Всеволод санаев - биография, информация, личная жизнь. Елена Санаева: биография и личная жизнь советской актрисы (фото) Всеволод санаев биография личная

Книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом » произвела сенсацию среди читающей публики. Прототипом главной героини стала бабушка Павла, жена артиста Всеволода Санаева. «Она любила нас, но любила с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения», - вспоминает Павел в интервью…

Предел тирании положил Ролан Быков, второй муж Елены Санаевой. Только ему хватило мощи характера, чтобы противостоять властной теще. Недавно на экраны вышел фильм по книге, где бабушку сыграла Светлана Крючкова.

А из печати вышло новое издание «Плинтуса», дополненное тремя не издававшимися раньше главами. Мы встретились с Павлом, чтобы отделить правду от художественного вымысла.

Павел Санаев

С 4 до 11 лет Павел Санаев провел в доме родителей его мамы. Елена Санаева много работала, ездила на съемки. И однажды познакомилась с Роланом Быковым. Это была любовь с первого взгляда. И с самого первого совместного дня Ролан Антонович настаивал, чтобы Павел жил с матерью.

Бабушка выступила резко против. Роман дочери с Быковым Санаевым не нравился совсем. «У Ролана Антоновича было прозвище «король уходяльщиков». О его похождениях и умении легко расставаться с женщинами ходили легенды, - вспоминает Павел. - Бабушке звонила бывшая жена Быкова, Лидия Князева». В фильме «Айболит-66» Князева сыграла обезьянку Чи-чи, когда Ролан и Елена уже были вместе.

«Ролан сломает жизнь вашей дочери», - предупреждала она. Однако мрачный прогноз не оправдался. Мало того, что Быков стал хорошим мужем, он помирил семью и помог родителям обрести взаимопонимание с дочерью.

Павел Санаев с матерью и отчимом. Фото из архива Павла Санаева.

Начал писать в 8-м классе

- Что это за три новые главы?

Я начал писать первые рассказы очень рано - в 8-9 классе. Некоторые получились удачными, и стали потом главами книги, как например, «Цемент» или «Купание». А некоторые не получились совсем. Эти три главы не получились, остались в столе, и в книгу я их не включил. А сегодня переписал заново и включил в подарочное издание.

Эти тексты объединяет одна тема, которая в книжке осталась за кадром. Ведь главные персонажи там бабушка, мама, дедушка, а мальчик - пассивный наблюдатель. Учит уроки, болеет. А в этих трех главах выясняется, что он был тот еще бандит. Все время что-то мастерит и изобретает.

- Строит ракету из чугунных ванн.

И делает два противогаза, мечтая, что когда-нибудь у них дома прорвет газ. А если не прорвет - то, может быть, он сам его откроет. И бабушка будет на кухне корчиться от удушья, а он подойдет к ней в противогазе, посмотрит на нее мудрыми глазами из-под противогазных очков, даст ей второй противогаз, она наденет, придет в себя, газ рассеется... И бабушка наконец похвалит его. Оказывается, у меня в детстве была такая интересная жизнь!

Быков не мочился на машину дедушки!

- Елена Всеволодовна Санаева должна была сыграть бабушку в экранизации книги. А вы должны были снимать. Почему это не получилось?

С одной стороны, такая роль - подарок для любой актрисы. Маме эту роль сыграть очень хотелось. С другой, это ее родная мать, психически нездоровый человек. В том, что дочь будет играть свою больную мать, есть какой-то паноптикум. У Ролана Антоновича (Быкова) был такой случай. Когда он снимал фильм «Нос », он придумал такой кадр с памятником Петру I: вздыбленный конь под проливным дождем.

Елена Санаева

Пригнали поливальные машины, слили кучу воды, ночь - красота неземная в дырочку объектива. Свернули смену, отпустили машины, подходит к нему оператор и, чуть не плача, говорит: «Ролан, прости, но у меня диафрагма была закрыта». Ну значит, Гоголь этого не хочет, решил Ролан Антонович. Здесь та же ситуация. Не надо было, чтобы я это снимал, а мама это играла.

- Но фильм Сергея Снежкина вам обоим не понравился.

Что меня больше всего огорчило: фильм, который на тысячу шагов отстоит от книги, некоторые стали воспринимать как реальную жизнь, и говорить: ну вот, видите, как жил Санаев: ему Быков на машину помочился. Это неприятно. Еще неприятнее скоропалительные выводы.

Одна журналистка, не уточнив информацию, решила, что это был мой сценарий. И написала, мол, «Санаев прошелся по своей звездной семье, изобразил всех монстрами, и даже не постыдился изобразить монстром Ролана Быкова, который его воспитал». Если бы она поинтересовалась, то узнала бы, что сценарий написан на основе моей книги Сергеем Снежкиным. Написан абсолютно без моего участия.

Всеволод Санаев

А в книге персонаж, в котором можно угадать Быкова, как раз пытается эту семью нормализовать. И в конце все налаживается именно благодаря ему! В фильме все знаки «плюс» поменяны на "минус»... Там вообще нет понимания образов. Например, в самой первой сцене, когда бабушка видит мышку, прибитую мышеловкой, и начинает костерить деда.

У «книжной» бабушки искренне разрывается сердце от жалости к мышонку. И тогда мы понимаем, что ребенок у нее «сволочь», потому что она боится его потерять. Мальчик оступился, и она в ужасе, что он что-то себе сломает. А в фильме бабушка только ищет повод, чтобы выклевать близким мозг. Был бы повод, а мозг выклюем. И в этой тональности сделана вся картина.

Но тут есть, может быть, и свой плюс. Бабушка, которую сыграла Светлана Крючкова, имеет право на существование. Ведь такие люди тоже есть.

Светлана Крючкова сыграла совсем другую бабушку.

- А я все ждала, что мальчика в итоге бабушка где-нибудь прихлопнет или он замерзнет...

С режиссера сталось бы и такой ход применить. На сайте plintusbook.ru есть мой сценарий. Изначально проект запускали по этому сценарию и в моей постановке. Но дальше возникла щекотливая ситуация. Существует механизм запуска фильма через Госкино.

Подается сценарий, проходит год, и потом запуск объявляется. Я занимался «Нулевым километром», когда позвонили со студии: «Павел, у тебя есть сценарий «Плинтуса». Давай, мы тебя запустим. Я подумал: как здорово, сейчас с одной картиной закончу, а потом сразу другая... Я поторопился и дал согласие.

Елена Санаева в фильме "Приключения Буратино"

Дальше работа над «Нулевым километром» затянулась на полгода. Потом возник проект «На игре». И я понял, что делать экранизацию «Плинтуса» мне до ужаса неинтересно. Я не смогу «с огоньком» рассказывать второй раз то, что однажды уже рассказал. Кроме того, я снял два фильма и хочу идти вперед и в техническом отношении тоже, а не просто снимать двух актеров в квартире.

Я отказался от экранизации, оставил студии сценарий и был рад, когда они пригласили Снежкина. Надеялся, что он будет снимать то, что написано в книге, а не сводить собственные счеты с советской властью и выпускать под именем «Плинтуса» чернуху.

До 11 лет Павел нечасто виделся с матерью...

Книгу рассказал маме

- Павел, почему вы не показали книгу деду?

Он бы просто не понял разницу между книгой и жизнью. Он бы сказал: «Как?! Я не мог уронить рефлектор в ванну!» Он бы принял все за чистую монету и обиделся.

- А не все чистая монета?

Вымысел на 60 процентов. Бабушка не произносила под дверью пронзительных монологов и не умерла, когда меня забрали. И очень многого на самом деле не было. Некоторые истории из моей жизни с бабушкой я рассказывал маме, когда они меня уже с Роланом забрали. Например, как раз про купание. Рассказывал, чтобы ее рассмешить. Ну и, конечно, додумывал что-то, чтобы ей было смешнее. А потом попробовал это записать.

Всеволод Санаев с внуком

Написал и увидел эффект: все смеются, всем любопытно. Стал писать дальше. Кроме того, пообщавшись с бабушкой в более зрелом возрасте, я узнал от нее про войну, про то, что она потеряла первого ребенка. Я стал понимать, что она не просто психически больной тиран, а человек, сломленный обстоятельствами.

Лидия Антоновна Санаева прожила трагическую жизнь. Мощная, деятельная натура, она всю себя посвятила семье, но профессии так и не получила. В интервью одному из журналов Павел признавался, что его бабушка, возможно, превосходила дедушку интеллектуально. «Учу с Севой роль, он не может и двух слов связать, а я уже все наизусть выучила!» - говорила она знакомым. В эвакуации, в Алма-Ате, Лидия Антоновна потеряла годовалого сына. Дочка Леночка родилась после трагедии. А в пять лет подхватила инфекционную желтуху: нашла на дворе кусок сахара.

Елена Санаева

Девочку лечили у лучших гомеопатов. Однажды Лидия рассказала на коммунальной кухне политический анекдот. Через несколько дней пришли какие-то люди с расспросами о ней. Лидия Антоновна страшно перепугалась. У нее развилась мания преследования. Она изничтожила подарки, привезенные мужем из-за границы. Разбила флакон с духами, изрезала шубу. Даже в автобусе ей мерещилась слежка.

Всеволоду Васильевичу пришлось положить жену в клинику. Ее лечили инсулиновым шоком. Это когда человек
у вводится высокая доза инсулина и он впадает в искусственную кому. К сожалению, более гуманных методов в советских клиниках не применяли.

Как Быков помирил Санаеву с матерью

- Как сложилась бабушкина судьба? Ее героиня в книге умирает. А Лидия Антоновна прожила долгую жизнь.

В повести нить, связующая бабушку и внука, разорвалась. В реальности эта нить растянулась. Бабушка уже не могла меня забрать обратно, я жил с мамой, это было решено. Но она могла меня встретить около школы, проводить до дома и рассказать по дороге, какой я негодяй и предатель. Потом она ослабела и последние 7-8 лет своей жизни просто с утра до ночи плакала. Но очень важно, что в последние годы она примирилась и с мамой и с Роланом Антоновичем.

Ролан Быков и Елена Санаева - одна из самых красивых пар в советском кино. Фото из архива Павла Санаева.

Когда у бабушки начался отек легких, врачи «скорой» растерялись. Ролан Быков приказал им везти тещу в реанимацию. В больнице она прожила еще три месяца и разрешала дочери заботиться о себе. «Их болезненные отношения были искуплены той любовью, которую мама отдала бабушке», - вспоминает Павел.

Здоровая бабушка никогда никому не позволила бы за собой ухаживать. После смерти Лидии Антоновны Всеволод Васильевич пережил жену не на много. Сначала уехал в круиз по Волге, а дочь сделала ремонт в его квартире. Но когда он вернулся, затосковал и умер через несколько месяцев.

«Оказывается, ты не идиот!»

Елена Санаева и Ролан Быков были созданы друг для друга. Ему было 43, ей - 29. Любовь помогла им преодолеть не только разницу в возрасте, но и все наветы «доброжелателей». «Для меня не было в природе женщины. Тебя Бог специально выдумал и послал мне», - говорил Елене Ролан Антонович. «Я уверен, - вспоминал Павел, - что без мамы Ролана Быкова ждала участь многих актеров, которые сгорели в огне собственного темперамента. Высоцкий, Даль... Ролан Быков вполне мог продолжить этот печальный список».

- Павел, в детстве бабушка вас «накрутила» против Быкова. Увидев его лично, вы признали его «классным дядькой». А как он себе понравился в книге?


Ролан Быков в фильме "Служили два товарища"

Он не воспринимал книгу как описание себя, мамы или реальной бабушки. Он воспринимал ее как литературу. Я помню его реакцию на прочитанное. Он был по-настоящему потрясен. Ведь он читал только первые главы, а все целиком я не показывал ему, пока не поставил финальную точку.

Очень часто родители поддерживают детей. Но не всегда это стопроцентно искренне. Типа «сыночек, ты молодец все очень хорошо сделал». Но ты не знаешь точно, на самом ли деле ты молодец или тебя просто хвалят родные люди, а потом ты столкнешься с реальным миром и получишь по морде... Я знал, что Ролан никогда не похвалит просто так, поэтому его искреннее потрясение было для меня самой высокой оценкой.

- А с чего все началось?

В школе мы писали сочинения. Учителя говорили всякие правильные фразы, что наша партия строит социалистическое общество, которое будет передовым, и так далее. Я написал сочинение на тему «Один день нашей Родины» - «процветание... в едином порыве... передовая мощь... все усилия сплочены...» и все такое. Это сочинение осталось на столе в тетрадке, уже красиво переписанное с черновика.

Елена Санаева и Ролан Быков в фильме "Приключения Буратино"

Ролан Антонович его прочитал, пришел в ужас и сказал, что либо я идиот, либо жертва образовательной системы. Он сказал: «Я должен выяснить это для себя. Поэтому я тебя прошу. Вот черепашка из ракушек, напиши о ней все, что сочтешь нужным». Я закочевряжился, но он сказал: «Мне, как человеку, занимающемуся психологией детства, нужна твоя помощь, Паша. Очень прошу, напиши!» А у меня в тот момент существовала задача - завоевать уважение Ролана Антоновича.

Я не занимался спортом, не мог принести домой золотую медаль. Самолетики, которые я клеил, были достойным занятием лет до 13, а мне уже было 16. И я решил использовать эту черепаху как шанс - написал юморную зарисовку. Ролан Антонович прочитал: «Но это же другое дело, это здорово! Ты не идиот, оказывается». У нас портрет Мейерхольда висел на стене: давай теперь о нем.

Я написал, он говорит: ну так это еще лучше. И после двух или трех таких сочинений я подумал: ну надо теперь что-нибудь посерьезней попробовать. И под настроение написал первый рассказ «Купание». С этого и пошло, спасибо Ролану Антоновичу.

- А он был строгим отчимом? Ругался, наказывал?

Не ругал, нет. Но за лоботрясничество меня Ролан Антонович просто пилил, и этого было более чем достаточно. Он был человек очень мощный. Не авторитарный, а авторитетный. Если я приходил домой поздно, он усаживал меня и объяснял, что я теряю стартовые позиции в жизни, что я теряю время зря, и так далее - я вздыхал, потуплял взор, понимал: что-то надо с этим делать, как-то надо ему угодить, чтобы не пилил...

Когда я написал рассказ и понял, что это вызывает его одобрение, через месяц подумал: надо еще написать, чтобы потом спокойно погулять!

«Моя жена тоже моложе меня!»

- Вы собираетесь заводить своих детей?

Я хочу троих. Это наше с женой обоюдное желание. Мы немножко подождем, чтобы она доучилась и, я думаю, приступим.

- А она вас моложе сильно?

Я вообще не замечаю, что у нас есть какая-то разница. Она удивительно мудрый человек, и общаться с ней для меня огромное удовольствие. И советоваться. Даже если я заранее знаю, как поступить, я все равно иногда советуюсь, просто чтобы лишний раз получить удовольствие от ее мудрости.

Павел Санаев с матерью

Как выглядит окружающий мир в глазах мальчика, который стал предметом семейных распрей? Ребенок испытывает одиночество, боль, а иногда и чувство вины. Все это ложится тяжелым камнем на его душе и не уходит бесследно. Таково было детство режиссера, актера и сценариста Павла Санаева. В своем первом художественном произведении он оставил о пережитом отзывы. «Похороните меня за плинтусом» - это не мемуары или воспоминания, а попытка простить близких людей за ту боль, которые они причиняли ему из любви и слабости, эгоизма и самоотверженности.

Предыстория

Павел Санаев - продолжатель актерской династии. В шестом классе он исполнил одну из главных ролей в киноленте своего отчима Ролана Быкова «Чучело». Фильм посвящен был непростым взаимоотношениям среди подростков. В этой картине мать Павла сыграла роль школьного учителя. Для начинающего актера участие в съемках фильма Ролана Быкова стало не только началом творческого пути, но и знакомством с окружающим социальным миром. До первого появления на съемочной площадке Павел испытывал острый Дело в том, что мальчик первые годы своей жизни был огражден не только от общения со сверстниками, но даже от необходимой ему материнской любви.

Как появилась книга

В старших классах Павел начал создавать некие литературные наброски. Написанное он дополнял, исправлял, и лишь спустя восемь лет было готово полноценное художественное произведение, которое получило название «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге были как положительными, так и отрицательными. Некоторые полагали, что повесть Санаева - занимательное произведение, не лишенное черного юмора. Другие видели в колоритных и весьма неприятных образах, желание автора отомстить своим родным за причиненные обиды. Третьи всем сердцем жалели мальчика, который оказался в столь невыносимых условиях.

Несмотря на то что в книге изображены родители Елены Санаевой, то есть - родные бабушка и дедушка автора нашумевшей книги, следует помнить, что не документальным, а художественным произведением является повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге, как о желании писателя очернить своих родных, едва ли можно назвать объективными. Имена близких людей писатель изменил. Главного героя зову Саша Савельев. Мать - Ольгой. У отчима и вовсе нет имени. Бабушка и дедушка называют его не как иначе как карликом-кровопийцей.

Образ бабушки

Санаев написал книгу, материалом для которой послужил его собственный опыт. Образ главной героини - эксцентричной и неуравновешенной бабушки - взят из жизни, но дополнен элементами художественного вымысла. Эта женщина терроризирует восьмилетнего Сашу своей любовью и безграничной заботой, и он, наконец, приходит к выводу, что вскоре его настигнет смерть, а потому ему вдруг в голову мысль, что необходимо оставить небольшое, но четкое завещание, в котором единственным требованием будет «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге, которую написал внук, Всеволод и Лидия Санаевы не оставили, потому как ушли из жизни до того, как она была издана. Художественное произведение заканчивается смертью бабушки. В реальной жизни Лидия Санаева скончалась за несколько лет до издания книги ее внука. Сам же автор однажды признался, что никогда бы не смог издать свою повесть при ее жизни.

Лидия Санаева

Повесть начинается с главы «Купание». Читатель уже с первых строк понимает, что книга посвящена отнюдь не доброй и ласковой бабушке. Хотя заботой она своего внука совсем не обделяет. На протяжении всей повести бабушка пророчит своему внуку множество бед, желает «сгнить в тюрьме» и предсказывает скорую мучительную смерть. Проклятие и ругательства женщина произносит, не отрываясь от выполнения своего долга. Она готовит Саше диетический завтрак, устраивает ему сложные банные процедуры, пичкает таблетками. В общем, делает все, чтобы мальчик ушел из жизни не так рано, как бы она хотела…

И в книге, и в интервью автор повести утверждает, что в ней он изложил далеко не всю правду о своих ранних годах. Бабушка в действительности выбирала выражения куда более жесткие. Но предоставлять столь неприглядные подробности нет смысла. Ведь книга не о безумии, а о любви, которая убивает, калечит, наносит неизгладимую душевную рану.

Бабушка ежедневно напоминает внуку о том, что жить ему осталось совсем немного. Хотя безумно любила его. Регулярные разговоры о болезнях и смерти не могут не отразиться на восприятии окружающего мира. Саша, не смотря на свой юный возраст, начал думать о смерти как о чем-то вполне обыденном. И, безусловно, ему не приходит в голову, что поведение самого близкого человека в его жизни несколько отличается от стандартного, присущего психически здоровому человеку.

Критика

В конце девяностых годов Павлу Санаеву удалось опубликовать свое произведение в одном из литературных журналов. Лишь в 2003 году в отдельном издании появилась повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге были разнообразными. В детских воспоминаниях присутствует юмор и грусть. Они могут нравиться, и способны раздражаться. Но в том, что книга создана человека талантливым, вряд ли можно усомниться.

Фильм

В 2009 году была экранизирована повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Санаев оставил крайне негативные. Кинолента автору культовой книги не понравилась, прежде всего, потому, что актриса, сыгравшая главную женскую роль, не справилась с задачей. В этом, несомненно, вина режиссера. Светлана Крючкова - выдающаяся советская и российская актриса - сыграла бабушку на одной ноте. Каждый человек, который читал произведение, не мог не признать, что созданный экранный образ имеет мало общего с литературным. Сама же актриса в интервью заявила, что многие важные эпизоды были вырезаны по настоянию продюсера фильма.

На роль Лидии Санаевой изначально планировали взять ее дочь. Но после того как автор повести и сценария отказался от работы, все изменилось. На главную роль пригласили другую актрису. Впоследствии Елена Санаева признала, что ей бы было невыносимо тяжело играть собственную мать.

Всеволод Санаев

Дедушка Саши Савельева - человек мягкий и во всем уступающий своей жене. Его прототипом является Всеволод Санаев - советский актер, известный по фильмам «За нами Москва», «Возвращение Святого Луки», «Забытая мелодия для флейты» и другие.

Отец матери Саши играет важную роль в повести «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Павла Санаева несколько отличаются от мнения зрителей и кинокритиков относительно одноименной книги. Тот, кто читал автобиографическую повесть Санаева, как правило, неодобрительно воспринимает картину Сергея Снежкина. Но дедушку главного в фильме персонажа сыграл выдающийся актер Алексей Петренко. И образ, который он создал на экране, пожалуй, не уступает литературному.

Именно с помощью этого персонажа писатель смог показать размах самодурства и безумия бабушки. Большая часть произведения посвящена изображению отношения и быта в доме, в котором проживает Саша. И если взрывам агрессии и неадекватному поведению бабушки мальчик не может препятствовать в силу своего возраста, то муж ее теоретически способен на это. Но он все больше отмалчивается, заискивает перед ней, безропотно выполняет все ее требования. И только раз, он взрывается, уходит из дома. Для того чтобы спустя несколько часов вернуться снова. Домашнюю тиранию он не способен побороть. На это не хватает сил и упорства и у матери главного героя.

Во время чтения повести, бабушка, несмотря на все свои странности, вызывает жалость. Трагедия ее заключается не только в психическом расстройстве, но и в безразличии мужа, который в молодые годы не уделял своей жене должного внимания. Она в одиночку боролась за жизнь первого ребенка. Но мальчик умер, а спустя несколько лет на свет появилась Ольга - мать Саши - девочка болезненная и упрямая. Отец все больше отсутствовал на гастролях, в творческих командировках. Он и не заметил, как жена его превратилась в пожилую истеричную женщину.

Елена Санаева

Эта актриса является прототипом Ольги - матери Саши. детям советского периода в первую очередь запомнилась по роли Лисы Алисы в фильме, в котором она сыграла сказочную роль в дуэте со своим мужем.

Образ Ольги изображен с помощью внутренних переживаний мальчика в повести «Похороните меня за плинтусом». Книга, отзывы критиков о которой нередко посвящены прекрасному художественному стилю автора, на сегодняшний день не была достойно экранизирована.

В фильме режиссера Сергея Снежкина мать Саши по непонятным причинам более напоминает депрессивную слабую даму, которая вместо того, чтобы бороться за своего сына, распивается коньяк со своим возлюбленным. После чего пара бросается в пляс. Доверия куда больше вызывает героиня Светланы Крючковой. Даже несмотря на ее истерические крики и своеобразные проклятие. она проявляет, хотя и довольно своеобразную, заботу о мальчике.

Что думает о фильме сам Павел Санаев? «Похороните меня за плинтусом», отзывы о котором встречаются крайне восторженные, был раскритикован автором повести. Изначально предполагалось, что режиссером киноленты будет сам Санаев. Но в последний момент автор произведения отказался, поскольку был не уверен, что сможет уделить на создание картины столько сил, сколько было потрачено на написание книги. Продюсерам пришлось искать другого режиссера. Им стал Сергей Снежкин, мнение которого расходилось с позицией автора сценария не только относительно актерского состава. Снежкин существенно изменил и сюжет.

В фильме по сценарию Санаева задействованы замечательные актеры. Но даже их талантливая игра не смогла спасти картину, которую автор повести назвал «чернухой». В фильме присутствуют натуралистические подробности, которые, по мнению критиков, лишние. И главное, не соблюдена главная идея Павла Санаева. Образ бабушки в фильме слишком однозначен.

Что думают об экранизации произведения Санаева исполнители главных ролей в киноленте «Похороните меня за плинтусом»? Отзывы о фильме актеров разнообразны. Исполнительница главной роли утверждает, что ее образ был существенно изменен в результате монтажа. сыгравшая мать Саши, своими впечатлениями от съемок фильма не делилась. Однако большая часть зрителей полагают, что выбор режиссера в пользу этой актрисы был не самым удачным.

Карлик-кровопийца

Этот персонаж почти не присутствует в книге, но является, все же, центральным. Именно из-за карлика-кровопийцы мать бросила своего сына. И именно из-за него больная старуха вынуждена выхаживать болезненного «гниющего» мальчика. По крайней мере, в этом с ранних лет убеждает внука бабушка-тиран. Но Саша однажды уже видел этого жуткого карлика, и не нашел в нем ничего отталкивающего.

Своему отчиму, режиссеру и актеру посвятил Павел Санаев повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы критиков об этом произведении иногда, возможно, и были не благоприятные. Не пристало человеку из семьи знаменитостей выносить сор из избы. Но образ отчима, который впоследствии оказался отнюдь не жутким, автор изобразил с глубоким уважением и любовью. Мудрым, талантливым и понимающим описал его Санаев в своей первой повести. Таким же писатель изобразил своего отчима в художественном произведении о злоключениях Раздолбая. Книга «Похороните меня за плинтусом - 2», отзывы о которой были не столь бурными, все же заняла достойное место в современной литературе.

Всеволод Санаев родился на окраине Тулы, еще в имперской России, в многодетной рабочей семье. Известно, что к театру родители приобщили его еще в маленьком возрасте.

Осознавая, что где-то рядом с простыми рабочими буднями есть настоящее волшебство, маленький мальчик тянулся туда. Однако о том, чтобы самому попробовать себя в качестве актера и думать не смел: подросшие дети в семье Санаевых, а всего малышей было 12, должны были быстро осваивать рабочие специальности поскорее начинать помогать родителям прокормиться.

Так сделал и Всеволод. Еще школьником он поступил подмастерьем к отцу, трудившемуся на фабрике, где делали гармони. Мальчик собирал и настраивал инструменты, а в 16 и сам стал мастером. Однако мечтал подросток совсем о другом.

Первые звоночки

Вспоминая прочувствованную еще в детстве атмосферу театра, он решился попробовать на сцене и себя. Сначала пришел слушателем в тульский театр «Серп и молот», потом сам стал играть.

Поверив в себя, мальчик загорелся идеей поступать в театральный, однако родители, привыкшие к каторжной работе, идеи ребенка восприняли в штыки и даже поскандалили с ним, когда тот собирался в столицу. Однако он все равно уехал.

Санаев поступил на театральное отделение рабфака в Москве, потом был театральный техникум, жизнь впроголодь и постоянные подработки, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Но юноша строго следовал выбранной однажды дороге. После техникума он поступил в ГИТИС, и лишь после этого начал выходить на подмостки в театре Моссовета.

Лидочка: однажды и навсегда

Пока начинающий актер оттачивал мастерство, случались у него и гастроли. Из одного такого гастрольного тура — в Киев — молодой человек привез стройную, эмоциональную, одухотворенную Лидочку Гончаренко.

Известно, что Лидия Антоновна почти сбежала из родного дома: родители просто не верили в серьезность отношений с красивым столичным актером, который так далеко собирался увезти их доверчивую влюбчивую дочь. Чтобы уехать с милым, Лида бросила филфак и попрощалась с родителями. Они оба уже тогда как будто знали, что проживут в счастье всю жизнь, хоть и достанется оно им тяжело.

Донос

Первым испытанием стала жизнь в коммуналке. Молодая влюбленная пара по началу и не унывала: есть крыша над головой и безумная преданная любовь, родился малыш — Алексей, есть кусок хлеба, да и ладно. Но опрометчиво рассказанный Лидией анекдот на общей кухне сыграл с ней злую шутку: молодой веселой соседке, да еще и отхватившей красавца-актера многие завидовали. Кто-то доложил «куда следует».

После доноса супруга актера подверглась реальным допросам. Впечатлившись произошедшим, она долго не могла прийти в себя, стала внимательно следить за тем, что говорит, замкнулась, была подавлена, впала в депрессию и обзавелась манией преследования, которую позже официально поставят в психиатрической больнице.

Испытание войной и смертью


Тяжелая болезнь жены подкосила и Всеволода Васильевича. Теперь на нем лежала двойная ответственность: Лидочке требовался уход, питание, а на это нужны были деньги. Он сменил несколько театров, но все было не то, и тогда впервые открыл для себя кинематограф. Супруге удалось помочь, однако депрессивные состояния и всплески эмоций будут преследовать ее до конца жизни.

После улучшений настали еще более тяжелые времена: началась война. После ее объявления Санаев оказался на гастролях, а его жену с сыном вывезли в эвакуацию. Там ребенок тяжело заболел. Алеша умирал на руках обезумевшей от горя матери несколько дней, а она понимала, что ничем не может ему помочь.

Леночка

Когда пара воссоединилась, горе сплотило их еще крепче. По свидетельствам родных, находиться вместе лишившейся сына семье было тяжело, а порознь — еще хуже. Санаевы свято следовали клятве верности, находясь вместе и в горе, и в радости. Их молитвы были услышаны.


Спустя некоторое время Лидия Антоновна снова забеременела. Родившаяся дочка станет знаменитой актрисой — Еленой Санаевой. Однако ребенком она доставила хлопот матери: в маленьком возрасте Лена перенесла желтуху. Для матери это было еще одним испытанием: только что потерявшая ребенка, она с ужасом думала, что с Леночкой может случиться то же.

Удар за ударом, судьба разрушала тонкую психику и без того от природы тревожной и впечатлительной женщины. Их дочь в откровенном интервью однажды расскажет, что отец не хотел приходить домой: тяжело было находиться с Лидией, а однажды признался, что на гастролях поклонницам, искавшим его внимания, часто говорил, что любит и предан жене и дочери.

Как они друг без друга?

Елена Всеволодовна в своем интервью рассказывала, что к 75 годам здоровье отца сильно пошатнулось. Однако он пережил сердечный приступ, как потом сам признался — чтобы не оставлять Лиду одну. Как она без него?


Лидия Антоновна умерла в 1995 году, когда у Всеволода Васильевича уже был диагностирован рак легких. Тело супруги актера было кремировано, а прах находился дома. Елена Санаева потом признается, что специально не спешила с похоронами матери и хотела, чтобы она оставалась дома — чтобы папа не спешил за ней на тот свет. Она расскажет, что между родителями была особая связь: «Они проросли друг в друга», — скажет Елена Всеволодовна.

Однако без жены Санаев выдержал всего десять месяцев. Он умирал дома, в своей постели. С ним рядом находились дочь и зять Ролан Быков. За несколько дней до смерти Всеволод Васильевич признался, что жить не хочет.

Знаменитая чета Санаевых похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве, в одной могиле.

Многим зрителям хорошо известно творчество Всеволода Санаева. Этот советский актер знаменит не только киноролями, но и театральными работами. Героев, которых он играл, публика всегда любила. Именно работа спасала его от жизненных проблем и давала смысл жизни. Проблем у актера было немало, но зритель в зале этого никогда не видел.

Трудные детские годы

Город Тула, где родился будущий актер Санаев Всеволод в 1912 году, был провинциальным. но довольно крупным промышленным центром, расположенным близко от Москвы. Многодетная семья состояла из двенадцати детей, поэтому всегда жила небогато.

Учиться будущий актер не слишком любил, поэтому отец принял решение отправить его работать на фабрику. На предприятии, куда определили ребенка, делали гармони. Изучив мастерство, парень стал подмастерьем у отца. Несмотря на то что в целом работа ему нравилась, делать всю жизнь инструменты он не желал. Душа рвалась в театр, тот мир, куда мама водила его в детстве.

Тула недалеко от столицы, поэтому гастроли московских театров проходили здесь очень часто. Парень с удовольствием ходил на представления знаменитых коллективов. Особенно полюбился мальчику спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Всеволод был в восторге от игры актеров и атмосферы, царившей в зале. Он мечтал стать артистом, чтобы быть причастным к миру искусства.

Осуществить желаемое помогло появление в городе любительского театра. Чтобы попасть в кружок, пареньку пришлось приложить немало усилий. С первого раза у него это не получилось, но упорство и стремление играть помогло добиться желаемого.

Карьера в театре

На сцену артист Санаев впервые вышел в 1930 году. Сначала это был дублирующий состав труппы, но талант заметили, очень скоро молодое дарование пригласили в Москву. Чтобы играть в государственном академическом театре драмы имени Максима Горького, необходимо было получить соответствующее образование. Несмотря на недовольство родителей, парень поступил в театральный техникум и уехал в Москву.

Когда обучение было с успехом окончено, Всеволод решил повысить свое мастерство под руководством Николая Плотникова в родном техникуме. Как любому студенту тех времен, ему не хватало денег, поэтому будущий актер, чтобы прокормить себя, подрабатывал по вечерам.

Работать в московском театре Всеволод Санаев начал в трудном 1943 году. Роли, которые он играл в Академическом театре имени Моссовета, не смогли в полной мере удовлетворить творческие амбиции артиста, и через три года он перешел в театр киноактера.

Когда вначале пятидесятых поступило предложение перейти во МХАТ, Санаев отказался, так как роли, которые предлагались, не устраивали его в профессиональном, а главное, в финансовом плане. Деньги были нужны на лечение тяжелобольной жены.

Любовь к кинематографу

Поначалу большого количество ролей в театре у начинающего актера не было , и Всеволод Васильевич иногда принимал участие в киносъемках.

Первым фильмом, в котором он участвовал, была лента «Частная жизнь Петра Виноградова». Его снял Александр Мачерет. В картине талантливый актер сыграл роль красноармейца в небольшом эпизоде.

Это небольшая работа стала началом большого пути в киноискусстве. Несмотря на то что большой славы она не принесла, успех был совсем близко. За ней последовали более значимые работы:

  • В 1938 году Санаев снялся в культовом фильме того времени «Волга, Волга». Режиссер Александров доверил молодому актеру две небольшие, но заметные роли. После этого фильма количество предложений сниматься возросло в несколько раз.
  • В 1940 году в киноленте «Любимая девушка», режиссером которой был Иван Пырьев, актер сыграл главную роль, ставшую первой работой такого уровня в его жизни. Его герой обычный токарь, который переживает любовную драму. Сюжет картины прост и заключается в том, что у героя произошла нелепая ссора с любимой девушкой, возникли подозрения в ее измене, и они расстались, после долгих перипетий, стараниями друзей и родственников, наконец, произошло логичное примирение и воссоединение семьи.

Фильмография картин, в которых снялся Санаев, обширна. В списке его работ около 90 различных ролей. Одной из самых известных российскому зрителю является роль в фильме «Белые росы». Он был снят в 1983 году.

Его герой обычный сельский житель Федор Филимонович Ходас или Федос, как называет его сосед и друг. Он прощается со своим домом и всем, что составляло смысл жизни, так как бесперспективную деревню поглощает город. Жить в многоэтажном доме не хочется, и человек страдает. Все что он хочет успеть в оставшейся жизни - это устроить судьбу сыновей, а там и помирать можно, считает он. Режиссер Добролюбов снял культовый фильм, который актуален до сих пор, и в этом ему помогал звездный ансамбль актеров.

Трудная личная жизнь

О своей семье артист говорить не любил. Только спустя много лет, когда его внук написал книгу «Похороните меня за плинтусом», ставшую бестселлером, тайна была раскрыта. В повести описаны с биографической точностью сам Всеволод Санаев, биография, личная жизнь и жена.

Внук Павел Владимирович Санаев не только писатель, но и очень разносторонняя творческая личность. Он имеет актерское и режиссерское образование. Эта была его первая и успешная работа в литературе. Знаменитый дед, безусловно, гордился им.

Сейчас известно, что жена Всеволода Санаева, Лидия Санаева . Познакомился с ней известный артист перед войной, когда находился на гастролях в Киеве вместе с труппой МХАТа.

Лидия Антоновна, в то время Гончаренко, училась там на филолога. Всеволод сразу влюбился, и девушка ответила взаимностью. Несмотря на желание молодых людей поженится, родители невесты были против. Однако, когда пришла пора возвращаться в Москву, Лидия последовала за ним. Любовь и молодость преодолели все преграды, и, несмотря на утверждения родных, что это должно быстро закончиться, они прожили вместе более пятидесяти лет.

Она стала хорошей женой и прекрасной матерью для дочери, но отношения в семье часто были напряженными. Причиной тому постоянные депрессии, которые бывали у женщины. В свое время после неудачно рассказанного анекдота ее вызывали в соответствующие органы, и впечатлительная Лидия решила, что за ней установили слежку. После одного такого срыва она лежала в психиатрическом отделении столичной больницы.

Усугубила положение еще одна трагедия. В начале войны, когда Всеволод Васильевич был на гастролях, жена с маленьким сыном эвакуировалась в Казахстан, где малыш заболел и умер от дифтерии. Эта стало ударом для семьи, и только когда в 1943 году родилась дочка, все немного успокоилось.

Елена, как любой ребенок, часто болела. Но мать боялась потерять второго ребенка, поэтому опекала ее как могла. Страх преследовал женщину всю оставшуюся жизнь. Несмотря на любовь к жене, Санаев порой не хотел возвращаться домой. Там приходилось контролировать себя больше чем на сцене. Каждое неловко сказанное слово вызывало истерику или ссору.

Не менее сложными были отношения с дочерью. С первым мужем, Владимиром Конузиным девушку буквально развела властная мать, так как считала, что простой инженер ей не пара. Всеволод Васильевич предпочел не вмешиваться в конфликт. В результате, несмотря на рождение сына Павла, будущая актриса с ним рассталась.

Вторым избранником актрисы Елены Санаевой стал знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. Он вырвал девушку из душного маминого мира, но взять с собой сына бабушка не позволила, оставив его при себе заложником. Хотя Павел с благодарностью вспоминает минуты общения с отчимом. Жизнь у бабушки стала для него адом.

Смерть знаменитого актера

Работа спасала Всеволода Васильевича от неустроенности личной жизни. Его неуемная энергия позволяла работать практически до конца своих дней. Но время летело неумолимо.

В 75 лет у него был тяжелый инфаркт, после которого оправится было трудно. Но любовь к больной жене и нежелание оставлять ее одну без поддержки заставили актера бороться за жизнь и победить. Только когда Лидия Антоновна умерла, силы иссякли, и актер скончался через десять месяцев после ее ухода. По документам причиной смерти Санаева стал рак легкого, но, скорее всего, он устал от жизни. Похоронили актера вместе с супругой. Могила находится на Новодевичьем кладбище.

Жена у Санаева была всего одна… Зато какая!

В наше время «сор из избы» вынес внук актера Павел Санаев, рассказав в повести «Похороните меня за плинтусом» историю непростых взаимоотношений Санаевых-старших с дочерью Еленой и ее избранником Роланом Быковым.

Образ бабушки, способной «залюбить до смерти», вышел очень колоритным.

А как обстояли дела в действительности?

Вот об этом и поговорим.

Всеволод Санаев хотел работать во МХАТе. Мечта его сбылась, пусть и не в том виде, как ему мстилось.

После окончания ГИТИСа парня приняли в труппу прославленного театра, где корифеи прочно держали оборону, не давая молодняку играть.

В 1938 Санаев дебютировал в кино, причем сразу в двух ролях, да еще в хите «Волга-Волга», но роли оказались такими мелкими, что зрителю не запомнились. Удачнее была работа Санаева в фильме Пырьева «Любимая девушка», после которого актера стали узнавать.


"ЛЮБИМАЯ ДЕВУШКА"

На гастролях в Киеве Всеволод встретил студентку филфака Лидию Гончаренко и влюбился. Целый месяц он уговаривал ее выйти замуж. В итоге Лида согласилась, хотя все родственники выступали против брака с актером.


Мирное течение жизни нарушила война. В самом ее начале Санаева вызвали на съемки в Борисоглебск, а пока он там находился Москву, как прифронтовой город, закрыли. Томясь в Борисоглебске Санаев не знал, что Лидия с малолетним сыном эвакуировалась в Алма-Ату.

В Алма-Ате мальчик заболел и умер, что стало для Лидии психологической травмой, от которой женщина так и не смогла оправиться.

Когда через год родилась Елена, вся сложная материнская любовь обрушилась на нее.

Елена Санаева рассказывала:

«Потеряв сына, она боялась потерять и нас с папой, и этот бесконечный страх вгонял ее в стресс, в котором она жила. Проявлялся он у нее порой своеобразно: в детстве, когда я падала, она могла еще и наподдать: «Как же ты упала?! Зачем ты туда полезла?!»


Второй случай, превративший жизнь Лидии Санаевой в ад случился в начале 1950-ых. Женщина рассказала на коммунальной кухне политический анекдот, о чем кто-то стукнул куда следует. После разговоров с людьми в штатском Лидия уничтожила все ценные вещи. Изрезала шубу, разбила флакон духов. Ее пришлось положить в психиатрическую больницу, с диагнозом «мания преследования», где несчастную вдоволь полечили инсулиновым шоком.

Эти события заставили Всеволода Санаева окончательно уйти из МХАТа (откуда он уже уходил, да снова вернулся).

Вот что об этом говорит дочь:

«Директором театра в ту пору была знаменитая Алла Константиновна Тарасова, с которой мы жили в одном доме. Как-то они вместе возвращались домой, и отец решил с ней посоветоваться: «Алла Константиновна, я решил уйти из театра». - «Что случилось, Севочка? - поинтересовалась она. - К вам ведь все так хорошо относятся». - «Понимаете, - пожаловался он, - у меня болеет жена, я один работаю, живу в коммунальной квартире (у самой Тарасовой была четырехкомнатная), а ролей, ради которых стоило бы на все это закрыть глаза, у меня нет». И она, подумав, ответила: «К сожалению, Севочка, вы, наверное, правы: пока мхатовские корифеи живы, они вам ничего играть не дадут».

Этот уход благотворно подействовал на карьеру Санаева в кино. Он начал сниматься много, качественно и скоро выбился в первые лица нашего экрана.


В РОЛИ ПОЛКОВНИКА ЗОРИНА

Между тем, у Санаева подросла дочь, тоже решившая стать актрисой. От первого брака она родила сына Павла, который на целых 11 лет стал для бабушки светом в окошке.

После развода дочери Лидия настояла, что ребенок с отцом общаться не будет. Елена не могла матери перечить и предложила мужу встречаться с сыном тайно. Тот от таких подачек отказался.

А потом Елена Санаева на съемках фильма «Докер» встретила Ролана Быкова, которого старшее поколение Санаевых не приняло категорически.


Павел Санаев вспоминает:

«Крики, проклятия и манипуляции чувством вины были главным оружием бабушки. Она нас любила, но с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения. Противостоять бабушке не мог никто. Встреча с Роланом Быковым стала для мамы шансом изменить соотношение сил в свою пользу. Когда мама вышла из-под контроля бабушки, та не могла этого простить Ролану.

Быкова причисляли к врагам семьи очень долго. О нем ходило много слухов, которые, разумеется, в нашем доме всячески раздувались. «Связался черт с младенцем!» – патетически повторял дедушка, убежденный, что Ролан не только с мамой «не монтируется», а еще и «испортит ее и выбросит вон». Бабушка тоже твердила, что спасает меня, больного, отдавая последние силы, а мама, вместо того чтобы помогать ей, «таскается» с Роланом на съемки.

Маме разрешалось навещать меня всего пару раз в месяц, и каждая наша встреча, которой я с нетерпением ждал, заканчивалась страшной ссорой. Забрать же меня к себе мама не могла. Это было так же немыслимо, как, к примеру, прийти и попросить что-то у Сталина… Лишь однажды, когда мне было лет восемь, мы с мамой сбежали. Это произошло внезапно. Мама, улучив момент, когда бабушка вышла в магазин, а дед был где-то на съемках, увезла меня к себе».

С 4 до 11 лет Павел воспитывался в отрыве от матери. Но постепенно как-то все устаканилось.

Когда в 1995 году Лидия умерла Всеволод, немало от ее характера натерпевшийся, быстро сгорел. Дочери он говорил: «Лель, пусть бы она вообще ничего не говорила, просто сидела в уголочке на кровати, только бы живая была»

Всеволод ушел вслед за женой в тот момент, когда столь нелюбимый им зять Ролан Быков измерял ему давление.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...