Значение солнца в древней мифологии. Символика и мифология планет, солнце

Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему?

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира.

Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе.

I. Представления древних славян о солнце

На народные представления о Солнце оказывала свое влияние церковь. В древнерусской литературе, особенно в былинах с Солнце сравнивали князя: «Ой, ты князь, Владимир Красное Солнышко» или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» - это родственник или просто любимый человек.

В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.

В славянских поверьях Солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. На восходе в Пасху Солнце «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу - купается в воде.

1. 1. Солнце в устном народном творчестве

Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе.

▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает.

▪ Солнышко нас не дожидается.

▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке.

▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам.

▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

▪ При солнышке тепло, при матери добро.

По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется:

За горушки она за высокия,

За облачка она за ходячии.

К красну солнышку девица во беседушку,

К светлу месяцу она в приберегушку!

В русских песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена - с Солнцем, а звезды - с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц - это мужичина, а Солнце - женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе:

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки,

А сестрицы - белы Зорюшки».

В русской свадебной песне: «Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста». Русские загадки про Солнце:

▪ Красная девушка по небу ходит.

▪ Красная, девушка в окно глядит.

▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы.

▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

1. 2. Художественное изображение солнца

В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1.

Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. «Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо», У болгар декабрь назывался «коложег», т. е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: «Жили в лесу, молились колесу». В народных песнях пели: «Колесом-колесом сонычко в гору йде» - приложение 2.

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше - утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги - заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4.

Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5.

В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7.

Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8.

Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9.

1. 3. Солнце - божество

Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило.

Даждьбог - Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он -веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.

Свет и сила Бог Ярило

Красное солнце наше

Нет тебя в мире краше!

Даруй Бог света, теплое лето.

А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой:

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем.

Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего Солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К Солнцу или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах:

Стану я на сырую землю,

Погляжу я на восточную сторонушку,

Как красное солнышко воссияло,

Припекает мхи-болоты, черные грязи.

Так бы припекала, присыхала обо мне.

1. 4. Суеверия, связанные с солнцем

Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.

Пытались древние славяне объяснить, откуда появилось Солнце, так рождались мифы и легенды о Солнце. В легенде «Рождение солнца» солнце предстает в образе отрицательного и злого героя, но так люди пытались пояснить появление Солнечного диска на небе.

И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать.

II. Солнце в современной и классической литературе

В славянском фольклоре Солнце предстает как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к Солнцу отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное, этот сюжет использован П. П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек - Горбунок».

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к Солнцу за помощью:

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в совете?. »

В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе.

Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. "Сказка ложь, да в ней намек", - лучшее тому доказательство из уст самого сказочника.

В сказке К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» Солнце становится на защиту человеку, и показывает читателю, что лаской и добром можно добиться большего, чем угрозами.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

В корякской народной сказке «Сохолылан»Солнце предстает перед нами не образе доброго, ласкового солнца, а трусливым, завистливым получеловеком, полубожеством, не захотевшим из-за красавицы обогревать земли, где находится тундра. Так коряки, пытаются объяснить условия и традиции своего жизненного уклада: вечную мерзлоту и полярную ночь.

Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом.

Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей.

Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно.

В поле зернышка не видно!

К. И. Чуковский «Краденое солнце»

Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает.

У подсолнуха забота –

Ни минуты без заботы,

Пока солнышко стоит:

Как радар за самолетом,

Он за солнышком глядит. (В. Мусатов)

Ра — бог Солнца, рожденный Хаосом, был властелином всей Вселенной. После того как он победил силы Мрака, он породил сына Шу и дочь Сохнет, которые создали Гебу (Землю) и Нут (Небо). А те в свою очередь дали жизнь Осирису и всем остальным богам.{jcomments on}

Ра сотворил мир и стал его полновластным господином и властелином. Сила его происходила от одного таинственного магического слова, которое никто не должен был знать. Если бы кто-нибудь узнал это магическое слово, Ра немедленно потерял бы свою силу и власть.

Бог Солнца в египетской мифологии


Исида — правнучка Ра, владевшая тайнами всех магий, решила завладеть и силой, и властью бога Солнца Ра. Она подослала к нему ядовитую змею, которая ужалила старого Ра, и он начал корчиться от боли. Только Исида могла избавить его от невыносимых страданий. Долго Ра умолял свою правнучку помочь ему, но она отказывала, настаивая на том, чтобы он сказал ей это таинственное слово. Долго мучился Ра, и когда уже не смог больше терпеть мучения, он был вынужден открыть свою тайну: это было слово Ра — его собственное имя. Боль сразу прошла, но в тот же миг Ра потерял свою силу и власть над миром. Люди уже не почитали его как бога. Опустели храмы, никто не приносил больше ему жертвоприношений. Рассердился тогда Ра и решил уничтожить весь род человеческий.

Ра послал на Землю свою ужасную дочь Сохмет. У нее была голова львицы, и Сохмет уничтожала все на Земле, как огненная стихия. Наступил повсюду мор, слышались на Земле только плач и стенания. Вспомнили тогда люди о боге Ра и стали посылать ему свои горячие молитвы, чтобы он избавил их от неминуемой гибели.
Сжалился Ра над людьми, укротил он страшную Сохмет, но не хотел уже больше оставаться среди людей и отправился на Небо. Там на своей ладье он плавал по Небесному Нилу и освещал своим светом всю Вселенную.

Сохмет

Каждый день, когда Ра заканчивал свой дневной путь, он спускался на Землю на Западных горах, там, где был вход в подземное царство. Там он пересаживался с дневной ладьи на ночную и на ней плавал по Подземному Нилу. Но в полночь на него набрасывался его вековечный враг — чудовищный змей Апоп. Чтобы уничтожить бога Солнца, Апоп выпивал воды Подземного Нила. Но Ра снова побеждал его и заставлял выпускать проглоченную воду. Снова начинал течь Подземный Нил, и по нему Ра продолжал свое плавание до Восточных гор. Как только он доплывал до них, он перебирался на свою дневную ладью. Плавая по Небесному Нилу, Ра посылал свой свет на Землю. Люди радовались и каждое утро встречали появление Ра на востоке молитвами. Они пели гимны, в которых прославляли его милости и благодеяния человеческому роду на всей Земле.


Обожествление Солнца — явление, распространённое во многих частях света, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца. С именем Солнца в империи инков связаны и две наиболее известные легенды о сотворении государства детей солнца.


Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков - город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.


Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.


На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распространенное и популярное из них - Инпги. В некоторых районах империи инков боги Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.


Инки были твёрдо уверены в бессмертии души. Они полагали, что любой аристократ, даже совершивший много грешных поступков, в любом случае окажется после смерти в обители Солнца, где царит тепло и изобилие. В обитель солнца могли попасть и рядовые, но добродетельные люди, а грешники-простолюдины попадали в своего рода преисподнюю око-пака, где их ожидал бесконечный холод и голод.


По материалам: легенды цивилизации майя.

В японской мифологии

В шумерской мифологии

Даждьбог в славянской мифологии. Бог Солнце.

Обожествление солнца


Солнце почиталось восточными славянами издавна. Недаром арабский писатель X века Аль-Масуди называет славяноязычников солнцепоклонниками.


В апокрифе XII века «Хождение Богородицы по мукам» среди других славянских богов упоминается и бог Солнце. К солнцу как к божеству обращается в плачемолении Ярославна. Вот как об этом пишет автор «Слова о полку Игореве»:


Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно. Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего милого? В поле безводном жаждою им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло?..»


Да и главные герои «Слова о полку Игореве» Олег и Игорь считали себя внуками бога Солнца.


Бесспорно, древний славянин видел в солнце могущественного подателя тепла и света, представляя его раскаленным небесным огнем, колесом, от которого всецело зависели его жизнь и благополучие. Смены времен года вызывали представления об умирающем и оживающем боге. О солнце говорили как о живом существе: оно пробуждается ото сна, садится, прячется за тучи.


Солнцем клялись при заключении мирных договоров: клятвы и заклинания провозглашались в сторону восхода божественного светила. Часто жрецы, волхвы и другие служители верховного божества на земле выступали от его имени. Красному солнцу, оживляющему всю природу, посвящались и особые праздники – Ивана Купала, Коляды, проводов. Они сопровождались обрядовыми играми, танцами и песнями, в которых люди прославляли солнце, просили у него дождя и урожая. Однако солнце бывало не только добрым. Как живое существо, оно гневалось на людей, иногда приносило и несчастья. В «Слове о полку Игореве» солнце своими горячими лучами губит воинов князя Игоря.


Как видим, более всего почитали славяне светлое-тресветлое солнце. Поэтому и неудивительно, что красному солнцу поклонялись Кий, Щек и Хорив, их воины и рядовые киевляне. Со временем они могли называть солнце Трояном. Недаром имя этого божества четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве» при указании «веков Трояна», «земли Трояна», «тропы Трояна» и «седьмого века Трояна».


Первоначальное значение Трояна заключается в триедином божестве, признававшемся многими религиями древних народов во все периоды человеческой цивилизации. В Древней Руси слово Троян толковали как три солнца в одном, то есть три Яна.


Другие восточнославянские племена, соседи полян, могли называть солнечное божество по-своему. Поэтому в древних памятниках встречаем такие имена солнца у восточных славян, как Даждьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян.

КОГДА СОЛНЦЕ БЫЛО БОГОМ

Славянский бог Семаргл, олицетворяющий Солнце

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ

После того как Уран (Небо) стал господином всего света, он женился на благодатной Гее (Земле). И родилось у них шесть сыновей и шесть дочерей — могучих и страшных титанов и титанид.

Титан Гиперион и старшая дочь Урана Тейя имели троих детей — Гелиоса (Солнце), Селену (Луну) и Эос (Зарю).

Далеко на восточном краю Земли находился золотой чертог Гелиоса — бога Солнца. Каждое утро, когда начинал розоветь восток, розовоперстая Эос открывала золотые ворота, и из ворот выезжал Гелиос на своей золотой колеснице, которую влекли четыре белых, как снег, крылатых коня. Стоя в колеснице, Гелиос крепко держал поводья своих буйных коней. Весь он сиял ослепительным светом, испускаемым его золотой длинной одеждой и лучезарным венцом на голове. Его лучи озаряли сначала самые высокие горные вершины, и они начинали пылать, словно были охвачены буйными языками огня.


Все выше и выше поднималась колесница, и лучи Гелиоса лились на Землю, давая ей свет, тепло и жизнь.

После того как Гелиос достигал небесных высот, он начинал медленно спускаться на своей колеснице к западному краю Земли. Там, на священных водах Океана, его ждала золотая ладья. Крылатые кони вносили колесницу с седоком прямо в ладью, и Гелиос несся на ней по подземной реке на восток в свои золотые чертоги. Там Гелиос отдыхал ночью. С наступлением дня он снова выезжал на своей золотой колеснице на небесные просторы, чтобы дарить свет и радость Земле.

В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите. Вращение происходит вокруг Солнца.

обозначение Солнца в астрологии, круг и посредине точка.

Солнце – центральное божество.

Солнце обращается вокруг своей оси, а значит, вокруг солнечной системы, за 25 суток. Самое короткое расстояние от земли до солнца в январе, когда в северном полушарии зима (тогда говорят, Солнце стоит низко).

Символ обозначения Солнца, корнями уходит в развитие общества, и можно предположить, что когда-то давно, человек поставил и сказал: «Это Я». Потом эту точку, он обвел кружком, и получилось то, что отделило его от мира. Поэтому, символ, точка, обведенная кружком, расшифровывается как «сознание ».

В мифологии все взаимосвязано, все можно разложить на язык сегодняшней терминологии.

В древнегреческой мифологии, бог солнца мог даровать жизнь, поддерживать ее в разной степени интенсивности, сделать человека очень энергичным, очень здоровым, или наоборот.

Бог солнце был сыном Титанов Гипериона и Тейи. У римлян, бог солнце назывался Гелиос, сын неба и земли (Урана и Геи). Уран, это небо. Гея, это земля. Солнце, это сын неба и земли. В Мифологии разных народов Солнце называлось по разному:

Мирта — в Персии, Индии, Иране;

Яр или Ярило в мифологии славян;

Молох — в древнем Карфагене;

Тонатиу — в мифологии древних ацтеков и Майя;

Аматерасу — в Японии.

Солнце - источник жизни и плодородия. Человечество издавна почитало светило, согревающее Землю, дающее свет и радость населяющим планету существам. Поэтому почти у каждого народа был свой аутентичный символ солнца, которому поклонялись и приносили дары.

Коловрат

На Руси так называли крест с изгибами. Коловрат - символ солнца у славян, который наши предки трактовали как «солнцеворот», или просто «вращение». Его изображение в виде орнамента часто наносили на иконостасы и алтари храмов, ризы и военное оружие и стяги дружины, крыши домов и бытовую утварь. Даже до наших дней фрагменты этих росписей сохранились: их можно увидеть в древних церквях Новгорода, Киева и Чернигова. А раскопки славянских поселений и могильных курганов свидетельствуют о том, что многие города имели чёткую форму коловрата, лучи которого указывали на четыре стороны света.

Символ олицетворял Ярило-Солнце, и вечный свет. Он являлся для людей оберегающей силой, защитой от демонов ада и людской агрессии. Недаром знак рисовали на красных щитах мужественных воинов, которые шли на смертный бой. Коловрат вызывал панический ужас у противников русичей, поэтому на протяжении многих веков наши доблестные предки успешно противостояли нашествиям других народов и племён.

Языческий бог Солнца

Он имел четыре ипостаси в зависимости от времени года:

  1. Солнце-младенец Коляда. Зимнее светило, слабое и беззащитное. Рождалось ранним утром после ночного декабрьского солнцестояния.
  2. Солнце-юноша Ярило. Окрепшая звезда, появляющаяся в день весеннего равноденствия.
  3. Солнце-муж Купайло. Могучее светило, что выкатывалось на небосклон в
  4. Солнце-старик Световит. Стареющее и мудрое светило, знаменующее собой день осеннего равноденствия.

Как видим, символ солнца постоянно фигурировал в календаре наших предков, указывая не только на смену времени года, но и на Эти четыре дня были важными языческими праздниками, во время которых славяне устраивали танцы и пиршества, приносили жертвы богам и восхваляли их церемониальными песнями. Кроме того, светило постоянно фигурировало и в других обрядах. Например, оно - символ Масленицы. Солнце во время проводов зимы воплощалось в форме блинов: таким образом наши предки призывали звезду проснуться и согреть Землю.

Орёл

Если у древних славян главный оберег человека коловрат и символ Масленицы солнце присутствовали во время проведения многочисленных обрядов, то у других народов мира солярные знаки не были настолько массово распространены. Конечно, светило почитали во всём мире, но только русичи повсюду рисовали его изображение: начиная от домов, заканчивая мелкими домашними предметами. Они также верили, что символом солнца является орёл. Но еще больше культу этой гордой птицы поклонялись в Греции и Китае.

Эти народы выбрали орла не случайно: его полёт, жизнь под облаками всегда были освещены лучами светила. Люди верили, что птица была посланником богов, поэтому она может долететь до звезды и даже слиться с нею. Орёл символизировал высоту и который может взмыть в небеса. Если же его рисовали среди молний и грома, он указывал на смелость и способность преодолеть любые трудности. К тому же Гомер утверждал, что птица, держащая когтями змею, - символ победы.

Символы солнца у других народов

Светило особо почиталось индейцами, которые жили на территории Перу и Мексики. Подобно славянам, грекам и китайцам, они поклонялись орлу: его перья часто украшали их головные уборы, наделяя человека определённым статусом и даруя ему защиту. Кроме того, инки изображали звезду в виде человека с золотистым лицом дискообразной формы, ацтеки же ассоциировали его с богом войны - Уицилопочтли. Ещё один индийский символ солнца - тот же коловрат, имеющий несколько отличий от славянского: его рисовали в форме колеса, свастики, круга в окружении лучей или простого диска.

Жители Индонезии символом светила считали кошачью морду. В США солнце изображали с хитринкой в глазах, а на Майорке - грустным. В Испании верили, что луна - прародительница звезды, у малайцев эти два светила были супругами, а в русском фольклоре - сёстрами. В символ солнца - хризантема. А у египтян светило ассоциировалось со скарабеем. Древнего бога солнца Хепри тут изображали в виде жука, катящего по облакам небесное светило.

«Солнечные» божества

В Греции таковым считали Гелиоса, в самом имени которого уже чувствовалось сияние лучей и полыхание огня. Часто его изображали в виде могучего красивого юноши: глаза сверкали, волосы развевались на ветру, прикрытые золотистым шлемом или короной. Каждое утро он появлялся на небе в солнечной колеснице, запряжённой четырьмя крылатыми конями.

У римлян символ солнца - бог Аполлон, покровитель света, искусства, науки и сельского хозяйства. Его оружие - стрелы - изображали в форме

Что касается древних персов, то у них воплощением светила являлся Митра. Его рисовали в виде потока света, который соединяет людей с мраком.

В древнеегипетской мифологии богом солнца был Ра, представленный в виде человека, огромного кота или орла, голову которого венчала звезда. Летнюю засуху и зной считали его гневом, посланным на людей за их грехи.

Как видим, Солнце почитается ещё с незапамятных времен. В наши дни ему тоже поклоняются: в разных странах мира даже открывают музеи, посвящённые этому светилу.

Хоть и утопали во мраке язычества и поклонялись не единому Богу, а целому пантеону богов, представляющих собой силы природы, были между тем людьми неглупыми и весьма наблюдательными. Они заметили, например, что каждому времени года соответствует своя, определённая фаза небесного светила. Вот только вывод сделали несколько поспешный ― если характер солнца меняется четырежды в год, значит, и богов, им повелевающих, должно быть четверо.

Четырёхликий бог солнца у славян

Логика их рассуждений была проста и по-житейски понятна. Не мог же в самом деле один и тот же бог устраивать летом жару, от которой выгорала земля, а зимой позволять морозам сковать природу льдом. Вот и возложили ответственность за всё происходящее в годичном цикле на четырёх богов ― Хорса, Ярилу, Даждьбога и Сварога. Таким образом, бог солнца в славянской мифологии получился четырёхликим.

Бог зимнего солнца

Новый год у наших предков наступал в день зимнего солнцестояния, то есть в конце декабря. С этого дня и до весеннего солнцестояния в свои права вступал Хорс. Этот бог солнца у славян имел вид некоего мужа средних лет, облачённого в плащ лазурного цвета, под которым виднелась рубаха, сшитая из грубого полотна, и такие же порты. На его румяном от мороза лице всегда лежала печать грусти от сознания своего бессилия перед ночными холодами.

Однако он был вполне способен усмирить метели и вьюги. При появлении его на небосклоне они почтительно затихали. Хорс любил в свою честь шумные празднества, сопровождавшиеся хороводами, пением и даже купанием в прорубях. Но была у этого божества и тёмная сторона ― одно из его воплощений отвечало за лютые зимние морозы. У славян днём Хорса считалось воскресенье, а металлом ― серебро.

Весенний и легкомысленный бог

С наступлением весны Хорс удалялся на покой, а его место занимал Ярило ― следующий по очереди бог солнца у славян. Он царствовал вплоть до летнего солнцестояния. В отличие от скромного на вид Хорса, Ярило представлялся в виде молодого голубоглазого красавца с золотистыми волосами. Живописно украшенный алым плащом, он восседал на огненном коне, отгоняя запоздалые холода пылающими стрелами.

Правда, ещё в те времена злые языки приписывали ему определённое сходство с любвиобильным греческим богом Эросом и даже с Вакхом ― богом вина и шумных веселий. Возможно, что и была в том доля истины, ведь под лучами весеннего солнца кружил хмель сладострастия буйные головы наших предков. За это и называли его славяне богом молодости и (понизив голос) любовных утех.

Летний повелитель солнца

Но проходили весенние дни, и в свои права вступал следующий бог солнца. У восточных славян он изображался самым величественным и полным достоинства повелителем дневного светила. Имя его было Даждьбог. Он вершил свой путь по небу, стоя в колеснице, запряжённой четвёркой златогривых крылатых коней. Сияние от его щита было тем самым солнечным светом, который озарял землю в погожие летние дни.

Почитание Даждьбога у наших предков было столь широким, что следы его капищ были обнаружены учёными при раскопках большинства древнерусских городищ. Характерной особенностью его культа является наличие рун ― образцов древней сакральной письменности, предназначенных для защиты их владельца от злых сил и помощи во всех начинаниях. Необычен и знак Даждьбога ― солярный квадрат. Это равносторонний четырёхугольник, в который вписан крест с загнутыми под прямым углом краями.

Осенний бог

И наконец, последний бог солнца в легендах славян - это Сварог. Вся осень с её ненастными днями и первыми ночными заморозками была периодом его царствования. Согласно легендам, Сварог принёс людям много полезных и нужных знаний. Он научил их добывать огонь, ковать металл и обрабатывать землю. Даже привычный в крестьянском хозяйстве плуг является подарком Сварога. Хозяек же он научил делать из молока сыр и творог.

Сварог ― самый старый бог солнца у древних славян. Он нарожал сыновей, которые пополнили собой пантеон языческих богов и вообще успел очень многое за свою жизнь. Но старость берёт своё, и поэтому его осеннее солнце холодное и тёмное. Как все старики, Сварог любит погреться. Его капищем (местом поклонения) может служить любая кузница или просто печь ― было бы лишь тепло старым костям. Это имеет подтверждение и в находках археологов. Его изображения встречались, как правило, в местах, где прежде разводился огонь.

Древнеславянский бог Ра

В заключение следует упомянуть, что известен и ещё один бог солнца у славян. О нём сохранились лишь отголоски древних легенд. Согласно этим сказаниям, он носил то же самое имя, что и его египетский аналог Ра, и являлся отцом двух языческих богов ― Велеса и Хорса. Последний, как мы знаем, пошёл по стопам отца и со временем занял его место, правда, ограничившись лишь царствованием в зимний период. Сам же бог Ра не умер, а, согласно легенде, достигнув старости, превратился в большую и полноводную реку, именуемую Волгой.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...