Знаменитые русские ораторы. Хорошее выступление оратора

В России конца XVIII - начала XIX в. складывается риторическая школа российских академиков, давшая импульс развитию университетской школы красноречия. Среди риторических сочинений особое место занимают «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, написанные в 1792 г. При жизни автора рукопись не была напечатана, и только через пять лет после смерти Сперанского, в 1844 г., «Правила» подготовил к публикации профессор Санкт - Петербургской духовной академии И.Я. Ветринский.
Первым условием успеха оратора Сперанский считает природное дарование: красноречие «есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Природному дару помочь в этом может наука. Сравнивая хорошую речь с драгоценными камнями, Сперанский говорит, что необходимо изучать, каким образом усилить сияние этих камней, очищая, отделывая их и располагая в наиболее удачном месте.
Для возбуждения страстей, считает Сперанский, «оратор должен быть сам пронзен страстью». Но при этом не умаляется значение мысли как неотъемлемой стороны истинного словесного мастерства.
Исходя из древнего афоризма Поэтами рождаются, ораторами становятся, Сперанский советовал усиливать собственное красноречие чтением правил, изучением образцов и упражнениями в сочинении. Сам автор, бесспорно, владел тайнами слова.
На рубеже XVIII—XIX вв. в развитии риторической науки в России одно из видных мест занимают труды академика И.С. Рижеского. Славу ему принесли «Логика», «Опытриторики». «Политическое состояние Древнего Рима». Книги Рижского были признаны классическими. Первый ректор Харьковского университета и первый профессор красноречия, стихотворства и языка российского в этом университете, он читал курсы по теории красноречия, истории российской словесности. Продолжая работать над риторикой, автор внес немало исправлений и дополнений, так что третье издание книги вышло под названием: «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (1809). Это издание риторики оказалось самым популярным.
Книга начинается с главы, посвященной вопросам чистоты языка, отношению к двуязычию — смешению славянской и русской речи. Это было продиктовано необходимостью нормализации и усовершенствования литературного языка. Оратор должен в совершенстве владеть родным языком, для чего необходимо, считает Рижский, чтение книг, общение с просвещенными людьми и частое обращение к Словарю российского языка.
Необычно построение риторики: книга содержит четыре части, материал в них расположен по - новому. Наиболее традиционной является вторая часть - «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или О изобретении» (главой об изобретении обычно начинались другие риторики). Третья часть — «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» - представляет собой изложение теории жанров прозаической литературы XVIII в. (от жанра писем до исторических сочинений). Четвертая часть называется «О слоге, или О совершенствах слога». Авторы риторик обычно включали раздел о слоге в главу об украшениях, но И.С. Рижский выделил тему о слоге в отдельную часть, и тому были весомые основания. Теория слога в истории русского литературного языка конца XVIII в. была чрезвычайно актуальна в связи с проблемой двуязычия.
Риторика Рижского близка по содержанию к практической стилистике. Свидетельство тому - параграфы о пристойности слов и выражений, оточности слов, о ясности сочинения, о плавности и благозвучии речи. Вот один из советов для «витии»: «Должно остерегаться стечения многих согласных или гласных букв, например. "Приношение жертв в страхе" или "Знание философии и истории". Обучение красноречию имело практическую направленность и считалось обязательным в высших учебных заведениях того времени. По мнению Рижского, внимательное упражнение в российском слове способствует задаче «хорошо изъяснять свои мысли и здраво рассуждать».
Благодаря трудам Рижского культура русской речи стала одной из центральных проблем эпохи.
Рассматривая великих русских риториков нельзя не упомянуть А.С. Никольского, который в истории риторики известен как ученый-словесник и переводчик. Самым популярным был его перевод Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений». В 1802 г. ученый был удостоен звания академика.
Особенность трудов Никольского в том, что грамматика и риторика у него дополняли одна другую. Автор рассматривал их как фундаментальные основы курса словесности. Он поставил во главу угла анализ текста и его синтаксических компонентов, стараясь дать системное представление о разных, но взаимообусловленных частях произведения.
Отличительная черта риторики Никольского — обостренное внимание к проблемам жанров. Автор характеризует прозаическую, ораторскую и стихотворную речи, что определило специфику всего теоретического курса. Рассуждая о сходстве «слога с родом сочинений», автор классифицировал слог в зависимости от жанра: философский трактат, история, басня, роман, театральная пьеса должны быть написаны по-разному.
В последней главе риторики «О произношении» автор показывает преимущества звучащей речи, рассуждая о правильности выговора «речений и периодов», о темпе речи, интонации, о повышении и понижении голоса, его напряжении и ослаблении. Это обращает внимание на особенности публично произнесенного слова.
А.Ф. Мерзляков (1778—1830) профессор Московского университета, один из самых видных представителей филологической науки в первой половине XIX в. Он был в свое время известным поэтом, переводчиком, литературным критиком. Его риторика, предназначенная учащимся светских учебных заведений, пользовалась большой популярностью. Первое издание книги вышло в Москве в 1809 г. под названием « Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона». В пособии детально разработана теория слога.
О своеобразии слога можно рассуждать, учитывая характер писателя; «сущность материи, которую избрал, и цель, которую он поставил». К существенным признакам хорошего слога автор относит «правильность, ясность, пристойность и приличие, благородство, живость, красоту и благозвучие».
Ясность является важнейшим свойством слога. Автор перечислил основные погрешности «против чистоты и правильности языка». Во-первых, не следует использовать слова, «которые необыкновенны, т.е. или слишком стары, или слишком новы, или образованы не свойственно гению языка». Во-вторых, необходимо соблюдать правила синтаксиса. В-третьих, не следует употреблять слова в несвойственном им значении или вводить «провинциализмы», которые не известны широкому кругу людей.
Отдельные главы учебника посвящены правилам сочинения писем, диалогов, ораторских речей.
К разряду учебных риторик принадлежит и книга «Основания красноречия, преподаваемые учителем Малиновским». Интересно, что с правилами красноречия автор знакомит, используя метод Сократа. Родоначальник диалектики, Сократ учил молодежь постигать истины в споре. в столкновении мнений. Малиновский по его примеру в основу изложения материала положил метод вопросов и ответов. Центральное место в пособии отводится культуре речи. Автор убежден, что речь должна быть ясной. чистой, правдивой, одушевленной по мысли, разнообразнойи полной по содержанию. В книге Малиновского прослеживается связь с античной риторикой, теорией ораторского искусства Древнего Рима.
На разработку риторических знаний в России оказал влияние новый этап развития литературного языка и художественной литературы, связанный с деятельностью Н.М. Карамзина. В центре внимания писателей и филологов, принявших активное участие влингвистической полемике начала XIX в., оказалось учение о слоге, которое предусматривало «рассмотрение эстетического совершенства мыслей и языка». Наиболее яркое отражение идеи этого направления нашли в сочинениях по риторике Н.Ф. Кошанского.
Н.Ф. Кошанский - доктор философии и свободных искусств, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее. Его учебники «Общая риторика» и «Частная риторика» были широко известны в России.
«Общая риторика» состоит изтрехтрадиционныхразделов: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». По Кошанскому, изобретение - это умение с разных сторон во множестве аспектов увидеть и понять избранный предмстописания. Автор называет «источники изобретения», которые развивают мысли, рождают ассоциации. «Они укажет вам, с какой точки зрения должно смотреть на предмет, или на мысль; вы взглянете, и в юном уме вашем пробудятся новые мысли, согласные с вашею, близкие к ней, соседние, знакомые, дружественные, родные». В этой части риторики анализируются также способы соединения мыслей, или предложений, в периодах. Раздел «Изобретение» завершается размышлением автора о свойствах изящной прозы, которая требует особого подхода. Автор формулирует правила создания прозаических произведений.
Вторая часть «Обшей риторики» учит, как создавать ораторское сочинение. Важно, чтобы все было на своем месте, естественно, занимательно.
Третья часть - «Выражение мыслей» - посвящена проблеме слога, он должен соответствовать предмету изложения и быть закреплен за определенным жанром. Например, отличительные особенности простого слога - «простота в мыслях, в чувствах, в словах и выражениях». По мнению Кошанского, простым слогом следует писать письма, романы, «ученые сочинения», басни, сказки, комедии, стихотворные произведения «пастушеской поэзии» и мелкие стихотворения. Средним слогом обычно пишут «о простых предметах с некоторым достоинством и благородством и о важных с некоторой умеренностью». Сфера применения этого слога - деловые бумаги, исторические сочинения, послания. В ораторских речах, в похвальных и надгробных словах, в поэмах и трагедиях звучит возвышенный слог. Он помогает выразить высокие мысли и чувства. Автор настаивает на соответствии стиля изображаемому предмету. Слог должен соответствовать предмету: простои предмет описывается простым слогом, важный — высоким. Если же простое описывается высоким слогом, а важное - простым, то произведение получается шуточным.
Другая книга Н.Ф. Кошанского —«Частная риторика», в ней представлены пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство» и «ученость». Труды этого автора внимательно изучались современниками, вызывая среди них споры. В. Г. Белинский относился к риторическим сочинениям Кошанского критически.
Автор сочинений по риторике в первой четверти XIX в. А.И. Галич — один из самых ярких представителей русского просветительства. Он преподавал в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и в Царскосельском лицее, был любимым учителем А.С. Пушкина. А.И. Галичу принадлежали широко известные работы по философии, эстетике («История философских систем», «Всеобщее право», «Черты умозрительной философии» и др.). Книга Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) представляет собой фундаментальное теоретическое исследование по риторике. Автор показывает общие свойства «совершенного, или... ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность - единство, сила и выразительность, благозвучие.
А.И. Галичем была предложена оригинальная классификация стилей («родов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусственный; 3) цветущий, щеголеватый, кудрявый; 4) растянутый, обильный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный. Автор учитывал своеобразные формы общения, выделяя монологи, разговоры, письма, деловые бумаги, исторические сочинения, сочинения поучительные, ораторские речи.
Вызывает интерес специальная глава книги, в которой Галич рассматривает особенности деловой прозы («деловых бумаг»). К числу «деловых» автор относил широкий круг текстов. Это государственные договоры, манифесты, министерские документы, грамоты, прошения, жалобы, указы, завещания, заявления и т.п.
А.И. Галич отказался от традиционного разделения на «фигуры слов» и «фигуры мыслей». Он выделил три типа фигур по их функции и характеру образования — грамматические, ораторские и поэтические. Различие между ними автор видит в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами».
Интересным учебным пособием для гимназий и университетов стал учебник профессора К. П. Зеленецкого, вышедший в Одессе в 1849 г. под названием « Курс русской словесности для учащихся». Первую часть книги составила «Общая риторика», а вторую — «Частная риторика».
Особенность первой книги втом, что автор отказался от традиционного учения об «изобретении» и «распространении», а подробно разработал вопросы, связанные с логической основой речи и с се языковыми особенностями. Автор считает, что необходимыми «условиями любой письменной речи являются ясность, естественность и благородство». Наиболее значимая часть этого пособия К.П. Зслснсцкого — раздел «О чистоте письменной речи русской "в лексическом отношении"». Здесь дана оценка заимствованиям, архаизмам, областным словам, неологизмам и т.д.
В «Частной риторике» Зеленецкий охарактеризовал жанры повествований разного рода истории, летописи, жизнеописания, анекдоты и т.д. Частная риторика показывала, как в пределах определенного жанра можно удачно выразить мысль и чувство. При этом нужно помнить о тех этических, эстетических и языковых нормах, без соблюдения которых сочинение не может получить одобрения и автор не достигнет своих целей.

Ораторское искусство, возникшее в Древнем мире, и сегодня является одним из самых эффективных способов воздействия на аудиторию. Пожалуй, чаще других им пользуются политики и адвокаты. Русскоязычный адвокат Яшар Якоби, включенный 10 израильским телеканалом в рейтинг лучших адвокатов Израиля за большое количество оправдательных приговоров, считает, что важность риторики в его профессии переоценить невозможно. Сегодня он рассказывает о величайших ораторах истории и проводит короткий "мастер-класс" по искусству публичных выступлений.

Великие - о секретах и целях красноречия

Аристотель, древнегреческий философ, стал автором одного из первых учебников по риторике, которую он определял, как искусство убеждения, основанное на "трех китах": нравственных качествах оратора, качестве самой речи, настроении слушателей.

Еще один античный мыслитель, Сократ, считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Сократ говорил своим ученикам, что начинать речь нужно всегда со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, а далее сделать правдоподобные выводы.

Демосфен, ученик Сократа, считается примером победы над своими недостатками путем упорной работы. Этот человек, косноязычный, со слабым голосом и коротким дыханием, а также привычкой подергивать плечом во время речи, стал выдающимся оратором благодаря работе над собой: в частности, он вырабатывал дикцию, набив рот камешками, а от привычки поднимать плечо его избавил меч, подвешенный к потолку.

Марк Антоний, древнеримский политик и военачальник, вошел в историю, в том числе, благодаря произнесенной им речи на похоронах убитого Цезаря. Речь о заслугах Цезаря и о клятве, данной ему римскими гражданами, вызвала в народе стремление отомстить убийцам. Произнося свою речь, Марк Антоний демонстрировал народу окровавленную тогу Цезаря - прообраз наглядной агитации.

Один из лидеров Французской революции, граф Оноре Мирабо, поражал аудиторию контрастом между своей почти уродливой внешностью и глубоким, звучным и мощным голосом. Мирабо мастерски владел искусством интонации и жеста. Считается, что все свои речи он писал заранее, однако публика принимала его выступления за блистательные импровизации.

Основоположником ораторского искусства в России считается Михаил Ломоносов. Он добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке. Именно тогда получили распространение публичные выступления на русском языке.

Одним из наиболее ярких российских ораторов считается адвокат Федор Плевако. В 1864 г. в России была произведена судебная реформа, результатом которой стало внедрение суда присяжных и адвокатуры. Между представителями обвинения и защиты начались публичные состязания в ораторском искусстве. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант. Резким нападкам он противопоставил обоснованные возражения, спокойствие тона и строгий анализ улик.

Федор Плевако. Фото: Wikipedia

28 августа 1963 года американский правозащитник и проповедник Мартин Лютер Кинг произнес речь "У меня есть мечта" о равноправии белых и черных, которая считается шедевром ораторского искусства. По стилю она напоминает негритянскую баптистскую проповедь. Американское сообщество ораторского искусства признало эту речь лучшей речью ХХ века.

12 июня 2005 года один из основателей Apple Стив Джобс выступил с речью "Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными" перед выпускниками Стэндфордского университета. Эту речь буквально сразу признали легендарной и классической, она была включена в списки самых выдающихся речей. На YouTube ее посмотрели больше полутора миллионов раз.

Стив Джобс. Фото: Getty Images

6 принципов ораторского искусства

Не думайте о себе

Сосредоточьтесь на том, что вас действительно волнует, а не своем волнении.

Станьте лидером

Не идите на поводу у аудитории, отвечая на неуместные вопросы или пугаясь каждого взгляда слушателей. Строго следуйте плану, намеченному вами.

Яшар Якоби

Удивляйте аудиторию

Для этой цели подходят самые разные средства: шутите, приводите интересные факты, делайте неожиданные паузы или неожиданно "включайте" громкость. Активно используйте жесты, мимику, перемещайтесь, если это возможно.

Станьте актером

Конечно, последовать этому совету нелегко, однако следует помнить о том, что люди, собравшиеся в зале, всегда предпочтут интересное шоу скучной лекции.

Слушатель всегда прав

Не предъявляйте претензий к публике. Если аудитория заскучала, виноват в этом оратор. Будьте благодарны людям, которые тратят свое время на то, чтобы слушать вас.

Не злоупотребляйте временем

Старайтесь исчерпать тему раньше, чем у аудитории закончится терпение.

Следуйте этим правилам, вряд ли они сделают из вас Демосфена или Стива Джобса, но добиваться своих целей при помощи красноречия могут научить, считает Яшар Якоби .

История красноречия начинается в Древней Греции. Ораторское искусство знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, но в том виде, в котором оно известно нам, красноречие появилось в Элладе. Успех и карьера эллина зависели от его умения красиво говорить: публичные выступления была главным оружием политика и юриста, по ним судили об образовании человека. Поэтому уже в первой половине V века до н.э. появились софисты – платные учители красноречия, которые ведения публичной дискуссии. Софисты первыми начали записывать ораторские речи, которых до тех пор существовали только в устном виде.

Горгий из Леонтины

К софистам принадлежал один из самых знаменитых ораторов древности – Горгий из Леонтины. Он был не только практиком – умелым ритором, который обучал юношей из состоятельных семей произносить речи и вести дискуссию. Горгий был также теоретиком. Путешествуя по Элладе, он прославился своими успешными выступлениями. Он убедил афинян предоставить соотечественникам военную помощь, а во время другого выступления – дружно выступить против варваров. Эта речь, произнесенная в Олимпии, сделала Горгия знаменитостью. Горгий уделял большое внимание стилю. Он разработал и применял «горгианские фигуры» – риторические приемы, придававшие речи поэтическую выразительность. Для своего времени Горгий был большим новатором: он использовал метафоры и сравнения, симметричное построение фраз, одинаковые окончания предложений для усиления убедительности. Прямых советов Горгия до наших дней дошло немного: «Серьезные доводы опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Как видите, уже эллины не любили слишком серьезных ораторов, не способных украсить свою речь хорошей шуткой.

Демосфен

Немногим позже жил Демосфен – его по праву называют величайшим греческим оратором. Демосфен привлек к себе внимание выступлениями в суде: опекуны молодого человека растратили состояние его отца, и Демосфен добивался возврата средств. Ему удалось вернуть себе лишь небольшую часть, но искусные речи на судебных заседаниях не остались без внимания. Демосфен мечтал о славе, он обучался у выдающегося Исея Афинского, а как пример для себя взял Перикла – «отца афинской демократии», полководца и мастера красноречия. Во времена Демосфена афинская публика была избалована публичными выступлениями, слушатели были искушенными. Они ожидали от выступающих на публику не только красоты слога и глубокого содержания речей, но также красивой, почти театральной подачи: , поставленного жеста, мимики. От природы Демосфен не мог похвастаться выдающимися данными: у него было короткое дыхание, слабый голос. К тому же он имел привычку нервно подергивать плечом. Чтобы преодолеть эти недостатки, Демосфен использовал прием, хорошо известный каждому, кто ставил дикцию: говорил, набрав в рот камешки. Чтобы сделать голос сильнее, репетировал речи на берегу моря: шум моря заменял шум толпы. А чтобы развить дыхание, читал поэтов, поднимаясь по крутым тропам. Он упражнялся в мимике перед зеркалом. В итоге настойчивостью он преодолел свои недостатки, и хотя самые первые выступления Демосфена не были успешными, он не сдался и впоследствии сделал блестящую политическую карьеру.

Марк Туллий Цицерон

Греция стала родиной ораторского искусства, она подарила миру много выдающихся ораторов. Этого требовал сам уклад жизни эллинов. Но эстафету красноречия успешно подхватил Рим, который многое заимствовал у Эллады. Одним из выдающихся риторов Рима был Марк Туллий Цицерон. Своей головокружительной карьерой Цицерон обязан исключительно собственной настойчивости и ораторскому таланту. Он был выходцем из скромной, незнатной семьи и от рождения имел весьма скромные возможности стать влиятельным человеком. Однако благодаря ораторскому таланту вошел в сенат и стал консулом. Вы можете и сами поучиться у Цицерона: он оставил большое литературное наследие, дошедшее до наших дней, а его письма легли в основу европейской эпистолярной литературы. Прежде чем стать знаменитым и получить признание, Цицерон изучал греческих поэтов и прозаиков – он прекрасно владел греческим языком. Его учителями были великие риторы: Марк Антоний и Луций Лициний Красс. Поскольку во времена Цицерона было необходимо хорошо знать римское право, будущий консул изучал его у Квинта Муция Сцеволы – самого популярного юриста своего времени. Первый успех Цицерону принесла речь «В защиту Квинкция» – она была написана и произнесена, чтобы вернуть незаконно захваченное имущество. Вторая его знаменитая речь тоже защищала незаконно обиженного: выходца из провинции Росция, которого несправедливо обвинили в отцеубийстве. В этом деле Цицерон проявил себя не только блестящим оратором, но и настоящим сыщиком: он потрудился лично побывать на месте преступления и расследовать обстоятельства. Речи Цицерона строились по все правилам риторики того времени: они включали прямые обращения от имени обвиняемого и опровержение доводов обвинения.

Авраам Линкольн

Ораторское искусство помогало делать блестящую карьеру не только в далекие времена римских консулов и легионеров. Шестнадцатый президент Соединенных Штатов и национальный герой Америки, Авраам Линкольн тоже многим обязан своему красноречию. Хоть он и родился в бедной семье, но с детства тянулся к образованию и получил диплом адвоката. Задолго до того, как стать президентом, Линкольн прославился как устный рассказчик – послушать его рассказы люди приходили даже издалека. А Геттисбергская речь, произнесенная им при открытии национального солдатского кладбища, вошла в историю как одна из самых великих речей за всю историю США. Линкольн серьезно относился к подготовке своих публичных выступлений. Он долго обдумывал и готовил каждую свою речь, не стеснялся обсуждать собственные идеи при каждом удобном случае и внимательно относился к критике. Это позволяло ему находить блестящие аргументы в защиту своей позиции.

Уинстон Черчилль

Черчилль – журналист, писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе, но мы помним его как премьер-министра Великобритании. Именно он занимал этот ответственный пост большую часть периода Второй мировой войны. Уинстон Черчилль вошел в историю как непревзойденный оратор. Черчилль придавал большое значение эмоциональности речи и преданности оратора собственным идеям: как вы сможете переубедить других, если сами не верите собственным словам? Но не меньшее значение он придавал технике. Черчилль ценил простоту и отметал все слишком сложное, вычурное, что мешало бы слушателям уловить суть. Он считал, что «короткие слова – самые лучшие», и у него можно поучиться упрощать собственные выступления, делая их ясными.

Российские ораторы

В русской истории в качестве блестящего оратора прославился Владимир Ленин – вождь пролетариата хоть и не обладал безупречной дикцией и поставленной речью диктора, но имел свой стиль, который завоевывал сердца людей. Во-первых, Ленин согласился бы с Черчиллем в том, что касается эмоциональности и преданности идеям. Он славился своей увлеченностью, одержимостью собственными идеями, а также экспрессией. Кто горит сам, может зажигать сердца других. При этом Ленин в своих выступлениях оставался лаконичным. Он обращался к аудитории просто, без лишней патетики, создавая иллюзию общения на равных. Еще один выдающийся оратор России – Лев Троцкий. Политические оппоненты боялись того влияния, которое Троцкий умел оказывать на слушателей. В то время не было спичрайтеров, и политики писали речи самостоятельно: речи Троцкого были последовательными, логически выверенными, но в то же время эмоционально окрашенными. Если вы хотите иметь перед глазами пример современника – наблюдайте за Владимиром Жириновским. Одиозный политик знаменит тем, что его невозможно переспорить. Я не советую подражать его вызывающей манере выступлений, но обратите внимание на его поистине энциклопедические знания и то, как ловко он их применяет; как Жириновский всегда уверен в себе и никогда не позволяет выбить себя из колеи. Это далеко не полный список выдающихся ораторов. Если вы хотите узнать об ораторском мастерстве больше, приходите на занятия в мою школу «Ораторис»: я провожу индивидуальные и . Научу вас готовить текст речи, владеть собственным голосом и держаться перед публикой подобно лучшим риторам в истории!

Но раньше и сейчас были не только талантливые люди, в совершенстве владеющие ораторским искусством, но и те, кому оно вообще не давалось. Вот вам наглядный пример.

Виктор Степанович Черномырдин (Приложение 7) - наш современник, действующий политик, обогативший идиоматику русского языка многочисленными фразами. Виктор Степанович всегда отличался особенностями своего красноречия. Услышав речь Черномырдина, вы не перепутаете его манеру изложения с чьей либо другой. Его выражения стали афоризмами, каждый из нас часто цитирует их в повседневной жизни.

Но, не смотря на его своеобразную и неповторимую манеру, в обществе он был очень популярен. Ему доверили быть послом в Украине, не смотря на то, что у России довольно напряженные отношения с этой страной.

Не обладая общепризнанным ораторским искусством свои чувства, эмоции и мысли, он всё таки доносит до широкой массы людей, и ещё вчера был заметной фигурой на политической арене.

Я бы хотела процитировать некоторые его фразы, которые мы часто используем и слышим.

"Мы не можем делать никому, чтобы было в ущерб себе"

"…хотели как лучше, а получилось как всегда"

"Без меня Мамай по стране прошел"

"Никогда еще такого не было, и вот - опять!"

"Правительство - это не тот орган, где можно языком как попало"

"Лучше быть головой мухи, чем жопой слона" е водки хуже нет"

"Надо же думать, что понимать"

"У кого руки чешутся - чешите в другом месте!"

"Вас там туда…"

"Я вообще далёк от мысли. "

"Нам нельзя вступать. Мы как начнём вступать, так обязательно на что-нибудь наступим"

"Мы выполнили все пункты: от. А до. Б"

"Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны"

"Здесь вам не тут"

"Страна у нас - хватит ей вприпрыжку заниматься прыганьем"

"Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу"

Кроме манеры говорить, очень большую роль имеет и подача себя как оратора. Множество личностей становились великими людьми слова именно благодаря харизме и темпераменту. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям. Одним из самых ярких представителей современного политического мира является Владимир Вольфович Жириновский (Приложение 8).

Политическая деятельность Жириновского характеризуется крайне яркими и часто вызывающими скандально-популистическими высказываниями. Считается, что Жириновский несколько раз озвучивал планы российского правительства и часто эти прогнозы сбывались. С именем Жириновского был связан ряд публичных скандалов и потасовок (особенно в 1994-1995 гг.), прибавивших ему популярности среди избирателей. Ему не присуща цензура. Владимир Вольфович не подбирает корректных и этически выверенных фраз для своих высказываний. Говорит прямо, по сути, и все вещи называет своими именами. Без купюр. Его манера доносить информацию до публики не укладывается в стандартные рамки ораторского искусства, но, не смотря на это к нему прислушивались толпы людей. Именно его манера преподать себя заставляла людей обращать на него внимание. А что самое главное слушать его.

Вот некоторые его цитаты:

"Вот был хороший журналист Джон Рид - сделал репортаж, умер, похоронили".

"Если “Макдоналдс" - хорошее заведение, почему наши люди умирают в 57 лет?"

"Мы разъясним нашему народу, что такое русский народ. Это дикость вообще!"

"Нас будут говорить…"

"Немцы нам большевиков в запломбированном вагоне прислали. Нам надо теперь прислать в Европу запломбированный вагон с чеченцами".

"Он сегодня скажет, а завтра его повесят".

"От чего коровы с ума сходят? От британской демократии".

"Пушкин несчастный был. Лучше бы его не было совсем".

"Так и Жак Ширак. Пускай приедет сюда и в палате между капельницами посидит и посмотрит, как русские врачи умеют лечить. Мы от всех болезней лечим".

"Только под русские песни плачет планета".

"У меня чистые руки, но они будут в крови, если я стану президентом".

Рассмотрев выдающиеся личности прошлого и современного времени, я хочу подвести вас к человеку, которого ставят в пример многим политическим деятелям, который вобрал в себя лучшие качества современного оратора. Являясь нашим современником, он представляет собой классическую школу ораторского искусства. Большинство политиков склоняются к тому, чтобы отдать пальму первенства именно ему!

Уго Рафаэль Чавес Фриас (Приложение 9) - президент Боливарианской Республики Венесуэла. Наглядный пример способности держать аудиторию.

23 мая 1999 года в телеэфир вышла программа "Алло, президент" с участием самого президента страны. Чавес объяснил своё желание попробовать себя в качестве телеведущего тем, что хочет донести правду о происходящем в стране и вокруг неё до каждого венесуэльца. В эфире Чавес задаёт вопросы своим министрам, общается с местными жителями, ведёт телемосты с другими регионами, разъясняет политику правительства, делает исторические экскурсы, посылает воздушные поцелуи и шутит. С 15 февраля 2007 г. президент Уго Чавес стал общаться со своим народом ежедневно по рабочим дням в течение полутора часов с 20.00 до 21.30. Но он на этом не остановился. В августе Чавес установил рекорд, общаясь с венесуэльским народом 7 часов 43 минуты. Во время трансляции из президентского дворца Чавес не сделал ни единого перерыва и лишь изредка выпивал чашечку кофе. А в ходе сентябрьской телепрограммы Уго Чавес установил новый рекорд по её продолжительности. Он, не прерываясь, при тридцатиградусной жаре вёл популярную в стране передачу в течение 8 часов и 06 минут. Он является эталоном ораторского мастерства. В его речи соблюдены все нормы.

Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие, и насколько успешны мы будем в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. Многие великие люди говорили об ораторстве замечательные вещи.

Общение само по себе неисчерпаемо и захватывающе - чем больше занимаешься, чем больше получаешь реальных результатов - тем больше хочется продолжать. Это необыкновенно интересно и увлекательно - разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде.

Как известно, ораторское искусство зародилось в Древней Греции, и, стало быть, первые мастера красноречия появились именно там. На весь мир известна история Демосфена. С юных лет он был косноязычен, обладал слабым голосом и коротким дыханием, однако мечтал выступать на публике и доносить до народа свои мысли. Работая над своими недостатками, он набирал в рот камешки и произносил речи на берегу моря, стараясь звучать громче волн. Эти и другие тренировки сделали его одним из величайших риторов всех времён.

Афинянин Лисий был замечательным ритором. История гласит, что его речи отличались выразительностью, оригинальностью, чёткостью, логичностью, краткостью, продуманностью. Он часто использовал юмор и иронию, что особенно нравилось публике. По сей день Лисий является эталоном для ораторов со всего света, в особенности судебных.

XVI президент США Авраам Линкольн славился красноречием. Из-за бедственного положения семьи он учился в школе совсем недолго и многое (в том числе ораторское мастерство) постигал самостоятельно. Известно, что темы будущих выступлений он обсуждал чуть ли не с каждым встречным, в результате чего настолько привыкал к будущей речи, что на публике она звучала как импровизация.

Репетируя выступления, Уинстон Черчилль продумывал не только текст, но и мимику, жесты и даже положение ног, зная, что может оказывать влияние на публику как словесно, так и невербально. Свои легендарные высказывания он сочинял заранее. В целом же его речь отличалась обилием метафор, естественностью, эмоциональностью.

На заседаниях с участием Анатолия Кони всегда собиралось много людей, мечтавших вживую услышать знаменитого судебного оратора. Легендарный юрист начала XX века говорил живо и образно, гармонично соединял серьёзные факты и эмоции. Он никогда не употреблял непонятных широкой публике слов, высказывался ясно и чётко.

Ещё один выдающийся отечественный оратор - Лев Троцкий. Он обладал мощным звучным голосом, его речь была слышна издалека. Говорил он напористо и уверенно, строя последовательные монологи. Увлечённый и красноречивый, он мог выступать на публике два-три часа. Лозунги, которые он придумывал, мгновенно улетали в толпу.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...