Вячеслав Зайцев - биография, фото, личная жизнь модельера: Одинокий Художник. Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, семья модельера Вячеслав зайцев модельер

Вячесла́в Миха́йлович За́йцев (2 марта , Иваново , РСФСР , СССР) - советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор.

Биография

Родился 2 марта 1938 года в Иванове. Отец - Михаил Яковлевич Зайцев, мать - Мария Ивановна Зайцева.

В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце , Брно и Карловых Варах .

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева [ ] .

В числе наиболее известных коллекций мастера:

  • «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988) - показана в Нью-Йорке и Париже ,
  • «Русские сезоны в Париже» (1988) - показана в Париже,
  • коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) - показана в Мюнхене ,
  • коллекция моделей мужской моды (1989) - показана во Флоренции на Неделе мужской моды,
  • коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) - показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».

Показаны в Москве, России и ближнем зарубежье коллекции:

  • «Агония перестройки» (1990-1991),
  • «Ностальгия по красоте» (1992-1993),
  • «Грезы» (1993-1994),
  • «Воспоминание о будущем» (1994-1995),
  • «Пробуждение» (1995-1996),
  • «Чума» (1995-1996),
  • «Как молоды мы будем» (1996-1997),
  • «Соблазн» (1997),
  • «Событие» (1997-1998),
  • «Листая памяти страницы» (1998-1999),
  • «Прозрение» - первая коллекция из меха в России (1999),
  • коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999),
  • «Тайны гармонии» (2000),
  • прет-а-порте класса люкс 2001 (2000),
  • «Посвящение» (2001),
  • прет-а-порте 2002 (2001),
  • «Нашествие» (2002),
  • прет-а-порте 2003 (2002),
  • «Дивертисмент» (2003),
  • прет-а-порте 2004 (2003),
  • «Ностальгия по временам ушедшим» (2004),
  • «Импровизация» -прет-а-порте 2005,
  • «Тайны соблазна» (2005),
  • прет-а-порте де люкс 2006 (2005),
  • «Игра с…» (2006),
  • «Фантасмагории» (2006),
  • «Истоки» (2008) и т. д.

Все коллекции имеют обширную отечественную и зарубежную прессу [ ] .

Высокий авторитет В. М. Зайцева и его активная общественная позиция придают этой деятельности целенаправленный характер, содействуя профессиональному воспитанию модельеров, педагогов и учащихся швейной отрасли, приобщению творческих и технических кадров к проблематике моды. Во многих десятках городов страны под председательством В. М. Зайцева проходят семинары, симпозиумы, фестивали моды.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве В. М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика В. М. Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель , карандаш , фломастер . Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско , Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее . Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы .

Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых были и есть: Мария Бабанова , Любовь Орлова , Ангелина Степанова , Марк Прудкин , Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Андрей Миронов , Вера Васильева , Юлия Борисова , Людмила Максакова , Марианна и Анастасия Вертинские , Татьяна Лаврова , Галина Волчек , Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие.

В 1988 г. В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз». Как художник костюмов В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм » и им. Горького : «Фокусник », «Держись за облака », «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда ».

Продолжительное время В. М. Зайцев работает над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

с 1989 года создал множество костюмов для группы На-На , с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл » .

В. М. Зайцев необычайно популярен: его имя без малого сорок лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде - не только как одному из первопроходцев этой области, не имевшей в отличие от Запада своей индустрии, и долго не воспринимавшей самого понятия «дизайн моды», но главным образом, по мощи таланта и весомости творческого вклада [ ] .

В. М. Зайцев одновременно практик и теоретик [ ] .

Его авторству принадлежат две книги - бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия ») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия ») - обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии .

С 2009 года Вячеслав Зайцев - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль ».

В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

В. М. Зайцев - Почётный гражданин Парижа [ ] и Почетный гражданин своего родного города Иваново.

Коллекциография

  1. 1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»).
  2. 1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора).
  3. 1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора).
  4. 1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии).
  5. 1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев.
  6. 1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх.
  7. 1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе , 1984 (показы без участия автора).
  8. 1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония , (показы без участия автора).
  9. 1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере .
  10. 1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке).
  11. 1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг , 1987 (показы в США).
  12. 1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси».
  13. 1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture).
  14. 1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
  15. 1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж. 1988
  16. 1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен.
  17. 1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции).
  18. 1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды».
  19. 1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки».
  20. 1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио).
  21. 1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции.
  22. 1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине).
  23. 1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте».
  24. 1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы».
  25. 1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем».
  26. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение».
  27. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума».
  28. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн».
  29. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы).
  30. 1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие».
  31. 1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы».
  32. 1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000.
  33. 1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение».
  34. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии».
  35. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001.
  36. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение».
  37. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002.
  38. 2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002.
  39. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие».
  40. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003.
  41. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент».
  42. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004.
  43. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим…».
  44. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация».
  45. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна».
  46. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006.
  47. 2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье…».
  48. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с…».
  49. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007.
  50. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории».
  51. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается».
  52. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени».
  53. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь…».
  54. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен».
  55. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории».
  56. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009.
  57. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки».
  58. 2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие».
  59. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!».
  60. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010.
  61. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы».
  62. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв».
  63. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние».
  64. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic».
  65. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации».
  66. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия».
  67. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2».
  68. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье».
  69. 2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014.
  70. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90…».
  71. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее».
  72. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн».
  73. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни».
  74. 2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век».
  75. 2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис».

Педагогическая и просветительская деятельность

1976 - Доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Мальчик вырос в семье рабочих. Детство проходило в военные годы и в типичных для того времени условиях. Отец Вячеслава ушел на фронт и матери приходилось ставить на ноги сына одной. Женщина прививала интерес к красоте природы, окружающему миру, чтению, народной песне. В 1945 году пошел в ивановскую среднюю школу, а в 1952 году продолжил учебу в химико-технологическом техникуме.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом по специальности «художник текстильного рисунка». Профессия выбрана традиционная для Иваново, ведь именно она гарантировала работу в столице ситца. Впрочем, Вячеслав рисовать любил с детства. А в техникуме отличался не только талантом, но и усердием. Строгие педагоги ставили перед учащимися нелегкие задачи. Требовали не только выразительности линий на ткани и наполненности рисунка, но и «оживания» орнамента. При этом, выполняя задания, будущий модельер постоянно задавался вопросом, как ткани с его рисунком выглядели бы на готовых изделиях.

Развивать свои навыки и знания Зайцев решил в Москве, в текстильном институте. В столицу приехал в 1956 году и оказался совершенно не похож на местных абитуриентов. Парень отличался представлениями о жизни, людях, искусстве. Вячеслава сразу приняли на факультет прикладного искусства по специальности моделирование одежды. Молодой человек знал, что в Москве рассчитывать ему нужно только на себя, поэтому начал совмещать работу с учебой, а в минуты свободного времени ходил на выставки, в театры и музеи.

В вузе Вячеслав Зайцев постиг не только мастерство прикладного текстильного искусства как профессиональный каллиграф, но и изучил рисунок как основу графики. К тому же копировал старых западных и русских мастеров, рисовал античность и египетские фрески, а так же средневековые орнаменты и персидскую миниатюру. Уже в институте Вячеслав выступал в роли модельера и демонстратора своей одежды одновременно. Нередко непривычными вещами по силуэту и сочетанию цветов шокировал сокурсников и преподавателей. Под пристальное внимание Зайцево попало русское народное искусство. Модельер ездил по древним городам и изучал суть искусства: пропорции, сочетанию цветов, ритм, колористический строй.

В 1950-е годы все художники имели скудное представление и мировой моде. Необходимую информацию черпали в зарубежных журналах. На занятиях в Театральной библиотеке Зайцев познакомился с именитыми мастерами моды. Его впечатлили Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. В основу диплома Вячеслав Зайцев хотел положить нарядную одежду. Но модельеру отдали женские деловые костюмы. Со своим заданием справился на «отлично».

Московский текстильный институт Вячеслав окончил в 1962 году и попал по распределению в город Бабушкин на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза на должность художественного руководителя. Модельер сразу же начал создавать коллекцию одежды для работниц области и села. Крой и цветовое решение начали рушить стереотипы об образе тружениц и после обсуждений модели оказались отвергнуты. Но линию позже опубликовали в журнале «Пари матч» вместе со статьей под названием «Он диктует моду Москве».

В 1965 году по этой статье Марк Боан и Пьер Карден разыскали Вячеслава. До их встречи модельер хорошо себя проявил, и его пригласили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды в Москве. Парижские кутюрье ознакомились с творчеством коллеги и признали его профессионалом.

В Доме моделей одежды Зайцев работал тринадцать лет и завершил там карьеру как заместитель художественного руководителя. За эти годы модельер проделал огромную работу по созданию сезонных коллекций для предприятий легкой промышленности союза. Группа художников под руководством Зайцева учитывали и уровень промышленности, и качество тканей, и климат регионов, и возраст потребителей.

Параллельно Вячеслав Зайцев работал над авторскими моделями. С 1965 по 1968 года демонстрировал знаменитую «Русскую серию», в 1976 году коллекции из ивановских ситцев, сводные коллекции в США, Японии, Канаде, Франции, Югославии и Италии. Правда, все показы проходили без участия самого модельера.

В это время за границей Вячеслава Зайцева воспринимали как лидера советской моды, его прозвали в западной прессе «Красным Диором». По версии чехословацкого издания «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» Зайцев занял почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды. Его имя стояло наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, Кристианом Диором.

Дом моделей модельер оставил потому, что при системе многоступенчатых советов, госстандарта и индустрии моды, авторский замысел искажается, модели устаревают в производстве, не дойдя до потребителя. Вячеслав Зайцев начал заниматься просветительством, приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать показы моделей, привлекая внимания к проблемам моды.

После этого художник начинает сотрудничать с популярными артистами эстрады и театра. Это Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, «Машина времени», «На-на». После Дома моделей Зайцев перешел на фабрику индивидуального пошива и стал работать над ассортиментом нового Дома моды, художественным руководителем которого стал в 1982 году. Спустя шесть лет его избрали директором. Позже Дом моды стал первым в стране Домом Моды европейского стиля и получил имя Вячеслава Зайцева.

В Доме моды открывается первый в России профессиональный театр моды. Театр начинает успешно гастролировать по городам мира. В 1996 году Вячеслав стал президентом ОАО «Московский Дом Моды Зайцева». Под его руководством начинает работать Лаборатория моды и Агентство моделей.

Модельер моделировал одежду для Людмилы Путиной, Светланы Медведевой, ведущих российских артистов и спортсменов. Летом 2007 году возглавил программу на Первом канале «Модный приговор», где проработал до середины 2009 года.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы. В последствии Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в Малом Театре. Также создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

С 2009 года Вячеслав Зайцев является председателем жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль». В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение». Модельер награжден званиями «Почетный гражданин Парижа» и «Почетный гражданин Иваново».

В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Награды и Признание Вячеслава Зайцева

Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (1998)
Орден «Знак Почета» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Медаль За трудовую доблесть (1974)
Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)
Народный художник Российской Федерации (2006)
Почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (11 февраля 1991 года) - за заслуги в области дизайна моды и многолетнюю плодотворную работу по пропаганде искусства моделирования одежды
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года
Дважды лауреат премии Правительства России (2009, 2010)
Почетный гражданин Парижа
Почетный гражданин Щелковского муниципального района Московской области
Академик РАХ (2007)
Медаль ордена Ивана Калиты (Московская область)
Медаль «За Веру и Подвижничество», Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» (2015)
Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)

Творчество Вячеслава Зайцева

Коллекциография

1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»).
1965 - 1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора).
1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора).
1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии).
1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев.
1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх.
1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе, 1984 (показы без участия автора).
1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония, (показы без участия автора).
1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере.
1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке).
1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг, 1987 (показы в США).
1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси».
1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы с мадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture).
1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж. 1988
1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен.
1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции).
1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды».
1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки».
1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио).
1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции.
1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине).
1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте».
1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы».
1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем».
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение».
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума».
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн».
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы).
1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие».
1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы».
1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000.
1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение».
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии».
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001.
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение».
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002.
2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002.
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие».
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003.
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент».
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004.
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим…»
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация».
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна».
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006.
2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье…»
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с…»
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007.
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории».
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается».
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени».
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь…»
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен».
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории».
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009.
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки».
2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие».
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!»
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010.
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы».
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв».
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние».
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic».
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации».
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия».
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2».
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье».
2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014.
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90…»
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее».
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн».
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни».
2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век».
2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис».

Педагогическая и просветительская деятельность

1976 - Доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

1992 - 1996 - Профессор кафедры Московского государственного университета сервиса.

1993 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон», Иваново.

1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой, Москва.

1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла», Москва, Россия.

1994 - Создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис».

1995 - Создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».

Инициатор и попечитель конкурса «Талант», Иваново.

Сценография

1963 - Костюмы к спектаклю «Принцесса Турандот», Театр имени Евгения Вахтангова.
1965 - Костюмы к спектаклю «Сердце Луиджи», Театр имени Моссовета.
1966 - Костюмы к спектаклю «Эта странная мисс Сэвидж», МХАТ.
1967 - Костюмы к кинофильму «Фокусник».
1971 - Костюмы к кинофильму «Держись за облака».
1973 - Костюмы к спектаклю «Безумный день, или женитьба Фигаро», Театр Сатиры.
1976 - Костюмы к спектаклю «Ричард III», Театр имени Евгения Вахтангова.
1978 - Костюмы к телефильму «Безымянная звезда».
1979 - Костюмы к кинофильму «Отель "У погибшего альпиниста" (фильм)».
1979 - Костюмы к спектаклю «Её превосходительство», Театр Сатиры.
1980 - Костюмы к спектаклю «Всё кончено», МХАТ.
1981 - Костюмы к спектаклю «Последние», МХАТ.
1982 - Костюмы к спектаклю «Вишнёвый сад», «Современник».
1986 - Костюмы к спектаклю «Лоренцаччо», «Современник».
1988 - Костюмы к мюзиклу «Софистикейтед лейдиз» на музыку Дюка Эллингтона, Бродвей, Нью-Йорк.
1990 - Костюмы к спектаклю «Анфиса», «Современник».
1991 - Костюмы к спектаклю «Мартовские иды», Театр имени Евгения Вахтангова.
1991 - Костюмы к спектаклю «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Современник».
2001 - Костюмы к спектаклю «Три сестры», Театр Современник.
2015 - Костюмы к спектаклям Государственного Малого Театра: «Пиковая Дама», «Маскарад», «Молодость Людовика XIV».

Также на счету Вячеслава Михайловича сценические костюмы Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Тамары Синявской, Эдиты Пьехи, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова, Юлиана, ансамблей «Гайя», «Машина времени», «На-на».

Семья Вячеслава Зайцева

Дед по маме - Иван Григорьевич Кокурин (р. 1885, Тейково), прадед - Григорий Егорович Кокурин.

Бабушка - Анна Андреевна Шманникова

Отец - Михаил Яковлевич Зайцев

Мать - Марина Ивановна Зайцева

Жена - Марина Владимировна Зайцева (род. 2 июня 1937) - художница, член Московского Союза художников, Заслуженный художник РСФСР (1980), дочь балерины из театра Станиславского и военного летчика, вместе учились в Текстильном институте, создавала костюмы для цирка, (брак закончился разводом через 9 лет).
Сын - Егор Вячеславович Зайцев (род. 8 февраля 1960) - дизайнер, член-корреспондент РАХ.
Внучки - Мария Егоровна Зайцева (род. 1 декабря 1993), Анастасия Егоровна Зайцева (род. 13 августа 2008).

В 2018 году на одном из федеральных каналов модельер Вячеслав Зайцев откровенно рассказал о своей болезни и поделился планами на ближайшее будущее. Надо сказать, что слухи о тяжелом состоянии кутюрье ходили уже давно. Зайцев оставил пост ведущего программы "Модный приговор" именно потому, что ему было тяжело выдерживать многочасовые съемки. Зрители также часто жаловались на плохую дикцию ведущего, скованность его движений, которые на самом деле оказались симптомами серьезного заболевания. Какая болезнь Вячеславу Зайцеву долгие годы не дает продолжать нормально творить, как он чувствует себя сейчас, и что говорят врачи? Обо всем этом дальше!

Биография

Родился он в 1938 году в "городе невест" - Иваново, который тогда славился своей текстильной академией, куда съезжались девушки со всей страны. Несмотря на то, что в советские годы не существовало понятия "высокая мода", кутюрье смог развить эту индустрию до небывалых масштабов, заслужил уважение Запада, а потом и советских людей.

Долгие годы мастер создавал коллекции, но получал лишь неодобрительные отзывы о своей работе. Только спустя 30 лет, когда он уже вовсю пользовался популярностью у западных ценителей моды, его талант разглядели. Он работал художественным руководителем на швейной фабрике в городе Бабушкине, но публика была не готова к цветным телогрейкам и расписным валенкам (кстати, их Зайцев собственноручно расписывал гуашью перед показом). Потом он исполнял ту же должность, но уже в экспериментальном цехе общесоюзного дома моделей одежды.

Наконец, мэтр смог создавать эксклюзивные наряды для а также выступлений фигуристов. В биографии модельера Вячеслава Зайцева болезнь однажды стала мотивирующим фактором. В 1971 г. в его жизни случилась страшная авария, после которой ему пришлось проходить долгую реабилитацию. В это время он много думал о будущем. Зайцев не остановился и с новыми силами подошел к улучшению модной индустрии, сделав из маленького ателье московский Дом моды. Уже в 1988 году прошли первые "русские сезоны" в Париже, представленные коллекцией Вячеслава Зайцева, благодаря которой он приобрел статус почетного жителя этого французского города.

Затем мэтр выиграл фестиваль "Лучшие пять модельеров мира", а в начале девяностых разработал необычную для кутюрье такого уровня коллекцию - униформу милиции. За полвека, посвященного моде, Зайцев стал иконой стиля и любимым модельером многих звезд российской эстрады, а также получил звание "Почетный художник РФ".

Творческие планы

Несмотря на болезнь, модельер Вячеслав Зайцев в свои 80 лет еще планирует выпуск новых коллекций. Близкие говорят, что он постоянно придумывает модели своих прекрасных платьев, продумывает идеи для показа. Журналистам удалось узнать, что к выходу готовится коллекция "осень-весна-2018", но сам мэтр по этому поводу пока никаких комментариев не давал. В прошлом году маэстро, по традиции, открыл Российскую неделю моды Mercedes-Benz, но в этом году передал свои полномочия другим людям.

Болезнь в биографии модельера Вячеслава Зайцева: чем болеет великий кутюрье

Много лет Вячеслав Зайцев борется с болезнью Паркинсона, а также с трудом передвигается из-за больных суставов. В недавнем интервью он делился с журналистами, что для поддержания своего хрупкого здоровья, первый раз в жизни посетил санаторий в Карловых Варах. Особенно необходимо это было для больных ног. Справляться с недугом Зайцеву все сложнее с каждым годом. Врачи стараются замедлить развитие болезни Вячеслава Зайцева, но совсем вылечить ее пока не представляется возможным. Сам мастер верит, что успеет дожить до того момента, когда ученые смогут найти лекарство от болезни Паркинсона.

Справка о заболевании

Болезнь Паркинсона - серьезнейшее заболевание, которое поражает центральную нервную систему. В ходе развития болезни человеку становится тяжело управлять руками и ногами, в них появляется частая дрожь. Также люди, страдающие этим недугом, отличаются нарушением мимики. В подавляющем большинстве случаев болезнь Паркинсона приводит к инвалидности и передвижению на кресле. Многие люди, столкнувшиеся с этой болезнью, впадают в депрессивное состояние, а также жалуются на постоянный упадок сил и нарушение сна.

Состояние на 2018 год

Состояние всемирно известного модельера очень тяжелое: в 2018 году он уже успел перенести операцию на суставах. Врачи поставили ему титановый протез для уменьшения болезненных ощущений во время ходьбы. Также сейчас он готовится ко второй операции на колене. Сам себе он пожелал на день рождения - выздоровления. "Меня угнетает все, что со мной происходит" - горестно говорит модельер Вячеслав Зайцев о болезни, которая приносит ему столько боли.

Поддерживают мэтра в это непростое для него время близкие родственники: сын, внучка и бывшая жена. К слову, с последней он сохранил прекрасные отношения после развода, несмотря на то, что расстались они, когда их общему ребенку было всего девять лет. Бывшая супруга заявляет, что врачи настроены очень оптимистично и говорят, что такой сильный духом человек, как Вячеслав Зайцев с болезнью справится легко.

Имя: Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaytsev)

Возраст: 81 год

Место рождения: Иваново

Рост: 170 см

Вес: 67 кг

Деятельность: модельер, живописец

Семейное положение: разведен

Вячеслав Зайцев - биография

Самый известный российский модельер - Вячеслав Зайцев, поражающий публику неуемной фантазией и яркими красками, рос в трудных условиях, далеких от благополучия, сытости и красоты.

По телевизору шел «Модный приговор», который Вячеслав Михайлович сам когда-то вел. Полная дама в сером балахоне изливала душу аудитории. Из общего «все плохо» он уловил две мысли: не шьют у нас на крупных женщин и никаких денег не хватит, чтобы... Эх, жаль, не он сейчас сидит в кресле ведущего передачи. Уж он бы нашел что сказать. Нет денег, чтобы выглядеть королевой? Так для этого не деньги нужны, а мозги!


Слава Зайцев, мальчик из провинции, без денег и связей сумел покорить не только Москву, но и Париж - столицу мировой моды. Да он и в 78 лет, имея серьезные проблемы со здоровьем, в том числе болезнь Паркинсона, все еще чувствует себя восторженным юнцом, только-только познающим мир.

Вячеслав Зайцев - детство

Коммуналка в Иваново, где он с мамой прожил всю войну. Постоянный голод и страх - вдруг мама больше не придет со своей ужасной работы. Труд прачки приносил копейки, поэтому ей приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. Его потом часто спрашивали, почему в коллекциях так много белого цвета. Да потому, что с детства он видел эти ряды сохнущих простыней, хлопавших на ветру...


Уже в 7 лет Слава стоял в очередях и отоваривал карточки в магазине. Летом собирал с соседскими ребятами ягоды, заячью капусту и липовый цвет. А еще пел на базаре, за что ему перепадала кое-какая еда. Отца, который мог бы наставить, научить, поддержать, не было. Он ушел на фронт, когда Славик был маленьким. Попал в плен, бежал, снова воевал и Победу встретил в Берлине. Но, вернувшись на Родину, вместо почестей получил 10 лет лагерей и клеймо врага народа.

Вячеслав Зайцев - образование

Такое «счастливое» детство способно превратить ребенка в маленького старичка, но Слава не сдавался. Он отлично рисовал (ему даже доверяли киноафиши!), танцевал и читал стихи, выступал уже не перед рыночными торговками, а перед колхозниками-передовиками на ответственных концертах.

Старался заполнить творчеством каждую минуту, чтобы не думать о голоде и неустроенности.

После школы Слава подал документы в музыкальное училище - мечтал стать артистом оперетты. Несмотря на несомненный талант, его не приняли: сыну «врага народа» не место в престижном учебном заведении.В военном училище - тот же результат. Единственное, что оставалось, Ивановский химико-технологический техникум. Учиться на художника по росписи тканей Слава начал скорее от безысходности. Но именно это стало первой ступенькой на пути к мировой известности.

Вячеслав Зайцев - биография личной жизни

Зайцев вновь бросил взгляд на телеэкран. Стилисты подобрали героине передачи модное платье, а ведущие пытались убедить, что оно ей идет. Женщина, кстати, была в его вкусе - он любил статных дам, тех, кого называют русскими красавицами. Но этой не хватало уверенности, умения преподнести себя. Все женщины, которыми Вячеслав увлекался, а увлекался он постоянно, были яркими, заводными, мудрыми. Его нередко обвиняли в излишней любвеобильности. Вот чего он не понимал никогда - как любовь может быть излишней, ведь это чувство так вдохновляет. Нередко можно услышать - художник должен быть голодным. Нет! Зайцев давно уже понял: художник должен быть влюбленным.

Он вспомнил свою первую настоящую любовь в Москве. После техникума Вячеслав приехал в столицу, поступил в Текстильный институт. Там и познакомился с Мариной, красивой и такой же неугомонной. Девушка из хорошей семьи (папа -летчик, мама - балерина) оказалась еще и очень одаренной. Вместе они придумали «Сатирический театр мод», с которым выступали в студенческих клубах.

В 1959 году решили расписаться, хотя ее родители так и не приняли «провинциального нищеброда», подозревая его в самом страшном «грехе» - посягательстве на московскую прописку. Даже в день свадьбы теща не пустила их в квартиру. Молодые выпили по бокалу шампанского под дверью и отправились в полуподвальную сырую комнату, которую теща сняла для новобрачных в том же доме. Там пара и прожила все 9 лет брака...

Половину стипендии Слава отсылал матери, подрабатывал уроками, но денег все равно не хватало. Через год на свет появился Егорка, однако теща и тогда не сменила гнев на милость. Если бы не она, Вячеслав с Мариной и по сей день были бы вместе... До сих пор эту сцену Зайцев вспоминает с содроганием. Он уже работал в Доме моделей на Кузнецком мосту, создавал костюмы для театра и кино, а теща в один «прекрасный» день просто не пустила его на порог Заявила, что наконец-то подобрала для дочери достойного мужа. А Марина... Она не смогла противостоять напору матери.

Больше Зайцев так и не женился, хотя его всегда окружали самые прелестные манекенщицы Советского Союза. Женщины его любили, и он обожал их, но со временем понял, что для истинного художника важна любовь не только к прекрасному полу, но и к прекрасному вообще. А еще важнее - одиночество.

Вячеслав Зайцев - Модный и свободный

Вячеслав Михайлович прислушался. Нет, шаги послышались. Он прекрасно знал, что в его огромном доме в Подмосковье, кроме него, никого нет. Одиночество дарует свободу, а вот ее-то ему очень не хватало на заре карьеры.

После института Зайцева, отличника и ленинского стипендиата, распределили на Экспериментальную фабрику Мособлсов-нархоза. Вместо вечерних нарядов ему предстояло «изобретать»... спецодежду! Но Вячеслав не растерялся. Серые валенки сделал цветными, на головы моделей повязал цветастые павловопосадские платки. Худсовет, не ожидавший от новичка такой прыти, первую же коллекцию «зарубил».

Зато показ увидели французские журналисты, благодаря которым о Зайцеве узнали в Европе. Естественно, в Союзе модельеру тут же перекрыли кислород. На фабрике отдавали самые убогие ткани, но он умудрялся из неликвида шить вещи, которые расходились на ура. К концу 1970-х годов Вячеслав Зайцев получил негласный титул главного модельера страны.

А потом... оставил кресло руководителя Общесоюзного дома моделей одежды. Просто понял, что превращается в администратора, из его жизни уходит творчество. В поисках музы ушел в никуда. Начал сотрудничать с актерами и спортсменами, шил концертные платья и повседневные костюмы. Некоторое время спустя стал директором небольшого ателье. Все его поддерживали, все хвалили, вот только хороших тканей по-прежнему не давали. Подготовиться к первому показу помогла смекалка. Зайцев купил в «Военторге» несколько комплектов белья и раскрасил кальсоны и рубахи в сочные цвета.

А обул моделей в дешевые сапоги из кожзаменителя. Так в начале 1982 года родился Дом моды, которым Зайцев руководит по сей день. И может, не так хороша была та коллекция, но он сумел сделать из показа настоящую феерию. Немного юмора, много фантазии и огромное желание явить миру красоту - вот три составляющие его успеха. При этом Зайцев, в отличие от многих коллег, стремился максимально одеть моделей, а не раздеть. Ведь женщина должна быть тайной, которую интересно открывать постепенно.

Вспоминая о нем, подразумеваем целую модную эпоху, зародившуюся на советском пространстве. Биография Вячеслава Зайцева началась 2 марта 1938 года в городе невест Иваново. Детство мальчика, росшего в военные годы в семье рабочих, было тяжелым, как, впрочем, у всех детей того времени. Мама ставила мальчика на ноги одна, отец ушел на фронт. Мама, ставшая для маленького Славы ангелом на Земле, прививала мальчику любовь к красоте окружающего мира и природы, к чтению и русскому народному искусству.

Тревожна и печальна ранняя биография Вячеслава Зайцева. Год рождения - 1938-й - не благоволил к нормальной сытой жизни. Семья голодала, семилетний мальчик вынужден был вести хозяйство сам, мама работала сутками напролет. Он настолько ее любил, что, когда она в 1978 году скончалась, Вячеслав Михайлович Зайцев почувствовал, что все вокруг него совершенно бессмысленно.

Школа и техникум

С 1945 года Слава Зайцев учился в средней школе города Иваново. Уже в детской биографии дизайнера Вячеслава Зайцева подчеркивается его любовь к изобразительному искусству. В школе он помогал учителю рисования с афишами для цирка, впоследствии создавал плакаты для театральных представлений.

Мальчик, вообще, тяготел к любому искусству, чудесно пел. В детстве пением зарабатывал на хлеб, кормил маму. В 10 лет его хотели забрать в Москву, в хор Свешникова, но мама была против этого. Мальчик сам решил, что уезжать и бросать самого близкого для него человека - это кощунство.

В 1952 году Вячеслав продолжил учебу, поступив в химико-технологический техникум. Педагоги ставили трудные задачи - не только выразительно изобразить линии на тканях, но и «оживить» орнамент. Успешно выполняя задания, Слава прикидывал и оценивал, как ткань с его рисунком будет смотреться на готовом платье.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом, специальность «художник текстильного рисунка» гарантировала ему работу в «столице ситца», профессия была выбрана традиционная для города Иваново.

Вуз

В столицу - поступать в текстильный институт - он прибыл в 1956 году и отличался от местных абитуриентов. Приемная комиссия разглядела в молодом даровании недюжинный талант, к тому же провинциальный мальчик обладал хорошими знаниями, поэтому его легко зачислили в вуз.

Но учиться там и проживать в общежитии Славе было сложно. Биография кутюрье Вячеслава Зайцева хранит неприятные моменты, связанные с конфликтами с сокурсниками и персоналом, - однажды у него украли все папки с работами, и уборщица выкинула их на помойку. Над ним издевались, он был изгоем своего рода, не нравился своим новаторством, шокировал педагогов и однокашников своими цветными, яркими моделями с историческими, этническими мотивами. Тихий, скромный Слава совмещал работу с учебой.

Свою дипломную работу «Женские деловые костюмы» будущий кутюрье защитил на отлично.

Карьера

По окончанию института в 1962 году Вячеслав попал по распределению на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин. Назначенный художественным руководителем, модельер приступил к созданию коллекции одежды для сельских работников. Никому не понравились яркие образы, пусть и пропитанные русским духом. Но в журнале «Пари матч» опубликовали статью о Зайцеве под названием «Он диктует моду Москве».

Вячеслав Михайлович тяготел к народному искусству. Модельер ездил по городам своей страны и изучал пропорции, сочетания цветов, ритм и некую грубую человечность всего русского.

Тем временем благодаря занятиям в Театральной библиотеке он познакомился с иностранными творцами моды. Славу впечатлили Шанель, Поль Пуаре, Кристиан Диор.

В 1965 году кутюрье познакомился с Марком Боаном и Пьером Карденом, в издании Women Wear Daily в статье «Короли моды» впервые упомянули о талантливом русском модельере.

Дому моделей одежды Зайцев посвятил 13 лет и ушел оттуда, будучи заместителем художественного руководителя. Он творил для работников многих заводов, фабрик и предприятий по всем городам России. Зайцев учитывал и сезонность, и возраст того, кто наденет его одежду, и климат, и уровень предприятия. Он так и не понял, как можно искажать идею художника и выпускать в свет совсем не то, что задумывал создатель, отгружать в магазины результат, пропущенный через призму советской номенклатуры.

Любовь и семья в биографии модельера Вячеслава Зайцева

Единственная женщина, с которой он был готов пройти через всю свою жизнь, но с которой получилось быть вместе, к сожалению, всего 9 лет, была жена Марина. Больше модельер не женился и даже не хотел рассматривать варианты, посвятив себя творчеству на 100 %.

Они познакомились с Мариной еще в институте, вместе участвовали в студенческой самодеятельности. Красивая, активная, талантливая девушка из прекрасной семьи. Ее папа служил военным летчиком-инженером, мама была балериной театра Станиславского и Немировича-Данченко. У Славы папа сидел как враг народа, а мама была простой рабочей. Получался мезальянс, но чувствам не прикажешь.

На втором курсе, в 1959 году, после забавного спектакля, в котором юноша чуть не потерял штаны, Марина привела Славу к себе в дом у станции метро «Аэропорт». Начался роман девушки из элитной семьи и нищего, но талантливого модельера Вячеслава Зайцева. Биография, жена, дети, фото, хроники в газетах, скандалы и жареные факты - все эти вещи раньше так со смаком не муссировались, как сейчас. Тем не менее то, что союз между молодыми был обречен на провал, понимали многие. Мама Марины невзлюбила Вячеслава с первых минут, искренне считая голодранцем, желавшем «вырулить» за счет ее дочери.

Но в 1959 году пара поженилась. На свадьбе присутствовало два свидетеля — Маринина подруга Светлана и друг Славы по институту Борис. Маринина мама сняла молодоженам комнатку в полуподвале их дома. Там супруги и прожили все девять лет брака.

В 1960 году у Зайцевых родился сын Егор, теща отказалась помогать с ребенком, и Вячеслав вызвал свою маму в Москву помочь с внуком. Слава учился и работал, когда окончил институт, Егору было два года.

Самый тяжелый момент в личной биографии Вячеслава Зайцева наступил в 1971 году, когда он вернулся домой из Венгрии, где работал над костюмами к фильму «Держись за облака». Теща выгнала его из его собственного дома, встретив в подъезде со словами: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»

Зайцев ушел с тем, что было при нем. Экстравагантная дама окончила свою жизнь в сумасшедшем доме, у нее была плохая наследственность - оказывается, ее дедушка имел проблемы с умственным развитием. Жена не могла повлиять на свою мать, которая, по словам модельера, просто зомбировала дочь. Марину выдали замуж за циркача, она тогда тоже работала в цирке.

Вячеслав Михайлович - оптимист по натуре. Он вспоминает, что, когда жена не пускала свою маму в дом, счастливых моментов было очень много. Не только теща послужила причиной развода - Марина была замкнутой, а Слава не мог без общения. Жена ревновала супруга к красивым длинноногим манекенщицам.

Со второй женой Инной он прожил очень мало, она его раздражала своей непомерной любовью, эмоционально «выжимала» его, это сказывалось на его творчестве. Он не выдержал, ушел от нее, несмотря на то, что она много для него сделала. Насильно мил не будешь.

Егор

После развода Зайцеву запретили видеться с Егором. Даже созваниваться запретили. Новый муж Марины выгонял Егора из дома. Он ставил мальчика на горох на колени. Теща Вячеслава сказала внуку, что отец их бросил и мальчику надо принять нового папу.

У Егора было тяжелое детство, простить сын отца не может до сих пор. Сегодня они занимаются одним делом, тем не менее каждый живет своей жизнью, а сын хотел бы, чтобы папа был ближе к нему. Месяцами они не созваниваются.

Первая жена Егора Даша подарила Вячеславу Зайцеву внучку Марусю. Но долго этот брак не продлился. Егор ссорился с женой, а Зайцев-старший очень дружил с невесткой. После развода сын известного модельера подсел на наркотики, но вовремя сумел избавиться от зависимости.

Сейчас у Егора второй брак, в котором также родился ребенок. Его жена Катя - модель, режиссер и помощник Вячеслава Михайловича.

Вячеслав Зайцев все же очень тепло отзывается о сыне как о замечательном, умном, талантливом и щедром человеке, готовом всегда прийти на помощь.

Авторские работы

Его давно заметили за границей, и, несмотря на национальность, биография Вячеслава Зайцева, образ мышления, создаваемые шедевры и жизненная позиция привлекали иностранных деятелей искусства в области моды. «Наш человек», - скорей всего, думали они. Его считали лидером советской моды, называли в прессе не иначе как «Красный Диор». Коллекции кутюрье «шествовали» по разным странам - в США, Канаде и Японии, Франции, Италии и Югославии.

В 1969 году модели одежды Зайцева были представлены в Нью-Йоркском музее, их заметили и предложили модельеру открыть модные магазины во всех странах. Вмешались отечественные чиновники, отвергнув предложение.

В 1974 году в статье «Обзор моды за 100 лет» редактора чехословацкого издания «Кветы» выделили советскому таланту почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, а также Фредериком Вортом и Кристианом Диором.

О, эпоха...

Зайцев начал приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать модные показы, привлекать внимание к проблемам моды. Внедрять чувство стиля и прекрасного в русские души, пытаться рассеять серость.

Он признается, что не любил работать с высокопоставленными чиновниками, политиками. Тем не менее министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева подарила ему однокомнатную квартиру в Новогиреево.

Он думал, что на родине его не любили, считали, наверное, шпионом, полагали, что навлечет разведчиков в Россию, статьи в иностранных СМИ не приветствовались отечеством.

Первый Дом моды европейского стиля имени Вячеслава Зайцева

В 1982 году Зайцев становится художественным руководителем московского Дома моды, спустя шесть лет его назначили директором. Организация получила колоссальное развитие, став первым русским модным домом европейского стиля и получившим имя Славы Зайцева. В 1996 году модельер стал президентом ОАО «Московский Дом моды Зайцева».

Преданный Мельпомене

Театр и искусство - вот настоящая любовь всей жизни. Модельер создал сценические костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров. В 1981 году - для постановки Г. Волчек спектакля «Вишневый сад», в 2013 году - к «Пиковой даме» в Малом театре. Модельер трудился для Театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Талантливый художник также создавал плакаты и афиши.

Эстрада, фестивали

В 1970 году мастер художник работает с ярчайшими звездами эстрады и театра, с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, с Аллой Пугачевой и Эдитой Пьехой, с Зыкиной и Киркоровым, с группами "На-на", "Машина времени" и многими-многими другими.

В 2009 года кутюрье возглавил жюри международного фестиваля моды под названием «Губернский стиль». В марте 2013 года в честь 75-летия модельера вышла книга С. Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

10 марта 2018 года прошел последний в его карьере сезонный показ. В рамках Недели моды Mercedes Benz Fashion Week Russia кутюрье участвовал в течение 10 лет, представив за это время на суд зрителей более 10 тысяч модных образов. Он попрощался с регулярными показами, но не с творчеством, обещая своим поклонникам очередные интересные проекты. Пока что на этом описание краткой биографии Вячеслава Зайцева можно подвести к концу.

Свой дом - будущий музей

Зайцев живет один в своем загородном доме, который готовит под музей, собирая материалы для будущей экспозиции.

Дом построен с оглядкой на будущее, на то время, когда я уйду.

Говорит, что перестал думать об одиночестве как о плате за талант. Ему нравится его погруженность в искусство. Когда он развелся с Мариной, он признался, что «рванул» в творчестве. И так продолжается по сей день.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...