Заключительные уроки литературы в 5 кл меркин. Композиция волшебной сказки

Раньше в программе под редакцией Курдюмовой для 5 класса была тема "Ветхий Завет". И сейчас я тоже включаю эту тему в программу, так как учащиеся должны хотя бы знать, о чём рассказывает большинство произведений изобразительного искусства. Это больше урок об искусстве, чем о религии. Кроме того, на уроке ребята знакомятся с афоризмами, которые пришли к нам из Ветхого Завета. В архиве вы найдёте презентацию и методическое сопровождение.

Первый урок изучения русских народных сказок в 5 классе, на котором ребята вспоминают изученные ранее сказки, знакомятся с типами сказок, их героями, особенностями. Урок завершает анимированный тест. В архиве, кроме презентации, вы найдёте методическое сопровождение.

Это урок по теме "Фольклор", завершающий изучение данной темы. Сначала на уроке повторяются особенности сказки с помощью анимированного слайда, а затем учащимся даётся задание сочинить сказку. В архиве вы найдёте презентацию с методическим сопровождением.

Урок-игра по басням Крылова представляет собой Свою Игру. С игрового поля вы попадаете на слайды с вопросами. В архиве, кроме презентации, вы найдёте методическое сопровождение.

Пушкин очень гордился своими предками, поэтому, перед тем как изучать творчество поэта и его биографию, я знакомлю ребят с его родословной. Презентация анимирована, вы должны переходить по гиперссылкам. Как работать с презентацией, рассказано в методическом сопровождении. К презентации прикреплён видео-фрагмент из кинофильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

Сказки Пушкина - это урок, включающий слово учителя, викторину, аудио- и видео-фрагменты. На уроке рассказывается также и о няне поэта. В архиве вы найдёте презентацию и конспект урока.

В архиве вы найдёте презентацию и три видео-файла к ней: фрагмент об истории создания, фрагменты кинофильма: "Свадьба", "Похищение".

На уроке ведётся словарная работа с устаревшими словами, даётся характеристика Фарлафа, Рогдая и Ратмира, пересказывается история финна, заполняется таблица.

В архиве вы найдёте презентацию и видеофайлы для её корректной работы: фрагменты художественного фильма. На уроке предполагается провести анализ образов Людмилы, Фарлафа, Рогдая. Беседа проводится по 2 песне поэмы.

На этом уроке учащиеся составляют план 3 песни, анализируют описание Головы, выделяют характерные черты Черномора, сопоставляют фрагмент из кинофильма с текстом поэмы.

В архиве Вы найдёте презентацию и видеоклипы к ней, а также методическое сопровождение к презентации. Это 1 урок по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино", который знакомит с биографией поэта, историей создания, историческими событиями, описанными в стихотворении. Также в презентации есть аудиозапись декламации произведения. Один из этапов урока - словарная работа, знакомство с устаревшими словами. Одно из достоинств урока - подробный исторический комментарий.

В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

Презентация к уроку литературы по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

В презентации есть навигационная карта, которая оснащена триггерами. По клику постепенно появляются "остановки" Васютки. Надо кликать по появляющимся кружкам, переходить на нужную страницу. Ребята как бы путешествуют, выполняя определённые задания на знание текста и умение вести себя в экстремальной ситуации. На слайдах есть управляющие кнопки "далее", "домой". За их появлением надо следить и переходить по ним на нужный слайд.

  • #1

    Инесса Николаевна, спасибо огромное за ваш труд. Мне, как начинающему учителю, ваш материал - большое подспорье. Здоровья Вам, терпения, творчества в этом нелегком труде!!!

  • #2

    Как хорошо, что есть такие щедрые и талантливые люди! Спасибо! ваши презентации- огромное подспорье в работе. Успехов вам во всех начинаниях.

  • #3

    Восхищена материалом! Восхищена таланту и усердию педагога! Огромное спасибо!

  • #4

    Огромное спасибо за доставленное удовольствие, за ваши презентации.Буду показывать своим ученикам.Спасибо большое!!!

  • #5

    Благодарность безмерна! Творческих удач и счастья Вам!

  • #6

    Труд колоссальный! Качественный! Большое спасибо.

  • #7

    Галина Алексеевна Фомина.1957. (Sunday, 08 November 2015 12:25 )

    У меня большой педагогический стаж, при всём при этом для меня ваши презентации огромное подспорье в моей работе.Сердечное Вам спасибо!

  • #8

    Инесса Николаевна! Спасибо огромное за ваш труд, за широту души.

  • #9

    Замечательная презентация. Большое спасибо за Ваш труд.

  • #10

    Замечательный материал!!!Благодарю!

  • #11

    Инесса Николаевна,благодарю Вас! В очередной раз Вы выручаете. Скачала замечательный материал:презентации к урокам литературы. Огромное спасибо!

  • #12

    Спасибо, Инесса Николаевна! Прекрасные работы. Здорово помогли. Спасибо за Вашу щедрость и...солидарность!

  • #13

    Огромное спасибо за интересные материалы!

  • #14

    Спасибо огромное, очень полезный и интересный материал!

  • #15

    Богданова Марина Владимировна (Sunday, 30 September 2018 09:24 )

    Большое спасибо за ваш интересный материал!

  • #16

    Помогите на презентацию страница 148-149 (коровина)

Заключительный урок по литературе 5 класс Термины 10 20 10 20 30 30 40 40 50 50 10 20 30 40 50 10 20 Чьи слова? 10 20 Продолжи 10 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50 Кто автор? Узнай текст Герои строчку БЛОК - 1; БАЛЛОВ - 10 Метафора - это Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому БЛОК - 1; БАЛЛОВ - 20 Один из основных видов устного народного творчества; художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера Сказка БЛОК - 1; БАЛЛОВ - 30 Дайте определение фольклора Устные произведения художественной литературы (устное народное творчество) БЛОК - 1; БАЛЛОВ - 40 Речь одного человека в художественном произведении Монолог БЛОК - 1; БАЛЛОВ - 50 Что называется кульминацией? Момент наивысшего действия в художественном произведении БЛОК - 2; БАЛЛОВ - 10 «Бородино» написал …. М.Ю.Лермонтов БЛОК - 2; БАЛЛОВ - 20 «Теплый хлеб» написал … К.Г.Паустовский БЛОК - 2; БАЛЛОВ - 30 Автор стихотворения «Рассказ танкиста»? А.Твардовский БЛОК - 2; БАЛЛОВ - 40 Кто автор рассказа «Васюткино озеро»? В.П.Астафьев БЛОК - 2; БАЛЛОВ - 50 Автор стихотворений «Береза», «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»? С.А.Есенин БЛОК - 3; БАЛЛОВ - 10 Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» БЛОК - 3; БАЛЛОВ - 20 «Пусть сохнет, - говорит Свинья,Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я …» И.А.Крылов «Свинья под дубом» БЛОК - 3; БАЛЛОВ - 30 Еще через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями, - волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда. И в конце концов согласился лечить зайца. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» БЛОК - 3; БАЛЛОВ - 40 «Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!» Н.В.Гоголь «Заколдованное место» БЛОК - 3; БАЛЛОВ - 50 «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на нее за гордые слова. Только одна маленькая травка не сердилась на пальму и не обиделась.». В.М.Гаршин «Attalea princes» БЛОК - 4; БАЛЛОВ - 10 «Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв пред ним отлогий берег Енисея. Мальчик застыл». Васютка «Васюткино озеро» В.Астафьев БЛОК - 4; БАЛЛОВ - 20 «Долго он не мог опомниться и не знал, что ему думать… Чернушка и министр, король и рыцари, голландки и крысы – все это смешалось в его голове». Алеша «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельский БЛОК - 4; БАЛЛОВ - 30 Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Жилин «Кавказский пленник» Л.Толстой БЛОК - 4; БАЛЛОВ - 40 «В миг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом!». Спящая царевна «Спящая царевна» В.Жуковский БЛОК - 4; БАЛЛОВ - 50 «С того дня он уж ей не давал покоя: куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, машет руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит». Герасим «Муму» И.Тургенев БЛОК - 5; БАЛЛОВ - 10 Может случиться, что неподалеку от острова появится корабль, говорил я себе, - а если я не буду видеть моря, я могу пропустить этот случай. Робинзон Крузо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо…» Д.Дефо БЛОК - 5; БАЛЛОВ - 20 - Пустяки…- скромничает он, подходя к шкапу и роясь в инструментах. – Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть… Хирургия – пустяки… Фельдшер «Хирургия» А.Чехов БЛОК - 5; БАЛЛОВ - 30 - Серый камень высосал из нее жизнь, - пояснил опять он, по-прежнему смотря на небо. Так говорит Тыбурций… Валек «В дурном обществе» В.Короленко БЛОК - 5; БАЛЛОВ - 40 - Отдай ножницы! – тихо попросил он. – Отец с войны придет – все одно отымет, он тебя не боится. Отдай! Никита «Никита» А.Платонов БЛОК - 5; БАЛЛОВ - 50 - Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает… Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное! Королева «Двенадцать месяцев» С.Маршак БЛОК - 6; БАЛЛОВ - 10 Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках …… Следы невиданных зверей. БЛОК - 6; БАЛЛОВ - 20 Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? …… На зимние квартиры? БЛОК - 6; БАЛЛОВ - 30 На эту картину так солнце светило, Ребенок был так уморительно мал, Как будто все это картонное было, ….. Как будто бы в детский театр я попал БЛОК - 6; БАЛЛОВ - 40 Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод ….. Толпится весело за ней БЛОК - 6; БАЛЛОВ - 50 Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, ….. Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал. МОЛОДЦЫ

Слайд 1

Презентация к заключительному уроку литературы в 5 классе (по Г.С. Меркину)
Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ Марченковская ООШ Еськина Л.Н.

Слайд 2

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.
Иван Алексеевич Бунин «Подснежник»
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».
Иван Андреевич Крылов «Свинья под дубом»
Назови автора и произведение

Слайд 3

Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как Божий день. Но во рту у него пересохло и язык двигался с трудом, когда он спросил: - А как же завтра рыбу ловить? Удочка – вот она… - Что же поделаешь!.. Требует. Прокопий, говорит, заболел, в больницу свезли. Народу, говорит, нету. Ты не плачь: гляди, опять отпустит, - он добрый, Осип Абрамович.
Леонид Николаевич Андреев «Петька на даче»

Слайд 4

Спрашивают Данилушку – не потерял ли чего? Он улыбнется этак невесело да и скажет: - Потерять не потерял, а найти не могу. Ну, которые и запоговаривали: - Неладно с парнем.
Павел Петрович Бажов «Каменный цветок»
Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке.
Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Слайд 5

Проснувшись утром в понедельник, Том почувствовал себя очень несчастным. Он всегда чувствовал себя несчастным в понедельник утром, так как этим днем начиналась новая неделя долгих терзаний в школе. Ему даже хотелось, чтобы в жизни совсем не было воскресений, так как после краткой свободы возвращение в темницу еще тяжелее.
Марк Твен Приключения Тома Сойера

Слайд 6

Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть ли не на голове ходил, покуривал тайком.
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живется легко.
Николай Алексеевич Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 7

Назови имя писателя
Александр Иванович Куприн

Слайд 8

Евгений Иванович Носов

Слайд 9

Марк Твен

Слайд 10

Александр Александрович Блок

Слайд 11

Андрей Платонович Платонов

Слайд 12

Лев Николаевич Толстой

Слайд 13

Николай Васильевич Гоголь

Слайд 14

Филворд (термины)
Часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
эпилог
Дословно приведенное автором чужое высказывание, включенное в собственный текст.
цитата
Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце
рифма
Разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
сатира
Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
рассказ
Итог, нравственный вывод, часто совпадающий с авторским отношением к происходящему, его оценкой.
мораль
Древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о важных природных, физиологических, социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и человечества, подвигах богов, царей и героев, об их победных сражениях и горьких поражениях.
миф
Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
олицетворение
Переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений
метафора
Стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого- либо лица или события.
ода
Краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.
басня
Четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли
афоризм
жанр
Литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.
сказ
А К Р Н А Ж Я Н С А
З С Ь Э Р И Ф М Е Б
А М Л П А Т А А И А
К З А И Ц И Т С Н Д
Д И Р Л Р И Т А Е О
А Р О О А Р А С Р Ф
Г О М Г З А К С О И
А Ф О Л И Ц Е Т В М
З А М Е Т А Ф О Р А
Жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать.
загадка
Вид художественного произведения.

ГБОУ Уфимская КШ №120 для обучающихся с ЗПР

Итоговый урок в 5 класса по литературе

В мире литературы (путешествие по стране Литературия)

Учитель: Гамзаева Земфира Файзеевна

Тема: В мире литературы (путешествие по стране Литературия)

Цели урока: выявит уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят, прививать любовь к литературе как науке и виде искусства.

Оборудование: портреты писателей, иллюстрация к произведениям, раздаточный материал, рисунки учащихся к изученным произведениям.

На доске эпиграф к уроку: «Чтение - вот лучшее учение»

Ход урока:

    Слово учителя.

Ребята, подходят к концу наши «литературные встречи». За время учебы в 5 класса вы прочитали много книг, познакомились со многими авторами литературных произведений. Начнем сегодняшний урок с открытия портретной галереи писателей.

    Рассказы о писателях (самые основные из биографии)

    Итаке, начинаем путешествие в Мир литературы.

Путешествие в сказку.

Игра с мячом «Кто быстрее?» (ответить одним словом)

Занимательный рассказ о необыкновенных событиях (сказка)

Красочное определения, которое употребляется в устойчивом словосочетании (эпитет)

Прибаутка, которая предшествует зачину в сказках (присказка)

Начало сказки (зачин), последние слова сказки (концовка сказки)

Дополнительные вопросы к командам:

Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных?

Чем отличается литературная сказка от народной?

Логопедическая разминка. Сценка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (зеркальце и злая царица)

    Призовая литературная викторина (ответивший на вопрос ученик получает жетон). Условие: прослушать отрывок и назвать произведение и автора.

    «Лисица видит сыр, / Лисицу сыр пленил./ Плутовка к дереву на цыпочках подходит;/ Вертит хвостом,/ С вороны глаз не сводит…» (И.А. Крылов «Ворона и Лисица)

    «От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок…» (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)

    «Прилег вздремнуть я у лафета,/ И слышно было до рассвета,/ Как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

    «Это было бледное, крошечное создание, напоминающее цветок, выросший без лучей солнца…» (Маруся, В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

    «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома…» (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

Игровая пятиминутка с мячом на знание теории литературы:

    То, о чем говорится в произведениях (тема)

    Основная мысль произведения (идея)

    Созвучие стихотворных строк (рифма)

    Художественное определение (эпитет)

    Легенда, вымысел, фантастический рассказ (миф)

    Иносказание (аллегория)

    Веселая добродушная насмешка (юмор)

    Конкурс «Кто быстрее разгадает кроссворд» (задания по теории литературы)

    Определить размер стиха, вид рифмы.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

ААББ – парная рифма

АБАБ – перекрестная рифма (+)

АББА – опоясывающая рифма

    Соединить стрелками заглавия произведений и фамилии авторов

1 команда

«Бородино»

«Кавказский пленник»

«Кубок»

«Хирургия»

«На Волге»

В.А. Жуковский

А.П. Чехов

Н.А. Некрасов

Л.Н. Толстой

М. Ю. Лермонтов

2 команда

«Муму»

«Кавказский пленник»

«Хирургия»

«Черная курица, или подземные жители»

Алеша

Герасим

Жилин

Вонмигласов

    Как можно быстро расположить иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого по ходу сюжета?

    Театральная минутка. Диалог Васи и Валека из рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе»

5. Итог урока. Рефлексия. Обращаемся к рисункам учащихся, к любимым произведениям. Награждение победителей.

Литература – особый вид искусства, обогащает ум и сердце. Прочитанное в 5 классе – это лишь немногое их того, что составляет огромный мир литературы. Для развития своего интеллекта нужно читать постоянно, получать все новые и новые знания.

Методическое пособие создано к новому учебнику по литературе для 5 класса Г.С. Меркина. Оно разработано в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта и предназначено для учителей средней школы, отвечает современному направлению изучения литературы и будет полезно не только начинающим, но и опытным педагогам.

И.А. БУНИН «ПОДСНЕЖНИК».
Цели
Выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, сравнительного анализа.
Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе лексической работы со словами пошлость, искренность.

ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Рассказ «Подснежник» написан в 1927 г. В это время И.А. Бунин жил вдали от родины, однако Россия осталась навсегда в его сердце. В эмиграции писатель обращается к прошлому: живет им и пишет о нем. 11а первый план выходит, по словам Бунина, «сон прошлого, которым до могилы будет жить моя душа».
Какое слово повторяется в первом предложении рассказа? Что с его помощью передает автор? Как вы понимаете слова была когда-то Россия?
Повторение глагола был передает настроение убежденности в гом, что сейчас уже прежней России нет.
Найдите в тексте указание на время событий.
Была Масленица. Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные.
Обращение к репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916). Сообщение об истории создания картины.

Панорама праздничного города, где мчатся веселые тройки, шумит праздничный базар, - это не столько реальность, сколько мечта о счастливой жизни. Над этой картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: после тяжелого заболевания (с 1916 г.) он был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

СОДЕРЖАНИЕ
Уроки литературы в 5 классе 3
Урок 1. Книга - твой друг 9
Урок 2. Миф «Олимп» 12
Уроки 3-4. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» 15
Урок 5. Загадки 18
Урок 6. Пословицы и поговорки 23
Урок 7. Литературная игра 28
Урок 8. Анализ письменных работ 31
Урок 9. «Царевна-лягушка» 32
Урок 10. «Падчерица» 36
Урок 11. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению 40
Урок 12. Анализ письменных работ 47
Урок 13. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» 47
Урок 14. «Кий, Щеки Хорив», «Даньхазарам» 50
Урок 15. Анализ письменных работ 53
Урок 16. Из басен народов мира. Эзоп «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», Ж. де Лафонтен «Лисица и виноград» 53
Урок 17. Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...» 58
Урок 18. Басни И.А. Крылова. Сравнение басен В.К. Тредиаковского Ворон и Лисица», А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 61
Урок 19. И.А. Крылов «Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» 70
Урок 20. Русская басня в XX в 74
Урок 21. Анализ письменных работ 77
Урок 22. Краткие сведения об А.С. Пушкине 77
Урок 23. А.С. Пушкин «Няне» 81
Урок 24. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 87
Урок 25. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки 92
Урок 26. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (Отрывок) 96
Урок 27. А.С. Пушкин «Зимняя дорога» 99
Урок 28. Поэзия XIX в. о родной природе 102
Урок 29. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове 113
Урок 30. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве 117
Урок 31. Средства художественной выразительности в стихотворении 119
Урок 32. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и стихотворение М.Ю.Лермонтова 124
Урок 33. Анализ письменных работ 130
Урок 34. Краткие сведения о Н.В. Гоголе 130
Урок 35. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» 135
Урок 36. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» 140
Урок 37. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя 145
Урок 38. И.С. Тургенев «Муму» 148
Урок 39. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна 151
Урок 40. Герасим и Муму 155
Урок 41. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе „Муму"» (Герасим и Муму) 159
Урок 42. Анализ сочинений 161
Урок 43. «Два богача». Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык» 162
Урок 44. Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта 170
Урок 45. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения 173
Урок 46. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения 177
Урок 47. Н.А. Некрасов «Тройка» 181
Урок 48. Анализ письменных работ 185
Урок 49. Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Яснополянская школа 185
Урок 50. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену 190
Урок 51. Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа 194
Урок 52. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого „Кавказский пленник"?». Художественная идея рассказа 197
Урок 53. Анализ письменных работ 199
Урок 54. А.П. Чехов. Детские и юношеские годы. Семья Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова 200
Урок 55. А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа 204
Урок 56. А.П. Чехов «Пересолил» 210
Урок 57. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни 213
Урок 58. Анализ сочинений 215
Урок 59. И.А. Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина 215
Урок 60. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» 219
Урок 61. И.А. Бунин «В деревне» 222
Урок 62. И.А. Бунин «Подснежник» 224
Урок 63. Краткие сведения о Л.Н. Андрееве 228
Урок 64. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Мир города в рассказе 230
Урок 65. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе 232
Урок 66. А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе 235
Урок 67. Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа 237
Урок 68. Анализ письменных работ 241
Урок 69. Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного блока. Блоковские места 241
Урок 70. А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» 245
Урок 71. С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове 247
Урок 72. С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде...» 250
Урок 73. С.А. Есенин «Поет зима - аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» 253
Урок 74. А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе 257
Урок 75. А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка (беды и радость, злое и доброе начало в мире) 260
Урок 76. А.П. Платонов «Цветок на земле» 263
Урок 77. П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе 268
Урок 78. П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова 271
Урок 79. П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа 273
Урок 80. Анализ письменных работ 277
Урок 81. Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе 277
Урок 82. Рассказ Н.Н. Носова «Три охотника». Тема, система образов 280
Урок 83. Анализ письменных работ 283
Уроки 84-85. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 283
Урок 86. Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе 288
Урок 87. Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе 290
Урок 88. Анализ письменных работ 292
Урок 89. Родная природа в произведениях писателей XX в. В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». РГ. Гамзатов «Песня соловья» 292
Урок 90. В.И. Белов «Весенняя ночь» 295
Урок 91. В.Г. Распутин «Век живи - век люби» 297
Уроки 92-93. Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» (Отрывок) 300
Урок 94. Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве 304
Урок 95. Х.К. Андерсен «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность 308
Урок 96. М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена 312
Урок 97. Роман «Приключения Тома Сойера» (Отрывок). Мир детства и мир взрослых 316
Урок 98. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII) 320
Уроки 99-100. Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека 323
Урок 101. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе 325
Урок 102. Дж. Лондон «Сказание о Кише» 329
Уроки 103-104. А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. «Приключения Эмиля из Леннеберги» 332
Урок 105. Заключительный урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения 334
Список литературы 336.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...