Т 34 в боевых операциях вермахта. Советские танки на службе в Вермахте! (фото)

Немецкие танкисты, с триумфом прошедшие до 1941 года по многим европейским странам, считали свои боевые машины лучшими в мире. До тех пор пока не столкнулись с советским Т-34 – лучшим средним танком Второй мировой войны.

Главные преимущества

Для 1941 года «тридцатьчетверка» была одним из самых передовых танков мира. Одним из главных ее преимуществ было длинноствольное 76-миллиметровое орудие.

Кроме того, Т-34 обладал широкими гусеницами и отличной маневренностью и проходимостью. Плюсов в копилку танка добавляли дизельный двигатель на 500 лошадиных сил и броня, выполненная рациональными углами наклона.

Лучший в мире

Ударной силой рвущейся к Москве группы армий «Центр» были танковые подразделения генерал-полковника Гейнца Гудериана. Впервые они столкнулись с «тридцатьчетверками» 2 июля. Как вспоминал впоследствии военачальник, пушки немецких танков были слишком слабы против советских машин.

Позже танки Гудериана познали на себе всю мощь Т-34 во время битвы за Москву. Оснащенная «тридцатьчетверками» Четвертая танковая бригада заставила, по воспоминаниям немецкого генерала, пережить «несколько отвратительных часов» Четвертую танковую дивизию Вермахта. От полного разгрома немцев спасала лишь 88-миллиметровая пушка, способная пробивать броню «тридцатьчетверки».

Фельдмаршар Эвальд фон Клейст, командовавший Первой танковой группой на южном направлении отозвался о советской машине более откровенно: «Самый лучший танк в мире!».

Полное изумление

Немецкие танкисты вспоминали, что их машины могли с успехом воевать против Т-34 лишь «в особо благоприятных условиях». К примеру, средний танк PzKpfw IV со своим короткоствольным 75-миллиметровым орудием мог уничтожить «тридцатьчетверку» лишь с тыла, при этом снаряд должен был попасть через жалюзи точно в мотор. Для этого танкист должен был обладать значительным опытом и сноровкой, поэтому пускать в бой недостаточного опытного командира было чревато.

Не скупился на комплименты советской машине и известный танкист Вермахта Отто Кариус. «Впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным», – так описывал военнослужащий в своих воспоминаниях первые впечатления от боя с «тридцатьчетверкой».

Он соглашался с тем, что единственным эффективным оружием против Т-34 была 88-миллиметровая пушка. Однако подчеркивал, что на первом этапе войны основным противотанковым средством Вермахта было орудие калибром 37 миллиметров. В лучшем случае оно могло заклинить башню Т-34, сокрушался танкист.

С двух километров

Хвалил советскую машину и генерал-лейтенант Эрих Шнейдер. По его словам, среди танкистов Вермахта «тридцатьчетверка» произвела «настоящую сенсацию». Шнейдер отмечал, что снаряды 76-миллиметровой пушки Т-34 были способны пробивать защиту немецких танков с расстояния до двухсот метров.

Бронемашины Вермахта могли поражать советские танки с расстояния не более полукилометра. При этом обязательным условием было попадание в кормовую или бортовую части «тридцатьчетверки».

Не в пользу немецких танков были и защитные характеристики. Шнейдер подчеркивал, что толщина брони на лобовой части у машин Вермахта составляла 40 миллиметров, а по бортам – всего 14.

Т-34 был защищен гораздо основательнее: 70-миллиметровая броня на лобовой части и 45 миллиметров по бортам. Добавить к этому тот факт, что сильный наклон броневых плит снижал эффективность попадания снарядов.

Танки грязи не боятся

Для немцев Т-34 служил эталоном проходимости, отмечал в своих боевых записках генерал-полковник Эрхард Раус. Военачальник признавал: советская машина обладает лучшей проходимостью по пересеченной местности и способна на «трюки, поражающие воображение».

Преимущества в маневренности и проходимости «тридцатьчетверки» признавались и в выпущенной в мае 1942 года «Инструкции для всех частей Восточного фронта по борьбе с русским Т-34».

Под немецкое крыло

О высокой оценке командованием Вермахта боевых качеств Т-34 говорит тот факт, что немцы использовали захваченные машины в своих боевых частях. В основном «тридцатьчетверки» попадали к Вермахту в 1941 году – в первые неудачные для Красной армии месяцы войны. Однако активно использовать захваченные Т-34 Вермахт начал лишь зимой 1943 года, когда стратегическая инициатива на Восточном фронте начала переходить к СССР.

Изначально использовавшие трофейные советские машины подразделения германской армии сталкивались с проблемой обстрела «тридцатьчетверок» собственными артиллеристами. Дело в том, что наводчики во время боя руководствовались силуэтом машины, а не опознавательными знаками.

Чтобы не допустить таких случаев в дальнейшем на башню, корпус или люк (для Люфтваффе) «тридцатьчетверки» стали наносить огромную свастику. Другой способ избежать «дружественного огня» – использование Т-34 совместно с пехотными подразделениями Вермахта.

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

В 1941-1943 годах германская армия захватила значительное количество Т-34/76. Согласно принятой в Вермахте нумерации трофейной техники тридцатьчетверка получила обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r). Модификации разных годов в немецкой официальной документации несли следующие обозначения: A (1940 г.), B (1941 г.), C (1942 г.), D / E / F (1943 г.). T-34(r) Ausf D (фактически Т-34 обр. 42 г.) получил прозвище "Микки-Маус" , два круглых посадочных люках в башне в открытом состоянии вызывали такую ассоциацию.

Летом 1941-го года первые трофейные Т-34(r) поступили в 1-ую, 8-ую и 11-ую танковые дивизии. Но в тд не решились использовать их в первой линии - наводчики орудий руководствовались прежде всего силуэтом танка, а не опознавательными знаками, что могло привести к обстрелу Т-34(r) своей же артиллерией или танками.
В дальнейшем, чтобы избежать подобных случаев, на борта и крышку моторного отсека корпуса, стенки и крышу башни наносились крупные опознавательные знаки или свастика. Также частой практикой было использование Т-34(r) в боевых порядках пехотных подразделений, что исключало риск обстрела танка собственной артиллерией.

В общей сложности около 300 Т-34/76 использовалось в Вермахте и войсках СС, как в боевых, так и в оккупационных частях. Можно назвать: 1-ый танковый полк 1-ой танковой дивизии (на 15 октября 1941 года - 6 Т-34), 2-ую тд, 33-ий тп 9-ой тд, 7-ой тп 10-ой тд, 11-ую тд, 21-ый тп 20-ой тд, 23-ую тд.
Сформированный в мае 1942 года Pz.Abt.zBV.66, предназначавшийся для вторжения на Мальту, в состав 2-ой роты получил трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34. После расформирования батальона Т-34 были переданы в 1-ую лыжную егерскую дивизию (1 Ski Jager Division), сражавшуюся в составе Группы армий Центр.
Элитные танковые войска Рейха также не брезговали трофейными тридцатьчетверками. Танковый полк тд Великая Германия (Grobdeutschland) использовал T-34(r) вплоть до 1945 года.
После боев за Харьков весной 1943 года (Контрнаступление Манштейна под Харьковом) 2-ым танковым корпусом СС было захвачено около 50 Т-34 обр. 41-42 гг. 25 танков получила 2-ая тд СС Рейх (2 SS Panzer Division das Reich), 22 - 3-я тд СС Мертвая голова (3 SS Panzer Division Totenkopf).
Летом 1943 года T-34(r) использовались в основном в подразделениях истребителей танков. В 3-ем танкоистребительном батальоне тд СС Рейх (3 Panzer Jager Abteilung) - 25 танков. Согласно отчету на 4-е июля в тд СС Рейх числилось 18 исправных T-34(r) и 9 - в ремонте, в тд СС Мертвая голова (Totenkopf) - 22-е машины.
В период Курской дуги, помимо войск СС, в 11-ом тп 6-ой тд числилось на 10 июля 4 Т-34(r), несколько танков в 128-ом танкоистребительном батальоне (128 Pz.Jg.Abt) 23-ей тд. В общей сложности по отчету ОКХ в июле 1943 года в Группе армий Центр использовалось 22-а Т-34(r), в ГрА Юг - 28.
В 23-ей танковой дивизии трофейные тридцатьчетверки использовались до конца войны, в Словакии и Восточной Пруссии, летом 1943 года несколько T-34(r) имели итальянские экипажи, в сентябре 1943 года 24 танка в составе бригады Мечислава Каминского использовались на территории Белоруссии для борьбы с партизанами. В конце 1943 года рота Т-34/76 вошла в состав РОА генерала Власова.

Некоторое количество тридцатьчетверок со значительно поврежденной ходовой частью или трансмиссией было установлено на платформах бронепоездов в качестве артиллерийских установок, например на поездах Михаэль (Michael) и Блюхер (Blucher). Часть танков со снятыми башнями использовались как артиллерийские тягачи, перевозчики аммуниции и боеприпасов или БРЭМы.
В сражениях 1944-45 годов германской армией было взято небольшое количество Т-34/85. В ходе ожесточенных боев под Варшавой 5-ой тд СС Викинг (5 SS Panzer Division Wiking) удалось захватить несколько танков и использовать их против Красной Армии. 252-ая пехотная дивизия во время боев в Восточной Пруссии захватила один Т-34/85 и взяла его на вооружение.
Весной 1945 года 5-ая гвардейская танковая бригада (18-ая армия, территория Чехословакии) отбила у немцев Т-34/85. На тот момент бригада имела на вооружении средние танки Т-34/76 обр. 43 года, легкие Т-70 и трофейные венгерские Толди. "Дважды трофей" стал первой тридцатьчетверкой с 85-мм орудием в бригаде.
Официально на декабрь 1944 года в боевых частях Вермахта использовалось 39 T-34(r), из них 29 - в 1-ой лыжной егерской дивизии (представил Т-34 на лыжах ) , на январь 1945 - 49 T-34(r) и T-34(r)/85.

С конца 1941 года захваченные T-34 направлялись на завод в Риге для ремонта и модернизации. С 1943 года к обслуживанию T-34(r) были подключены заводы в Мариенфилде (Marienfeld, фирма Мерседес-Бенц) и Герлице (Görlitz, фирма Вомаг). Заводы устанавливали на Т-34/76 командирскую башенку с распашными створками люка (с Pz.Kpfw.III) и немецкое радиооборудование.
После повторного захвата Харькова в 1943 г, Харьковский тракторный завод поступил в распоряжение ремонтного подразделения Panzer-Werkstaff SS и ремонтировал трофейные тридцатьчетверки и КВ вплоть до вступления в город русских в августе 1943 года.

В 1941 году T-34(r) использовались в родной темно-зеленой окраске и получали только немецкие опознавательные знаки увеличенного размера. Позднее танки стали перекрашивать в стандартный темно-серый цвет Panzer Gray, а с 1943 года - в грязно-желтый Dunkel Gelb. Тридцатьчетверки, использовавшиеся для охраны аэродромов, окрашивались в стандартный Luftwaffe Gray. Зимой на T-34(r) наносилась белая клеевая краска.

Военнослужащие 249-й «эстонской» дивизии рядом с немецкой САУ на базе советского танка Т-26, подбитой в ночном бою под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель) (Эстония). В центре стоит Хейно Миккин (Heino Mikkin).
Немецкая САУ на снимке сделана немцами на базе трофейного советского легкого танка Т-26, на которую установлена опять же трофейная французская 75-мм дивизионная пушка образца 1897 года фирмы «Шнайдер» Canon de 75 modèle 1897, превращенная немцами в противотанковую (ствол с затвором дополнен дульным тормозом и установлен на лафет от немецкой 50-мм пушки PaK 38 (оригинальный лафет был устаревшим и непригодным для использования), в итоге пушка получила название PaK 97/98(f). Официальное название получившейся машины - 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r).

Уничтоженный немецкий танк «Сомуа» S 35 (Somua S35, Char 1935 S), повёрнутый к нам правым бортом. 400 таких танков достались Германии в качестве трофея после разгрома Франции в 1940 году. Танк уничтожен советскимим партизанами в 1943 году в Ленинградской области.

Бывший польский танк 7TP, захваченный немцами в 1939 году. Использовался вермахтом для своих нужд, затем был отправлен во Францию, где и был захвачен американскими войсками в 1944 году.


Захваченные немцами советские танки Т-34-76 поставлены ими в строй. Интересно, что немцы модернизировали танки: установили командирские башенки от Pz.III, улучшив обзорность (один из недостатков оригинального Т-34), снабдили пушки пламегасителем, добавили на борт ящик, установили фары слева. Кроме того, у танков и пулеметы похоже немецкие.

Танк КВ-2 из состава Pz.Abt.zBV-66 в Нойруппине (Neuruppin). В результате немецкой модификации получил командирскую башенку, укладку для дополнительных боеприпасов на корме машины, фару Notek и еще ряд мелких изменений.





На этой фотографии тот же КВ-2 и Т-34.

Немецкие саперы разминируют дорогу перед трофейным советским танком Т-34. Осень 1941 года.

Очень известная машина. Модернизированный трофейный советский танк КВ-1 из состава 204-го танкового полка 22-й танковой дивизии вермахта. Немцы установили на нем вместо 76,2-мм пушки немецкую 75-мм пушку KwK 40 L/48, а также командирскую башенку.

Трофейный советский легкий танк Т-26 образца 1939 года на службе вермахта.

Трофейный КВ-2

Трофейный французский танк S35 из состава 22-ой танковой дивизии в Крыму. Все французские танки относились в этой дивизии к 204-му танковому полку (Pz.Rgt.204) .

Подбитые трофейные советские танки Т-34 выпуска 1941 года из состава неустановленной танковой части вермахта.

Трофейный советский танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова» носивший имя «Mistbiene».

Тот же танк захваченный советскими войсками в демянском котле.

Редчайшая фотография. Трофейный английский танк М3 «Стюарт» («Stuart»), подбитый в бою в ночь с 8 на 9 октября 1944 г. под Техумарди, на острове Сааремаа (Эзель) (Эстония). Одно из жесточайших сражений на Сааремаа. В ночном бою столкнулись 2-й батальон немецкого 67-го Потсдамского гренадерского полка (360 человек) и отряды 307-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона и 1-го батальона 917-го полка советской 249-й «эстонской» дивизии (всего 670 человек). Потери сторон составили по 200 человек.

Немецкие военнопленные на пути к железнодорожной станции для отправки в лагерь проходят мимо трофейного советского легкого танка Т-70 с опознавательными знаками вермахта. В первой шеренге колонны пленных видны два высокопоставленных офицера. Окрестности Киева.

Немецкий танкист наносит немецкие опознавательные знаки на башню захваченного советского танка Т-34-76. На борту башни, в центре креста, хорошо заметна заплата, закрывающая, скорее всего, пробоину в броне. Танк со штампованной башней завода УЗТМ.

Жители Белграда и бойцы НОАЮ осматривают подбитый немецкий танк французского производства Hotchkiss H35. Улица Карагеоргиевича.

Немецкий сборный пункт неисправной бронетехники в районе Кенигсберга. 3-й Белорусский фронт. На снимке, слева направо: трофейный советский танк Т-34/85, легкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства, трофейная советская САУ СУ-76, правее частично виден еще один танк Т-34. На переднем плане - части разрушенной башни трофейного советского танка Т-34/85.

Однако это число никогда не было большим. Так летом-осенью 1941-го года в рядах германской армии находилось всего лишь около 100 советских танков. Это был пёстрый парк из техники, которую удалось собрать после разгрома первых эшелонов советской армии. Заметно, что цифра очень скромная на фоне потенциального числа трофеев, которые могли бы достаться немцам. Подобное продолжалось и в дальнейшем - германские войска не стремились использовать советскую технику по причинам сложностей в эксплуатации из-за отсутствия запасных частей, да и Красная Армия уже не теряла танки в таких количествах как в 1941-м. Тем не менее имеющиеся у немцев образцы советской техники всё таки представляют определённый интерес для многих любителей истории и военной техники, поэтому посмотрим на некоторые виды боевых машин, которые использовались немцами более менее активно, если это слово вообще применимо для армии, практически не обращавшей внимания на трофейную бронетехнику.

Трофейный советский тяжелый танк КВ-2 на службе в вермахте.

Танк оснащен немецкой командирской башенкой, на корме установлены стеллажи для укладки пеналов с запасом снарядов. Машина использовалась в составе 66-го немецкого танкового батальона особого назначения (Pz.Abt.zBV.66) и предназначалась для вторжения на Мальту.


Трофейный советский тяжелый танк КВ-2 на службе в вермахте. Данная машина выпуска мая-июня 1941 года.

Изначально танк (зав. № Б-4673) принадлежал Ленинградским Краснознаменным бронетанковым курсам усовершенствования командного состава РККА (ЛКБТКУКС) и был доставлен в Ленинград на ремонт. В ходе ремонта были приварены броневые экраны для защиты погона башни и броневая полоса для защиты люка в отделении управления. На надгусеничных полках установлены дополнительные баки для ГСМ.

После ремонта данный танк попал в 1-ю танковую дивизию Ленинградского фронта и был захвачен частями 269-й пехотной дивизии в середине сентября 1941 года у деревни Тайцы Ленинградской области, после чего восстановлен немцами и некоторое время использовался в составе Pz.Kw.Zug 269 из 269-й пехотной дивизии группы армий «Север». Недавно обломки машины были обнаружены в районе Погостья. Машина застряла в болоте в феврале 1942 года и была взорвана.


Гренадеры батальона СС «Нарва» на броне трофейного танка Т-34.


Советский легкий танк Т-60, захваченный у города Холм.

Трофейные советские САУ СУ-85 из состава 23-й танковой дивизии вермахта.


Трофейный советский танк КВ-2, который использовался немцами во время обороны Эссена, города на западе Германии, и был повторно захвачен — на этот раз американцами.


Трофейный советский легкий танк Т-70 со снятой башней, используемый немецкими войсками в качестве тягача захваченной 76,2-мм дивизионной пушки ЗиС-3.


Трофейный советский танк БТ-7 на улице советского города. На снимке танк БТ-7 образца 1937 года. Трофейные танки БТ-7, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen BT 742(r).


Немецкий офицер и солдат стоят рядом с трофейным советским танком Т-26. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).

Три трофейных советских танка БТ-7, стоящие в поле. На переднем плане танк БТ-7 образца 1937 года с зенитной турелью П-40, второй танк БТ-7 образца 1937 года (линейный танк), дальний танк БТ-7 образца 1935 года с поручневой антенной на башне (командирский танк).

Советские трофейные танки часто использовались для подготовки немецких танковых экипажей. Трофейные танки БТ-7, принятые на вооружение вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen BT 742(r).

Трофейный советский танк Т-26 следует мимо строя немецких солдат в захваченной советской деревне. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).


Немецкий ремонтник занимается обслуживанием аккумулятора трофейного советского танка Т-26 в ремонтной мастерской. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).


Трофейный советский танк Т-26 на обеспечении охраны тылового парка одного из пехотных подразделений вермахта. По характерным признакам машина образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс Panzerkampfwagen Т-26С 740(r).


Трофейный советский танк Т-26 вытаскивает из грязи немецкий грузовик Mercedes-Benz L 3000. По характерным признакам танк образца 1939 года (подбашенная коробка с наклонными станками, коническая башня с штампованной маской пушки, командирский перископ ПТК). Трофейные танки Т-26 образца 1939 года, принятые на вооружение Вермахта, получили индекс PanzerkampfwagenТ-26С 740(r).

Немцы едут на захваченном советском танке КВ-1.


Немецкий танкист наносит немецкие опознавательные знаки на башню захваченного советского танка Т-34-76. На борту башни, в центре креста, хорошо заметна заплата, закрывающая, скорее всего, пробоину в броне.


Трофейный советский танк Т-26 дивизии СС «Мертвая голова» носивший имя «Mistbiene»


Трофейные советские танки Т-34 выпуска 1941 года из состава неустановленной танковой части вермахта.

На машины нанесены опознавательные и тактические знаки. Судя по состоянию танков, очевидно, что они выведены из эксплуатации.


Трофейные советские танки Т-34 и КВ-2 из 66-го немецкого танкового батальона особого назначения (PzAbt. z.b.V. 66) в Нойруппине (Neuruppin), Германия. На машины установлены радиостанции, светомаскировочные фары «Нотек» (Notek) и нанесены опознавательные знаки.


Трофейный советский танк КВ-2 в вермахте.


Модернизированый трофейный советский танк КВ-1 из состава 204-го танкового полка 22-й танковой дивизии вермахта. Немцы установили на нем вместо 76,2-мм пушки немецкую 75-мм пушку KwK 40 L/48, а таже командирскую башенку.


Трофейные советские танки КВ-1Э (экранированные) из состава 8-й танковой дивизии вермахта. На танки установлены радиостанции и нанесены немецкие опознавательные знаки, на лобовом листе первой машины видна тактическая эмблема дивизии.

КВ-1 на переднем плане, выпуска июня 1941 года, был получен 6-м танковым полком советской 3-й танковой дивизии вечером 3 июля 1941 года. Вероятнее всего, был разгружен на станции Карамышево недалеко от Пскова. Танк прибыл с заводским экипажем и двумя боекомплектами. Экипаж был усилен комсоставом полка и утром 5 июля 1941 года пошел в бой. Танк атаковал примостный плацдарм немецкой 1-й танковой дивизии в Острове. Был подбит у моста черех речушку Вязовня в деревне Карпово, у северной окраины Острова на выходе из боя.


Советский танк КВ-1, захваченный немцами и использовавшийся в 8-й танковой дивизии вермахта в качестве учебного. На машину установлена радиостанция и нанесены опознавательные и тактические знаки.


Трофейный танк Т-34-76 в вермахте. Зима 1941—1942 г. Хорошо видна характерная немецкая модификация — командирская башенка, а также ящик на борту.

Трофейный Т-34 на лесной дороге под Москвой. Поздняя осень 1941 года.


Немецкие саперы разминируют дорогу перед трофейным советским танком Т-34. Осень 1941 года.


Танк КВ-2 из состава Pz.Abt.zBV-66. В результате немецкой модификации получил командирскую башенку, укладку для дополнительных боеприпасов на корме машины, фару Notek и еще ряд мелких изменений.


Трофейный советский легкий танк Т-26 на службе вермахта.


Захваченные немцами советские танки Т-34-76 поставлены ими в строй. Интересно, что немцы модернизировали танки: установили командирские башенки от Pz.III, улучшив обзорность (один из недостатков оригинального Т-34), снабдили пушки пламегасителем, добавили на борт ящик, установили фары слева. Кроме того, у второй и третьей машин неродные крылья.

Самые крупные трофеи немцам достались в ходе операции «Барбаросса». Достаточно сказать, что к 22 августа 1941 года они подбили и захватили 14 079 советских танков. Однако попытки использовать столь богатые трофеи с самого начала были сопряжены с большими трудностями. Значительная часть советских танков была настолько разбита в бою, что годилась разве что на металлолом. У большинства же танков, не имевших видимых внешних повреждений, при осмотре обнаруживались поломки агрегатов двигателя, трансмиссии или ходовой части, устранить которые оказалось невозможно из-за отсутствия запасных частей.

Первые советские танки Т-26, захваченные в качестве трофеев, начали использоваться Вермахтом уже летом 1941 года. На фото вверху - танк Т-26 обр.1939 г. вытаскивает завязший в грязи 3-тонный грузовик «Мерседес-Бенц»

Такой же танк охраняет тыловой парк одной из пехотных частей Вермахта

Главной же причиной слабого интереса немцев к трофейной советской бронетехнике были высокие потери Германии в собственных боевых машинах и связанная с этим колоссальная загруженность ремонтно-эвакуационных и восстановительных служб. Заниматься трофейными танками было просто некогда. В результате к октябрю 1941 года в немецких войсках находилось всего около 100 советских танков различных типов. Остальная, брошенная на поле боя советская бронетехника, простояв под открытым небом зиму 1941/42 года, восстановлению уже не подлежала. В этот период Вермахт получил с ремонтных предприятий лишь несколько Т-26 (Pz.740(r), БТ-7 (Pz.742(r) и Т-60. Большинство же машин, в первую очередь, Т-34 (Pz.747(r) и KB (Pz.753(r), использовавшихся фронтовыми частями, были захвачены в полностью исправном состоянии, сразу вводились в строй и эксплуатировались до тех пор, пока не были подбиты или не выходили из строя по техническим причинам.

Лишь с середины 1942 года на вооружение частей, оснащенных трофейными советскими танками, стали поступать машины с германских ремонтных предприятий. Основным из них, специализировавшимся на нашей технике, был ремзавод в Риге. Кроме того, с 1943 года отдельные Т-34 восстанавливались на заводах фирмы Daimber-Benz в Берлине и фирмы Wumag в Герлитце.

Танки Т-26 в немецкой полевой мастерской. На переднем плане - Т-26 обр.1933г. с красной звездой и надписью «Захвачен 15-м пехотным полком». На втором плане - Т-26 обр. 1939 г. с крестом, названием Tiger II и тактическим значком 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова»



Трофейный советский танк Т-26 обр. 1939 г., используемый для отработки учебно-боевых задач по взаимодействию с пехотой, в одной из частей Вермахта

После вторичного захвата немцами Харькова весной 1943 года в цехах Харьковского тракторного завода дивизией СС «Рейх» была создана ремонтная мастерская, в которой прошли восстановление несколько десятков танков Т-34. Для частей СС вообще являлось характерным более активное использование трофейных советских танков. При этом в ряде случаев они состояли на вооружении танковых подразделений совместно с немецкими танками. В дивизии «Рейх» сформировали отдельный батальон, на вооружении которого числилось 25 танков Т-34. Некоторая их часть оборудовалась немецкими командирскими башенками.

Танк БТ-7 обр. 1935 г. в Вермахте. 1943 (или 1944) год. Боевая машина выкрашена в желтый цвет

Красноармеец осматривает вкопанный в землю танк БТ-7 обр.1937 г., использовавшийся немцами в качестве неподвижной огневой точки. 1943 год

Трофейный танк Т-34 из состава 98-й пехотной дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Танки Т-34 из состава 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». 1942 год

Отдельные танки Т-34 без башен использовались немцами в качестве эвакуационных тягачей.

Что же касается тяжелых танков KB, то, судя по имеющимся данным, в немецких частях число их было невелико и вряд ли превышало 50 единиц. В основном это были танки КВ-1 Челябинского производства с пушками ЗИС-5. Однако есть сведения и об использовании в Вермахте некоторого количества, видимо, очень небольшого, танков КВ-2.

Вместо большого люка на крыше башни этого танка Т-34 установлена командирская башенка, заимствованная у танка Pz.lll

Немецкие командирские башенки устанавливались и на некоторых трофейных Т-34 более поздних модификаций - с так называемой улучшенной башней

Трофейный танк Т-34, переделанный немцами в зенитную самоходную установку с 20-мм счетверенной автоматической пушкой. 1944 год

Судя по фотографиям, на некоторых KB, для улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки от немецких танков Pz.III и Pz.IV. Наиболее же творчески к этому вопросу подошли в 22-й немецкой танковой дивизии. Захваченный этим соединением в конце лета 1943 года танк КВ-1 оборудовали не только командирской башенкой, но и перевооружили немецкой 75-мм длинноствольной пушкой.

Трофейные танки Т-34 ремонтируются в цеху Харьковского паровозостроительного завода. Весна 1943 года. Работы осуществлялись силами специального предприятия, созданного в структуре 1-го танкового корпуса СС

Отремонтированные танки Т-34 вошли в состав смешанной танковой роты дивизии СС «Рейх», где использовались совместно с немецкими Pz.IV

Один из танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане - бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год

В мае 1942 года в ходе подготовки немецкого десанта на остров Мальта (операция «Геркулес») предполагалось сформировать роту из трофейных тяжелых танков КВ. На них планировалось возложить борьбу с английскими пехотными танками «Матильда», входившими в гарнизон острова. Однако потребного количества исправных танков KB не оказалось и эту идею реализовать не удалось, тем более, что и сама высадка на Мальту так и не состоялась.

Некоторое количество трофейных легких танков Т-70 и Т-70М применялась частями Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70®. Точное число этих машин неизвестно, но вряд ли их было больше 40 - 50 штук. Чаще всего эти танки использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях (Ordnungspolizei), причем в последних (например, в 5-й и 12-й полицейских танковых ротах) Т-70 эксплуатировались до конца 1944 года. Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались для буксировки 50- и 75-мм противотанковых пушек.

Еще один вариант использования трофейной техники - верхняя часть корпуса и башня танка Т-34 стали основой при создании бро-невагона - истребителя танков (Panzerjagerwagen). 1944 год

Бронетанковая техника во дворе ремонтного завода в Восточной Пруссии: танки «Пантера», Т-34 и двухбашенный Т-26(!). 1945 год (в центре)

Тяжелый танк КВ-1, использовавшийся в составе 1-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Очень редко трофейные советские танки переоборудовались немцами в САУ. В этом отношении самым массовым можно считать эпизод изготовления в конце 1943 года десяти самоходных орудий на базе танка Т-26. Вместо башен на них установили 75-мм французские пушки (7,5-ст Рак 97/98 (f), прикрытые щитом. Эти машины поступили на вооружение 3-й роты 563-го противотанкового дивизиона. Впрочем, боевая служба их была недолгой - уже 1 марта 1944 года все они были заменены САУ «Marder III».

Известен случай переделки танка Т-34 в зенитную самоходную установку. Штатная башня была демонтирована, а вместо нее установлена вращающаяся открытая сверху специальная сварная башня с 20-мм счетверенной установкой Flakvierling 38. Весной 1944 года эта машина числи лась в составе 653-го тяжелого противотанкового дивизиона САУ «Фердинанд».

Монтаж 75-мм танковой пушки KwK40 с длиной ствола в 43 калибра в башню трофейного советского танка КВ-1. 22-я танковая дивизия Вермахта, 1943 год

«Монстр Сталина» - тяжелый танк КВ-2 в строю Панцерваффе! Боевые машины этого типа использовались немцами в количестве нескольких экземпляров, тем не менее, судя по фото, как минимум одна из них была оборудована немецкой командирской башенкой

В целом же количество использовавшихся германскими войсками советских танков было весьма ограничено. Так, по официальным данным, в мае 1943 года в Вермахте насчитывалось 63 русских танка (из них 50 - Т-34), а в декабре 1944 года - 53 русских танка (из них 49 - Т-34).

Трофейный танк Т-60 буксирует 75-мм легкое пехотное орудие. Обращает на себя внимание тот факт, что на этой машине, используемой в качестве тягача, сохранена башня. 1942 год

Переделанный в тягач легкий танк Т-70 буксирует 75-мм противотанковую пушку Рак 40

Всего же за период с июня 1941 по май 1945 года немецкие войска ввели в строй и использовали в боях с Красной Армией более 300 советских танков.

Советские бронеавтомобили применялись в основном в тех частях Вермахта и войск СС, которые их захватили, да и то крайне ограниченно. В числе эксплуатировавшихся немцами советских бронеавтомобилей можно упомянуть БА-20 - (Panzerspahwagen ВА 202(г), БА-6, БА-10 (Panzerspahwagen ВА 203(г) и БА-64. Трофейные полубронированные артиллерийские тягачи «Комсомолец» немцы использовали по прямому назначению - для буксировки легких артиллерийских орудий. Известен случай установки на крыше броневой кабины тягача 37-мм противотанковой пушки Рак 35/36 за штатным щитом.

Тягач - трофейный советский танк Т-70 без башни - буксирует трофейную же советскую 76-мм пушку ЗИС-3. Ростов-на-Дону, 1942 год

Немецкий офицер использует в качестве наблюдательного пункта башню трофейного бронеавтомобиля БА-3. 1942 год. На колеса задних мостов надеты гусеницы «Оверолл»

Предотвращая атаку собственной авиации, немецкие солдаты торопятся укрепить флаг со свастикой на захваченном советском бронеавтомобиле БА-10



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...