Танки Италии: виды, обзор, технические характеристики. Современные танки и бронетехника италии Уровни VIII–X: система дозаряжания

Самый известный итальянский танкист ВМВ - лейтенант Луиджи Паскуччи. В битве при Эль-Аламейне натиск многократно превосходящих сил британцев вынудил итало-немецкие войска к отступлению. Взвод Паскуччи был одной из частей, прикрывавших отход. В ходе боя британцы стали обходить итальянские позиции. Тогда лейтенант собрал 11 уцелевших танков и контратаковал. Не ожидавшие этого британцы понесли потери и замедлили наступление. Это дало время отступить основным силам итальянцев. Контратака была смелой, результативной и самоубийственной; ни один итальянский танк из неё не вернулся. Погиб в этом бою и Луиджи Паскуччи, посмертно он награжден золотой медалью "За воинскую доблесть".

М 13/40 - танк Паскуччи. 14 т; лоб башни и корпуса 40 мм, борт 25 мм; орудие 47 мм; 125 л.с.

Итальянские фашисты мечтали о Великой Италии, это была цель их деятельности. Великая - в смысле: а) могучая, которую будут бояться, а значит, сильно уважать другие страны, особливо соседние; б) увеличенная в размерах. Величие Италии требо­вало военной мощи. Её созданием фашисты занимались много лет, не жалея бюджета. Пропаганда почти надрывалась, воспевая уже достигнутую мощь и призывая крепить и ширить её дальше. Титанические усилия прилагал фашистский вождь (дуче) Муссолини, который был одновременно министром армии, министром флота и министром авиации.

Тем не менее, задачу создания современной армии, способной решать оперативно-стратегические задачи, и Муссолини лично, и фашистский режим в общем, провалили. Среди прочего, они не смогли создать боеспособные танковые войска.

Вообще, танковые войска не были в фашистской Италии приоритетом. Её военные теоретики полагали, что танки стране не очень нужны. Сухопутные границы Италии (а значит, и вероятные фронты) проходят в Альпах. На этом горном ТВД применение танков и вообще манёвренная война затруднительны. Правда, в северной Африке, где располагалась итальянская Ливия, местность достаточно равнинная и в ходе ВМВ воюющие стороны там танки успешно применяли. Но внимание итальянцев всегда было приковано к северу страны – к Альпам, что обрамляют долину реки По - густонаселённую и промышленно развитую. То, что судьбоносные для них бои будут проходить в северной Африке, стало для итальянцев неожиданностью.

Субъективные теории подкреплялись объективными причинами – дефицитом ресурсов. Для Италии характерны относительная слабость промышленности и ресурсной базы. В стране отсутствуют месторождения сырья, необходимого для металлургии. В Германии выплавили 40 млн. т. чугуна и стали в 1939 г., в Италии - 3 млн. т. Итальянской брони было мало и она была невысокого качества – поскольку не хватало и легирующих металлов. Военный бюджет Италии в первую очередь съедали флот и авиация, на бронетехнику оставалось немного.

Впрочем, в 1930-х итальянцам показалось, что они нашли решение: как и танковые армады себе заиметь и по ресурсам не сильно потратиться. В 1932-33 была разработана CV-33 - по общепринятой классификации это танкетка. По итальян­ским же документам эта машина проходила как «легкий танк». Для итальянской армии произвели до 1500 CV-33. Их производство не требо­вало ни больших ресурсов, ни особых организационных усилий. Зато по статистике Италия находилась в первом ряду стран по численности «танков».


3,5 т.; лоб 15 мм; 2 пулемёта; 43 л.с.

В 1935-36 Италия ввязалась в войны в Эфиопии и Испании. Опыт боёв хорошо показал очень слабые боевые возможности танкеток. В Эфиопии были случаи поражения экипажа стрелами (ехидный комментарий в сети: какие танки – такие противотанковые средства). У CV.33 было много недостатков, основные - тонкая броня и невозможность быстрого манёвра огнём из-за отсутствия вращающейся башни. Военное руководство Италии санкционировало разработку новых, более совершенных машин. Но недостаточное финансирования и ограниченные возможности итальянской промышленности замедляли работы.

На начало ВМВ CV-33 была основной боевой машиной итальянских танковых войск. Кроме неё имелись Fiat 3000, произведённых ещё в 1920-х.

Fiat 3000 (обозначение с 1939 г. L5/21) на начало 1939 ещё имелось 90 пулемётных и 37 пушечных.

К 1939 итальянцы успели разработать танк M11/39. Всего их было собрано 90 шт. В декабре 1939 г. M11/39 сняли с производства, чтобы освободить сборочные линии для нового танка M13/40.


M11/39. 11 т.; лоб 30 мм, борт 15; орудие 37 мм; экипаж 3 чел. Характерная особенность: орудие не во вращающейся башне, а в корпусе. Такая компоновка оказалось очень неудачной. Хотя для того времени она не был чем-то нетипичным.

Разработку танка с пушкой во вращающейся башне утвердили в конце 1937 г. Прототип был готов в октябре 1939. В начале 1940 провели испытания и в марте машину приняли на вооружение под обозначением M13/40; первые 15 машин выпустили к середине июля 1940 (Италия уже 1,5 месяца как была в войне). К концу 1940 года было выпущено 250 или около того единиц. Всего было выпущено 710 линейных M13/40; в сентябре 1941 г. их производство было прекращено в пользу нового танка M14/41.

Нижняя часть корпуса и двигатель M13/40 практически идентичны M11/39, но подбашенная коробка увеличена под двухместную башню - для наводчика и командира, выполнявшего также функции заряжающего. До 40 мм доведена лобовая броня. Но в результате увеличилась масса, что при прежнем двигателе, привело к снижению по сравнению с M11/39, и без того невысокой удельной мощности и подвижности танка.

Система воздухоочистки двигателя M13/40 была нормальной для северной Италии, но недостаточно эффективной для Северной Африки, где шли бои. По этой причине много танков выходило из строя. К концу лета 1941 г. итальянцы создали модифицированный вариант M13/40, получивший усовершенствованные воздушные фильтры, а также более мощный двигатель. Танк был принят на вооружение под обозначением M14/41 и с сентября 1941 сменил M13/40 на сборочных линиях. Производство продолжалось до 1942 года; всего было изготовлено 695 линейных танков и 34 командирских.


В 1940 г. был создан опытный образец лёгкого танка L6/40. L6/40 не уступал другим лёгким танкам, в частности советскому Т-60. После испытаний танк был рекомендован с серийному производству. Позднее шасси L6/40 были отведены для производства самоходных артиллерийских установок.

Итальянские танки не были каким-то дном мирового танкостроения. В армиях СССР, Германии, Британии и США было много танков, имевших сходные характеристики. Но в армиях этих стран кроме танков подобного уровня были и другие, более мощные и совершенные машины. И их количество быстро увеличивалось.

Италии запоздала с началом работ по созданию новых танков. В качестве временной меры было решено модернизировать M14/41. Новую модификацию под обозначением M15/42 начали производить в 1942 году, но число выпущенных танков оказалось небольшим (220 машин до капитуляции Италии). Боевые возможности M15/42 по сравнению с предшественниками возросли, но они уже совершенно не отвечали растущим требованиям к машинам этого класса. Итальянцы в 1942 году вместо танков серии M13-15 предпочли сосредоточиться на производстве САУ на их шасси.

Задача создания тяжёлого танка (что у итальянцев тяжёлое - то по общепринятой классификации среднее) была обозначена в декабре 1938 г. Но, так как приоритетом была более неотложная программа среднего танка, к разработке тяжёлого танка приступили только летом 1940. 7 августа Муссолини лично выбрал один из проектов. Опытный образец изготовили в октябре 1941 г. Немало времени заняла доводка нового двигателя.

Танк был принят на вооружение под обозначением P26/40 и в апреле 1942 г. был выдан заказ на производство; первые танки должны были быть поставлены армии в августе 1943. По основным характеристикам - огневой мощи, защищённости и подвижности - P26/40 был сравним со средними танками других стран.


26 т.; лоб корпуса и башни 50 мм, борт - 40 мм; орудие 75 мм; 330 л.с. Бросается в глаза клёпаная конструкция, в 1942-43 это уже устаревшее конструктивное решение. Но массовая сварка и литьё итальянской промышленности была не под силу.

P 26/40 – это, можно сказать, итальянский Т-34. Итальянской армией на него возлагались существенные надежды, но задержки с разработкой танка и запуском его в серийное производство привели к тому, что на войну он опоздал. До капитуляции Италии в сентябре 1943 года было выпущено лишь несколько штук.

Итальянская армия сформировала 4 танковые дивизии и до двух десятков отдельных танковых батальонов. На большее итальянской промышленности не хватило.

Ни качеством, ни количеством танков итальянцы взять не могли. Умением в применении тоже. Матчасть немецких танковых войск в 1939-40 не радикально превосходила итальянскую. Но у немцев было взаимодействие с сильной авиацией и артиллерией, грамотное управление, хорошо поставленная ремонтная служба и подготовка танкистов.

У итальянцев со всем этим было не очень. Их танковые войска не стали инструментом оперативного уровня, позволяющим выигрывать сражения. Хотя, эффективные бои местного значения итальянские танкисты провели немало.

Список танкистов – героев Италии.

САУ М-42

Танки Японии

Танки и бронетехника Японии
САУ "Хо-Ни" Танк "Чи-Ха", тип 97
Танк "Чи-Хе" Танк "Ка-Ми"
Танк "Ха-Го", тип 95 Танк "Тип 92"
Танк "Те-Ке", тип 97 Бронетранспортер "Хо-Ки"

Танки Чехословакии

Чехословацкие танки
Танк LТ-35 Танк LТ-38

Танки и бронетехника Венгрии

Венгерские танки и бронетехника Второй мировой
Танк "Toldi" I Танк "Toldi" II
Танк "Toldi" III Средний танк "Туран I"
Средний танк "Туран II " Тяжелый танк "Тош"
САУ "Зриньи" ЗСУ "Нимрод"
Бронеавтомобиль "Чабо"

Итальянские танки и бронетехника

В тридцатые годы Италия не обладала ни развитой танковой промышленностью, ни танками более или менее современных конструкций. Тем не менее, проводившаяся руководством Италии агрессивная политика, предусматривала наличие мощных подвижных соединений, оснащенных танками, не уступающим по боевым качествам танкам вероятных противников - Англии и Франции. Модернизация танковых войск была начата с того, что у одного из будущих противников была закуплена танкетка "Карден-Лойд" МKVI, модернизирована и запущена в производство на заводах фирмы "Ансальдо" под названием С-V-29, а затем С-V-33 и С-V-35 (L3/35). Эти танкетки именовались "танками". Основными танками итальянских вооруженных сил стали танки класса "М", разработанные в конце тридцатых годов фирмами "Фиат" и "Ансальдо".

В 1939 году был запущен в производство танк М11/39 с 37-мм пушкой, установленной в лобовом броневом листе корпуса, а в 1940 году - танк М13/30 с 47-мм пушкой, установленной уже в башне танка. В ходе второй мировой войны были разработаны модели М14 и М15, которые имели несколько больший вес и более сильные двигатели, но существенное улучшение боевых характеристик в модернизированных танках достигнуто не было. Эти легкие танки относили к классу средних танков. Благодаря предпринятым усилиям, итальянский танковый парк к моменту начала второй мировой войны насчитывал более 1400 танков, однако боевая мощь вооруженных ими танковых полков была невысока, так как из названной выше цифры 1400 танков, 1300 танков были типа L3/35.

Для итальянской бронетанковой техники периода второй мировой войны характерно следующее:

  • относительно широкое использование дизельных двигателей, что снижало пожароопасность танков;
  • широкое использование шасси танков для создания штурмовых и противотанковых установок;
  • неудачная конфигурация корпусов и башен, расположение броневых листов вертикально, недостаточная толщина броневых листов;
  • слабое вооружение, даже изготовленный в нескольких экземплярах в конце войны новейший танк Р40 имел пушку лишь 75 мм с длиной ствола 34 калибра;
  • низкая удельная мощность, не позволявшая получать скорость более 30-35 км/час;
  • низкая проходимость танков, особенно по песку и грязи;
  • устаревшая технология изготовления танков, широкое исполь зование соединений на заклепках и болтах.

Всего с 1940 года до капитуляции Италии в 1943 году итальянской промышленностью было выпущено 2300 танков и самоходных артиллерийских установок.Что касается характеристик итальянских бронетанковых войск в начале второй мировой войны, то как пишет немецкий автор, генерал К.Типпельскирх:

"Танковые части состояли в основном из трехтонных усовершенствованных танкеток "Карден-Лойд". Эта машина была вооружена двумя пулеметами и имела лишь противопульное бронирование. Итальянцы располагали всего сотней 11-тонных танков с броней, защищавшей от поражения 20-мм снарядами. Моторизация находилась лишь в зачаточной стадии. Техническое оснащение итальянской армии тормозилось слишком незначительной мощью военной промышленности и нехваткой средств. Моторизованных или танковых дивизий, которые могли бы выдержать сравнение с соответствующими немецкими соединениями, не было. Три дивизии имели организацию, позволяющую перебрасывать их на автомашинах, однако своими автотранспортными средствами они не располагали. Две дивизии были полностью моторизованы, три дивизии можно было с указанной выше оговоркой назвать танковыми".

Японские танки и бронетехника

Далекоидущие захватнические планы правящих кругов Японии требовали от вооруженных сил проведения активных маневренных действий. Потенциальные возможности Японии не обеспечивали стране возможности ведения затяжной войны. Захватить противника врасплох путем развертывания боевых действий без объявления войны, нанести внезапный удар и добиться решающего успеха - вот те основные принципы, которые составляли основу всех оперативных планов армии, отражавших наступательную направленность устремлений Японии. Однако, как и в случае Италии, моторизации вооруженных сил и созданию бронетанковых войск не уделялось должного внимания. Кроме причин экономического характера, таких как недостаток сырьевых ресурсов и ограниченные мощности оборонной промышленности, на развитии бронетанковых войск сказалось соперничество между армией и флотом за приоритетность развития, а также то, что основным средством достижения победы считался высокий моральный дух. В связи с изложенным выше в японские войска в начале и середине тридцатых годов поставлялись малые танки (танкетки) "Текей" типа 92 и "Теке" типа 97, а также легкие танки "Хаго" типа 95. Они имели вполне удовлетворительные боевые характеристики для ведения боевых действий против китайских войск, однако столкновение с советскими войсками у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.) окончилось для них печально.

Японские танки предвоенного и военного производства отличались малым весом, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, но недостаточной механической надежностью, малым внутренним объемом и недостаточными средствами связи. Характерным для предвоенного и военного периода является создание семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых дизельных двигателей воздушного охлаждения и широкое использование их в танках. Эти двигатели имели общую размерность цилиндров поршневой группы, что упрощало снабжение войск запасными частями и проведение ремонта техники.

К концу 1943 года танковый парк японской армии насчитывал немногим более 2000 машин, большую часть которых составляли легкие и малые танки. Максимальный уровень производства танков в Японии был достигнут в 1942 году, когда было выпущено 1300 танков. В дальнейшем производство танков непрерывно уменьшалось. Японские бронетанковые войска состояли из отдельных рот и полков (в составе 3-4 рот), которые придавались пехотным дивизиям и использовались исключительно как средство непосредственной поддержки пехоты. Бронетанковые соединения начали создаваться в японской армии после 1938 года. С учетом опыта боев на Халхин-Голе было принято решение о формировании десяти танковых дивизий. Однако в действительности к началу войны на Тихом океане не было создано ни одной танковой дивизии. Они появились в конце второй мировой войны и были или разгромлены советскими войсками в августе 1945 года, или расформированы в связи с капитуляцией Японии.

Чехословацкие танки и бронетехника

Чехословацкая танковая промышленность, сконцентрированная в основном в двух фирмах - "ЧКД" и "Шкода", была перед захватом Чехословакии Германией высокоразвитой отраслью, ориентированной прежде всего на экспорт. Если в конце двадцатых и начале тридцатых годов она производила бронетанковую технику в основном по лицензии фирм других стран (например, танкетки на основе английских машин "Карден-Лойд"), то в середине тридцатых годов были созданы и выпускались танки и танкетки собственной конструкции LТ-34, АН-IV, Р-1, TNH и LT. Эта техника поставлялась в основном на экспорт. Сама же чехословацкая армия к моменту оккупации имела 418 танков и танкеток. Это была очень неплохая для того времени техника. Состоявшие на вооружении танковых батальонов чехословацкой армии 10,5-тонные танки LT-35, вооруженные 37-мм полуавтоматической пушкой и двумя пулеметами, оценивались как лучшие в своем классе. Количество этих танков составляло 228 единиц. Кроме того, имелось 50 танков LT-34 и 70 малых танков (танкеток) ТС-33 образца 1933 года, вооруженных двумя пулеметами.

Согласно планам Генерального штаба чехословацкой армии, в случае войны эти танки предусматривалось использовать не массировано, а по-батальонно в качестве средства поддержки боевых действий так называемых "подвижных" дивизий и армейских корпусов. Это отчасти объясняется тем, что граница Чехословакии с наиболее вероятным противником - Германией была надежно прикрыта линией закрепленных районов, по своему вооружению и прочности оборонительных сооружений не уступавшей знаменитой линии Мажино. Поэтому танки планировалось применять лишь для ликвидации прорывов на отдельных участках обороны. После оккупации Чехословакии бронетанковая техника ее армии была взята на вооружение вермахта, а танковая промышленность Чехословакии начала работать на нужды третьего рейха.

Современные итальянские танки

В конце 70-х годов танкостроители европейских стран увлеклись идеей постройки относительно недорогих танков, предназначенных для экспорта в третьи страны, главным образом, в государства Ближнего и Среднего Востока. Во Франции таким танком стал АМХ-32, в Англии - «Вэлиэнт», а в Италии - OF-40.

Проектно-исследовательские работы по созданию танка OF-40 фирмами ОТО Мелара и ФИАТ начались в 1977 г. (OF-40: О - начальная буква названия фирмы ОТО Мелара, F - ФИАТ, 40 - примерная масса танка в тоннах). Первый прототип был готов уже в 1980 г. Фирма ОТО Мелара уже имела опыт производства современных основных боевых танков - на ее заводах изготавливали по лицензии для вооруженных сил Италии западногерманские танки «Леопард-1». Кроме того, совместно с немецкими танкостроителями разрабатывался танк «Лайон» - вариант «Леопарда-1», предназначенный для экспортных поставок в страны третьего мира. В конструкции танка OF-40 широко применяются узлы, агрегаты и системы немецкой машины.

OF-40 стал первым танком, спроектированным в Италии после окончания Второй мировой войны. Руководство фирмы ОТО Мелара полагало, что заказы на современный, но в то же время недорогой танк позволят загрузить завод в Специи после окончания производства «Леопардов». Потребность рынка в таких танках, по мнению руководства фирмы, оценивалась в 500 машин. Данный прогноз оказался в корне неверным. Большинство платежеспособных государств третьего мира исповедовало принцип «лучше меньше, да лучше», сделав ставку на действительно современные основные танки, а страны неплатежеспособные довольствовались подержанными машинами, начиная от Т- 34 и заканчивая М 48. Из трех европейских «экспортных» танков только англичанам и итальянцам удалось «пристроить» незначительное число машин.

В 1981 г. фирма ОТО Мелара заключила контракт на поставку первых танков OF- 40 в Объединенные Арабские Эмираты. Первоначально намечалось поставить 25 машин, однако условия контракта были уточнены, и ОАЭ получили итальянские танки двумя партиями по 18 машин в каждой. Танки первой партии - OF-40 Мк.1 - были поставлены в 1981 г. В 1982–1983 гг. в ОАЭ была поставлена вторая партия из 18 модернизированных OF-40 Мк.2 и трех БРЭМ на его базе.

Танк OF-4Q демонстрирует ходовые качества

Танк спроектирован по классической схеме: отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение и вращающаяся башня с пушкой - в средней, МТО - в корме.

Корпус танка сварной, из стальных катаных броневых листов. Броня изготовлена во Франции. Борта корпуса выполнены вертикальными, лобовая часть включает два верхних бронелиста, установленных с большими углами наклона. Толщина лобовых бронелистов 50 мм.

Место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте над местом механика-водителя имеется сдвижной люк. Перед люком установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора: средний взаимозаменяем с прибором ночного видения Аэриталиа LI.

Форма башни скопирована с башни танка «Леопард-1 АЗ». Маска пушки по сравнению с маской пушки танка «Леопард» имеет большие размеры, за счет чего нижняя часть маски перекрывает пространство между корпусом танка и башней, защищая барбет башни от попадания снарядов. Когда пушка развернута вперед, маска орудия частично перекрывает люк механика-водителя и не позволяет ему управлять танком из положения «по-походному» с открытым люком, поэтому при совершении марша башню танка разворачивают на 10–15 град, влево от оси танка.

В башне установлена 105-мм нарезная пушка, разработанная в Италии на базе английского орудия L7. Модернизации подвергся главным образом затвор и противооткатное устройство. Дистанция отката итальянской пушки - 425 мм. Масса орудия 2800 кг. На ствол пушки монтируется термоизоляционный кожух. В боекомплект входят выстрелы, разработанные специалистами фирмы ОТО Мелара: подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, кумулятивный и снаряд с пластическим ВВ; возможно использование всех боеприпасов от английской пушки L7. Боекомплект - 61 выстрел, 19изниххранятся в башне. Практическая скорострельность 9 выстрелов/мин. Углы наведения в вертикальной плоскости от -9 град, до + 20 град. Орудие не стабилизировано, хотя возможность установки системы стабилизации в двух плоскостях предусмотрена. Приводы разворота башни и наведения орудия - электрогидравлические, аварийные - ручные. Максимальная скорость разворота башни - 22,5 град/с, максимальная скорость наведения орудия в вертикальной плоскости - 7 град/ с.

С левой стороны от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет бельгийской фирмы FN; еще один такой же пулемет монтируется на крыше башни рядом с люком командира. Общий боезапас к пулеметам - 5500 патронов. По бортам башни, в ее кормовой части, установлено по четыре гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами.

В башне находятся рабочие места трех членов экипажа. Командир располагается справа от пушки, наводчик - перед ним, а заряжающий - слева от командира. У командира имеется нестабилизированный панорамный перископический оптический прицел SFIM с 8-кратным увеличением; прицел имеет ночной канал с электронно-оптическим усилением изображения. Для определения дальности до цели командир пользуется стадиометрической шкалой. Вокруг командирского люка установлено восемь неподвижных перископических наблюдательных приборов, дающих суммарный круговой обзор. Наводчик использует телескопический прицел фирмы Аэриталиа с 10-кратным увеличением. Оптическая ось неподвижно установленного прицела наводчика параллельна оси канала ствола. Отверстие оптического канала телескопа расположено в маске пушки, справа от ствола. Для измерения расстояния до цели у наводчика установлен лазерный дальномер, ось дальномера также параллельна оси орудия. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG-14LR2 используется аналоговый баллистический вычислитель. Для наблюдения за местностью наводчик может пользоваться перископическим смотровым прибором, еще два таких прибора установлены у заряжающего.

Танк OF-40. Вид 3/4сзади.

Первый серийный танк OF-40 на испытательном полигоне фирмы ОТО Мелара

На башне сохранены посадочные места под оптический дальномер, имевшиеся на башне «Леопарда-1», однако сам дальномер не используется.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен дизельный двигатель жидкостного охлаждения MTU МВ838 СаМ500 V10 мощностью 830 л. с. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ZF 4НР250 монтируется в едином блоке с дизелем. Двигательная установка в основном аналогична применяемой на танке «Леопард-1 АЗ». Модернизация коснулась лишь системы охлаждения, поскольку танк OF-40 предназначался для продажи в страны с жарким климатом. Увеличена площадь радиаторов системы охлаждения двигателя, и установлены дополнительные фильтры типа «Циклон». Замена блока двигателя и трансмиссии в полевых условиях может быть осуществлена за 45 мин., причем на демонтаж блока по нормативу отводится 19 мин.

Справа и слева от двигательной установки расположены топливные баки. Автоматическая система пожаротушения имеется только в МТО.

Подвеска - торсионная. С каждого борта установлено по семь обрезиненных опорных катков и по пять поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков установлены гидравлические амортизаторы. Динамический ход катков - 340 мм. Расположение поддерживающих катков необычное: три катка смещены ближе к задней части корпуса, два - к передней. Гусеница с резинометаллическими шарнирами набрана из 88 стальных траков. Резиновые асфальтоходные подушки траков - несъемные. Ресурс траков - 2500 км.

Ходовая часть прикрыта четырехсекционными двухслойными резиновыми экранами (суммарная толщина - 15 мм), центральные части экранов усилены стальными полосами. Секции экранов откидываются вверх для обеспечения доступа к элементам подвески.

На танке имеется система защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка находится в отделении управления. Имеется возимый комплект оборудования для форсирования вброд водных преград глубиной до 2,25 м; возможна установка ОПВТ, в этом случае танк может преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м.

Танк OF-40 (на переднем плане) и ЗСУ с двумя 35-мм пушками (на заднем плане).

Тактико-технические характеристики танка OF-40 и машин на его базе

Мк.1 Мк.2 «Палмария» БРЭМ
Экипаж, чел. 4 4 5 4
Длина с пушкой вперед, м 9,22 9,22 11,47 7,68
Длина по корпусу, м 8,11 8,11 7,26
Ширина, м 3,51 3,51 3,51 3,51
Высота по крыше башни, м 2,45 2,45 2,87 2,35
Клиренс, м 0,44 0,44 0,44 0,44
Боевая масса, т 45,5 45,5 46 45
Масса пустого, т 43,1 43,1 43,1 43
Удельная мощность, л. с,/т 18,24 18,24 16,3 18,24
Удельное давление на грунт, кг/кв. см 0,92 0,92
Ёмкость топливных баков, л 1000 1000 800 1000
60 60 60 60
Запас хода по шоссе, км 600 600 500 600
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1.1 1.1 1.1 0,7
ширина траншеи, м 3 3 3 3
глубина брода, м 1,2 1.2 1,2 1,2
подьем 60% 60% 60% 60%

Первый танк OF-40 Мк.2 был изготовлен в 1982 г. Модернизация коснулась в основном системы управления оружием. Несколько изменили форму люка над МТО с целью более удобного доступа к двигателю, особенно к местам стыковки дизеля и трубопровода горючего. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG14-LR2A вместо аналогового процессора установлен цифровой (СУО танков Мк.1 также была модернизирована). Прицел командира заменен французским стабилизированным панорамным прицелом SFIM VS- 580. Прицел имеет дневной (с 3- и 10- кратным увеличением) и ночной (с 8- кратным увеличением) каналы. У наводчика имеется два прицела. В основной прицел (с 7- и 14-кратным увеличением) интегрирован лазерный дальномер (определяемые дистанции до цели 400- 3500 м). В качестве вспомогательного используется телескопический прицел, спаренный с пушкой (на Мк.1 этот прицел применялся в качестве основного). Предусмотрена установка телевизионной системы, способной работать в условиях низкой освещенности. Камера монтируется на маске пушки, а видеоконтрольные устройства - рядом с местами командира и наводчика.

Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект к пушке уменьшен до 57 выстрелов, 15 из них размещаются в башне. По требованию представителей армии ОАЭ на башне вместо пулемета винтовочного калибра установлен 12,7- мм пулемет «Браунинг» М2НВ. Блоки дымовых гранатометов перенесены в переднюю часть бортов башни. В ходе испытаний танка в Дубае вероятность поражения целей при стрельбе с ходу составила 50–60 %.

155-мм САУ «Палмария»

Разработка САУ велась параллельно с созданием танка. САУ также предназначалась для поставок на экспорт. Опытный образец построен в 1981 г., серийное производство началось в 1982 г. САУ «Палмария» находится на вооружении армий Ливии (158 установок) и Нигерии (25 САУ); 25 башен закупила Аргентина, где они были установлены на шасси танков ТАМ.

Корпус САУ аналогичен корпусу танка. Вместо башни танка OF-40 установлена башня кругового вращения, вооруженная 155-мм гаубицей. Применение автомата заряжения позволило добиться практической скорострельности 4 выстрела/мин. Углы наведения гаубицы в вертикальной плоскости - от -5 град, до +70 град. Максимальная дальность стрельбы 24 700 м. Боезапас - 30 выстрелов. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибра 7,62 мм, боекомплект к пулемету - 1000 патронов. В передней части бортов башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета.

На САУ установлен восьмицилиндровый дизель MTU МВ-837 Еа-500 мощностью 750 л.с.

БРЭМ на базе OF-40

Три БРЭМ на базе танка OF-40 поставлены вооруженным силам ОАЭ. Корпус, ходовая часть, двигательная установка аналогичны используемым на танке OF-40. Механик-водитель БРЭМ размещается так же, как и на танке, и имеет те же приборы и органы управления. Командир машины и два оператора оборудования располагаются в бронированной рубке, толщина стенок рубки 50 мм. Основным оборудованием БРЭМ являются лебедка, кран и бульдозерный отвал. Все механизмы имеют гидроприводы, продублированные ручными приводами. Резервуар для рабочей жидкости гидросистемы емкостью 540 л установлен в рубке. Тяговое усилие лебедки 36 т, с помощью шкива оно может быть увеличено до 72 т. Длина 32-мм троса - 80 м. Шестиметровая стрела крана смонтирована на поворотном основании в левой передней части корпуса БРЭМ. Максимальный угол поворота стрелы от транспортного положения 270 град. Максимальная грузоподъемность крана 18 т, в положении стрелы, перпендикулярном оси БРЭМ, грузоподъемность уменьшается до 5 т. Бульдозерный отвал монтируется в передней части корпуса. Кроме своего основного назначения, он используется в качестве дополнительной стабилизирующей опоры при работе крана или лебедки. В корпусе машины предусмотрено место для перевозки запасных частей к танкам, электросварочного аппарата и инструмента. Между люками командира и оператора установлен 7,62-мм пулемет на шкворневой турели. На левом переднем угле рубки смонтирован блок из шести дымовых гранатометов.

ЗСУ на шасси танка OF-40

Были изготовлены два опытных образца ЗСУ: один вооруженный двумя 35-мм автоматическим пушками в башне АТАК, другой - одной 76-мм пушкой «Отоматик».

Основной боевой танк С-1 «Ариете»

С-1 «Ариете»

В начале 80-х годов командование итальянской армией приступило к разработке амбициозной программы оснащения вооруженных сил бронетехникой отечественной конструкции. Для разработки и производства бронированных машин в 1984 г. был образован консорциум из двух крупнейших итальянских военно-промышленных групп ОТОБРЕДА и ИВЕКО-ФИАТ. Ведущую роль в создании гусеничных машин играла фирма ОТО Мелара, входящая в группу ОТОБРЕДА, колесных - ИВЕКО-ФИАТ.

Военные планировали снять с вооружения устаревшие морально и физически американские танки М47 и М60А1. Для замены 450 танков М47 предназначались колесные истребители танков «Кентавро», а на смену 250 М60 должен был прийти основной боевой танк итальянской конструкции. Кроме того, программа предусматривала создание гусеничной БМП (VCC-80) и бронеавтомобиля с колесной формулой 4x4 («Пума»). Рассматривалась возможность закупки в ФРГ танков «Леопард-2», но в начале 1984 г. командование итальянской армии решило заказать танк, предназначенный для замены М60, итальянской промышленности.

На принятие решения о разработке собственного танка вместо покупки лицензии повлияли следующие факторы:

Возможность более полного удовлетворения требований заказчика - командования итальянских вооруженных сил;

Большая вероятность экспортных заказов, чем в случае с разработками специальных «экспортных» танков;

Опыт итальянской промышленности, накопленный при лицензионном производстве американских танков М60А1 и западногерманских «Леопард-1», а также при разработке «экспортных» танков «Лайон» и OF-40.

При разработке ставилась задача свести к минимуму использование в конструкции и системах танка компонентов иностранного производства.

Первый прототип танка, получивший название OF-45, вскоре замененное на С- 1 «Ариете» («Таран»), был готов в 1986 г. К 1988 г. закончились заводские испытания шести опытных машин, и они были переданы на войсковые испытания. Официальная презентация нового танка состоялась 30 июня 1987 г. на полигоне Монтеромано.

Изначально не планировалось создания на базе «Ариете» БРЭМ, мостоукладчиков или каких-то других специальных машин. Дело в том, что на вооружении итальянской армии остаются танки «Леопард-1» и специализированные машины на их базе. Итальянские военные считают мостоукладчики и БРЭМ на базе «Леопарда-1» полностью удовлетворяющими их требованиям.

Танки «Ариете» состоят на вооружении только итальянской армии. Окончательная сборка танков производится на заводе фирмы ОТО Мелара в Специи. Вооруженные силы Италии заказали 200 танков С-1. Первые три серийных танка переданы армии в 1995 г. Предполагалось, что темп производства составит 20–30 машин в год, все 200 танков должны были быть переданы итальянской армии до 2001 г. Танки «Ариете» поступили в 132-ю танковую бригаду «Ариете», 32-ю танковую бригаду «Мамели» и 8-ю механизированную бригаду «Гарибальди». На вооружение подразделений первой линии поступили 150 машин, остальные 50 танков «Ариете» получили учебные и резервные части.

Вооруженные силы Испании рассматривали возможность закупки итальянских танков или покупки лицензии на их производство, но в конечном итоге остановили свой выбор на немецком «Леопарде-2». Надежды на получение экспортных заказов не оправдались, что не удивительно. В настоящее время на мировом рынке оружия доминируют проверенные временем и боями машины - американские «Абрамсы», германские «Леопарды-2», британские «Челленджеры», российские Т-80 и Т- 90. Не лишне будет напомнить - за любой крупной сделкой стоит политика. К примеру, у России не хватило политического веса (а может и желания лоббировать на самом высоком уровне), чтобы «продавить» контракт на поставку вооруженным силам Греции танков Т-80, которые с технической точки зрения оказались на полигонных испытаниях в Греции лучшими. Италия является вовсе не политическим «тяжеловесом», а, кроме того, еще и новичком в производстве современных танков. Сочетание двух таких печальных для «макаронников» факторов шансов для «Ариете» на мировом рынке оружия практически не оставляет.

Танк С-1 «Ариете» имеет классическую компоновку; корпус и башня сварены из стальных бронелистов. В лобовой части башни и корпуса используется многослойная броня повышенной прочности, из такой же брони изготовлен бронелист, прикрывающий сверху отделение управления. Масса танка на этапе разработки была ограничена 48-ю тоннами, поэтому броня обеспечивает защиту только от снарядов калибра не выше 105 мм. Установка динамической защиты не предусмотрена.

Рабочее место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной (влево) люк. Впереди него установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора, средний может быть заменен бесподсветочным прибором ночного видения MES VG/DIL 186. Сиденье водителя регулируемое по высоте; подъемный механизм - гидравлический. Управление поворотом танка осуществляется с помощью рулевого колеса. Слева от места механика-водителя находится боеукладка, 8 которой размещаются до 27 выстрелов к пушке. Непосредственно за сиденьем в днище корпуса имеется аварийный люк для выхода экипажа из подбитого танка.

Борта башни выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов. В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная на фирме ОТО-Мелара, длиной 44 калибра. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости - от -9 град, до +20 град. В средней части ствола установлен эжектор, имеется термоизоляционный кожух и устройство выверки прицела, зеркало которого установлено на конце ствола. Стрельба из пушки возможна как боеприпасами итальянской конструкции, так и американскими или германскими. Боезапас - 42 выстрела, 15 из них хранятся в кормовой нише башни. Пополнение боекмплекта и выброс стреляных гильз осуществляется через люк в левом борту башни. В крыше башни, над боеукладкой, сделаны вышибные панели, предохраняющие экипаж от воздействия взрывной волны при детонации боезапаса. Приводы разворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости электрогидравлические, с ручным дублированием. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Слева от орудия установлен спаренный с ним пулемет MG42/59 калибра 7,62 мм, еще один такой же пулемет ставится на шкворневую турель, расположенную на крыше башни рядом с люком командира. Углы обстрела зенитного пулемета в вертикальной плоскости - от -9 град, до + 65 град. По бортам башни монтируются блоки дымовых гранатометов, по четыре в каждом.

Место командира находится справа от орудия, перед ним расположено место наводчика; заряжающий размещается слева от пушки. В крыше башни над местами командира и заряжающего имеются круглые люки, откидывающиеся назад. Перед люком командира установлен датчик предупреждения о лазерном облучении.

Система управления оружием OG-14L3 фирмы Оффичине Галлилео построена на базе)6-разрядного процессора Интел 8086 и математического сопроцессора 8087 и унифицирована с СУО БМП VCC-80 и бронеавтомобиля «Кентавро». Танковая система управления оружием разрабатывалась на основе корабельной СУО и имеет ряд дополнительных функций помимо выработки исходных данных для стрельбы. Модульный принцип построения СУО позволяет выбирать конфигурацию системы по желанию заказчика.

Панорамный стабилизированный оптический прицел командира Галлилео SP-T-694 имеет 2,5- и 10-кратное увеличение (поле зрения 20 и 5 град, соответственно). Прицел разработан совместно с французской фирмой SFIM на основе np 1- цела SFIM VS580. Оптическая головка прицела имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, а угол склонения может меняться в пределах от -10 град, до +60 град. Благодаря большому диапазону изменения углов наведения прицела в вертикальной плоскости возможно наведение пушки на воздушные цели, такие как вертолеты. При перемещениях оптической головки не требуется перемещения головы командира. Командир может «передавать» отмеченную цель наводчику.

Стабилизированный прицел наводчика имеет дневной (с 5-кратным увеличением) и ночной каналы. В ночном канале установлен тепловизор VTG-120, использующий модули прицельной системы ПТУР «ТОУ». Изображение ночного канала может выводиться на дисплей, установленный на приборной панели командира танка. В прицел интегрирован лазерный дальномер Селения MTL8, способный определять расстояние до цели на дальности до 10 км с точностью ± 10 м. Объектив при цела защищен от осколков снарядов и пуль двумя открывающимися бронированными створками. Вспомогательный прицел наводчика - Оффичине Галлилео С-102 - спарен с пушкой и имеет 8-кратное увеличение. Баллистический вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом угла крена цапф орудия, типа боеприпаса, атмосферного давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра. Метеодатчики монтируются на крыше башни. СУО обеспечивает поражение движущихся и станционарных целей с места и с движения.

Дизель ФИАТ V-12 МТСА и трансмиссия ZF LSG-3000

Танк С-1 «Ариете» на автомобильном транспортере

Вокруг командирского люка установлены восемь неподвижных перископических наблюдательных прибора, два таких же прибора монтируются рядом с люком заряжающего и один имеется у наводчика.

Двигатель и трансмиссию разработала и изготавливает фирма ФИАТ. Дизель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого съемного блока. Основной двигатель - 12-цилиндровый четырехтактный дизель непосредственного впрыска ФИАТУ-12 МТСА мощностью 1200 л с. Дизель имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. В задней части дизеля установлено по одному турбонагнетателю на каждый блок цилиндров. Воздухозаборник расположен на крыше МТО, выхлопные газы отводятся через решетки в бортах корпуса. Шестицилиндровые варианты этого дизеля ставятся на VCC-80 и «Кентавро». Трансмиссия автоматическая, немецкой конструкции, ZF LSG-3000, имеет четыре скорости переднего хода и две - заднего. Аналогичные трансмиссии устанавливаются на французский танк АМХ-40, бразильский ЕЕ-Т1/2 и южнокорейский «88».

Два топливных бака установлены по бортам танка в боевом отделении. Для подачи топлива в расходный бак и к дизелю применяется электрическая помпа.

Конструкция ходовой части во многом напоминает ходовую часть танка «Леопард-2». Подвеска опорных катков - торсионная. С каждого борта установлено по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков и по четыре поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков есть гидравлические амортизаторы. Все семь узлов подвески опорных катков имеют гидравлические ограничители хода. Гусеницы такие же, как и на танке OF-40. Ходовая часть танка прикрыта шестисекционными экранами. Экраны изготовлены из композиционных материалов на основе полимерных матриц, такие экраны имеет на 40–85 % меньшую массу, чем традиционные - из стали и резины. Рассматривалась возможность увеличения толщины экрана или применения специальной брони в зоне отделения управления (по типу экранов танка «Леопард-2»), однако эта идея реализована не была. Траки шириной 618 мм имеют съемные асфальтоходные резиновые подушки.

Питание электросистемы танка обеспечивают восемь аккумуляторных батарей емкостью 100 А. ч каждая и электрогенератор мощностью 15 Вт. Четыре батареи установлены с каждого борта в районе 5- го и 6-го узлов подвески опорных катков. Доступ к батареям осуществляется через съемные панели корпуса.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.

Схема танка С-1 «Ариете»

ЗСУ «Отоматик» на базе танка С-1 «Ариете» (вверху справа);

Борта башни С-1 «Ариете» выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов (справа).

Тактико-технические характеристики танка С-1 «Ариете»

Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперед, м 9,67
Длина корпуса,м 7.59
Ширина, м 3,6
высота по крыше башни, м 2,5
Клиренс, м 0,44
Боевая масса,т 54
Удельная мощность, л.с./т 27,4
Удельное давление на фунт, кг/кв. см 0,85
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 2,1
ширина траншеи, м 3
глубина брода, м
без подготовки 1.2
с предварительной подготовкой 2,1
подъем 60%

Из книги Техника и вооружение 2004 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 1 автора Иванов С. В.

2.1 Итальянские управляемые торпеды Впервые идея создания торпед, управляемых живым человеком, появилась в конце Первой Мировой войны в Италии. Управляемые торпеды в других европейских языках называются: human torpedoes по-английски. torpilles humaines по-французки, menschliches Torpedos. bemannten

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

2.2. Итальянские миниатюрные подводные лодки Итальянский ВМФ уже в июле 1915 года, почти сразу после вступления страны в Первую Мировую войну на стороне Антанты, приступил к созданию первой миниатюрной подводной лодки. Лодку планировалось использовать в прибрежных районах

Из книги Снайперская война автора Ардашев Алексей Николаевич

2.2.1. Итальянские сверхмалые подводные лодки «тип СА» В момент вступления Италии в войну 10 мая 1940 года, итальянский ВМФ располагал всего двумя миниатюрными подводными лодками, которые к тому же практически не годились для боевого применения. К тому времени полностью

Из книги Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

7. Современные снайперские винтовки

Из книги История артиллерии [Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века - начало XX] автора Хогг Оливер

Современные снайперские винтовки Их можно условно разделить на три основных класса в зависимости от решаемых с их помощью задач и дистанции прицельного огня.1-й класс включает оружие, предназначенное для снайперской работы на дистанциях до 200 метров. Это, как правило,

Из книги Линейные корабли типа "Конте ди Кавур" автора Михайлов Андрей Александрович

Современные ВДВ Советские Воздушно-десантные войска, родившиеся 2 августа 1930 г., закономерно вышли по своей мощи на первое место в мире. Сегодня отечественные воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России. В их

Из книги автора

Современные боевые ножи Под термином «боевой нож» в данном случае мы будем понимать короткоклинковое оружие, предназначенное в первую очередь для боя. Основным потребителем подобных ножей, использующим их по назначению, являются различные отряды специального

Из книги автора

Итальянские пушки Италия была одна из первых стран, принявших концепцию артиллерии. Имеется масса свидетельств XIV–XV веков ее использования в этой стране. Вероятно, поначалу производство пушек в Италии развивалось более быстрыми темпами, чем где-либо в Европе. Из архивов

Из книги автора

Итальянские линейные корабли в первую мировую войну и 20-е годы Во время первой мировой войны Италия, вступившая в нее в 1915 г., располагала 17 линейными кораблями. Только шесть из них были современного, дредноутного класса: первый итальянский дредноут "Данте Алигьери",

Из книги автора

Итальянские линейные корабли после второй мировой войны Летом 1945 г., вскоре после окончания войны в Европе, между Италией и союзниками начались переговоры с целью подписания мирного соглашения.Одной из целей итальянского правительства было избежать передачи военных

Средние танки Италии

В 2018 году в игре появятся две европейские нации: Польша и Италия. Январский супертест Progetto M35 mod 46 подтвердил, что дерево исследований новой нации будет полностью состоять из итальянской техники. Сегодня рассказываем о новичках.

ПРИМЕЧАНИЕ: в следующем за 1.0 обновлении разработчики добавят дерево исследований, состоящее из 11 итальянских средних танков. Машины с I по VII уровень олицетворяют собой историю итальянского танкостроения от ранних проектов на низких уровнях до послевоенных машин на средних и высоких уровнях. Однако самой интересной частью ветки станут машины VIII–X уровней, у которых будет новая система заряжания, а точнее система дозаряжания. Эта система автоматически начинает дозаряжать снаряд в магазин, даже если «барабан» ещё не был опустошён.

Немного истории

Новая ветка средних танков охватывает три периода итальянского танкостроения: робкие первые шаги, развитие и послевоенный период с ориентацией на запад.

  • Первые шаги: лидирующую позицию в танкостроении того времени занимала Франция. Итальянские машины вдохновлялись, а иногда и слепо копировались именно с французских образцов. Далее итальянцы экспериментировали, внося в разработку собственные идеи. Отличительными чертами были лёгкое бронирование и разнообразные калибры орудий.
  • Этап развития: попытка соответствовать стандартам, заданным танковыми державами. Главным образом это касалось повышения огневой мощи и утяжеления бронирования. Изначально запланированные как тяжёлые танки, с конвейерной ленты в результате сошли именно средние танки.
  • Послевоенный период с ориентацией на запад: теперь речь шла о мобильности, высокой огневой мощи и хороших углах вертикального наведения при слабом бронировании. Время всё меняет…

Обзор машин I–VII уровней

Первое, что вы сразу же заметите, - это выбор между машинами M14/41 и L6/40 на II уровне. Каждый из этих танков оставил значительный отпечаток в истории итальянского танкостроении.

Разработчики отдают им дань уважения, добавляя обе эти машины, чтобы игроки могли опробовать каждую. M14/41 не удивит вас своей скоростью, однако доступно разъяснит противнику кто есть кто благодаря своему 47-мм орудию.

L6/40 обладает отличной для своего уровня скоростью и 20-мм противотанковым пулемётом. Узнайте больше об этих двух серийных машинах, а также об их старших братьях на пути к «топовой» технике итальянской ветки!

Уровни VIII–X: система дозаряжания

Благодаря новой механике дозаряжания вы сможете использовать высокоуровневых итальянцев одновременно как танки с цикличной и магазинной системой заряжания. По сути, данная система является сочетанием «барабанной» и стандартной систем.

Сразу же после выстрела механизм начинает дозарядку нового снаряда в магазин. Чем больше снарядов уже в магазине, тем быстрее заряжаются недостающие.

Первый снаряд будет заряжаться дольше остальных, последующие всё быстрее и быстрее. Если вы совершите выстрел до зарядки снаряда, процесс будет прерван и начнётся заново.

Вы спросите: в чем же преимущество? Вот простой совет: анализируйте ситуацию в бою и пользуйтесь «барабаном» ситуативно.

Выстреливайте весь магазин, если уверены, что у вас будет время на перезарядку. Совершайте одиночные выстрелы, пока противника нельзя будет «забрать» с «барабана».

Таким образом вы сможете вести беспрерывный огонь, и противник не будет знать, на каком этапе перезарядки вы находитесь в текущий момент. Кроме того, вам не придётся беспокоиться о перезарядке магазина: он начнёт дозаряжаться сразу же после выстрела.

Теперь, когда мы разобрались в основах механики дозаряжания, давайте поближе познакомимся с машинами, на которых она будет доступна.

Как видите, топовые машины последовательны - а это означает, что навыки, полученные на VIII уровне, будут использованы и на X уровне.

Avanti, танкисты !

P. S. Ах, да. Чуть не забыли про главный вопрос. Пиццу неудобно возить в танке, поэтому итальянские танкисты предпочитают спагетти с мясным соусом.

Итальянские танки

«Итальянцы» - не просто очередная нация в игре. Имея в своём арсенале механику дозарядки магазина, высокоуровневые итальянские танки принесут в игру новые возможности.

Игра с дозарядкой барабана потребует от вас чёткого контроля за боевой ситуацией и собственными действиями, но, как только вы освоите эту механику стрельбы, результат превзойдёт ваши ожидания.

В обновлении 1.0.1 в игру будут добавлены одиннадцать лёгких и средних танков, которые условно можно разделить на три основные категории:

  • Низкоуровневые машины . Первые шаги итальянского танкостроения, период копирования удачных зарубежных проектов, а также время собственных робких экспериментов. Классические низкоуровневые итальянские машины - это слабобронированные танки с орудиями небольших калибров.
  • Среднеуровневые машины . Период развития: военный опыт внёс свои коррективы в танкостроение и заставил Италию «догонять» танковые державы. Броня стала толще, а орудия увеличились в калибре.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: В итальянской классификации разработки начала 40-х годов эти танки числились как тяжёлые, но на фоне техники ведущих танковых держав они скорее были средними.

  • Высокоуровневые машины . Послевоенный период с сильным влиянием сложившейся в те времена западной школы танкостроения. Подвижность, отличные орудия, хорошие углы склонения и незначительное бронирование. Изюминка ветки - эксперименты над механикой дозаряжания.

Как работает механизм дозарядки

В режиме магазинной стрельбы механизм дозарядки позволяет выстреливать по одному снаряду каждые 2 секунды. Если ситуация в бою того потребует, вы сможете уверенно стрелять одиночными.

Все довольно просто: снаряды последовательно заряжаются в кассету (для каждого снаряда отдельный таймер). Первый снаряд подгружается в кассету дольше всего, затем время дозарядки постепенно снижается. Можно открывать огонь как после зарядки барабана, так и после зарядки первого снаряда.

В обоих случаях после каждого выстрела увеличивается время дозарядки следующего снаряда: это то самое время, с которым снаряды по порядку заряжались в самом начале. Дозарядка снаряда в барабан начинается сразу после выстрела. Время перезарядки снаряда в барабане - 2 секунды.

Важный момент! Если вы сделаете выстрел в то время, когда происходит дозарядка снаряда в барабан, таймер обнулится и снаряд начнёт загружаться заново. Если говорить о Progetto M35 mod 46, то снаряды дозаряжаются со скоростью 12/9/8 секунд.

При этом время дозарядки можно сократить, если установить Досылатель, Улучшенную вентиляцию, прокачать умения экипажа или использовать снаряжение.

Название подразумевает, что речь пойдет и о бронеавтомобилях, и танках одновременно, и это действительно так, поскольку по-другому о бронированных сухопутных машинах и не расскажешь. В отличие от других воевавших стран, техники у Италии было мало, меньше, чем у других. Но это не значит, что она не оставила определенного следа в . Там были свои крупные автомобильные фирмы, а там, где есть такие фирмы, всегда будут и броневики.

«Лянча» IZ. Фотография военных лет

Причем первые бронеавтомобили в Италии появились еще до войны, а именно в 1911 году. Это были два (всего два!) бронеавтомобиля (Autobliudata), спроектированные и построенные в инициативном порядке талантливым инженером Джустино Каттанео на уже известной тогда своими машинами фирме «Изотта-Фраскини» в Милане. Масса броневика составляла примерно 3 т. Формула шасси 4x2. Задние колеса были сдвоенные, на передние установлены дополнительные обода для улучшения проходимости, шины бескамерные, наполненные губчатой резиной. Максимальная скорость была около 37 км/ч. Бронекорпус закрывал даже задние колеса, но толщина брони составляла всего лишь 4 мм. Вооружение: два пулемета - один во вращающейся башне, другой должен был стрелять через амбразуру в кормовом листе корпуса.

Годом позже появился однобашенный броневик «Фиат», и одновременно с ним свою версию бронированного авто предложила фирма «Бьянки», опять же из Милана. Внешне броневики «Изотта-Фраскини» и «Бьянки» очень похожи, включая округлый капот и башню, и отличаются лишь отдельными деталями. Масса броневика тоже около 3 т. Формула шасси 4x2. Задние колеса сдвоенные. Мощность двигателя - 30 л.с. Бронирование до 6 мм. Вооружение: два пулемета, имевших аналогичное размещение, как и у «Изотта-Фраскини». С 1913 по 1916 год на фирме «Бьянки» было построено не менее четырех прототипов бронеавтомобилей, причем варианты «1915» и «1916» разительно различаются.


БА «Бианки» обр. 1915 года

А вот БА «Фиат-Терни» (также называемый «Фиат легера» или «Типо Триполи») в Италии был выпущен… в конце 1918 года! А назван он был так потому, что выпускался на металлургическом заводе в Терни в Умбрии. Конструкцию разработали на сталелитейной фабрике «Сосьете Терни» и, надо сказать, что итальянцам удалось то, чего не удалось в то время больше никому, а именно создать «абсолютный» для своего времени БА. Именно у них получилась простая, но прочная и надежная машина с надежным шасси и двигателем от знаменитого грузовика «Фиат 15».


«Фиат-Терни» имел очень простой и функциональный дизайн

Это был небольшой броневик: 4,54 м в длину, 1,70 м в ширину и 3,07 м в высоту, вооруженный одним пулеметом M1914 «Фиат-Ревелли» с водяным охлаждением калибра 6,5 мм. По крайней мере, одна машина была оборудована - наверное, в качестве эксперимента, - башней от британского БА «Ланчестер». Но этим итало-британское сотрудничество в этой области завершилось.


Столь живописно раскрашенная башня служила для опознавания


А вот так это было решено в цвете!

Ну, а в чем же его совершенство? А вот в чем - машина состояла всего лишь из четырех броневых деталей очень простой формы: броневого капота над мотором, цилиндрического основания башни, которое одновременно являлось кабиной водителя (до такого никто не додумался!), собственно башни и «кормового модуля» очень простых очертаний. То есть дизайн машины был на порядок более простым, чем у того же британского «Ланчестера», а это говорит о многом.

Но вот повоевать-то ему на полях «Великой войны» как раз и не пришлось. 12 броневиков были отправлены в Ливию в 1919 году, где они вместе с «Лянча» IZМ сражались в составе двух подразделений бронированных автомобилей. Они также использовались в качестве машин сопровождения на линиях снабжения, но также показали себя и как хорошие разведчики, успешно действующие в сотрудничестве с воздушной разведкой. Когда Италия вступила во Вторую мировой войну в 1940 году, около 10 бронированных автомобилей «Фиат-Терни» еще использовались в Ливии, хотя некоторые из них прошли уже по нескольку модернизаций.


«Фиат-Терни» под пальмами Эфиопии

Однако самым массовым итальянским бронеавтомобилем, своего рода «визитной карточкой» итальянской колесной бронетехники Первой мировой войны, стал БА «Лянча». Их было построено достаточно много, и они использовались против австрийских и позже немецких войск. Некоторые из них были захвачены немцами и применялись для оснащения собственных бронечастей, а также для подготовки и вооружения ими американских войск в Италии.


«Лянча» IZ

Сделала его фирма «Ансальдо» из Турина, взяв за основу легкий грузовик на пневматических шинах со сдвоенной задней парой. Машина была очень хорошо бронирована. Толщина бронелистов из хромоникелевой стали спереди достигала 12 мм, а по бортам - 8 мм, чем мог тогда похвастаться не всякий танк. Однако самым необычным в этом БА была его двухъярусная башня. Причем в большей, нижней башне находилось сразу два пулемета, а в верхней, маленькой, с независимым вращением - один! Это давало ему возможность широкого маневра огнем и позволяло не только обстреливать одновременно две разные цели, но и концентрировать очень сильный огонь на одной! Пулеметы использовались двух типов: французские «Сент-Этьен» калибра 8-мм, которые французы поставляли всем, кому не лень по принципу «бери боже, что нам негоже» и собственно итальянские «Фиат-Ревелли» обр. 1914 года.

Другой оригинальной особенностью этого БА были «рельсы» для резки колючей проволоки, установленные над капотом, чтобы проходить через проволочные препятствия натянутые поперек дороги. Экипаж машины был достаточно велик и состоял из командира машины, водителя, трех пулеметчиков и механика.

Автомобиль весил около 3950 кг, включая боекомплект из 25000 патронов. Двигатель мощностью 70 л.с. давал возможность развивать максимальную скорость около 70 км/ч. Радиус действия был около 500 км. Длина автомобиля составила 5,24 м, ширина 1,9 м, высота 2.89 м, колесная база 3,57 м.


«Лянча» IZМ

Модель IZM была практически идентична первому образцу за исключением того, что небольшая башенка была ликвидирована, а третий пулемет установлен в задней части корпуса и обращен назад. Интересно, что на месте верхней башенки имелся люк, через который из третьего пулемета можно было стрелять даже по самолетам! Обе модели использовались итальянской армией длительное время, как во время гражданской войны в Испании, и в Эфиопии, так и в Восточной Африке во время Второй Мировой Войны.


Мне всегда было немного жалко немцев, хотя они и захватчики: ну на каком откровенном дерьме приходилось им воевать!

А что с танками? С танками итальянцам опять-таки и повезло и не повезло одновременно. Учитывая тот факт, что основную борьбу итальянская армия вела в высокогорных районах на границе с Австро-Венгрией, танки ей были без надобности. Тем не менее, в 1916 года капитан Луиджи Кассали предложил построить бронированные машины, способные двигаться по пересеченной местности резать колючую проволоку. Машина получила две пулеметные башни и резак похожий на французское устройство Бретона-Прето. Но проект был заброшен после того, как испытания доказали ее практическую непригодность. Но итальянцы не отчаялись, а сразу же взялись за новый проект, получивший название «Фиат 2000». Работы началась в августе 1916 года, а первый танк был готов в июне 1917-ого. (Отсюда и его альтернативное название «Тип 17».)

И вот тут-то и выяснилось, что итальянцам удалось то, чего не удалось ни англичанам, ни французам, ни немцам, а именно - создать самый совершенный и хорошо вооруженный танк Первой мировой войны! Начнем с того, что это был первый тяжелый танк с орудийной башней, да еще к тому же и полусферической формы. Водитель имел великолепный обзор, и мог вести наблюдение либо через люк, либо через перископ - уровень заботы о человеке так и недостигнутый на танках французов и англичан! Двигатель был размещен сзади, что делало его менее подверженным повреждениям. Экипаж имел много места внутри, так как большая часть механизмов находилась под полом. Это было намного практичнее и британского, и немецкого, и французского дизайна.

К тому же танк был очень сильно вооружен. На нем стояла 65-мм короткая пушка (L/17), которая могла вести огонь на 360°. При этом ствол ее имел углы склонения и возвышения от -10° до +75°. То есть возможности маневра огнем у этого танка были очень широкие. Он нес не менее семи 6,5-мм пулеметов «Фиат-Ревелли» (6 в амбразурах и 1 запасной), установленных таким образом, что каждый из них имел горизонтальный угол обстрела в 100°. В корму и по бортам огонь вели сразу три пулемета, а вперед - два.


«Фиат 2000» в городе. Хорошо виден большой люк водителя

Ходовая часть состояла из десяти опорных катков, восемь из которых были сгруппированы в пары. На танке применялись эллиптические листовые рессоры. Толщина брони варьировалась от 15 до 20 мм. Правда и весил танк 40 тонн. Мощность 12-тицилиндрового двигателя фирмы «Фиат» составляла около 240 лошадиных сил, что позволяло ему развивать максимальную скорость около 7 км/ч, что является довольно хорошим показателем по сравнению с другими танками того времени. Правда, запаса топлива хватало всего лишь на 75 км по шоссе. Он легко преодолевал препятствия и благодаря широким гусеницам имел неплохую проходимость на слабых грунтах. Длина составляла 7,378 м, ширина - 3.092 м, высота - 3,785 м. Танк преодолевал склоны в 35° - 40°, рвы шириной 3 - 3,5 м. Брод и вертикальные препятствия до 1 м.


Все познается в сравнении: «Фиат 3000», «Рено» FT-17, «Шнейдер» СА1 и «Фиат 2000»

До конца войны в 1918 году было сделано всего два таких танка, но неясно, были ли они когда-либо использованы в бою.


«Фиат 2000» вид с кормы

В Ливии обнаружилось, что средняя скорость танка составляет всего 4 км/ч, поэтому вскоре от их применения там отказались. Один из них остался в Ливии, а другой вернулся весной 1919 года в Италию, где был продемонстрирован публике в присутствии короля на римском стадионе. Танк показал целый ряд трюков: въехал на 1,1-метровую стену, затем проломил стену высотой 3,5 м, переехал траншею шириной 3 метра и повалил несколько деревьев. Однако это впечатляющее представление не вызвало к нему интереса публики, и вскоре этот танк был забыт. В 1934 году он опять участвовал в параде, для чего его заново раскрасили и даже перевооружили: два передних пулемета заменили на 37-мм L/40 орудия. Позже он был установлен в Болонье в качестве памятника, однако дальнейшая его судьба, также как и судьба танка оказавшегося в Ливии, неизвестна.


«Фиат 2000» с 37-мм орудиями

В 1918 году Франция поставила Италии один «Шнейдер» и несколько легких «Рено» FT-17. Итальянцы сделали на последнюю машину дополнительный заказ, но в то время Франция едва обеспечивала танками собственную армию и не могла удовлетворить заявку итальянцев. По этой причине те решили самостоятельно строить танк, подобный «Рено» FT-17, но с использованием узлов и деталей отечественного производства. Разработку танка осуществили фирмы «Ансальдо» и «Бреда», а заказ на производство 1400 машин был размещен на фирме «Фиат». Однако в связи с окончанием Первой мировой войны в 1918 году заказ был сокращен до 100 единиц. И опять же получилось так, что итальянский танк «Фиат 3000» получился во всех отношениях совершеннее французского. Он был компактнее и легче при том же бронировании. Двигатель на нем стоял поперек корпуса, а вооружение было более мощным, в особенности пушечное - та же 37-мм пушка, как и у французов, но с большей дульной энергией. Но время таких танков скоро прошло, и итальянцам только и осталось, что констатировать: к раздаче призов за самые лучшие танки Первой мировой войны они опоздали!


«Фиат 3000» и рядом с ним бравые итальянские танкисты


А вот так «Фиат 3000» выглядел внутри

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...