Технологическая карта урока на тему имя существительное. быстро ходить – быстрая ходьба

Орфографическая разминка

На карточках слова с разными орфограммами, а на обратной стороне проверочное слово)

На партах возьмите карточку розового цвета (на карточках слова разных частей речи)

Двигаясь по классу, общаясь друг с другом, вам надо создать группы.

Принцип построения вы выбираете сами.

Что объединяет эти группы? (глаг., сущ., прил. – части речи)

Какую часть речи мы изучаем?

Тема урока: Имя «Существительное» (Слайд 1)

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

Лев Васильевич Успенский, русский писатель (обращаясь к портрету)(Слайд 2) говорил об этой части речи так: ««Имя существительное – это хлеб языка»

– Теперь, пожалуйста, подумайте, почему Л. Успенский так утверждал?

ВЫВОД:

Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных.. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам

А сейчас мы попробуем убедиться в справедливости слов Л.Успенского

По опорным словам (слова, которые были на карточках) и картине «Зима» (Слайд 3 ) напишем сочинение-миниатюру на тему «Зима в лесу».

А чтобы вы себя представили в зимнем лесу, я включу музыку Чайковского «Времена года» Январь

Сигналом к окончанию работы, послужит окончание музыки.

Познакомьте нас со своей творческой работой

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

Слава Успенского будут эпиграфом нашего урока

«Имя существительное – это хлеб языка».(Слайд 4)

Вспомним, что знаем о существительном.

На экране: (Слайд 5)

Закончите предложения:

Имя существительное – это __________, которая обозначает _________________ и отвечает на вопросы _______?,________?_.

Бывают одушевленные и ____________, собственные и ________________.

Существительные имеют ________ склонения ________. Изменяется по __________ , ___________ и _________.

В предложении являются _____________ и __________________________________________.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, события, явление природы и отвечает на вопросы кто, что? Бывают одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные.Существительные имеют 3 склонения,. Изменяется по числам и падежам. В предложении являются главными и второстепенными членами

– Вы вспомнили все, что знали о существительном.

4 . Определим скл. сущ. -Участники № 2 раздать по 1 листочку. Вам надо подобрать по одному слову 1- ого скл., Стол № 1 ,2,

Стол № 3,4 – слова 2 склонения

Стол № 5- слова 3 скл

Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

Положите на центр стола словом вверх.

Как только слово произнесено одним учеником, другие ученики не должны его повторять.

Так повторяем, пока не используете все листочки.

– Слова 1- ого склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 1-ое склонение?

– Слова 2- ого склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали во 2-ое склонение?

– Слова 3- его склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 3-е склонение?

На партах возьмите карточку голубого цвета (на карточках слова с безударными падежными окончаниями сущ., а на обратной стороне правильное написание слова с объяснением)

По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните передвигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола и обсудите написание слова.

3 Работа с предложением

Самостоятельно записывают предложение под диктовку)

На берез… лежат пушистые шапки снега.

Задание: найти существительные, указать падеж)

– Как определить падеж существительного?

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1)найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос;

2)по вопросу и предлогу определить падеж.

Перед вами на листочках тест по русскому языку «Имя существительное».

На обратной стороне листочка фамилия товарища, посмотрите, с кем у вас назначена встреча на … часов. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на … часов, обсудите ваше задание, а в конце поблагодарите за работу.

Совпали ли ваши ответы с товарищем?

Сверить с образцом (Слайд 6)

Тест по русскому языку «Имя существительное».

1.Выберите имя существительное:

а) превосходный;

б) пишет;

в) я;

г) надёжность.

2. В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим:

а) дательном;

б) предложном;

в) творительном;

г) именительном.

3. Укажите словосочетание, в котором имя существительное имеет окончание

–е:

а) достал из речк…;

б) подарок для бабушк…;

в) отдыхал в деревн…;

г) причалил к пристан… .

Подведём итог урока.

Посчитайте, сколько баллов вы набрали и оцените свою работу в зависимости от количества набранных баллов.

Встаньте, задвиньте стульчики, подойдите в центр класса. На стенах мы видим таблички. Что написано? (пословицы) Прочитаем пословицы.

Не пером пишу, а умом.

Учёба и труд к победам ведут.

Тот шумит много, кто делает мало.

Ум хорошо, а два лучше

Подойдите к той пословице, которая характеризует вашу работу на уроке.

Посмотрите, как мы дружно работали, а увлекла нас какая часть речи? СУЩ.

Надеюсь, вы убедились в справедливости слов Л .Успенского,которые были нашем эпиграфом?

(ЧТЕНИЕ ХОРОМ) (Слайд 7)

Углубление понятия «имя существительное»

Станция «Теоретическая»

Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «что?» или «кто?» разве слова доброта, милосердие, сострадание - это предметы?

Дело в том, что в языкознании термин «предмет» употребляется в широком значении, а какие это значения, вы узнаете, выполнив следующие задания.

Задание 1.

Милые люди - милость людей; добрый человек – доброта человека; голубое небо – голубизна неба; синий туман – синь тумана.

Привести примеры существительных, обозначающих признак, качество.

Благодаря хорошим знаниям машинистов, слаженной работе бригад, мы с Незнайкой успешно прибыли на станцию «Значение». Едем дальше – Незнайка, мы все ближе к твоему дому. Но что это? Горит красный сигнал светофора. Дальше ехать нельзя, потому что рельсы размыты весенним паводком. Теперь за дело примутся монтёры пути и, успешно выполнив задание, они тем самым отремонтируют железнодорожный путь.

Задание 2.

Сравнить однокоренные слова: что между ними общего? А в чём различие?

Глубоко дышать – глубокое дыхание;

мыслить вслух- проговаривать мысль;

любить маму – любовь к Родине

быстро ходить – быстрая ходьба;

перелетать осенью – осенний перелёт.

Задание 3.

На столе у вас лежат карточки, на них обозначен номер вашей группы. Прочитайте слова и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия.

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, синева, Россия, стрельба, бактерия, сливки, беседа, свежесть, прыжок, собака, Зея, концерт.

1-я группа - названия лиц (мужчина, девочка, девушка).

2-я группа - названия вещей (шкаф, дверь, лопата).

3- группа - названия веществ (мука, молоко, сливки).

4 -я группа - названия живых существ и организмов (собака, акула, бактерия)

5-я группа - название действий (прыжок, стрельба, бег).

6-я группа – географические названия (Россия, Амур, Зея).

7 –я группа - названия признаков (свежесть, доброта, синева).

8 –я группа - названия фактов, событий, явлений (концерт, беседа, наводнение).

Сделаем вывод о значениях имени существительного.

Прибываем на станцию «Морфологические признаки». Незнайка почти уже дома. Нужно выйти на главную дорогу, а чтобы наш состав был принят на этот путь, дежурные по станции должны выполнить следующее задание.

Задание 4.

Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Солнце, огонь, карта, дерево, медвежонок, папка.

Дежурные по станции успешно справились с заданием, члены бригад дружно им помогали, и наш поезд принят на главный путь. Стоянка поезда – 5 минут. За э то время осмотрщики вагонов должны осмотреть состав и устранить выявленные неисправности колёсных пар.

Задание 5.

Распределите имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые. Сделайте вывод.

Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Опозданье. Незачет.

Перемена. Поведенье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.

Задание осмотрщиками вагонов выполнено успешно, и мы отправляемся на конечную станцию. Наше путешествие протекает успешно, но мне сейчас доложили, что пропала связь, и машинист не может доложить дежурному по станции о нашем прибытии. Как же мы довезем Незнайку? Где наши электромеханики связи? Принимайтесь за дело!

Задание для электромехаников связи.

Разберите предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного.

Труд кормит, а лень портит.

Синичка – невеликая птичка.

Сердце сердцу весть подаёт.

На языке мёд, а под языком лёд.

В саду горит костёр рябины красной…

Мы приближаемся к концу маршрута, Незнайка очень рад! Давайте, ребята, повторим для нашего друга, что узнали об имени существительном.

По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном как о части речи.

(Ключевые фразы конспекта вынесены на слайд.)

Опорный конспект

1. Имя существительное – отвечает на вопросы…

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевлённое и …, род…, склонение.

3. В предложении является…

Самостоятельно выполните упражнения.

Расскажите об имени существительном по опорному конспекту.

Наш друг счастлив, благодаря вам он узнал столько нового о существительном и попал домой.

А что нового узнали на уроке вы?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: перед вами карточки трех цветов: красного, желтого и коричневого. Если вам на уроке все было ясно и понятно, то выберите красную карточку, если не все было ясно – желтую, если же ничего не понятно – то коричневую. Теперь давайте наше дерево(на доске ватман с нарисованным деревом без листьев) заполним вашими листьями-карточками

У рок русского языка в 5 классе « Имя существительное”

Цели:

    систематизировать ранее изученное о существительном;

    углубить понятие о роли существительных в речи;

    повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

    определять синтаксическую роль существительных в предложении

    способствовать развитию ов самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;

    способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению ировать информацию и делать выводы;

    содействовать формированию осознанного а к изучению русского языка.

Вид урока : урок актуализации знаний и умений, повторение ранее изученного о существительном

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http :|// www . net ; http :|// www . zavuch . info ; http :|// www . intergu . ru ; http :|// www . festival .1 septembr . ru . html

Оборудование: интерактивна доска, компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал: фотографии с видами городка, карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов.

Основные понятия: общее грамматическое значение, морфологирческие признаки, синтаксическая роль

Технологическая карта урока:

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия ученика

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной, сказочной стране. «Имя существительное». Приобретайте билеты на экскурсионный автобус, ответив на вопрос. Для этого нужно назвать части речи слов в стихотворении, записанном на доске:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Полет чаек.

Игра волн.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

За правильный ответ каждый получает смайлик.

Молодцы! Верно! Наша сказочная страна называется «Имя существительное».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л : , смыслообразование; П :моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р : , волевая саморегуляция; К : учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

II . Актуализация знаний. Объявление темы и целей урока

Запишите тему нашего урока: «Имя существительное ».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).

Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Имя существительное- удивительная часть речи» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают

по опорной схеме.

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

I II. Творческая практическая деятельность

1 станция «Спрятанное слово»

-Для чего необходимы имена существительные?

Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести

1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.

2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)

3) Синоним слова бескорыстие

4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей»

5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»

6) войсковое подразделение,состоящее первоначально из ста человек.

7) Синоним слов «работа, занятие»

8) Часть суток от захода до восхода солнца

Какие словари помогли мне подготовить данное задание?

Какое «спрятанное» слово получилось?

Какое оно имеет отношение к существительному?

Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку

2 станция «Число»

Поставьте существительные ед.ч. во мн.ч.:

Книга, край, окно, поле, друг, мастер, парта, ученик, лев.

Поставьте существительные мн.ч. в ед.ч.:

Мальчики, девочки, деревья, облака, песни, леса, стулья.

Какие окончания имеют существительные во мн.числе?

С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные мн.ч.

Какой признак бывает трудно определить у существительных во мн. числе?

3 станция «Число»

Групповая работа. Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)

Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.

Называют словари.

определяют слово «сущность»

Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).

Работают в парах: выполнив задание самостоятельно, обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

П: , синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р : , ; К : учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

3 станция «Род»

Отгадайте загадки и определите род:

Не шумит в реке камыш,

Не шумит под полом …(мышь-ж.р.).

В этот час такая тишь!

Только слышно: «Спи…(малыш-м.р.)

Кругла, а не мяч,

Желта, а не репа. (луна-ж.р.)

4 станция «Склонение»

Работа по упражнению 96 в учебнике. Рассмотрим таблицу.

Выпишите из стихотворения А.Фета «Это утро, радость моя…" по 5 существительных.

1 склонение

2 склонение

3 склонение


5 станция «Падеж»

Работа по упражнению 99 в учебнике. Рассмотрим таблицу.

Выполнение упр.100.

6 станция «Орфография»

Учитель читает загадки. Отгадки (ро жь , гра ч ту ч)

Прочитаем орфограмму №8 на странице 47.

Выполним упражнение 98

Коллективная устная работа.

Делают выводы, слушают ответы товарищей, дополняют.

2 ученика работают у доски на оценку. Все учащиеся выполняют упражнение в тетради, контролируя работу у доски.

Ученики отгадывают загадки, записывают их на доске. Формулируют совместно с учителем вывод о правописании ь после шипящих на конце слова.

Ребята по цепочке выполняют упражнение на доске и в тетрадях, получая смайлик.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

IY. Закрепление.

Рефлексия деятельности.

7 станция «Морфологический разбор имени существительного»

Задание: произведите морфологический разбор слов: речь, стол, парта

Подведение итогов работы.

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

Что нового вы узнали для себя на уроке?

Довольны ли своей работой?

Самооценка знаний:

Зеленый - понял, могу ответить на все вопросы

Желтый - испытываю затруднения

Красный - понимаю, но не могу самостоятельно ответить

Молодцы! Зеленый свет-путь к знаниям открыт

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Фиксируют результаты

К.осуществляют совместную деятельность умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Класс: 2 класс

Тема урока : «Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные».

Цели урока: актуализировать знания о группе слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что? ; научить: определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать свое мнение.

Тип урока : изучение нового материала

Задачи: Образовательные - познакомить учащихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными; развитие умения распознавать слова в тексте, правильно употреблять и определять; Развивающие - развивать речь, воображение, мышление, память учащихся; обогащать словарный запас учащихся; Воспитательные - создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка; воспитание любви к русскому языку.

Планируемые результаты: Личностные УУД - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные УУД - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные УУД - делать выводы на основе обобщения; называть синонимы, находить их в тексте, умение правильно сочетать синонимы с другими словами. Коммуникативные УУД- подтверждать аргументы фактами; слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: доска, учебник, тетрадь, мультимедийная установка

Литература:

    Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – 256 с. – (Качество обучения).

    Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Русский язык. Методическое пособие./ Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина/ - М.:Просвещение/Учебник. 2013.

    Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б.: Русский язык. Учебник. В 2 ч. Часть 2./ Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина / - М.:Просвещение/Учебник. 2013.

    Желтовская, Л.Я. Калинина, О.Б. Русский язык. 2 класс: Рабочая тетерадь № 2. ./ Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина / - М.:Просвещение/Учебник. 2013.

Структура урока:

    организация начала урока

    минутка чистописания

    сообщение темы и целей урока

    изучение нового материала

    физкультминутка

    первичное закрепление изученного материала

    подведение итогов, рефлексия

    информация о домашнем задании

Рефлексия, контроль.

Ф, И

Задаёт вопросы о задачах урока.

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Домашнее задание

Развитие внимания, умения передать свои впечатления от урока.

Рабочая тетрадь2.

Стр.29 упр. 1,2.

Даёт инструктаж о написании домашних упражнений.

Записывают домашнее задание



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...