В чем особенность правописания некоторых производных предлогов. Правописание производных предлогов
В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.
Характеристика производных предлогов
Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.
Особенности этой части речи
1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.
2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".
3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".
4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.
Виды производных предлогов
Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.
1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.
2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.
3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".
Какие значения они имеют
Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:
Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;
Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";
Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.
Как научиться правильно писать предлоги
Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.
Способы поиска предлогов в тексте
1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".
2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".
3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".
4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.
Какие производные предлоги пишутся слитно
Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".
Составные производные предлоги
Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:
Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";
Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";
Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.
Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.
Правописание служебных частей речи часто вызывает затруднения. Это относится в том числе и к производным предлогам, которым и посвящена наша статья.
Что такое производные предлоги
Производными называют те предлоги, которые произведены, то есть образованы, от самостоятельных частей речи. Например, союз “от” непроизводный. Он ни от чего не образован. А предлог “насчет”, очевидно, образован от существительного “счет”. В школе эту тему изучают в 7 классе.
Как правило, предлоги образуются от существительных с предлогами же (непроизводными), но есть несколько предлогов, образованных от деепричастий: “благодаря”, “несмотря на”, “невзирая на”; при этом правописание их изменяется.
Примеры производных предлогов:
- в течение
- в продолжение
- в отличие
- вследствие
- ввиду
- по причине
- насчет
- согласно
- благодаря
- вопреки
- несмотря на
- невзирая на и т.д.
Правописание производных предлогов надо запомнить: это словарные слова!
Как отличить производный предлог от другой части речи
Но чтобы писать правильно, недостаточно заучить предлоги – надо еще научиться отличать их от того слова, от которого они образованы.
Производный предлог и слово, от которого он образован, являются омофонами: пишутся по-разному, а звучат одинаково.
Если надо определить, предлог перед нами или не предлог, следует руководствоваться несколькими рассуждениями.
- предлог повторяется в вопросе: занимался в течение чего? в течение часа.
- к предлогу можно подобрать синоним-предлог, а к существительному – синоним-существительное.
Пример : занимался в течение часа = в продолжение часа; пороги в течении реки = в русле реки.
Задание № 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задание по данной теме формулируется следующим образом: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
13 задание проверяет знания слитного, дефисного, раздельного написания омонимичных частей речи. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка.
Алгоритм выполнения задания:
1. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ВДУМАЙТЕСЬ В ЕГО СМЫСЛ.
2. ОПРЕДЕЛИТЕ,К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО.
3. ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛО.
4. РАСКРОЙТЕ СКОБКИ И ВЫПИШИТЕ ДВА СЛОВА.
Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без предлога/приставки. Если не может пиши слитно.
Правописание производных предлогов.
Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.
Производные предлоги | Сущ. + непроизводным предлогом | |
В ТЕЧЕНИЕ Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значениевременной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался. (КОГДА?) В течение лета прочитал много книг. | В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИможно вставить имя прилагательное. В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов . | |
В ПРОДОЛЖЕНИЕ Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости,отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом. (КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. | В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом Ви сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИможно вставить имя прилагательное: Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа. | |
НАВСТРЕЧУ (=К) Производный предлог НАВСТРЕЧУ(=В МОЮ СТОРОНУ)пишется в одно слово, можно заменить предлогом К: Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). | НА ВСТРЕЧУ С Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУможно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧАобязательно должен стоять предлог С:И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями. | |
НАСЧЁТ (=О;ОБ) Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ: Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес. | НА СЧЁТ Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТможно вставить имя прилагательное: Деньги поступили на (известный) счёт. | |
ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?:(ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома. ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу. | В СЛЕДСТВИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное: В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов. | |
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ: Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ПРИМЕЧАНИЕ:Следует отличать производный предлогВ ВИДЕ (чего-либо), который пишется в два слова, от производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и =ИЗ-ЗА: ВВИДУ(=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО: ЕЙ подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения . | ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова. | |
НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ) Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ: Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша. | НА ПОДОБИЕ На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника(= на подобные треугольники). | |
Примечание:
1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .
2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.
3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.
4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).
РАЗЛИЧАЙТЕ:
Правописание союзов и омонимичных частей речи. Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию другие части речи ЧТО БЫ,ТО ЖЕ,ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ,ПРИ ЧЁМ,И ТАК,ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно: 1.Убрать из предл. 2.Переставить в др. место 3. Вставить др. слово между ними.
ПЕРВЫЙ УРОК
Правописание производных предлогов
Цели:
– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;
– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация имеющихся знаний.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?
– Какие цели мы можем перед собой поставить?
3. Изучение нового материала.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Прием «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:
«V» – эту информацию знаю;
«+» – это новая для меня информация;
«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Правописание предлогов
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:
Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.
Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. – В течении реки.
В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.
В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .
7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Б. Работа с учебным текстом.
– Какая информация из текста вам была известна?
– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.
– Что нового вы узнали из текста?
– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.
– Как называются эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
– Чем можно заменить эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.
– Какое значение имеют эти предлоги?
В. Отработка навыка написания производных предлогов.
Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.
Работа с тестами
I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.
3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.
4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
Взаимопроверка.
4. Итог урока.
– Еще раз назовите верные утверждения.
– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
– Какие производные предлоги пишутся в два слова?
– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?
5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...
2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.
ВТОРОЙ УРОК
Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи
Цели:
– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;
– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.
Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.
ХОД УРОКА
1. Начало урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Отсроченная отгадка»
(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)
– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...
Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.
2. Совместное определение темы и целей урока.
Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?
– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.
3. Актуализация имеющихся знаний.
Прием «Кластер»
Что такое омоформы, омографы и омофоны?
(Слушаем подготовленного ученика.)
– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)
4. Основная часть урока.
– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
(По контексту.) Вернемся к тексту.
Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)
Работа по разноуровневым карточкам
1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.
В_течени_ времени.
В_следстиви_ дождей.
На_счет похода.
Не_смотря на трудности.
Изменения в_течени_ реки.
В_следстви_ по делу Иванова.
Положить деньги на_счет в банке.
Шел, не_смотря под ноги.
2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .
В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.
3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.
Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).
Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.
Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.
Итог урока
– Что такое омонимы?
– Почему омофоны представляют трудность для написания?
– Как определить часть речи внешне сходных слов?
– Как пишутся предлоги?
– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?
6. Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
Если останется время
Поиграем?
Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.
Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.
Е.Л. КОЗЫРЬ
Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные.
1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными : без разрешения, за домом, надо мной, под столом, у калитки и т.п.
Запомните! Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: скучать по сыну ; личные местоимения в этом случае употребляются в предложном падеже, например: плакать по вас (но: по ним ).
Предлоги , как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся. Их часто путают с приставками и пишут слитно. Как же избежать этой ошибки? Как отличить предлоги от приставок?
Отличие предлога от приставки
Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в предложении: расположиться на берегу реки, встретиться с ним, ровно в шесть и т.п.
Приставка - составная часть, стоящая перед корнем и придающая слову новое значение: стол - пре стол; у езжать - при езжать - под ъезжать - пере езжать; стал - в стал; мудрый - пре мудрый.
Чтобы не спутать друг с другом приставку и предлог, надо знать, что:
1) предлоги никогда не употребляются при глаголах - приставки же при глаголах употребляются часто: подучить, записать, отредактировать ;
2) после предлога можно поставить вопрос : на чем ? - на столе; с кем? - с братом; из чего? - из лейки;
3) между предлогом и существительным (местоимением, числительным) можно вставить еще какое-нибудь слово : на утренней заре, под яркими звездами, в огромном доме, над трудной задачей, со многими нашими, у всех шестерых.
2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные : из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис . Например: Солнце выглянуло из-за туч. Из-под шапки выбился локон волос. По-за лесом поле. По-над Доном сад цветет (Кольц.).
3. Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи ( согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи ( ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.). И если первые вызывают трудность только в определении падежной формы следующего за предлогом слова (согласно (чему?) графику, благодаря (чему?) счастливой случайности) , то вторые заставляют задуматься о том, слитно или раздельно нужно писать эти предлоги и как их отличить от предложно-именных сочетаний.
Запомните!
1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.
2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно . (Предлог в отношении пишется с и на конце).
Правило, кажется, простое. Но на письме реализуется зачастую очень неграмотно. Особенно трудности возникают в написании предлогов типа в течение, в продолжение, вследствие и др. Вот несколько советов.
Отличие производных предлогов от сочетаний первичных предлогов с существительными
1. Если перед вами производный предлог, то вопрос задается ко всему сочетанию.
Например: ( когда?) в течение долгих лет; находился ( где?) вблизи школы; шел ( куда?) вслед за ним.
2. Если же вы имеете дело с сочетанием первичного предлога с существительным , то:
1) от этого предлога к существительному можно задать вопрос : (в чем?) в течении (реки); (в чем?) в следствии (по делу о краже); надеюсь (на что?) на встречу (с другом);
2) существительное, входящее в состав сочетания, можно просклонять : течение, -ия, -ию, -ие, -ем, -ии;
3) между предлогом и существительным можно вставить слово : в бурном течении реки, в затянувшемся следствии по делу о краже; на скорую встречу с другом.
В заключение предлагаем вам таблицу слитно-дефисно-раздельного написания наиболее часто употребляющихся предлогов.
Несмотря на (погоду)
Невзирая на (лица)
Вместо (друга)
Вроде (тебя)
Вследствие (аварии)
Навстречу (гостям)
Наподобие (шара)
Насчет (изложения)
Сверх (ожидания)
Ввиду (отъезда)
( но: иметь в виду )
В течение (года)
В заключение (доклада)
В продолжение (часа)
В отличие (от других)
В виде (полукруга)
В связи (с трудностями)
За счет (своего времени)
В целях (получения прибыли)
В силу (сложностей)
В отношении (отъезда)
Под видом (услуги)
В соответствии (с законом)
Из-за (дождей)
Из-под (земли)
По-над (речкой)