Тактика пехоты рф. Пехотная противотанковая тактика

Развитие слухового восприятия

у детей дошкольного возраста .

Логопед ГБДОУ №28

Василеостровского района

Санкт – Петербурга

Иванова Оксана Юрьевна. 2013г.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом , что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти .

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности .

Начинать следует с подготовительных игр , которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, нео б ходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой . Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития сл у хового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам - 1этап . Затем для развития речевого слуха , т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап . И лишь только по с ле этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова .- 3 этап .

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах, а о работе 3 этапа, направленного на развитие фонематического слуха, вы можете узнать в моей следующей статье « Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

1этап

Начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц. Цель игр, ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Приведу примеры игр и упражнений:

«Скажи, что ты слышишь?»

Вариант 1.

Цель :

Описание игры . Педагог предлагает детям з а крыть глаза, внимательно послушать и определить, к а кие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Д е ти должны ответить полным предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Вариант 2.

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры : Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а. дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Вариант 3.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование : ширма, различные предметы.

Описание игры : педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Где позвонили?»

Цель . Определение направления звука.

Оборудование : Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры . Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звуч а щий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать н а правление рукой. Если ребенок правильно укажет н а правление, педагог подаёт сигнал и водящий откр ы вает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звон о чек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Где звенит?»

Цель .

Оборудование : Колокольчик или погремушка.

Описание игры . Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука ищут товарища.

«Где постучали?»

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование . Палочка, стульчики, повязки.

О п и с а н и е игры . Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить ; если не находит, продолжает водить.

«Жмурки с колокольчиком.»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры.

Вариант 1.

Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) от водящего и при это м звонит.

Вариант 2 .

Несколько детей с завязанными гл а зами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки к о локольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с зав я занными глазами должны его поймать.

Цель . Найти товарища по голосу и определить н а правление звука в пространстве.

Оборудование : Повязки.

Описание игры . Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Д е ти тихо переходят или перебегают с одного места на др у гое (лают, кричат петухом, кукушкой и т.д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойма н ный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал

«Тихо - громко!»

Вариант1

Цель . Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Вариант2 .

Цель : различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания. Оборудование : магнитофон, аудиокассета. Описание игры : дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.

Варианты: Предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки. Использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо. На громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне. На громкое звучание музыки рисовать широкие и яркие полоски, на тихое - узкие и более бледные. Кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого – тихую. Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Наседка и цыплята.»

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Оборудовани е. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры: Два стола составляют вместе. 3а стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его ка р точке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза

(ПИ-ПИ-ПИ).

«Продавец и покупатель.»

Цель . Развитие словаря, и фразовой речи.

Оборудовани е: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры : Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число, их можно увеличить четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, и какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предвар и тельно знакомит детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность д е тям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

«Шумящие коробочки.»

Цель : развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости. Оборудовани е: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Описание игры : педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Найди игрушку»

Цель.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры

Дети стоят п о лукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комн а ты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, к о торые тихо хлопают в ладоши. По мере того как вод я щий приближается к ребенку, у которого спрятана и г рушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игру ш ка, водящим назначается другой ребенок.

«Часовой»

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры: Посредине площадки чертят круг, В середине круга стоит ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часового слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, того кто шумел. Тот, кто шумел, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и и г ра начинается сначала.

«Ветер и птицы.»

Цель . Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.)или музыкальная запись и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая - ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки (или музыки) будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передастся новому победителю.

«Скажи, что звучит?»

Цель . Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры . Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием ка ж дой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

«Солнце или дождик.»

Цель . Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры . Педагог говорит детям: «Се й час мы с вами, пойдем гулять. Дождя нет. Погода хор о шая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

«Угадай, что делать.»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребе н ку, тамбурин или бубен.

Описание игры . Дети сидят или стоят полукр у гом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают фла ж ки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять дв и жения.

«Узнай по звуку.»

Цель . Развитие фразовой речи.

Оборудование . Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры . Дети садятся спиной к в е дущему. Он производит шумы и звуки разными предм е тами. Тот, кто догадался, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать книгу, мять б у магу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подм е тать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считае т ся наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

«Кто это?»

Цель . Закрепление понятий по теме «Животные и птицы ». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование Картинки с изображением ж и вотных и птиц.

Описание игры .. Педагог держит в руке нескол ь ко картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его дв и жениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

2 этап - это игры для развития речевого слуха - умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

примеры игр и упражнений:

Цель : Определить товарища, но голосу. Развитие координации движений.

О п и с а н и е игр ы .

В а р и а н т 1 .

Дети стоят в кругу. Один из них становится (по назначению педагога)

в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя, указывает рукой на кого-нибудь из детей, тот произносит имя стоящего в центре. Водящий должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают места в кругу. Один ребенок остается в центре круга дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

В а р и а н т 2 .

оборудование : мишка (кукла)

Описание игры .Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

«Улиточка»

Цель. Узнать товарища но голосу.

Описание игры . Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

«Угадай, кто это?»

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры . Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на о д ного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кр и чал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узн а ли, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

«Лягушка.»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры . Дети стоят по круг, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит;

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала..,

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит; «Ква - ква- ква».

«Улавливай шепот»

Цель . Развивать остроту слуха.

Описание игры .

Вариант 1.

Играющие ра з биваются на две равные группы и строятся в одну ш е ренгу. Ведущий отходит па определенное расстояние становится, напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

В а р и а н т 2.

какое нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен это выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

«Горшочек»

Цель . Закрепление представлений «горячий- холодный». Развитие координации движений рук.

Оборудование : Мяч,

Описание игры: Дети садятся по кругу на полу и перекатывают друг другу мяч. Если ребенок катит мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего) ,

«Кто внимательный?»

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование : Различные игрушки: машины, куклы, кубики.

Описание игры . Педагог вызывает одного ребёнка и дает ему задание, например: взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 - 4 до 5 - 6 м. Выявляются победители.

«Принеси игрушки»

Цель . Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.

Оборудование . Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек, которые разложены на другом столе:

- «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо спр а вился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут весе игрушки, они могут поиграть с ними.

«Слушай и выполняй»

Цель : Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование: Различные мелкие предмет или игрушки (фанты).

Описание игры .

Вариант 1.

Педагог наз ы вает 1-2 раза несколько различных движений (одно - пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать дв и жения в той последовательности, в какой они были н а званы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое пр а вильно выполненное действие - очко (фант). Набра в ший большее количество очков - победитель.

Вариант 2.

Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправил ь но выполнивший задание платит фант.

«Хлопки»

Цел ь . Развитие количественных представлений.

Описание игры: Дети сидят по кругу на небол ь шом расстоянии друг от друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновреме н но сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2-3 р а за проводит игру правильно. Затем он начинает «ош и баться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как- будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

«Лото»

Цель. Учить правильно, соотносить слово с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и рабо таем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Описание игры . Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2- раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня...» - и называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «картинках малышам». Дети получают по пять-шесть корточек этого лото и раскладывают их на своих карточках (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.

Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садятся за их спиной, и игра продолжается на слух. Карточки, пропущенные ребятами, педагог складывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно брать ребенка.

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель . Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры: В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку, Но внимательно слушайте, что я говорю; я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки по д нимать нельзя»,

в конце игры педагог называет более внимательных детей.

В начале игры педагог говорит медленно, остана в ливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и, в конце концов, ввести еще одно усложнение - водящий сам ка ж дый раз поднимает пуку независимо от того, следуем это делать или нет.

«Запомни слова»

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых во з можностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Использование предложенных игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет. – СПб., 2001 г.
  2. СеливерстовВ.И. « Игры в логопедической работе с детьми » (пособие для логопедов и воспитателей детсадов)
  3. www.defectolog.ru

В наступлении особенностями ведения огня из стрелкового оружия являются стрельба с ходу и с коротких остановок

В наступлении особенностями ведения огня из стрелкового оружия являются стрельба с ходу и с коротких остановок, с бронированных машин или в пешем боевом порядке. Эти условия затрудняют выполнение боевых задач, снижают эффективность огня. Большое значение здесь приобретают не только огневые навыки, но и умение личного состава выполнять посадку и высадку из машин, занятие и смену позиций в кратчайшее время, то есть полно использовать маневренные возможности оружия. В наступлении часто приходится действовать на незнакомой местности. Это затрудняет ориентирование, особенно при движении на машинах; усложняются вопросы управления огнем, наблюдения за полем боя и обнаружение целей, определение расстояний до них, целеуказания и корректирование стрельбы. Поэтому особое значение получает самостоятельность солдат в нахождении и поражении целей с учетом положения соседних подразделений, особенно при бое в глубине обороны противника.

Рассмотрим вопрос боевого применения стрелкового оружия по основным этапам действий мотострелковых подразделений в наступлении. В наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником мотострелки располагаются в первой траншее исходной позиции подразделения, а боевые машины - рядом со своими отделениями или на удалении от них до 50 м. Во время огневой подготовки атаки при переносе огня нашей артиллерии в глубину, огнем автоматов и пулеметов поражаются огневые средства и живая сила противника на направлении наступления взводов. Командиры подразделений управляют огнем подчиненных, подавая команды на уничтожение обнаруженных целей отдельным огневым средствам или сосредоточивая огонь отделения (взвода) по наиболее важной цели.

При наступлении с ходу мотострелки в период огневой подготовки атаки выдвигаются к рубежу перехода в атаку в колоннах на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах). С подходом к рубежу перехода в атаку взводы по команде командира роты развертываются в боевой порядок. С этого момента огнем стрелкового оружия через бойницы и поверх люков поражаются цели на переднем крае обороны противника. При подходе к установленному рубежу спешивания (при атаке в пешем боевом порядке) боевые машины пехоты догоняют танки, личный состав ставит оружие на предохранитель, вынимает его из бойниц и подготавливается к спешиванию. После него мотострелковые взводы развертываются в цепь и наступают непосредственно за боевой линией танков. Автоматчики и пулеметчики, действуя в цепи, ведут огонь на ходу и с коротких остановок по противнику в окопах объекта атаки подразделения.

Для удобства ведения огня и лучшего применения к местности солдаты в цепи могут выдвигаться несколько вперед или в сторону, не нарушая общего направления наступления подразделения. При преодолении заграждения перед передним краем обороны противника личный состав мотострелковых подразделений по командам командиров взводов ставит оружие на предохранитель и в колоннах по-два (по-три) вслед за танками по их колеям бегом продвигается по проходам в минно-взрывных заграждениях.

Преодолев их, мотострелки развертываются в цепь, открывают массированный огонь из своего оружия и стремительно атакуют противника. Огонь солдаты ведут, как правило, самостоятельно выбирая цель на участке опорного пункта противника, указанного командиром перед атакой. Приблизившись траншее противника на 25-40 метров, личный состав забрасывает его гранатами, уничтожает огнем в упор из автоматов, пулеметов, пистолетов и безостановочно продолжает атаку в указанном направлении.

При атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), их боевая линия действует за танками на удалении 100-200 м. Пулеметчики и автоматчики ведут огонь через бойницы (поверх люков) по целям на переднем крае обороны противника в промежутке между своими танками. Дальность эффективного огня стрелкового оружия с коротких остановок составляет 400 м, с ходу 200 м. Для стрельбы используются патроны с бронебойно-зажигательными и трассирующими пулями (в соотношении три к одному), особенно для поражения огневых средств, в первую очередь противотанковых. Вслед за танками боевые машины врываются на передний край обороны противника и, используя результаты огневого поражения, быстро наступают в глубину.

При бое в глубине обороны противника продвижение подразделений происходит неравномерно, поэтому огонь из стрелкового оружия обычно приходится вести в промежутки и из-за флангов своих подразделений. При этом необходимо соблюдать правила стрельбы, которые обеспечивают безопасность своих войск. Так, обязательным правилом ведения огня из-за флангов являются два условия.

Во-первых, наименьший угол между направлениями на цель и ближайшим флангом своих войск должен быть 50 тысячных, чтобы исключить прямое попадание пуль в свои войска из-за ошибок в прицеливании и бокового рассеивания. Во-вторых, при удалении своих войск впереди стреляющих до 200 м цель надо выбирать на дальности не менее 500 м. Это необходимо, чтобы исключить попадание пуль в свои войска в случае возможных рикошетов. Стрельба из-за флангов допускается только с места.

В наступлении на труднодоступных участках местности, где мотострелки действуют впереди танков, из стрелкового оружия в первую очередь должны поражаться противотанковые гранатометы, безоткатные орудия и другие противотанковые средств ближнего боя. Направленным огнем автоматов и пулеметов следует обстреливать кустарники и различные маски, за которыми можно предположить наличие огневых средств.

При контратаке противника огонь из стрелкового оружия ведется во взаимодействии с огнем танков и боевых машин пехоты. Автоматчики и пулеметчики уничтожают группы пехоты и расчеты огневых средств, начиная с дальности 800 м (сосредоточенным огнем отделений). Снайперы поражают офицеров, расчеты ПТУР и другие важные цели. Затем разгром противника завершается атакой. При этом огонь из стрелкового оружия ведется на ходу по его залегшим и отходящим группам.

При преследовании мотострелки обычно занимают места в боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и ведут огонь из своего оружия через бойницы (поверх люков) по группам пехоты и противотанковым средствам с ходу и с коротких остановок.

При действии мотострелковых подразделений в составе тактических воздушных десантов, стрелковое оружие может применяться в полете, например, из вертолетов по наземным целям. С приближением десанта к площадке приземления противник на ней уничтожается огнем бортового вооружения, а с дальности 400-500 м и огнем стрелкового оружия через смотровые окна и входные двери вертолета.

Организация и тактика пехоты

Доктрина борьбы с танками у большинства армий стран мира перед войной представляла собой умозрительное построение, не имевшее под собой какого-либо опыта. Довоенные конфликты, в которых применялись танки (война в Испании, итальянская экспансия в Эфиопии) давали мало информации для анализа, когда применялись лишь легкие танки, причем в сравнительно небольших количествах. Противотанковых средств также было слишком мало, чтобы можно было оценить их эффективность. Результаты маневров оказывались малоинформативными, так как точно смоделировать действия танков противника очень тяжело. Очевидно, требовался реальный опыт массированного применения танков.

Существовали две школы, по-разному рассматривающие применение танка. Одни специалисты настаивали на проведении массированных прорывов обороны врага с последующим быстрым и глубоким вклиниванием в территорию противника. Другие специалисты видели в танке всего лишь средство поддержки пехоты. Практика показала, что своя правота была у обеих школ. Однако, танк - оружие дорогое, поэтому во всех армиях наблюдалась тенденция беречь танки. Даже в немецкой армии, где абсолютное преобладание было за первой школой, полагалось держать танки в 100 метрах позади пехотной цепи, откуда они должны поддерживать действия пехоты огнем из пулеметов и пушек.

Эволюция противотанковой тактики

1939-42 гг.

Пехотная противотанковая тактика развивалась разными путями в разных армиях, что определялось местной спецификой. В целом можно выделить два подхода к этому вопросу.

Пассивная защита. Включает в себя патрули и сторожевое охранение, призванное предупредить о появлении танков, противотанковые заграждения и минные поля, применение искусственных заграждений к естественным преградам, использование других факторов, способных задержать движение танков, усилить противотанковую защиту, маскировка.

Активная оборона. Выбор удачных позиций для противотанковых средств, определение секторов обстрела, использование противотанковых средств, формирование пехотных отрядов истребителей танков, применение резервов для контратаки.

Поскольку мобильность - неотъемлемое свойство танка, а пехотная противотанковая оборона обычно имеет статический характер, инициатива всегда принадлежит танкам. По словам Дж.Ф.К. Фуллера: "Танки завоевывают, пехота удерживает ". Как правило, этот принцип верен, однако определенный атакующий потенциал у противотанковой обороны имеется. Даже самые первые примитивные самоходные противотанковые пушки, установленные на шасси грузовиков или устаревших танков могли в какой-то степени вести наступательные действия.


нажмите на изображение для увеличения:

Независимо от страны, пехотная рота строила свои оборонительные позиции по одинаковой схеме.

Независимо от страны, пехотная рота строила свои оборонительные позиции по одинаковой схеме. Различия были вызваны лишь тем, какие противотанковые средства и в каком количестве были доступны. Обычно два взвода роты выдвигались вперед, а третий находился в резерве. Однако построение могло изменяться в зависимости от тактической ситуации.

Боевое охранение (1) выдвинуто далеко вперед с целью заранее заметить приближающегося противника и помешать ему провести разведку. Еще дальше вперед выдвинуты передовые посты батальона, полка и дивизии. Большинство противотанкового оружия (2) прикрывает танкоопасное направление, а пулеметы (3) держат под прицелом непроходимую для танков местность, где может появиться пехота противника. Противотанковые заграждения (4) здесь представлены в виде надолбов. Эти заграждения устанавливают, если позволяет время, и применяют их к естественным преградам (5). Мост через реку взорван (6), минное поле организовано в ключевой точке (7), дорога перекрыта завалом (8) из поваленных деревьев. Пехотные противотанковые средства - противотанковые ружья, базуки или PIAT - имеются по одному на каждый взвод, но командир роты может сконцентрировать их в одном месте. Оборонительные позиции роты могут быть усилены одной или несколькими противотанковыми пушками (9), особенно, если здесь проходит танкоопасное направление. Этот район дополнительно пристреливается полевой артиллерией и минометами, огонь которых помогает отсечь пехоту от танков. Противотанковая оборона эшелонируется в глубину. Для этого некоторые пехотные противотанковые средства оставляют в тылу или на фланге. Одна или несколько команд бронебойщиков (10) готовится перехватить танки, сумевшие прорваться через передовые позиции роты. Иногда противотанковыми минами прикрывают ближайшие подходы и фланги (11).


Спойлер: Противотанковая оборона роты

Подвижность пехоты ограничена, особенно ограничена она при отражении танковой атаки. Моторизованная пехота мало отличается от обычной пехоты, так как грузовики или бронетранспортеры слишком уязвимы для танкового огня, а также имеют ограниченную по сравнению с танками проходимость. Вооружение мотопехоты мало отличается от вооружения простой пехоты. Пехотные отряды истребителей танков могут перемещаться лишь в ограниченных пределах, их действия носят исключительно оборонительный характер.

Противотанковые оборонительные мероприятия проводились при организации любой обороны. Определяющими факторами служили размах танковых операций, проводимых противником, известная тактика применения танков противником, число и тип доступных противотанковых средств, а также условия местности. Пехотный полк (в английской армии пехотная бригада), как правило, занимала оборону, имея два батальона в первой линии и один батальон в резерве. В каждом батальоне две стрелковые роты находились на передовой и одна рота в резерве. Та же схема построения использовалась и на уровне рота-взвод. То есть, примерно треть имеющихся сил находилась в резерве. Это обеспечивало надлежащую глубину обороны. Эффективность противотанковых средств во многом зависела от пехотной поддержки. Для этого требовалась высокая степень координации действий.

Немецкая Panzerkampfgruppe в засаде (1944-45):

Нажмите на схему, чтобы увеличить

Ближе к концу второй мировой войны немецкая армия оказалась в тяжелом положении. Немцам все чаще для борьбы с танками союзников приходилось прибегать к пехотной тактике. Ситуацию немного спасало то, что в распоряжении немецкой пехоты появилось весьма эффективное противотанковое оружие. На данной схеме показаны позиции боевой группы (vorgeschobene Stellung), прикрывающие один из походов к опорному пункту противотанковой обороны (Panzerabwehrgeschutz), расположенному в деревне, лежащей за пределами рисунка. Обычно такие группы имели задание держаться до получения приказа об отходе или до заранее определенного времени. Эта тактика очень часто ставила союзников в тупик , так как ожесточенный бой внезапно прекращался, и противник исчезал. Как правило, оставленные позиции тут же накрывала германская артиллерия. Для того, чтобы сдержать продвижение британских танков (1), немцы уложили минные поля (2), где противотанковые мины используются наряду с противопехотными.

Противопехотные мины не только затрудняли работу саперам, но также мешают эвакуации подорвавшихся танков, не дают пехотинцам использовать корпуса танков в качестве прикрытия. Немногочисленные имеющиеся противотанковые пушки, в данном случае 5 cm Раk 38 (3), используют поодиночке, а не концентрированно. Фланг прикрыли 20-мм зенитной пушкой (4). Отделение с шестью 8,8 cm RP 54 Panzerschreck расположились в центре (5). Каждый расчет вырыл себе по V-образной ячейке, направленной двумя концами вперед. Траншею обычно копали вокруг деревьев. Если же приходилось рыть траншею в открытом поле, ее дополнительно маскировали. Такая форма траншей позволяла расчету вести огонь по танкам независимо от направления их приближения. Если первый номер расчета занимал одно плечо траншеи, то второй - укрывался во втором плече. В немногочисленных зданиях занимают позицию снайперы (6). Здания привлекали на себя огонь союзников. По всей глубине обороны рассыпались пары панцергренадеров, вооруженных панцерфаустами (7). Их задача перехватить танки, сумевшие ворваться в глубину позиции. Нехватку в живой силе частично удавилось компенсировать за счет скорострельных пулеметов MG 34 или MG 42 (8), способных поддерживать необычайно плотный огонь по фронту. Пулеметы отсекали пехоту от танков. Английские танкисты шутили, что едва по броне защелкают пулеметные пули, пехотинцы прячутся в норы как кролики.

Для поддержки, немецкой пехоте часто придавали другие виды вооружений. Например, предполье немецкой обороны пристреляно 80-мм и 120-мм минометами, которые накроют противника огнем, стоит тому только приблизиться к позициям (9). В тылу занимают позиции штурмовые орудия (10), которые окопаны и ждут приказа вступишь в бой в случае глубокого прорыва противника. По оценкам американцев постоянные укрепления, вроде "линии Зигфрида", усиливали оборону немцев лишь на 15% относительно их обычных полевых укреплений. Окапывание немецких танков и самоходок повышало их эффективность на 40%, они представляли более сложную цель, нежели дот.


Когда дивизия организовывала оборонительные позиции, разведывательные подразделения дивизии, а также подразделения, выделенные из резерва, обеспечивают прикрытие. Выдвинутые вперед подразделения не дают продвинуться вперед патрулям противника, отслеживают его активность, предотвращают внезапное нападение, предупреждают о начале атаки, а также первыми вступают в бой с противником. Это боевое охранение может использовать противотанковые средства , выделенные из полковых и дивизионных резервов. После того, как основная линия обороны оборудована, часть боевого охранения отходит назад, но полностью прикрытие не снимается. Каждый полк и батальон также обеспечивает себе дополнительное прикрытие, организуя передовые посты, посты наблюдения и прослушивания, а также высылая патрули. Противотанковые орудия могут быть выдвинуты вперед в том случае, если очень велика опасность применения противниками танков. Однако в начале второй мировой войны, противотанковые средства были слишком большим дефицитом , чтобы подвергать их риску, выдвигая вперед.

В идеале противотанковые препятствия должны располагаться перед главным фронтом обороняющихся. Это могут быть минные поля, противотанковые рвы, естественные преграды (реки, болота, овраги). Возможно и создание упрощенных препятствий: завалов, отдельных мин, установленных в ключевых точках, взорванных мостов. Нехватка времени часто не позволяет организовать серьезные противотанковые препятствия.

Пехотным батальон располагал двумя-шестью противотанковыми пушками. Эти пушки придавались стрелковым ротам и устанавливались на танкоопасных направлениях. Надежность обороны зависела от ее глубины. Несколько танков противника вполне могли прорваться вглубь, поэтому необходим был резерв. Противотанковые ружья, находившиеся в батальонах и ротах, обычно располагали вместе со стрелковыми взводами. Эффективность противотанковых ружей удавалось повысить за счет концентрации огня из нескольких ружей по одному танку. Пехота также готовила к бою ручные и винтовочные противотанковые гранаты, противотанковые ручные мины и импровизированные противотанковые средства.

Действия английских бронебойщиков (1943-44),
нажмите на изображение для увеличения:

Гористая местность Италии

Гористая местность Италии не благоприятствовала для использования танков. Населенные пункты здесь располагаются на горных хребтах, к ним обычно ведет единственная дорога, легко перегораживаемая минами и завалами. Однако завалы редко использовали, так как они предупреждали противника о готовящейся засаде. Вместо этого, укрывшиеся в засаде пехотинцы выводили из строя головную машину колонны. В результате вся колонна теряла ход и становилась целью для артиллерийского налета. На данной иллюстрации в засаду попадут штурмовое орудие 7,5 cm StuG III и бронетранспортер SdKfz 251/1.

В скалистом грунте не было никакой возможности окопаться. Поэтому солдаты используют доступные укрытия: скалы, остатки каменной стены, а также собранные в кучу камни. Последнее укрытие у англичан получило название "сангар". Внешне сангар выглядел как простая груда камней. В середине 1943 года на вооружении английской армии приняли гранатомет РIАТ (1), который заменил собой противотанковые ружья "Boys" и винтовочные гранаты № 68. Перед первым выстрелом следовало взвести 90-кг пружину, затем уложить гранату в полуцилиндрический поддон. При выстреле пружина выталкивала ракету и накалывала капсюль ракетного двигателя. Отдача ракетного двигателя снова взводила пружину в боевое положение, но иногда этого не происходило. Тогда солдату приходилось вручную взводить пружину. Под огнем это сделать было практически невозможно, так как следовало навалиться всей массой тела. 3,5-дюймовая ракета Мk 1А с кумулятивной боеголовкой (2) весила 1,2 кг и пробивала броню толщиной до 100 мм. Однако конструкция ракеты была несовершенна.

Противотанковая граната Хокинса № 75 (3) фактически представляла собой небольшую мину, которую зарывали в землю или бросали как гранату. Пять или шесть таких гранат, привязаны к веревке, перетянутой через дорогу. Подобным образом могли использоваться и более тяжелые противотанковые мины. Один пехотинец держит наготове фосфорную дымовую гранату № 77 (4) и противотанковую гранату № 73 (5). Граната № 73 представляла собой полуторакилограммовый заряд аммонала или нитрожелатина. Такая граната пробивала броню толщиной до 50 мм, но была особенно эффективна против гусениц танка. При общей массе 2 кг и размерах 30x8 см эту гранату можно было метнуть всего на 10-15 метров. Граната оснащалась ударным взрывателем системы "Allways ". В полете со взрывателя разматывалась фиксирующая лента, после чего выпадала чека. Действия группы прикрывает расчет ручного пулемета "Bren" (6), взявший под прицел бронетранспортер.


Слайдер: Описание действий английских бронебойщиков

Если оборонительная позиция проходила через лес, ее организовывали в глубине леса, а не по опушке. В результате противник терял возможность вести огонь прямой наводкой. В лесу ограничивалась мобильность танков, а также имелись укрытия, облегчающие действия пехотных отрядов истребителей танков и маскировку противотанкового оружия. Пехота закапывалась в землю как можно глубже. Траншея или стрелковая ячейка позволяла солдату лежать, имея над собой не менее полуметра высоты. Отдельные огневые позиции соединялись между собой траншеями, позволяющими пехоте в безопасности перемещаться по позициям в зависимости от тактической ситуации. Для устойчивой обороны было важно, чтобы пехотинцы знали уязвимые точки танка , имели уверенность в том, что с танками можно бороться. В противном случае пехота просто разбежится при появлении танков. Пехотинцы должны уметь пропускать танк над собой, лежа между гусеницами на земле или на дне траншеи. Пехотинцы должны знать, что чем ближе танк, тем менее опасен он для человека и становится более уязвим для ручного противотанкового оружия. В непосредственной близости от танка находится мертвая зона, не простреливаемая танковыми пулеметами. В зависимости от ситуации пехотинец может или пропустить танк мимо себя или атаковать его ручными гранатами. В любом случае, в задачу обороняющейся пехоты входит борьба с пехотой противника, сопровождающей танки.

Пехотные противотанковые пушки иногда выдвигают на передовую, но чаще их держат в глубине обороны: на танкоопасном направлении или там, откуда удобнее будет выдвинуться в ту или иную сторону. Ранние оборонительные доктрины обычно предполагали, что с танками противника следует вступать в бой на максимально возможной дистанции. Однако опыт первых боев показал, что гораздо эффективнее ждать, пока танки не приблизятся на минимальное расстояние , может быть до нескольких сот метров. Огонь на коротких дистанциях отличается повышенной точностью. Этот принцип оказался действенным даже для ровной североафриканскоп пустыни. Пулеметы и минометы должны концентрировать свой огонь по пехоте, отсекая ее от танков.

Противотанковые пушки располагаются в глубине обороны, принимая на себя танки, прорвавшиеся через передовую линию обороны. При необходимости в бои следует ввести полковые резервы. Если бой ведется на закрытой местности, пехоте удобно бороться с танками с помощью ручного противотанкового оружия. Дивизионный батальон истребителей танков обычно находится в резерве, хотя отдельные орудия можно использовать для усиления стрелковых подразделений. Если дивизия усилена танками, их держат в резерве на случай возможной контратаки. В наступлении противотанковые расчеты сопровождают пехоту, держась чуть сзади. Если встречаются танки противника, противотанковые пушки выкатываются вперед и вступают в бой. Противотанковые пушки также можно использовать для борьбы с дотами и дзотами противника, а также для прикрытия флангов.





Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...