Житие виталий икона. Открытка (плейкаст) «Святой преподобный Виталий Александрийский

Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском в VII веке.

Достигнув старости (ему было 60 лет), святой Виталий дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них.
Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех продажных женщин, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Александрия. Комната блудницы.

Виталий:
Возьми эти деньги, женщина. Я хочу заплатить тебе за эту ночь и прошу у тебя разрешения помолиться в углу твоей комнаты, пока ты будешь спать.

Блудница :
Благодарю тебя, отче. Лишь нужда заставила меня заниматься этим грязным ремеслом. Прошу тебя, помолись обо мне грешной.

Виталий:
Я буду просить Отца нашего небесного, чтобы даровал тебе покаяние и устроил твою жизнь. Умоляю тебя об одном: никому не говори, что я, придя к тебе, провел ночь в молитве. Сокрой это в тайне. Дай мне слово!

Блудница:
Клянусь молчать о твоем подвиге, отче. Хоть и предвижу, сколько грязных слов тебе придется выслушать, когда утром ты будешь выходить от меня.

Некоторые из блудниц, пристыженные такими добродетелями святого Виталия, сами вставали на молитву, и вместе с ним, преклонив колена, молились. И многие из них оставляли свою прежнюю греховную жизнь и выходили замуж. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там, в посте и слезах проводили свою жизнь. И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого.

Спустя некоторое время, поселившись в небольшой келье, преподобный ночью скончался. Он был найден горожанами мёртвым, стоящим на коленях в молитве. В руках у него был свиток с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого. Патриарх Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника.

Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

И весь народ дивился такому рабу Божию, так смиренно утаившему святость своей жизни от людей. В то время как все люди думали, что он великий грешник, он был другом Божиим и чистым сосудом Святого Духа. Люди укоряли друг друга, стыдясь своего неразумия, что они осуждали угодника Божия и причиняли обиды и оскорбления неповинному и чистому сердцем человеку. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого, следуя словам Христа: «Не судите, да не судимы будете».

, преподобный .

После многих лет монашеской жизни в монастыре преподобного аввы Серида , достигнув 60-летнего возраста, святой пришёл в Александрию при святителе Иоанне Милостивом , патриархе Александрийском (609-620).

Преподобный дерзнул взять на себя необычайный подвиг: записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Святой трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в её комнате, и пока та спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись: их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила её и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением святого Виталия, донесли на него патриарху Иоанну Милостивому (609-620). Но тот не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе ? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому . Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжёг их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу-блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит имя Христово. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келье и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша смог владеть собой, то побежал к келье преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей кельи он окончательно пришёл в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь кельи, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придёт Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всём, случившемся с нею. Когда о смерти преподобного Виталия узнали другие спасённые им женщины, они собрались и также свидетельствовали о добродетелях и милости святого.

Преподобномученик Виталий родился 10 августа 1890 года в деревне Дьяково Федосеевской волости Старицкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кокорева. Среди крестьян в то время еще сохранялось высокое представление о служении Богу; среди возвышенейших форм этого служения считалось монашество. И поэтому сын крестьянина, окончив сельскую школу, направил свой путь в Валаамский монастырь, известный в то время своими схимниками и старцами. Здесь юноша прожил полгода, а затем, устоявшись в своей решимости избрать монашеский путь, вернулся на родину и поступил в 1912 году в число послушников Ниловой пустыни. Через некоторое время он был принят в число братии и пострижен в монашество с именем Виталий.

В Ниловой пустыни монах Виталий подвизался до ее закрытия в 1928 году. Монахи, несмотря на закрытие монастырей и их разрушение, и вне их стен старались вести молитвенный образ жизни и жить по монастырскому уставу. Для этой цели они организовывали монашеские общины. В одной из таких общин, которая называлась «Божье дело», и продолжал подвизаться монах Виталий. Но власти не собирались оставлять и тени христианства на русской земле, и через год община была закрыта, а монахи арестованы по обвинению в неуплате налогов. Монах Виталий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и сослан в город Николаевск-на-Амуре на Дальний Восток.

В Тверскую область и родные места он вернулся только в 1935 году. Один из знавших его священников посоветовал ему устроиться на свободное место сторожа в храм села Хвошня Пеновского района и заодно нести в храме при богослужениях послушание пономаря. Он так и сделал: устроился на работу в храм сторожем, а жил в деревне Пустошка, снимая комнату у крестьян.

В январе 1937 года начальник Пеновского районного отделения НКВД стал вызывать на допросы жителей района, членов сельсовета, бригадира колхоза и колхозников, выбирая тех, кто был враждебно настроен к Церкви и желал скорейшего закрытия храма.

Они показали, что дьячок хвошнянской церкви монах Виталий ходит по домам крестьян-единоличников и в самый день Всесоюзной переписи, 1 января 1937 года, он посещал некоторых крестьян; что верующие, и в частности монах Виталий, собирались вместе и читали вслух Евангелие, а также пели церковные песнопения, что происходило это в рабочее время, и представитель местных властей потребовал от них, чтобы они разошлись.

«Свидетели» — бригадир колхоза и председатель сельсовета — перечислили всех крестьян-единоличников, ходивших в храм, предполагая, что НКВД их арестует, а храм закроет, и таким образом религиозный вопрос в селе будет решен.

В самый день праздника Рождества Христова, 7 января, начальник Пеновского отделения НКВД допросил монаха Виталия.

— Следствие располагает данными о том, что вы проводили нелегальные сборища верующих в деревне Пустошка Слаутинского сельсовета, где обрабатывали в антисоветском направлении верующих, особенно из единоличников.

— Нелегальных сборищ верующих я не организовывал, в деревне Пустошка очень часто посещал верующих... в октябре 1936 года я один молился по молитвеннику... было это часов в десять вечера, и, как видно, многие узнали об этом молении...

Сведений этих было недостаточно для ареста — указа об аресте всех священнослужителей тогда еще не было, и монах Виталий после допроса был освобожден. Только в конце июля и начале августа последовали указы об уничтожении Русской Православной Церкви, и тогда уже 4 августа монах Виталий был арестован и заключен в Осташковскую тюрьму и 6 августа допрошен.

— Скажите, признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности?

— Нет, виновным себя не признаю.

— Следствием установлено, что вы группировали вокруг себя единоличников, среди которых вели антисоветскую агитацию. Скажите, признаете ли себя в этом виновным?

— Я посещал квартиры единоличников... и сам живу у единоличницы... Посещая квартиры единоличников, я никогда не вел с ними антисоветских разговоров, так что виновным себя в антисоветской агитации не признаю.

— Скажите, какую цель вы преследовали, посещая единоличников?

— Посещая единоличников, я никакой корыстной цели не преследовал.

— Посещая единоличников, какие разговоры или беседы вы с ними вели?

— Сейчас припомнить этих разговоров не могу.

Снова НКВД допросил «дежурных свидетелей». В частности, был вызван такой противник церкви в селе, как председатель колхоза «Путь Ленина». Он рассказал, что церковники просили его продать старый сарай для починки крыльца в церкви, но он отказал им. Также он показал, что заходил в церковную сторожку, где в это время были единоличники. Он потребовал от них, чтобы они разошлись. Но и в следующий раз, когда по доносу одного из колхозников он зашел в церковную сторожку, он застал крестьян читающими Священное Писание и сказал:

— Как вам не стыдно собираться в рабочее время!

Один из присутствующих ответил:

— А вам какое дело, что мы здесь собрались, вы работаете в колхозе, а мы работаем на стороне и покупаем хлеб в кооперации. Он стал настаивать, чтобы все разошлись.

— По-моему, — заключил председатель свои показания, — у них организована антисоветская группировка...

После этого снова был допрошен монах Виталий.

— Чем вызван ваш уход из Ниловой пустыни?

— Я ушел из Ниловой пустыни потому, что монастырь со всеми монахами разогнали и вместо монастыря организовали детскую колонию.
— Как вы устроились дьячком и одновременно церковным сторожем хвошнянской церкви, кто вас туда рекомендовал?

— По прибытии из ссылки мне кто-то из служителей церковных сказал, что в хвошнянской церкви требуется сторож, и я пошел и был принят на работу.

— Сколько раз вы присутствовали на заседании церковной двадцатки в течение 1936 и 1937 годов и какие там вопросы обсуждались?

— Я был на заседании церковной двадцатки один раз, когда меня нанимали. От других собраний я отходил и, когда был еще, не помню.

— Проживая у гражданки Марии Вишняковой, куда часто собирались единоличники и верующие колхозники, что вы им рассказывали и внушали?

— Собирались или нет у Марии Вишняковой верующие, я не знаю, сам же я избегал собраний. С отдельными лицами встречался.
— Какие у вас, церковников, были разговоры о конституции, займе и о положении в колхозах?

— О конституции я слышал, что люди довольны конституцией. О займе я разговаривал лишь с уполномоченным при подписке на заем. О колхозах велся разговор, что нынче хороший урожай и колхозники этим довольны.

Чтобы склонить обвиняемого к самооговору, следователь устроил очную ставку монаха Виталия с председателем колхоза, который сказал, что в марте 1936 года, зайдя в здание церковной сторожки, он застал здесь заседание двадцатки.

— Обвиняемый Кокорев, вы признаете, что в марте 1936 года в сторожке хвошнянской церкви было нелегальное сборище церковников, на котором вы присутствовали и вели антисоветскую пропаганду? — спросил следователь.

— В марте 1936 года никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях я не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался.

— Свидетель, скажите, — обратился следователь к председателю колхоза, — в августе 1936 года на нелегальном сборище был Кокорев или нет, что там обсуждали?

— В августе 1936 года я зашел в сторожку и в повышенном тоне сказал: «Зачем собрались в рабочее время?» Александров, бывший кулак, заявил: «А какое вам дело до нас, нечего здесь ходить, вы работаете за трудодни, но ничего не получаете, а мы, где хотим, там и работаем, и купим себе хлеба, торговля свободная». Я предложил им разойтись, так как они собрались в рабочее время и отвлекают колхозников; через несколько минут они разошлись.

— Вы, обвиняемый Кокорев, были на сборище в сторожке церкви в августе 1936 года, где Александров выступал с антисоветскими выражениями, споря с вошедшим председателем колхоза?

— В августе 1936 года на нелегальном сборище в сторожке церкви я не был ни разу и не помню, было ли такое собрание, где бы Александров и другие присутствовали и их разогнал председатель колхоза.

Были вызваны и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября Тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу. Он был расстрелян 7 октября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Свои именины сегодня совершают христиане, нареченные в честь святых Виталия, Федора, Димитрия, Всеволода, Луки, Платона.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Виталия Александрийского.

Инок монастыря преподобного Серида пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском.

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера, зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте в эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением монаха, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такового своей одеждой, чтобы никто не видел его греха». Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар от монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: «Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя». У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Одним из важнейших духовных упражнений для укрепления себя в вере, для просвещения своего ума является чтение и изучение Священного Писания. «Изучайте Священное Писание, - говорит Господь, - ибо Вы думаете через него иметь жизнь вечную, а Писание свидетельствует обо Мне. Я пришел не судить мир, но спасти мир. Слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний час». Слово Божие, Евангелие, Благая весть, Священное Писание, - это то, что необходимо знать и любить, напитываться вниканием, вдумыванием, вслушиваением в него.

Вновь хочется предложить некоторые размышления митрополита Антония Сурожского об упражнении в созерцательном подходе, касающемся и внутрисемейных отношений, и каждого человека, встречающегося на нашем пути. Приложимо это не только к людям, но и к Священному Писанию, и к жизни в целом.

«Мы читаем Писание и находим, что оно устаревает, каждый отрывок мы читали так часто, каждый образ привычен, — пока читаются первые слова отрывка, мы уже можем себе представить и пересказать весь дальнейший эпизод. Но устаревает не слово Божие, устаревает наша восприимчивость. Мы не стали новыми, не дали себе возродиться при первом чтении и потому возвращаемся ко второму прочтению немного менее восприимчивыми, немного отяжелевшими.

Если позволите, приведу образ не из Писания и не слишком богословский: я помню, что мой дедушка любил выпить стакан вина; и однажды он сказал: “Когда я выпью стакан вина, то становлюсь другим человеком, и этот другой человек тоже хочет выпить стакан вина”. Не могли бы мы точно так же поступать с Писанием? Разве не потому мы не нуждаемся «во втором стакане вина», что не стали другим человеком? Второй стакан вина — это многовато, но один стакан вина каждому новому человеку — в самый раз. И поэтому существенно важно, чтобы то, что мы читали, стало жизнью, чтобы и молитва воплощалась в жизнь.

Если мы прочли молитву, она должна стать программой действия, а не программой, которую мы представляем Богу выполнять за нас».

Мы не Богу декларируем то, что Ему нужно сделать, мы сами для себя ставим задачи, но их надо выполнять.—

«Если мы прочли отрывок из Писания и он что-то значит для нас, он должен стать жизнью, тогда он изменит нас достаточно, чтобы этот самый отрывок в следующий раз стал абсолютно новым, так же как и еще в следующий раз. Но если мы не изменимся, то нам покажется, что это просто повторение.

Знаете, это все равно что отправиться на прогулку за город. Смотришь на дерево ранним утром, в полдень, на закате; дерево не меняется, и однако какое оно разное! Объективно дерево все время одно и то же, но ваше видение совершенно различно. Таким же образом на фоне происходящих в нас изменений слова Писания приобретают для нас вечно обновляющееся значение. Но для этого требуется читать внимательно, вдумчиво, то есть следует освободиться от предвзятых идей, вникнуть: что же Бог хотел сказать, отбросить подсознательное мнение, будто Он это так часто говорил, и какая от этого польза.

Старайтесь понять очень точно, что именно Он сказал, и относитесь к отрывкам из Писания как к письму от любимого вами человека. Мы не вычитываем ошибки на письме, мы не читаем с красным карандашом в руке, проставляя там и сям точки и запятые, мы не останавливаемся на формальном смысле слов, мы читаем в словах всю душу человека, хотя слова временами так просты и ничего не сказали бы кому-нибудь другому, но мы-то знаем, что за ними стоит. Мы читаем письмо так, как мы смотрим на витраж. Витраж передает нам тему: это может быть поклонение волхвов или Воскресение, он также дает нам ощущение красоты, поскольку у него яркие, живые цвета, прозрачные, сверкающие. Но витраж также заставляет нас думать о свете, который льется в окно и придает смысл картине; без света и картины не было бы, только темное пятно на стене и никакой красоты.

Таким же образом мы должны научиться читать Писание, читать так, чтобы воспринять то, что Святой Дух вложил в данный эпизод. Но чтобы достичь этого, мы не должны набрасываться на текст, мы должны научиться сидеть и смотреть. Смотреть, как мы смотрим на дерево на закате, как смотрим в лицо, от которого не можем оторвать глаз, в витражное окно, на творение великого мастера; слушать, как мы слушаем великую музыку, которая намного превосходит нас и потому обнимает, охватывает нас и делает нас глубже, шире, приобщает нас к богатству мира, иначе оставшемуся бы для нас чуждым.

Все это созерцательный подход. Как это важно для человеческих отношений, как бесконечно важно для устойчивости наших собственных мыслей и нашего внутреннего «я». Если мы приобретем такой подход, то ничто не поколеблет нашу жизнь, не ворвется в нее; все будет возникать перед нами, как дар Божий нам, чтобы мы увидели и поняли; все — человек или ситуация — будет тем, по отношению к чему мы можем быть действием Божиим, если только научимся смотреть так, чтобы видеть, и слушать так, чтобы слышать и понимать.

Есть места в Писании, где в какой-то момент Бог говорит со мной лично. Есть другие места, которые несущественны для меня в данный момент, и это вполне естественно. Подумайте о том, как возникли Евангелия. Христос говорил иногда с одним человеком или с двумя, гораздо чаще с небольшой группой или с толпой людей. Один человек задавал вопрос, и Он говорил с этим человеком. Кто-то в толпе разделял интерес к теме; ответ Христа был обращен и к ним. Большее число людей смутно понимали, о чем вообще идет речь; они слушали и сохраняли то, что могли извлечь из слов Христа, оно должно было принести плоды позже.

Но многие пожимали плечами (именно так говорится в Писании) и говорили: “Не понимаем, о чем Он говорит, что Он имеет в виду?” То, что Он говорил, было выше их, вне сферы их опыта и понимания. То же самое с нами. Когда мы читаем отрывок из Писания, может оказаться, что в этот момент Господь обращается к нам лично; в других случаях я случайно слышу, что Он говорил другому человеку, чьи переживания или опыт так мне близки, что Его слова делаются мне понятны, отвечают на вопрос, который я не задал, но который во мне был. А порой Он обращается не ко мне, и я должен быть готов жить бесконечным богатством уже данным мне, без новых и вечно обновляющихся откровений».

Изучайте Священное Писание, вдумывайтесь, вчитывайтесь, потому что в этих словах открывается Бог. По словам Священного Писания человек может, как по ниточке, выйти из лабиринта лжи, пустоты, бессмыслицы и прийти к глубокой, полноценной открывшейся для души истине. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

Пре-по-доб-ный Ви-та-лий, инок мо-на-сты-ря пре-по-доб-но-го Се-ри-да, при-шел в Алек-сан-дрию при свя-ти-те-ле Иоанне Ми-ло-сти-вом (па-мять 12 но-яб-ря), пат-ри-ар-хе Алек-сан-дрий-ском (609-620).

Свя-той, до-стиг-нув ста-ро-сти (ему бы-ло 60 лет), дерз-нул взять на се-бя необы-чай-ный по-двиг: он за-пи-сал к се-бе в по-мян-ник всех блуд-ниц Алек-сан-дрии и на-чал усерд-но мо-лить-ся о них. Пре-по-доб-ный тру-дил-ся с утра до ве-че-ра и за-ра-ба-ты-вал каж-дый день 12 мед-ных монет. Ве-че-ром свя-той по-ку-пал се-бе один боб, ко-то-рый съе-дал не ра-нее за-ка-та солн-ца. Осталь-ные день-ги он от-да-вал од-ной из блуд-ниц, к ко-то-рой при-хо-дил на ночь и го-во-рил: "Умо-ляю те-бя, за эти день-ги со-блю-ди се-бя в чи-сто-те эту ночь, не гре-ши ни с кем". За-тем пре-по-доб-ный за-пи-рал-ся с блуд-ни-цей в ее ком-на-те, и по-ка блуд-ни-ца спа-ла, ста-рец всю ночь мо-лил-ся, чи-тая псал-мы, а утром ти-хо ухо-дил от нее. И так он де-лал каж-дый день, по-се-щая по оче-ре-ди всех блуд-ниц, при-чем брал с них клят-ву, что они со-хра-нят в тайне цель его по-се-ще-ний. Жи-те-ли Алек-сан-дрии, не зная прав-ды, воз-му-ща-лись по-ве-де-ни-ем ино-ка, вся-че-ски оскорб-ля-ли его, а он по-кор-но тер-пел все на-смеш-ки и толь-ко про-сил не осуж-дать дру-гих.

Свя-тые мо-лит-вы пре-по-доб-но-го Ви-та-лия спас-ли мно-гих пад-ших жен-щин. Од-ни из них ушли в мо-на-сты-ри, дру-гие вы-шли за-муж, тре-тьи на-ча-ли чест-но тру-дить-ся. Но рас-ска-зать о при-чине сво-е-го ис-прав-ле-ния и тем снять об-ви-не-ния с пре-по-доб-но-го Ви-та-лия они бо-я-лись - их свя-зы-ва-ла клят-ва, взя-тая свя-тым. Ко-гда од-на из жен-щин на-ру-ши-ла ее и ста-ла оправ-ды-вать мо-на-ха, она впа-ла в бес-но-ва-ние. Алек-сан-дрий-цы по-сле это-го не со-мне-ва-лись в гре-хов-но-сти пре-по-доб-но-го.

Неко-то-рые кли-ри-ки, со-блаз-нив-ши-е-ся по-ве-де-ни-ем мо-на-ха, до-нес-ли на него свя-то-му пат-ри-ар-ху Иоан-ну Ми-ло-сти-во-му. Но он не по-ве-рил до-нос-чи-кам и ска-зал: "Пе-ре-стань-те осуж-дать, осо-бен-но ино-ков. Раз-ве не зна-е-те, что про-изо-шло на Пер-вом Ни-кей-ском Со-бо-ре? Неко-то-рые из епи-ско-пов и кли-ри-ков при-нес-ли друг на дру-га пись-мен-ные до-но-сы бла-жен-ной па-мя-ти ца-рю Кон-стан-ти-ну Ве-ли-ко-му. Он по-ве-лел при-не-сти за-жжен-ную све-чу и, да-же не про-чи-тав пи-са-ний, сжег их и ска-зал: "Ес-ли бы я соб-ствен-ны-ми гла-за-ми уви-дел со-гре-ша-ю-ще-го епи-ско-па, или свя-щен-ни-ка, или ино-ка, то по-крыл бы та-ко-го сво-ей одеж-дой, чтобы ни-кто не ви-дел его гре-ха"". Так муд-рый свя-ти-тель при-сты-дил кле-вет-ни-ков.

Пре-по-доб-ный Ви-та-лий про-дол-жал свой труд-ный по-двиг: яв-ля-ясь пе-ред людь-ми греш-ни-ком и блуд-ни-ком, он при-во-дил за-блуд-ших к по-ка-я-нию.

Од-на-жды, вы-хо-дя из блу-ди-ли-ща, пре-по-доб-ный встре-тил шед-ше-го ту-да юно-шу - блуд-ни-ка, ко-то-рый с бра-нью уда-рил его по ще-ке и за-кри-чал, что мо-нах по-зо-рит имя Хри-ста. Пре-по-доб-ный от-ве-тил ему: "По-верь мне, что за ме-ня, сми-рен-но-го, и ты по-лу-чишь та-кой удар по ще-ке, что вся Алек-сан-дрия сбе-жит-ся на твой крик".

Спу-стя неко-то-рое вре-мя пре-по-доб-ный Ви-та-лий по-се-лил-ся в неболь-шой кел-лии и в ней но-чью скон-чал-ся. В тот же час пе-ред юно-шей, уда-рив-шим стар-ца, по-явил-ся страш-ный бес, уда-рил его по ще-ке и за-кри-чал: "Вот те-бе удар от мо-на-ха Ви-та-лия". Юно-ша на-чал бес-но-вать-ся. Он в ис-ступ-ле-нии ка-тал-ся по зем-ле, рвал на се-бе одеж-ду и кри-чал так гром-ко, что со-брал мно-же-ство на-ро-да.

Ко-гда через несколь-ко ча-сов юно-ша при-шел в се-бя, то по-бе-жал к кел-лии пре-по-доб-но-го, взы-вая: "По-ми-луй ме-ня, раб Бо-жий, что я со-гре-шил про-тив те-бя". У две-рей кел-лии он окон-ча-тель-но при-шел в се-бя и рас-ска-зал со-брав-шим-ся о сво-ей встре-че с пре-по-доб-ным Ви-та-ли-ем. За-тем юно-ша по-сту-чал в дверь кел-лии, но не по-лу-чил от-ве-та. Ко-гда дверь взло-ма-ли, то уви-де-ли, что пре-по-доб-ный пре-ста-вил-ся к Бо-гу, стоя на ко-ле-нях пе-ред ико-ной. В ру-ках у него был сви-ток со сло-ва-ми: "Му-жи алек-сан-дрий-ские, не осуж-дай-те преж-де вре-ме-ни, по-ка не при-дет Гос-подь, Пра-вед-ный Су-дия".

В это вре-мя при-шла бес-но-ва-тая жен-щи-на, на-ка-зан-ная пре-по-доб-ным за на-ру-ше-ние тай-ны его по-дви-га. При-кос-нув-шись к те-лу свя-то-го, она ис-це-ли-лась и рас-ска-за-ла на-ро-ду обо всем, слу-чив-шем-ся с нею.

Ко-гда о смер-ти пре-по-доб-но-го Ви-та-лия узна-ли спа-сен-ные им жен-щи-ны, они со-бра-лись и рас-ска-за-ли о доб-ро-де-те-лях и ми-ло-сти свя-то-го.

Свя-ти-тель Иоанн Ми-ло-сти-вый ра-до-вал-ся, что не по-ве-рил кле-вет-ни-кам и не осу-дил пра-вед-ни-ка. За-тем при сте-че-нии по-ка-яв-ших-ся жен-щин, об-ра-щен-ных пре-по-доб-ным Ви-та-ли-ем, свя-той пат-ри-арх тор-же-ствен-но про-нес его остан-ки через весь го-род и пре-дал их чест-но-му по-гре-бе-нию. С тех пор мно-гие алек-сан-дрий-цы по-ло-жи-ли се-бе за-вет не осуж-дать ни-ко-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Виталию Александрийскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вита́лие, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать , как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, Виталий, дух твой.

Кондак преподобному Виталию Александрийскому, глас 2

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нные моли́твы/ я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния./ Вита́лие, о́тче наш,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Виталий, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Виталию Александрийскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Вита́лие, не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ ду́ша со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...