Тенденции межнациональных отношений в современном мире. Сущность и факторы межэтнических отношений
Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, семейно-бытовую, политическую, культурно-психологическую и т. п. По существу, состояние межэтнических отношений представляет собой как бы обобщающий результат действий и мер в каждой из названных сфер.
Исходя из этого, межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.
В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:
а) институциональный;
б) межгрупповой;
в) межличностный.
Отношения институционального уровня охватывают государственно-образованные народы, их государственные институты, межгосударственные взаимодействия. Эти отношения более точно именуются межнациональными. В связи с этим следует отметить, что в российской (ранее советской) научной и политической лексике чаще использовался термин «межнациональные отношения». И лишь в 90-е годы XX в. стали обращаться к термину «межэтнические отношения». В широком значении под межэтническими отношениями понимаются как отношения между этносами, так и взаимоотношения наций, народностей, этнических групп на личностном уровне людей разных национальностей. Однако термин «межнациональные отношения» также имеет право на существование и свою специфику.
Второй уровень межэтнических отношений - это отношения в целом между народами, любыми этническими общностями . Разумеется, нельзя понимать это в буквальном смысле как участие всей этнической группы в непосредственном общении. Этносы - это большие сложные группы, и очевидно, вся группа не может участвовать в непосредственном общении.
На межличностном уровне межэтнические отношения людей разных национальностей происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, досугового, дружеского и других видах неформального общения.
Следует также различать понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения». Первое обычно употребляется в широком смысле: оно включает в себя как внутриэтнические аспекты, так и межэтнические связи и отношения. Под межэтническими отношениями понимаются отношения, складывающиеся между этносами в ходе их взаимодействия, а также между представителями различных этносов на личностном уровне в рамках полиэтнического государства.
Этнические и межэтнические отношения обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-идеологическими и другими факторами общественной жизни . Вместе с тем они обладают относительной самостоятельностью и сами существенно влияют на другие стороны общественных отношений, и их необходимо рассматривать как специфический вид общественных отношений.
Специфика межэтнических отношений заключается прежде всего в их комплексном многоаспектном характере . Далее специфика межэтнических отношений обусловлена консервативностью, традиционностью многих сторон жизни народов, что требует особой осторожности и деликатности в их регулировании. Этнические элементы в различной мере подвижны, изменчивы и устойчивы . Наиболее устойчивы такие элементы этнической жизни, как язык, этнические особенности куль¬туры, этническая психология, традиции, обычаи, привычки и т. д. В силу этого взаимоотношения между народами складываются трудно, противоречиво, нередко они бывают весьма хрупкими, могут быстро измениться. Достижение стабильности, а тем более гармонии, в межэтнических отношениях - задача очень сложная, требующая много времени и терпения.
Характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Межэтнические отношения могут измениться в зависимости от изменений в экономической сфере, от степени воздействия на них социальных отношений, этнополитики, международной обстановки и других факторов. Определяющее воздействие на них оказывают политические факторы, что обусловлено значением государства в качестве важнейшего института формирования и развития нации как социально-этнической общности. Непосредственно к политическим аспектам межэтнических отношений относятся вопросы самоопределения народов, их равноправия, политические условия свободного развития этнических культур и языков, кадровые вопросы и др.
От состояния межэтнических отношений зависит общеполитическая ситуация в полиэтническом государстве . В условиях межэтнического согласия и мира политическое положение в полиэтническом обществе характеризуется стабильностью. И наоборот, когда межэтнические отношения напряжены или конфликтны, то это непосредственно расшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизирует общественное развитие. Нередко в полиэтническом государстве острота межэтнических отношений выступает на первый план, определяя всю общественно-политическую ситуацию. Именно так происходит в современной России в связи с обстановкой на Кавказе и, в частности, в Чечне. Следует сказать, что в 90-е годы проблемы межэтнических отношений практически постоянно держат в напряжении многонациональную Россию, что свидетельствует об их большой значимости.
1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).
2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.
Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.
В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.
3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)
С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?
1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;
Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
Равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
Сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
Гарантия прав коренных малочисленных народов;
Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
Защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.
НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
5. Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола
гают, что она состоит в переключении с национально-терри
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.
Этнонационализм в постсоветских государствах
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые
Национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?
§ 9. Межэтнические отношения и национальная
политика
Вспомните:
Что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную обстановку в стране и в мире? В чем заключается сущность социального конфликта?
М ежэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма , анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема многоаспектна, включает вопросы истории и современной повседневной жизни, духовного мира личности, культуры, образования, социологии, психологии, экономических, политических, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесторонне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.
Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.
Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот , конфликтными, враждебными.
1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания.
противопоставляемых интересам других этносов. Идея национальной исключительности часто принимает форму ксенофобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполноценных» рас и народов.
В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смерти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами величайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожжение), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного пространства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).
Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу аций путем регулирования межэтнических отношений. Напомним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.
Гуманистический подход
- главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:
признание и уважение многообразия культур, привер
женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно
шениях между народами;
развитие и постоянное функционирование демократии,
обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
сообществ, независимо от их национальной принадлежнос
ти;
нацеленность государственных органов, средств массо
вой информации, образования, спорта, всех форм литерату
ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло
дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
воспитание толерантности - уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.
Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей). К сожалению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и разрушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению конфликта, то его смягчению.
Третий путь - информационный. Он предполагает, прежде всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп , имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.
Действенны, особенно если конфликты носят религиозный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку- вот наш путь».
Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информации. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.
К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно существенно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп , контактам и взаимодействию членов различных групп в интересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных языков, чтобы они могли стать полноценными членами канадского общества.
Одна из причин конфликтов - жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включающего договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважительное отношение к людям, представляющим любую этни
ческую общность,
установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов , объединенных общей судьбой на своей
земле;
политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указыватьсвою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников , прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ лена на уважение и понимание многообразия культур;означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
Тема открытого урока:
Этнические общности и межнациональные отношения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
ТИП урока: комбинированный
Оборудование: проектор, экран, компьютер, схемы, пакет документов, Конституция РФ. Выставка книг о национальных отношениях сотрудниками библиотеки техникума.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Познакомиться с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений.
Раскрыть сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества.
Объяснить причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.
Охарактеризовать основные принципы национальной политики РФ.
Развивающие:
Развивать умения работать с документами, осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять проектную деятельность.
Воспитывающие:
Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма, антисемитизма в межнациональных отношениях.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.
Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик.
Целеполагание и мотивация.
Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Насколько прав был философ» мы узнаем о сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики сегодня на уроке. Объявляется тема урока.
Актуализация.
Вопрос обучающимся: Какие примеры о сложностях в межэтнических отношениях они могут привести, делая экскурс либо в историю, либо современность?
"К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты. Набирают силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии. Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной? - сказал президент России Путин В.В. на церемонии 100- летней годовщины в память о жертвах геноцида армян. - При любом действии в критически важных регионах мира нужно прежде всего подумать о том, что будет дальше, подумать о последствиях". Вспоминая трагические события минувших лет, президент отметил, что "мы должны с оптимизмом смотреть вперед, верить в идеалы дружбы, добрососедства и взаимовыручки, учиться доброте и согласию, умению уважать друг друга, уважать интересы друг друга". "Только так можно сделать мир лучше, стабильнее и безопаснее", - заключил он.
ПЛАН УРОКА
Первичное усвоение материала.
1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.
Работа с понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, социальная общность. Все понятия вводятся на экран, записываются в тетрадь студентами.
Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей. Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.
Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Признаки этноса:
1. Общность территории,
2. Единый язык общения,
3. Культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.
СХЕМА
Четыре исторических типа этноса
Род
Племя
Народность
Нация
Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.
По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена.
Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.
Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.
Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства. Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время, это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса - нация.
Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV-XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской империи и единого итальянского государства.
Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря своей многочисленности - ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.
Этническое многообразие
В мире насчитывается около 5000 этносов, 700 из них нации, в России – более 100 (наций – 30)
Географическая классификация
Языковая (языковые семьи)
Антропологическая классификация (расы)
Народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании
Афразийская
Картвельская (Грузия)
Индоевропейская
Дравидская (Юг Индии)
Уральская
Алтайская
Европеоиды
Монголоиды
Негроиды
Австралоиды
Осознание и осмысление учебной информации.
2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:
а) межэтническое сотрудничество,
б) межнациональные конфликты.
В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
Два уровня межэтнических отношений
Первый уровень
Второй уровень
Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре и т.д.
Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном
Эти 2 уровня изучают с Х I Х века этнология и конфликтология.
Межнациональные отношения:
1. Находят своё выражение в человеческих чувствах.
2. Зависят от индивидуального поведения и его мотивации: личного опыта, влияния семьи, овладения культурными нормами и т.д.
Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили 2 основные тенденции:
СХЕМА
Основные тенденции развития межэтнических отношений
межнациональная дифференциация
межнациональная интеграция
Процесс разъединения, противостояния, разделения различных наций
1) Самоизоляция в целом
2) Протекционизм в экономике
3) Национализм в различных формах
4) Религиозный фанатизм
Процесс постепенного объединения этносов:
1) Экономические и политические союзы
2. ТНК
3. Межкультурные центры
4. Взаимопроникновение религий и культур
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Студенты приводят примеры межнациональной дифференциации и межнациональной интеграции.
Студенты работают с текстом учебника и выявляют причины межнациональных конфликтов.
По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.
СХЕМА
Причины межнациональных конфликтов
Существование отсталости при усложнении социально-экономического развития стран мира
Непродуманная или намеренная экстремистская политика
Колониальное наследие
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов
СХЕМА
Типы межнациональных конфликтов
Государственно-правовой
Этнотерриториальный
Этнодемографический
Социально-психологический
СХЕМА
Формы национальной идеологии
Национализм
Интернационализм
Космополитизм
3. Регулирование межэтнических отношений.
Мировой опыт «тушения» межнациональных «пожаров» различен: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил.
Как вы считаете, в чем выражается позиция этнического превосходства?
Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор являются популярными?
Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху? Приведите примеры.
Применение знаний и умений.
Студентам предлагается для ознакомления документ «Этика межнациональных отношений» В.С. Соловьёва. После знакомства с документом проводится дискуссия.
Что означают слова «этическая любовь», «любовь одобрения»? Какой известный вам моральный закон лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений?
Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными и почему? Существуют ли, на ваш взгляд, пути их решения?
4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.
Работа с Конституций РФ. Статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.
Вопрос студентам:
Какие 2 установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?
Проанализировать данные статьи и определить, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?
Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?
Какой язык считается государственным на территории РФ?
Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?
Систематизация знаний и умений.
Совместно со студентами делается вывод:
В основе демократической национальной политики лежат:
1) принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;
2) установка на сотрудничество и сближение народов, переключение с национально-территориального направления на культурно-просветительное.
Проверка уровня усвоения знаний и умений.
ТЕСТИРОВАНИЕ
1. К исторически сложившимся этническим общностям относятся
1 ) народности 2) классы 3) государства 4) сословия
2. Распад империй и образование национальных государств - это проявление
1) межнациональной интеграции
2 ) национальной дифференциации
3) социальной интеграции
4) имущественной дифференциации
3. Единство территории и языка играет значительную роль в формировании
1) элиты 2) сословия 3 ) этноса 4) класса
4. Основа успешного решения национальных проблем - это
1) использование вооруженных сил
2) специализация регионов на выпуске определенной продукции
3) уважение прав и свобод граждан
4) компактное расселение представителей одной национальности
5. Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, обычаи, традиции?
1) профессиональная
2) этносоциальная
3) демографическая
4) территориальная
6. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к
1) сепаратизму
2) усилению национальных особенностей
3) сближению народов
4) национальной изоляции
7. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
1) демографическому
2) этническому
3) территориальному
4) классовому
8. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение
1. Написать эссе по одной из предложенных тем:
- «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!» Шандор Петёфи.
- "Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание". Н.А. Бердяев, русский философ.
- "Фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами". Э. Хемингуэй, американский писатель.
2. Выписать в тетрадь и объяснить следующие понятия: этноцентризм, фашизм, патриотизм, дискриминация, геноцид, национализм.
3. Проектная деятельность: Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать, т.е. представить свое видение решения межнациональных проблем.
Рефлексия.
На интерактивной доске выведен слайд, где обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.
Варианты:
1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Особенно мне понравилось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было интересно…";
"Было трудно…".
"Каким было общение на уроке?
Занимательным, - познавательным, - интересным, - игровым, - необычным,- скучным, -радостным
Дружелюбным.
Литература
Конституция РФ.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитраного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. - М.: Академия. 2013. - 208 с.
Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).
Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.
Цифровые образовательные ресурсы ttp://www.biblioklub.ru
WWW.Studentlabrary.ru