Вариант 2 по русскому языку. Информация о тексте для сжатого изложения

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.

1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?

    М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.

    Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.

    М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.

    В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Выпишите это слово.

    Сюда

    Например,

    Но

    Поэтому

Ответ:__________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

    Такой орган животного как кушанье.
    Говяжий я. Заливной я

    Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения.
    Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)

    В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

    Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств.
    История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)

    Речь, способность говорить
    Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

    Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
    Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).

Ответ:__________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    принЯл

    начАв

    позвалА

    тОрты

Ответ:__________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

    Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту,
    особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

    Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют
    провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.

    Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

    Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами
    и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Ответ:__________________________________.

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    в две тысячи девятом году

    их часы

    посадили двадцать яблоней

    воздержаться от комментариев

Ответ:__________________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом.

1) Нарушены нормы построения сложноподчиненного предложения.

Б) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

2) Ошибка в построении предложения с однородными членам.

В) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.

3) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

4) Нарушено управление: глагол требует обязательного дополнения в форме В.п.

Д) Проблема экономики и бизнеса была в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

6) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

7) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    заст..лить

    ш..девр

    трад..ционный

    энц..клопедист

    р..цензия

Ответ:__________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    Гидропод..ёмник, в..ёт

    по..бросить, и..подтишка

    пр..чудливый, пр..града,

    бе..печность, и..чезнуть

Ответ:__________________________________.

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Выпишите слово.

    претерп..вать

    оранж..вый

    удоста..вавший

    остр..нький

Ответ:__________________________________.

11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю?
Выпишите эти слова.

    стро..тся роты

    кле..щий карандаш

    друзья вышл..т

    враги ка. .тся

Ответ:__________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.

    Наши кони (не)были измучены.

    Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.

    Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

Ответ:__________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

    Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.

    (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в
    зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.

    (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского
    являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Ответ:__________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

Ответ:__________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья начавшие набухать почки.

    Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.

    Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

Ответ:__________________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

Ответ:__________________________________.

17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должна стоять запятая.

В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

Ответ:__________________________________.

18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

Ответ:__________________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

Ответ:__________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Болыная стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых - наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
-Мы? (ЗЗ)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова… (39)-Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…
- Мы согласно инструкции…
Вот и весь разговор.
… В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном - о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…

(По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) - современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

20. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста?
Укажите номер ответа.

Ответ:__________________________________.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
Укажите номер ответа.

    В предложениях 1-3 содержится описание.

    В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.

    В предложениях 10-16 представлено рассуждение.

    В предложениях 43-44 представлено повествование.

Ответ:__________________________________.

22. В каком из предложений текста использован фразеологизм?
Выпишите его.

Ответ:__________________________________.

23. Среди предложений 7-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов Ns 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп - (А)_____ («жутковатая … тишина») - и синтаксическое средство - (Б) (предложения 16, 22) - помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство - (В) (в предложениях 11-12) и такой приём, как (Г) (предложения 23-25)».

Список терминов:

    литота

    эпитет

    лексический повтор

    фразеологизм

    антонимы

    однородные члены предложения

    диалектизмы

    риторический вопрос

    вопросно-ответная форма изложения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы на вопросы: Часть 1

Задания

Ответ

поэтому

принял

абонентов

яблонь

31265

традиционный

беспечностьисчезнуть

удостаивавший

вышлюткаются

необыкновенным

справатотчас

1234

святымиглазами

2859

Ответы указаны без пробелов по правилам заполнения бланков!

Теги

Вариант 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3 .

(1)22 марта 1993 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк сделал самое выдающееся открытие десятилетия. (2)Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял на работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную вентиляционную шахту погребальной камеры созданного им дистанционно управляемого робота. (3) пройдя шестьдесят пять метров, что составляло примерно половину пути, робот послал видеоизображение, на котором отчётливо просматривалась дверца с весьма таинственной пустотой за ней.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Немецкий инженер Рудольф Гантенбринк создал специального робота для исследования вентиляционных шахт в Великой пирамиде, и это изобретение прославило учёного.

2) Робот, созданный инженером Гантенбринком, исследуя вентиляционную шахту в Великой пирамиде, обнаружил в этой шахте таинственную дверцу, и эта новость потрясла весь мир.

3) Инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк, исследуя вентиляционную шахту Великой пирамиды с помощью управляемого робота, сделал удивительное открытие: в шахте существует дверца.

4) Робот Рудольфа Гантенбринка, проделав половину пути в одной из шахт Каира, прислал оператору чёткое видеоизображение.

5) В марте 1993 года весь мир облетела сенсационная новость о том, что неизвестный инженер-робототехник Рудольф Гантенбринк создал радиоуправляемого робота.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Напротив, Следовательно, По всей видимости, И, Вероятно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТА , -ы, ж.р.

1) Нахождение в действии, деятельность чего-н., процесс превращения энергии одного вида в другой. Р. машины.

2) Занятие, труд. Физическая р.

3) Служба, занятие на каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. Поступить на работу.

4) мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Оросительные работы.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИт аэропОрты опломбировАть нАчата дОнизу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

На сложной трассе преимущество получали не обладатели самых мощных моторов, а наиболее ТЕХНИЧЕСКИЕ гонщики.

Колосенцев с ДЕЛОВИТЫМ видом тут же поднялся.

Она себя считала существом отсталым, НЕУДАЧЛИВЫМ, обречённым прожить тусклую, тяжёлую жизнь.

Постойте! - взволнованно перебил он меня.- Вы ставите меня в УНИЗИТЕЛЬНОЕ положение.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ирония, готическая снижающая пародия, боевая уличная песня, формы мелких журнально-сатирических (разговорных) жанров, масленичный смех своеобразно сочетаются в замечательной стихотворной сатире Гейне.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

аромат ШАМПУНИ в СЕМИСТАХ вёрстах более ДОЛГО МОКЛА под дождём

нескольких БАРЫШЕНЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.

2) Не размышляя ни секунды, Федя бросился наперерез велосипедисту, ехавшему прямо на маленькую Дашу.

3) Небольшой лесок рядом с деревней, крошечный пруд за огородом, маленький бабушкин дом – всё это казалось Николеньке огромным, полным приключений миром.

4) Отец пообещал, что по прибытию из командировки непременно расскажет во всех подробностях, что видел за границей.

5) Все те, кто нашёл в себе силы сопротивляться злу по отношению к человеку, не допустит жестокости и по отношению к природе.

6) Когда каждый высказал свою точку зрения, нами, взвесив все за и против, было принято компромиссное решение.

7) Д.С. Лихачёв пишет, что «интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения».

8) Всякого, кто был в тот памятный день на вечере Анны Дмитриевны, поразило роскошное убранство её дома.

9) Подумав немного, профессор сказал, что даже я, будучи опытным хирургом, не готов взяться за такую сложную операцию, и стало ясно, что мне, только начинающему свою практику доктору, не справиться.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

приб..речь см..ковать (пищу) пок..сившийся (забор) упр..щение выч..тание

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..следую, (в) пр..дачу

вз..мал, об..ск

бе..вкусный, ..брил (бороду)

пр..высил, пр..лёг

с..гласие, пр..образ

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

масл..це напор..стый запечатл..вать тиш..на движ..мый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перестро..нный законч..вший неприемл..мый наде..шься взлеле..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек вёл себя так, будто он всех до одного хорошо знает.

Денег нашему герою постоянно (НЕ)ХВАТАЛО, потому что тратились они быстро и бестолково.

Сегодняшний спектакль оказался ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНЕЕ вчерашнего.

(НЕ)УМЕЮЩИЙ выступать на публике, Демидов очень волновался перед собранием.

Я не знал, как начать разговор в столь (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Егор долго сидел один в (ПОЛУ)ТЁМНОЙ комнате, потом он вышел в столовую, сказал что-то, но никто так и не понял, что он имел (В)ВИДУ.

Крыгин ТО(ЖЕ) являлся специалистом в этой области, (ПРИ)ЧЁМ известным.

Мы с бабушкой шли (В)ГЛУБЬ леса, но я совсем не волновался, потому что знал: бабушка достаточно хорошо знает этот бор, ЧТО(БЫ) найти обратную дорогу.

ТАК(ЖЕ) директор рассказывал о планах предприятия на ближайший год, и все (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких часов внимательно слушали.

Дети разбились в колонны (ПО)ДВОЕ и (ТОТ)ЧАС отправились в путь.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья, обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками, улетали куда-то вдаль.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.

2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.

4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.

5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.

16. Расставьте все знаки препинания:

Николай Иванович (1) будучи от природы крепким и здоровым человеком (2) в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (3) немедленно прервав совещание (4) и (5) вызвав автомобиль (6) уехал к себе домой.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

– Вам (1) ребята (2) с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот (3) вы (4) прибыли на место,

Ружья в руки – и воюй.

А кому(5) из вас (6) известно,

Что такое сабантуй?

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и не предполагают вне себя никаких других

высказываний.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26

(1)Был канун рождества…

(2)Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семён Дмитриевич, или попросту Митрич, подошёл к жене и весело проговорил:

– (3)Ну, баба, какую я штуку надумал! (4)Я говорю, праздник подходит... (5)И для всех он праздник, все ему радуются... (6)У всякого есть своё: у кого обновка к празднику, у кого пиры пойдут... (7)У тебя, к примеру, комната будет чистая, у меня тоже своё удовольствие: куплю себе колбаски!..

– (8)Так что ж? – равнодушно сказала старуха.

– (9)А то, – вздохнул снова Митрич, – что всем будет праздник как праздник, а вот, говорю, ребятишкам-то, выходит, и нет настоящего праздника... (10)Гляжу я на них – и сердце кровью обливается: эх, думаю, неправильно!.. (11)Известно, сироты... (12)Ни матери, ни отца, ни родных... (13)Нескладно!.. (14)Вот и надумал я вот что: надо ребятишек потешить!.. (15)Видал я много народу... и наших, и всяких видал... (16)Видал, как они к празднику детей любят позабавить. (17)Принесут ёлку, уберут её свечками да гостинцами, а ребятки-то ихние просто даже скачут от радости!.. (18)Лес у нас близко – срублю ёлочку да такую потеху ребятишкам устрою!

(19)Митрич весело подмигнул, чмокнул губами и вышел во двор.

(20)По двору, там и сям, были разбросаны деревянные домики, занесённые снегом, забитые досками. (21)С ранней весны и до глубокой осени через город проходили переселенцы. (22)Их бывало так много, и так они были бедны, что добрые люди выстроили им эти домики, которые сторожил Митрич. (23)К осени дома освобождались, а к зиме не оставалось уже никого, кроме Митрича и Аграфены да ещё нескольких детей, неизвестно чьих. (24)У этих детей родители либо умерли, либо ушли неизвестно куда. (25)Всех таких детей набралось у Митрича в эту зиму восемь человек. (26)Он поселил их всех вместе в один домик, где и собирался нынче устроить праздник.

(27)Прежде всего Митрич отправился к церковному старосте, чтобы выпросить огарков церковных свечек для украшения ёлки. (28)Потом он пошёл к переселенческому чиновнику. (29)Но чиновник был занят; не повидав Митрича, он велел сказать ему «спасибо» и выслал полтинник.

(30)Вернувшись домой, Митрич ни слова не сказал жене, а только посмеивался молча да, поглядывая на монету, придумывал, когда и как всё устроить.

(31)«Восемь детей, – рассуждал Митрич, загибая на руках корявые пальцы, – стало быть, восемь конфет...»

(32)...Был ясный морозный полдень. (33)С топором за поясом, в тулупе и шапке возвращался Митрич из леса, таща на плече ёлку. (34)Ему было весело, хотя он и устал. (35)Утром он ходил в город, чтобы купить для детей конфет, а для себя с женой – колбасы, до которой был страстный охотник, но покупал её редко и ел только по праздникам.

(36)Митрич принёс ёлку, топором заострил конец; потом приладил её, чтобы стояла, и, когда всё было готово, потащил её к детям в барак.

(37)Когда ёлка согрелась, в комнате запахло свежестью и смолой. (38)Детские лица, печальные и задумчивые, внезапно повеселели... (39)Ещё никто не понимал, что делает старик, но все уже предчувствовали удовольствие, и Митрич весело поглядывал на устремлённые на него со всех сторон глаза.

(40)Когда свечки и конфеты были уже на ёлке, Митрич задумался: убранство было скудным. (41)Как ни увлекался он своей затеей, однако повесить на ёлку, кроме восьми конфет, он ничего не мог.

(42)Вдруг ему пришла такая мысль, что он даже остановился. (43)Хотя он очень любил колбасу и дорожил всяким кусочком, но желание угостить на славу пересилило все его соображения:

– (44)Отрежу всякому по кружочку и повешу на ниточке. (45)И хлебца по ломтику, и тоже на ёлку.

(46)Как только стемнело, ёлку зажгли. (47)Запахло топлёным воском, смолою и зеленью. (48)Всегда угрюмые и задумчивые, дети радостно закричали, глядя на огоньки. (49)Глаза их оживились, личики зарумянились. (50)Смех, крики и говор оживили в первый раз эту мрачную комнату, где из года в год слышались только жалобы да слёзы. (51)Даже Аграфена в удивлении всплёскивала руками, а Митрич, ликуя от всего сердца, прихлопывал в ладоши. (52)Любуясь ёлкой, веселящимися детьми, он улыбался. (53)А потом скомандовал:

– (54)Публика! (55)Подходи! (56)Снимая с ёлки по куску хлеба и колбасы, Митрич оделил всех детей, затем снял себе и Аграфене.

– (57)Погляди, ведь жуют сиротки-то! (58)Погляди, жуют! (59)Погляди! (60)Радуйся! – кричал он. (61)А после Митрич взял гармонику и, позабыв свою старость, вместе с детьми пустился плясать. (62)Дети прыгали, весело визжали и кружились, и Митрич не отставал от них. (63)Душа его переполнилась такою радостью, что он не помнил, бывал ли ещё когда-нибудь в его жизни этакий праздник.

– (64)Публика! – воскликнул он наконец. – (65)Свечи догорают. (66)Берите сами себе по конфетке, да и спать пора!

(67)Дети радостно закричали и бросились к ёлке, а Митрич, умилившись чуть не до слёз, шепнул Аграфене:

– (68)Хорошо!.. (69)Прямо можно сказать: правильно!..

(по Н.Д. Телешову*)

*Николай Дмитриевич Телешо́в (1867–1957) – русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899– 1916). Рассказ «Ёлка Митрича» (1897) входит в цикл «Переселенцы», посвящённый большому переселению за Урал, в Сибирь, где крестьянам давали наделы земли.

21. Прочитайте предложения 19–29. Укажите номер предложения, после которого должен стоять следующий фрагмент.

«Домики бывали все переполнены, а переселенцы между тем всё приходили и приходили. Деваться им было некуда, и вот они раскидывали в поле шалаши, куда и прятались с семьёй и детьми в холод и непогоду. Иные жили здесь неделю, две, а иные больше месяца, дожидаясь очереди на пароходе».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 10–13 представлено повествование.

2) В предложении 19 представлено повествование.

3) В предложениях 30–31 представлено описание.

4) Предложение 47 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 46.

5) В предложениях 61–62 представлено повествование.

23. Из предложений 42–51 выпишите фразеологизм со значением «очень хорошо, превосходно, великолепно».

24. Среди предложений 20–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

«Рассказывая читателю историю об организованном Митричем празднике, Н.Д. Телешов щедро использует самые разнообразные средства художественной выразительности. На лексическом уровне стоит отметить активное использование (А)_____ (“ихние” в предложении 17, “приладить” в предложении 36, “Митрич”), а также такого тропа, как (Б)_____(в предложении 2). Среди других средств выразительности можно выделить такой приём, как (В)_____ (например, в предложениях 15–16, 57–58), и такое синтаксическое средство, как (Г)_____(в предложениях 3, 68, 69)».

Список терминов

1) синонимы 2) сравнение 3) метонимия 4) литота

5) разговорно-просторечная лексика 6) ряды однородных членов

7) риторические восклицания 8) анафора 9) риторические обращения

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

ОТВЕТЫ:

1. Ответ: 23|32.

2. Ответ: и.

3. Ответ: 3.

4. Ответ: начата.

5. Ответ: техничные.

6. Ответ: шампуня.

7. Ответ:45691

8. Ответ: вычитание

9. Ответ: согласие прообраз

10. Ответ: запечатлевать

11. Ответ: закончивший

12. Ответ: непривычной

13. Ответ: тоже причём

14. Ответ: 34.

15. Ответ: 35

16. Ответ: 1236

17. Ответ: 12

18. Ответ: 1.

19. Ответ: 3457.

20. Ответ: холодный.

21. Ответ: 22

22. Ответ: 245.

23. Ответ: на славу

24. Ответ: 25

25. Ответ: 5287

Пояснение.

Примерный круг проблем

1. Проблема роли праздника в жизни человека. (Какую роль играет праздник в жизни человека?)

1. Праздник очень важен для людей. Причём это касается и детей, и взрослых. Дети могут искренне радоваться, веселиться, это помогает им забыть обо всех невзгодах и почувствовать себя счастливыми. А взрослые, благодаря празднику, забывают о возрасте, о проблемах, погружаются в детство, счастливое и беззаботное.

2. Проблема милосердия. (Что такое милосердие? В чём оно проявляется? Влияют ли финансовые возможности человека на способность быть милосердным?)

2. Милосердие – это способность заботиться о других. Организация праздника – это тоже акт милосердия, поскольку это попытка подарить детям кусочек счастья. Человек даже в одиночку может сделать по-настоящему доброе дело, проявить милосердие, потому что это чувство идёт изнутри, оно не требует больших финансовых затрат, человеком движет только желание помочь, порадовать, осчастливить.

3. Проблема доброго поступка, роли дорого поступка в жизни человека. (Какова роль доброго поступка в нашей жизни?)

3. Когда человек делает добро, приносит счастье другим, это и его самого делает счастливым.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок

ВАРИАНТ 2.

При выполнении заданий A1-A30 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом к заданиям В1-В8 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. При записи ответов пробелы не используйте. Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами. Ответы к заданиям B4-B7 запишите цифрами. В задании В8 вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, приведенного в конце задания. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска в задании В8, пишите цифру 0.

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный

1) дозировАть

2) сорвАла

4) насквОзь

А 2. В каком вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый ?

1) Взрывной волной были выбиты все стёкла соседнего дома.

2) Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.

3) Военные без особых усилий сумели обезвредить взрывное устройство.

4) Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет им сказать.

А 3. пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

А 4. Укажите грамматически продолжение предложения:

Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

А 5. Укажите предложение с грамматической

1) Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды.

2) В поэме Блока представлена сложная система образов.

3) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе.

4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства и может передавать их.

А 6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить оборотом?

1) В.А. Серов - величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.

2) Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.

3) Шопен - один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.

4) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12.

(1)... (2)Например, в Голландии, Бельгии городское население составляет 90% всего населения. (3)Фактически эти страны превратились в города-государства. (4)К этому близки и другие крупные индустриальные страны. (5)Не исключение и наша страна: за последние десять лет процесс урбанизации достиг высокого уровня. (6)... можно сказать, что городская среда становится главной средой обитания человечества.

А 7. Какое из приведённых ниже предложений должно в этом тексте?

1) В странах с высокоразвитой индустрией концентрация городского населения невелика.

2) В странах с высокоразвитой индустрией концентрация городского населения уже сегодня практически достигла максимума.

3) В странах с низкоразвитой индустрией концентрация городского населения уже сегодня достигла максимума.

4) В странах с низкоразвитой индустрией концентрация городского населения уже сегодня достигла минимума.

А 8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов на месте пропуска в 6-м предложении?

2) Несмотря на это,

3) Таким образом,

А 9. Какие слова являются грамматической в предложении 3?

1) страны превратились

2) города-государства превратились

3) страны превратились фактически

4) эти страны превратились

А 10. Укажите верную предложения 5.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое, осложнённое однородными членами

4) сложное бессоюзное

А 11. правильную морфологическую характеристику слова БЛИЗКИ из предложения 4.

1) наречие

2) предлог

3) краткое причастие

4) краткое прилагательное

А 12. Укажите слова УРБАНИЗАЦИЯ в предложении 5.

1) распространение городского образа жизни

2) приведение к единой формуле

3) процесс сохранения старых городов

4) процесс уменьшения роста городов

А 13. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Тихое озеро всё засыпа..о семенами цветущих деревьев и трав.

1) Пишется буква Н, так как это прилагательное образовано с помощью суффикса -АН-.

2) Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия.

3) Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.

4) Пишется НН, так как это краткое прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание -НН-.

А 14. В каком ряду словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) аплодир..вать, ук..ротить, совм..щать

2) изл..жение, пров..нциальный, р..дколесье

3) встр..чая, в..рховье, у..звлённый

4) д..ректор, зад..рать, нап..дающий

А 15. В каком во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) и..коренить, бе..жалостный, чре..мерный

2) сверх..зобилие, с.змала, без..сходный

3) пр..небречь, пр..пятствие, пр..старелый

4) в..южный, с.ёмка, от..явленный

А 16. В каком ряду в обоих словах буква У ?

1) по имеющ..муся плану, грохоч..щий самолёт

2) шепч..щие листья, завис..щий от меня

3) движ..тся сани, блещ..щий залив

4) листья держ..тся, трепещ..щие флаги

А 17. В каком варианте ответа указаны , где пропущена буква И ?

A. допраш..вать

Б. буш..вала

B. изменч..вый

Г. находч..вый

А 18. В каком варианте ответа правильно указаны все , на месте которых пишется буква И ?

Н(1)когда Н(2) следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве: слушая, мы Н(3) только чувствуем, но и Н(4) пременно думаем.

А 19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.

2) Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.

3) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.

4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не(В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.

А 20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Стало нестерпимо душно () и пришлось открыть все окна.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.

А 22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям хозяина.

А 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

3) Ученье да труд всё перетрут.

4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.

А 24. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать звуко-анализирующую аппаратуру - появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

А 27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

1) Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.

2) Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы.

3) Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.

4) На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.

Прочитайте текст и выполните задания А28 - АЗО; В1 - В8; С1.

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой*)

* Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества - судьба русского языка.

А 28. Какое высказывание отражает содержание текста?

1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.

2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.

3) В средствах массовой информации часто поднимается проблеманесоблюдения норм русского литературного языка.

4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.

А 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 1-4 включают элементы описания.

2) В предложениях 13-16 представлено рассуждение.

3) Предложение 12 содержит вывод рассуждения.

4) В предложениях 5-9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.

А 30. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?

В 1. Из предложений 1-2 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В 2. Из предложений 10-15 выпишите притяжательные местоимения.

В 3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В 4. Среди предложений 10-19 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.

В 5. Среди предложений 1-8 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В 6. Среди предложений 8-16 найдите сложноподчинённое предложение спридаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В 7. Среди предложений 10-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 8. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1, 11), а такой приём, как _______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _______ («сверхделовой» в предложении 12) и _______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов:

2) диалектизм

3) лексический повтор

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание

Примечание.

Данный вариант заданий по русскому языку составлен в формате ОГЭ для проведения устной части экзамена.

Темы заданий: А.С.Пушкин, Новый год, экскурсия в музей, классическая музыка.

Часть 1

1

Чтение текста.

Вам, конечно, знакома картина художника Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском». На ней изображён великий русский поэт, читающий своё стихотворение другу Пущину.

Выразительно прочитайте текст о А. С. Пушкине вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Александр Сергеевич Пушкин – это великий русский поэт и писатель, живший в XIX веке. В 2009 году отмечалось 210 лет со дня его рождения.

С творчеством А.С. Пушкина мы знакомы с самого раннего детства. Сначала нам читали сказки, потом мы познали красоту его стихов о природе.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись…

Став немного постарше, мы поняли, что А.С. Пушкин — это ещё и прекрасный писатель. С каким волнением мы наблюдали за тем, как остался человеком чести, верным присяге, Пётр Гринёв, спасая Машу Миронову (это произведение «Капитанская дочка»). А «Повести Белкина» А.С.Пушкина! Сколько в них каждый из нас и сегодня находит важного для себя: как надо относиться к родителям, каким человеком нужно быть.

Как удивительны его стихи о любви!

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем…
Да, у каждого свой Пушкин. Сколько бы нам ни было лет- 15 или уже за 50- в его творчестве мы находим всё новое и интересное, продолжая восхищаться творениями гениального мастера слова.

167слов

2

Пересказ текста.

«А Пушкин – наше всё.»

А Григорьев.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ответ:

Правильный ответ

А.С.Пушкин- великий русский поэт, живший в 19 веке. С творчеством А.С.Пушкина каждый знакомится с ранних лет. Сначала это сказки. Потом стихи о природе, затем проза. Мы следим за поступками героев, находим в произведениях что-то важное для себя. Старшеклассниками мы зачитываемся стихами поэта о любви. У каждого- свой А.С.Пушкин, независимо от возраста.

А.Григорьев так высказался о поэте: «А Пушкин – наше всё». Действительно, это наша культура, наша духовная связь поколений, это красота жизни, выраженная в стихах, богатство русского языка, художественного слова. Произведения А.С. Пушкина делают нас всех добрее, милосерднее, учат любить родину, природу, ценить людей.

3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

  1. Праздник (на основе описания фотографии).
  2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Почему нужно учиться слушать классическую музыку? (рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена

Тема 1. Праздник

1. Опишите фотографию.

Не забудьте рассказать,

когда проходит праздник;

чему он посвящён;

кто принимает участие в празднике;

опишите присутствующих и их настроение.

Ответ:

Правильный ответ

Тема 1. Праздник

  1. Опишите фотографию.

На фотографии изображён праздник – Новый год. Он отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января и символизирует начало нового года.Люди отмечают это событие радостно,в кругу родных друзей, наряжая ёлку, готовя подарки, чтобы порадовать близких. В этот день все загадывают желание, надеясь, что оно обязательно сбудется.

На фотографии мы видим все символы праздника: нарядную ёлку, деда Мороза, который дарит подарок девочке. Она, видимо, заслужила его, рассказав дедушке своё любимое стихотворение. Дед Мороз, как и положено, с большой бородой, в красивом наряде. Да и девочка в своём голубом платье выглядит замечательно.Настроение у обоих хорошее, праздничное. Оба они улыбаются друг другу.

Я люблю Новый год. Как хорошо,что есть такой замечательный праздник!

Тема 2 . Расскажите о том, как Вы с классом ходили в музей.

Я люблю ходить в музеи, узнавать историю нашей страны. Мне запомнилось, как в начале учебного года мы всем классом ходили в Государственный исторический музей в моём родном городе.

Перед экскурсией наш классный руководитель провёл с нами классный час, на котором мы узнали, что музей имеет давнюю историю и ему уже более двух столетий.Нас познакомили с тем, какие экспозиции можно посмотреть в музее.

Экскурсия мне запомнилось надолго. Вся история нашей Республики- от самой древности и до 21-го века- словно предстала перед нашими глазами. Мы увидели, как жили люди, что их радовало, как они отмечали праздники.Но меня впечатлила карета, которая была специально изготовлена для приезда в Казань императрицы Екатерины 2. Вот где красота, роскошь, величие! Огромная, мастерски выполненная, она сегодня напоминает о далёком 18-ом веке.Мы с удовольствием сфотографировались на её фоне

Уверен, что ещё схожу в этот музей и не раз, ведь в нём много интересного, что стоит посмотреть!

Тема 3. Почему нужно научиться слушать классическую музыку?

Классическая музыка. Это словосочетание часто пугает некоторых из моих сверстников. Им кажется, что это что-то древнее, неинтересное. Но они ошибаются.

Классическая музыка — это произведения, созданные гениальными мастерами музыкального искусства. Из уроков литературы я знаю, что слово «классика» образовано от греческого слова «образец». Значит классическая музыка – это вершина музыки, что-то наилучшее, талантливое, являющееся образцом для молодых композиторов. Это музыка к балету, опере, различная оркестровая музыка.

К восприятию такой музыки нужно готовиться: почитать литературу, узнать особенности произведений того или иного автора, чтобы легче воспринимать и понимать их творения. Неподготовленность к восприятию подобных произведений – это одна из причин, почему мои сверстники не все любят слушать классическую музыку.

В России такую музыку создавали П.И.Чайковский, А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Д.Д.Шостакович и многие другие. Мне особенно нравится музыка П.И.Чайковского к балетам «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Она очень красивая, нежная, лёгкая, завораживающая.

Классическая музыка — это достояние нашего народа, его культура. Нужно уметь слушать её учиться понимать, чтобы постичь красоту жизни, которая выражена в величайших творениях композиторов.

4

Диалог.

Ответ:

Правильный ответ

1.Мой самый любимый праздник — это мой день рождения. Именно в этот день приезжают мои родственники, приходят друзья. Я очень люблю быть в кругу дорогих мне людей, получать подарки, слушать поздравления.

2.Да, к празднику я готовлюсь заранее. С мамой мы продумываем меню, украшаем комнату шарами, плакатами, цветами. Я подбираю записи любимых мелодий и тщательно готовлю программу всего праздника.

3) Я уверен, что любой праздник пройдёт интересно и запомнится надолго, если его хорошо подготовить, пригласить на него дорогих нам людей. Да и настроение в этот день должно быть праздничным, нужно забыть на время о своих заботах и веселиться.

4

Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ.

1.Я думаю, что люди начали создавать музеи, чтобы сохранилась память о том, как жили люди, чтобы последующие поколения знали свою историю, культуру.

2.В музеи мы с друзьями ходим, к сожалению, редко. Но если такая экскурсия происходит, то она всегда запоминается надолго. Мы любим рассматривать экспонаты, слушать экскурсовода, узнавать о прошлом своей страны.

  1. Мне особенно нравятся экспонаты, по которым можно узнать о быте людей далёкого времени, как жили люди, какие у них были дома, одежда. А ещё мне нравится история техники, поэтому любые экспозиции, связанные с этой темой, мне всегда интересны.
4

Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ.

1.Я, к сожалению, пока ещё не готов к восприятию концерта классической музыки, она мне кажется скучной. Поэтому, признаюсь, я всегда переключаю на другой канал. Понимаю, что это неправильно, надо уметь слушать классическую музыку.

2.Думаю, что да, купят. Мы любим все классом куда-то ходить вместе, не так уж и часто это получается сделать. Посещение концертного зала – это возможность быть вместе, общаться. Думаю, что и музыка нас тоже заинтересует, ведь это так здорово услышать, как играет большой оркестр. К сожалению, я ещё никогда не был на таком концерте.

3.Да, мне бы очень хотелось по-настоящему понимать классическую музыку. Ведь мне так нравятся некоторые оперы, балет, там такая удивительная музыка. Думаю, что я в будущем приду к тому, что надо серьёзно заняться этой музыкой.

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Величественные суровые воды Тихого океана - вотчина нерки, рыбы из семейства лососёвых, удивительной тем, что в период нереста она, повинуясь инстинкту, проходит тысячи километров. Множество нерки либо гибнет в пути, либо становится добычей лесных обитателей.

Путь нерок против течения нелёгок. Местами рыбам приходится просто ползти по дну, проталкиваться сквозь плотные ряды своих товарищей, царапая бока, разрывая чешую и плавники. Но они с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места, где им предстоит, исполнив родительский долг, замкнуть жизненный круг. Трудное путешествие вверх по рекам и ручьям, преодоление порогов и водопадов - самое важное в полной странствий жизни нерок. В пути нерка переживает значительные изменения. Она совсем перестаёт есть, желудок, кишечник и печень перестают функционировать, активно работают только железы внутренней секреции. Изменяется и окраска. Серебристые с тёмно-синей спиной рыбы в брачный период становятся кроваво-красными с зелёной головой.

Добравшись до нерестилища, самки приступают к поиску партнёра. Сложившаяся пара, кружась в брачном танце, отправляется на поиск места для гнезда. Как только оно выбрано, самка, держась головой против течения, хвостовым плавником раскапывает песок и гравий на дне. Самка нерки в среднем откладывает 3 000 икринок.

Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье. Через год или два они покинут пресные воды, скатившись вниз по реке в море.

Когда вместе с нерестом кончается последнее в их жизни лето, нерки буквально на глазах начинают стареть. Все их силы потрачены в брачный сезон, и, по безжалостным законам природы, жить им дальше незачем. (253 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Нерка водится в Тихом океане, а к местам нереста проделывает долгий и трудный путь, в течение которого часть рыб гибнет, а остальные сильно изменяются

2 - На нерестилище пары нерки откладывают икру

3 - Первый год жизни мальки нерки проводят в пресной воде, а после плывут в океан

4 - После нереста взрослые нерки погибают

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9. К каждому заданию А1-А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин. (З)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал.

- (4)Давай почитаем! - торопился Вовка.

(5)Как мы читали Пушкина! (б)Первый раз - самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых, как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств - точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (7)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

(8)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

(9)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (10)Ну, например, я спрашивал своего друга:

- (11)Как ты вчера до дому довлачился? (12)В обитель дальнюю?

(13)А Вовка отвечал:

- (14)Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари.

(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень. (17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, чего это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.

(18)Лишь однажды Вовка сорвался.

(19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул:

- (20)Вострепещи, тиран! (21)Уж близок час паденья!

(22)Это было в начале последнего урока. (23)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

(24)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (25)Вот Вовка и не выдержал.

(26)Все засмеялись его необыкновенным словам - все, кроме меня и Анны Николаевны. (27)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез зачем-то в портфель.

- (28)М-мда! - задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:

- (29)Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

(По А.А. Лиханову)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему герои текста вели странные речи, по-дурацки шутили» ?

  1. Им казалось, что это признак интеллигентности и образованности.
  2. Ребята хотели повеселить друзей.
  3. Это был их тайный язык, который они освоили, читая произведения А.С. Пушкина.
  4. Они считали, что, вставляя в речь пушкинские слова, делаются ближе к великому поэту.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «оборот» (предложение 19).

  1. фразы, выражения
  2. фразеологизмы
  3. стихи
  4. мысли

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

  1. Все засмеялись его необыкновенным словам - все, кроме меня и Анны Николаевны.
  2. Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края...
  3. Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
  4. Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 6) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВСЛЕД (предложение 27) первый звук - [в].
  3. В слове ХОРОШИХ (предложение 6) на письме буква И не обозначает мягкость согласного [ш].
  4. В слове ПРОЧНОСТЬ (предложение 7) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расширяя
  2. вострепещи
  3. скакнули
  4. упражнялись

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. известия
  2. раскрытие
  3. передвигал
  4. примчался

А7 В каком слове правописание -НН- определяется наличием приставки?

  1. отфильтрованной
  2. обязанность
  3. необыкновенным
  4. медленно

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВОЗНОСИТ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ПУШКИНСКИЕ ОБОРОТЫ (предложение 19), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ Выпишите грамматическую основу предложения 29.

В4 Среди предложений 8-16 найдите предложение с обособленным определением

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, (1) чего это мы так по-дурацки шутим, (2) мы бы, (3) наверное, (4) смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, (5) но мы ведь переговаривались негромко, (6) говоря друг дружке свои замечательные тирады, (7) и,(8) по крайней мере,(9) никому другому знаний своих не демонстрировали.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Так уж выходило, (1) что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, (2) похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись,(3) вставляя в свои речи пушкинские обороты,(4) поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны,(5) когда он вдруг сжал кулак и крикнул...

В8 Среди предложений 8-17 найдите сложное предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных предложений . Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 24-29 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-4; А2-1; АЗ-2; А4-2; А5-3; А6-3; А7-1.

Б1-поднимает; Б2-обороты Пушкина; Б3-давайте проведём; Б4-8; Б5-3,4,8,9; Б6-4; Б7-1,7; Б8-8; Б9-24.

Часть3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания профессора Московского университета XIX века Алексея Фёдоровича Мерзлякова: «Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.Ф. Мерзлякова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

В языке есть разнообразные средства, позволяющие назвать и описать всё, что существует в мире: от предметов и явлений действительности до чувств и эмоций человека.

Примеры



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...