Завоевание земли обетованной евреями. Разделение земли обетованной

Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Синайского полуострова на юге, она имеет всего 250 км в длину. Ширина ее у истоков Иордана не превышает 70 км, на юге же она достигает 250 км. На севере Палестина граничит с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке – с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге неправильной линией отделяется от пустыни Синайского полуострова; на западе – со Средиземным морем. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Положение Палестины между Египтом и Месопотамией, двумя величайшими и культурными центрами Древнего Востока, определяло собой ее политическую судьбу уже в древнейшие времена. Найденные в Южном Египте глиняные таблички, содержащие письма палестинских царьков к египетским фараонам и относящиеся к концу XV века до н.э., рисуют ясную картину древнейшей истории Палестины: страна была населена хананеями и раздроблена на множество мелких владений, царьки которых, враждуя друг с другом, находились все в вассальной зависимости от Египта. Несмотря на это, в Палестине господствовало культурное влияние Вавилона – переписка велась на вавилонском языке, что, очевидно, указывает на предшествующую эпоху вавилонской гегемонии. Плотность населения этой земли была высокая. Страна была наполнена городами и селениями, между которыми расстилались роскошные нивы и пастбища. Сильно укрепленные города строились, в основном, на вершинах гор, что делало их еще более неприступными для врагов. Так что даже при политической раздробленности ханаанских племен, чтобы завоевать землю обетованную с ее многочисленными твердынями, требовались высокое военное искусство и осадные машины. Ни того, ни другого у евреев не было. Ханаанским царям, имевшим испытанное в битвах войско и страшные железные колесницы, израильтяне противопоставили свою сплоченность, мужество, а главное – надежду на помощь Божию.

Чудесный переход через реку Иордан

После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым » (). Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею.

Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона. Могучая Иерихонская крепость надменно взирала на еврейский лагерь. Не впервые волны агрессора, пришедшего с востока, разбивались о стены Иерихона и потом откатывались назад в свои далекие страны.

Иисус Навин был опытным вождем и не рискнул вслепую бросить свои отряды на штурм крепости. Прежде всего он хотел получить сведения о силе гарнизона и оборонительных сооружениях. С этой целью он послал в разведку двух воинов, переодев их в ханаанские одежды. Смешавшись с толпой торговцев, ремесленников и крестьян, соглядатаи прошли городские ворота и, чтобы не навлечь на себя подозрения, зашли в дом блудницы, которую звали Раав. Дом ее был удобен для разведчиков, так как примыкал к городской стене и был недалеко от городских ворот. С него удобно было наблюдать за городом, а в случае опасности можно было быстро покинуть Иерихон. Раав была женщина весьма сообразительная – она сразу распознала чужеземцев и даже догадалась, кто они такие. Но несмотря на это, она оказала им гостеприимство. Раав верила, что Бог израильтян есть Истинный Бог, Который чудесным образом поможет им захватить Иерихон и весь Ханаан, как он помог им выйти из страны рабства. Но, несмотря на все предосторожности разведчиков, иерихонцы, следившие за всеми подозрительными личностями, узнали о их присутствии и донесли царю. Иерихонский царь немедленно послал стражу в дом Раав с приказом задержать подозрительных незнакомцев. Раав через окно увидела приближающихся царских стражей, живо повела соглядатаев на крышу дома и спрятала их там в снопах льна, а посланным от царя сказала: «Точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их» (). Стражи, видать, люди не слишком сообразительные, дали себя провести хитрой женщине. Они кинулись в погоню за «беглецами» и домчались до самого Иордана. Потом вернулись в город с твердым убеждением, что соглядатаи успели переправиться через Иордан. Тем временем Раав поднялась на крышу своего дома и обещала помочь разведчикам, если они поклянутся, что когда израильтяне захватят город, то сохранят жизнь ей, а также ее отцу, матери, братьям и сестрам. Разведчики охотно дали такую клятву – они были искренне благодарны Раав за спасение, – и посоветовали ей вывесить в окошке ярко-красную веревку: тогда ее дом пощадят во время боя. После этого Раав помогла соглядатаям спуститься через окно по веревке с городской стены. Три дня спустя разведчики благополучно добрались до своего лагеря и сообщили Иисусу Навину все, что узнали. Иисус Навин дал распоряжение запастись на три дня продуктами и готовиться к переправе. Он также повелел народу перед тем, как вступить в обетованную землю, совершить обряды очищения. И вот, когда прошли три дня очищения, в назначенный час заиграли серебряные трубы – и народ двинулся к Иордану. Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Как только ноги священников омочились в водах Иордана, Господь на глазах всех израильтян совершил великое чудо, которое напоминало чудо перехода через Красное море. В нескольких милях вверх по реке, возле города Адама, Иордан внезапно остановился, так что воды его стояли высокой стеной. Воды же, находившиеся еще в русле, быстро стекли в Мертвое море, и народ израильский перешел русло реки, не замочив даже ног.

Итак, после сорока лет скитания по пустыням, примерно в 1212 году до н.э., израильский народ с Божьей помощью наконец-то ступил на берег земли обетованной. Иисус Навин отобрал двенадцать мужей, по одному от каждого колена, и велел им на дне Иордана соорудить памятник из двенадцати камней. Затем он повелел им взять со дна реки еще по одному камню и сделать из них такой же памятник в лагере на первой остановке, в напоминание о чудесном переходе народа через Иордан. Когда переправа закончилась и священники вынесли Ковчег из реки, Иордан снова вошел в свое русло.

Первая стоянка была в Галгале. В лагере израильтян царила небывалая радость. Весь день они пели песни и гимны, прославляющие Бога. В Галгале израильтяне в сороковой раз совершили Пасху. Им не надо было питаться манной, так как возделанные поля Иерихона давали им зерно, из которого они выпекали опресноки. Жители Иерихона трусливо запрятались в крепостных стенах и с тревогой следили за грозными пришельцами. В Галгале по повелению Божию Иисус Навин восстановил обряд обрезания, которым израильтяне пренебрегали, когда были в пустыне. Иисус Навин повелел всем взрослым мужчинам и мальчикам подвергнуться операции обрезания, которая означала возобновление Синайского союза с Богом. Через несколько дней, когда раны после этой операции затянулись, Иисус Навин наконец предпринял осаду Иерихона.

Падение Иерихона

Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших ?» – спросил у него храбрый вождь. «Нет, я вождь воинства Господня », – ответил незнакомец (). Иисус Навин поклонился ему до земли и в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать – и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся. Иисус Навин так и сделал. В течение шести дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. Осажденные взбирались на стены и с удивлением и страхом наблюдали за этими действиями, подозревая, что в них скрыт какой-то зловещий магический смысл. Ибо с тех пор, как стоит Иерихон, никогда еще не случалось, чтобы нападавшие вели себя так непонятно. Было в этом что-то тревожное, подвергающее дух осажденных тяжкому испытанию. Во главе шествия в боевом порядке шли вооруженные воины. Сразу за ними шли священники и громко трубили серебряными трубами. Потом шла группа священников, которые на позолоченных шестах торжественно несли святыню израильского народа – Ковчег Завета. Замыкала процессию толпа женщин, детей и стариков в праздничных одеждах. Все шли молча, и в воздухе разносилась только громкая игра труб. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой народ из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, народ по данному сигналу громко закричал – и в это время совершилось чудо: стены города Иерихона затряслись до основания и обрушились. Израильские воины с разных сторон ворвались в город, и сражение началось на улицах Иерихона. Господь предал этот город заклятию, поэтому, за исключением Раав и ее родственников, израильтяне истребили всех его жителей. Под конец израильтяне подожгли дома, превратив крепость в пепелище. Они не предали пламени только золото, серебро и медь, ибо ценные металлы заранее были предназначены для нужд дома Господня. Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям.

Взятие Гая

В гористой местности к северу от Иерусалима, на небольшом расстоянии от города Вефиля, высились стены укрепленного города Гай. Разведка, посланная Иисусом Навином, сообщила своему вождю, что Гай стоит на пути дальнейшего продвижения израильтян и что его можно взять штурмом. Укрепления здесь были не такие мощные, как в Иерихоне, поэтому для взятия города Иисус Навин послал три тысячи воинов. Но защитники Гая были люди храбрые, они смело вышли из города навстречу израильтянам и нанесли им сокрушительный удар, обратив противников в бегство. В лагере израильтян воцарилось уныние. Победа небольшого города над израильтянами могла вдохновить всех ханаанских царей и рассеять их страх перед грозными завоевателями. Иисус Навин и старейшины, разодрав одежды, пали перед Скинией, прося у Господа помощи. Господь открыл Иисусу Навину, что причиной этого несчастья был один израильтянин, который при взятии Иерихона присвоил часть добычи, предназначенной для храма. Только смерть виновного могла избавить израильтян тогда от дальнейших неудач. На следующий день Иисус Навин созвал весь израильский народ, чтобы обнаружить преступника. Был брошен жребий, который указал на Ахана, израильтянина из колена Иуды. Он сразу же признался в своей вине: «Точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то…» (). Он закопал под своим шатром драгоценную одежду, двести сиклей серебра и слиток золота. Присвоенную Аханом добычу действительно нашли в указанном месте. Преступника побили камнями, а его имущество сожгли на костре. На месте казни израильтяне уложили груду камней, чтобы этот памятник на вечные времена служил предостережением для всех, кто когда-либо осмелится нарушить священный закон, установленный Самим Богом. После казни Ахана Господь повелел Иисусу Навину взять Гай всем войском. При взятии Гая Иисус Навин употребил хитрую военную тактику. Под покровом ночи он спрятал неподалеку, в гористой местности, тридцать тысяч воинов, а сам, едва только рассвело, двинулся с остальными отрядами к стенам города, будто бы готовясь к открытому штурму. Царь города Гая, воодушевленный недавней победой, приказал открыть ворота и повел свои войска на врага, чтобы вовлечь его в решающее сражение. После короткой схватки Иисус Навин дал сигнал к отступлению. Преследуя якобы разбитого врага, защитники Гая ушли слишком далеко и когда оглянулись назад, то с ужасом увидели, что их город охвачен пожаром. Израильтяне, прятавшиеся в засаде, молниеносно овладели беззащитным городом и подожгли его. Царь приказал своим войскам немедленно отступить, чтобы поспеть на помощь городу. Тогда Иисус Навин ударил с тыла, а тридцатитысячная израильская армия, захватившая Гай, преградила царю дорогу спереди. Защитники города, попав в окружение, были разгромлены и поголовно убиты. Город Гай был предан заклятию. Жители города были уничтожены и поголовно убиты, а сам город превращен в кучу пепла. После победы Иисус Навин записал на камне все Моисеевы законы и на горе Гевал прочитал их израильскому народу, требуя, чтобы он сохранил верность Господу и никогда от него не отступал.

Хитрость жителей Гаваона

Падение Иерихона и Гая вселило ужас в жителей Палестины. Некоторые ханаанские цари начали понимать, что с грозными завоевателями нельзя бороться в одиночку, необходимо создать союз всех ханаанских племен. Но не все жители Палестины разделяли эту точку зрения. Не желая кровопролития, они хотели заключить мирный договор с израильтянами. Такую точку зрения разделяли жители города Гаваона. Примерно в пятнадцати милях к юго-западу от Иерихона находился город Гаваон. Жители его не отличались воинственностью. Прослышав о победах израильтян, они решили любой ценой избежать столкновения с ними. Однако они справедливо опасались, что грозные завоеватели не захотят заключить с ними мирного договора. И вот, чтобы достигнуть своей цели, гаваонитяне пошли на хитрость. Они послали в лагерь израильтян в Галгале посольство и предложили Иисусу Навину заключить с ними договор о дружбе. «Из весьма дальней земли пришли…, – сказали они, – так заключите с нами союз» (). При этом они уверяли, что страна их лежит далеко от Галгала, и потому договор будет выгоден для обеих сторон. Они льстили Иисусу Навину, говоря, что слава о нем дошла даже до их далекого города, что союз с таким великим вождем они почтут за честь для себя. Иисус Навин и старейшины поглядели на послов и поверили, что они явились сюда издалека. Вид у них был утомленный, их обувь и кожаные бурдюки для вина зашиты и заплатаны, а хлеб, который они принесли с собою в мешках, покрылся зеленой плесенью. И евреи склонились к тому, чтобы заключить союз с царем Гаваона. Союз был заключен, Иисус Навин скрепил его торжественной клятвой. Однако вскоре он с негодованием узнал, что послы оказались обманщиками, ибо Гаваон расположен совсем неподалеку от Иерихона и Гая. Негодующие израильтяне требовали, чтобы им позволили наказать хитрых жителей города. Но Иисус Навин не захотел нарушить клятву и отклонил их требования. Жители Гаваона избежали смерти, однако с этого времени они стали данниками у израильтян, регулярно поставляя в их лагерь дрова и воду.

Битва у Гаваона

Иерусалимский царь узнал о трусливом поведении жителей Гаваона и, опасаясь, что другие ханаанские города захотят им подражать, решил жестоко проучить их. С этой целью он заключил союз с царями Хеврона, Лахиса, Еглона и Иармуфа и во главе объединенных вооруженных сил подошел к стенам Гаваона. Но жители Гаваона успели своевременно предупредить Иисуса Навина об опасности. Израильское войско немедленно выступило из Галгала и после форсированного марша, занявшего всю ночь, неожиданно появилось возле Гаваона. Разгорелся страшный бой, в котором коалиция пяти царей потерпела поражение. Наголову разбитые палестинцы в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько поражал их каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба. Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, непоколебимо веря во всемогущество Бога, воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою !» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде…ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами. Скрываясь от преследования, все пятеро царей спрятались в пещере близ города Македа. По приказу Иисуса вход в пещеру завалили камнями, а после боя пленных привели к вождю израильтян. Иисус Навин повелел начальникам племен в знак торжества наступить ногами, «на выи царей сих». По военному обычаю царственных пленников потом повесили на пяти виселицах. Они висели там целый день. Только после захода солнца их сняли и бросили в ту пещеру, где они раньше прятались. Так победоносно для израильтян закончилась битва у Гаваона. В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов.

Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной

Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного Ханаана, поняли, какая опасность им угрожает. Во главе с Навином, царем Ассорским, образовалась новая коалиция. Армия союзников состояла из множества боевых колесниц, которые в то время считались грозной боевой техникой. Но отважный Иисус Навин с Божьей помощью внезапно напал на противника, и эта военная тактика решила исход боя. Северные ханаанские войска были разгромлены, а многие их города разрушены и преданы огню. Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии. Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню – Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Шести городам за Иорданом и в самом Ханаане было предоставлено право давать убежище от родовой мести людям, виновным в неумышленном убийстве.

Племена Рувима, Гада и Манассии, выполнив обещание, данное Моисею, пожелали теперь вернуться на землю, полученную ими во владение за Иорданом. Иисус Навин благословил их и в напутственном слове просил сохранить верность Богу и Его храму в Силоме. Сам Иисус Навин еще долгие годы возглавлял племена Израилевы. Его авторитет был источником сплоченности нации. Рассеянные по Ханаану племена безоговорочно признавали его власть. Большую роль в деле сплочения израильских племен играл храм в Силоме. Он был духовным сердцем всего Израиля. Но Иисуса Навина беспокоила мысль: что будет после его смерти? У него не было достойного преемника, и он опасался, что племена, оставшись без сильного руководства и потеряв веру в Истинного Бога, могут быстро потерять единство и сплоченность и оказаться в плену у местных жителей. Единство и мощь государства Иисус Навин видел в хранении истинной религии, в беззаветном служении Богу Авраама, Исаака и Иакова. Желая укрепить веру в Бога и тем самым предотвратить распад государства, он собрал в Сихеме всех сынов Израилевых, прочитал им еще раз законы Моисеевы и велел поклясться, что они не будут служить чужим богам. Народ единодушно поклялся: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам !» (). В знак памяти о возобновленном союзе с Господом Иисус Навин поставил под дубом большой камень и сказал: «Вот, камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами... он да будет свидетелем против вас… чтобы вы не солгали пред [Господом] Богом вашим» ().

После смерти великого пророка Моисея вождём еврейского народа стал Иисус Навин. По указанию Божию Моисей возложил руки на его голову, и Иисус Навин исполнился духа премудрости. Он стал преемником Моисея.

Именно Иисусу Навину выпала великая честь ввести богоизбранный народ в землю Обетованную - благословенную Палестину. Библия называет её землей, где течет молоко и мед, - так богата и плодородна она была. За сорок лет до этого пророк Моисей, по повелению Божию, вывел израильский народ из египетского плена и повел через Синайский полуостров на восток. Там лежала земля их предков: земля Авраама, Исаака и Иакова, - и евреи должны были вернуться в свой удел.

Только через сорок лет они достигли цели. Весенним месяцем под предводительством Иисуса Навина они подошли к границам земли Обетованной, которую отделяла от них река Иордан. За этой водной преградой во всем своём великолепии красовались горы и холмы земли, текущей молоком и медом.

В то время Палестина была заселена многочисленными языческими народами. Они поклонялись идолам. Некоторые из них отправляли особо нечестивые культы, совершая человеческие жертвоприношения.

Богу было угодно сделать израильский народ орудием Своего возмездия над язычниками. Евреи должны были уничтожить тех, кто посягал на Самого Бога, ибо человек есть творение Божие и образ Божий. Жизнь человека священна и неприкосновенна, она всецело находится в руках небесного Владыки.

Язычники были воинственными народами. Они наводили страх даже на израильтян, с которыми был Сам Бог, и Господь великими чудесами укреплял дух евреев. Шествие богоизбранного народа по земле Обетованной превратилось в череду славных и чудесных побед, которые являли силу истинного Бога всем язычникам.

Первое чудо совершилось при переходе реки Иордан, лежащей на пути народа Божьего. В это время года Иордан был особенно полноводен: на вершинах близлежащих гор таяли снега.

И вот Господь явил Своё всемогущество над водами Иордана. Священники Бога Вышнего с Ковчегом Завета вступили в реку, и воды расступились перед ними. Верхняя часть реки стала стеной, а нижняя утекла в море. По открывшемуся дну реки многотысячный народ перебрался на другой берег. Евреи вступили на землю, по которой через полторы тысячи лет пройдут стопы Божественного Спасителя. Он придет на землю, чтобы открыть человечеству путь в истинную землю Обетованную - Царствие Небесное, уготованное Богом всем любящим. Первым городом, захваченным евреями, стал Иерихон. Он располагался недалеко от переправы через Иордан и словно бы держал в своих руках ключи к земле Обетованной. Его.

Это был один из самых сильных городов в Ханаане, стены его были грозны и неприступны.

Еще ранее Иисус Навин направил в город двух разведчиков. Преодолев множество опасностей, соглядатаи вернулись в лагерь. Сведения, которые они принесли, порадовали израильтян. Взятие Иерихона обещало богатую добычу.

Разведчики чуть было не попали в плен, но их спасла жительница Иерихона по имени Раав. Она не выдала пришельцев, укрыв их у себя в доме. В городе Раав пользовалась худой славой блудницы. Раав поверила во всемогущество и истинность Бога евреев, Которому ничто на земле не может противостоять. Она не смогла не помочь людям, исполняющим волю Бога Живого, хотя укрывательство вражеских разведчиков грозило смертью ей самой.

Господь не оставил Свой народ и при взятии Иерихона. Иисусу Навину явился Архангел Михаил. «Вождь воинства Господня открыл ему, как должен быть взят неприступный город. Бог Израилев повелел Иисусу Навину выступить в полном молчании с Ковчегом Завета и обнести его вокруг стен Иерихона. Семь священников должны были идти перед Ковчегом и трубить в трубы. В течение шести дней по одному разу эта процессия обходила город.

На седьмой день Ковчег Завета обнесли вокруг города семь раз. При последнем обхождении при звуке священнической трубы весь израильский народ воскликнул громким голосом. Неприступные стены Иерихона сотряслись и обрушились до основания. Доступ в город был открыт. Иерихон сожгли, а его жителей истребили мечом. Так исполнился закон Божий, предвещающий гибель нечестивца и спасение праведника.

Воины Израиля пощадили только Раав и её родственников. Веру и мужество этой женщины Бог щедро вознаградил. Живя среди Израильтян, Раав стала женой Салмона, князя из колена Иудина, и матерью Вооза - предками царя Давида. Именно среди её потомков через много веков родился Мессия, Спаситель человечества. Воплотился Тот Бог, по вере в Которого она презрела страх и совершила свой мужественный поступок.

Разделение земли обетованной

Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии.

Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминова колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню – Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где, по завету Моисея, они выполняли религиозные обязанности.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XV. Завоевание и раздел Обетованной земли. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну “Навину, служителю Моисееву: - Моисей, раб мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет. Часть первая. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

XV. Завоевание и раздел Обетованной земли. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну “Навину, служителю Моисееву: - Моисей, раб мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место,

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Глава XI. Завоевание Земли Обетованной. Книга Иисуса Навина. Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной. Нав. 11–24Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Раздел земли обетованной. Иисуса Навина 13:1, 6–7; 21:43-45 Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ

Из книги Звуки Шофара автора Риверс Франсин

15:1-41 Законы для земли обетованной: жертвоприношения и прощение Мы возвращаемся к слову Господа, прозвучавшему после гибели бунтарей. Немедленно приносится утешение. Хотя клятва Бога закрыла вход в Ханаан на сорок лет, обетование о том, что Израиль поселится в Ханаане,

Из книги Иллюстрированная Библия автора

В поисках земли обетованной

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

Раздел земли обетованной. Иисуса Навина 13:1, 6-7; 21:43-45 Когда Иисус состарился, вошёл в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошёл в лета преклонные, а земли брать в наследие остаётся ещё очень много. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Новое завоевание Земли Обетованной? Ко времени коронации Иосии в 639 году до н. э. идея о святости и единстве земли Израиля - концепция, которая с такой страстью подчеркнута в Книге Второзакония - была далека от реализации. За исключением крошечного центрального района

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Наследование земли обетованной Как только большое завоевание Ханаана закончилось, книга Иисуса Навина сообщает нам, что "земля успокоилась от войны" (Нав. 11:23). Все хананеи и другие коренные народы Ханаана были полностью уничтожены. Иисус созвал племена для раздела земли.

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Новое завоевание земли обетованной Выход ассирийских войск из северных областей земли Израиля создал положение, которое должно было казаться жителям Иудеи долгожданным чудом. Столетие ассирийского господства подошло к концу, Египет в основном был заинтересован

Из книги автора

Завоевание земли обетованной Переход через реку Иордан. Падение Иерихона. Битва у Гаваона. Разделение земли обетованной. Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили

Из книги автора

Поход до Земли Обетованной И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во вторый год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря:2 Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время.3 В четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в

Из книги автора

Начало завоевания Земли Обетованной И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима, и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя [его].2 Чрез три дня пошли надзиратели по стану,3 И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег

Из книги автора

XXIV Иисус Навин. Завоевание Земли обетованной и разделение ее. Религиозное одушевление израильского народа Славный преемник Моисея происходил из колена Ефремова и был одним из тех двух мужественных и преданных Моисею людей, которым одним только дано было из всего народа,

Часть 2. Ветхий завет

Иисус Навин. Завоевание и разделение земли обетованной. Часть 2


Слышащий слово Божие, но не живущий по нему получает более горькое осуждение.

Свт. Тихон Задонский

После взятия Иерихона еврейскому народу предстояло завоевать всю землю, которую обещал им Господь. Двигаясь вглубь Обетованной земли, израильтяне захватывали всё новые и новые города. Военная удача сопутствовала им, ибо Господь был с ними. Он вселял в народ мужество, и войско сынов Израилевых легко справлялось с многократно превосходящим его противником.

Но когда народ отступал от Бога, нарушал его заповеди, враги и малыми силами могли одолеть его. Так случилось при битве за город Гай. Войско, его защищавшее, было малочисленным. Но защитники города смогли обратить в бегство израильтян, пришедших взять его трёхтысячным отрядом. Это было наказанием евреям за то, что один из них нарушил завет Божий.

Господь завещал Своему народу ничего не оставлять себе из богатств, добытых в Иерихоне. Золото и серебро, медные и железные сосуды должны были войти в сокровищницу Господню в скинии, походном храме Израиля. Так евреи учились отдавать Богу всё самое ценное из своих сокровищ, учились исполнять Его заповеди.

Один из израильтян нарушил завет Господень. Он тайно взял и зарыл под своим шатром часть золота и серебра, захваченного в Иерихоне. Но ничего нельзя скрыть от Бога, видящего тайное.

По указанию Божию Иисус Навин повелел евреям явиться к нему по родам. Господь Сам указал на преступника. Им оказался Ахан из колена Иудина. Обличённый свыше, он признался в совершённом святотатстве. Штурм Гая оказался успешным для израильтян. «Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал; и принесли на нём всесожжение Господу». И прочитал Иисус Навин народу Закон Божий, дабы помнили его израильтяне и не совершали беззаконий.

Следующее чудо, которым Господь прославил Свой народ среди язычников, совершилось в битве за город Гаваон. Евреи выступили против объединённого войска пяти ханаанских царей и народов, которые населяли землю Обетованную. Огромное войско расположилось около Гаваона, собираясь утром выступить против израильтян и поразить их. Но Господь сказал Иисусу: «не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим».

Господь повелел Иисусу напасть на неприятеля внезапно. Быстрым ночным маршем настигнув хананеев, израильтяне разбили их и обратили в бегство. Каменный град с неба довершил разгром. И больше было тех, кто умер от камней града, нежели тех, которых умертвили мечом сыны Израилевы.

В тот день Иисус Навин воззвал ко Господу и воскликнул в присутствии окружавших его воинов: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскую!» И остановилось солнце, и стояло среди неба, и не спешило к западу почти целый день, чтобы израильтяне успели до ночи поразить всех врагов своих. «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (таَк) слушал бы гласа человеческого». Ибо Господь сражался за Израиль.

Это необычайное чудо подняло дух еврейского народа. Оно ещё раз показало ему, какого сильного Помощника и Покровителя он имеет.

Завоевание израильтянами земли Обетованной длилось семь лет. В течение этой войны были покорены семь народов и пали в битвах тридцать царей. Языческие племена, населяющие землю, по большей части погибли. Ведь они творили нечестие в глазах Божиих, и еврейский народ стал орудием возмездия Господня над язычниками.

Ханаан был разделён между двенадцатью коленами израильскими так, как завещал это сделать патриарх Иаков. «И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их; и никто из всех врагов их не устоял против них; и всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось не исполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил Господь дому Израилеву». Умирая, Иисус Навин завещал своему народу хранить истинную веру и не изменять Богу Живому. Ведь это было залогом благоденствия и процветания сынов Израиля на века.

Здесь, в Палестине, еврейский народ проживёт долгое время. Около полутора тысяч лет пройдёт прежде, чем рассеется Израиль по всей земле. Ведь он не примет обещанного Богом Спасителя мира, Сына Его Единородного Иисуса Христа, который придёт на землю спасти людей от рабства греха и смерти. Сыны Израилевы распнут Его и предадут проклятию. И тогда вчерашние язычники устремятся за Христом из плена язычества к свету истинной веры, в обетованную землю Царствия Божия…

Вечная судьба наша в наших руках, потому что Бог воздаст каждому по делам его.

Свт. Игнатий Брянчанинов

ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ. Завоевание Земли обетованной иудеями.

После смерти своего патриарха Моисея иудеи начали завоевание Земли обетованной. В 15 веке до нашей эры во главе союза иудейских племён встал Иисус Навин. Именно ему Библия приписывает полное уничтожение местного населения. Чтобы покончить с язычеством и распрями иудеям потребовалось 400 лет.

Предводитель иудейского народа Иисус Навин (преемник Моисея) известен как своими военными талантами, так и чудовищной жестокостью. Полностью покорить (или освободить, как предпочитали говорить иудеи) Ханаан, Землю обетованную, он не смог. Вокруг лежали царства языческих правителей, которые подчинялись египетским фараонам. Потребовалось 400 лет, чтобы подчинить этих царьков и утвердить единобожие среди собственных соплеменников. Время постоянных военных стычек с соседями и хронических междоусобиц, длившееся с 1445 по 1045 год до нашей эры, получило название эпохи Судей.

В кого верить?

Иисус Навин отлично понимал, что объединить двенадцать иудейских племён может только Единый Бог, с которым Моисей заключил завет. Иисус Навин держался всех пунктов этого договора и старался честно их соблюдать. Однако это не всегда получалось. Оседая на ново-приобретённых землях, его соплеменники вдруг переставали столь уж рьяно подчиняться воле Единого Бога. Они с удовольствием женились на местных женщинах и возвращались к язычеству. Если учесть, что местные божества были некогда богами их собственных прадедов, ничего необъяснимого в этом нет.

На склоне лет предводитель иудеев созвал собрание племенных вождей в городе Сихем и взял с них клятву соблюдать единобожие. Клятву они, конечно, дали. Правда, историки очень сомневаются, что это библейское собрание произошло именно в Сихеме, который тогда иудеями ещё не был завоёван. Но это не столь важно. Ясно одно: на смертном одре завоеватель Земли обетованной потребовал продолжения войны и сплочения иудейских племён. Увы! Стоило ему умереть, как вожди стали проводить независимую политику. И хуже того — возвращение к язычеству многие считали более разумным, чем строгое следование монотеизму.

Картина получалась пикантная. Вожди строили жертвенники Ваалу и Астарте буквально рядом с алтарями Яхве! Недаром в Библии есть такие строки: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему». (Суд. 10:6) Праведники и пророки, боровшиеся с этой непоследовательностью, ничего сделать не могли. Они натыкались на возмущение собственного народа. И никакие вразумления, что только Яхве посредством дарованной им святыни — ковчега Завета — обеспечивает победы, не действовали.

Иудеи с жадностью впитывали культуру окрестных народов. Ведь, несмотря на множество богов, жили многие из них богаче, чем завоеватели-единоверцы. Некоторых язычников, оснащённых колесницами и передовым оружием, победить вообще не удавалось. Или удавалось, но такой ценой, что победа выглядела скорее как поражение. Так что последовавшие за смертью Иисуса Навина столетия были временем хаоса. Племенные вожди, вместо того чтобы бесстрашно отвоёвывать себе землю, обещанную Богом, начали драться между собой. Причём каждый вождь считал, что он-то хорошо служит Яхве, так что имеет право наводить порядок. Дрались они постоянно и с соседями: Египет ослабел, утратил власть над далёкими царствами, и каждый властитель стал считать себя независимым. Можно представить, как все это происходило. По Палестине прокатывались орды вооружённых людей, которые грабили и убивали. Пылали селения, рушились стены городов, гнили в полях трупы завоёванных и завоевателей…

Время Судей

Каждое из иудейских племён получило свой земельный удел. Это были колена Рувима, Симеона, Иуды, Гада, Неффалима, Дана, Асира, Иссахара, Завулона, Вениамина, Ефрема и Манассии. Только тринадцатое колено Левия удела не имело, поскольку считалось коленом священнослужителей. Единого правителя у союза племён не было. А каждый племенной вождь именовался Судьёй. На протяжении этих 400 лет то один, то другой Судья умудрялся на короткое время объединить племена и вести войны с соседями.

Был известен, например, Гедеон из племени Манассии, который разбил напавшие на иудеев войска кочевников. В племени Дана прославился Самсон, который вёл жестокую войну с филистимлянами. В то время филистимляне считались весьма передовым народом, так что одержать над ними победу было не только великой удачей, но и спасением для будущего Израиля. Также прослави — ЧИ лась пророчица Дебора, устыдившая отвагой вождя Барака. Именно ей принадлежит победа над воинами Галилеи и Израильской долины. Племена существовали на своих землях сами по себе, но единственное, что их объединяло, — вопросы веры. Ковчег Завета — главная святыня иудеев — находился в резиденции семьи первосвященника, городе Шило.

Именно из Шило распространялось повеление огнём и мечом отвоёвывать окрестные земли, чтобы двенадцать племён всегда были в единой связке и убивали во имя Единого Бога. Врагов необходимо было наказать и уничтожить, поэтому их имущество не растаскивалось воинами, а сжигалось или разрушалось. А тех несчастных, которые пробовали что-то себе присвоить или утаить, убивали без жалости, как врагов. Это был первый опыт священной войны в истории человечества. И велась она не только против язычников-соседей.

Бей своих, чтоб чужие боялись

Для столкновения иногда требовалось совсем немного. Отношения между вождями были натянутыми. О ефремлянах ходили слухи, как о поклоняющихся кумирам, их обвиняли в отступлении от чистоты веры. Поэтому вождь Иеффай не позвал племя Ефрема на войну с аммонитянами. И вот когда ефремляне возмутились и решили присоединиться к войску любой ценой, Иеффай приказал их попросту уничтожить. Стычка случилась у брода через Иордан. Ефремляне были разбиты и пытались спастись бегством, но люди Иеффая не позволили уйти никому — беглецов узнавали по их диалекту и предавали смерти.

Почти полному истреблению подверглось и колено Вениамина. Согласно 19 главе Книги Судей, один левит со своей наложницей остановился в городе Гиве на земле Вениамина. Жители города потребовали ровно того же, что и некогда жители Содома, — плотских утех с левитом. Хозяин дома, приютивший путников, отказал им, предложив взамен развлечение с женой левита и собственной дочерью. Мужчины насиловали женщин всю ночь, после чего наложница левита умерла. Тогда несчастный погрузил тело на осла, вернулся домой, а потом расчленил покойницу на двенадцать частей и разослал по кусочку каждому племенному вождю. Город Гива по общему решению нужно было стереть с лица земли. Но племя Вениамина выставило воинов, дабы город защитить. Сражение длилось три дня. Остальные племена объединились и практически полностью вырезали не только Гиву, но и всё колено Вениаминово.

Большой кровью был оплачен и государственный переворот Авимелеха, сына Судьи Гедеона. Когда Гедеон умер, этот молодой человек явился к родственникам матери в Сихем и объявил себя претендентом в вожди. Его поддержала городская знать. После избрания Авимелех приказал умертвить всех своих кровных родственников. Выжил один лишь Иофам, да и то потому что убежал.

Простолюдины Сихема были возмущены и взбунтовались против своего вождя, даже выгнали его из города. Авимелех взял город штурмом, а когда защитники укрылись в капище Ваала (заметьте, языческого Ваала, а никак не иудаистского Яхве), приказал поджечь его. Так сгорели в огне более тысячи мужчин и женщин. За все недолгое время правления Авимелех покоя не знал. Против него постоянно организовывались бунты. В конце концов, подавляя один из них, он был убит обломком жернова при осаде города Тевец. Жители Сихема, некогда признавшие его вождём, теперь радовались его смерти.

Судьи, то есть племенные вожди, утверждали торжество веры. Но вера их была специфическая. Девятый Судья Иеффай принёс в жертву собственную дочь — таким образом он благодарил Яхве за победу. Девушку сожгли на жертвеннике. Подлинное возвращение к вере в Единого Бога наметилось только при последнем из Судей — Самуиле.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...