Конспект по развитию речи лексико грамматические. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости к слоненку Тёме»

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- Продолжать учить классифицировать слова на основе различных семантических принаков.
- Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения.
- Употреблять в речи предлоги «на», «из», «под», «из-за», «с».
- Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
- Развитие общей и мелкой моорики.
- Развитие зрительного и слухового внимания; творческого воображения, подражательности.
- Формировать умение делать логические умозаключения.
- Продолжать учить детей правилам построения диалога.

Оборудование:
Игрушка «Слоненок Тёма»; предметные картинки с изображением животных; карточки с изображением животных; карточки с изображением хвостов различных животных; изображение поезда; чемоданы с изображенными на них частями тела животных; фланелеграф; карточки для составления предложений; наборное полотно; магнитная доска; открытки со схемами слов; карточки с опорными сигналами для рассказывания.

Ход занятия

I Организационный момент
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги (Бе-ге-мот. В этом слове три слога. Жи-раф. В этом слове два слога. Тигр. В этом слове один слог и т.п.)
Каких животных вы сейчас назвали? (животных жарких стран).
II Основная часть
1. Вот мы и отправимся сейчас в гости к слоненку Тёме.
Путь нам предстоит долгий. Давайте соберем сумку с продуктами, а в чемодан сложим свои вещи.
У логопеда на столе различные предметы детской одежды: кофточка, жакет, майка, берет, платье, шорты, рубашка и т.п.
Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей жакет? Чья кофточка? Чье платье? В случае появления ошибок поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олин, Сережин, Катино и т.д.)
2. Вместе с нами в гости к Слоненку хотели отправиться животные. Но вот беда. Проснулись животные и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им), но хвосты спрятались в лесу и, чтобы их найти, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А не пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный).
Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
3. Игра "Чей хвост"
Логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты у домашних животных: хвост собаки - собачий, хвост кошки - кошачий, хвост коровы - коровий, хвост лошади - лошадиный, хвост быка - бычий, хвост козы - козий, хвост овцы - овечий, хвост барана - бараний.
4. Игра "Чьи лапы"
Посмотрите на животных. Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? Самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи ушки длиннее? и т.п.
5. Игра "Чей чемодан"
Стали звери собираться в путь-дорогу. Помогите им разместиться по вагонам так, чтобы не страшно было ехать с соседями. А теперь помогите пассажирам разместить свои чемоданы. Догадайтесь, где чей чемодан? Объясните. (Это волчий чемодан, так как на нем нарисована волчья пасть и т.д.). На бирочках чемодана поставьте номера мест их владельцев.
Наконец-то, можно отправляться в путешествие. Звери поедут на поезде, а мы на автобусе.
Физкультминутка. "Автобус".
6. Игра "Едем на автобусе"
Логопед говорит: "Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень ярко слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус свернул налево (дети разворачивают стулья), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик отобрал у малыша игрушку. Мальчик плачет (логопед показывает соответствующую сюжетную картинку), как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты".
Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А теперь посмотрите, собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети плавно сдувают воздух и делают глотательные движения. Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), проглотим. Утолили жажду.
Вот мы и приехали.
7. Подарки для Тёмы.
Слоненок Тёма встречает гостей. Звери привезли Тёме гостинцы.
"Кто с чем приехал?" (выделение предлога "с")
Первый - Зайчонок ловкий
Он привез пучок морковки.
Второй была Лиса-кокетка
С малиновой конфеткой.
Третий - толстый Бурундук
Он приехал с орехами фундук.
Четвертый был Волчонок
С медовым бочонком.
Пятый - Белочка в платочке
У нее корзинка с грибочком.
Шестой приехал Енот усатый,
А с ним арбуз большой пузатый.
Седой была корова Маша
С большим бидоном простокваши.
Восьмой - кабанчик смелый
А привез он желудь спелый.
Девятый - с яблоком в корзинке,
Притопал Ежик по тропинке.
Десятой - была мышка Ира
Она привезла кусочек сыра.
Вот как много угощенья!
Вкусным будет день рожденья!

Тёма благодарит всех за подарки и приглашает совершить прогулку по джунглям.
8. Логоритмические упражнения "Сказочный лес"
9. Игра "Кто спрятался в джунглях?"
Логопед открывает фланелеграф, на котором среди растений закреплены изображения животных жарких стран.
Посмотрите внимательно, кто спрятался в джунглях? Как вы догадались? (в джунглях спрятался лев. Я вижу из-за лиан выглядывает львиная голова. В джунглях спрятался тигр. Я вижу из-под куста торчит тигриный хвост. В реке спрятался крокодил. Я вижу из-под воды выглядывает крокодилья пасть, (голова?) За пальмой спрятался жираф. Я вижу из-за пальмы выглядывает жирафовая голова и шея. Под веткой спрятался львенок. Я вижу из-под ветки львиную морду. На ветке висит обезьяна. Я вижу обезьяньи хвост и лапы).
10. Пальчиковая гимнастика
"Где обедал воробей?"
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладонями)
- В зоопарке, у зверей. (ладонями показывают пасть).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы, (на каждое название животного
У моржа попил водицы, загибают по одному пальчику
Ел морковку у слона, сначала на одной, потом на другой
С журавлем поел пшено, руке).
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (ладонями показывают пасть).
11. Поздравление слоненку.
Нам письмо из страны Выдумляндии с портретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновый хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива и т.п.).
От кого получил поздравление Тема? Что это за зверь? Чьи части тела вы узнали? (дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное).
Кто еще прислал поздравления?
12. Игра "Подбери схемы" (звуко-слоговые)
На открытках 3 схемы. На магнитной доске изображение лося, медведя, белки.
Поместите конверты под изображением тех животных, в названии которых столько звуков, сколько кружкой на картинке и определи, кто такую открытку прислал (первую открытку прислал лось, так как в слове лось - 3 звука на схеме 3 квадратика и т.п.).
Погостили зверушки у слоненка Темы, пора отправляться домой.
III Итог

ТЕМА: «Наш дом»

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; употребление родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки; упражнять в словообразовании.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:

Игра «Кто где живет?», картинки с изображением одноэтажного и многоэтажного дома, игра «Строительные профессии».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Кто где живет?». - Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет? - Где живет белка? (Белка живет в дупле) (волк, заяц, лиса, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, и т.д.)

2. – А где живет человек? (В доме) - Как можно сказать о маленьком доме? (домик) - О большом доме? (домище) - Сказочный человек, который живет в доме? (домовой) - Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед) - Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние) - Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

3 -А кто строит дома? (строители)

Люди еще каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

5. Физкультминутка.

«Игрушечная стройка». Речь сопровождается жестами

6. – Ребята, а как называется дом Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела посмотреть в каких домах живут люди.

В городе увидела многоэтажные дома, а в селе - одноэтажные. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом? (В этом доме 6 этажей. Он шестиэтажный.)

7. – Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом?

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича.

Какой вы думаете дом будет прочным?

Почему вы так думаете?

8. Работа с карточками (выполнить задание по образцу)

Какой получится дом?

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из дерева - … камня - …

кирпича - … льда - …

панелей - … соломы - …

9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Кощею Бессмертному, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около дороги стоит (кирпич) дом. Валя живет в (бетон) доме. На опушке леса стоит (дерево) дом лесника. Мама сделала для куклы (бумага) дом. В (стекло) домике живут разноцветные рыбки. Поросенок Нуф-Нуф построил (солома) домик. Снежная Королева живет в (лед) дворце. У куклы Барби (пластмасса) домик.

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Фрукты»

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

Воспитатель ГБОУ №297

Пушкинского района

Г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

Конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Основная часть:

Д/ и «Посмотри и назови»

Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).

А где растут фрукты? (На деревьях)

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (В саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Раздаются картинки.

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
- Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный
(апельсин).

Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный
(банан).

Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

А если сок приготовить груши? (Грушевый).

Сок из персика? (Персиковый)

Сок из апельсина? (Апельсиновый)

Сок из лимона? (Лимонный)

Сок из банана? (Банановый)

Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

Физминутка

Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

Д/и «Один - много»

(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик - персики – не стало персика, персиков

апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

Д/и «Сосчитай-ка»

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы!

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Рефлексия:

Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.

Ирина Бабичкина
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе детей с ОНР «Игрушки»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе О. Н. Р.

Тема: Игрушки

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи.

Активизировать словарный запас по теме, ввести в речь обобщающее понятие «игрушки».

Уточнить понимание названий окружающих предметов (покажи - кубик, куклу, машину; дай – зайку, мяч, кубик и т д.)

Учить пониманию инструкций (возьми два кубика, топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.)

Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить использованию предлога «с» в речи.

Учить детей дифференциации понятий «большой-маленький».

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать зрительное внимание, уточнить знание детьми основных цветов.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Дети входят в кабинет логопеда и встают возле стульчиков.

Логопед: - Здравствуйте, дети! Встаньте ровненько и послушайте меня внимательно. Первым сядет тот, на ком надеты синие шорты! (Дети разглядывают друг друга, находят нужные цвета и предметы).

Вторым сядет тот на ком надета зеленая футболка! Третьим сядет тот на ком белые носочки! И т. д.

Основная часть.

2. Сообщение темы.

Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишье:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, гномик.

Сегодня на занятии мы с вами ребята, будем говорить про игрушки, рассматривать их и играть с ними.

3. Беседа. Активизация словаря по теме. Введение в речь обобщающих понятий.

Давайте рассмотрим предметы на столе. Назовем их по одному.

Дети называют игрушки:

Это кубик.

Это машина.

Это кукла.

Это пирамидка.

Вы все очень любите играть с этими предметами, так как же мы назовем их одним словом?

Логопед поясняет, что все предметы вместе являются игрушками.

4. Упр. «Послушай внимательно и выполни задание»

Уточнение понимания названий предметов.

Логопед: - Ваня, покажи где машинка, а где кукла?

Илья, покажи где кубик, а где мяч?

Мила, дай мне куклу и кубик.

Влада, покажи где пирамидка, а где слоник?

Леша, дай мне мишку и домик.

5. Упр. «Игрушки – малютки» Формирование навыка образования сущ-ых с ум. ласк. суффиксами.

Ребятки, а давайте посмотрим на картинки! На наших картинках нарисованы игрушки. Одни игрушки большие, а другие маленькие, совсем малютки. Давайте назовем сначала большую игрушку, а затем маленькую ласково.

Кукла – куколка; дом – домик; мяч – мячик; матрешка – матрешечка; гном – гномик; машина – машинка.

6. Учить детей дифференциации понятий «большой-маленький».

Логопед раскладывает картинки с большими и маленькими игрушками по разные стороны стола. Повторяет, что одни игрушки большие, а другие маленькие. Просит детей показать, где большие игрушки, а где маленькие.

7. Упр. на развитие мелкой моторики рук.

Каждому ребенку логопед раздает по маленькому пластмассовому мячику.

Ребята, посмотрите какие чудесные мячики! Это тоже игрушки, давайте поиграем с мячиками и нашими ручками!

Эта ручка – правая (повернуть правую ладонь, показать ладонь)

Эта ручка – левая (повернуть левую ладонь, показать ладонь)

Я на мячик нажимаю, (взять мячик с коленок, сжимать его в одной,

затем в другой ладошке)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня (убрать мячик на коленочки, и просто сжимать и разжимать пальчики, раздвигая их в разные стороны)

Ловкие, умелые!

8. Игра «Игрушки спрятались». Использование предлога «С» в речи.

Каждому ребенку логопед раздает по игрушке. Просит их немного поиграть с ними, а потом спрятать под стульчик. Затем логопед спрашивает у каждого ребенка с чем он играл?

Я играл с мишкой.

Я играла с ежиком.

Я играла с матрешкой. И. т. д.

6. Упр. «Послушай внимательно и выполни задание»

Учить пониманию инструкций. Развивать общую моторику.

Логопед выставляет на стол несколько одинаковых игрушек. Просит ребенка: - Подпрыгни столько раз, сколько кубиков у меня на столе. (Убирает игрушки)

Топни ножкой столько раз, сколько на столе кукол. (Убирает игрушки) И. т. д.

Логопед: - Вот и закончилось наше занятие! Вам понравились наши игрушки? Игрушкам тоже очень понравилось как вы занимались!

Сейчас каждый получит небольшой подарок от наших игрушек.

Логопед раздает детям изображения игрушек (мальчикам машины, девочкам куклы, которые необходимо раскрасить дома.

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья» Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье Задачи: Коррекционно-образовательные: Обогащение и активизация словаря по теме.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПО ТЕМЕ : «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Подготовила и провела учитель-логопед ГБДОУ № 130 г. Севастополя

Стогний Оксана Николаевна

ЦЕЛЬ :

    Закрепить понятие «домашние животные» и названия животных.

    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

    Учить употреблять предлоги В, НА, ЗА, ПОД.

    Развивать речевое дыхание и мимику лица.

    Учить образовывать винительный и дательный падежи существительных.

    Формировать умения строить и отвечать предложениями.

    Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: скотный двор (деревянный дом, заборчик, игрушки домашних животных), игрушка «Дедушка», пластмассовые игрушки (капуста, косточка, рыбка, морковка, тыква), пучок травы, пучок сена, миска с молоком, разрезные картинки, компьютер + нарезка музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

К нам пришел дедушка, он приглашает нас к себе в деревню.

А поедем мы на машине дедушки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Двигательное упражнение «На машине»

Под песню «Бибика» дети, имитируют движения рулем и «едут» по здоровьесберегающим дорожкам.

2.Беседа по теме и мимические упражнения.

Дедушка: -Очень давно я жил один и мне было очень грустно. Загрустил дедушка.

Л: - Ребята, покажите, как грустит дедушка.

Дедушка: -Но потом кто-то постучал в дверь. Я удивился.

Л: - Ребята, покажите, как удивился дедушка.

Тук-тук. Кто там пришел?

Л: - Дети, кто к дедушке пришел? (Корова пришла.)

Логопед по очереди показывает домашних животных детям.

Коза, Лошадь, Собака, Кошка, Осел, Овца, Кролик, Свинья.

Как много друзей-помощников пришло. Обрадовался дедушка.

Л: - Ребята, покажите, как обрадовался дедушка. (дети показывают) Молодцы!

Л: - Как мы назовем всех гостей одним словом?

Д: -Домашние животные.

Л: - Почему?

Д: -Они живут около человека.

Л: -Зачем они нужны?

Д: -Они приносят человеку пользу.

Человек кормит животных, ухаживает за ними.

Л: -Как дедушка называет ласково своих помощников.

3.Игра «Назови ласково».

Корова – коровка

Лошадь – лошадка

Коза – козочка

Собака – собачка

Осел - ослик

Овца - овечка

Свинья - свинка

Кроль - кролик

Кошка–кошечка

4. Игра «Куда залез котенок»

Ребята, все домашние животные живут у дедушки на скотном дворе, а где живет кошечка?

Д: - Кошечка живет в доме.

Л: -Кошечка с дедушкой любит играть. -Ой, куда же залезла кошечка-озорница?

Логопед перемещает кошку, а дети отвечают:

Д: -в коробку, в корзину, на стул, на дом, под стол, под шляпу, за дом, за кубик.

Л: -Ребята, давайте и мы поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(дети идут по кругу под ритмичную музыку, выполняют движения по тексту.)

В чистом поле без оглядки

Мчатся быстрые лошадки,

Цок–цок–цок, цок–цок–цок

Скачет резвый табунок.

Поросята повернулись.

Все присели и улыбнулись

Осмотрели правый бок,
Встали и на месте пошагали.
А козлята щиплют травку

и прыгают через канавку

5. Дыхательное упражнение

Л: -Дедушке надо покормить животных, но ему тяжело, и он вздыхает:

«Охо-хо-хо-хо». Покажите, как вздыхает дедушка:

Вдох через нос, выдох через рот с произнесением звукоподражания

«Охо-хо-хо-хо» - 3 раза.

6.Дидактическая игра «Помоги дедушке накормить животных»

Л: - Ребята, поможем дедушке накормить животных?

Дети по очереди берут на подносе капусту, косточку, рыбку, морковку, тыкву, пучок травы, пучок сена, миску с молоком и «кормят» животное.

Ответы детей:

    Косточку я дам собаке.

    Траву я дам корове.

    Рыбу я дам кошке.

    Сено я дам лошадке.

    Капусту я дам козе.

    Тыкву я дам свинье.

    Морковку я дам кролику.

    - Овощи я дам ослику.

    -Молоко я налью кошке.

  • 7.Пальчиковая гимнастика

    Л: -Наши пальчики поиграют и расскажут, как животные поблагодарили нас за угощения.

    (Под ритмическую музыку дети произносят текст и выполняют движения.)

    Сказали спасибо два котенка: "Мяу-мяу!",

    (соединяют большие пальцы прижатых ладоней)
    Две собачки: "Ав-ав!", (соединяют указательные пальцы)
    Две лошадки: Иго-го!", (соединяют средние пальцы)
    Два поросенка Хрю-хрю(соединяют безымянные пальцы)
    Две коровки: "Му-му!". (соединяют мизинцы)
    Очень всех благодарим. (сжимают и разжимают кулачки)

  • 8.Релакс.

    Дедушка приглашает вас отдохнуть в поле. Дети ложатся на коврик, закрывают глаза и под музыку отдыхают.

    9.Разрезные картинки.

    Л: - Дедушка, вам дарит картинки, но нужно их собрать.

    Дети собирают картинки

    Ответы детей: - Я собрал ослика.

    У меня получилась собачка.

    Я сложил корову и т.д.

    Л: - Молодцы, ребята, но нам пора возвращаться в группу.

    Под песню «Бибика» дети, имитируют движения рулем, возвращаются в группу.

  • ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

    Ребята, вам понравилось наше путешествие? – Да.

    У кого мы были в гостях? – У дедушки.

    Кто у дедушки живет? Домашние животные.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...