецело определяются тем обществом, в котором он живёт. При этом наше общество неустанно развивается, и вместе с его развитием изменяются системы взглядов, религиозная, теологическая картина мира уступает своё место детерминированной научной картине мира, с развитием общества изменяются нравственно-этические нормы и понятия морали, которые, тем не менее, продолжают служить делу развития общества и сохранения человеческого вида.

В следующей части рассмотрим этот вопрос с научных позиций.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...