Спасибо на арабском языке. Арабский язык, иврит, арамейский. Изучение арабского языка, иврита и арамейского. Новости Ближнего Востока Приветствие, прощание в арабском языке

Мусульманское летоисчисление

Мусульманское летоисчисление ведётся от переселения (по-арабски «Хиджра») Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка (мир ему и благословение) (Мадинату ан-Набий), то есть Мединой. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению. В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц составляет 29 или 30 дней. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный – 355. 19 обычных и 11 високосных лет составляют 30-летний цикл. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й годы цикла.

Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед.

Мусульманский новый год начинается с 1-го числа месяца мухаррам.

Месяцы мусульманского лунного календаря : 1. Мухаррам. 2. Сафар. 3. Раби‘-уль-авваль. 4. Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир. 5. Джумад-уль-ула или джумад-уль-авваль. 6. Джумад-уль-ахир. 7. Раджаб. 8. Ша‘бан. 9. Рамадан. 10. Шавваль. 11. Зуль-ка‘да. 12. Зуль-хиджа.

Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29.

Такое усреднённое деление является условным и непригодно для более точного определения начала месяца. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому определяют начало месяцев в связи с появлением новой Луны.

Человек и лунный календарь

Наш календарный месяц, насчитывающий 30-31 день, никаким периодическим процессам природы не соответствует. Зато лунный месяц с продолжительностью 29, или 30 дней есть естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции человека.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую) в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров влияют на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д., то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечнососудистых нарушений.

Исходя из этого, можно понять особенность отрезков времени, в которых совершаются омовения, намазы и другие виды поклонения.

Мусульманские праздники, священные дни и ночи

Всевышний Аллах по Своей милости даёт рабам Своим возможность перетянуть чашу весов в День Великого Суда в сторону добра. Он выделил особые периоды времени, когда многократно увеличивается воздаяние за поклонение и наказание за наши греховные деяния. Такими периодами являются мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи. В отличие от светских праздников, придуманных людьми или связанных с какими-либо историческими событиями, мусульманские праздники, священные дни и ночи указаны людям Всевышним Аллахом через Своего Посланника Мухаммада (мир ему и благословение). Поэтому существенно отличаются формы празднования и проведения светских и мусульманских праздников.

Если в светском понимании праздник – это повод для беззаботной радости, весёлого времяпрепровождения, то в мусульманском понимании праздник – это причина осмысленной радости, связанной с бесконечной милостью нашего Создателя. Это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, это шанс принятия Всевышним прошения об очищении от грехов, возможность воспользоваться милостью Всевышнего. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения и совершения добрых деяний. В праздники, в священные дни и ночи мусульмане выполняют гигиенические требования, совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают добровольные пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Употребление алкоголя, других одурманивающих веществ, совершение деяний, запрещённых Исламом, в дни мусульманских праздников особо порицается Шариатом.

Основными праздниками в Исламе являются: ‘Ид аль-адха (или Курбан-байрам – праздник жертвоприношений) и ‘Ид аль-фитр (или Ураза-байрам – праздник разговения). Отмечают также священные ночи Лайлат-уль-кадр, Лайлат-уль-бараат, ночь Исраъ и Ми‘радж, Лайлату-ррагаиб; священные дни ‘Арафа, ‘Ашура, священные месяцы мухаррам, раджаб, ша‘бан, рамадан, зуль-хиджа. Священным днем недели является каждая пятница. Днями, желательными для соблюдения поста, кроме специальных дней и месяцев, являются понедельник и четверг каждой недели, а также по три дня в начале (1, 2, 3), в середине (13, 14 и 15 числа) и в конце (28, 29 и 30 числа) каждого лунного месяца.

‘Ид аль-адха – главный праздник мусульман, начинается 10-го числа месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман и длится три дня. Последующие за ‘Ид аль-адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика». Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, т.е. провести в бдении и поклонении. Желательно совершить полное омовение по случаю праздника, постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о том, как пророк Ибрахим (мир ему) готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила (мир ему). Аллах подарил Ибрахиму (мир ему) райского барана, которого тот принёс в жертву вместо сына. Наряду с жертвоприношением мусульмане в этот день совершают специальную праздничную коллективную молитву, громко читают такбир (славословие). В дни этого праздника посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника. Желательно надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки и раздавать милостыню.

‘Ид аль-фитр – праздник разговения в честь окончания поста месяца рамадан. Накануне 1-го числа месяца шавваль, после третьего намаза посещают могилы родных, родственников и знакомых. Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза. С этого времени желательно всем мусульманам читать такбир (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в день праздника. Ночь на праздник желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаху. В день праздника желательно надеть чистую одежду, надеть на палец серебряное кольцо, надушиться благовониями и, поев немного, пораньше отправиться в мечеть для совершения праздничного намаза. В этот день выплачивают обязательный закят-уль-фитр, раздают милостыню, проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей.

Пятница – священный день недели для мусульман. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «О, вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв на соборную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете » (Сура 62, аят 9). В священном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

Пятница начинается с заходом солнца накануне и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), пятница является более благим днём, чем даже праздничные дни (Курбан-байрам, Ураза-байрам), а также день ‘Ашура. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день, поэтому в этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в пятницу переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу.

В течение пятницы существует особый миг, когда Всевышний Аллах принимает наши молитвы, но Аллах утаил его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались богослужением, ибо поклонение в этот день высокоценно. Светопреставление также произойдет в пятницу. А попавшие в Рай будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаха тоже по пятницам.

Начиная со времени предзакатного намаза в четверг, желательно готовиться к пятнице. В ночь на пятницу и днём желательно читать суру «Аль-Кахф», побольше благословлять Пророка (мир ему и благословение). В хадисе сказано: «Самым ценным днём является пятница, в этот день многократно читайте салават в мою честь, ибо это доходит до меня».

В пятницу желательно соблюдать пост, но при этом следует поститься в четверг и пятницу или в пятницу и субботу.

По возможности желательно пятницу посвятить деяниям для потусторонней жизни, чтобы она стала очищением для других дней: раздавать садака, постараться обрадовать близких, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных, посещать могилы близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу, принять участие в собраниях, где рассказывают о религии. Перед посещением пятничного намаза желательно совершить полное ритуальное купание, постричь волосы (подправить бороду) и ногти, надушиться благовониями и надеть чистую (лучше новую) парадную одежду. На пятничную молитву лучше отправиться пораньше, чтобы удостоиться большего вознаграждения.

Месяц зуль-хиджа – один из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх священных запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджжа, зуль-каада, мухаррам). Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – ‘Ид аль-адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также один из священных дней – день ‘Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности ‘Арафа. В день ‘Арафа желательно тысячу раз читать суру «Аль-Ихляс», совершать другие благие деяния. В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Аль-Ихляс», будут прощены все грехи.

В день ‘Арафа (и в предыдущий день) желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от ‘Аиши говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджжа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О, свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от мольбы паломников», - ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу в качестве садака ста животных и выдачу для распространения религии ста лошадей, а за пост в день ‘Арафа – вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для распространения Ислама.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день ‘Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до ‘Арафа, получит вознаграждение как и пророк Аюб (мир ему), а тот, кто постился в день ‘Арафа, - как пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в богослужении, раздать нуждающимся пожертвования.

Мавлид ан-Наби – торжество в честь рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его можно отмечать в любое время, ибо Пророк (мир ему и благословение) был послан Всевышним как милость для всего человечества.

В частности, желательно читать мавлиды, когда Всевышний одаривает вас какими-либо благами, например, при рождении ребёнка, новоселье, женитьбе, возвращении из хаджа и других путешествий и т.д. Месяц рождения Пророка (мир ему и благословение) отмечается особо. На мавлиде читают шахаду, просят Всевышнего о прощении грехов, поминают Аллаха, благословляют Пророка (мир ему и благословение), читают аяты и суры Корана, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха (мир ему и благословение), его жизни и пророческой миссии. На мавлиде выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), читают молитвы, ведут благочестивые разговоры, угощают бедных и нуждающихся пищей, раздают милостыню и совершают другие благие деяния.

При проведении мавлида недопустимо нарушение рамок Шариата.

Все признанные и известные мусульманские учёные-богословы, знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков одобряют и проводят мавлиды. От этого много благ:

1. Проявлять любовь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а значит, и радоваться его рождению велит нам Всевышний Аллах.

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ценил своё рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.

3. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.

4. Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (мир ему и благословение) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.

5. Пение мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (мир ему и благословение), о его жизни и пророческой миссии способствует получению знаний о Пророке (мир ему и благословение), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом ещё раз, и это вызывает переживания, и способствует усилению любви к Пророку (мир ему и благословение).

6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для коллективного поклонения, изучения религии, раздачи милостыни.

Рамадан и Лайлатуль-кадр – ночь предопределения и могущества. Месяц рамадан считается самым почитаемым в году, и в нём был ниспослан Коран. В эту ночь Аллах принимает мольбы человека. В Коране говорится, что эта ночь лучше, чем 1000 месяцев. Её желательно провести в поклонении, раздавать милостыню, поминать Аллаха и читать молитвы. За совершённые в эту ночь благие деяния многократно увеличивается воздаяние так же, как увеличивается и наказание за грех. В достоверном хадисе, приведённом Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Кто бы ни находился во всенощном бдении в ночь Лайлат-уль-кадр, оживив её служением Всевышнему Аллаху, с верой, что Он наградит его за это, тому Аллах простит все предыдущие его грехи». По преданию эта ночь приходится в последнюю декаду рамадана, но может быть и в любой день месяца. Поэтому тот, кто не хочет упустить её, должен стараться весь месяц рамадан.

Ми‘радж – чествование чудесного переселения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Иерусалим (Исраъ), а оттуда вознесения в небесное царство (Ми‘радж).

В ночь с 26 на 27 раджаба Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) спал у Каабы. Его разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!» Открыв глаза, Пророк (мир ему и благословение) увидел ангелов Джибриля и Микаила(мир им обоим) в красивом белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом с ними стояло красивое верховое животное, похожее на лошадь, с лучистыми крыльями. Это был Бурак.

Пророк (мир ему и благословение) сел на Бурака и мгновенно перенёсся (Исраъ) на север. Они остановились в одном месте, и ангел Джибриль повелел Пророку (мир ему и благословение) совершить намаз и сообщил, что это земли Медины, в которые он совершит Хиджру (переселение). Следующую остановку они сделали у горы Тур Синай, на которой пророк Муса (мир ему) говорил со Всевышним. Здесь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также помолился и дальше перенёсся в Байт ал-Ляхм (Вифлеем), где родился пророк Иса (мир ему). Здесь тоже Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) помолился. Затем он перенёсся в Иерусалим, к Храмовой горе. Здесь в Отдалённой мечети (Байт-уль-Мукаддас) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим, Муса и Иса (мир им всем), и совершил с ними коллективную молитву в качестве имама (руководителя молитвы).

Выйдя из храма, он увидел, как с неба опускается освещённая неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (Ми‘радж). Он вознёсся к семи Небесам на такую степень, на которую не возносился никто из сотворённых.

Исраъ и Ми‘радж является особым почётом и чудом, дарованным Всевышним Аллахом только Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). В Ми‘радже Пророку (мир ему и благословение) показали множество чудес, его посвятили в таинства этого и потустороннего миров. Во время Небошествия Пророк (мир ему и благословение) также увидел небесную Каабу (обитаемый дом), Рай, Ад, ‘Арш, Курс и многое другое. На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Всевышним Аллахом, и Творец был вне времени и места. В эту чудесную ночь Всевышний в качестве особо ценного подарка одарил мусульман обязательным ежедневным пятикратным намазом.

Увидев всё это, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в тот же миг вернулся в Мекку.

День свадьбы или рождения ребенка . В эти дни принято собирать родственников, друзей, набожных людей, и угощать их и дарить подарки по возможности. В этих собраниях, как правило, поминают Аллаха, читают Коран, благословляют Пророка (мир ему и благословение), поют панегирики, стихи, восхваляющие Мухаммада (мир ему и благословение) и призывающие к благочестию. Также разрешены песни и пляски в рамках установленных Шариатом.

Мухаррам – это священный, а также и первый месяц нового лунного года, – установлен в память о переселении Пророка Мухаммада Пророка из Мекки в Медину.

Это один из четырёх запретных месяцев. О высокочтимости месяца мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам аль-Газали в своей книге «Ихья» пишет, что если провести месяц мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его благодать достанется и остальным месяцам года. Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца рамадан самым лучшим для соблюдения поста является мухаррам». В другом хадисе, переданном Табрани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца мухаррам, воздастся как за 30 постов». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу месяца мухаррам.

Месяц мухаррам содержит и священный день ‘Ашура. Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, прощения грехов и многократного воздаяния за добрые деяния. Есть специальная молитва, которая читается в первый день года. Это дошло до нас от предыдущих поколений праведников. Хотя дуа можно делать в любое время, в начале года она особенна важна.

День ‘Ашура . 10-й день месяца мухаррам называют днём ‘Ашура (от слова «‘ашара», что означает «десять»). Месяц мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днем месяца мухаррам является день ‘Ашура.

В день ‘Ашура, а также предыдущий (9-й мухаррам) дни желательно соблюдать пост. В этот день раздают милостыню, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходятся сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, ‘Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама (мир ему). На день ‘Ашура приходятся переселение Адама, благословение ему, в Рай и принятие от него покаяния. На день ‘Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (Ноя) (мир ему), причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим (мир ему); вознеслись на небо пророки Иса (мир ему) и Идрис (мир ему); спаслись пророки Ибрахим (мир ему) от огня язычников, Муса (мир ему) и его последователи - от преследования, и утонул фараон (фир’авн); Юнус (мир ему) вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба (мир ему); встретился с сыном Якуб (мир ему); Сулайман (мир ему) стал царем; Юсуф (мир ему) вышел из тюрьмы.

Раджаб и ша‘бан – эти месяцы тоже считаются священными. В эти месяцы желательно увеличивать благие деяния, пост, садака и др.

Все хорошие деяния, совершаемые в месяце ша‘бан, увеличиваются в 700 раз и поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому в этом месяце желательно соблюдать пост. Особенно ценен пост в последний понедельник ша‘бана и 15-го числа.

Высокочтимым и особо ценным является ещё серединная ночь месяца ша‘бан (Бараат), в которой принято читать три раза суру Корана «Йа-син» с намерением продления жизни, сбережения от бед и увеличения пропитания. В ночь Бараат архангел Джабраил (мир ему) явился к Пророку (мир ему и благословение) и разбудил его. И когда Пророк (мир ему и благословение) спросил, что это за ночь, он ответил, что это ночь Бараат – ночь, когда распахиваются триста ворот Милости Всевышнего для уммы (общины последователей) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ночь, когда Всевышний отвечает мольбам рабов Своих, молящихся смиренно. Тогда Пророк (мир ему и благословение) встал и делал дуа до рассвета.

В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, колдунов, гадальщиков, постоянно употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту.

Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда принимаются мольба: ночь на пятницу, десятая ночь мухаррама, 15-я ночь ша‘бана, ночи перед Курбан-байрамом и Ураза-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрёт в течение года.

Мухаммад Фахрудин

И называется календарем Хиджры. Именно в этот день Пророк Мухаммада Хиджра и первые мусульмане были переселены из Мекки в Медину, города в западной части Саудовской Аравии.

Мухаррам

1 мухаррам 1436 г. соответствует 25 октября 2014 года по григорианскому календарю . С этого месяца начинается каждый новый год. Мухаррам является одним из четырех священных или запретных месяцев, в которые нельзя проводить военные действия, охотиться, сражаться и убивать.

Первый день месяца

Лунный серп на небе в первый день после новолуния должны были увидеть как минимум два авторитетных мусульманина. Это явление свидетельствовало началу нового месяца. [врезка#1]

Сутки в мусульманском календаре начинаются с заходом солнца, а не в полночь, как в солнечном григорианском календаре. А первый день нового месяца приходится на первый день после астрономического новолуния. Его характеризует наличие неомении, то есть лунного серпа на небе сразу после захода солнца. В настоящее время существует два способа определения первого дня месяца. Одни полагаются на фактическую видимость лунного серпа в день после новолуния, другие же доверяют мнению авторитетных людей. Оба варианта допускаются исламом, но зачастую имеют расхождения.

Особенности месяцев

Так как солнечный год содержит 365 или 366 дней, то начало года и все даты по лунному календарю сдвигаются на 10-11 дней вперед, относительно солнечного. [врезка#2]

Так как период обращения Луны составляет чуть больше двадцати девяти суток, то месяц в мусульманском календаре включает в себя 29 или 30 дней. Сезоны и времена года не соответствуют определенным месяцам, а передвигаются из года в год. Поэтому первый месяц для мусульман может приходиться на летний период григорианского календаря , а через пару лет – на осенний .

Священные дни

Мусульмане чтут священные праздники, которые приходятся на особые дни и ночи, выделенные в календаре. Такие дни посвящены более внимательным и глубоким молитвам, чтению священных писаний, усердному служению и совершению добрых дел. Пятница каждой недели является священной, а в понедельник и четверг соблюдается пост.

1-ое мухаррама 622 года – начало мусульманского летоисчисления. 24 сентября 622 года Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил хиджру (араб. – откочевка, переселение) из Мекки в оазис Ясриб (Медина). Вести летоисчисление с хиджры начали после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, в 637 году, в период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

Перевод года из хиджры в милади (григорианский календарь)

Для перевода из хиджры в милади (солнечный календарь) год по хиджре умножают на 0,97, к полученному числу прибавляют 621,6, и получается год по милади.
Пример : 1422 x 0,97 = 1379,4+ 621,6 = 2001.

При переводе из милади в хиджру от года по милади отнимается 621,54, к результату добавляется частное от деления этого числа на 32,5.
Пример : 2001 - 621,6 = 1379,4 + (1379,4: 32,5)= 1420.

Мусульманский лунный календарь

В основе Хиджры лежит лунный календарь. Лунный год состоит из двенадцати лунных месяцев, включая 354 (355) дня. Нечетные месяцы содержат 30 дней, четные - 29. Лунный цикл составляет 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца день високосного года включается в последний месяц года – Зуль-Хиджа.

Лунный год короче солнечного (милади) на 10-12 суток в зависимости от високосности, поэтому не привязан к сезонам. Лунный месяц продолжительностью в 29,5 дня представляет собой период природного цикла. С фазой Луны связаны мощность морского прилива, параметры атмосферы и магнитосферы (влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля), сила отражения солнечного света от поверхности Луны. Все эти циклические изменения оказывают влияние на растения, животных и человека.

Месяцы исламского календаря

В мусульманском календаре использованы названия месяцев из древнего солнечно-лунного арабского календаря.

1. Мухаррам (مُحَرَّم) – запретный, священный – месяц запрета походов и военных действий.

2. Сафар (صَفَر) – желтый (начало осени, когда растения желтеют).

3. Раби-уль-Авваль (رَبيع الأوّل) – первый осенний («раби» – осень).

4. Раби-уль-Ахир (رَبيع الآخر), Раби ус-Сани (رَبيع الثاني) – второй осенний.

5. Джума́д-уль-Ула (جُمادى الأولى), Джума́д-уль-Авваль – холодный месяц («джумада» – застывать, замерзать).

6. Джума́д-уль-Ахир (جُمادى الآخرة), Джума́д ас-са́ни (جُمادى الثانية) – второй холодный месяц.

7. Раджаб (رَجَب) – воздержаться от насилия – месяц воздержания от походов и военных действий.

8. Шаабан (شَعْبان) – разделяться – месяц походов.

9. Рамада́н (رَمَضان) – быть раскаленным (о жарком солнце).

10. Шавва́ль (شَوّال) – сниматься с места – месяц кочевий.

11. Зуль-Каада (ذو القَعْدة) – сидеть, находится на месте – месяц стоянок.

12. Зуль-Хиджа (ذو الحِجّة) – совершать паломничество – аль хаджж (хадж).

Начало нового месяца по хиджре

Начало месяца определяется появлением молодого месяца после новолуния. Луна движется по небесной сфере по сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. В мусульманском календаре решающую роль играют не астрономические расчеты, а видимость полумесяца : серп молодой Луны должен стать видимым с заходом Солнца.

Допустимо ориентироваться как на авторитетные свидетельства, так и на местную видимость Луны в зависимости от погодных условий, оптических свойств атмосферы, места нахождения наблюдателя. Это приводит к некоторым различиям во времени начала месяцев.

Удивительно, как легко современные люди забывают то, откуда к нам пришли многие значимые и привычные вещи. К примеру, цифры, которыми мы все пользуемся, являются арабскими, и когда-то их знали только редкие ученые мужи. А вот летоисчисление мы ведем по григорианскому календарю, хотя и не задумываемся, с какого времени он был принят за основу. А все ли люди в мире пользуются таким летоисчислением? Конечно, нет. Мусульмане совсем иначе ведут подсчет времени, для этого они имеют свой лунный календарь. Давайте попробуем выяснить, какой сейчас год по мусульманскому календарю.

Лунный календарь: летоисчисление по-мусульмански

Чтобы понять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, необходимо подробнее разобраться в особенностях календаря мусульман. По лунному календарю живут не все мусульмане, но во многих странах он принимается за основу. Поэтому, приезжая в мусульманскую страну, вы можете удивиться, увидев в СМИ иную дату.

Мусульмане отсчитывают свои годы с момента переселения пророка Мухаммада в Медину. Вместе с ним из Мекки уехала вся его семья и многие верующие. По западному летоисчислению это случилось шестнадцатого июля шестьсот двадцать второго года нашей эры. Данная дата священна для мусульман и называется "Хиджра". Поэтому довольно часто лунный календарь именуется календарем Хиджры.



Особенности лунного календаря

Западному миру кажется, что григорианский календарь предельно прост. А вот определить, какой сегодня год по мусульманскому летоисчислению, для европейца представляется просто невозможным. Это исходит из непонимания особенностей календаря Хиджры.

Дело в том, что даже сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются не с полуночи, как это принято на Западе, а с захода солнца. Так как луна играет самую важную роль в летоисчислении исламских последователей, то и наступление нового месяца напрямую зависит от ночного небесного светила. Каждый новый месяц наступает после новолуния на третий день, об этом свидетельствует неомения - ночь, когда видно серп луны. Все эти нюансы европеец обычно даже не знает, поэтому и не может сказать, какой сейчас год по мусульманскому календарю. Поможет в этом вопросе наблюдение за луной, хотя и здесь действует несколько особых правил.

Какой сейчас год по мусульманскому календарю: летоисчисления по луне

Определение наступления нового календарного месяца по неомении используется всеми мусульманами, но неточности этого способа всегда вызывают споры в научном мире. Мусульманский месяц имеет плавающее количество дней: от двадцати девяти до тридцати. Все зависит от той ночи, когда можно будет разглядеть серп на небе после полнолуния. В пасмурные дни наступление нового месяца может задержаться на неопределенное время, поэтому западные ученые не признают серьезность календаря Хиджры.


Некоторые страны придерживаются старинного способа определения нового месяца, когда неомению необходимо было засвидетельствовать двумя мусульманами, вызывающими всеобщее доверие. Другие мусульманские государства с помощью астрологических вычислений заранее определяют ночь наступления неомении. Такие расчеты всегда более верные, что позволяет с предельной точностью заявить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.

Сколько месяцев в мусульманском году?

Мусульманский год по количеству месяцев не отличается от григорианского, здесь тоже двенадцать месяцев. Но лунный год состоит из трехсот пятидесяти пяти дней, в некоторых случаях в году присутствует только триста пятьдесят четыре дня. Это зависит от чередования обычных и високосных годов, которые тоже присутствуют в календаре Хиджры.

В мусульманском мире нет четкого чередования циклов. Например, турецкий включает в себя восемь лет, а вот арабский уже тридцать. Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, если сейчас 2016, - високосный или обычный, определить можно только, зная цикл чередования.

Исламский календарь: обычные и запретные месяцы

Двенадцать месяцев исламского календаря имеют свое название, также они делятся на обычные и запретные. В запретные месяцы нельзя воевать, охотиться и убивать. Считается, что это правило пришло из самых далеких времен, когда войны могли помешать паломникам и перекрыть приток денег от них в казну государства.

В году четыре запретных месяца - первый, седьмой, одиннадцатый и двенадцатый. Их принято считать священными.

Месяцы лунного календаря

Понимание того, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению - 2016 или какой-либо иной, невозможно без информации о названиях месяцев календаря мусульман.


  1. Итак, мухаррам является первым месяцем, он относится к запретным.
  2. Сафар - осенний месяц, потому что с арабского он переводится как "желтый".
  3. Рабиу ль-авваль - весьма спорный месяц. Он является третьим в лунном календаре и относится к осенним. Хотя в сегодняшнем переводе с арабского языка его можно смело звать месяцем весны.
  4. Рабиу с-сани практически повторяет название предыдущего месяца и заканчивает осенний сезон.
  5. Джумада аль-уля является пятым календарным и первым зимним месяцем.
  6. Джумада аль-ахира переводится с арабского языка как "последний" или "заключительный".
  7. Раджаб - седьмой запретный месяц, также не допускает войн и убийств.
  8. В восьмой месяц шабан любые кочевые племена могли отправляться в новые земли. Считалось, что походы получают благословение Аллаха.
  9. Жаркий рамадан в переводе с арабского означает "раскаленный".
  10. Шавваль, являясь десятым месяцем календаря, позволял кочевым племенам еще раз за год поменять место и отыскать новый дом для всего племени.
  11. Зуль-када категорически запрещает любые передвижения, в этот запретный месяц нужно было обустраивать кочевье.
  12. Зуль-хиджа - последний месяц года, в который поощрялись паломничества к святым местам.


В разных источниках перевод названий с арабского языка на русский может отличаться, но в целом можно понять, что каждый месяц символизирует действия, которые можно или нельзя было выполнять в данный промежуток времени.

Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению: по какому правилу определяют год?

Ученые разработали специальную формулу, которая способствует переводу исламского года в григорианский и наоборот. Она весьма эффективна и позволяет легко определить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.

Кратко ее можно изобразить как сложную математическую формулу, в которой от текущего григорианского года необходимо отнять шестьсот двадцать два и разделить полученное число на тридцать два. Затем от григорианского года нужно отнять шестьсот двадцать два и к разности прибавить частное из прошлого математического действия.

Если вы сможете быстро определять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, то в любой стране, где исповедуют ислам, вам будет довольно просто ориентироваться в датах. К тому же переход с одного календаря на другой позволит натренировать вашу память и определить уровень математических способностей. Ведь первоначально формула кажется очень сложной.



Григорианский 2016 год: какой это год по лунному календарю?

Согласно общепринятой формуле, которая позволяет определить, какой сейчас год по мусульманскому календарю, 2016 год соответствует 1437 году мусульманского календаря Хиджры.

Вы всегда можете проверить по указанной формуле абсолютно любой год и почувствовать себя уверенно в мусульманском мире. Тем более, что по статистическим данным за последние годы видно, как быстро ислам распространяется по планете. К 2050 году более половины населения Земли будут исповедовать ислам, что сейчас кажется европейцам фантастическим и невозможным.


Каждый эрудированный и образованный человек должен хорошо разбираться в тонкостях мировых религий. Так сложилось, что ислам занимает главенствующие позиции в списке самых влиятельных религий. Поэтому особенности мусульманского летоисчисления, которые свято соблюдаются всеми верующими, могут стать интересными и представителям иных религиозных конфессий.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...