Урок литературного чтения есенин поет зима аукает. Урок-конспект по литературе: "С

Людмила Вяткина

Конспект ОД "Поет зима ,аукает . "

Задачи :

1. Закрепить представление детей о характерных признаках зимы.

2. Активизировать в речи детей прилагательные, умение анализировать, делать вывод.

3. Расширить кругозор.

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте ребята, пороходите. я очень рада что вы пришли к нам сегодня в гости. Давайте с вами знакомится,посмотрите на экран.

Смотрим приветствие.

Воспитатель : Какие молодцы мои детки, сами с вами познакомились и меня познакомили. А как вас зовут? ответы детей

Воспитатель : Здорово ребята, теперь мы с вами все друг друга знаем. А гостям мы пожелаем с пользой время провести, интересное увидеть и с собою унести.

Воспитатель : Ребята посмотрите в окно, а каое время года у нас за окном?

Воспитатель : Молодцы ребята, конечно это зима .

Ай да зимушка, зима

Как украсила дома

Побелила все вокруг

На деревьях белый пух

Есть и горки во дворе

На забаву детворе!

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, белый пух, котрый укрыл крыши домов, это что? ответы детей

Воспитатель : Конечно, ребята -белый пух-это снег, снег залетел и в наш зал и у нас образовалась снежная полянка и сейчас я приглашаю вас на нашу зимнюю снежную полянку. (садимся)

Воспитатель : Ребята, а почему вы любите зиму? да

И девченки и мальчишки? да

Воспитатель : Ребята, а вы как думаете, какая она зима ?

Ребята а когда на улице мороз, какая погода в этот день? морозная

А если дует ветер? ветрянная

Когда очень холодно? холодная

А если идет снег? снежная

Ребята, а как вы думаете если бы зимой не было снега, что бы было (ответы детей)

Воспитатель : Снег, хотя и сам холодный, уберегает от мороза землю, деревья, траву и кустарники. Некоторые звери и птицы от мороза и хищников прячутся в снегу.

Если бы не было снега, волки и лисицы переловили бы всех зайцев и мышей

Даже некоторые птицы зимой спасаются в снегу. Например, глухари и тетерева зимой не спят на ветках, они всегда на ночь падают в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра. А еще снег украшает деревья.

Воспитатель : -Ребята, скажите а из чего состоит снег? ответы детей (из множества снежинок)

Посмотрите на экран, какие снежинки красивые и все такие разные.

А теперь внимательно посмотрите и найдите 2 одинаковые снежинки.

Вопитатель : Молодцы ребята справились с заданием.

Воспитатель : А сейчас я вам загадаю загадки, но будьте очень внимательны, это не простые загадки и япопробую вас запутать.

1. Есть отлична примета-выпал снег - встречаем (лето-зима )

2. Край снегов, морозов, вьюг назовем мы словом (юг-север)

3. Чтоб зимой не мерзли руки, мне связала мама (брюки-варежки)

4. Я красивый я летаю,

А весной от солнца таю

Угадайте поскорей

Кто же это (воробей-снег)

5. В шубу Машенька одета-на дворе у нас (лето-зима )

Воспитатель : Какие вы молодцы, не получилось у меня вас запутать вы все про зиму знаете.

Ребята, а скажите, для всх зима хорошая ? всем ли она нравится? ответы детей

А сейчас, я вам расскажу сказку о зиме и мы послушаем для всех ли так хороша зима .

Спросили однажды у слона, какая бывает зима ? а слон ответил : "Я незнаю какая она", ребята почему слон так ответил?

Спросили однажды у северного оленя : "Какая бывает зима ?" он ответил.

А почему ребята он так ответил? ответы детей

А еще спросили у красногрудого снегиря : "Какая бывает зима ?" а снегирь ответил---

Почему он так ответил? ответы детей

Чем мы с вами, ребята можем помочь птицам в зимний период? ответы детей

Спросили у рыжей собаки "Какая она зима ?" а она ответила.

Почему собака так сказала? ответы детей

Тогда спросили у медведя "Какая Миша зима ?" а Миша сказал.

Почему Миша так ответил?. ответы детей

Затем спросили у мальчишки"Какая зима ?" а мальчик сказал.

Почему ребята он сказал что она веселая? ответы детей

Воспитатель : Мои ребятишки очень любят зиму и вы говорите что зима веселая , ну тогда давайте с вами поиграем. (встаем) Вы любите кататься на снках? Становитесь в круг. Ребята, вы будите играть в эту игру первый раз, поэтому смотрите на меня и повторяйте.

Ой мороз, мороз, мороз

Не показывай свой нос

Уходи скорей домой

Стужу забери с собой

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем

Сядем в саночки самокатанки

С горки ухххх.

Воспитатель : молодцы ребята весело покатались на санках.

Слышим хруст снега.

Воспитатель : Ребята что это? послушайте ответы детей

Правильно, это снег хрустит, ребята а как это происходит? ответы детей

Это ледяные лучики снежинок ломаются, когда мы идем по дороге.

Я предлагаю вам слепит снежки, из снега мы не можем их слепить, мы с вами их слепим из бумаги. Берите все по 1 листику бумаги, становитесь в круг.

1,2,3,4 С вами мы снежок слепили

Получился круглый, гладкий

Но совсем, совсем не сладкий.

Воспитатель : Вот какие замечательные снежки у нас получились. А вы любите играть в снежки? Ну тогда слушаем музыку, смотрим на меня и повторяем. (под музыку играем)

Ох снежки то, вот так да

Разлетелись кто куда

А ребята побегут

И снежки все соберут (собираем в ведерко)

Воспитатель : Молодцы ребята и в снежки мы поиграли. Но я снова слышу какой то звук? что это за звук? метель

-Воспитатель : Ребята, а чтобы зимой не замерзнуть, вот как мы будем греться.

Танцуем под музыку (Я мороза не боюсь)

Воспитатель : Молодцы ребята, мы с вами так много о зиме-красавице говорили. Мы играли, танцевали а сейчас я вас приглашаю в снежный ледяной городок. Но мы с вами туда не просто пойдем, мы пойдем на лыжах. Имитируем одеваем лыжи.

Поехали!

Мы на лыжах в городок пойдем, пойдем

Мы взбираемся на холм

Палки в этом нам помогут

Будет нам легка дорога.

Вот мы и на месте, ставим палочки,

Снимаем правую лыжу, ставим

Снимаем левую лыжу, ставим. Молодцы, проходите ребята посмотрите какой красивый ледяной городок, посмотрите что здесь есть? ответы детей

Ребята но городок какой то грустный печальный, я думаю здесь кого то не хватает.

ответы детей Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Конспект открытого занятия педагога-психолога и учителя-логопеда

Пояснительная записка.
Урок литературного чтения проведён 24 января 2012 года во 2 «В» классе коррекционно – развивающего обучения 7 вида МКОУ СОШ №7 города Слободского Кировской области.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Школа России» под редакцией В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Р. Шанько. Автор учебника «Литературное чтение» - Л.Р. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2007 г. Курс рассчитан на 102 учебных часа, по 3 часа в неделю.
Уроки литературного чтения по этому курсу призваны решать важные задачи для нашего общества.
Основные образовательные задачи:
Научить детей осознанному грамотному чтению.
Умению анализировать литературные произведения.
Умению понять основной замысел каждого произведения, его идею.
Умению «видеть» то, что хотел донести до читателей автор.
Кроме того, уроки литературного чтения призваны решать важнейшие воспитательные и развивающие задачи. К сожалению существует проблема: дети моего класса недостаточно владеют умением глубоко анализировать литературные произведения, особенно стихи, не понимают сути произведения, в недостаточной степени владеют грамотным осознанным и выразительным чтением. Анализируя технику чтения обучающихся своего класса, я обнаружила, что качество выразительности чтения составило всего 9 % и осознанности чтения 15 % на конец первого класса.
Для решения проблемы на уроках по литературному чтению в свое м классе систематически использую разные виды упражнений по формированию навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, применяя технологии обучения чтению ученых, педагогов – новаторов: технологию оптимального чтения В. Н. Зайцева и И. Т. Федоренко - И. Г. Пальченко, технологию развития оперативного поля чтения, антиципации и метод динамического чтения М. И. Омороковой, Шульте и Г.Г. Швайко.
Урок по теме «С. А. Есенин. Поет зима – аукает» включен в раздел «Люблю природу русскую», в первую часть – «Зима».
Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока:
Организационный момент:
эмоционально – психологический настрой в стихах.
Проверка домашнего задания:
использование критериев для оценивания ответов одноклассников.
Подготовка к основному этапу:
метод: репродуктивный, частично – поисковый. Составляют из слогов пословицу. Выполняют упражнения на постановку правильного дыхания, развитие интонационных средств выразительности речи.
Изучение нового материала:
методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный;
демонстрация компьютерной презентации;
антиципация по названию, иллюстрации;
словарная работа, первичное чтение, проверка первичного восприятия.
Физкультминутка.
Релаксация с помощью мультимедии.
Анализ произведения:
методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий;
чтение стихотворений по «цепочке»
анализ содержания стихотворения, словарная работа, определение художественных средств поэтического языка;
составление «партитуры чтения»;
подготовка выразительного чтения, конкурс чтеца.
Подведение итогов урока:
методы: репродуктивный, словесный.

Рефлексия:
приемы: карточки с изображением воробьев, веточки красная и зеленая на доске;
самооценка и выявление эмоционального состояния каждого ученика.
Информация о домашнем задании:
Дифференцированные задания.
В результате анализа проведенного урока, отмечается хорошая работоспособность учащихся, умение грамотно анализировать и читать поэтическое произведение, заинтересованность в выполнении каждого задания, положительный эмоциональный настрой, эффективность использования предложенных материалов к каждому этапу урока.
Использование на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приемы учебного сотрудничества и личного общения. Все задания были направлены на усиление глубины умения анализировать поэтическое произведение, выразительно его читать, делать выводы.
Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке. Всем учащимся были поставлены оценки за выразительное чтение стихотворения. Результатом был составлен альбом из рисунков детей.

Конспект урока.
Тема: С. А. Есенин «Поёт зима – аукает»
Цели:
Образовательные:
познакомить с произведением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает»;
создать условия для восприятия и осмысления стихотворения;
продолжить формировать умение анализировать лирическое стихотворение, видеть образные языковые средства.
Развивающие:
развивать навыки правильного осознанного выразительного чтения, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные и информационные умения.
Воспитательные:
воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: репродукция картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», предметные картинки воробьев для рефлексии, индивидуальные карточки «Средства поэтического языка», карточки – опоры «Средства выразительной речи», компьютерная презентация, мультимедийное сопровождение, учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), карточка – памятка «Работа над лирическим стихотворением».
Ход урока.
Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела,
Какое время года прилетело? (Зима)
- Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Вот репродукция И. Грабарь «Зимний пейзаж» (слайд 1)
- Вам нравится картина?
- Какие чувства она у вас вызывает? (Спокойствие, волшебство, умиротворение.)
- А теперь покажите, как вы приготовили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».

Проверка домашнего задания.
Рассказывают друг другу (работа в паре).
Читают у доски два ученика.
Ребята и учитель оценивают ответы учеников.
- Ребята, хотите читать еще стихи? Для этого нужно провести речевую разминку, чтобы читать стихи выразительно.
Подготовка к основному этапу урока.
Речевая разминка (приложение 1.)
- Выполним упражнения для дыхания:
Задуть свечу (на 3 выдоха, на 2, на 1)
Понюхаем цветок.
«Морзянка» (вдох ртом, выдох через нос, ударяя пальчиком по носу)
- Выполним упражнения для развития голоса. Соберите пословицу (слайд 2) ТИТЛЕ РЕЦСКВО МЕЗИ НЕЦКО
- прочитаем пословицу, изменяя:
Темп речи.
Силу голоса.
Высоту голоса.
Тон.
Переставляя логическое ударение.
Изучение нового материала.
- Ребята, давайте снова отправимся в чудесный мир поэзии и познакомимся со стихотворением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает», для которого самым дорогим местом на земле была Русь.(слайд 3)
- Сформулируйте цели нашего урока. (1. Познакомиться со стихотворением Есенина «Поёт зима – аукает..»
2. Проанализируем его.
3. Учиться выразительно читать стихотворение.)
Знакомство с биографией автора.(слайд 4)
Подготовка к восприятию нового произведения.
- Откройте учебники и найдите стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает»
3. Антиципация по названию иллюстрации.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Это будет стихотворение о зиме, зимней природе, красоте, о воробышках)
- Знаете ли вы, что первое название этого стихотворения «Воробышки», а второе «Поет зима – аукает»
- Что выразил поэт первым названием своего стихотворения «Воробышки»? (Нежность и любовь к птичкам)
- Воробышки – это уменьшительно – ласкательное слово, называя птиц – воробьев.

4. Словарная работа (слайд 5).
Поёт – сильно дует.
Аукает – перекликается.
Стозвоном – звон 100 сосен (автор).
Ковром шелковым – мягким ковром.
Сиротливые – без родителей.
Озябли – сильно замерзли.
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол.
Вихри – порывистые круговые движения ветра.

6. Повторное чтение.
1. Чтение по цепочке.
2. Анализ стихотворения. Выборочное чтение.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подумайте, сколько в нем частей? (4 части)
- в стихотворении четыре строфы – это четыре картины, и в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средство выразительности.
- Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

VI. Анализ произведения.
- Почитаем первую строфу. Кто главный герой? (Зима)
Стихотворение начинается словами «Поет зима – аукает..»
- А как зима поет песни? (Хрустит, звенит, воет)
- Когда вы прочитали слово «мохнатый», какой лес вы представили? (Хвойный лес, засыпанный снегом)
- В этой строфе мы встретили слово СТОЗВОНОМ. Это слово придумал сам Есенин. Догадайтесь, как он образовано? (Сто звонов)
- Если в морозный день вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит.
- Что автор хотел выразить этим словосочетанием? (Слышится много различных звуков, производимых раскачиванием сосен)
- А как это зима «аукает» этими звуками? (Как – будто деревья перекликаются друг с другом)
- Почему этими звуками можно убаюкивать лес? (Они негромкие, приглушенные)
- Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака! Как плывут облака? (Медленно, лениво, видимо, есть небольшой ветер)
- Почему автор назвал облака седыми? (Так они сероватые, пушистые)
- Почему они уплывает в далекую страну? (Зима им не нравится)
- Как должны прочитать первую строфу? (Напевно, плавно, негромко, немного грустно)
- Какой прием использует поэт при описании зимы? (Олицетворение: поет, аукает, баюкает)
- Приготовьтесь выразительно читать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промерзших сосен, глубокую тоску облаков. (Работа в парах). (слайд 6)
- Опишите словами, какая картина возникла в вашем воображении?
- Прочитайте первые три строчки этой строфы.
- Что такое МЕТЕЛИЦА? (Сильный ветер со снегом, вьюга)
- Что означает выражение «А по двору метелица ковром шелковым стелется? (Снег переливается, как тонкая, блестящая ткань)
- Какой прием использовал автор? (Метафора: ковром шелковым)
- Да, красивую картину мы увидели, но поэт добавляет: «Но больно холодна!» Почему? (Есенин описывает красоту зимы и в тоже время подчеркивает ее суровость)
- Как эти строчки надо прочитать? (С восхищением, с интонацией красоты и суровости зимы)
- О ком автор еще пишет в этой строфе? (О воробышках)
- Найдите сравнение, которое применяет автор к воробьям? (Как детки)
- Назовите эпитеты? (Игривые, сиротливые)
- Что значит сиротливые? (Некому защитить, обогреть, греются друг о друга.
- Почему Есенин сравнивает с воробушков с детками сиротливыми? (Они несчастные, им холодно, зима, как мачеха, неласкова, сурова)
- Почему Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожимся за них)
- Как прочитаем эти строчки? (С интонацией сочувствия, жалости, тревоги)
- Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в парах)
- Прочитайте 3 строфу и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (жалость, слайд7)
- Какие нежные слова находит поэт для птичек? (Пташки – маленькие птички)
- Как вы представляете себе воробышков? (слайд 8)
- Воробей - слабый и наивный, веселый и разговорчивый, живет рядом с человеком. Воробей – это энергичность и быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит. Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, вызывает желание творить добро.
- Почему так жалко птичек поэту? (Им холодно, голодно и немного страшно)
- Как эти строчки нужно читать? (С жалостью, с болью)
- Почему воробышкам может быть страшно? (Вьюга злится и бешено ревет)
- Какие приемы использует автор при описании вьюги? (Олицетворение – стучит, злится. Метафора – с ревом. Эпитет – с ревом бешеным)
- Почему автор использует слово вьюга в третьей строфе? (Для усилия холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам. Автор показывает, что его отношение изменилось к зиме)
- Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках
- Какой прием применил автор? (Звукопись)
- Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь в стихах воробышков и бешенство вьюги. (Работа в парах)
- Прочитайте последнюю четвертую строфу и подумайте, о чем мечтают воробышки? (О весне)
- Какой прием использует здесь автор? (Инверсию)
- Как называет автор птичек? (Нежные – эпитет)
- Какое чувство преобладает в этой строфе? (Надежда)
(слайд 9)
- Как мы прочитаем четвертую строфу? (Мечтательно, с надеждой, немного грустно)
- Какой литературный прием использовал поэт, чтобы полнее и ярче показать различие зимы и весны? (Контраст)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы выяснили, какие средства выразительности использует автор, и каковы чувства каждой строфы. А теперь подумайте, в каком темпе будете читать это стихотворение?
- Расставьте карандашом знаки, где будете делать остановки, подчеркните слова, которые нужно выделять голосом при чтении. (Пользуйтесь карточкой – опорой)
- Составьте «партитуру» чтения.
- Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Проведем конкурс на лучшее чтение стихотворения. Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора.
8. конкурс чтецов.
- Выразительное чтение стихов.
- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?
- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт? (Оценивание ответов учащихся)
VII. Подведение итогов урока.
- Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке?
- Сергей Александрович с нами говорил о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробышек и не дает им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
- У десятков поэтов – свои воробьи, свое к ним пристрастие, свое отношение. Живи, удивительный дружок – воробей, радеет всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.
(Учитель читает стихотворение В. Скифа)
За окном продрогшего
Вижу воробья.
Где твой дом воробышек?
Где твоя семья?
В поле за сугробами –
Темень, холода,
Воробей – воробышек,
Где твоя еда?
Зачирикал крохотный:
- Что найду – еда!
Прыгаю да охаю
В злые холода.
За окошко брошу я
Сладкий пирожок:
- Прилетай, воробышек,
Милый мой дружок!

Вот уже несколько лет в России проводится акция «Покормите птиц!» В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть «Воробышкин день». Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их. Смастерите кормушки и кладите в них корм. (слайд 10)

VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьев. На доске изображены две веточки красная и зеленая. Возьмите картинку воробья, поместите ее на зеленой веточке, если вы оцениваете свою работу удачно.
Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

IX. Информация о домашнем задании. (слайд 11).

Выучить наизусть стихотворение. (приложение 3.)
Дополнительно по желанию на выбор:
Написать мини – сочинение «Воробышки».
Найти стихи о воробьях других поэтов.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Сочинить свое стихотворение или загадку про воробьев.

Приложение.
Карточки – опоры
Приложение 1.

Темп
Замедленный
Медленный
Умеренный
Нормальный
Убыстряющийся
Быстрый

Приложение 2.
Выразительная речь
Интонация

Средства поэтического языка
Сравнение
Эпитет
Метафора
Звукопись
Олицетворение
Инверсия
Контраст

Приложение 3.
Памятка
Работа над лирическим стихотворением:
Прочитайте стихотворение
Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Тема урока: С. Есенин «Берёза», «Поёт зима аукает».

Цели: - Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;

Учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор

Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия : 
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы на ватмане.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина и Ф. Тютчева.

  1. Речевая разминка.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты… (слайд 1)

Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

(Николай Браун) (слайд 2)

  1. Постановка целей урока.

Ребята, вы наверное догадались о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке?

Что вы знаете о Сергее Есенине? (слайд 3)

Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

5. Работа по теме урока.

Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо его прочувствовать и разгадать все загадки. А для этого нужно внимательно слушать.

Учитель читает стихотворение под музыку Чайковского «Декабрь». (слайд 4)

Понравилось ли вам стихотворение? На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»..

Какой перед вами предстала берёзка?

Обратите внимание на выделенные слова. Найдите в словарике нашего учебника их значение.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим? Цветы.

Как называется такой прием? Сравнение.

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? Утро.

Почему вы так решили? Заря.

Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

Прочитайте, как занимается заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Да, это стихотворение создаёт нам праздничное настроение в преддверии нового года.

Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

У вас действительно получилось создать отличное новогоднее настроение!

Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?

Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?

И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём.

6. Физкультминутка.

Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?

Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
__________облака.

А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.

Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом) (слайд 5)

Легко ли быть поэтом?

А теперь послушайте это стихотворение. (Читает учитель или включается аудиозапись)

Какие картины представили?

Какие звуки зимы услышали?

Повторние чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).

Сергей Есенин

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом? Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес…)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого). О чём тоскуют облака?)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,

но больно холодна…» Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладаная, холодящая ткань…)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

. (Представили себе этих мёрзнущих воробушков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

- Представили эти картины?)

Подготовка к выразительному чтению (по смысловым частям)

1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающе)

2.А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)

3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам, жалость, волнение)

4. А вьюга с рёвом бешеным (рёв вьюги, холодные звуки зимы)

5. Снится красавица весна (мечтательно, с грустью, надеждой)

Ребята, а ведь у этого стихотворения есть продолжение, хотите послушать?(слайд 6)

7. Рефлексия.

- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку. Слайд 2

Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Николай Браун)

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Поет зима - аукает, Мохнатый лес ___________ Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую __________облака. А по двору метелица Ковром ___________стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки____________ , Прижались у окна. баюкает седые шелковым сиротливые

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.


План конспект урока
Предмет: литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева УМК «Школа 2100», 3 Б класс
Тема: «Поет Зима, аукает…»
Цель: познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…» и «Пороша».
Планируемые результаты:
Предметные:
- отработка у учащихся функционально-грамотного чтения;
- развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности.
Регулятивные:



Познавательные:

Коммуникативные:

-строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные:

Литература: УМК «Школа 2100» литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева 3 класс
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация к деятельности. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.
Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.
Все красиво дружно встали,
Улыбнулись, подровнялись.
Поздоровались прилично;
Чтоб учиться на "отлично",
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Настраиваются на учебный процесс. Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Актуализация имеющихся знаний - Начинаем наш урок.
- Послушайте и догадайтесь, о каком времени года мы будем говорить.
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
(Зима)
- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
(О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…)
Умеет ли зима петь? Почему эта строчка в кавычках? Это цитата. А из какого произведения взята эта цитата, мы узнаем позже.
Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о новогоднем празднике, и о чём-то сказочном…) Слушают учителя и отвечают на вопросы
Разгадывают загадку.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные:

Регулятивные:
.
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание - А как проводит зиму Настя? Давайте об этом прочитаем в учебнике на 52.
- Каким спортом занимается Настя и её родители зимой? (лыжным видом спорта) -Какие чувства и воспоминания переполняли Настю? Прочитаем последнее предложение ещё раз. (хором)
- Мы сейчас с вами тоже отправимся в зимний лес. Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.
(Звучит музыка Чайковского « Времена года») – Зима.
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели в лесу зимой. (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Зимний лес - это кружева инея на ветках, это треск деревьев, встретивших жестокий мороз. Мохнатые снежинки, которые медленно кружатся в воздухе. Красивый снег, переливающийся искрами на солнце. Сосна, особенная зеленая на фоне белого снега. Елочки застыли под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Всё замерло от зимней стужи.
- С помощью чего композитор помог нам почувствовать всю прелесть зимней природы? (С помощью звуков).
- По-разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.
- А как называли зиму великие поэты? (не знаем)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем? Читают в учебнике авторский текст.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
IV. Совместное открытие знаний 1. Рассказ об авторе.
- Зима - удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
- Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?
- О чём писал С. Есенин? (о Родине, о природе)
- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет - и в то же время таинственно и загадочно...
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы.
2. Первичное чтение.
(звукозапись: Вивальди «Зима» . Учитель читает стихотворение «Поёт зима…»)
- Какое настроение автора почувствовали? (грустное)- Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? Чтобы мы грустили или он хотел показать что-то другое? (хотел показать картины зимы)
- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?
3. Самостоятельное чтение.
- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
Физкультминутка. Слушают внимательно учителя, запоминают биографию С. Есенина.
Слушают чтение стихотворения учителем.
Отвечают на вопросы.
Читают самостоятельно, отмечают непонятные слова. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
V. Первичное закрепление во внешней речи Работа над выразительностью.
- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
1. Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт?(в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Похожа ли она на человека? Чем?
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть?(с чувством грусти)
2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? (игривые, малые, голодные, усталые)
- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? (с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу, могущество)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)
4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная Красавица весна.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)
Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
- Мы наблюдали, как менялось настроение автора (от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.
2. Выразительное чтение.
- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?
3. Сейчас познакомимся с другим произведением С. Есенина «Пороша».
1) Аудиозапись. (Безрукова)
2) Работа с текстом после прослушивания.
- Что значит это слово пороша?
- Какие однокоренные слова помогают объяснить? (запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снега)- Вас чем-то удивила иллюстрация к стихотворению.
С кем поэт сравнивает сосну? (со старушкой)
Как вы понимаете слово «клюка» (это палочка, которой пользуется пожилые люди, для опоры)
-А кто этот невидимка, заколдовавший лес? (Мороз)
- Как вам показалось – эти стихотворения похожи?
3) –Ребята, прочитайте это стихотворение «жужжащим» чтением.
4) - А теперь давайте выразительно красиво прочитаем хором. (Хоровое чтение) Читают по строфам с комментированием, отвечают на вопросы.
Разбирают 2 строфу, отвечают на вопросы.
Работают над выразительностью 3 строфы, отвечают на вопросы.
Разбираются, с каким чувством надо читать 4 строфу, отвечают на смысловые вопросы.
Делают вывод.
Выразительно читают стихотворение.
Слушают выразительное чтение в записи.
Отвечают на вопросы.
Сравнивают 2 стихотворения на первичном уровне.
Жужжащее чтение.
Хоровое чтение. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VI. Самостоятельная работа с проверкой Повторное чтение (про себя)
- Задание. Перечитать стихотворение и постараться увидеть, что в нём зима другая.
(Настроение более спокойное, светлое, в стихотворении больше жизни, шумят вороны, стучит дятел, звенят копыта лошадей; холодно тоже (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Есть и общее: поэт оживляет природу.2) выразительное чтение Чтение про себя, поиск ответа на вопрос.
Выразительно читают ст-е «Пороша». Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
VII. Включение в систему знаний и повторений 1. Сравнение двух текстов.
-Вот мы прочитали 2 стихотворения Сергея Есенина о зимней природе.
-Скажите, изменилось ли отношение к зиме у автора? (Да, изменилось)
-Как? (Ответы детей)
- В первом стихотворении он зиму описал злой, беспощадной, обижающей птичек, зима автору не очень нравилась. А во втором стихотворении любуется красотой зимнего леса, тишиной, спокойствием природы. Отвечают на вопросы учителя, анализируют 2 стихотворения.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VIII. Рефлексия Дети, наш урок близится к концу. Вам понравился сегодняшний урок? Какое из стихотворений понравилось больше? Почему? Что вы узнали о поэте Сергее Есенине? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу) Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям) Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Спасибо, урок окончен! Отвечают на вопросы учителя Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
IX. Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть.
Нарисовать портрет Зимы (по желанию)
Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима». Записывают д.з. в дневник.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
  2. развивать умение анализировать произведение
  3. воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 1. (Пословица)

Как вы ее понимаете?

(Книга заставляет нас задуматься о добре и зле, из книг узнаём новое, книги учат честности, справедливости, любви к природе, животным.)

Над чем сегодня заставит задуматься книга, мы и узнаем на нашем уроке.

II. Погружение в урок

(Звучит музыка Вивальди «Зима»

Слайд 2.

Тихо в густом сосновом лесу. Все покрыто белым блестящим покрывалом. Каждая сосна в сказочном зимнем наряде. Кудрявые кустики украсились нежным пушистым инеем.

Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса.

III. Сообщение темы урока

О зиме прекрасное стихотворение «Поет зима – аукает...» написал Сергей Александрович Есенин.

Сегодня я познакомлю вас с этим произведением. Будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.

Слайд 3. (Тема урока)

IV. Вступительная беседа

Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.

Слайд 4. (С.А. Есенин)

Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.

Слайд 5. (Дом С. Есенина)

Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.

Слайд 6. (Берег реки Оки)

Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.

Слайд 7. (Рязанская природа)

Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

V. Знакомство с произведением С. Есенина

1. Слушание стихотворения «Поет зима – аукает...». (Читает учитель)

2. Беседа после чтения. Понравилось вам стихотворение?

3. Словарная работа. Все ли слова понятны?

Стозвон – имеющий сто звонов.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

4. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

VI. Анализ произведения

1. Прочитайте первую строфу.

– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.

Эти слова взяты из жизни природы или человека? Докажите.

– «Мохнатый лес» – это какой лес?

– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)

(Составляется партитура чувств)

Слайд 8. (Партитура чувств)

– Как изображены облака?

– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?

– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?

2. Прочитайте вторую строфу.

– Как изображена метель?

Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?

Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)

– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)

– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?

3. Физкультминутка

Вы – мои воробышки игривые
Крылышки прижмите,
Головки наклоните
И чуточку поспите...
Ну-ка, пташки, хватит спать,
Надо прыгать и играть!

(Выполнение движений под музыку)

4. Прочитайте третью строфу.

– Почему они замерзли?

– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)

– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)

– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?

5. Прочитайте четвертую строфу.

– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?

– Что им снится? Почему?

– Каков образ весны?

– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)

– Какую картину можно нарисовать?

6. Какова главная мысль этого произведения?

VII. Выразительное чтение

1. Мы с вами составили партитуру чувств. Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.

Чтение стихотворения учащимися: за лидером, индивидуально.

2. Какие слова, выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?

VIII. Моделирование обложки и сравнение ее с готовой моделью

1. К какому жанру относится данное произведение?

Слайд 9. (Жанры произведений)

Покажите на моделях. (Дети на листочке рисуют треугольник)

2. Какова его тема?

Слайд 10. (Тема чтения)

Покажите. (Треугольник закрашивают зеленым цветом)

4. Как называется это произведение? Напечатайте.

5. Сравните с моей моделью.

Слайд 11. (Образец модели обложки)

IX. Итог урока

– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}

– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?

Вот вы и узнали, над чем заставило вас задуматься это стихотворение: надо чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

Недаром в начале урока звучала пословица: «Мало уметь читать, надо уметь думать»!



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...