Важная фигура. Александр Георгиевич Горшков, советский фигурист: биография, личная жизнь, спортивная карьера Александр горшков фигурист личная жизнь жена

Фигуристка Людмила Пахомова вместе со своим партнёром Александром Горшковым господствовала на льду целое десятилетие. Советская пара, единая не только на соревнованиях, но и в повседневной семейной жизни, полностью изменила облик танцев на льду и влюбила в себя весь мир. Пахомова и Горшков по шесть раз выигрывали чемпионаты Европы и мира, а блестящим завершением спортивной карьеры стало и золото Олимпийских игр. Людмила могла бы ещё много добиться в своей жизни, но из-за тяжёлой болезни ушла слишком рано – не дожив и до сорока лет.

Из двух стихий выбрала лёд

В семье Героя Советского Союза полковника авиации Алексея Пахомова дочь появилась в последний день уходящего 1946 года. Глава семейства прекрасно катался на коньках, однако сам хотел, чтобы его дочь занималась парашютным спортом. Поэтому на первую тренировку в секцию фигурного катания Людмилу отвела бабушка. Девочка долго не добивалась никаких успехов, и родители неоднократно пытались забрать её из секции. Однако что-то каждый раз заставляло их остановиться и дать дочери ещё один шанс проявить себя на льду.

Когда, казалось, уже ничего не сможет возвести юную Пахомову на пьедестал, тренер Виктор Рыжкин предложил ей попробовать себя в новой области фигурного катания – танцах на льду. Людмила очень долго выбирала между классическим парным катанием и новыми, неизведанными танцами и всё-таки решила рискнуть. Решение оправдалось сполна – в 18 лет Пахомова в паре с Рыжкиным стала чемпионкой СССР. Однако успех был мимолётным: на международных соревнованиях дуэт оказался не слишком успешным, а потому вскоре распался.

Горшков не смог отказать чемпионке

Чемпионка страны долгое время была предоставлена самой себе – ни тренера, ни клуба, ни партнёра. Что делать дальше – неизвестно. И тогда Пахомова решилась сделать приглашение Александру Горшкову, который тренировался на том же ледовом катке. Отказать титулованной фигуристке Александр не смог. Однако создание новой пары не привлекло практически никакого интереса. Пахомова и Горшков продолжали тренироваться, где и как получится – куда пустят хотя бы на время. Тренера у пары также не было довольно долго – и выполнять его роль приходилось более опытной партнёрше.

Пару долгое время не воспринимали всерьёз – поначалу она почти всем казалось малоперспективной, но время доказало обратное. Как оказалось, Пахомова и Горшков идеально подходили друг другу. Это был сплав яркой эмоциональности Людмилы и холодной мужественности Александра – лёд и пламень, которые едва ли не сражались друг с другом на льду, но делали это столь прекрасно и элегантно, что заставляли зрителей восхищаться и восторгаться. И всё это в конце 60-х годов, когда советские танцевальные дуэты значительно уступали зарубежным конкурентам.

Пара художников на льду

Впрочем, отставание от зарубежных конкурентов сокращалось на глазах. Секрет стремительного успеха был прост: Пахомова и Горшков меняли мир танцев на льду под себя и в новых условиях легко побеждали некогда непревзойдённых соперников. До конца 60-х танцы на льду были строгим, академичным видом соревнований, но советские фигуристы не испугались сделать их более яркими, зажигательными и озорными, чем в первую очередь покорили болельщиков, а затем и судей. «Вдоль по Питерской», «Озорные частушки», «Кумпарсита» – всё это и по сей день эталон танцев на льду, более близкое к искусству, чем к спорту.

Ключевым для пары стал 1970 год. Именно тогда советские фигуристы начали победную серию на чемпионатах мира и Европы. За последующие шесть лет на крупных международных соревнованиях Пахомова и Горшков проиграли лишь однажды – на европейском турнире 1972 года. Но это было исключением из правила, доминирование пары на мировой арене было абсолютным. Людмила и Александр сделали танцы на льду привлекательными, заразили половину Советского Союза любовью к фигурному катанию и закономерно стали первыми олимпийскими чемпионами в новой дисциплине – соперники могли рассчитывать лишь на ошибки лидеров, но их не случилось. Пахомова и Горшков так и остались непобеждёнными.

Тренерские заботы до последних дней

А ещё в 1970 году спортивная пара стала и супружеской, так что все свои главные победы Людмила и Александр одерживали, будучи мужем и женой. Спустя год после ухода из любительского спорта и грандиозного прощального бала в семье появилась очаровательная дочка Юлия. Впрочем, даже семейные хлопоты не заставили Людмилу оставить фигурное катание. Завершив карьеру спортсменки, она стала тренером и вскоре добилась успехов на новом поприще: с 1978 года Пахомова встала у руля сборной и приложила руку к воспитанию целой плеяды чемпионов.

Спустя год стало известно о тяжёлой болезни чемпионки. От неё ничего не скрывали – сразу сказали, что нужно делать химиотерапию, облучение, операции. Людмила проходила курсы лечения, однако каждую свободную минуту отдавала занятиям на льду. До последнего дня Пахомова составляла тренировочные планы для своих подопечных, общалась с ними. А 17 мая 1986 года великой спортсменки не стало – она скончалась после семи лет болезни, не дожив даже до сорока. Однако в сердцах поклонников фигурного катания Людмила живёт до сих пор – она влюбила в фигурное катание миллионы людей по всему миру и ушла непобеждённой.

Имя заслуженного мастера спорта, шестикратного чемпиона мира и обладателя олимпийского золота Александра Георгиевича Горшкова хорошо знакомо любителям фигурного катания старшего поколения. Спортивные достижения этого человека и его супруги и партнерши Людмилы Пахомовой занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Детство и юношеские годы

Будущий чемпион — коренной москвич. Он родился в столице 8 октября 1946 года. На лед маленький Саша впервые встал в шесть лет. Его мама, Мария Сергеевна, из разговора с мамой друга сына узнала, что в Сокольниках в детскую группу фигурного катания набирают малышей.

Надо признать, что первые шаги в спорте у Саши были довольно робкими, а успехи — более чем скромными. После года тяжелых для мальчика тренировок тренер принял решение перевести Сашу в группу для отстающих. Мама ребенка была не согласна с подобным решением, но понимала, что не имеет смысла спорить с профессионалами, поэтому она решилась на небольшую хитрость. Через две недели она привела Сашу на тренировку самой сильной группы и поставила его в ряд с другими юными спортсменами. Вероятно, тренер решил, что ребенок некоторое время болел и не посещал занятий. Он оставил мальчика в перспективной группе.

Спортивная карьера: как все начиналось?

Окончив среднюю школу, Александр Горшков, фото которого мы разместили в этой статье, решил связать свою жизнь со спортом и поступил в институт физической культуры (1964). Однако и в парном катании, которым Саша занимался вначале, и в танцах на льду его результаты были очень скромными. Выступая в дуэте со своей первой партнершей Ириной Нечкиной, он не смог выйти за рамки первого разряда.

Судьбоносная встреча

Возможно, почитатели фигурного катания так и не узнали бы имени этого спортсмена, не случись однажды неожиданная встреча. На льду молодого спортсмена увидела Людмила Пахомова. На тот момент она была уже известной в стране фигуристкой, чемпионкой СССР 1966 года. Людмила закончила выступления с Виктором Рыжкиным и пребывала в поисках нового партнера.

Трудно сказать, что проницательная Людмила увидела в Александре. Но вероятно, ей удалось оценить такие присущие ему качества, как удивительное трудолюбие, терпение, целеустремленность и стальная выдержка. С новым дуэтом начала работать начинающий тренер Елена Анатольевна Чайковская.

С Александром Горшковым занималась не только тренер, но и Людмила. Все, кто был рядом с этим дуэтом в те времена, вспоминают, что, глядя на Пахомову, было совершенно очевидно, какой она мечтает стать спортсменкой, какие высокие цели ставит она перед собой. Никто не сомневался, что все это ей по силам. И Саша стремился ей соответствовать.

Однако в скорый успех пары верили только сами спортсмены и их тренер. Александр Горшков был никому не известным перворазрядником. Но он так упорно и долго тренировался, что поражал коллег своим упорством. С самой первой совместной тренировки Александр и Людмила поставили перед собой сложную задачу — никогда в своем творчестве не повторять, даже в мелочах, выступления других фигуристов. Они создавали свое, не похожее на существующее на тот момент направление в танцах на льду. Это стремление они впервые продемонстрировали на чемпионатах СССР.

Когда они решили поставленную задачу, то подобно вихрю ворвались на мировую арену, изменив в корне подход к танцам на льду. Дуэту удалось разработать свой неподражаемый стиль катания, который они назвали русским. Удивительный способ исполнения танцев на льду сочетал различные сложные элементы. В нем присутствовали народные, русские и советские мотивы. Эта задумка принесла ошеломляющий успех.

Спортивный характер

Многие специалисты, наблюдавшие становление этого дуэта, признавали, что вряд ли кто-то, кроме фигуриста Александра Горшкова, мог бы выдержать выпавшие на его долю испытания. Неравенство партнеров в мастерстве требовало от него, особенно на первых порах, крепости духа, преданности общему делу, целеустремленности и просто колоссального терпения.

В этом трудном испытании спортсмена, вероятно, вдохновлял тот факт, что создавалась пара на принципе равноправия партнеров. Ему предстояло стать на одну ступень мастерства со своей талантливой партнершей. И он делал все от него зависящее, чтобы это произошло как можно раньше.

Первый успех

В 1969 году Людмила и Александр на чемпионате мира заняли третье место и получили бронзовые медали. Их обошли британцы, но в интервью после соревнований они назвали русский дуэт своими преемниками.

На следующий год на чемпионате мира в Любляне они завоевали золото. С этого момента пара шесть раз занимала первые места, благодаря чему спортсмены стали невероятно популярны и любимы во всем мире.

Знаменитые танцы

В начале совместной карьеры Пахомова и Горшков конкурировали с британскими, американскими и немецкими спортсменами. С этим испытанием они справились блестяще и очень скоро стали непревзойденными лидерами в танцах на льду. Их знаменитые «Частушки», «Вальс», «Памяти Луи Армстронга», «Кумпарсита» стали эталоном для спортсменов следующих поколений.

Впервые им удалось перенести движения оригинального танца на лед. Это касается движений рук, ног, головы, всего тела. Зрителям заполнились и испанские сипатеады, и специфический испанский, ни у одних фигуристов ранее не встречавшийся, ход. В танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков впервые использовали диалог партнеров.

Удивительная пара под руководством талантливого тренера отказалась от традиционной на тот момент для танцевальных пар синхронности. К примеру, в «Кумпарсите» дисгармония некоторых движений отражает внутреннюю гармонию всего танца как поразительный диалог влюбленных.

В 1973 году был представлен еще один потрясающий танец «Танго романтика», который вошел в обязательную часть программы.

Проблема со здоровьем

В 1975 году, возвращаясь с чемпионата Европы, Александр почувствовал резкую боль в спине. Вначале было предположение, что это банальная простуда. Но после обследования был поставлен неутешительный диагноз, и спортсмена срочно госпитализировали и провели сложнейшую операцию на легком. Оказалось, что в нем разорвался кровеносный сосуд. Операция продолжалась четыре часа. После нее появились осложнения в виде тромба, который мог сдвинуться в любую секунду, и аллергии. Александру потребовалось очень редкое и дорогое лекарство и продолжительное лечение.

Стойкий характер и спортивная закалка Александра помогли ему справиться и с этим испытанием — уже спустя три дня он встал на ноги, а еще через пять дней пошел самостоятельно. Медики запрещали ему любые физические нагрузки, включая и выступления на льду. Но через двадцать дней после сложнейшей операции спортсмен уже стоял на коньках.

Олимпийский Инсбрук

В 1976 году знаменитый дуэт принял участие в Олимпиаде в Инсбруке и вновь стал лучшим. Александр Георгиевич вспоминает, что и сами спортсмены, и тренер были влюблены в олимпийский танец. В произвольной программе им удалось показать качественно новую работу с новыми шагами и поддержками. Им удалось прочувствовать и перенести на лед ни с чем ни сравнимые самобытные движения «Танца каблучков» и «Фламенко».

После Олимпийских игр звездный дуэт непобежденным покинул большой спорт. Людмила стала заниматься тренерской работой. Ее лучшими учениками стали Генрих Сретенский и Наталья Анненко. Александра пригласили на работу в Спорткомитет России. Кроме того, он осуществлял судейство на многих международных соревнованиях.

Фигурист Александр Горшков: личная жизнь

Во время совместной работы с Милой, как называли близкие Людмилу Пахомову, Александр понял, что он не просто восхищается известной и талантливой фигуристкой. Он почувствовал, что любит эту хрупкую и очень сильную женщину.

Через четыре года (1970) в личной жизни Александра Горшкова произошло знаменательное событие — они с Людмилой поженились. Бракосочетание состоялось в апреле, после победы в Любляне. Правда, изначально пара планировала добиться золотых медалей, и только после этого официально оформить свои отношения.

В 1977 году произошло еще одно радостное событие — в семье родилась девочка, которую назвали Юлей. Родители были серьезно заняты карьерой и не могли много времени уделять ребенку. Воспитанием малышки занималась бабушка, мама Людмилы.

Через два года (1979) у Людмилы была диагностирована опухоль. Борьба со страшной болезнью продолжалась семь лет. Последние шесть месяцев она лежала в больнице, где написала книгу воспоминаний. Болезнь оказалась сильнее, и Людмила умерла, когда ей было всего 39 лет, а дочери Юле — девять. До последней минуты был рядом с женой Александр Горшков.

Спустя годы Александр снова женился. Его избранницей стала Ирина, работавшая переводчиком в посольстве Италии.

Дети Александра Горшкова

Юлия Пахомова-Горшкова - дочь знаменитых спортсменов, носящая их фамилии. После смерти мамы девочка осталась жить с бабушкой, мамой Людмилы — Людмилой Ивановной, которая к Александру Горшкову относилась крайне негативно, не одобряя его второй брак и не позволяя встречаться внучке с отцом.

После ее смерти девочка стала жить с отцом и его второй женой. Юлия к спорту не имеет никакого отношения, она не пошла по стопам родителей, а стала модельером. Она постоянно живет и работает в Париже. Довольно часто видится с отцом. На родину возвращаться пока не планирует.

Во втором браке совместных детей нет, но Александр несколько лет воспитывал сына Ирины от первого брака Станислава, который сейчас живет в Москве с женой и ребенком.

Нынешняя деятельность Александра Георгиевича

К 30-летнему юбилею со дня свадьбы с Людмилой Пахомовой (2000) Александр Горшков возглавил благотворительный фонд «Искусство и спорт», которому присвоено имя его первой жены.

В этом же году он стал вице-президентом Московской федерации фигурного катания. В 2010 году Горшков стал президентом фигурного катания страны. Этот пост он занимает и сегодня.

Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает Александр Георгиевич Горшков.

Он родился 8 октября 1946 года в Москве. На коньки он встал в 6 лет, но еще в группе начинающих за Сашей закрепился ярлык «неспособного». После года занятий тренер перевел его в группу самых слабых, что давало этим ребятам самое плохое время на открытом катке. И если бы не мама фигуриста, его спортивная карьера на этом, возможно бы и закончилась.

«Мама посчитала (не знаю уж, на основании чего), что я не заслужил такой оценки, что со мной поступили несправедливо. Она испугалась, что меня вообще скоро отчислят, потому что из группы самых слабых дальше дороги не было. И вот она решила перехитрить тренера.

Середина 1950-х гг.

(…) Тренера моя мама перехитрить сумела. Наверное, потому, что, как любая мать, она увидела у моего тогдашнего тренера одну очень плохую черту - равнодушие, невнимательность к детям, хотя технику фигурного катания, помнится, он знал неплохо и мог - если хотел - научить кататься достаточно хорошо. Две недели прошло после «перегруппировки» ребят. И вот мама приходит со мной на занятия сильнейшей группы и незаметно вталкивает меня в общую шеренгу. Я стою ни жив ни мертв. Страшно и стыдно будет, если обнаружит, что незаконно стою в строю, ребята меня засмеют, а ничего горшего в жизни нет, чем такой смех.

И о, чудо! - тренер останавливается передо мной, смотрит внимательно и, когда я уже чуть было слезу не пустил, спрашивает: «А где ты был целых две недели? Болел что ли?». Потом махнул рукой и сказал, чтобы я оставался.

Так я попал в число перспективных. Но сам-то я помнил эту историю, помнил, что обошлись со мной… Да что об этом говорить: обходный маневр мамы принес успех, хотя надо сказать, что впоследствии она в мои «фигурные» дела не вмешивалась. Только болела, слезу роняла, телеграммы присылала и помогала по дому, как могла. За это и поклон ей низкий!» - вспоминал о своих первых шагах в спорте Александр Горшков (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Но при всем при том спортивные результаты Александра и в парном катании, которым он поначалу занимался, и в танцах на льду оставляли желать лучшего. Выступая в дуэте с Ириной Нечкиной, Александр так и не смог подняться выше первого разряда.

Однако на льду его заметила Людмила Пахомова, чемпионка СССР 1966 г. Она к тому моменту закончила свои выступления с Виктором Рыжкиным и искала себе нового партнера. Видимо, проницательная Людмила оценила не только внешние данные Александра, но и угадала в нем такие качества, как поразительное трудолюбие, выдержка, терпение и целеустремленность. Работать с новым дуэтом стала молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская.

Вот как вспоминала о создании дуэта Пахомова - Горшков Татьяна Анатольевна Тарасова: «Однажды Мила перед тренировкой сказала мне в раздевалке: «Ты знаешь, я нашла себе партнера!» — «Кого?» — спросила я. «Ты его знаешь, очень красивый мальчик! Вы учитесь в институте в одной группе». Красивые мальчики со мной вроде бы не учились. «Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными».— «Кто это?» — недоумевала я. «Саша Горшков». А Саша Горшков был тогда настоящий крючок, весь согбенный, катался всегда с ужасными партнершами. И его неудачные партнерши мне запали почему-то в память больше, чем его действительно прекрасные глаза.

Пахомова с Горшковым начали тренироваться вместе. На первом же тренировочном сборе, который проходил у нас на Украине, в Плютах, Саша меня поразил. Он проделывал такое количество работы, которое нам и не снилось. Мы бегали кроссы, выполняли часовые пробежки на песке. Горшков опережал нас в три раза. Только успеваешь выйти на дорожку, а он уже пропыхтел рядом и обогнал тебя. Смотришь — уже бежит навстречу. Туда и обратно, туда и обратно, а мы, несчастные, гонимые солнцем и Чайковской, мотались еле-еле.

Занималась с ним не только Чайковская, но и сама Мила. И с первого же года их выступлений, глядя на Пахомову, было видно, какой спортсменкой она хочет стать, и не приходилось сомневаться, что она ею будет. И «крючок» Саша распрямился» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., «Советская Россия», 1985).

За достаточно короткий срок была проделана колоссальная работа по совершенствованию техники ледового танца и поиску своего самобытного стиля: с 10-го места на ЧЕ и 13-го на ЧМ 1967 г., 5-го места на ЧЕ и ЧМ 1968 г. - до пьедестала почета в сезоне 1969 г., когда танцоры стали бронзовыми призерами ЧЕ и серебряными - ЧМ.

А в 1970 г. Пахомова и Горшков становятся чемпионами Европы и мира и вплоть до 1976 г. - безусловными законодателями мод в танцах на льду. Вот что говорила о своих учениках в их первом победном сезоне их тренер Елена Анатольевна Чайковская: «Больше всех привлекает сейчас внимание танцевальная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Их прогресс за последние годы непосвященным может показаться просто удивительным. А раз так, то, несомненно, и характеры у них удивительные.

Начну с того, что сам по себе поступок Людмилы, которая в 1966 году решила сменить партнера, с которым трижды завоевала звание чемпионки страны, беспрецедентен. Но решение ее было твердым, бесповоротным, хорошо продуманным. Но следующий шаг Людмилы совсем поверг всех в изумление. Она выбрала в партнеры неудачливого, совершенно бесперспективного перворазрядника Александра Горшкова, на которого все тренеры махнули рукой.

(...) То, что Пахомова обратилась именно ко мне с просьбой тренировать их, тоже было смелым шагом с ее стороны. И тоже показывает ее характер. Начало было трудным. Ох, каким трудным! Но передышек у нас не было. Тренировки сразу начались сверхнапряженные. Пахомова похудела, осунулась. У Горшкова только одни глаза на лице остались. Нам надо было проделать за один год работу, которая у других пар занимала несколько лет. И мы ее выполнили. Пахомова работала за двоих. И выстояла. Тогда-то и начали проявляться лучшие стороны ее дарования, ранее незаметные, а может быть, и просто не нужные для старой пары.

(...) Программы - от первой до последней - были построены на вспышках. Для Пахомовой такая вспышка - быстрый, молниеносный, я бы даже сказала, острый поворот, вращение. И для того, чтобы стремительные, неожиданные повороты и вращения стали реальностью, Пахомова уже имела хорошую технику катания и, если можно так выразиться, технику характера. Все теперь зависело от Горшкова. Партнер должен был сразу стать равноправным исполнителем в паре. Вместе с Пахомовой мы сделали все, чтобы это осуществить. И если бы характер у Людмилы был иным, то, вероятно, и облик пары получился бы не таким, каким его хотелось увидеть.

ЧЕ 1970 года

Любопытно, наверное, каков же характер у партнера Людмилы? Сразу должна сказать, что вряд ли кто-нибудь, кроме Александра Горшкова, смог бы выдержать те испытания, которые выпали на его долю. Явное неравенство партнеров требовало от него, в особенности на первых порах, необычайной крепости духа, безграничного фанатизма, преданности, целеустремленности, просто терпеливости. Как показало время, все это Саша имел. Вероятно, Горшков поддерживало в этом трудном испытании то, что пара создавалась на принципе равноправия партнеров. Он должен был стать на одну ступень мастерства с Людмилой. И он хотел, чтобы это произошло как можно раньше, он ведь мужчина, и он не может себе позволить, даже при имеющемся гандикапе, отставать от партнерши.

Людмила и Александр с тренером Еленой Чайковской. ЧЕ 1970 года

(...) Теперь я уже отлично знаю, скажем, что перед стартом Горшков сам себя может "съесть". Он замыкается в себе. Все его мысли концентрируются только на предстоящем выступлении. В принципе здесь нет ничего страшного. Даже хорошо, что спортсмен может, отвлекаясь от всего, сосредоточиться на самом главном. Но не следует все-таки терзать себя мыслями о предстоящем старте безмерно. И я всегда стараюсь отвлечь Сашу. Веселый разговор, несколько шуток - как мало иногда надо - и вот удалось снять напряжение. Важно только сделать это вовремя.

А на тренировке Горшков любит, когда тренер его похвалит. В особенности если это похвала не праздная, не ради красного слова, а по делу, если сам Саша знает, что действительно удачно выполнил тот или иной элемент. Тогда он на тренировке может горы свернуть. Улыбается. Радуется. На партнершу гордо посматривает. И все ему удается, все ладится» (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

Довольно скоро после начала совместной работы Александр понял, что его чувство к Людмиле не исчерпывается восхищением ею лишь как фигуристкой, и это чувство не разбилось о стену, оно оказалось разделенным. Любовь помогала им преодолеть многие неизбежные трудности ежедневной рутинной работы. Но они твердо решили, что семью создадут только после того, как достигнут своей главной цели - станут чемпионами мира. После возвращения из традиционного турне после ЧМ 1970 года, в апреле месяце Людмила и Александр сыграли свадьбу.

В день свадьбы. 1970 год

За годы своей блестящей карьеры Людмила Пахомова и Александр Горшков были шестикратными чемпионами Европы (1970-71 и 1973-76 гг.), мира (1970-74 и 1976 гг.) и первыми в истории олимпийскими чемпионами в танцах на льду (1976 г.).

Лишь однажды - в 1972 г. - они уступили титул чемпионов Европы брату и сестре Анжелике и Эриху Бук из ФРГ, чья победа, впрочем, была отнюдь не бесспорной. И еще они не смогли защитить свой титул чемпионов мира в 1975 г. из-за серьезной болезни и операции на легком Александра, который поразил всех своим мужеством и преданностью своему виду спорта и людям, с которыми были связаны его успехи.

Произвольный танец на ЧМ 1971 года

Вернувшись в строй в олимпийском сезоне, он вновь доказал, что является самым надежным, самым техничным и при этом самым элегантным партнером, подчеркивающим лучшие качества своей блистательной партнерши.

Кстати, вот что сама Людмила говорила о своем партнере: «О нашем дуэте с Горшковым существовало мнение, что главное лицо в нем - я. С этим не могу согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, со своими бурными эмоциями буквально из кожи вон лезла. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный для меня, который мог бы меня урезонить. При другом партнере мои особенности не могли бы проявиться столь ярко.

Саша создал очень интересный образ партнера, тип этакого джентльмена. Не случайно он всегда танцевал во фраке. Англичане называют такой стиль «хэнсэм» - красота поз, линий. Красота именно мужская, строгая, холодная, подчеркнутая некоторой церемонностью. Мне это нравилось. Думаю, и Саше была нужна именно такая партнерша, как я. Представить кого-то на моем месте мне так же трудно, как себя на чьем-то.

(...) Наше эстетическое соответствие, психологическая совместимость позволили создать впечатление органичного единства пары, эту целостность. Некоторая разница на первых порах в техническом мастерстве со временем стерлась. Саша был хороший партнер. С другими было иначе, с другими и не возникало желания чувствовать себя ведомой» (Л.А.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).

ЧМ 1973 года

Творческая палитра Людмилы и Александра была поистине безграничной: им было под силу воплотить на льду любые образы, передать тончайшие нюансы любой мелодической темы. С первых же их совместных шагов в спорте их «визитной карточкой» стало танго «Кумпарсита».

Танго "Кумпарсита". Показательные выступления на ОИ 1976 года

«Впервые в этом танце движения характерного танца были перенесены на лед. Это относится и к движениям рук, и к движениям ног. И испанские сипатеады тоже вошли в него. И испанский - специфический, не встречающийся более нигде, - ход. И также впервые в танцах на льду был использован диалог партнеров. Партнерша делает движение - партнер как бы отвечает на него.

"Кумпарсита". 1969 год

И в танце мы отказались от обычной для танцевальных пар банальной синхронности. В «Кумпарсите» внешняя дисгармония некоторых жестов является отражением внутренней гармонии всего танца, как беспрерывного диалога двух влюбленных», - писала о «Кумпарсите» Елена Анатольевна Чайковская (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

"Кумпарсита". 1969 год

В арсенале показательных танцев Пахомовой и Горшкова, кроме «Кумпарситы», были еще и столь непохожие друг на друга «Соловей», «Вдоль по Питерской», «Памяти Луи Армстронга», «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», танец под песню Демиса Руссоса «Зимние дожди».

"Вальс" на показательных выступлениях ЧЕ 1975 года

Их произвольные танцы, которые они каждый сезон выносили на суд зрителей и специалистов, зачастую вызывали дискуссии, споры, но неизменно становились новым шагом вперед. Квинтессенцией их совместного с Чайковской творчества явился их олимпийский произвольный танец, принесший им победу на ОИ 1976 года в Инсбруке.

"Вальс". 1975 год

Вот как сам Александр Горшков вспоминает об этом танце: «Мы были влюблены в наш олимпийский танец. Я влюблен в него по сей день. (…) Олимпийская произвольная программа была для нас увлекательной прежде всего потому, что нам удалось сделать качественно новую программу, создав для нее и новые шаги, поддержки. Сумели не только увидеть, но и перенести на лед самобытные, ни с чем не сравнимые движения «Фламенко», «Танца каблучков».

ОИ 1976 года

(…) Новые элементы порождали новые приемы. Новые приемы давали возможность осуществить то, что казалось еше вчера просто немыслимым. Это и испанские шаги, и «дробушки», и кастаньетная дробь «каблучков», и вращения, и поддержки, и новые позы…

ОИ 1976 года

(…) Все лето, осень и начало зимы 1975-1976 годов мы добавляли к тому, что умели делать на льду, одну новинку за другой. Это и было тем главным, что склонило чашу весов в борьбе за первые в истории Игр звания чемпионов в спортивных танцах на льду. Не тот багаж славы, который обычно помогает чемпионам. Не повторение своих же рекордных взлетов. Нет. Успех нам обеспечило практически полное обновление всех постановочных приемов. Новая композиция. Новая техника. И органически связанный со всем этим творческий и духовный рост, который проявил себя скачкообразно на том мощнейшем фундаменте, который был воздвигнут за целое десятилетие.

ОИ 1976 года

(…) Как взять душу «фламенко» и перенести ее в ледовый танец? Считаю, что наш тренер и для себя в тот год установил своеобразный рекорд постановочной работы. Из «Фламенко» она взяла образ танца, его смысл и поставила его на коньки. Поэтому и шло от шага к шагу наращивание темы, и сам финал прозвучал необычайно свежо, победно!

ОИ 1976 года

(…) Для меня в олимпийской программе было несколько своих сложных «узлов». Если Мила в нем сама страсть, сама экспрессия и темперамент, то моя роль партнера, ведущего требовала большей сдержанности, строгости. Я бы сказал, требовала линии. Держать линию в испанском танце очень трудно. А ведь даже просто расправить до конца плечи мне было очень трудно, - тот, кто переносил операции грудной полости, знает, как долго просто интуитивно боишься сделать неловкое движение, чтобы шов не разошелся. Давно уже зарос хирургический разрез, бояться нечего, но шрам саднит, ноет, просто чешется. И ты помнишь о нем, ты боишься, как бы чего не случилось. И это - помимо твоей воли.

ОИ 1976 года

(…) Много месяцев я внимательно следил за всеми своими чувствами, реакциями в этом танце. Хотелось, чтобы была абсолютная не только художественная или техническая, но и чисто физическая надежность. Я проделывал сотни упражнений дыхательной гимнастики. Полностью восстановить объем легких так и не смог, зато приучил их к гораздо более эффективной, интенсивной работе. Научился более разумно регулировать дыхание, понял, где могу незаметно для зрителя, и даже для Милы, делать для себя передышки. За этот подготовительный цикл я сделал так много, чтобы превратить себя в Фигуриста Разумного» ((Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Произвольный танец на ЧМ 1976 года

В конце сезона 1976 г., завоевав в спорте все возможные титулы, Людмила и Александр покинули лед, а в 1977 г. у супругов родилась дочь Юля.

Людмила и Александр с дочерью Юлей. 1978 год

В том же году Горшков стал спортивным функционером и долгие годы (1977-1992) был государственным тренером по ФК Госкомспорта СССР. С 1992 г. он возглавил Управление международных связей Олимпийского комитета России. В 1984 г. он стал членом ИСУ по танцам на льду.

Александр Горшков со второй женой Ириной. 2000-е гг.

В 1986 г. Александр пережил тяжелую утрату - неизлечимую болезнь и смерть любимой жены Людмилы. Некоторое время спустя он создал новую семью. Его вторая супруга - Ирина Горшкова - переводчик. Дочь Юлия окончила МГИМО, живет сейчас во Франции и работает дизайнером.

Александр Горшков с дочерью Юлей. Начало 2000-х гг.

В 2010 г. Александр Георгиевич избран президентом ФФКР.

Деятельность Горшкова была высоко оценена правительством страны: он награжден орденами Знак Почета (1972), Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), За заслуги перед Отечеством IV степени (2007). Имя дуэта Пахомова-Горшков внесено в Книгу рекордов Гиннеса. В Одинцовском районе Москвы открыт центр фигурного катания имени Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Александр Георгиевич Горшков с Юко Кавагути. 2010 год

В памяти же тех, кому посчастливилось видеть этот дуэт на льду в пору его расцвета, Людмила Пахомова и Александр Горшков остаются непревзойденным эталоном мастерства, красоты и преданности друг другу и своему делу, в которое они вкладывали душу.

      ГОРШКОВ Александр Георгиевич - (р. 1946) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1970). Чемпион Олимпийских игр (1976), мира (1970 74, 1976), Европы (1970 71, 1973 76), СССР (1969 71, 1973 75) в спортивных танцах на льду с Л. А. Пахомовой … Большой Энциклопедический словарь

      Горшков, Александр Георгиевич - Олимпийский чемпион по фигурному катанию 1976 г. (Инсбрук) по спортивным танцам (с Л. Пахомовой); Заслуженный мастер спорта СССР (1970); Заслуженный тренер СССР; судья международной категории; родился 8 октября 1946 г. в г. Москве; окончил… … Большая биографическая энциклопедия

      Горшков Александр Георгиевич - (р. 1946), российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1970). Чемпион Олимпийских игр (1976), мира (1970 74, 1976), Европы (1970 1971, 1973 76), СССР (1969 71, 1973 75) в спортивных танцах на льду с Л. А. Пахомовой. * * * ГОРШКОВ Александр… … Энциклопедический словарь

      Горшков Александр Георгиевич - … Википедия

      Горшков, Сергей Георгиевич - Запрос «Адмирал Горшков» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сергей Георгиевич Горшков … Википедия

      Горшков, Александр - Горшков, Александр: Горшков, Александр Георгиевич Горшков, Александр Викторович … Википедия

      Александр Георгиевич Горшков - Первый в истории фигурного катания на коньках олимпийский чемпион в танцах на льду Александр Георгиевич Горшков родился 8 октября 1946 г. в Москве. Фигурным катанием начал заниматься в шесть лет. После окончания школы в 1964 г. Александр Горшков… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Александр Георгиевич Горшков - … Википедия

    Имя заслуженного мастера спорта, шестикратного чемпиона мира и обладателя олимпийского золота Александра Георгиевича Горшкова хорошо знакомо любителям фигурного катания старшего поколения. Спортивные достижения этого человека и его супруги и партнерши Людмилы Пахомовой занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

    Детство и юношеские годы

    Будущий чемпион - коренной москвич. Он родился в столице 8 октября 1946 года. На лед маленький Саша впервые встал в шесть лет. Его мама, Мария Сергеевна, из разговора с мамой друга сына узнала, что в Сокольниках в детскую группу фигурного катания набирают малышей.

    Надо признать, что первые шаги в спорте у Саши были довольно робкими, а успехи - более чем скромными. После года тяжелых для мальчика тренировок тренер принял решение перевести Сашу в группу для отстающих. Мама ребенка была не согласна с подобным решением, но понимала, что не имеет смысла спорить с профессионалами, поэтому она решилась на небольшую хитрость. Через две недели она привела Сашу на тренировку самой сильной группы и поставила его в ряд с другими юными спортсменами. Вероятно, тренер решил, что ребенок некоторое время болел и не посещал занятий. Он оставил мальчика в перспективной группе.

    Спортивная карьера: как все начиналось?

    Окончив среднюю школу, Александр Горшков, фото которого мы разместили в этой статье, решил связать свою жизнь со спортом и поступил в институт физической культуры (1964). Однако и в парном катании, которым Саша занимался вначале, и в танцах на льду его результаты были очень скромными. Выступая в дуэте со своей первой партнершей Ириной Нечкиной, он не смог выйти за рамки первого разряда.

    Судьбоносная встреча

    Возможно, почитатели фигурного катания так и не узнали бы имени этого спортсмена, не случись однажды неожиданная встреча. На льду молодого спортсмена увидела Людмила Пахомова. На тот момент она была уже известной в стране фигуристкой, чемпионкой СССР 1966 года. Людмила закончила выступления с Виктором Рыжкиным и пребывала в поисках нового партнера.

    Трудно сказать, что проницательная Людмила увидела в Александре. Но вероятно, ей удалось оценить такие присущие ему качества, как удивительное трудолюбие, терпение, целеустремленность и стальная выдержка. С новым дуэтом начала работать начинающий тренер Елена Анатольевна Чайковская.

    С Александром Горшковым занималась не только тренер, но и Людмила. Все, кто был рядом с этим дуэтом в те времена, вспоминают, что, глядя на Пахомову, было совершенно очевидно, какой она мечтает стать спортсменкой, какие высокие цели ставит она перед собой. Никто не сомневался, что все это ей по силам. И Саша стремился ей соответствовать.


    Однако в скорый успех пары верили только сами спортсмены и их тренер. Александр Горшков был никому не известным перворазрядником. Но он так упорно и долго тренировался, что поражал коллег своим упорством. С самой первой совместной тренировки Александр и Людмила поставили перед собой сложную задачу - никогда в своем творчестве не повторять, даже в мелочах, выступления других фигуристов. Они создавали свое, не похожее на существующее на тот момент направление в танцах на льду. Это стремление они впервые продемонстрировали на чемпионатах СССР.

    Когда они решили поставленную задачу, то подобно вихрю ворвались на мировую арену, изменив в корне подход к танцам на льду. Дуэту удалось разработать свой неподражаемый стиль катания, который они назвали русским. Удивительный способ исполнения танцев на льду сочетал различные сложные элементы. В нем присутствовали народные, русские и советские мотивы. Эта задумка принесла ошеломляющий успех.

    Спортивный характер

    Многие специалисты, наблюдавшие становление этого дуэта, признавали, что вряд ли кто-то, кроме фигуриста Александра Горшкова, мог бы выдержать выпавшие на его долю испытания. Неравенство партнеров в мастерстве требовало от него, особенно на первых порах, крепости духа, преданности общему делу, целеустремленности и просто колоссального терпения.

    В этом трудном испытании спортсмена, вероятно, вдохновлял тот факт, что создавалась пара на принципе равноправия партнеров. Ему предстояло стать на одну ступень мастерства со своей талантливой партнершей. И он делал все от него зависящее, чтобы это произошло как можно раньше.

    Первый успех

    В 1969 году Людмила и Александр на чемпионате мира заняли третье место и получили бронзовые медали. Их обошли британцы, но в интервью после соревнований они назвали русский дуэт своими преемниками.


    На следующий год на чемпионате мира в Любляне они завоевали золото. С этого момента пара шесть раз занимала первые места, благодаря чему спортсмены стали невероятно популярны и любимы во всем мире.

    Знаменитые танцы

    В начале совместной карьеры Пахомова и Горшков конкурировали с британскими, американскими и немецкими спортсменами. С этим испытанием они справились блестяще и очень скоро стали непревзойденными лидерами в танцах на льду. Их знаменитые «Частушки», «Вальс», «Памяти Луи Армстронга», «Кумпарсита» стали эталоном для спортсменов следующих поколений.

    Впервые им удалось перенести движения оригинального танца на лед. Это касается движений рук, ног, головы, всего тела. Зрителям заполнились и испанские сипатеады, и специфический испанский, ни у одних фигуристов ранее не встречавшийся, ход. В танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков впервые использовали диалог партнеров.


    Удивительная пара под руководством талантливого тренера отказалась от традиционной на тот момент для танцевальных пар синхронности. К примеру, в «Кумпарсите» дисгармония некоторых движений отражает внутреннюю гармонию всего танца как поразительный диалог влюбленных.

    В 1973 году был представлен еще один потрясающий танец «Танго романтика», который вошел в обязательную часть программы.

    Проблема со здоровьем

    В 1975 году, возвращаясь с чемпионата Европы, Александр почувствовал резкую боль в спине. Вначале было предположение, что это банальная простуда. Но после обследования был поставлен неутешительный диагноз, и спортсмена срочно госпитализировали и провели сложнейшую операцию на легком. Оказалось, что в нем разорвался кровеносный сосуд. Операция продолжалась четыре часа. После нее появились осложнения в виде тромба, который мог сдвинуться в любую секунду, и аллергии. Александру потребовалось очень редкое и дорогое лекарство и продолжительное лечение.

    Стойкий характер и спортивная закалка Александра помогли ему справиться и с этим испытанием - уже спустя три дня он встал на ноги, а еще через пять дней пошел самостоятельно. Медики запрещали ему любые физические нагрузки, включая и выступления на льду. Но через двадцать дней после сложнейшей операции спортсмен уже стоял на коньках.

    Олимпийский Инсбрук

    В 1976 году знаменитый дуэт принял участие в Олимпиаде в Инсбруке и вновь стал лучшим. Александр Георгиевич вспоминает, что и сами спортсмены, и тренер были влюблены в олимпийский танец. В произвольной программе им удалось показать качественно новую работу с новыми шагами и поддержками. Им удалось прочувствовать и перенести на лед ни с чем ни сравнимые самобытные движения «Танца каблучков» и «Фламенко».

    После Олимпийских игр звездный дуэт непобежденным покинул большой спорт. Людмила стала заниматься тренерской работой. Ее лучшими учениками стали Генрих Сретенский и Наталья Анненко. Александра пригласили на работу в Спорткомитет России. Кроме того, он осуществлял судейство на многих международных соревнованиях.


    Фигурист Александр Горшков: личная жизнь

    Во время совместной работы с Милой, как называли близкие Людмилу Пахомову, Александр понял, что он не просто восхищается известной и талантливой фигуристкой. Он почувствовал, что любит эту хрупкую и очень сильную женщину.

    Через четыре года (1970) в личной жизни Александра Горшкова произошло знаменательное событие - они с Людмилой поженились. Бракосочетание состоялось в апреле, после победы в Любляне. Правда, изначально пара планировала добиться золотых медалей, и только после этого официально оформить свои отношения.


    В 1977 году произошло еще одно радостное событие - в семье родилась девочка, которую назвали Юлей. Родители были серьезно заняты карьерой и не могли много времени уделять ребенку. Воспитанием малышки занималась бабушка, мама Людмилы.

    Через два года (1979) у Людмилы была диагностирована опухоль. Борьба со страшной болезнью продолжалась семь лет. Последние шесть месяцев она лежала в больнице, где написала книгу воспоминаний. Болезнь оказалась сильнее, и Людмила умерла, когда ей было всего 39 лет, а дочери Юле - девять. До последней минуты был рядом с женой Александр Горшков.

    Спустя годы Александр снова женился. Его избранницей стала Ирина, работавшая переводчиком в посольстве Италии.

    Дети Александра Горшкова

    Юлия Пахомова–Горшкова – дочь знаменитых спортсменов, носящая их фамилии. После смерти мамы девочка осталась жить с бабушкой, мамой Людмилы - Людмилой Ивановной, которая к Александру Горшкову относилась крайне негативно, не одобряя его второй брак и не позволяя встречаться внучке с отцом.

    После ее смерти девочка стала жить с отцом и его второй женой. Юлия к спорту не имеет никакого отношения, она не пошла по стопам родителей, а стала модельером. Она постоянно живет и работает в Париже. Довольно часто видится с отцом. На родину возвращаться пока не планирует.


    Во втором браке совместных детей нет, но Александр несколько лет воспитывал сына Ирины от первого брака Станислава, который сейчас живет в Москве с женой и ребенком.

    Нынешняя деятельность Александра Георгиевича

    К 30-летнему юбилею со дня свадьбы с Людмилой Пахомовой (2000) Александр Горшков возглавил благотворительный фонд «Искусство и спорт», которому присвоено имя его первой жены.

    В этом же году он стал вице-президентом Московской федерации фигурного катания. В 2010 году Горшков стал президентом фигурного катания страны. Этот пост он занимает и сегодня.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...