Когда начался мезолит. Мезолит, неолит, энеолит

Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.

Палеолит (древнекаменный) – 25 – 10 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный) – 10 – 6 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный) – 6 – 2 тыс. до н.э.

Век бронзы – 2 тыс. до н.э.

Век железа – 1 тысячелетие до н.э.

Поздний палеолит (35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления изобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок:Мустье, Ориньяк Солютре и Мадлен.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции).

Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения).

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных.

Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Венера Виллендорфская. Известняк; 6 см; Вена.

Женская голова из Брассемпуй. Кость; 3 см; Париж.

Рельеф с изображением женщины с рогом.

Голова лани (пещера Кастильо) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Голова оленя (пещера Фон-де-Гом) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Мамонт (п. Пеш-Мерль) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Бизон (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.

Зубр (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.

Олень (п. Фон-де-Гом) – эпоха Мадлен.

Изображения животных (п. Ласко).

Лошадь (п. Ласко) – эпоха Мадлен.

Мезолит характеризует появление лука и стрел, деревянной утвари, плетеных из лыка и камыша корзин и сумок, тканей и рыболовных сетей, лодок. Важным хозяйственным достижением было распространение рыболовства и превращение его в ряде областей и стран в ведущую отрасль.Его значение в появлении зачатков новых, производящих форм хозяйства скотоводства и земледелия. Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя. Это такжевремя поисков новых основ культуры.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения. Создание динамичных многофигурных сцен (охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т.п.) приходит на смену изображению единичных животных. Главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Человеческая фигура изображается схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее.

Сцена охоты (роспись на скале, Альпера).

Человеческие фигурки (роспись на скале, Азербайджан).

Сцена охоты на страусов (роспись на скале, Южная Африка).

Сцена охоты (роспись на скале, Индия).

Танцующие женщины (роспись на скале, Когул).

Неолит. Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и приручение животных – два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности – два важнейших культурных достижения.Мотыжное земледелие зародилось по течению тех рек, которые периодически разливались, оставляли на своих берегах значительные намывы плодородного ила. Неолитические поселения располагались прежде всего поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, – вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Но отмечено также, что густота неолитического населения зависела от достаточных запасов камня, необходимого для изготовления орудий.

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и др.

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований. Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу – богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Земледельцы, наоборот, дом, очаг, семена и благодатную почву отождествляли с плодородием в образе женщины.

Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим ярко выраженные локальные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.д.

Керамику считают основным признаком неолита. Возникла она во многих местах сразу, независимо друг от друга. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спиралью виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, подсушивали на воздухе и обжигали.

Можно отметить еще ряд новых и очень важных явлений, отсутствовавших в предшествующее время. К ним относится появление ткачества. Некоторые исследователи считают, что ткачеству предшествовало плетение корзин.

Возникла необходимость воплотить в искусстве такие образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь. В эпоху неолита развиваются условно-орнаментальные формы изображения, особое распространение получил обычай украшать разные предметы, находившиеся в распоряжении человека. Подлинного расцвета достигает геометрический орнамент, превращаясь в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика. Появились стилизованные абстрактные мотивы (крест, спираль, треугольник, ромб, свастика), стилизованные фигуры животных, птиц, человека; построчное размещение орнамента на поверхности сосуда, использование различных типов симметрии. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия.

Трипольская культура. Глиняные женские фигурки.

Медвежонок (песчаник, Западная Сибирь).

Орнаментированный кувшин (керамика, Анатолия,54 см).

Орнаментированный сосуд (керамика Анатолия,34 см).

Наскальная роспись Сахары (Тассили).

Изображение человека.

Изображение человека (Каракол, Алтай).

Homo sapiens выход из Африки Поздний палеолит праща Эпипалеолит (пережитки в эпоху мезолита) микролиты , лук , долблёнка Субнеолит (пережитки в эпоху неолита) мегалиты Ближний Восток: Докерамический неолит Керамический неолит Европа, Азия Ранний неолит Поздний неолит металлургия , лошадь , колесо

Общество

Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу . Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.

Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.

Образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита.

Искусство и духовная жизнь

Согласно представлениям историков начала XX века, в мезолите сложилась членораздельная речь. Это противоречит как данным о современных культурах мезолитического уровня, так и современным представлениям о духовной жизни предшествующего палеолита: в мезолите уже существовала речь с развитой фонетикой и грамматикой, однако плохо были развиты абстрактные термины, термины для больших чисел и т. п.

В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников - не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей.

Хозяйство

В лесных районах мира появились первые признаки обезлесения , которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия.

Если образ жизни в палеолите был, как правило, кочевым, то в мезолите он становится всё более и более оседлым, начинается интенсивное освоение территории вместо экстенсивного. Площадь территории, которую контролировало племя, однако, остаётся по-прежнему довольно крупной. Селения, как правило, сезонного характера (в холодное время года селились ближе к зимним источникам питания, в тёплое - к летним). Активно развиваются ремёсла, не носившие в палеолите систематического характера (изготовление корзин, предметов одежды). Тем не менее, охота, рыболовство и собирательство всё ещё играют доминирующую роль.

Мезолитические культурные регионы довольно однородны на большой территории в плане материальной культуры и генетики, что говорит о постоянном культурном и/или хозяйственном обмене в их рамках. Та же тенденция сохранялась в доживших до наших дней культурах мезолитического типа (Австралия, юг Африки) - при довольно высокой языковой раздробленности.

Временной промежуток между палеолитом и неолитом называют периодом мезолита. Длился он от 15000 г. до н. э. до 6000 г. до н. э. Его начало связано с завершением ледникового периода. В это время исчезла мегафауна, поэтому культура европейского региона значительно изменилась. В нашей статье мы рассмотрим значение слова мезолит, а также характеристики этой эпохи.

Значение термина

Дословно в переводе с древнегреческого «мезолит» означает «средний» и «камень». Иными словами, «средний камень». Понятие обозначает эпоху между неолитом и палеолитом. Для некоторых регионов ученые применяют аналогичный термин - эпипалеолит.

Начало периода мезолита

Как уже было сказано выше, мезолит берет свое начало в конце ледникового периода. На нашей планете устанавливается привычный для человека климат, формируется похожий на современный растительный и животный мир. В эпоху мезолита человек ушел далеко на север. Это значит, что он освоил территорию современной Шотландии, Прибалтики и даже некоторых частей побережья Северного Ледовитого океана.

Важным достижением в это время ученые считают изобретение стрел и лука, а также приручение диких животных. Наконец, человек обрел верного и преданного друга - собаку. Ее он использовал во время охоты и для охраны жилища. Находки, относящиеся к этой эпохе, свидетельствуют о том, что человек того времени использовал составные орудия труда из кремния. Археологи при раскопках находили множество наконечников для стрел. С помощью лука человек начал охотиться не только на крупных и мелких диких животных, а также на птиц. Лук особо почитался древним человеком, он украшал его клыками животных.

Социальная жизнь

Мезолит - это эпоха, когда развиваются социальные отношения. Проявляется это в развитии членораздельной речи, создании общих правил поведения, предписаний, которые приобретали статус традиций и табу.

Мезолит - это время, когда распространяются различные формы насилия, связанные с нарушением правил поведения. Именно тогда появляются наказания. Нарушителей принуждают к различным формам работы, порой их ждала расправа.

Искусство

Духовный мир человека эпохи мезолита дал современному человечеству разнообразные и удивительные памятники искусства. Они представлены почти в тех же видах, что и в палеолите:

  • наскальные изображения;
  • прикладное искусство;
  • мелкая пластика.

Яркий палеолитический реализм сменился схематичной графикой. Образ человека приобретает вид знака или символа. Орнамент становится сложнее. Им древний человек украшает бытовые предметы, наскальные сюжеты складываются в группы. Традиционно они посвящены охоте или военным стычкам.

Одно такое изображение содержит в себе целый рассказ о событии, характеризуется эмоциональной окраской и динамичностью.

Новшеством в изобразительном искусстве в период мезолита считаются многочисленные изображения человека. Надо отметить, что в палеолит человек изображался единичными фигурками охотников.

Мезолитические наскальные рисунки можно найти в Испании и Северной Африке. Но не все они относятся к данной эпохе.

Мезолит - это период, когда человек обращается к прикладному искусству. Оно широко представлено украшением предметов охоты орнаментами. Основными элементами и мотивами принято считать различные линии, штрихи, сетки и зигзаги. Линиями покрывали рукоятки различных орудий, которые изготавливали из костей, дерева и других материалов.

Мезолит - это время мелкой пластики. К ней археологи относят гравировальную гальку, которая часто встречается при раскопках на западноевропейских стоянках у пещер. Эти рисунки на камнях имеют орнаментальный характер в виде пятен, крестов, полос, звезд и так далее. Существует мнение, что такие камни использовались при совершении магических обрядов. Возможно, они считались вместилищем души древнего человека.

Ритуал погребения

В это время уже существуют индивидуальные похороны человека, которые происходят неподалеку от стоянок. Так, например, в Прибайкалье недалеко от Ангары было найдено парное захоронение матери и грудного ребенка. Грунтовую яму обложили каменными плитками. Скелет матери лежал на боку и обнимал ребенка. Перед погребением их тела окрашивали охрой. Голова матери была отделена от скелета и захоронена в отдельном углублении.

В грудной клетке женщины и крестцовых позвонках исследователи обнаружили наконечники стрел. Это говорит о том, что женщина с ребенком погибла от нашествия другого племени.

Новые знания

Мезолит - это время накопления новых знаний о природе. Человек продолжает развиваться. Он совершенствует умения, которые помогают ему выжить. Человек узнал об особенностях кормовой территории, о повадках животных, некоторых свойствах растений, а также природных минералов. Древний человек начинает лечить соплеменника от травм, которые тот получил во время охоты. Теперь не все нарывы, укусы и вывихи смертельны. Кроме того, мезолит - это время первых хирургических операций. Человек научился удалять зубы и ампутировать конечности. В этот период изменяется тактика охоты, так как исчезают стада крупных животных.

Заключение

Наша статья подошла к концу. Мы еще раз хотим подчеркнуть, что мезолит - века, важные в истории человечества. В это время заселяются пустые регионы, которые освободились от ледяного покрова. Различные культурные пласты начинают взаимодействовать между собой. В это время характер и темп формирования различных сфер жизнедеятельности человека были очень специфичным. Можно сказать, что в эпоху мезолита люди сделали огромный шаг вперед в своем развитии.

«Чудеса и Приключения» 11/05

Человек эпохи мезолита

Валентин Сапунов

доктор биологических наук

В 2004 году на территории Индонезии было сделано два сенсационных открытия. Во-первых, был описан новый вид человекообразной обезьяны. Зоологическая гордость и одна из национальных эмблем Индонезии - орангутан. Вес самок этих огромных приматов достигает 100 кг, а самцов - 200. Смеха ради гиганта тропических лесов назвали Обезьяна карликовая (Pongo pygmaeus).

До последнего времени считалось, что сей вид «лесного человека» - единственный. Выделяли два подвида: борневский (обитающий на острове Борнео, современное название которого - Калимантан) и суматринский (обитающий в основном на острове Суматра). В 2004 году интернациональный коллектив учёных (доктор С. А. Вич и другие) провёл детальный молекулярно-биологический анализ генов и хромосом орангутанов. Оказалось, что суматринский орангутан - отдельный вид, получивший название Pongo abelii. Тем самым количество видов в семействе человекообразных обезьян возросло с четырёх до пяти (два вида шимпанзе, один - гориллы и два - орангутана). Эта находка относится скорее к области систематики, чем экологии.

О существовании суматринского орангутана местные жители и специалисты знали и раньше, просто его не считали самостоятельным видом. Так что это ещё полусенсация.

Зато другая находка, сделанная на юге Индонезии, - сенсация в полном смысле. В том же 2004 году на острове Флорес, в глубокой пещере интернациональная группа палеонтологов из Австралии и Индонезии под руководством Петера Брауна нашла череп неизвестного прежде вида человека (первая публикация - в английском журнале «Nature», 2004, № 431). Он, безусловно, принадлежал взрослой особи, хотя скелет имел в высоту лишь метр. Объём черепной коробки составлял 380 кубических сантиметров (у человека разумного в среднем 1500). Масса живого существа могла составлять около 30 кг. Скелет походил на обезьяний, однако два обстоятельства заставили Брауна и других учёных признать его за человеческий. Первое - при жизни это существо, безусловно, ходило прямо. Второе – зубы были не обезьяньи, а вполне человеческие.

Чтобы разобраться в том, какое место должна занять находка в систематике людей, придётся перепрыгнуть на сто с лишним лет назад. В 1892 году в Индонезии, на острове Ява (расположенном на той же широте, что и Флорес) французский учёный Э. Дюбуа близ селения Трениль обнаружил останки древнейшего человека - питекантропа, ростом около полутора метров. Вначале он был описан как самостоятельный род семейства гоминид -людей. Впоследствии эта находка несколько раз переоценивалась. В конце концов её стали рассматривать как один из примеров ископаемого человека прямоходящего - Homo erectus. В XX веке выяснилось, что это не самый древний человек. Раньше, чем в Индонезии, люди обитали в Восточной Африке (находки доктора Л. Лики) и в Якутии (находки профессора Ю. Мочанова).

Много лет искателям снежного человека предъявляют одно и то же обвинение. Как можно заниматься биологическим видом, который до сих пор не представлен ни в одном собрании в виде живой особи, чучела, скелета? С одной стороны, эти научные претензии серьёзны. Но факты свидетельствуют: крупный примат, организации к человеку разумному, может быть труднообнаружим и неуловим. Вот последние сенсационные находки, хотя, может, и не имеющие прямого отношения к снежному человеку, но проливающие свет и на эту загадку, и на тайны эволюции человеческого рода в целом.

Открыватели нового маленького человечка стали сравнивать скелет с человеком, найденным Дюбуа, и убедились в их сходстве. Но если находка XIX века датируется в полмиллиона лет, то последняя находка - возрастом от 13 до 18 тысяч лет. Времена почти исторические. Находка получила название по острову Homo floresiensis (поскольку терминология ещё не утвердилась, иногда пишут florensiensis).

Приблизительно в том же месте в том же 2004 году ещё одна группа иссследователей, возглавляемых австралийцем Мишелем Морвудом, обнаружила каменные орудия: топоры, скребки, наконечники стрел, относящиеся к чуть более глубокому слою. Возможно, этими орудиями пользовался человек флоресский.

Однако не исключено, что они принадлежат нашим предкам - людям разумным. Палеонтолог Браун считает, что Homo floresiensis - это потомок найденного Дюбуа эректуса, который в условиях островной изоляции стал эволюционировать в сторону карликовости. Экспедиция Брауна и Морвуда обнаружила в тех же местах останки карликового слона, на коего ископаемый карликовый человек, возможно, охотился с помощью каменного оружия. Очевидно, экологические особенности этих мест способствуют измельчанию фауны. В науке известен закон, согласно которому чем ближе к экватору, тем мельче особи одного и того же рода. Проявляется этот закон на человеке. Самые крупные люди - скандинавы с крайнего севера и патагонцы с крайнего юга. Самые мелкие - экваториальные пигмеи и бушмены.

Участники научного коллектива, обследовавшие находки , обратили внимание и на то, что современное местное население острова Флорес - низкоросло. Возник проект провести в ближайшее время экспедицию с целью антропометрического анализа современного населения, чтобы сравнить его с ископаемым лилипутом. Такое сопоставление, если ему не помешают местные борцы с расизмом, может много дать для понимания сущности сенсационной находки.

Таким образом, человек разумный мог сосуществовать ещё с одним видом человека. Безусловно также и то, что род Homo - человек - более обширен, чем казалось ранее.

Когда находка была обнародована, у многих специалистов и просто интересующихся возникло предположение: не есть ли это пресловутый снежный человек? Такая идея широко обсуждалась и на страницах прессы, и в Интернете. Предположение не совсем убедительно. Большинство свидетелей рассказывают о снежном человеке как о крупном существе ростом 2-3 метра. Но не следует забывать, что все представители человеческого рода очень разнообразны. К нашему виду относятся и двухметровые патагонцы, и африканские пигмеи ростом в 130 см. Отожествлять индонезийскую находку со снежным человеком рискованно. Но находка свидетельствует, что среди человеческого рода не все виды найдены и исследованы.

Интересную версию выдвинул немецкий палеонтолог И. Блеч, исследовавший находку. Он согласен с идеей Брауна о том, что речь идёт о боковом ответвлении продукта эволюции питекантропа в сторону уменьшения размеров. По мнению Блеча, эти маленькие люди могли дожить до исторических времён, встречаться мореплавателям периода Великих географических открытий. Так появились легенды о лилипутах. Они легли в основу первой части фантастической тетралогии Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Добавим, что во второй части тетралогии Гулливер - человек нормального роста - попал в страну великанов. Очевидно, и этот сюжет Свифту подсказали какие-то реальные сообщения, может быть, рассказы об огромных снежных людях. Размеры лилипутов автор приуменьшил, размеры великанов - преувеличил. Но это уже литературные гиперболы, допустимые в жанре научной фантастики.

Находки же последних лет говорят о том, что природа как настоящего, так и прошлого нашей планеты описана далеко не полностью.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...