Торг между Россией и Беларусью: о чем будут говорить Владимир Путин и Александр Лукашенко. Воссоединение россии с белоруссией стало бы крупным национальным успехом

Москва, 05.09.2018

Евгений Трещенков, к.и.н., доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета

Относительно небольшое количество стран можно назвать союзниками России. Украинский кризис и открытая конфронтация с Западом стали серьезным испытанием для таких отношений и делают каждого партнера Москвы особенно ценным. Одним из них является Беларусь. Эта бывшая советская республика участвует во всех российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, занимает третье место среди торговых партнеров РФ (после ЕС и Китая), а ее вооруженные силы формируют вместе с российскими коллегами Региональную группировку войск и Единую региональную систему ПВО. Согласно опросам общественного мнения, граждане России и Беларуси регулярно относят государства друг друга к числу наиболее дружественных. Статья публикуется в рамках партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).

Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин

Михаил Метцель/ТАСС

Кризис лета 2018 года

Несмотря на столь разностороннее взаимодействие, его неотъемлемой составляющей являются регулярные кризисы. Они давно воспринимаются экспертами как нечто само собой разумеющееся. Лето 2018 года стало очередным сложным периодом во взаимоотношениях двух стран. В этот раз в адрес российских партнеров было предъявлено сразу несколько претензий - от обвинений в попытках приватизации Россией победы в Великой Отечественной войне до «недобросовестной конкуренции» в торгово-экономических отношениях. Как правило, инициатором конфликтов выступает белорусское руководство, а результатом становится решение той или иной проблемы путем двустороннего торга. Именно такая тактика позволяет белорусскому президенту из года в год отвоевывать себе сужающееся пространство для маневра в отношениях с Россией. На современном этапе Минск беспокоит установление Россией пограничного контроля на российско-белорусской границе, цена на газ, условия поставок нефти в Беларусь после завершения «налогового маневра» в российской нефтяной отрасли, а также будущее кредита, запланированного на 2019 год.

Россия и «белорусское экономическое чудо»

Особую остроту ситуации придают трудности, с которыми уже не один год сталкивается белорусская экономика. Они вызваны совокупностью внутренних и внешних факторов и проявляются в разных формах - от проблем со сбытом белорусской продукции до снижения реальных доходов населения. Попытки формирования «новой» экономики параллельно со старой, нагруженной социальными обязательствами, несмотря на локальные успехи (например, опыт Парка высоких технологий), не меняют ситуации принципиальным образом. Ключевыми причинами являются плановый характер белорусской экономики, ее технологическое отставание, а также высокая зависимость от одного ключевого рынка сбыта. Экономика страны носит явный экспортоориентированный характер, при этом более половины всей белорусской внешней торговли приходится на Россию.

Торгово-экономические отношения с Россией являются неотъемлемым элементом «белорусского экономического чуда». Со второй половины 1990-х гг. в республике сложилась социально-экономическая модель, гарантировавшая белорусам скромный, но стабильный доход и другие социальные блага. Государство сохранило контроль над крупнейшими промышленными предприятиями, обеспечив занятость населению. Продукция этих предприятий шла, преимущественно, на российский рынок. Следует отдать должное руководству республики - его особое внимание всегда было сфокусировано на продвижении белорусской продукции на внешних рынках. Можно говорить о своеобразной «экономизации» внешней политики страны. Так, ключевой задачей послов, по мнению президента Александра Лукашенко, является продвижение белорусского экспорта.

Здесь же можно отметить и впечатляющую активность белорусского руководства по продвижению продукции в российские регионы. Республика Беларусь имеет совместные рабочие группы по сотрудничеству более чем с 40 субъектами РФ. С 1990-х гг. действуют соглашения о сотрудничестве не только между отдельными регионами двух стран, но и между российскими регионами и Советом министров Республики Беларусь. Во всех крупных городах России можно увидеть белорусские торговые сети и фирменные магазины. Помимо торговли, Беларусь также продвигает промышленную кооперацию с российскими регионами. Впрочем, у этой кооперации есть своя специфика. В подавляющем большинстве случаев речь идет о сборке на территории того или иного субъекта РФ белорусской продукции (лифтов - в Санкт-Петербурге, тракторов - в Череповце и т.д.). То есть, фактически, такая кооперация нацелена на продвижение белорусского экспорта.

Сделано в Беларуси

В России у белорусских товаров сложился особый имидж. Продукты питания до сих пор считаются натуральными и качественными, техника - простой в эксплуатации и недорогой. Популярность белорусских товаров приводила даже к открытию в ряде российских городов соответствующих «фейковых» магазинов. Так, в Санкт-Петербурге после открытия в рамках договоренности между Правительством РБ и Администрацией Санкт-Петербурга сети магазинов белорусских продуктов «Белорусский гостинец» появились «поддельные» магазины под аналогичным брендом. Несмотря на то, что постепенно популярность слогана «сделано в Беларуси» среди российских потребителей снизилась, белорусские товары до сих пор занимают здесь свою нишу. При этом, говорить о том, что российские товары более конкурентоспособны, чем белорусские, или наоборот, было бы некорректно. В обоих случаях продукция характеризуется невысокой технологичностью в сравнении с западными аналогами. Более высоким качеством и сложностью отличается продукция совместных предприятий с крупными зарубежными компаниями (белорусский вариант) или филиалов транснациональных компаний, локализовавших свое производство на территории соответствующей республики (российский вариант). Так, белорусские производители зачастую указывают на то, что в России они конкурируют с крупными мировыми производителями (например, белорусский «Атлант» и итальянский «Индезит»).

Одной из претензий, высказанных в августе 2018 года белорусским руководством российской стороне, стало обвинение в «недобросовестной конкуренции». Заявление было сделано в ходе посещения Александром Лукашенко ОАО «Гомсельмаш», являющегося одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной техники на российский рынок. В ряде случаев, белорусская техника, благодаря государственным субсидиям и системе поддержки экспорта, оказывается дешевле российской. При этом она также включена в российские федеральные программы лизинга. Доступ же российской техники на белорусский рынок, напротив, затруднен. Естественно, такая ситуация приводит к конфликтам и попыткам российских производителей отвоевать долю рынка обратно.

В целом, препятствия в доступе на рынки для продукции друг друга есть и в России, и в Беларуси. Различается риторика политического руководства. Образ президента А. Лукашенко как сильного хозяйственника предполагает его личное участие в решении проблем крупнейших экспортных предприятий республики. Российское же руководство предпочитает воздерживаться от резких заявлений по техническим сюжетам, предоставляя обязательство по их решению бюрократии и бизнесу. При этом ограничения в доступе товаров на белорусский рынок вполне реальны. Так, российское Минэкономразвития приводит перечень, состоящий из более чем десятка таких барьеров. Среди них ограничения доступа российских производителей автобусов и сельскохозяйственной техники при участии в закупках по договорам лизинга, существование ассортиментных перечней товаров для различного вида продовольственных и непродовольственных торговых объектов и предприятий общественного питания. Еще один пример - действующая на территории Республики Беларусь льготная ставка НДС для сельскохозяйственной продукции, произведенной в стране (10% вместо стандартных 20%).

Социальный контракт под угрозой

При всей активности по продвижению экспорта, существующая в Республике Беларусь экономическая модель в силу своих же структурных особенностей дает сбои. Не становится неожиданностью, когда крупнейшие промышленные предприятия страны заканчивают отчетный год с убытками и большой кредитной задолженностью, а на складах скапливается продукция на несколько месяцев вперед. При этом остановка любого крупного предприятия и сокращение работников будут означать обострение социальной напряженности. Государство, как основной владелец крупнейших промышленных предприятий страны, гарантирует трудоустройство, заработную плату и базовые социальные гарантии. В этом заключается социальный контракт между властью и населением.

В последние годы властям становится все сложнее выполнять его условия. Это неизбежно сказывается на рейтингах президента и на устойчивости политического режима. При этом предпринимаемые руководством страны меры не всегда достигают цели, вызывая еще большую напряженность в обществе. Такова, в частности, ситуация с Декретом Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Декрет предусматривает введение так называемого «сбора за тунеядство», взимаемого с неработающих граждан для финансирования государственных расходов. Инициативы вызвала серьезное общественное сопротивление - дошло до выступлений в отдельных городах в феврале 2017 года.

В этом контексте стоит рассматривать и недавнюю показательную отставку руководства белорусского правительства и ряда высших чиновников. Очевидно, что Президент не только демонстрирует электорату намерение бороться с коррупцией, но и предпринимает попытки повышения эффективности управленческой системы. Пример Армении, где в ходе народных волнений весной 2018 года к власти пришла оппозиция, также, очевидно, вызывает в Минске определенные опасения.

Новая российская политика в отношении Беларуси?

В этих условиях поддержка со стороны России имеет для белорусского руководства принципиальное значение. Неслучайно президент А. Лукашенко, апеллируя к Москве, говорит о том, что России нужна стабильная Беларусь. Одновременно Минск активно налаживает отношения со странами Запада, поддерживая переговорную площадку по украинскому кризису, и более широко - по диалогу между Западом и Россией. Как известно, Европейский союз под влиянием конфронтации с Москвой и разрастающихся по периметру его границ кризисов снял в 2015-2016 гг. санкции в отношении подавляющего большинства лиц и компаний Республики Беларусь. Вместе с тем, акцент на налаживании конструктивных отношений не привел к серьезному улучшению инвестиционных и торгово-экономических перспектив Республики Беларусь на западном направлении. В 2017 году она не смогла получить кредит от Международного валютного фонда, требовавшего структурных реформ в виде сокращения доли государственного сектора в экономике и повышения тарифов ЖКХ. Китай активно инвестирует в белорусскую экономику (производство автомобилей, создание Индустриального парка «Великий камень») в последние годы, однако эти средства выделяются под конкретные проекты и не могут быть использованы для стабилизации макрофинансовой ситуации или выплаты внешнего долга республики.

Россия остается ключевым возможным займодателем. Со сменой руководства России в 2000 году политика в отношении Республики Беларусь постепенно приобретала все более наступательный характер. Москва чаще стала выставлять те или иные требования в обмен на льготные цены на энергоносители и кредиты. Говоря об очередном кризисе в российско-белорусских отношениях весной 2017 года, эксперты даже указывали на новый этап в этих отношениях, именуя его переходом «от авансов к предоплате». В этом ключе можно рассматривать и затягивание Москвой решения о предоставлении Республике Беларусь кредита в размере до 1 млрд долл., который планируется потратить на погашение белорусского внешнего долга в 2019 году. Для Минска ситуация особенно болезненна с учетом намерения России прекратить беспошлинные поставки нефтепродуктов в Республику Беларусь. Вместе с тем мягкости российского руководства не способствует и сложная экономическая и финансовая ситуация в самой России.

Исходя из этого, назначение нового российского посла (Михаила Бабича) в Минске, одновременно являющегося и специальным представителем Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь, следует рассматривать как стремление внимательно отслеживать все детали и сложности повестки российско-белорусских отношений непосредственно на месте. После событий в Армении внимание Москвы будет сосредоточено, помимо прочего, на недопущении дестабилизации политической ситуации в Беларуси, при условии, что страна продолжает движение в фарватере существующих интеграционных структур под эгидой России. Очевидно, что Беларусь получит требуемую финансовую поддержку, вряд ли стоит беспокоиться и о перспективах продолжения белорусского участия в ЕАЭС.

Будущее Евразийского экономического союза

Практически вся взаимная торговля Беларуси в рамках Евразийского экономического союза приходится на одно государство - Россию (97-98%) . Белорусское руководство регулярно критикует Евразийский союз. При этом критика практически всегда касается именно проблематики российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества в рамках этого объединения. Прозвучавшие летом 2018 года претензии к ЕАЭС полностью вписываются в сложившуюся практику. «Четыре свободы», действительно, не реализуются в Союзе в полной мере, сохраняются различные барьеры на пути свободной торговли, таможенное пространство фрагментировано, фактически отсутствуют единая торговая и промышленная политики. Однако свой вклад в такую ситуацию вносят все члены ЕАЭС, включая Республику Беларусь. При этом, если мы исходим не из некоей идеальной картины, а из существующей политической и экономической реальности в странах-участницах, Евразийский союз довольно-таки полно использует имеющиеся ограниченные возможности.

В ближайший год не стоит ждать от Республики Беларусь резкого отказа от обязательств в рамках Евразийского экономического союза. Такой отказ, будучи напрямую связанным с торгово-экономическим взаимодействием с Россией, равносилен самоубийству. В то же самое время звучавшие в ходе обострения двусторонних отношений летом 2018 года сюжеты сохраняют свою актуальность. Речь идет об условиях поставки российской нефти в Республику Беларусь в 2019 году, о цене на газ, о пограничном контроле на российско-белорусской границе, а также о перспективах кредитования как по двусторонней линии, так и по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Серьезное влияние на перспективы белорусской экономики будет и дальше оказывать непростая экономическая и финансовая ситуация в самой России. Россия в свою очередь, несмотря на довольно жесткую позицию в отношении Беларуси, также не может себе позволить рисковать одним из немногих союзников. Оглядываясь на недавние события в Армении и на череду произошедших ранее «цветных революций» в других постсоветских республиках, Россия будет и дальше делать ставку на поддержание устойчивости белорусского режима.

Но только сейчас, похоже, стали известны сроки создания нового союза. Это должно произойти до очередных президентских выборов в Беларуси в 2020 году, но с таким условием, что Александр Лукашенко откажется баллотироваться на новый срок. В противном случае, «бацьку» могут даже устранить.

Подробнее о том, как Кремль решил взять под контроль страну-соседку, «ФАКТАМ» рассказал политический эксперт, аналитик Democracy house Анатолий Октисюк.

— Объединение Беларуси и России не за горами, и оно вполне реально, — говорит Октисюк. — Это больше нужно Путину, чем Лукашенко. В первую очередь — для того, чтобы снять внутреннее напряжение в своей стране, задавленной санкциями. Кроме того, как показали недавние результаты губернаторских выборов, Путин потихоньку начинает терять влияние в регионах, где к власти приходят оппозиционеры. Кремлю просто необходима «очередная победа», о которой будут говорить все российские СМИ. А поглощение Беларуси как раз и может стать той самой победой. При этом в России понимают, что, если они пойдут на очередной захват чужих территорий, это может им очень дорого стоить. Снова санкции… Зачем, если можно поглотить своего более слабого соседа путем объединения с ним?

Конечно же, Лукашенко боится потерять независимость. Но, похоже, у него не будет другого выхода, кроме как пойти на сделку с Путиным. У Москвы есть много способов принудить «бацьку» объединиться. Основной — экономический. Например, сейчас Россия строит в Беларуси атомную электростанцию. Но в последнее время работы там фактически прекратились. Кремль однозначно дает понять: пока президентом будет оставаться Лукашенко, никакой атомной электростанции ждат ь не стоит.

Еще один сигнал для Александра Григорьевича из России: Кремль отказывается выдавать очередной кредит. Лукашенко говорил, что ему нужен миллиард долларов. В России сказали: извини, мы сами в сложной ситуации. Скорее всего, это были лишь отговорки. Далее. Россия сократила до минимума поставки нефтепродуктов белорусам. А это — треть бюджетных поступлений. Кстати, из российской сырой нефти Беларусь делала авиационное топливо и продавала его нам.

Вторая причина, по которой Путин затеял это объединение: ему не нравится, что Лукашенко начал заигрывать с белорусскими националистами. Смотрите, сейчас начинается перевод всей документации на государственный язык. Дикторы и ведущие на телевидении и радио все чаще переходят на белорусский. Запатентовали свой бренд — национальную вышиванку. Кроме того, в последнее время активизировались футбольные ультрас, которые во время матчей используют антироссийские кричалки. В последнее время в Беларуси все меньше становится влияния русской культуры и русского языка. К тому же Лукашенко начал все чаще смотреть на Запад. Ясно, что Путину такая ситуация не нравится. Ведь так можно потерять еще одного зависимого соседа.

Поговорим о третьей причине, на мой взгляд, самой главной. Не одними геополитическими прорывами грезит сейчас Путин. Он как можно дольше хочет оставаться у власти. Но ему уже дали понять, что третий подряд президентский срок — не пройдет. Госдума этого не поддержит. Что делать в такой ситуации, чтобы оставаться, по сути, вечным президентом? Да вот же — эта идея на поверхности. Когда-то ее высказал сам Лукашенко, но вскоре понял, что за пределами своей страны он поддержки не получит и главой объединенного государства ему не стать. Потому президент Беларуси отказался от этой идеи, а Путин подумал: а ведь это для него на самом деле шанс в пятый раз стать главой государства!

После объединения Беларуси с Россией появится новая страна. А это значит, что можно будет обнулить Конституцию и снова пойти на президентские выборы. Для нового государства это будет лишь первый раз.

— А что получит Лукашенко от этого объединения? Он ведь может превратиться в политический труп?

— Для Лукашенко в создавшихся условиях объединение может быть единственным шансом для того, чтобы получить какие-то личные гарантии. И речь тут идет не только о каких-либо индульгенциях ему самому и его семье. Несомненно, это Лукашенко будет гарантировано. Речь может идти вообще о его жизни. Будет упираться — его могут физически устранить.

— Президентом объединенного государства Лукашенко вряд ли станет, это понятно. Но может быть, ему все-таки будет предложен какой-то пост?

— Я знаю, что такие варианты рассматриваются. Скорее всего, на первых президентских выборах победит Путин. А иначе зачем все это затевается? Тогда вице-президентами будут представители России и Беларуси — по одному. Например, Медведев и Лукашенко. Далее, насколько я знаю, чтобы соблюсти паритет, хотя бы видимый, хотят предложить, что на следующий срок президентом объединенного государства должен стать именно кандидат от Беларуси. И так далее. Но опять же, скорее всего, это не будет Лукашенко, так как он для Кремля не очень удобен.

— В результате объединения России и Беларуси будет создано одно государство или что-то вроде СНГ?

— Нет-нет, речь идет именно об одном государстве. С одной валютой, одной столицей. Есть проект, по которому Россия будет разделена на 15 административных единиц, а Беларусь — на пять. Возглавлять эти области будут генерал-губернаторы.

— А столица в Минске? Несколько лет назад, насколько я помню, предлагали именно такой вариант, чтобы белорусам не было обидно. И еще, вы знаете, как будет называться новое государство?

— Не думаю, что столица будет в Минске. Зачем? Центр останется в Москве. Сейчас уже обижаться поздно. А страна, насколько мне известно, будет называться Российско-Белорусская Федерация.

— В прессе не раз говорилось, что Путин не против возрождения Советского Союза. Но я пока не вижу, кто еще мог бы присоединиться к этому союзу. Как вы думаете, есть желающие?

— Думаю, что Путин посматривает в сторону Астаны. Сейчас в России думают, что будет с Казахстаном после Назарбаева? Какой курс там выберут? Для Кремля это был бы хороший вариант — включить в союзное государство еще и Казахстан. Кто еще мог бы подключиться? Возможно, Армения. По другим странам бывшего СССР я пока ничего не могу сказать. Азиатские государства, например Узбекистан, Туркмения, ищут свой путь на Востоке, в Китае, с которым они плотно сотрудничают. Конечно же, самым важным звеном в новом государстве должна была стать Украина. Но Россия это звено потеряла.

— Если новое государство нужно создать до президентских выборов в Беларуси, то времени очень мало. Успеют?

— Будут стараться. С 2019 года должна быть начата работа над Союзным договором. Должен быть составлен проект конституции нового государства.

— А у людей спрашивать не будут? Ну, россияне, думаю, проголосуют за новый союз. Но как быть с белорусами?

— Без референдумов в обеих странах, конечно же, не обойтись. Но, если, как вы правильно заметили, в России с поддержкой создания нового государства проблем не должно возникнуть, то в Беларуси, насколько мне известно, не будет все единогласно. Там 30 процентов сторонников евроинтеграции. Но референдум в Минске вряд ли провалится. Если будут иные цифры, нарисуют нужные. К тому же сейчас в Беларуси начнут активно рекламировать идею, насколько выгодно для них будет объединение с Россией. Это и доступ к огромным ресурсам, и повышение уровня жизни, и возвращение былого величия

— А если все-таки идея не пройдет? Если в последний момент Беларусь откажется объединяться?

— Здесь для Путина на карту поставлено очень много. До президентских выборов в Беларуси Кремль не будет устраивать там никаких военных маневров. А вот если Лукашенко все-таки ослушается, у России всегда остается последний вариант давления, традиционный: захват чужих территорий по грузинскому и украинскому сценарию. Да, в мире этого не одобрят, но Путин будет упрямо идти к своей цел и.

Что же будет с Белоруссией, и о чем Путин договорился Лукашенко? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются как в СМИ, так и в соцсетях. Интересно, что ни Путин, ни Лукашенко не стали доносить до общественности о чем они наедине беседовали.

Итак, какие основные версии? Версия белорусских блогеров:
«Каких уступок Путин требовал от Лукашенко на переговорах в Сочи?

— Главным требованием было отвечать политической поддержкой интересов России на экономические субсидии, получаемые от Москвы.

— Радикально понизить градус белорусско-украинских отношений. Причем любых отношений: политических, экономических, военно-технических. Москву слишком сильно задевало то, что Лукашенко не признал аннексию Крыма, ездил на инаугурацию Порошенко, но не ездил к Путину.

Поставками из Беларуси сегодня обеспечено 45% украинского рынка бензина и 35% дизтоплива. Из Беларуси поступает 40,31% всего топлива для Украины, из РФ - 37,41%. Поставки сжиженных углеводородных газов из Беларуси в Украину выросли на 35%.»

Еще одна версия из Белоруссии:
«В отсутствии официальной информации по итогам переговоров в Сочи собрали сплетни про российско-белорусские взаимоотношения. Переговоры не закончились решением вопросов, остро стоящих перед союзниками.
Вопросы поставки нефти и нефтепродуктов из России будут обсуждаться дальше. Первый раунд ждем в Азербайджане в конце текущей недели. Внутрироссийскую цену на газ в Сочи Белоруссии никто не пообещал. Как и поддержку в передаче власти от «батьки» к его сыновьям.
Близкий к одной из сторон переговоров человек говорит, что Лукашенко не собирался сам идти на следующие выборы президента Белоруссии.
Но его заигрывания с Украиной, Китаем и другие попытки показать свою излишнюю самостоятельность не понравились российскому президенту.
К тому же схема передачи власти по наследству не поддерживается в самой Белоруссии. А потенциальным преемникам со стороны не доверяет Лукашенко.
Есть мнение, что Лукашенко не смирится с услышанным, а продолжит искать потенциальных союзников в другом месте, но не демонстративно. О разрыве союзнических отношений с Россией речи сейчас не идет.»

Объединение с Россией было бы выгодно для Беларуси как в экономическом, так и в социально-политическом отношении. По мнению опрошенных EADaily экспертов, это привело бы не только к расцвету сохранившейся белорусской промышленности и повышению благосостояния жителей Беларуси, но и к воссоединению двух частей русского народа.

Историк Егор Холмогоров о возможном воссоединении

«После воссоединения с Россией Белоруссия со своей сохранившейся промышленностью может рассчитывать на серьезный экономический расцвет. Россия - богатая страна и в годину экономического бума, и даже в эпоху кризиса. Она осуществляет такие проекты и может производить такие инвестиции, которые маленькая Белоруссия просто не могла себе позволить. Все отлично знают, что она сейчас работает на износ, практически все товары конкурентоспособного качества отправляя в Россию.

В своем Обнинске я могу купить белорусскую индейку с черносливом, а в самой Белоруссии я её не видел ни разу. И так практически со всем. Будучи частью огромной экономической системы, Белоруссия в её рамках будет процветать, наслаждаясь отдачей от масштаба. Будучи форпостом на западном направлении, Белоруссия еще и будет наслаждаться выгодами от этого положения „моста“. Произойдет органичная интеграция военной, политической, управленческой и научной элиты, причем выходцы из Белоруссии смогут, на мой взгляд, рассчитывать на достаточно весомые карьеры, поскольку пользуются репутацией низкокоррумпированных кадров», - уверен публицист Егор Холмогоров.

При этом, по его словам, все те выгоды, которые раньше лукашенковская Белоруссия рассчитывала получить от промежуточного положения, сейчас сходят на нет. «Уровень жизни и развития в России несопоставимо выше. Даже российская бедность зачастую лучше белорусского среднего достатка. В обостряющемся внешнеполитическом положении лучше быть „чьими-то“, чем „ничьими“, территория которых используется для конфликтов. И это всё не говоря о главном: белорусы и великорусы - один народ, одна цивилизация, одна вера. Наше разделение абсолютно искусственно. Сепаратность Белоруссии ведет к выдумыванию фантомных идеологий типа „литвинизма“, форменной исторической глупости. Напротив, появление Белоруссии в одном государстве с Россией резко усилит славянское начало, от чего будет выгода для всех частей русского народа. Воссоединение с Белоруссией сможет помочь сделать саму Россию более славянским, более социальным, более в хорошем смысле слова европейским государством», - заключил эксперт.

Политолог Павел Святенков на тему единства России и Беларуси

Политолог Павел Святенков также придерживается мнения о том, что воссоединение Белоруссии с Россией было бы выгодно каждой из сторон.

«Объединение России и Белоруссии могло бы дать серьезный психологический эффект. Это был бы крупный национальный успех после распада СССР. Кроме того, белорусские производители получили бы тогда доступ на огромный российский рынок, будучи уравненными с внутрироссийскими производителями. Естественно, белорусы также были бы полностью уравнены в правах с гражданами России. Что касается России, то она бы в этом случае получила прямой выход к границе Европейского Союза, а не только через Калининградскую область, которая является эксклавом РФ. Население России в данном случае увеличилось бы на 10 млн человек - на численность населения Белоруссии», - сказал Святенков.

Воссоединение двух стран, на его взгляд, привело бы к усилению их оборонных позиций, укреплению положения на постсоветcком пространстве, решению вопросов безопасности. «Белоруссия - результат советского национального конструирования, и если она не воссоединится с Россией, ее может попытаться поставить в зависимость от себя Польша, поскольку и Украина, и Белоруссия - это кресы, восточные окраины средневекой польской империи. Но вряд ли белорусы желают для себя такого будущего», - сказал он.

Для Белоруссии, по словам политолога, возвращение в состав России привело бы к повышению уровня жизни и закрыло бы раз и навсегда вопрос тарифов на энергоресурсы. «Лукашенко ругается, говорит, что тарифы для Белоруссии должны устанавливаться как для Смоленской области, но Смоленская область - несомненная часть России, а Белоруссия является независимым государством. Если белорусские власти претендуют на то, чтобы тарифы были такими же, как и в отношении внутренних регионов России, то, может быть, им имеет смысл и с экономической точки зрения задуматься об объединении», - отметил Святенков.

Закат эры Ислама Каримова в Узбекистане (некоторые ресурсы даже сообщили, что Каримов умер) обострил вопрос о транзите власти и в других авторитарных странах бывшего СССР. Беларусью тоже , с 1994-го, правит самовластный лидер. Режим здесь не столь жесток, как узбекский, но механизм ротации властных элит через де-факто заблокирован, политическая конкуренция сведена к нулю, политический класс по-настоящему не сформирован.

Отметивший 30 августа 62-летие, выглядит бодро, занимается спортом и, судя по всему, в политические пенсионеры подаваться не собирается. Но никто не вечен.

Действующий президент наверняка и сам задумывается над тем, кто и как придет после него. Однако широкая публика об этих мыслях ничего не знает.

После того как в 2005 году глава государства назначил своим помощником по национальной безопасности старшего сына Виктора, о последнем заговорили как о вероятном . Но Лукашенко-отец в ряде интервью отверг возможность передачи власти в нашей стране по наследству (условно говоря, азербайджанский вариант).

Так какой же вариант ждет Беларусь?

Вакуум власти - соблазнительный момент

Психология харизматичного автократа такова, что он сознательно или подсознательно старается избегать в своем окружении сильных, ярких персон. В таких системах сиять харизмой должен один.

В итоге же мы видим серое правительство, серый карманный парламент, серую вертикаль. если и не стерта в пыль, как в том же Узбекистане, то обескровлена, маргинализирована. Народ деполитизирован, привык, что все государственные вопросы решают без него где-то наверху.

Между тем ноша ответственности за страну с небольшим стажем независимости, слабоватым национальным самосознанием, кризисной экономикой, да еще геополитически зажатую между мощными внешними игроками, - эта ноша колоссальна. Кому она достанется? Сможет ли этот человек сохранить независимость, обеспечить гражданский мир и развитие страны?

В случае Беларуси эти вопросы порождают много тревог. В частности потому, что огромна зависимость от России, правящие круги которой традиционно рассматривают Беларусь как зону своих стратегических интересов, транзитный коридор и военный плацдарм. Вакуум власти - соблазнительный момент, чтобы на этом плацдарме.

Кормило останется у номенклатуры

Согласно конституции, «в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей» его полномочия переходят к премьеру - «до принесения присяги вновь избранным президентом» .

Скорее всего, так в Беларуси и произойдет, предположил в комментарии для сайт руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. Затем будут проведены выборы, на которых «с вероятностью 100% победит высокопоставленный представитель номенклатуры» . Им может стать тот же премьер или глава президентской Администрации, считает аналитик.

Другое дело, подчеркивает он, что на сохранение системы в прежнем виде уже не будет ресурсов, поэтому «потихоньку начнут откручивать гайки» .

Перехватившей власть (понятно, при опоре на силовиков) номенклатурной группировке, возможно, потребуются в качестве младших партнеров и некоторые оппозиционные фигуры, допускает Поротников. Он поясняет: белорусские чиновники не привыкли действовать в конкурентной среде, а у оппозиционеров есть некий опыт по этой части, знание политтехнологий, наконец, международные связи.

«Последующие же выборы будут все более свободными и прозрачными» , - прогнозирует собеседник. К этому, в частности, станут подталкивать зарубежные акторы. Силовое вторжение извне в момент транзита власти в Беларуси эксперт считает маловероятным.

А вот «перекупить фаворитов» , чтобы повлиять на дальнейший курс страны, попытаются разные внешние силы, уверен Поротников.

Риск войны всех против всех

Основная проблема в том, что в Беларуси нет понятных механизмов преемственности власти, подчеркнул в комментарии для сайт директор Института политических исследований «Политическая сфера» Андрей Казакевич . Раскладка же в высших эшелонах власти, по его словам, «непрозрачна и нестабильна» .

Вопрос о новом лидере будет решаться в узком кругу влиятельных лиц, прогнозирует собеседник. При этом вероятна ситуация, когда никто никому не доверяет и начинается «война всех против всех» .

В таком случае Россия может попытаться «стать гарантом, посредником». Так или иначе Москва попытается выдвинуть наверх людей, на которых ей легко будет влиять (например через компромат), предполагает Казакевич.

Еще одна опасность, по мнению политолога, в том, что президентские полномочия огромны и победитель может использовать их для сведения счетов с врагами.

Проблема транзита власти может обостряться даже в таких хрестоматийно демократических странах, как США, где многих сейчас пугает вероятная победа Дональда Трампа . Но американцы, по крайней мере, знают, между кем конкретно разворачивается борьба за президентство, так или иначе могут влиять на ее сюжет. В конце концов, система сдержек и противовесов не даст и Трампу разгуляться во всю ивановскую.

А вспомним гибель в авиакатастрофе в 2010 году президента Польши Леха Качиньского и многих других высокопоставленных лиц. Да, это был удар по политической элите страны, но на смену погибшим четко и быстро пришел новый кадровый эшелон. Демократическая система в подобных ситуациях несравненно устойчивее, срабатывает на автомате.

В Беларуси тоже нужно развивать, европеизировать политическую систему, расширять для граждан и политических структур пространство свободы. Это простой и понятный рецепт снижения рисков в случае транзита власти. Но рецепт противоречит логике авторитарного персоналистского режима, когда даже на пол-оборота открутить гайки боязно.

Эпоха Лукашенко вряд ли увенчается . А это значит, что дальнейшее будущее Беларуси туманно, тревожно и малопредсказуемо.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...