Зенитный пушечно-ракетный комплекс "тунгуска". Комплекс ПВО «Тунгуска-М» и её морской аналог «Кортик Отличия зрпк «тунгуска-м1» от предыдущей версии

Войсковой зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) 2К22 «Тунгуска» сегодня широко известен в мире и состоит на вооружении сухопутных войск России и ряда зарубежных стран. Появление именно такой боевой машины - результат реальной оценки возможностей существующих средств ПВО и всестороннего изучения опыта их применения в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX столетия. ЗПРК 2К22 «Тунгуска», по классификации США (НАТО) SA-19 (Grison), был создан как средство ПВО непосредственного прикрытия танковых и мотострелковых войсковых формирований (полков, бригад) от ударов, в первую очередь, низколетящих самолётов и вертолётов противника. Кроме того, комплекс может вести эффективную борьбу с современными крылатыми ракетами (КР) и дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА), а при необходимости использоваться для поражения легкобронированных наземных (надводных) целей и живой силы противника непосредственно на поле боя. Это было неоднократно подтверждено результатами боевых стрельб в России и за рубежом.

Создание 2К22 «Тунгуска», так же как и других средств ПВО, было достаточно сложным процессом. Трудности, сопровождавшие его, были связаны с целым рядом причин. Многие из них были обусловлены требованиями, поставленными перед разработчиками, и задачами, решение которых должен был обеспечить зенитный комплекс, предназначенный для действий в боевых порядках прикрываемых войск первого эшелона в наступлении и в обороне, на месте и в движении. Эта ситуация осложнялась еще и тем, что новый автономный зенитный комплекс предполагалось оснастить смешанным артиллерийским и ракетным вооружением. Важнейшими из требований, которым должно отвечать новое зенитное средство, являлись: эффективная борьба с низколетящими целями (НЛЦ), особенно самолетами-штурмовиками и боевыми вертолетами; высокая мобильность, соответствующая прикрываемым войскам, и автономность действий, в том числе при отрыве от главных сил; способность ведения разведки и огня в движении и с короткой остановки; высокая плотность огня при достаточном возимом запасе боеприпасов; малое время реакции и всепогодность применения; возможность использования для борьбы с наземными (надводными) легкобронированными целями и живой силой противника и другие.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 «Тунгуска»

Опыт боевого применения ЗСУ-23-4 «Шилка» в ходе арабо-израильских войн на Ближнем Востоке показал, что в определенной степени она обеспечивала выполнение подобных требований и являлась достаточно эффективным всепогодным средством ПВО в простой и сложной воздушной и радиоэлектронной обстановке. Кроме того, был сделан вывод о том, что зенитная артиллерия, в сравнении с ракетными средствами, сохраняет свое значение как средство борьбы с маловысотными воздушными и наземными (надводными) целями и живой силой противника. Однако в ходе боевых действий, наряду с положительными, были выявлены и определенные недостатки «Шилки». В первую очередь, это малая зона (до 2 км) и вероятность (0,2-0,4) поражения целей, невысокое физическое воздействие отдельно взятого снаряда, Значительные трудности в своевременном обнаружении скоростных низколетящих воздушных целей штатными средствам разведки, нередко приводившие к их пропуску без обстрела, и некоторые другие.

Первые два недостатка устранялись путем увеличения калибра пушечного вооружения, что подтверждали результаты научно-практических исследований ряда организаций и промышленных предприятий. Было установлено, что малокалиберные снаряды с контактными взрывателями поражают воздушную цель в основном фугасным действием взрывной волны. Практические испытания показали, что переход с 23-мм на 30-мм калибр позволяет увеличить в 2-3 раза массу ВВ, адекватно уменьшить необходимое для поражения самолета число попаданий и ведет к существенному увеличению боевой эффективности ЗСУ. Одновременно с этим увеличивается эффективность воздействия бронебойных и кумулятивных снарядов при стрельбе по легкобронированным наземным и надводным целям, а также результативность поражения живой силы противника. При этом увеличение калибра автоматических зенитных пушек (АЗП) до 30-мм не снижало темпа стрельбы, характерного для 23-мм АЗП.

Для экспериментальной проверки ряда вопросов решением правительства СССР в июне 1970 г. Конструкторскому бюро приборостроения (КБП, Тула) совместно с другими организациями было поручено провести научно-экспериментальные работы по определению возможности создания новой 30-мм ЗСУ 2К22 «Тунгуска» с разработкой эскизного проекта. К моменту его создания был сделан вывод о необходимости установки на «Тунгуске» собственных средств обнаружения низколетящих целей (НЛЦ), что позволяло достичь максимальной автономности действий ЗСУ. Из опыта боевого применения ЗСУ-23-4 было известно, что своевременность обстрела целей с достаточной эффективностью достигается при наличии предварительного целеуказания от батарейного командирского пункта (БКП). В противном случае эффективность автономного кругового поиска целей не превышает 20%. Одновременно с этим была обоснована необходимость увеличения зоны прикрытия войск первого эшелона и повышения общей боевой эффективности новой ЗСУ. Этого предлагалось достичь за счет установки на ней вооружения с управляемой ракетой и оптической системой визирования цели.

В ходе специальной научно-исследовательской работы «Бином» был определен облик нового зенитного комплекса и требования к нему с учетом всех особенностей его возможного применения. Он представлял собой некий гибрид зенитно-артиллерийского (ЗАК) и зенитно-ракетного (ЗРК) комплексов. По сравнению с «Шилкой» он имел более мощное пушечное вооружение и облегченное, по сравнению с ЗРК «Оса», ракетное вооружение. Но, несмотря на положительное мнение и отзывы ряда организаций о целесообразности разработки ЗСУ «Тунгуска» в соответствии с такими требованиями, на начальном этапе эта идея не была поддержана в аппарате тогдашнего министра обороны СССР А.А.Гречко. Основанием для этого и последующего прекращения финансирования работ вплоть до 1977 г., стал принятый на вооружение в 1975 г. в качестве средства ПВО дивизионного подчинения ЗРК «Оса». Его зона поражения самолетов по дальности (1,5-10 км) и высоте (0,025-5 км), некоторые другие характеристики боевой эффективности были близки или превосходили аналогичные показатели «Тунгуски». Но при принятии такого решения не было учтено то, что ЗСУ является средством ПВО полкового звена. Кроме того, согласно тактико-техническому заданию, она обладала большей эффективностью в борьбе именно с внезапно появляющимися низколетящими самолетами и вертолетами. А это является одной из основных особенностей условий, в которых ведут боевые действия полки первого эшелона.

Своеобразным толчком для начала нового этапа работ по созданию «Тунгуски» стал успешный опыт боевого применения американских вертолетов с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) во Вьетнаме. Так, из 91 атаки танков, БТР, артиллерии на позициях и других наземных объектов 89 были успешными. Эти результаты стимулировали быстрое развитие вертолетов огневой поддержки (ВОП), создание специальных аэромобильных подразделений в составе сухопутных войск, разработки тактики их применения. С учетом опыта вьетнамской войны в СССР были проведены исследования и опытные учения войск. Они показали, что ЗРК «Оса», «Стрела-2», «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка» не обеспечивают надежной защиты танков и других объектов от ударов ВОП, которые могли за 20-30 с поразить их с высот 15-25 м на дальности до 6 км с высокой вероятностью.

Эти и другие результаты стали причиной серьезной обеспокоенности руководства МО СССР и основанием для открытия финансирования дальнейшей разработки ЗСУ 2С6 «Тунгуска», которая в 1980 году была завершена. В период с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. были проведены государственные испытания на полигоне Донгуз и после их успешного завершения в 1982 г. ЗПРК был принят на вооружение. ЗСУ 2К22 «Тунгуска», не имевшая в то время мировых аналогов, по ряду характеристик принципиально отличалась от всех ранее созданных зенитных комплексов. В составе одной боевой машины были совмещены пушечное и ракетное вооружение, радиоэлектронные средства обнаружения, опознавания и сопровождения и обстрела воздушных и наземных целей. При этом все это оборудование размещалось на гусеничном самоходе повышенной проходимости.

Такая компоновка обеспечила выполнение целого ряда требований, поставленных перед создателями ЗПРК - высокую маневренность, огневую мощь и автономность действий, способность вести борьбу с воздушным и наземным противником с места и в движении, прикрывать войска от ударов его СВН во всех видах боевых действий днем и ночью, и другие. Совместными усилиями ряда организаций и предприятий был создан уникальный зенитный комплекс, который по ряду показателей и в настоящее время не имеет мировых аналогов. В состав ЗПРК 2К22, как и любого другого зенитного комплекса, входят боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства. Боевые средства - это собственно ЗСУ 2С6 «Тунгуска» с боекомплектом из восьми зенитных управляемых ракет 9М311 и 30-мм зенитных выстрелов в количестве 1936 штук.

Нормальное функционирование боевых машин 2К22 «Тунгуска» обеспечивается комплектом технических средств. В его состав входят: транспортно-заряжающая машина 2Ф77М для перевозки двух боекомплектов патронов и восьми ЗУР; машины ремонта и техобслуживания (2Ф55-1, 1Р10-1М и 2В110-1); автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921; мастерская техобслуживания МТО-АТГ-М1. ЗСУ 2С6, основной элемент ЗПРК, представляет собой комплекс средств и систем различного назначения, большинство из которых размещено в башне установки. Основными из них являются: система радиолокационной разведки и сопровождения целей (радиолокационные станции обнаружения - СОЦ и сопровождения - ССЦ цели, наземный радиолокационный запросчик - НРЗ), система пушечно-ракетного вооружения (два 30-мм автомата 2А38 с системой охлаждения и боекомплектом патронов, восемь пусковых установок с направляющими, восемь ЗУР 9М311 в траспортно-пусковых контейнерах и другая аппаратура), цифровая вычислительная система (ЦВС), прицельно-оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации, система силовых гидравлических приводов наведения пушек и пусковых установок ЗУР и ряд других обеспечивающих систем.

СОЦ - радиолокационная станция (РЛС) кругового обзора дециметрового диапазона волн с высокими рабочими характеристиками. Она решает задачи круглосуточного обнаружения воздушных целей в любой погодно-климатической и радиоэлектронной обстановке, определения их координат, последующего сопровождения по дальности и азимуту, а также автоматической выдачи целеуказания на ССЦ и текущей дальности в цифровую вычислительную систему. Электромеханическая стабилизация антенны РЛС позволяет вести разведку воздушных целей в движении. С вероятностью не менее 0,9 станция обнаруживает истребитель в диапазоне высот 25-3500 м на дальности 16-19 км с разрешающей способностью 500 м по дальности, 5-6° по азимуту и до 15° по углу места. При этом величина ошибок определения координат цели в среднем не превышает 20 м по дальности, 1° по азимуту и 5° по углу места. ССЦ представляет собой РЛС сантиметрового диапазона волн с двухканальной сиаемой выделения и автосопровождения движущихся целей в условиях пассивных помех и отражений от местных предметов. Ее характеристики обеспечивают с вероятностью 0,9 сопровождение истребителя по трем координатам на высотах 25-1000 м с дальностей 10-13 км (7,5-8 км) по данным целеуказания от СОЦ (при самостоятельном секторном поиске). При этом средняя ошибка сопровождения цели не превышает 2 м по дальности и 2 делений угломера по угловым координатам.

Эти две станции обеспечивают надежное обнаружение и сопровождение таких сложных для средств ПВО целей, как низколетящие и зависшие вертолеты. Так, с вероятностью не ниже 0,5 дальность обнаружения вертолета на высоте 15 м, составляет 16-17 км, а перехода на его автосопровождение - 11-16 км. При этом зависший в воздухе вертолет может быть обнаружен за счет вращающегося несущего винта. Кроме того, обе РЛС имеют защиту от воздействия радиоэлектронных помех противника и могут сопровождать цели в условиях применения им современных противорадиолокационных ракет типа «Харм» и «Стандарт АРМ». 30-мм скорострельный двуствольный зенитный автомат 2А38 предназначен для поражения воздушных и наземных легкобронированных целей противника, а также для борьбы с его живой силой на поле боя. Он имеет общее ленточное питание и один стреляющий механизм ударного типа, который обеспечивает поочередную стрельбу левым и правым стволом. Дистанционное управление стрельбой осуществляется электроспуском. Охлаждение стволов в зависимости от температуры окружающего воздуха производится водой или антифризом. Круговой обстрел цели осколочно-фугасно-зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами возможен при углах возвышения стволов от -9° до +85°. Боекомплект снарядов в лентах составляет 1936 шт.

Автоматы отличаются высокой надежностью и износостойкостью ствола в различных условиях эксплуатации. При общем темпе стрельбы 4060-4810 выстр./мин и начальной скорости снарядов 960-980 м/с, они безотказно работают при температуре от -50° до +50°С и обледенении, в осадках и запылении, при стрельбе с сухими (обезжиренными) деталями автоматики без чистки и смазки в течение б суток с ежесуточным отстрелом 200 патронов на автомат. В таких условиях без смены стволов может быть произведено не менее 8000 выстрелов (при стрельбе по 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов). Твердотопливная ракета 9М311 может поражать различные типы оптически видимых скоростных и маневрирующих воздушных целей при стрельбе с короткой остановки и с места на встречных и догонных курсах. Она выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления, ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования. Двигатель за 2,6 с после старта разгоняет ракету до скорости 900 м/с. Для предотвращения задымления линии оптического сопровождения ракеты она летит к цели по дугообразной траектории со средней скоростью 600 м/с и располагаемой перегрузкой около 18 единиц. Отсутствие маршевого двигателя обеспечило надежное и точное наведение ЗУР, снизило ее массу и габариты, упростило компоновку бортовой аппаратуры и боевого снаряжения.

Высокие точностные характеристики обеспечивают прямое попадание ракеты в цель с вероятностью около 60%, что позволяет использовать ее, при необходимости, для стрельбы по наземным или надводным целям. Для их поражения на ракете установлена осколочно-стержневая БЧ массой 9 кг с контактным и неконтактным (лазерный, радиус срабатывания до 5 м) взрывателями. При стрельбе по наземным целям второй перед стартом ракеты отключается. Боевая часть оснащена стержнями (длина около 600 мм, диаметр 4-9 мм), размещенных в своеобразной «рубашке» из готовых осколков-кубиков весом 2-3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. При высоком уровне автономности «Тунгуска» может успешно действовать и под управлением вышестоящего командного пункта. В зависимости от условий обстановки и типа целей ЗСУ способна вести боевую работу в автоматическом, полуавтоматическом, ручном или инерционном режимах.

Все средства и системы ЗСУ 2К22 «Тунгуска» размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости ГМ-352 производства Минского тракторного завода. По целому ряду своих показателей оно унифицировано с шасси известной зенитной ракетной системы «Тор». В корпусе шасси размещены силовая установка с трансмиссией, ходовая часть, электрооборудование бортовой сети, средство автономного электроснабжения, средства жизнеобеспечения, связи, системы коллективной защиты, противопожарного оборудования, приборы наблюдения с системой стеклоочистки, индивидуальный комплект запасных частей и принадлежностей. Основная часть всего оборудования установлена в отделении управления (левая носовая часть корпуса), где находится механик-водитель, в моторно-трансмиссионном отделении (кормовая часть корпуса), а также в отсеках жизнеобеспечения и противопожарного оборудования, аккумуляторных батарей, системы автономного электроснабжения (САЭС), ГТД и других.

При массе около 24400 кг ГМ-352 обеспечивает работоспособность ЗСУ 2К22 «Тунгуска» при температуре окружающего воздуха от -50° до +50° С, запыленности окружающего воздуха до 2,5 т/м относительной влажности 98% при температуре 25° С и на высотах до 3000 м над уровнем моря. Ее габаритные размеры по длине, ширине (по подкрылкам) и высоте (при номинальном дорожном просвете в 450 мм) не превышают 7790,3450 и 2100 мм соответственно. Максимальный дорожный просвет может составлять 580+10-20 мм, минимальный -180+5-20 мм. Силовая установка представляет собой двигатель с обслуживающими его системами (топливной, воздухоочистки, смазки, охлаждения, подогрева, пуска и выпуска). Она обеспечивает движение ЗСУ «Тунгуска» со скоростью до 65, 52 и 30 км/час по шоссе, грунтовым дорогам и бездорожью соответственно. В качестве силовой установки ЗПРК «Тунгуска» используется дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84М30, установленный в моторно-трансмиссионном отделении и способный развивать мощность до 515 кВт.

Гидромеханическая трансмиссия (ГМТ - механизм поворота, два бортовых редуктора с тормозами, связующие детали и узлы) обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим валам бортовых редукторов, изменение тягового усилия на ведущих колесах и скорости движения в зависимости от дорожных условий, движение задним ходом при неизменном вращении коленчатого вала двигателя, его отсоединение от бортовых редукторов при пуске и работе на остановках, а также от гидротрансформатора при прогреве двигателя. Гидрообъемный механизм поворота и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц позволяет вести стрельбу в движении без снижения скорости. В трансмиссии установлена коробка передач планетарного типа с четырьмя передачами вперед и реверсированием по всем передачам на заднем ходу. Для плавного их включения используется гидравлический механизм золотникового типа, который дублируется механическим при включении второй передачи и заднего хода.

Ходовая часть ГМ-352 состоит из гусеничного движителя и гидропневматической подвески с изменяемым клиренсом, обеспечивающих высокую проходимость, скорость и плавность движения по пересеченной местности. Применительно к одному борту она включает шесть двойных обрезиненных опорных катков, три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Верхняя часть гусениц с обоих бортов прикрыта неширокими стальными экранами. Каждая гусеница состоит из траков, каждый из которых представляет собой штампованную стальную подошву с приваренным к ней гребнем. Регулирование натяжения гусениц осуществляется гидропневматическими механизмами, которые установлены внутри изделия по бортам в носовой части корпуса. Натяжение или ослабление гусениц осуществляется путем перемещения направляющего колеса по дуге. При движении БМ механизмы натяжения обеспечивают подтяжку гусениц, что уменьшает вертикальные колебания их верхних ветвей.

Ведущие колеса заднего расположения установлены на ведомом валу бортового редуктора. Каждое колесо состоит из ступицы и закрепленных на ней зубчатых венцов по 15 зубьев, рабочие поверхности которых и опорные площадки наплавлены износостойким сплавом. Ведущие колеса левого и правого бортов взаимозаменяемы. Направляющие колеса расположены по обоим бортам в носовой части гусеничной машины. Каждое колесо состоит из двух одинаковых штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. Для предохранения дисков от износа гребнями гусениц имеются реборды. Колесо симметричное и может быть перевернуто при износе реборды наружного диска. Опорные катки (алюминиевые двухбандажные с массивными шинами 630x170) воспринимают вес изделия и передают его через гусеницы на грунт. Каждый каток - двухрядный, состоит из двух обрезиненных штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. На торцах дисков закреплены реборды для предохранения от износа резиновых шин и дисков от воздействия гребней гусеницы. Поддерживающие ролики (алюминиевые однобандажные с массивной шиной диаметром 225 мм) обеспечивают поддержание верхних ветвей гусениц и уменьшают колебания при их перематывании. На каждом борту корпуса изделия установлено по три катка. Все катки одношинные с обрезиненным ободом и взаимозаменяемы.

Система подрессоривания (гидропневматическая, независимая, по 6 съемных блоков на каждом борту) состоит из 12 независимых съемных блоков подвески и ограничителей хода опорных катков. Блоки подвески крепятся к корпусу изделия болтами и соединяются с системой регулирования положения корпуса трубопроводом. Система регулирования положения корпуса (гидравлическая с дистанционным управлением) обеспечивает изменение дорожного просвета, придает корпусу дифферент, натяжение и ослабление гусениц. В качестве первичных источников питания силовой установки используются стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ-70М, соединенные параллельно, с номинальным напряжением 24 В и емкостью 70 А*ч каждая. Общая емкость батарей - 280 А*ч.

В общем случае автономная боевая работа ЗСУ 2К22 «Тунгуска» по воздушным целям происходит следующим образом. СОЦ осуществляет круговой обзор и передачу данных о воздушной обстановке ССЦ, которая осуществляет захват и последующее автосопровождение выбранной для обстрела цели. Ее точные координаты (с ССЦ) и дальность (с СОЦ), а также углы качки и курса ЗСУ (с системы их измерения) поступают в бортовую вычислительную систему. При стрельбе пушками ЦВС определяет зону поражения и решает задачу встречи снаряда с целью. При постановке противником мощных радиоэлектронных помех цель по дальности может сопровождаться вручную, с использованием СОЦ или ЦВС (режим инерционного сопровождения), по угловым координатам - с использованием оптического прицела или ЦВС (инерционный режим). При стрельбе ракетами цель и ЗУР по угловым координатам сопровождаются оптическим прицелом. Их текущие координаты поступают в ЦВС, которая вырабатывает команды управления, поступающие через передатчик на ракету. Для исключения попадания в поле зрения оптического прицела тепловых помех ракета летит в стороне от линии визирования цели и выводится на нее за 2-3 с до встречи с ней. За 1000 м от цели по команде с ЗСУ на ракете взводится лазерный взрыватель. При прямом попадании в цель или пролете на удалении до 5 м от нее БЧ ракеты подрывается. В случае промаха ЗСУ автоматически переводится в готовность к пуску очередной ракеты. При отсутствии в ЦВС информации о дальности до цели ЗУР сразу выводится на линию ее визирования, взрыватель взводится через 3,2 с после старта, а ЗСУ приводится в готовность к пуску очередной ракеты по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Организационно несколько ЗПРК 2К22 «Тунгуска» состоят на вооружении зенитной ракетно-артиллерийской батареи зенитного дивизиона танкового (мотострелкового) полка или бригады. В качестве батарейного командирского пункта (БКП) может использоваться пункт управления ПУ-12М или унифицированный батарейный командный пункт (УБКП) «Ранжир», которые находятся в сети управления КП зенитного дивизиона. В качестве последнего, как правило, используется подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 (ППРУ-1М).

ЗПРК 2К22 «Тунгуска» неизменный участник многочисленных выставок современных вооружений и активно предлагается на продажу другим странам при средней стоимости одного комплекса в пределах 13 миллионов долларов. Около 20 ЗСУ «Тунгуска» использовались в боевых действиях в Чечне для стрельбы по наземным целям в ходе огневой поддержки войск. Тактика их действий состояла в том, что ЗСУ находились в укрытии и после получения точного целеуказания выходили из него, открывали внезапный огонь длинными очередями по предварительно разведанным целям, а затем вновь возвращалась в укрытие. При этом не было потерь боевой техники и личного состава.

В 1990 году на вооружение принимается модернизированный вариант комплекса «Тунгуска-М» (2К22М). В отличие от «Тунгуски» на ней были установлены новые радиостанции и приемник для связи с УБКП «Ранжир» (ПУ-12М) и ППРУ-1М (ППРУ-1), а также газотурбинный двигатель агрегата электропитания боевой машины с повышенным до 600 час (вместо 300 час) ресурсом работы. ЗСУ «Тунгуска-М» в 1990 г. прошла государственные полигонные испытания и в этом же году принята на вооружение. Дальнейшим этапом модернизации ЗСУ является «Тунгуска-М1», впервые показанная на оружейной выставке в Абу-Даби в 1995 году и принятая на вооружение в 2003 году. Главными ее отличиями являются: автоматизация процесса наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом, применение новой ракеты 9М311М с радиолокационным взрывателем и импульсной лампой вместо лазерного взрывателя и трассера соответственно. В этом варианте ЗСУ вместо белорусской ГМ-352 используется новая ГМ-5975, созданная производственным объединением (ПО) «Метровагонмаш» в г. Мытищи.

Шасси ГМ-5975 при массе в 23,8 т и предельной нагрузке до 11,5 т обеспечивает движение ЗСУ со скоростью до 65 км/час при среднем удельном давлении на грунт не более 0,8 кг/cм. База шасси достигает 4605 мм, дорожный просвет - 450 мм. В качестве силовой установки используется многотопливный дизель с жидкостным охлаждением мощностью 522 (710)-618 (840) кВт (л.с.). Запас хода по топливу при полной заправке составляет не менее 500 км. Характеристики шасси обеспечивают его эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С, относительной влажности воздуха 98% при температуре +35°С и его запыленности в движении до 2,5 г/м". На новом шасси установлена микропроцессорная система диагностики и автоматического переключения передач.

В целом уровень боевой эффективности комплекса «Тунгуска-М1» в условиях помех в 1,3-1,5 раза выше в сравнении с ЗСУ «Тунгуска-М». Высокие боевые и эксплуатационные характеристики ЗПРК «Тунгуска» различных модификаций много раз были подтверждены в ходе учений и учебно-боевых стрельб. Комплекс неоднократно демонстрировался на международных выставках оружия и всегда привлекал внимание специалистов и посететителей. Эти качества позволяют ЗПРК «Тунгуска» сохранять свою конкурентоспособность на мировом рынке вооружений. В настоящее время «Тунгуска» состоит на вооружении армии Индии и других стран, выполняется контракт на поставку этих комплексов в Марокко. Комплекс совершенствуется с целью дальнейшего повышения его боевой эффективности.

30-мм снарядов 1904


После почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс.

8 июня 1970 года вышло постановление СМ N° 427-151 о создании новой ЗСУ «Тунгуска». Головным разработчиком «Тунгуски» назначили КБП, а главным конструктором - А.Г.Шипу- нова. Конкретно КБП занималось ра- кетно-артиллерийской частью установки - 2К22. Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора - Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 «Тунгуска» был принят на вооружение постановлением СМ от 8 сентября 1982 года, а модернизированный комплекс «Тунгуска-М» - приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года.

Принципиальной особенностью комплекса 2С6 является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем с использованием общих систем: РЛС обнаружения, РЛС сопровождения, цифровой вычислительной системы и гидравлических приводов наведения. «Тунгуска» предназначена для ПВО мотострелковых и танковых частей на марше и на всех стадиях боя. Она имеет сплошную зону поражения (без «мертвой» зоны, характерной для ЗРК), что достигается последовательным обстрелом цели сначала ракетами, а затем пушками. Огонь из автоматов 2А38 может вестись как с места, так и с хода, а пуск ракет - только с места, в крайнем случае - с коротких остановок.


Пушка 2А38. На конце правого ствола - определитель скорости, на конце левого - компенсатор.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуков- ском (Московская обл.), август 1992 года.




«Тунгуска» перед парадом в Самаре 9 мая 1995 года. Колонка РЛС обнаружения - в положении по-походному, установлены пусковые контейнеры ракет только внешнего ряда.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуковском. Стволы зенитных автоматов подняты на максимальный угол возвышения. Колонка РЛС обнаружения в положении по-боевому. Пусковые контейнеры ракет не установлены.



Башня РПК 2С6. В кормовой части башни - антенна РЛС обнаружения, в передней - РЛС сопровождения. Пушки и пусковые контейнеры ракет могут занимать боевое положение независимо друг от друга. Контейнеры серебристого цвета - габаритные макеты.





Командирская башенка и броневой колпак оптического прицела (справа).


ЗУР 9М311 представляет собой твердотопливную бикалиберную (76/ 152-мм) двухступенчатую ракету, выполненную по схеме «утка». Наведение ее на цель - радиокомандное. РЛС сопровождения по синхронной связи выдает точное целеуказание на оптический прицел и выводит его на линию визирования. Наводчик обнаруживает цель в поле зрения прицела, берет на сопровождение, а в процессе наведения удерживает марку прицела на цели. Ракета имеет хорошую маневренность (максимально допустимая перегрузка - 32 д). Взрыватель ракеты неконтактный, с радиусом действия 5 м. Боевая часть - ос- колочно-стержневая. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4 - 9 мм. Поверх стержней имеется «рубашка», содержащая готовые осколки - кубики весом 2 - 3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На дистанции свыше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Гусеничное шасси ГМ-352 имеет высокую проходимость, маневренность, плавность хода. Возможность ведения стрельбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц.

Таким образом, «Тунгуска» представляет собой высокомобильную ЗСУ с эффективным ракетным и артиллерийским вооружением. К недостаткам ее можно отнести малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС и невозможность действовать ЗУР в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

Автор не располагает данными о боевом применении «Тунгуски» в борьбе с воздушными целями. В новогоднем штурме Грозного в 1994 году в составе Майкопской 131-й бригады Российской армии участвовало шесть «Тунгусок», которые были уничтожены в первые минуты боя.



Макетный образец гусеничного шасси ГМ-5975 для РПК2С6М2. Выставка, пос- " вященная 100-летию Мытищинского машиностроительного завода, май 1997 года.





Появившаяся в 1990 году комплексная система ПВО 2С6 «Тунгуска» была разработана для замены очень хорошо себя зарекомендовавшей ЗСУ 23 4 «Шилка». «Тунгуска», в отличие от нее, имеет пушки калибра 30 мм, а так же самонаводящиеся ракеты «земля-воздух» 9М311 (СА-19 Grison). В обеих системах используется общая система РЛС. 2С6 была разработана для того чтобы обеспечивать противовоздушную оборону, в том числе и от вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, мотострелковых и танковых частей и подразделений. «Тунгуска» представляет собой легкобронированную, гусеничную машину с вращающейся на 360° башней. Она базируется на шасси ГМ-352М. Корпус машины включает в себя отделение механика-водителя, турбо-дизельный двигатель и турбину мощностью 67 л.с., трансмиссию, электрооборудование, систему электро обеспечения, гироскопическое оборудование, гидравлический привод механизма поворота башни, систему внутренней связи, системы РХБ защиты, жизнеобеспечения, пожаротушения и оптические приборы.
Система РЛС включает в себя отдельный радиолокатор сопровождения, установленный на лобовой части башни, и радиолокатор захвата и определения цели, установленный на тыльной ее части. Информация, полученная РЛС, передается в цифровое вычислительное устройство, которое осуществляет управление вооружением. Дальность работы РЛС составляет 18 км, дальность сопровождения цели - 16 км.

Восемь ракет класса «земля-воздух» находятся в специальных контейнерах с каждой стороны башни. Полное перезаряжение установки (боеприпасов к пушечному вооружению и ракет) занимает 16 мин. Две дополнительные ракеты также могут размещаться внутри боевой машины. Это вооружение имеет полуавтоматическое управление РЛС и наведения. На ракеты установлены 9-килограммовые осколочно-фугасные боеголовки. Скорость ракет составляет 900 м/с, 9М311 способна поражать цели, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности от 2500 до 10000 м.
Угол вертикального наведения двух 30-мм автоматических пушек 2А38М (такие же используются на БМП 2 и вертолете Ка-50) составляет от -6 до +80°. Боекомплект состоит из 1904 бронебойных трассирующих, осколочных трассирующих и фугасных трассирующих снарядов. Темп стрельбы составляет 5000 выстрелов в минуту «Тунгуска» способна вести эффективный пушечный огонь по воздушным целям на дальности от 200 до 4000 м, пушки способны также поражать наземные цели. Максимальная высота цели при ведении эффективного огня составляет 3000 м, минимальная высота - Юм. Пушки способны поражать цель, двигающуюся со скоростью до 700 м/с, а комплекс в целом - поражать цели, двигающиеся со скоростью 500 м/ с. В настоящее время «Тунгуска» состоит на вооружении ВС России, Беларуси и Индии.


По мере совершенствования средств воздушного нападения вероятного противника в конце шестидесятых годов потребовались новые системы ПВО. Каждое из средств борьбы с летящими целями обладало своими достоинствами, но не обходилось и без недостатков. Одной из попыток создания универсального оружия, способного уничтожать цели на разных высотах, перемещающиеся с различной скоростью, стал советский ЗПРК «Тунгуска». О том, что скрывается за этим кодовым названием и каковы были предпосылки его появления на вооружении, пойдет речь в этой статье.

Ракета или пушка-зенитка?

Во второй половине XX столетия главным средством противовоздушной обороны стала ракета. Ее преимущества очевидно проявились во время известного инцидента 1960 года, когда самолет-шпион, летевший на доселе недосягаемой высоте, был сбит советскими ПВО. У ракеты скорость больше, чем у любого артиллерийского снаряда, и достает она выше. У нее есть, правда, существенный недостаток - цена, но за ней, когда стоит вопрос безопасности воздушных рубежей, стоять не стоит. В начале 80-х годов Советская Армия получила зенитный ракетно пушечный комплекс 2c6 "Тунгуска", представляющий собой подвижный комплекс, сочетающий и ракетное, и артиллерийское вооружение. Таких возможностей, сочетающих «два в одном», на тот момент не имела ни одна система ПВО в мире. Для того чтобы осознать насущную потребность в таком виде вооружений, потребовался скрупулезный анализ современных военных конфликтов, происходивших тогда, к счастью, за рубежами нашей страны.

Опыт применения СЗУ и общая концепция «Тунгуски»

1973 год, Ближний Восток. Во время Войны Судного дня советские специалисты-офицеры оказывали помощь конфликта, в том числе и Египту.

15 октября станции слежения АРЕ сообщили о приближающейся со стороны Средиземного моря группы израильских «Фантомов», состоящей из десятков самолетов. Они шли на малой высоте, заходя над дельтой Нила.

Целью противника были египетские аэродромы. Так пилоты ВВС Израиля пытались избежать риска быть сбитыми зенитными ракетами советского производства, способными поражать самолеты, летящие на средних и больших высотах, но их ждала неприятная неожиданность. Среди многочисленных притоков в месте впадения древней реки в море египтяне разместили на плотах-понтонах зенитные самоходные установки «Шилка», буквально вспоровшие плоскости и фюзеляжи «Фантомов» своими скорострельными пушками. Эти ЗСУ имели собственный радиолокатор и очень неплохую автоматику, помогавшую вести прицельный огонь, и применялись также войсками Северного Вьетнама в ходе отражения американской агрессии. В известном смысле ее наследницей стала ЗСУ «Тунгуска». ЗРК ПВО имели ограничения по нижнему пределу высоты, а зенитные самоходные установки - по верхнему. И в СССР решили совместить возможности этих двух видов противовоздушных средств в одной системе.

Разновидности, модификации и названия

Комплекс поступил на вооружение Советской Армии в 1982 году, сразу же после выпуска Ульяновским механическим заводом МРП первой опытной партии машин. С самого начала проект имел гриф полной секретности, этим объясняются некоторые расхождения в кодировке, номерах и буквах, которыми он обозначался в открытых источниках. Иногда в прессе фигурирует название 2С16 («Тунгуска»). правильнее обозначать 2С6, по всей видимости, имела место опечатка, хотя не исключено, что «16» - это тоже какая-то разновидность. Совершенствование боевой техники проводится постоянно, это нормальная практика во всех армиях мира. В 1990 году появилась «Тунгуска-М». Зенитный пушечно-ракетный комплекс был модернизирован и получил новую схему системы управления, включавшую определитель «свой-чужой», а энергоустановка стала дублироваться вспомогательным силовым агрегатом.

Работы по модернизации получили развитие и после в трудные 90-е годы. Результатом их стал пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска-М1», описание которого стало доступнее, в связи с тем, что эта модификация поставлялась на экспорт, в частности, в Индию. Код, используемый чаще всего, - 2К22. Это заводское обозначение ЗПРК «Тунгуска». имеет и натовское «имя» - «Грисон СА-19».

Электронные глаза и мозг

Из самого названия комплекса понятно, что его вооружение состоит из двух составляющих - артиллерийской и зенитно-ракетной. Оба эти элемента имеют индивидуальные системы наведения, но радары, обеспечивающие поступление информации о воздушной обстановке, у них общие (в двух диапазонах). Именно эти «глаза» ищут цель в круговом режиме. Секторальный поиск обеспечивается станцией сопровождения, а в случае возможности визуального контакта допустимо применение и оптических средств.

Новейшая система способна не только определить свой или чужой но и достоверно сообщить о его государственной принадлежности на расстоянии до 18 км.

2С6 (или ЗРПК 2С16) «Тунгуска» может вести сопровождение воздушных целей по нескольким алгоритмам (инерционное, трехкоординатное, угловое двухкоординатное) используя данные собственного локатора или внешних постов РЛС. Необходимые вычисления выполняет встроенная бортовая ЦЭВМ. Переход на определенный способ управления сопровождением или стрельбой осуществляется автоматически, в зависимости от степени электронного противодействия и уровня помех. При невозможности сделать автоматические вычисления огонь ведется в ручном режиме.

Артиллерия

Самоходная зенитная установка «Шилка» (ЗСУ-23-4) показала свою высокую эффективность, но к концу 70-х годов ее ТТХ перестали удовлетворять советских военных. Претензии предъявлялись в первую очередь к недостаточному калибру (22 мм), обуславливающему относительно малый радиус поражения. Пушки ЗРПК 2С16 «Тунгуска» более мощные, тридцатимиллиметровые, а их количество снизилось вдвое, их стало две. Это как раз тот случай, когда лучше меньше, да лучше. Дальность стрельбы увеличилась с 2,5 до 8 км, а интенсивность огня, несмотря на меньшее число стволов, возросла с 3,4 до 5 выстрелов в минуту.

Ракеты

Главное оружие комплекса - двухступенчатый управляемый реактивный снаряд 9М311. Он устроен очень интересно. Первая ступень - твердотопливная, представляющая собой легкую стеклопластиковую обечайку, наполненную горючим. У второй части, осуществляющей непосредственное поражение цели, двигателя нет, она движется, подобно артиллерийскому снаряду, за счет импульса, полученного при разгоне, но управлять ею можно за счет газогенератора, расположенного в хвостовой части. Связь ракеты с постом управления - оптическая, что обеспечивает идеальную помехозащищенность. Наведение осуществляется в полуавтоматическом радиокомандном режиме с использованием литерных частот, устанавливаемых непосредственно перед пуском с ЗРПК «Тунгуска». Зенитный ракетно-пушечный комплекс своей схемотехникой исключает возможность электронного перехвата или перенаправления ракеты. Для гарантированного поражения удар о цель не нужен, взрыватель обеспечит разлет стержневых поражающих элементов на нужной дистанции в бесконтактном режиме. Пусковых установок восемь.

Шасси

Мобильность элементов ПВО в прифронтовой зоне, для действий в которой, собственно, и предназначен комплекс, невозможна без мощного, надежного и скоростного шасси с высокой проходимостью. Для того чтобы избежать излишних трат, было принято решение смонтировать зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 «Тунгуска» на ГМ-352 ранее разработанной самоходной установки «Оса». Скорость, которую развивает машина по шоссе, - 65 км/ч, в условиях бездорожья или пресеченной местности она, естественно, ниже (от 10 до 40 км/ч). Дизельный двигатель В-46-2С1 мощностью 710 л. с. обеспечивает угол подъема до 35°. Подвески опорных катков гусениц индивидуальные, с гидропневматическим приводом, включающим и регулировку высоты подъема корпуса над грунтом.

Экипаж

Защита личного состава обеспечивается противопульным и противоосколочным бронированием цельносварного корпуса. В носовой части машины расположено место водителя, кроме него, еще три человека, находящиеся в подвижной башне (командир, оператор радиолокационной станции и стрелок), составляют экипаж ЗРПК «Тунгуска». Зенитный ракетно-пушечный комплекс реагирует на изменение обстановки в течение 8 секунд, его перезарядка (с помощью специальной машины на базе КамАЗа-43101) занимает 16 минут.

Такие временные рамки требуют отличной выучки и высокой квалификации, достигаемой постоянной учебной работой.

Создатели комплекса

Особых слов заслуживают главный конструктор системы - Шипунов А. Г., а также В. П. Грязев, спроектировавший пушки, и главный специалист по реактивным снарядам - В. М. Кузнецов, усилиями которых была создана «Тунгуска». Зенитный ракетно-пушечный комплекс стал результатом кооперации многих предприятий СССР. Гусеничное шасси изготавливалось в Минске, на тракторном заводе, системы наведения собирались и отлаживались на «Сигнале», оптика - на ленинградском ЛОМО. В работе принимали участие и другие научно-производственные организации Советского Союза.

Артиллерийское вооружение производилось в Туле, ракеты собирали в Кирове («Маяк»).

Опыт применения

На настоящий момент в мире нет более мощной мобильной системы ПВО, чем «Тунгуска». Зенитный пушечно-ракетный комплекс, тем не менее, по прямому назначению до сих пор не применялся. Во время боевых действий в Чеченской республике его использовали для нанесения огневых ударов по наземным объектам, но для этих целей существуют специализированные виды техники и боеприпасов. Броневая защита 2К22 оказалась недостаточной для ведения сухопутной войны. После того как из двух десятков ЗПРК «Тунгуска-М1» пятнадцать получили повреждения (в основном в результате выстрелов РПГ), командование пришло к закономерному выводу о слабой эффективности средств ПВО в условиях партизанской войны. Утешением могло служить отсутствие потерь среди личного состава.

Организационная структура

Комплекс ПВО «Тунгуска-М» предназначен для уничтожения таких сложных целей, как вертолеты и низколетящие крылатые ракеты. В условиях динамичного боя каждая такая машина может принимать самостоятельные решения, руководствуясь оперативной обстановкой, но наибольшая эффективность обеспечивается групповым применением. Для этого организованы соответствующие армейские структуры управления.

В каждом взводе, состоящем из четырех ЗРПК «Тунгуска», зенитный ракетно-пушечный комплекс, оснащенный пунктом централизованного командования «Ранжир», является командирским, образуя в совокупности с взводом, вооруженным ЗРК «Стрела», более крупное соединение - мобильную ракетно-артиллерийскую зенитную батарею. В свою очередь, батареи подчинены дивизионной или полковой структуре управления.

«Тунгуска», по классификации NATO – SA-19 Grison, по индексу ГРАУ – 2К22 – это зенитный пушечно-ракетный комплекс РФ и СССР, зенитная самоходная установка, разработанная в Тульском конструкторском бюро (индексы 2С6 и 2С6М).

Скорее всего «Тунгуска» будет заменена на более лучший «Панцирь-С1».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.

Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.

К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.

После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.

В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».

4. Состав

В состав «Тунгуски» входят:

  • Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
  • 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
  • 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
  • 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
  • 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
  • ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
  • 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
  • 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
  • 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
  • 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
  • 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.

5. Устройство

Главные узлы «Тунгуски» это:

  • гусеничное самоходное легкобронированное шасси ГМ-5970.05
  • два зенитных двухствольных автомата 2А38 калибра 30 мм
  • восемь пусковых установок, оснащенных боекомплектом, состоящим из восьми управляемых зенитных ракет 9МЗ11
  • радиолокационная система, в состав которой входят радиолокационные станции сопровождения и обнаружения цели и наземный радиозапросчик.

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой из них функционирует благодаря твердому топливу, обечайка же произведена из стеклопластика. У второй ступени двигателя нет, полет происходит по инерции, в хвосте находится газогенератор, благодаря которому появляются лучшие аэродинамические условия. Взрыватель является бесконтактным, его боевая часть оснащена поражающими стержневыми элементами.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗПРК
  • Боевая масса, кг: 34000
  • Экипаж, чел.: 4

6.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 788
  • Ширина корпуса, см: 340
  • Высота, см: 402,1 — в боевом положении, 335,6 — в походном
  • База, см: 465
  • Колея, см: 326,5
  • Клиренс, см: 18 — 58

6.3 Бронирование

  • Тип брони: противопульная

6.4 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: две 2А38, калибра 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
  • Боекомплект пушки: 1936
  • Дальность стрельбы, м: по наземным целям – до 2000, по воздушным – зенитная управляемая ракета (2500 – 8000); пушечная – 200 — 4000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М311.

6.5 Подвижность

  • Тип двигателя: В-46-2с1
  • Мощность двигателя, л. с.: 710
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 по бездорожью, 40 по грунтовке
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная, оснащенная системой регулировки положения корпуса
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35°
  • Преодолеваемая стенка, см: 100
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

7. Применение

«Тунгуски» использовались в ходе Чеченских войн в качестве отличного средства огневой поддержки, но не всегда использовались правильно.

8. Модификации

  • 2К22М «Тунгуска-М». Главная цель модернизации заключалась в появлении возможности борьбы с множеством малоразмерных целей. Была установлена аппаратура для коммуникации с ППРУ-1 и пунктом управления 9С482М, из-за чего появилась система распределения целей между установками и значительно возросла боевая эффективность. Кроме этого произошла замена газотурбинного агрегата на новый, с вдвое большим ресурсом. Эта модификация была взята на вооружение в 1990 году.
  • 2К22М1 «Тунгуска-М1». В войне в Персидском заливе была применена новая стратегия. Сначала наносится активный удар беспилотной авиацией за пределами действия противовоздушной обороны в целях разведки ее радиолокационных средств, после этого происходило ее разрушение. Затем начинала действовать пилотируемая авиация. По итогам этого опыта в 1992 году начались работы по дальнейшему развитию комплекса. В результате чего ЗПРК был оборудован ИК пеленгатором ракеты, улучшенной системой измерения углов качки и аппаратурой реализации и приема автоматизированного целеуказания от командного батарейного пункта. Также поменялось шасси, на новое, ГМ-3975. У вычислителя увеличились память и быстродействие. Усовершенствованные ракеты получили обозначение 9М311-1М. Произошло увеличение зоны поражения по дальности до 10 километров и помехозащищенности. Трассер заменил импульсный и непрерывный источник света. Осенью 2003 года ЗПРК был взят на вооружение. В его составе оказались машины техобслуживания и ремонта 1Р10-1М1 и 2Ф55-1М1, машина технического обслуживания 2В110-1, мастерская технического обслуживания обслуживания МТО-АГЗ-М1, ЗСУ 2С6М1 и ТЗМ 2Ф77М.

9. Варианты ракет

  • 9М311 – основной
  • 9М311К (3М87) — морской вариант 9М311. предназначенный для комплекса «Кортик»
  • 9М311-1 – для продажи зарубежным государствам
  • 9М311М (3М88) – модифицированный. Усовершенствованы тактико-технические характеристики
  • 9М311-1М – модифицированный. Предназначенный для ракеты 2К22М «Тунгуска-М1».


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...