Горный красавец папай. Отчет о пешем походе с детьми

Прошлись в выходные по маршруту Убинская-Папай-Мельничная щель с Монастырями-Тхаб-Казачья-Жане-Возрождение. В Убинской нам повезло: добрые люди подвезли нас на УАЗе даже не до пасеки, а еще дальше. Мало того, что это сэкономило нам километров 12, так еще и не пришлось продираться через жуткие грязи по дороге. Все-таки неделю до этого шли ливни, там просто ужас что творится. Я прониклась уазиками:)) Машина зверь! Папай — довольно милое местечко, но еще лучше он смотрится со стороны, когда спускаешься с него дальше. Там такая чудесная тропинка, мне очень понравилось. Сосны, скрюченные можжевельники, зеленые просторы вокруг и белые камни под ногами, и все запахи, все цвета — все указывает на то, что ты из Северского района постепенно проникаешь в Геленджикский:)










Дальше была довольно грязная дорога в лесу до поворота в Мельничную Щель. Мельничный ручей тоже симпатичный, и водопадик хорошенький. Кругом валуны и камни, покрытые мхом, и буки мои любимые. Мы ниасилили костер — дрова вымокли нереально — поэтому приготовили на горелке ужин и чай и срубились спать в 9 часов:) Проснулись в 7 бодрыми и довольными…мою бодрость слегка подорвал тот факт, что закончился газ, а так хотелось чаю. Но снова возиться с костром уже совсем не было ни желания, ни времени, поэтому запив спартанский завтрак водой из водопада, мы отправились в путь.




За два часа поднялись на Тхаб, по пути заглянув на какие-то из ближайших скал-«Монастырей». (Помню, 7 лет назад мы с большими матюками туда поднимались и оооочень долго))) Вернее, на сам Тхаб не полезли — тропа обходила его сбоку, и набирать еще дополнительно сто метров высоты, чтобы побывать на самой макушечке у нас не было стремления:)









Ну а оттуда дотопали до горы Казачьей, по пути встретив лошадок с жеребятами.






На Казачьей хорошо. Мне там и в прошлый раз понравилось — это немногое, что запомнилось с того давнего похода. И море видно оттуда.






Мы немного перекусили, полежали и спустились к реке Жане. Спуск там прикольный! Тропинка узкая-узкая, продирается в настоящих туннелях из шиповника и разных неизвестных мне кустарников. На тропинке встретили большую черепаху. Здоровая, правда, где-то с митину голову размером)) Уступила нам тропинку и отползла в кусты.


На Жане мы были в 2 часа дня. Было искушение пойти вверх по течению и посмотреть, чего за «водопад Изумрудный» такой обозначен на карте — я подозреваю, что там приличный водопад, в отличие от попсовых внизу…но чего-то заленились…:) Хотелось домой приехать не совсем поздно. Поэтому мы отдохнули, Митя искупался в одном из попсовых водопадиков (ух, народу там! а еще ведь не лето!), и мы пошли к трассе.


По пути встречая измученных путников с вопросами «далеко ли до дольменов? еще 15 минут?? оооо….Кать, может не пойдем…а?»))) Дальше выяснилось, что путники эти еще и платят 100 рублей за вход. Ну а мы _выходили_, так что бесплатно)) Ладно, там хотя бы поставили урны на каждом шагу и видно, что периодически вывозят из них мусор, плюс лавочки всякие кругом, мостики и тп. А в других местах вообще непонятно, за что берут деньги. На трассе мы поймали такси до Геленджика, а оттуда на жутком раздолбанном автобусе уехали домой.

Массив горы Папай расположен в низкогорной части в цепи Главного Кавказского хребта (ГКХ) Большого Кавказа, на стыке административных границ Абинского, Геленджикского и Северского районов Краснодарского края. На северном склоне массива, находятся истоки рек Убин и Большой Хабль (бассейн реки Кубань), а на южном, Папай правый приток реки Пшада (Черноморский бассейн).

Участок ГКХ, где расположена гора Папай, сложен отложениями меловых флишей, состоящих из мергеля, песчаника, известняка с прослоями глинистых известняков. Гора Папай имеет статус комплексного памятника природы, утвержден в 1983 году решением Краснодарского крайисполкома . Уникальность его не только в геолого-геоморфологических особенностях, но и в своеобразии растительного мира. Здесь, вдали от основного ареала, который расположен на Черноморском побережье Кубани, произрастает настоящее можжевеловое редколесье, представленное тремя видами. Весь горный массив окружен лиственным лесом, где преобладает граб и дуб с примесью сосны кавказской.

В центре гора Папай (818,6 м), справа Восточный Папай, вид с юго-востока

Наименование вершины нанесено на большинство карт ХIХ века, на некоторых из них оно обозначено с ошибкой, например, Капай, Пипай или Попай. На всех картах, второй половины ХХ века, различных годов издания и масштаба, обозначается одна вершина - гора Папай с абсолютной высотой около 819 м. В туристско-краеведческой литературе, приводятся данные, что гора Папай имеет протяженность 5 км и состоит из семи вершин, перечисляются с востока на запад: Восточный Папай-2 (558 м), Восточный Папай-1 (703 м), Папай или Главный Папай (818,8 /818,6/ м), Центральный Папай (793 м), Северный Папай (755,2 м), Западный Папай-2 (553 м), Западный Папай-1 (758,8 м).
Согласно геоморфологическому строению участка ГКХ, где расположены указанные вершины, не мудрствуя, выделяется пять вершин: Главный, Восточный, Центральный и Западный Папай, расположенные в цепи ГКХ и Северный Папай, который примыкает к Центральному Папаю с северного склона. Указанные вершины (кроме Северного Папая) хорошо просматриваются с юга, с долины реки Папай и особенно с хребта Коцехур, восточнее горы Тхаб (905 м) со склона северно-восточной экспозиции, где находится небольшой скальный участок. Это место удалено от горы Папай на 7,8 км, с него видна Папайская цепь как на ладони.
Папайская цепь, образует участок ГКХ широтного простирания, за исключением Северного Папая, с довольно крутыми склонами, особенно южными, которые почти на пяти километровом протяжении имеют огромной мощности скальные обнажения. Если считать от седловины Папайского перевала до седловины с абсолютной высотой ~403 м, расположенной между вершиной Восточный Папай и безымянной высотой (520,7 м), то общая протяженность Папайской цепи составляет около 5,5 км. Этот участок ГКХ Тихомиров В.Р. назвал «Папайская пила» .
В том виде, как представляют горный массив краеведы и туристы, он больше похож на хребет, имеющий одну четко выраженную геолого-геоморфологическую структуру, выделяющую его на фоне окружающих лесистых гор. Этот массив, является крайним западным скальным участком в цепи ГКХ. В системе Большого Кавказа западнее «Папайской пилы», стоит скальная гора Шизе (542 м). Она расположена на правом борту долины реки Абин и имеет много сходных черт с Папаем, как геолого-геоморфологических, так и ботанических. Гора Шизе удалена на запад от него, почти, на 24 км.

Западный Папай, вид с востока

Название горы Папай легло в основу более чем десяти топонимов, некоторые из них утрачены:
- станица Папайская основана в 1864 году, в 1867 года переименована в Убинскую;
- хутор Папайский Пшадского сельского Совета Геленджикского района, располагался в среднем течении реки Папай. В 1961 году был сселен;
- река Папай протяженностью около 20 км, правый приток реки Пшада. Истоки реки находятся у юго-западных склонов горного массива Папай;
- хребет Папайский расположен севернее горы Папай и простирается параллельно ГКХ. Хребет протянулся с востока на запад всего на 4 км, высшая точка находится в его восточной части и имеет абсолютную высоту 568 м;
- перевал Папайский (386 м) расположен в цепи ГКХ у западного подножья Папайской цепи. Через перевал, с давних времен, проложена дорога из долины реки Большой Хабль в долину реки Папай, ведущая из Закубанья к Черному морю. С перевала начинается удобный подъем на вершину Папай. Второе название перевала - Арочный, бытовало среди туристов города Краснодара в начале второй половины ХХ века;
- щель Папайская, протяженностью около 7 км, расположена между Папайской цепью и Папайским хребтом. В ней протекает река Бол. Хабль;
- водопады Папайские находятся в верховьях Черной речки, протяженностью около 5 км, левого притока реки Папай. Водопадов насчитывается семь, их высота колеблется от 2,5 до 8 метров, начинаются они на абсолютной высоте 320 м. Истоки Черной речки расположены у южного подножья Центрального Папая;
- пещера Малая Папайская образовалась, на восточном гребне горы Западный Папай /758,8 м/. Длина пещеры 14-15 м. Вход в пещеру можно пройти, только ползком, через 2-2,5 м ход превращается в четко выраженную узкую щель, которая по вертикали имеет высоту до 3 м, сужающуюся к верху и низу, ширина хода составляет около 1 м. Заканчивается пещера глинистым наплывом. Существует легенда, что на южном склоне горы Папай есть пещера, в которую можно было заехать на подводе, запряженной парой лошадей. Достоверных источников о ее существовании нет, но археологи утверждают, что таковая есть, а вход её завален. Эту пещеру называют Большая Папайская;
- туристский приют «Папай» действовал до 1993 года, располагался в 3 км юго-восточнее вершины Восточный Папай (658 м), в истоках ручья Красная Речка, на котором в низовьях размещается туристский приют «Пшадские Водопады». Ручей является правым притоком реки Пшада. Приют «Папай» упразднен из-за отсутствия потока плановых туристов. Кроме вышеуказанных географических объектов, именем Папай называют туристские клубы, акционерные общества, кафе и т.п.
По одной из версий, название вершины произошло от имени племени папагов, населявших Папагию, располагавшуюся вокруг горы Папай, в V-Х вв. С топонимом и этнонимом неясно, что от чего получило наименование, местность Папагия от этноса или наоборот. Этническая принадлежность папагов дискуссионна. В указанное время в этих местах проживали анты.

Северный Папай, вид с юга

Закубанская речка Ахтырь до начала ХХ века, называлась Антхыр, вероятнее всего, её наименование образовано от этнонима анты. Имя этнонима анты, скорее всего, имеет индоевропейское происхождение и переводится как «окраинные». Речка Ахтырь-Антхыр является левым притоком реки Хабль, в прошлом её низовья терялись в Закубанских плавнях левобережья реки Кубань. Река Хабль (Бол. Хабль), берет начало у горы Папай. То есть гора Папай находилась на территории проживания антов. Папагия, быть может, один из районов проживания антов и та их часть, которая проживала в районе вершины Папай, называлась, вероятно, от имени горы — папагами, отсюда и наименование местности Папагия.
Античные авторы I-II вв. и византийские источники VI-VII вв. упоминают под разными именами славян, выделяя среди них антов. Локализуя место их проживания в Северном Причерноморье и долине реки Кубань. Название анты исчезает из письменных источников в VII в. Однако многочисленные археологические материалы, указывают на то, что поселения антов и их потомков существовали в течение всего VII в. и в последующих столетиях .
Согласно Прокопию Кесарийскому анты и славяне пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, обычаи и верования, а «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же» . На вопрос какова роль антов в славянском этногенезе есть несколько предположений :
1. Анты - это первый этап в истории русского народа.
2. Анты - это восточные славяне I тыс. н.э.
3. Анты - это представители только южной группы восточных славян.
4. Анты и славяне соответствуют членению праславянского языка на западную и восточную ветви.
5. Анты в V-VII в.в. были отдельной этноплеменной группой славян.
Можно предположить и адыгскую этимологии названия горы Папай. Если топоним представить в виде Пэпэай, где пэ - «нос, начало» и ай - именной суффикс, из чего получается «начало+начало» или «много начал», что может означать «Много вершин». Такой перевод отражает строение этого участка ГКХ, имеющего несколько скальных вершин.
Есть также мнение, что название горы Папай, происходит от греческих слов, пап - «священнослужитель» и айя - «святой», что означает «Святой священнослужитель». Адыгская и греческая версии этимологии топонима не убедительны.
Вероятнее всего, образование топонима Папай связано со скифами. Они населяли Северный Кавказ с VII века до н.э. по III век н.э. У них был культ многобожия. Одним из почитаемых божеств был Папай. Отечественный языковед-иранист Абаев В.И. считает, что имя скифского бога Папая, следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец», другое толкование слова «защитник» . На санскрите Питар означает «отец». Таким образом, эту замечательную вершину, быть может, нарекли еще скифы, именем одного из своих божеств. Высших скифских божеств возглавляли три Табити - Папай - Апи. Более всех скифы почитали Табити. Папай считался супругой Апи и прародителем скифов.
Археологами найдены бронзовые скифские навершия (культовый предмет), в том числе и с изображением Папая. Большинство скифских наверший обнаруженных на Северном Кавказе, относятся к VII-V векам до н.э. .
Навершие изображающее Папай, состоит из четырех соединенных дугообразных бронзовых лучей и одного вертикального в центре. Центральный луч украшен антропоморфной фигурой, расставленные в сторону руки, держат цепочки с колокольчиками. На голове фигуры, находится птица, в клюве, крыльях и хвостовом оперении которой, висят цепочки с колокольчиками. На окончании дугообразных лучей, находятся птицы, как на голове центральной фигуры. На четырёх лучах, окружающих центральный луч, сделаны по четыре животных, похожих на лису или собаку. Некоторые археологи пятиконечное скифское навершие с изображением божества Папая, сравнивают с пяти вершинным массивом горы Папай: Главный, Восточный, Западный, Северный и Центральный. В Прикубанье наверший с изображением Папая не найдено, надо полагать, у вершины ритуал поклонения, происходил непосредственно ей, без навершия. Возможно, эта гора была священной у скифов, на Главной её вершине они поклонялись богу Папаю, который, вероятнее всего, олицетворял небо.
Гора Папай пользуется популярностью у туристов не только Кубани, но и юга России. Это бесспорно очень интересная в туристском отношении вершина. Подъем на горный массив, возможен с четырех сторон, соответствующих основным сторонам горизонта, через Северный, Восточный, Западный Папай и южный отрог Главного Папая. Наибольшую сложность, особенно для начинающих туристов, представляет, как подъем, так и спуск со стороны Восточного Папая и по южному отрогу Главного Папая. Возможен спуск по южному склону и с вершины Западного Папая, им пользуются очень редко, подъем здесь также возможен, но его сложно отыскать в лесной чаще. Восхождение на массив вершины и прохождение её гребневой части, требует определенного туристского опыта, навыков, дисциплины и учета погодных условий. Во время сильного ветра, гололеда, снега, дождя и в условиях плохой видимости восхождение на вершину запрещается.

Литература:
1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
2. Ковешников В.Н. К вопросу топонимики Западного Каваказа. Экспедиция «Транскавказ-93». Сб. статей. Краснодар, 1994.
3. Ковешников В.Н. Краеведческие статьи о Кубани. Краснодар, 2006, 2008.
4. Ковешников В.Н. О реликтовых топонимах индоевропейского происхождения в горном Закубанье. Курорты. Сервис. Туризм. Научно-методический и информационный журнал № 2 (23). Краснодар, 2014.
5. Ковешников В.Н. По низкогорью Западного Кавказа. Краснодар, 1992.
6. Лавров Л.И. Ещё об интерпретации Ш.Б. Ногмовым кабардинского фольклора. Кавказский этнографический сборник, VII. М., 1980.
7. Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодар, 2005.
8. Самойленко А.А., Ковешников В.Н. и др. В окрестностях Краснодара. Путеводитель. Краснодар, 1988.
9. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
10. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.
11. Тихомиров В.Р. Кавказ выходного дня. Путеводитель по ближайшим горным окрестностям Краснодара. Краснодар, 1974.

PS-1 : Имя вершины Папай, относится к мифотопонимам — географические названия, в основе которых лежат мифы, имена богов или легендарных героев и т.п. То что будет кратко изложено ниже, вероятно, следует считать случайным совпадением, обнаруженным на современных карт. В горной местности, где возвышается Папайская цепь, имеется несколько мифотопонимов, расположенных сравнительно близко друг к другу, вошедших в названия вершин Афипс Большой, Собер-Баш, Тхаб, Тхачехочук (почти все вершины выделяются среди окружающих гор) и реки Убин. Вот их краткое описание:
- Афипс Большой - вершина (737 м), расположена в цепи ГКХ, в истоках реки Афипс. Раннее вершина значилась как Афипс, в основе названия теоним (имя бога) Афы, в абхазской мифологии - «Бог грома и молнии»;
- Собер-Баш - вершина (735,6 м) расположена на водоразделе верхнего течения рек Афипс и Убин. Вероятнее всего, первая часть топонима происходит от названия древнего мифического существа;
- Тхаб - вершина (905,1 м), расположенная в системе хребта Коцехур. Один из вариантов перевода названия, происходит от адыгейских слов тхьэ и бэ соответственно означающих «Бог» и «много», может означать «Много богов»;
- Тхачехочук - вершина (761 м), расположена у западной окраины села Михайловский Перевал города-курорта Геленджик. Топоним производят от адыгейского словосочетания ТхьачIэгъ чIыгу, где тхьэ - «Бог», чIэгъ - «под», чIыгу - «земля», что означает «Земля под Богом». В санскрите есть похожее слово tha-kkura - «божество» или «предмет или объект почитания»;
- Убин — река, её истоки расположены у северного склона горы Папай. Можно предположить, что топоним происходит от кабардинского слова убэн, означающего «утрамбовать» (одно из значений — убить) или «топтать» (одно из значений — уничтожить) или адыгейского слова убын - «плохо отзываться о ком-либо» /Тхаркахо Ю.А., 1991/. Быть может, гидроним Убин происходит от наименования забытого древнего языческого «божества смерти». Например, у тюркских народов Поволжья — убыр - «кровожадное демоническое существо».
Если от вершины Папай (819 м), провести прямую линию, до вершины мыса Идокопас, расположенного на берегу Черного моря, то она пройдет через вершины Тхаб и Тхачехочук. Продолжив прямую линию через Черное море, она укажет самый короткий путь к берегу Малой Азии к мысу Инджебурун. Продолжив эту прямую линию от горы Папай на северо-восток и юго-запад, она пересечет соответственно низовья рек Дон и Нил.
Если через вершину мыса Идокопас, провести перпендикуляр к линии проложенной от горы Папай до мыса и его продолжить на северо-запад, и юго-восток, то его прямая линия пересечет соответственно низовья рек Днепр и Кура. Образовавшийся крест соединяет устья рек Дон, Днепр, Кура, Нил, в основе перевода указанных гидронимов слово «вода-река».
Если соединить вершины Папай, Собер-Баш и Бол. Афипс прямыми линиями, то получится, почти, равносторонний треугольник, стороны которого равны, примерно, 10 км. В этом треугольнике находятся истоки реки Убин. При проведении прямых линий на карте следует, учитывать её масштаб, так как чем мельче масштаб тем больше линейных и угловых искажений.
Перечисление совпадений можно продолжить, но случайны ли они. Если нет, то возникает вопрос, что бы это значило? Условно линию проведенную через гору Папай и мыс Идокопас я назвал «Линия Богов». Под «богами» я подразумеваю далеких предков многих этносов населяющих Евразийский материк — индоевропейцев, самоназвание арии. Так как они обожествляли своих умерших предков. Вдоль «Линия Богов», проходил обычный людской путь, вначале это было вьючная тропа, а затем дорога из Закубанья. Она проходила по долине реки Бол. Хабль через Папайский перевал в долину рек Папай и Пшада к Черному морю, на берег Пшадской бухты. Обжиты долины Бол. Хабль и Пшада были тысячелетия назад, о чем свидетельствуют, множество дольменов построенных в этих местах. Киммерийцы, синды, вероятно, и меоты, являлись «старшими сыновьями» ариев и были носителями дольменной культуры Западного Кавказ.
PS-2 : Название очерка «Горный красавец Папай», заимствовано у Тихомирова В.Р. .

Ковешников В.Н.
г. Краснодар

Гора Папай – комплексный памятник природы, являющийся известной достопримечательностью в Северском районе Краснодарского края.

Гора Папай располагается на территории Северского и Абинского районов у истоков трех рек: Папай, Убин и Большой Хабль и является самой западной скалистой вершиной Кавказа. Это небольшой горный хребет, который состоит из семи вершин, а именно: Главный Папай, Восточный Папай, Западный Папай, Северный Папай, Западный Папай-2 и еще две горные вершины, не имеющие названий. Главная вершина имеет высоту 818, 68 м.

По мнению археологов, свое название вершина Папай получила от этноса «папаги», которые населили окрестности в V-X ст. Еще одна версия происхождения названия гор связана с древними племенами - скифами, населявшими Северный Кавказ и Северное Причерноморье с VII ст. до н.э. до III ст. н.э. Согласно сохранившимся легендам, у скифов был культ «семи богов». Самым главным из них был Папай - бог грома и молнии, равный Зевсу. Таким образом, эта вершина могла быть наречена еще скифами в честь своего главного божества Папая.

Расположенный в окрестностях курорта Геленджик массив обладает очень разнообразным растительным миром. Здесь среди деревьев преобладают сообщества дуба скального. Из травянисто-кустарникового покрова на горных склонах преимущественно растут: боярышник красный, ковыль перистый, шиповник коричный, изредка встречается мушмула германская, ковыль-волосатик и шаровница волосоцветковая. На вершинных участках главенствуют высокий и красный можжевельники.

Можжевеловые редколесья на горе Папай обладают терапевтическими свойствами. Согласно исследованиям профессора В.П. Токина, гектар можжевелового леса может выделять в атмосферу около 30 кг летучих веществ, имеющих противогрибковые и бактерицидные свойства – фитонцидов. Такого количества фитонцидов достаточно для стерилизации воздуха целого города.

Что касается животного мира, то здесь можно встретить кабанов, косуль и даже серну.

Поетить гору Папай приезжает множество туристов из разных уголков страны.

Неподалеку от Краснодара не так много стоящих внимания достопримечательностей, но вот гора Папай явно заслуживает посещения 🏔! Находится она на территории Абинского и Северского районов. Высота главной вершины – 818 м. А всего вершин семь, хотя с виду кажется, что это просто длинный горный хребет. По одной из версий название горы происходит от адыгского «пэпэай». Пэ – означает нос, то есть много носов. Ох уж эти кавказские носы!

На склонах горы Папапй растут реликтовые леса 🌿, а именно скальный дуб, на самых высоких точках гор растет можжевельник: высокий, красный и вонючий. А также растет боярышник, шиповник, душистый чабрец, рябина, липа, ароматный шалфей, редко, но можно встретить мушмулу германскую и шаровницу. Можжевеловый лес приносит огромную пользу всему Краснодарскому краю. По расчетам ученых, один гектар такой растительности выделяет большое число фитонцидов – полезных веществ для атмосферы всего региона. Животный мир представлен кабанами 🐗, косулями и другими животными. Если очень повезет, можно увидеть серну. Но, скорее всего, не повезет — животные пугливые и стараются избегать человеческих троп.






Маршрут нельзя назвать легким, подъемы склонов крутые, а длина пешей части маршрута составляет около 35 км (туда и обратно). Чаще всего на гору Папай ходят с ночевкой ⛺, или даже с двумя ночевками. Но можно добежать и за один день, если не боитесь много ходить и готовы осматривать достопримечательности быстро.

Когда вы заберетесь на вершину горы, перед вами откроется потрясающий, живописный вид, и вы поймете, что это того стоило. С одной стороны вы увидите Черное море, с другой – степи, с третьей – горные холмы.

Как найти гору Папай?

Начинается пешая часть маршрута в станице Убинской, сразу за гостиницей «Дубрава». Отсюда необходимо двигаться по дороге вдоль реки Убин до развилки. По пути встретится минеральный источник «Азовский» с вонючей, но по слухам, полезной водой. Пройдя, около 12-и км нужно повернуть направо, примерно, через 5 км дорога заканчивается. И отсюда уже начинается тропа на гору. Тропка ведет сперва через лес, а затем по скалистому, местами узкому гребню горы.

Логотип станции Папай.


Гора Папай находится в начале зоны Главного Кавказского Хребта, в истоках рек Убинки, Папайки и Большой Хабль. Высота 819 метров. Папай выделяется на фоне остальных гор своими грозными скалистыми вершинами и острым гребнем. Массив горы Папай интересен не только с научно-познавательной и природной точки зрения, но и оборонно-производственной. Мало кто знает, что в конце ХVI века Папай был на сотню метров выше и не имел скальных выходов на своих склонах. Во время Русско-Турецкой воны 1787-92гг. по тайному указу Александра Васильевича Суворова в недрах горы Папай был построен секретный завод по производству пороха и самогона для нужд русской армии. Просуществовал завод всего пару лет, так как 23 апреля 1791 года от небрежно брошенного бычка произошла детонации порохового склада. Взрыв был такой силы, что его отголоски слышали даже в Тамбовской губернии. Само собой пострадал и сам Папай. Взрывной волной был выкорчеван весь лес произраставший на его склонах, мягкая порода осыпалась к подножью, оголив скальные выступы, а сама гора немного просела, завалив технические и складские помещения. Инцидент был тщательно засекречен, военные картографы и писари исправили все раннее существующие записи о Папае, с местных жителей взяли подписку о неразглашении, работа по заметанию следов была проведена с такой ювелирной точностью, что до сих пор ученые-ботаники считают этот уникальный памятник «разгильдяйству», нерукотворным творением природы.
Согласно, данным одного из докладов Британского географического общества, посвященного наблюдениям за климатом, с апреля 1791 стали происходить кардинальные изменения в погоде Кавказа и всей Европы, ознаменовавшие завершение третьей фазы Малого ледникового периода. Более подробное изучение данной проблемы, выявило, так называемый, Папайский феномен, суть которого заключалась в том, что над самой вершиной Папая образовывался устойчивый атмосферный фронт, оказывающий благотворное влияние на территорию всей Восточной Европы. В начале XIX века, когда погода полностью нормализовалась, атмосферный фронт неожиданно исчез, но и в настоящее время в районе Папая погода может неожиданно измениться. Были зафиксированы неоднократные случаи, когда в середине июля на склонах горы наблюдались метровые сугробы.
Дальнейшие исследования выявили некий «энергетический карман», образованный под Папаем уникальными электромагнитными флуктуациями, освобожденными после взрыва порохового завода. Исследование этого магнитного излучения были строго засекречены, как в Царской России, так в дальнейшем и в СССР. Но, кое что мне удалось узнать в приватных беседах с британскими ученными. Оказывается, в одной из экспедиций в зону Пшадско-Папайской аномалии, в далеком 1967 году, участвовал некий Джеральд ДеГрут. Этот молодой и много обещающий ученный исследовал Папайский феномен методом эвристики и добился очень неплохих результатов, но по завершении экспедиции, в срочном порядке покинул Малый Кавказ и без объяснений с Британским географическим обществом переехал в США, где устроился докторантом в Мичиганский университет. Через три года он основал проект Dharma Initiative, первая лаборатория, которой, находилась в одной из Папайских пещер и носила название станция Папай.


Лаборатория занималась изучением Папайского феномена, а так же разрабатывала революционную методику гипносуггестивного внушения, взятую на вооружение у Пшадской девы. Через год после открытия нового «энергетического кармана» сотрудникам Dharma Initiative пришлось покинуть свою станцию, так как комитетчики пристально следили за всеми иностранцами и соблюдать режим конспирации становилось все трудней и трудней. Перенос лаборатории осуществили в пригород Лос-Анджелеса с помощью некого артефакта, управляющего электромагнитными флуктуациями Папайской аномалии.
С тех пор о Dharma Initiative на Малом Кавказе больше не слышали, а следы Джеральда ДеГрут через пять лет затерялись на просторах Тихого океана. Освободившуюся пещеру через двадцать лет нашли папайские спиртуны, частично разобрав заваленные проходы и технические помещения они присоединили ее к разветвленной сети складов и рюмочных.
Если проанализировать все аномальные события, случившиеся в окрестностях Папая, то можно прийти к выводу, что начались они в незапамятные времена, когда в Пшадской долине жили испы и иныжи. Каптарские зайцы создали могущественный артефакт -каптарскую кракелюрницу. Воплотив в артефакте все свои тайные знания и незримое могущество, зайцы спрятали его в главной каптарне. Но после драматических событий связанных с местным божком Бореем, следы артефакта были утеряны. Долгие годы о нем никто и ничего не слышал, было только одно упоминание, увековечено в каптарских письменах на скале Скаженной, но в серьез их уже никто не воспринимал. Но все изменилось с появлением в Пшадско-Папайской аномалии царского картографа Сигизмунда Кузяева. Ходили слухи, что именно он похитил кракелюрницу из каптарни за несколько часов до Бореева гнева. И именно она помогла ему перемеситься во времени. Хотя в Британском географическом обществе придерживаются мнения, что кракелюрница была глубоко спрятана каптарскими зайцами в глубоких Папайских пещерах. И что, именно чудовищная трагедия, произошедшая 23 апреля 1791 года позволила кракелюрнице оказаться на поверхности Папая, где и нашел ее царский картограф Сигизмунд Кузяев.


И вот тут, уважаемые любители путешествий и приключений, намечается ряд противоречий связанных как с Сигизмундом Кузяевым, так и с Джеральдом ДеГрутом: когда и при каких обстоятельствах была передана та самая кракелюрница, с помощью которой удалось переместить станцию Папай на станцию Фонарь и была ли она использована во время этого загадочного перемещения?
И снова загадки, предположения и сомнения, Британское географическое общество хранит молчание, доступ к архивам того периода тщательно ограничен, каптарские письмена еще до конца не расшифрованы, а былые связи по линии ВЦСПС уже не помогают…..
И как всегда в завершении своего повествования представляю на ваш суд парочку изображений. Первое, это логотип станции Папай, а на втором, Джеральд ДеГрут, а на третьем, вечерний Папай (фото неизвестного автора).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...