Строительство и измерение Русскими Саженями. Суть, смысл и практика

"Тело человека является эталоном Вселенной - абсолютно всё
во Вселенной может быть измерено и определено с помощью
нашего тела и окружающих его энергетических полей. "
Друнвало Мельхиседек

Эта глава имеет c одной стороны ярко выраженную практическую направленность, а с другой носит обзорно-обобщающий характер. Затронутые в ней темы более подробно освещены в соответствующих главах Живого журнала, однако в отдельных случаях эта глава вносит уточнения в рассмотренные ранее вопросы, поэтому в случае возникновения разночтений следует опираться на информацию, изложенную в ней.
Необходимо заметить, что глава писалась весьма значительный промежуток времени, так как вначале не было еще ни той точки зрения, которая позволяла бы видеть все вопросы проектирования Живого Дома в целом, ни достаточного объема разнообразного взаимодействия по вопросам конкретного проектирования Домов. Каждый реализованный проект добавлял ясности, а все они вместе послужили основой для формирования данной главы.
Проектирование Живого Дома осуществляется в соответствии с энергетическими центрами Хозяина-мужчины, энергетика которого является определяющей для создающегося объема. Использование антропометрических данных Хозяина обусловлено тем, что любая плотная форма создается по образу и подобию своего энергетического содержания и точнейшим образом видимо проявляет собственный энергетический каркас.
Система Русских Золотых саженей - это Триединство бесконечно развивающихся спиралей, проходящих через основные энергетические центры человека. Так, первая спираль проходит через центры Корень, Зарод и Устье, вторая - через центры Исток, Ярло и Светоч, третья - через центры Живот, Чело и РА.
Каждая сажень соответствует расстоянию от конкретного энергетического центра до поверхности Земли, сам же человек, как в энергетическом, так и в плотно материальном виде, есть Живое проявление общих закономерностей построения Мироздания.

Рис. 1

На Рис. 1 схематически показаны спирали Русских Золотых саженей и основные Триединства энергетических центров: Триединство РА-Светоч-Устье, Триединство Чело-Ярло-Зарод, Триединство Живот-Исток-Корень. Спирали Русских Золотых саженей бесконечны в обоих направлениях, и вверх, и вниз уходит бесконечное множество Триединств энергетических центров…
Триединством называются три взаимодействующие величины, вурф которых является Золотым вурфом, то есть с точностью до плюс-минут 3% соответствует значению Золотого вурфа - иррациональному числу 1,327…
Покажем Триединства энергетических центров на таблице Русских Золотых саженей, выбрав для примера центр Светоч Хозяина соответствующим величине народной сажени.


И так далее, как вверх, так и вниз…
Процесс проектирования Дома начинается с определения Триединства саженей, которые будут определять его высоту, длину и ширину. Эти сажени выбираются из группы Светоч. Все три размера Дома берутся по осям. На данном этапе не учитываются дополнительные выступы, такие как, например, балконы, веранды и скаты крыши.
Итак, первый шаг. Определяется сажень, соответствующая центру Светоч Хозяина. Она будет использоваться для нахождения высоты Дома. Измеряется расстояние между кончиками пальцев вытянутых в стороны рук Хозяина или вычисляется его рост, увеличенный на 3%.
Далее выбирается та сажень группы Светоч, от которой полученная величина отличается менее, чем на вершок, то есть меньше, чем на 3,125%, так как каждая сажень являет из себя величину, распространяющую свое влияние на все величины, отличающиеся от нее менее, чем на вершок. На границах двух соседних саженей возникают своеобразные «мертвые зоны», в которых воздействия саженей уравновешены, и выбор может быть как в одну, так и в другую сторону, по желанию субъекта.
Второй шаг. Измеряются фаланги указательного пальца рабочей руки Хозяина. У правши рабочая рука правая, у левши - левая. Средняя фаланга указательного пальца соответствует сажени, выбранной для высоты Дома (см. первый шаг).
Определяются соотношения между величинами нижней и средней и верхней и средней фаланг указательного пальца.
По выбранной в первом шаге сажени и определенным соотношениям между фалангами указательного пальца выбираются сажени, которые будут использоваться для форматирования длины и ширины будущего дома.
Так как величины фаланг пальца образуют Золотой вурф, выбранные таким образом сажени будут Золотовурфны и Триедины между собой.
Рассмотрим второй шаг с несколько иной точки зрения.
Измерение величин фаланг указательного пальца при помощи линейки и вычисление отношений нижняя фаланга / средняя фаланга и верхняя фаланга / средняя фаланга на калькуляторе сложности не представляют.
Гораздо интереснее понять, как действовал Зодчий, который никаких метров-сантиметров и калькулятора в своем распоряжении не имел и в них не нуждался.
Для измерения фаланг он использовал простую веревочку.
Итак, есть 3 отрезка. Как определить их соотношения?
Четыре раз удваиваем отрезки, соответствующие величине нижней и верхней фаланг, то есть увеличиваем их в 16 раз, что делается с помощью той же веревочки.
Определяем, сколько целых раз средняя фаланга укладывается в отрезках, полученных четырехкратным удвоением величин нижней и верхней фаланг.
Например, получили соответственно 19 и 18 раз.
Значит, целочисленное отношение величин нижней и средней фаланг 19/16, верхней и средней фаланг - 18/16. Соответственно, таким же должно быть соотношение между саженями, выбранными для форматирования дома.
Из предыдущих глав известно, что пять следующих друг за другом саженей одной группы при переходе от одной сажени к другой слева направо соотносятся между собой как 16 / 17 / 18 / 19 / 20. Данное целочисленное соотношение выполняется с весьма высокой степенью точности.
Начальная сажень , точка отсчета, для этого соотношения - это сажень, форматирующая высоту.
Например, для высоты Дома выбрана народная сажень, как соответствующая центру Светоч Хозяина (См. таблицу 2).

Тогда длину Дома будет определять фараонова сажень, а ширину - царская.
Понятия «длина» и «ширина» являются в известной мере условными и взаимозаменяемыми.
Третий шаг. Три полученных сажени проверяются на соответствие Золотому вурфу.
Если их вурф Золотой, сажени образуют Триединство и образованный ими «элементарный кирпичик» является Живым и может использоваться в процессе проектирования и строительства Дома.
Если вурф не Золотой, или значительно отклоняется от Золотого (более 2%), то целесообразно вернуться к этапу измерения фаланг указательного пальца и уточнить исходные данные.
Четвертый шаг. Определяются основные габаритные размеры будущего Дома выбором любого целого числа соответствующих саженей группы Светоч для высоты, для длины, для ширины, исходя из желания Хозяина. Не рекомендуется выбирать для высоты, длины и ширины одинаковое количество соответствующих саженей, например,
4 х 4 х 4 или 6 х 6 х 6.
Пятый шаг. Полученные размеры Дома проверяются на Золотовурфность и уточняются в случае необходимости.
Прежде чем переходить к описанию дальнейшего процесса проектирования Дома - его вертикальному форматированию и горизонтальной разметке - остановимся на сути системы Русских Золотых саженей и основных принципах ее работы.
Еще одно замечание: все, что Вы читаете сейчас, это не теория, это самая настоящая практика. Для работы с Русскими Золотыми саженями надо понимать, КАК ЭТО РАБОТАЕТ, то есть каждый шаг должен быть осознан. Иными словами нам, современным людям, необходимо сделать значительное усилие для того, чтобы отойти от своего привычного образа мышления и понять, как мыслили Зодчие Древней Руси.
Для начала остановимся на некоторых уже известных закономерностях системы Русских Золотых саженей, напоминание о которых необходимо для дальнейшего движения вперед.
Система Русских Золотых саженей - это три бесконечные и безначальные взаимосвязанные спирали, по которым можно двигаться как вверх, так и вниз. Виток каждой спирали состоит из 12 элементов, за один виток происходит удвоение или уменьшение вдвое первоначального значения элемента.
Для Русских Золотых саженей каждое удвоение или деление на два - это не появление новой величины, а переход одного из элементов Единства на другой уровень целостности, то есть величина остается самой собой, но меняется ее качественный потенциал. Каждая из трех спиралей-групп - это 12 элементов, находящиеся в бесконечном процессе самоизменения и проявления себя в более совершенном виде, где и свет, и звук, и цвет, и плотная материя являются лишь формами и способами проявления желания развития и самоизменения, а само желание самоизменения есть энергия Жизни, дающая возможность бытия всему сущему.
Энергия Жизни имеет на Земле свое воплощение - «совершенное, как не написанное число» - это число Фи, число иррациональное, которое не может быть вычислено до конца, сколько бы времени его ни вычисляли, и, соответственно, никогда не может быть записано полностью, а только с какой-то определенной приближенной точностью.
Соотношения как внутри каждой из трех групп-спиралей, так и между ними определяет число Фи.
Внутри каждой группы следующий член больше предыдущего в k г. раз:
A 1(i+1) = k г . x A 1i ; A 2(i+1) = k г . x A 2i ; A 3(i+1) = k г . x A 3i ,
где k г. = 1,05946…= 12 √2 = Ф 3 /4
В общем виде отношение любого следующего члена к своему предыдущему
A k ( i +1) / A ki = k г. = 12 √2 = Ф 3 /4, где k = 1, 2, 3; i - любое целое число. (1)
Соотношение между группами-спиралями:
A 3 i / A 2 i = A 2 i / A 1 i = k в. = 2/Ф = 1,236…, где i - любое целое число,
или в общем виде
A ki / A ( k -1) i = k в. = 2/Ф = 1,236…, где k = 3, 2; i - любое целое число. (2)
И, наконец,
A 3(i+1) / A 1i = Ф ; A 1(i+12) / A 2i = Ф ; A 2(i+12) / A 3i = Ф .
(3)
Использование закономерностей (1), (2) и (3) позволяет по одному известному элементу найти все остальные элементы системы, то есть (1), (2) и (3) есть системообразующие закономерности, проявляющие связи одного элемента со всем остальным множеством и множества элементов с каждым конкретным элементом.
Кроме того, система Русских Золотых саженей позволяет точно найти значение самого числа Фи, так как только в данной системе проявлена его суть, все остальные способы определения значения Фи являются опосредованными по сути и приближенными по существу, это касается и нахождения значения Фи через ряд Фибоначчи, и через решение квадратного уравнения, и тем более, через геометрические построения.
Значение Фи с точностью до 16 знаков после запятой
Ф = 1,6182611502319232…
Данные сведения необходимы для понимания вопросов энергетического наполнения объема, полученного при использовании системы Русских Золотых саженей. Так как число Фи есть проявление энергии Жизни, Факт или Форма Истины, то энергонасыщенность любого объема определяется степенью числа Фи.
Одним из этапов проектирования является проявление и возможная корректировка этого параметра будущего Дома. Этому вопросу посвящена глава «Русские Золотые сажени. Энергонаполненность пространства и объема».

Вам не приходил в голову вопрос, почему в словах «строение», «строить» так явно присутствует корень «трое», «три»?
Слова русского языка, в отличие от других языков, которые, впрочем, есть не что иное, как части единого древнерусского языка, весьма отдалившиеся от истока в своем временно́ м проистекании, сохранили свою сутевую наполненность.
В слове «стро́ ить» ударение было перенесено позже с «и» на «о» именно для того, чтобы скрыть суть процесса. Правильно должно звучать «строи́ ть».
Давайте вместе проникать в то, как шел процесс стро и́ тельства и возникало стро е́ ние .
Все, что происходит с нами в жизни, происходит по нашему желанию.
Объективное желание обладает высокой проникающей способностью, которая тем выше, чем желание чище. Информационные слои Единой сочувствующей материи Космоса отвечают на желание человека созданием Образа желаемого, который уже является объективно существующей реальностью. Процесс воплощения, уплотнения этой существующей на уровне Мысли реальности может занять некоторое время, по Земным меркам даже достаточно значительное… Для Космоса земное время значения не имеет, так как космическая материя имеет пространственно-временные характеристики, отличные от Земных. Иными словами можно сказать, что для уплотнения Образа нужны специальные условия, при их отсутствии процесс растягивается во времени. Такие условия возникали в момент встречи Зодчего с тем, кто желал иметь строение, с будущим Хозяином, эти условия - система координат, Триединство, где вертикалью был уже проявленный в информационных слоях на уровне мысли Образ строения как замысла Творящего начала, с горизонта светило желание конкретного человека с определенным набором энергоинформационных характеристик, а нулем в этой системе координат был сам Мастер. При этом основополагающей задачей Мастера становилось воплощение с наибольшей точностью уже существующего в информационных слоях Образа.
Именно поэтому говорили, что строительство идет «от Неба», Зодчий ничего не придумывал, он уплотнял, воплощал уже существующую реальность.
Для того, чтобы подняться как можно выше, «дотянуться до небес», Мастер вместе со своей артелью молился (мо́ ля - это совсем не те рабские, униженные слова, которые сейчас считаются молитвами), постился (применял практики очистки физического тела), одевал специальную одежду с вышитыми символами и орнаментами, дающими определенную темпо-ритмическую настройку. Эти действия позволяли Зодчему перейти в измененное состояние сознания и точно воспринять Образ. Информационное поле, в котором шло взаимодействие сознания Мастера и Образа, имело вибрационно-частотные и пространственно-временные характеристики, отличные от Земных. Понимание Мастера, его осознанное чувствование процесса позволяли воплощать эти аномальные параметры при строи тельстве практически без искажения и погашения. Инструментом для воплощения служила система Русских Золотых саженей с ее неподвластным течению Земного времени числом Фи. Поэтому строе ния Зодчих стоят на Земле века и тысячелетия.
Еще один аспект строи тельства: аномальный объем, называемый Домом, был точнейшим образом настроен на того, по чьему желанию он проявился на Земле - на своего Хозяина и служил для Хозяина каналом для выхода в те информационные слои, где он зародится и с которых спустился на Землю. Таким образом, Дом становился для Хозяина благоприятным условием для роста его сознания по линии вертикали. Строе ния, спустившиеся с небес, создавали условия для вертикальной, то есть, единственно реальной, эволюции человечества.
Мы не будем касаться здесь того, кем, как, почему и в какой момент была разрушена описанная система. Я не зову Вас назад, в прошлое, по той простой причине, что сегодняшнее настоящее произросло из прошлого, а, значит, в нем уже были зародыши всех противоречий, которые сейчас расцвели пышным цветом. Я говорю о том, что в наших силах сделать из всего, что нас окружает - из домов, машин, предметов быта, одежды и утвари, - помощников, выводящих мысль на новые высоты, вместо могильщиков, заземляющих дух и разрушающих тело.
Почему могильщиков, вот так конкретно и жестко?
Все живые, природные объекты на нашей планете сформатированы таким образом, что соотношения их частей есть степени числа Фи, а размеры их самих и их частей - элементы системы Русских Золотых саженей. Если использовать понятие вурфа, то можно сказать, что живые объекты всегда золотовурфны.
После разрушения системы соразмерностей, которую мы называем системой Русских Золотых саженей, человечество взяло в руки метр или иной измерительный эталон и начало плодить плотно материальные объекты, измеряя, сравнивая и оценивая полученные результаты, то есть используя ум в качестве основного, а потом и единственного, инструмента. Ум быстро поменял приоритеты мыслеобразовательного процесса, взяв за основу систему координат «время - деньги», и ремесленники, толкаемые желаниями жить теплее, сытнее и вообще лучше (это «лучше» каждый понимал вроде бы по-своему, но так похоже!), наводнили рынок продукцией, сформатированной по метру и сделанной ради денег. Все эти плотно материальные формы, изнасилованные умом, не золотовурфны, имеют нецелостные, противоречивые соотношения своих частей, отличные от соотношений элементов Русских Золотых саженей и не являющиеся степенью числа Фи. Для поддержания существования во временно́ м потоке этим формам нужна постоянная энергетическая подпитка, они сосут, забирают энергию любого живого существа - растения, животного, человека - и все равно подвержены стремительному разрушению. Да, именно так. Ведь как-то очень быстро мы дожили - те, кто выжил, не у всех хватило энергии Жизни на всех паразитов - до того, что железобетонные «хрущевки», которые вот совсем недавно построили, уже пора ломать... А если не сломали вовремя - они, эти дома-паразиты и инвалиды, в любой момент готовы рухнуть вам на голову...
Деревянные дома, построенные нашими великими Зодчими, стояли сотни лет и то, что их осталось так мало, это «заслуга» тех, кому непременно нужно было уничтожить, убрать эти космические объекты с лица Земли, затормозив таким образом, насколько это возможно, процесс осознания человеком себя, истинного дела и места своей жизни, и многократно ускорив процесс старения и разрушения человеческой формы, предельно сократив срок человеческой жизни.

ТАБЛИЦА САЖЕНЕЙ (в см)

По Черняеву. (Золотые сажени Древней Руси, 2007).

Название сажени

сажень

полсажени

локоть

пядь

пясть

вершок

134,5

142,4

150,8

Кладочная

159,7

Египетская

166,3

Народная

176,0

Церковная

186,4

197,4

Пилецкого

205,5

Фараонова

209,1

Казенная

217,6

Греческая

230,4

244,0

258,4

Городовая

284,8

Соотношение сажени и ее элементов:

Полсажени = ½ сажени

Локоть = ½ полсажени (1 / 4 сажени)

Пядь = ½ локтя (1 / 8 сажени)

Пясть = ½ пяди (1 / 16 сажени)

Вершок = ½ пясти (1 / 32 сажени)

А.Ф. Черняев
Золото Древней Руси, М., 1998

ЛОГИКА ДРЕВНИХ САЖЕНЕЙ

Выше упоминалось, что в Древней Руси имело хождение множество соизмерительных инструментов — саженей . Вот уже почти два столетия ученые пытаются привести это множество к минимальному количеству типоразмеров и пока безуспешно. И эти неудачи не случайны. Во всех работах по системам мер сажени рассматриваются только как измерительные инструменты, имеющие строго определенную длину и единственный способ применения — измерение . По сформулированной за два столетия метром логике измерительный инструмент должен с большой точностью делиться на некоторое количество одинаковых мерных единиц, обычно кратных «круглому числу». Например, метр делится на 10 дециметров, дециметр делится на 10 сантиметров и т.д. Сам по себе метр является стандартной величиной, десятимиллионной долей от одной четверти парижского меридиана, и получение его эталонной длины — достаточно сложная, продолжительная и дорогостоящая операция. А потому раз полученный эталонный отрезок в виде выверенного платинового стержня уже почти 200 лет хранится в футляре при постоянной температуре, давлении и влажности. И даже в этих условиях требуется уточнение его длины.

Возникают вопросы: А какими же методами производилось хранение измерительных инструментов в древности? Имеет ли смысл говорить об их точности? И не является ли требование точного измерения длины саженей логическим отголоском привычного использования стандартной единицы длины — метра? Ведь «хранение» это длилось тысячи лет со времен Древнего Египта, если не ранее . К тому же никаких эталонов не найдено. Требовать от таких инструментов точности при отсутствии даже намеков на эталоны не приходится. И тем не менее...

Сооружения как Древней Руси, так и Древнего Египта своей соразмерностью, пропорциональностью и эстетической красотой, предназначенностью для облагораживающего воздействия на людей намного превосходят типовые и не типовые «коробки» XIX и XX вв. — детища очень точного стандартного метра.

Эта соразмерность и эстетическая красота сооружений — следствие особой, подвижной функции взаимосвязанного комплекса древнерусских саженей, заключающаяся в том, что их основное назначение — соизмерение, а потому они — не статические линейки, а остановленные длиною продолжающиеся динамические процессы .

Переведенные по длине, для облегчения пользования, в привычные для нас сантиметры, сажени, тем не менее, не обладают «настоящими» длинами. Сажени не являются измерительным инструментом и потому сами не имеют длины , хотя и применяются иногда для измерения. Как и тела не имеют размерности, так и сажени не обладают метричностью. Сажени — инструмент соизмерения, инструмент и система пропорционирования , поэтому их метрический модуль является бесконечным иррациональным числом, округленным до 4-го знака. А их диагональ слева направо снизу вверх есть не что иное как ряд золотой пропорции (в данном случае речь идет о русской матрице коэффициентов – прим. мое О.С. ).

В матрице А.А. Пилецкого сажени по этой причине являются абстрактным выражением бесконечного процесса, принявшего форму конечных отрезков. Каждая сажень имеет как бы свою внутреннюю единицу измерения длины, нам неизвестную, отличную от всех остальных длин, и обусловленную собственным процессом молекулярного деления.

Фактически каждая сажень является одним из тех иррациональных отрезков-процессов, которые получаются делением отрезка любой длины в крайнем и среднем отношениях. Складывая или деля сажени, мы складываем или делим не отрезки длины, а процессы, бесконечности, а результаты деления или сложения как бы представляем целыми и неделимыми отрезками. И потому вновь образовавшийся «отрезок» не является частью какого-то процесса, а представляет собой целое как новый самостоятельный процесс. В этом заключается основное качественное отличие саженей от метра . Метр — статическая измерительная единица, эталон, предназначенный для сопоставления с собой всех измеряемых тел. Сажень — соизмерительный процесс, обусловливающий нахождение соразмерности частей тел процессу, а следовательно, и самому телу. Метр фиксирует существующие пропорции, умертвляя их статичностью. Сажень соразмеряет пропорции процессом, оживляя их. Ибо все, что движется, соразмеренно живет.

Именно соразмерность определяет принципы разделения саженей на элементы. Являясь отрезком-процессом бесконечной длины, не отмеряемым ни к одному, ни к другому концу, сажень не может быть измерена никаким мерным инструментом.

Отрезок, имеющий один конец на бесконечности, обладает и другим концом, уходящим в бесконечность. И хотя для нас, для внешней системы, каждый из его концов конечен, и мы его определяем как конечный внешний измерительный инструмент, он остается для себя системой бесконечной, двигаясь в которой (если допустить, что нам в эту систему удалось попасть) от одного конца к другому никогда не дойти.

Разделить такой отрезок на две конечные части или отрезать от него, в его системе, отрезок конечной длины невозможно, ибо для такого отрезка не существует соизмеримого и неизменного эталонного элемента, кратного всему отрезку. Да и две разновеликие половинки — результат осуществленного разделения —сразу же изменят свои внутренние параметры. К тому же, как показывает деление в крайнем и среднем отношения, отрезок иррациональной длины не имеет места, находящегося точно по его центру, и деление его на 2 обусловливает появление двух иррациональных, как бы сопоставимых, но не соизмеримых по мерности отрезков-процессов.

А потому деление древних сажений-процессов возможно только на 2. Раздвоение саженей или их элементов приводит к появлению в качестве остатков только двух «бесконечно-конечных» длин. Растроение сажени, деление ее на 3, 5, 6, и т.д. частей невозможно, ибо создает условия для появления между бесконечными отрезками отрезков конечных, соизмеримых некоторому мерному инструменту, но не соразмерных, а следовательно, не являющихся процессами и не пригодных для соизмерения. Округление иррациональных раздвоенных отрезков в любых измерениях скрывает движение. Иррациональные числа, по С.Громову, — «не завершенные числа, как бы требующие постоянного довычисления» , а потому динамические числа, и свойства их определяются динамической геометрией, представление о которой только начинают складываться в современной науке . Кратко они сводятся к следующему.

В отличие от статической геометрии, в которой точка — геометрический объект, лишенный протяженности, а прямая, имея один ранг с точкой, представляет собой как бы слившиеся в длину точки и потому завершается с каждой стороны конечной точкой, в геометрии динамической точка есть сфера одного ранга, не имеющая центра, т.е имеющая радиус бесконечной длины, а прямая — слившиеся в одну цепочку точки другого, «меньшего» ранга. И завершается такая динамическая прямая пересечением границы предыдущей по рангу сферы-точки и устремлением по радиусу к ее отсутствующему центру, т. е. в бесконечность. Деление динамического отрезка сопровождается изменением в месте деления ранга «концевых» точек и превращением их в точки «большего» ранга, т.е. процессом движения по радиусу новых концов в бесконечность. Сложение вновь полученных, бесконечных отрезков не образует единого сдвоенного, как в статической геометрии, отрезка, а приводит к возникновению как бы составного, через точку другого ранга, отрезка. Так, диаметр любой окружности в динамической геометрии состоит, а не слагается, из двух бесконечных радиусов несоизмеримых с длиной образуемой ими окружности. Несоизмеримость проявляется всегда в виде трансцендентного числа при делении окружности на составной диаметр или на удвоенный радиус. Удвоение и есть составление двух бесконечностей в одну.

Эти процессы удвоения-раздвоения динамической геометрии положены, по-видимому, некоторой цивилизацией в основу системы древних саженей. Они определяют первую особенность изменения мерности соразмерных инструментов — получение отрезков меньшей длины последовательным делением их на 2. В матрице А.А. Пилецкого эта последовательность деления отображена рядом нисходящих под численной величиной каждой сажени чисел, образуемых последовательным делением ее на 2. Количество этих чисел, включая саму сажень, равно 6. Как было показано, они имеют следующие названия: сажень, полсажени, четверть сажени — локоть, восьмая часть сажени — поллоктя — пядь, шестнадцатая часть — полпяди или два вершка, или пясть, и тридцать вторая часть сажени — вершок или полпясти.

На вершке раздвоение заканчивается, хотя могло бы, как предполагал А.А. Пилецкий, и продолжаться бесконечно. Вершок является завершающим элементом, соразмерности. Он приобретает два функциональных назначения: с одной стороны, осуществляя функции соразмерности, а с другой, являясь измерительным инструментом. Он единственный среди элементов сажени может делиться на любое число, образуя измерительное частное, прибавление которого к любому элементу сажени превращает этот элемент из соизмерительного в измерительный, т.е. меняет его статус и качество с динамического на статическое, что делает невозможным участие его частей в процессе соизмерения. Ниже я попробую разобраться, чем обусловлено измерительное качество вершка, а пока отмечу, что существование шести раздвоенных элементов одной сажени является второй особенностью комплекса древних саженей.

Третья особенность заключается в существовании взаимосвязи элементов каждой сажени матрицы Пилецкого с элементами всех остальных саженей. Следствием данных взаимосвязей становится свойство матричной вязи , позволяющее находить посредством четырех действий арифметики, и в первую очередь сложения и вычитания, по элементам двух различных саженей элементы всех остальных саженей. Простейшей из операций матричной вязи является правило сложения и вычитания Фибонначи: сумма двух последовательных чисел по диагонали слева направо снизу вверх равна верхнему числу. Например, возьмем локоть казенный 54,4 см, сложим его с полсаженью народной 88,0 см и получим малую сажень 142,4 см. <...>.

ТАИНСТВО ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер» , он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, отображенную в матрице (т.е. кратную золотому числу).

К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил в одно предложение: «... скрытая пропорция сильнее явной» , а Платон охарактеризовал как: «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга» .

Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но «размывает» его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более «расплывчатыми» (например, их орнаментами, фризами, кокошниками и т.д.). Возможность изменения длины — вторая составляющая наличия многих видов саженей на территории Руси (первая, как показано выше, — восстановление саженей без ориентации на единый эталон).

Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.

Особенно важным становилось для мастеров отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений и в первую очередь церквей, соборов, храмов. Церковь как культовое сооружение является Храмом Божьим, Храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило церкви. Мерило же всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.

Число Христа 7 . Число священное, иными словами — сакральное. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех,
и потаенные, кратные 7. И включала так, что не посвященные в таинство культовых сооружений христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности. Так же, как не замечалось и то, что в разбиении церкви, имеющей высший статус святости, было задействовано не менее 7 саженей различной длины.

Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались (это и обусловило, по-видимому, их потерю), что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церквью Параскевы Пятницы в Новгороде (или их макетами), даже крупные архитекторы не догадываются о двойной мерной структуризации этих шедевров и о саженной сакральности их пропорций священному числу 7. (И здесь отмечается параллель с древнеегипетской сакральностью.)

Следует особо подчеркнуть, что возможность совмещенного (сдвоенного) использования мер обусловливало именно наличие системы взаимосвязанных саженей, один из способов выражения которой удалось установить А.А.Пилецкому в образе табличной матрицы «Всемер» . <...>

ДРЕВНЕРУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ
ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД

Пирамиды Египта, возведенные почти за 3000 лет до н.э., и сегодня остаются загадочными и по технологии своего возведения, и по тем знаниям, которыми владели строители пирамид. Одной из самых больших загадок построения пирамид является загадка размеров мерных инструментов, по которым производилось конструирование и возведение объектов Древнего Египта. Построение строжайше выверенных пирамид (практически точные углы 90°, отклонение всего на 2-3 см сторон основания при длине более 200 м, соблюдение до секунд углов наклона боковых сторон, сведение граней пирамид в одну точку на высоте более 100 м и т.д.) свидетельствует о наличии у строителей точных измерительных инструментов и хорошо отработанной методики пространственного измерения. Но каковы размеры этих инструментов? Какое пропорционирование в них заложено? Какова методика производства измерительных работ? До сих пор науке это неизвестно.

Большинство исследователей считают, что древнеегипетские архитекторы также пользовались единым мерным инструментом, длина которого, как они полагают, почти совпадала с длиной современного стандартного метра. Со временем его размеры будут уточнены. Нахождение этих размеров осложняется тем, что результаты измерения стандартным метром параметров древнейших объектов всегда оказываются дробными. И это при всеобщем убеждении, что древние египтяне не были знакомы с дробями.

Тем не менее, точный размер искомого инструмента еще не определен, и потому однозначных ответов на целый ряд вопросов по пропорционированию древнеегипетских архитектурных элементов зданий и сооружений до сих пор нет. Неясно, например, почему параметры сооружений, и в первую очередь высоты пирамид в Гизе, определялись с точностью до четвертого-пятого знаков? Ведь гораздо проще определять их в целых числах. Например, высота - 143 м, длина стороны — 215 м и т.д. Тогда и размер используемого инструмента обнаружить было бы намного проще.

Надо полагать, что зодчие Древнего Египта это понимали тоже. Тем более, что геометрия объектов и особенно измерительные инструменты, используемые на строительстве пирамид, показали бы, что к моменту начала возведения пирамид жрецы владели гармонией динамической геометрии, к пониманию которой, как уже говорилось, человечество только приближается . А потому создается впечатление, вероятно, правдоподобное, что архитекторы фараона, возводившие пирамиды, преднамеренно скрывали параметры измерительных инструментов. Поскольку достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии использования измерительных инструментов, их породивших, невозможно. Другими словами: пока не будет найдена гармония пропорциональных взаимосвязей древних измерительных инструментов, невозможно даже приблизиться к разгадке тайн пирамид .

Можно отметить, что аналогичная дробность возникает при измерении метром параметров древнерусских сооружений. Но в этом случае известно, что возникающая дробность есть следствие использования в Древней Руси множества диспропорциональных друг другу и метру саженей.

То, что в течение столетий археологи и ученые не могут определить величину древнеегипетского аналога современного метра, скорее всего свидетельствует об отсутствии единого мерного инструмента и о возможном существовании в Египте некоторого подобия древнерусской системы измерительных инструментов. И встает вопрос: а не может ли оказаться так, что и в Древней Руси, и в Древнем Египте использовалась одна и та же метрологическая система?

Выше уже говорилось об одном из возможных подтверждений данной версии, отображенном на панелях Хеси-Ра . Однако изображение на панелях не может служить доказательством применимости древнерусских саженей, например, при строительстве пирамид. Этим доказательством может считаться только непосредственное подтверждение кратности размеров отдельных элементов тех же пирамид древнерусским соизмерительным инструментам и методам их применения, а пока этой соизмеримости не получено, данное предположение будет оставаться гипотетической версией.

Для проверки этой версии еще раз отметим особенности применения системы древнерусских саженей.

Основная особенность применения системы саженей заключается в том, что уменьшение мерности инструмента (получение измерительных стержней меньшего масштаба, чем сажень) производилось последовательным делением соответствующей сажени на 2 (раздвоение).

Вторая особенность: ни одно сооружение на Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При замерах длины здания использовалась одна сажень, ширины — другая, высоты — третья. Внутренняя разбивка производилась четвертой саженью. А если возводился следующий этаж, то его высота определялась в зависимости от окружающего ландшафта еще одной саженью или комбинацией из сажени и ее элементов. Например: две сажени, полторы сажени, сажень с четвертью (с локтем) и т.д.

Третья особенность: все параметры объектов замерялись только целым, как бы квантованным, числом измерительных инструментов — саженей, локтей, вершков и т.д. Например, длина здания равнялась 6 саженям городовым по 284,8 см или 12 саженям малым по 142,4 см, что в измерении метром равно 17,088 м. Ширина равна четырем полуторным простым саженям по 150,8 х 1,5 = 2,262 см, а в измерении метром 9,048 м. Наконец, высота равна двум простым саженям по 150,8 см или 3,016 м.

Таким образом, параметры объектов, отмеренные целым числом саженей, всегда оказываются дробными при измерении стандартным метром. И, как уже отмечалось, эта особенность систематически фиксируется при замерах метром всех древнеегипетских сооружений. А потому можно повториться, что достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии измерительных инструментов, их породивших, невозможно.

Рассмотрим исходя из методов использования системы саженей возможность применения их для определения параметров комплекса пирамид в Гизе и других древнейших объектов. Поскольку названия древнеегипетских измерительных инструментов до нас не дошли, ниже употребляются названия их аналогов, принятых на Руси.

Результаты измерения саженями параметров пирамид в Гизе, отображенные в таблицах 10 — 12 с точностью до ± 5 см на сотни метров, подтверждают предположение о единстве древнерусской и древнеегипетской систем измерительных инструментов и позволяют сделать следующие выводы :

Все параметры пирамид (высота h, боковая сторона а, диагональ основания d, боковое ребро b, апофема с) кратны целому числу различных саженей, оставаясь дробными в измерении метром;

Основной параметр пирамид — высота определяется для всех пирамид целыми десятками различных саженей 90, 60, 30, кратными сакральному числу 3;

Все параметры пирамид измеряются различными саженями;

Один или несколько параметров каждого объекта при приведении модуля числа саженей к одной цифре равен или кратен сакральному числу; вероятно, это значащие числа каждого параметра;

Наибольший наклон сторон имеет пирамида Хафра, как и наибольшее совпадение расчетных параметров с результатами обмера;

В структуре параметров пирамид задействовано десять древнерусских саженей.

Из таблицы 7 следует, что в структуру пирамиды Хафра заложены параметры священного египетского треугольника 3:4:5:

107,8: 35,93 = 3; 143,73: 35,93 = 4; 179,66: 35,93 = 5.

А этот треугольник ассоциируется по древнеегипетской мифологии с тройкой основных богов: малый катет — богиня плодородия Исида, большой катет, или высота пирамиды, — бог Осирис и гипотенуза (апофема) — их сын Гор, и отображает природную гармонию объекта.

Рассмотрим, совпадают ли параметры некоторых других объектов комплекса и их помещений с размерами саженей.

Наиболее сохранившийся храм ансамбля пирамид в Гизе — нижний храм пирамиды Хафра имеет квадратную форму со стороной основания 45 x 45 м и высоту 13 м. По-видимому, эти данные, как и многие другие, округлены и его истинные размеры составляют 45,24 х 45,24 м, или 30 саженей простых, а высота 13,05 м или 7 саженей церковных. Большая галерея пирамиды Хеопса имеет длину 47 м или 33 сажени малых, и высоту 8,5 м, что составляет б тех же саженей, а возможно, 3 сажени городовых, и действительная высота 8,54 м. Погребальная комната имеет размеры по обмеру: длина 10,5 м, ширина 5,2 м и высота 5,8 м. 304,72

Наим.саж.

длина, см

Наим.саж.

длина, см

Таблица 12. Пропорции пирамиды Менкаура

высота
h

бок.стор
a

диаг. осн.
d

бок. реб.
b

апофема
c

Расчет, м

Наим.саж.

длина, см

Отмечу, что комната представляет собой двусмежный квадрат (ДК), в длине которой 6 саженей народных или 10,56 м, в ширине 3 сажени народных или 5,28 см, и в высоте 3 сажени царских или 5,92 м. (Невольно возникает вопрос: а не совпадали ли древнерусские названия саженей с древнеегипетскими?)

И наконец, рядом с дорогой восхождения к пирамиде Хефрена лежит на страже огромный Сфинкс — каменный лев с головой человека. Высеченный из единой скалы, он по обмеру имеет длину 57 м и высоту 20 м. В саженях в длину возможно двойное счисление — 40 саженей малых (56,96 м) или 22 сажени больших, что составляет 56,85 м, и в высоту 7 саженей городовых, а в метрах 19,94 м.

Таким образом, есть все основания полагать, чтовсе помещения и объекты комплекса пирамид в Гизе проектировались и возводились по мерным инструментам, полностью соразмерным древнерусским саженям .

Вернемся теперь к началу строительства пирамид и посмотрим, использовалась ли древнерусская система измерительных инструментов при их сооружении.

Итак, первая из возведенных пирамид — пирамида Джосера . По разным источникам ее высота 60 или 61 м. Стороны основания 115 х 125 м. В 61 м укладывается ровно 25 великих саженей. А по размерам сторон — 72 сажени кладочные или 114,98 м и 71 сажень народная или 124,96 м. Если же возьмем отгороженную стеной площадку, на которой возводился комплекс пирамиды, то она представляет собой прямоугольник 545 х 277 м. Эти параметры могут образовывать 2 комбинации саженей: в длину укладывается 260 саженей фараона или 544,65 м, 276 саженей царских или 544,82 м; в ширину 206 саженей меньших, т.е. 276,99 м или 140 саженей греческих — длина 276,48 м. Уточнить использование конкретных саженей можно только внешним обмером с точностью ± 3 см. Получается, что уже с первой пирамиды египетские строители использовали системный комплекс измерительных инструментов .

Продолжим рассмотрение пирамид. Пирамида Хуни в Медуме: 146 х 146 м, высота 118 м(?). В стороне укладывается 83 сажени народные или 74 сажени казенные, а длина стороны равна 146,08 м. В высоте укладывается 67 саженей народных (117,92 м), а это, видимо, показывает, что высота замерена с ошибкой.

Пирамида Снофру в Дашуре имеет основание 185,5 х 185,5 м и высоту около 100 м. Вероятно, замеры тоже не совсем точны. В стороне укладываются 123 сажени простых, и ее длина 185,48 м, а в высоте — 41 сажень великая, т.е. 100,04 м.

И последняя пирамида Снофру в том же Дашуре. Ее параметры 218,5 х 221,5 м и высота 104,4 м. И в этом случае вероятна неточность в измерении сторон. Высота равна 104,38 м или 56 саженям церковным. И здесь не исключена неточность, поскольку некоторые источники оценивают высоту в 92 м, а это ровно 61 сажень простая.

Хотите дом, в котором ваша семья будет жить долго и счастливо, не болея, не испытывая материальных проблем, без ссор и скандалов, оберегаемая от невзгод и напастей самой Природой?

Когда путешествуешь по Золотому кольцу России и посещаешь старинные церкви, дома и усадьбы, обращаешь внимание, как легко становится на душе, как приходит ощущение спокойствия и умиротворения. Ты будто подпитываешься энергией от невидимой, но мощной батарейки. А как потрясающе гармонична архитектура старины, как она притягивают взор и волнует ум! Так почему же мы не чувствуем то же самое в своих домах или квартирах?

Дело все в том, что в древности люди относились к строительству совершенно иначе. Возведение дома считалось актом творения, который основывался на единении человека и мира. Это единство может и должно быть достигнуто не только на лоне природы, как мы все привыкли полагать, но и в жилище человека. Ведь в доме человек проводит бо"льшую часть своей жизни!

Главным секретом создания проекта дома, в котором люди живут долго, богато и счастливо, является использование особой единицы измерения — сажени. Это не «мертвый», «оторванный» от природы метр, а «живая» величина. Дело в том, что размер сажени не фиксированный, а «плавающий», который зависит от физиологических пропорций главы семьи. Чему удивляться, что дом, построенный по «живым» размерам, проявляет уникальные свойства. Именно так были построены все архитектурные шедевры древней Руси, прослужившие века и сохранившие до настоящего времени свою сильную энергетику и, что немаловажно, первозданный внешний вид.

Происхождение сажени

Вы когда- нибудь задавались вопросом о том, по каким правилам определяется целостность мироздания? Давайте рассмотрим этот вопрос в масштабах космоса, и мы увидим, определенные геометрические закономерности, соответствующие правилу «золотого сечения». Например, обращение планет вокруг Солнца кратно «золотому» числу — 1,618. Удивительно, но это же соотношение находится в структуре всего живого, будь то растения, птицы, животные и даже человек. Это доказывает вездесущность этой «божественной» пропорции. Человек играет важную роль во взаимосвязи саженя и «золотого сечения».

Доказал эту взаимосвязь знаменитый русский архитектор А. А. Пилецкий, объединивший 12 древних саженей — мер человека, полученных путем усреднения многих образцов измерительных инструментов. Взаимосвязь заключается в том, что кратность саженей равна «золотому» числу 1,618 и его производным.

Академик Черняев в своей книге «Золотые сажени Древней Руси» объяснил, что необходимости заниматься математическими расчетами у древних строителей не было: «Имея «Всемер», зодчий выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он скорее всего даже не представлял, что в объектах что- то нужно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике- канону можно получить красивое сопряжение пропорций и гармонию объекта».

«Живая» и «неживая» система измерений

Использование стандартного метра, придуманного для удобства счета и стандарта измерений, не сможет решить задачи по проектированию комфортного энергетически насыщенного дома, однако, с этим легко справляются сажени. Современные архитекторы и математики исходят из упрощенной «неживой» системы измерений, где метр в ширину, равен метру в длину и метру в высоту, что в корне отрицает «живая» система саженей, созданная для соизмерения, сопоставления пропорций здания к пропорциям человека - высшего творения мира. Только используя сажени можно получить пропорции жилого дома, соответствующие вибрациям Земли и достичь гармони с планетой. Иными словами, мерило всех Мерил - Человек, со - Творенный по Образу и подобию Творца.

Не так давно выяснилось, что даже в Древнем Египте использовали древнерусскую систему саженей, по которой проектировались и строились все объекты древности, включая и египетские пирамиды.

Строим дом по канонам предков

Как же правильно и гармонично построить дом для себя и своей семьи?

Первое, что необходимо сделать, определить положение дома на вашем участке, ведь дому, как и человеку, нужно в первую очередь удобное расположение, чтобы ветер не задувал в двери и окна, чтобы место было освещено солнцем, чтобы было тепло и уютно.

После выбора места расположения дома, необходимо создать «образ» дома — его эскиз и выбрать три основные сажени по которым в дальнейшем определяют высоту, ширину и длину строения.

Строительство индивидуального жилого дома не должно идти по типовому проекту или ориентироваться на стандартные размеры и квадратные метры, к которым мы все привыкли. Мы перестали вкладывать смысл в понятие «индивидуальный», что означает созданный именно для конкретного человека или семьи. В качестве основы для размеров дома должны быть взяты индивидуальные размеры хозяина или хозяйки, что позволяет построить «живой» дом «по образу и подобию своему». Это довольно просто. Например, рост хозяина равен 181 см. Используем народную сажень (176 см) — это сажень среднего роста человека. Делим величину роста, то есть 181 на 176, и получаем 1,028. Последовательно перемножая саженый ряд (16 саженей по А.Ф. Черняеву) на 1,028, получаем личные сажени для хозяина ростом 181. А из этих 16 полученных вариантов размеров выбираем 3 сажени, подходящие для возведения объема здания (длины, ширины, высоты).

Все чаще и чаще в научной литературе отмечается плодотворное влияние на человека конструкций, пропорционированных по золотому сечению. Причём, имеются в виду любые конструкции и предметы, созданные человеком. От примитивной ложки до грандиозного дворца.

Становится ясно, что пропорционирование частей зданий и сооружений, соответствующее природным пропорциям и пропорциям человека, его восприятию действительности и ощущениям, является важнейшим фактором нормального функционирования человеческого организма. Но как вычислять «золотые размеры»? Из-за того, что в золотых пропорциях все числа иррациональные, вычислять их в уме или даже на калькуляторе сложно или невозможно. Тут справится только современный компьютер. Но программу для компьютера пока составить невозможно, поскольку принципы применения золотой пропорции ещё только начинают выступать из тумана. Но как выходили из ситуации наши предки? Анализ абсолютно всех древних сооружений, начиная с египетских пирамид, показывает присутствие Золотой пропорции, и многовариантность её применения сбивает с толку. А самые «свежие» из уцелевших золотосечённых сооружений – древнерусские церкви и храмы!!! Издавна и аж до 18-го века на Руси строили согласно золотым пропорциям! Только Пётр I положил конец «беспорядку», приравняв казённую сажень (217,6см) к 7 английским футам (213,360 см). В 1835г. Николай I вообще запретил остальные сажени, а в 1924 г. была введена метрическая система.

Значит, гораздо проще попробовать восстановить древнерусскую измерительную систему, чем сочинять навороченные программы для компьютера и таскать его с собой. Непонятно ещё, чем закончится такое «изобретение велосипеда».

Чтобы понять суть и смысл измерения в древнерусских саженях, придётся немного окунуться в математику и геометрию. Совсем немного, просмотрите хоть по диагонали все формулы.

Давно установлено существование загадочного «Золотого числа» Ф.

Практическое знакомство с Золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки. Из точкиВ восставляется перпендикуляр, равный половинеАВ . Полученная точкаС соединяется линией с точкойА . На полученной линии откладывается отрезокВС , заканчивающийся точкойD . ОтрезокAD переносится на прямуюАВ . Полученная при этом точкаЕ делит отрезокАВ в соотношении золотой пропорции.

Точное значение Ф находится математическим путём как корень квадратного уравнения, получаемого при делении отрезка в крайнем и среднем отношениях, то есть в соотшонении золотой пропорции:

(a+c)/c=c/a=Ф Это золотая пропорция. Решений для чисел a и c бесконечное множество, и все они будут иррациональными (хотя одно число может быть и целым). А вот решение для числа Ф всего одно:

Ф=(1 + V5)/2 =1,6180339887498948482045868343656…(V5-это квадратный корень из5)

Правда, у вышеупомянутого квадратного уравнения есть ещё один корень (1- V5)/2 = - 1/Ф, но поскольку он отрицательный, а оба числа a и c у нас положительные, это решение отбрасываем.

Ф-число иррациональное бесконечное.

Обратная величина 1/Ф=0,6180339887498948482045868343656…

Квадрат Ф 2 = 2,6180339887498948482045868343656…

Все знаки после запятой одинаковые… Вот загадочное число, не правда ли? Но это ещё не всё.

Известный числовой ряд Фибоначчи (открыт в XIII веке), где каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих, имеет вид:

1,2,3,5,8,13,21,34, 55, 89,... 377, 610,987,1598,2885,...

Нетрудно заметить, что с увеличением порядковых номеров членов деление последующего члена на предыдущий всё более приближается к золотому числу Ф:

3:2=1,5; 5:3=1,666; 21:13=1,615; 55:34=1,617; ...610:377= 1,618037... .

Золотое иррациональное число Ф было известно еще в Древней Греции как основа образования бесконечного ряда величин, обладающего свойствами чисел Фибоначчи, получаемых в результате умножения или деления базисной единицы 1 на золотое число Ф. Ветвь ряда, образуемая последовательным умножением на Ф, называется восходящей:
1; 1,618; 2,618; 4,236; 6,854; 11,090; 17,944; 29,034 ... а другая часть ряда, образуемая последовательным делением на Ф, называется нисходящей:
1; 0,618; 0,382; 0,236; 0,146; 0,090; 0,056; 0,034 ... .

Само число 1, первые три члена восходящего ряда и семь членов ряда нисходящего составляют греческий ряд чисел, получивших название"золотая пропорция" или"золотое сечение".

Золотая пропорция - единственная геометрическая прогрессия (конечно, можно взять любое базисное число вместо 1 и будет другой ряд, но множитель 1.618… единственный), у которой есть и свойства ряда Фибоначчи: каждый последующий член ряда получается, как и числа Фибоначчи, сложением двух предыдущих членов, а весь ряд, за исключением базисной 1, состоит из иррациональных чисел. Причём, ряд бесконечен в обе стороны, в отличие от классических рядов Фибоначчи, имеющих начало.

Откуда возникли представления о делении отрезков в крайнем и среднем отношениях, позволяющем получать золотое число Ф и пропорцию, названную Леонардо да Винчи «золотым сечением», нам неизвестно.

Итак, загадочное число Ф вычислено. Но зачем оно нам понадобилось?

Оказывается, всё в природе, включая человека, создано согласно пропорциям золотого сечения.

Мы любим красоту. Наше тело интуитивно чувствует золотую пропорцию. Всё, что нам кажется красивым, обладает свойствами золотого сечения. Будь то природный ландшафт, картина художника или тело человека. Почему это так, пока однозначного ответа нет. Эзотерики сразу приводят в качестве доказательства «частоту вибраций», создаваемых разными телами, и у золотосечённых тел она вроде-бы одинаковая. Некоторые утверждают, что золотосечённые тела наоборот поглощают (или пропускают) все частоты одинаково, благодаря чему имеют сбалансированную информацию. Встречалось и такое выражение про современные простройки: «порождают стоячие волны, губительно действующие на сознание и организм человека». Учёные от науки пока совсем молчат по этому поводу.

За последние десятилетия многочисленными исследователями были установлены повсеместные проявления закона золотых пропорций от Космоса до Микромира.

Во Вселенной все известные человечеству галактики и все тела в них существуют в форме спирали, соответствующей формуле золотого сечения. Русский астроном Бутусов в 1978 г. установил, что отношение периодов обращения соседних планет вокруг Солнца равны либо золотой пропорции 1,618, либо ее квадрату 2,618.

Соотношения золотой пропорции исследователи находят в морфологической структуре растений, птиц, животных, человека.

Закономерности золотой пропорции обнаруживаются и в организации неорганической природы, например, структура талой воды, практически соответствует треугольнику золотой пропорции.

Таким образом, проявление принципа золотых пропорций наблюдается повсеместно в природе от бесконечно больших галактик до бесконечно малых клеток и атомов.

Фигура человека, исследованная немецким исследователем проф. Цейзингом в 1855 г. явилась ярким примером золотых пропорций.

Для блока, состоящего из трех элементов с длинами а, b, c вурфное отношение W(а, b, с) вычисляется по формуле:

W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с).

При этом другой блок - с другими размерами и другими соотношениями элементов - а", b", с" будет ему конформно симметричен, если величины их вурфов будут равны, т.е. если:
W(a, b, с)=W(a", b",с").

Путем преобразований такие блоки могут быть совмещены один с другим с полным совпадением всех их точек.

В процессе роста размеры частей тела человека и их соотношения все время меняются. Причём, эти изменения следуют принципам конформно-симметричных преобразований. Например, если взять соотношения стопы, голени и бедра в возрасте 1 года, 10 и 20 лет, то изменения выглядят так: 1:1,27:1,40; 1:1,34:1,55; 1:1,39:1,68.

Рост различных частей тела не протекает равномерно. Голень и бедро увеличиваются значительно больше, нежели стопа, пропорции тела человека все время меняются. Вурфные же соотношения для любого возраста вычисляются с одним и тем же значением (W(1;1,27;1,40)=1,30; W(1;1,34;1,55)=1,30; W(1;1,39;1,68)=1,30) и оказываются неизменными на протяжении всего времени роста. Постоянная и неизменная величина вурфа свидетельствует о преобразовании форм нашего тела по принципам конформной симметрии. Такая же картина открывается и для других блоков: плеча - предплечья - кисти; фаланг пальцев; туловища, верхней и нижней конечностей тела и т.д.

Значения вурфов немного варьируются, составляя в среднем величину W = 1,31. В идеальном случае В.Петухов указывает W = 1,309, что при выражении через величину золотого сечения равно Ф 2 /2 . Он называет его "золотым вурфом" .

Вурфные пропорции позволяют, следовательно, выявить конформно-симметричные группы, иными словами, группы родственных отношений с единым исходным началом. Обычные двучленные пропорции показывают лишь различия, вурфные - общность некоторого множества трехчленных соотношений.

Если пропорции окружающих нас произведений архитектуры, принадлежат к случайным группам, как в большинстве современных сооружений,то человек оказывается в среде, пропорциональная структура которой по своей симметрии ему не свойственна . Такая Среда, не обладающая ни одной из характеристических групп симметрии человека, чаще всего не воспринимается им, а нередко отвергается. Вот где корень неблагоприятного психофизического воздействия Среды на человека, а не только в том, что жилые дома представляют собой набор однотипных "коробок" . Тоже самое можно сказать и про притягательность и красоту любых объектов, нас окружающих.

Многие ученые уже 100 лет усердно бьются над расшифровкой и восстановлением утерянных русских саженей. Значительный прорыв произошёл после 1970г, когда в Новгороде у церкви Параскевы Пятницы был найден обломок мерила новгородского зодчего. В процессе исследований мерила сначала Пилецкому А.А., а потом Черняеву А.Ф, удалось не только восстановить его полностью, но и показать, что оно являлось одновременно измерительным и соизмерительным инструментом. На одной грани были нанесены мерки всех саженей, а остальные три грани в комплексе с первой представляли собой своеобразную логарифмическую линейку, позволяющую очень просто подбирать золотые пропорции! Заодно были вычислены недостающие сажени и уточнены размеры известных. Список саженей приведён ниже. Многие названия восстановить не удалось, многие имели по нескольку названий, поэтому придуманы новые или использовано одно из старых названий.

Также существовали более мелкие измерительные величины: полсажени (1/2 сажени), локоть (1/4 сажени), пядь (1/8 сажени), пясть (1/16 сажени), вершок (1/32 сажени). На основе саженей и их долей, а также последовательным умножением на 2 всех саженей, составлена матрица, названная «Русский Всемер»:



Размеры всех саженей даны в см, выделены красным. Вверху таблицы-названия саженей. Оказалось, что все диагонали слева направо снизу вверх представляют собой ряды Фибоначчи и Золотую пропорцию одновременно. Для примера возьмём диагональ Народной сажени:

67,2+108,8=176,0; 176/108,8=1,618; 108,8/67,2=1,618.

По строкам коэффициент везде 2/Ф = 2/1,618 = 1,236.

Если расположить сажени в порядке возрастания длины, то соседние будут относиться друг к другу с одинаковым коэффициентом 1,059… – так же, как частоты соседних полутонов в музыкальном ряду.

Идея! Поскольку сажени соотносятся между собой так же, как частоты нот, можно попробовать «проиграть» проект дома, предварительно согласовав таблицу саженей с нотами, а размеры дома с длительностью нот. Возможно, дом с гармоничными размерами будет «звучать» приятно. Музыканты, проверяйте!

Матрица может быть продолжена до бесконечности во все стороны - влево и вправо, вверх и вниз.

Легко заметить, что более логичной (с нашей точки зрения) выглядела бы матрица, содержащая диагональ греческого ряда, золотую пропорцию:

…0,382; 0,618; 1; 1,618; 2,618; 11,090; 17,944; 29,034 …122,97; 198,96…


Тогда один из вертикальных столбцов имел бы такой «красивый» вид:

…0,25; 0,5; 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256; 512; 1024…

И можно было б выбрать очень похожий набор саженей, в том же диапазоне. Они выделены жирным.

Разгадка в том, что матрицы такой в Древней Руси не знали, и более логично им было выбрать соответствие саженей размерам человека. Если принять народную сажень равной росту зодчего, то каждый мог пропорционально ей вычислить остальные сажени. Делалось это разными очень простыми методами, вообще без применения цифр и вычислений (геометрически). Несколько таких методов можно найти в источниках (ссылки в конце статьи). Ну а нам ближе цифры, будем опираться на них.

Видимо, со временем для удобства приняли единую саженную систему, ориентированную на рост среднего человека – 176см, ему приравняли сажень народную. Вот только как хранили этот «эталон», пока неизвестно. Не исключено, что это была одна их царских реликвий в виде жезла или трости. Чтобы не наломать дров, пока и мы будем опираться на этот «саженный стандарт».

Система русских саженей – наследие древней цивилизации, развивавшейся по принципам взаимосвязи всего вокруг. Нам, потомкам технократической цивилизации, потерявшим связь с Природой, невозможно понять суть и смысл тонких процессов, происходящих во Вселенной, а также устройства её самой. Мы привыкли всё делить на составляющие, разбирать, чтобы понять устройство. А нужно наоборот объединять, чтобы понять целое, создать гармонию. Система русских саженей позволяет вычислять гармоничные для Природы пропорции и творить гармонию, не вникая в процесс пропорционирования по Золотой пропорции. На данный момент восстановлены не все принципы строительства по саженям. Но того, что уже есть, вполне достаточно для сооружения несложных строений.

Итак, общие правила применения русских саженей (в основном касаемо строительства домов):

1. Делить сажень и получающиеся доли для вычисления более мелких размеров можно только на 2. При строительстве домов минимальная доля – 1/32 – вершок. Дальше сажень не делится. Вершок можно делить на любое число. Если делать в саженях мелкие предметы, можно делить на 2 до бесконечности.

2. Любой объект проектировался с использованием минимум 3-х разных гармонично связанных саженей: отдельно по высоте, ширине и длине. Чаще всего их число было 5-7, то есть внутренние размеры делались по другим гармонично связанным саженям.

3. Все параметры объектов замерялись только целым, как бы квантованным, числом измерительных инструментов - саженей, локтей, вершков и т.д. Например, длина здания равнялась 12 саженям малым по 142,4 см, что в измерении метром равно 17,088 м. Ширина равна четырем полуторным простым саженям по 150,8 х 1,5 = 2,262х4 м, а в измерении метром 9,048 м. Наконец, высота равна двум простым саженям по 150,8 см или 3,016 м. Таким образом, параметры объектов, отмеренные целым числом саженей, всегда оказываются дробными при измерении стандартным метром. Эта особенность систематически фиксируется при замерах метром всех древнеегипетских сооружений. А потому можно повториться, что достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии измерительных инструментов, их породивших, невозможно.

4. Допустимо вводить коэффициенты 1,5; 2; 2,5 к значению сажени, и измерять все оси соответственно полуторными, двойными, двух с половинными саженями, но этот метод не применяется в жилом строительстве.

5. При строительстве жилых зданий по всем осям снаружи берётся четное целое количество саженей, для сакральных сооружений (храмы, часовни, церкви, гробницы) нечетное, и желательно кратное 7 или 11.

6. Внутри зданий допустимо мерить дробными частями саженей, соответственно чётным или нечётным количеством.

7. Сначала подбирается высота, потом гармоничная ей ширина, потом гармоничная высоте и ширине длина (о методах подбора ниже).

8. Все размеры измеряются по выступающим частям: пристройка, ступени, козырёк, водосточная система, крест на храме, флюгер на крыше и т.д. – всё учитывается. Высота определяется по самой высокой точке дома, например конёк, а если в торце конька сооружён петух, - то по нему. Если к дому примыкает башня, высота которой превышает высоту дома, то высота Творения определяется по самой верхней точке башни. Дымоходы и вентиляционные трубы в расчёт не принимаются.

Если цоколь более 20 см, то высота меряется 2-мя разными саженями: отдельно от цоколя и отдельно от земли. Если дом на склоне, то с обоих сторон высота меряется по разным саженям. Если перепад высот менее 3%-не обращать внимания. Внутренняя высота меряется от чистового пола до потолка. При наклонном потолке-до наивысшей точки.

Длину ската крыши также лучше сделать по сажени. На изменения в расчетах она не влияет. Но при вылете свеса кровли более чем на 1/3 от высоты здания, ширину здания уже нужно мерить по ширине свесов, а также учитывать по сажени расстояние от свеса до земли (нулевой отметки здания, фундамента или цоколя).

9. Погрешности и изменения размера до 1/32 (3%) по отношению к данному размеру – не имеют значения. Например, при длине дома 6 саженей царских 6х197,4см=1184,4см, выступающие части и погрешности в пределах 37 см можно не учитывать.

10. Внутренние высоты этажей и чердака делаются разными, но гармоничными друг другу саженями, могут совпадать с применёнными для наружных измерений. Если внутренних высот 3, например, 1-й, 2-й этажи и чердак, то проверка гармоничности проводится по вурфному соотношению: а-1-й этаж, b-2-й этаж, с-3-й этаж. W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с)=1.3-1.33 Проверка наружных размеров по вурфному соотношению не производится.

11. В строениях круглых (шести-восьми-многогранных) – саженью меряется диаметр (окружности, в которую вписан многогранник). И высота, конечно.

12. Если свесы крыши до 30 см, размер берётся по свесам крыши. Если более 30 см, используются 2 разные сажени - одной измеряются стены, второй полная ширина (длина) вместе со свесами.

13. Вообще, абсолютно во всех не указанных выше вариантах нужно всё измерять в саженях, метром пользоваться только для удобства перенесения саженных размеров в реальность. Это касается дверей, окон, расстояний между окнами, толщины стен.

14. Двери и окна по верху в пределах одного помещения должны быть на одном уровне.

Теперь подробно о вычислении гармоничных друг другу саженей.

Вот весь список восстановленных древнерусских саженей:

1-я группа:

1 Пилецкого 205,5 см

2 Египетская 166,3 см

3 Меньшая 134,5 см

2-я группа:

4 Казенная 217,6 см

5 Народная 176,0 см

6 Малая 142,4 см

3-я группа:

7 Греческая 230,4 см

8 Церковная 186,4 см

9 Простая 150,8 см

4-я группа:

10 Великая 244,0 см

11 Царская 197,4 см

12 Кладочная 159,7 см

5-я группа:

13 Большая 258,4 см

14 Фараона 209,1 см

15 Черняева 169,1 см

Без группы:

16 Городовая 284,8 см (равна удвоенной малой 2х142,4см)

Основные правила пользования саженями:

1. Сажени, находящиеся в одной группе (всего 5 групп по 3 сажени), друг другу негармоничны, и использовать их вместе нельзя. То есть при определении тройки высота-ширина-длина не допустимы даже 2 сажени из одной группы. Либо, если любой размер измеряется более чем одной саженью одновременно (например, высоты дома на склоне), также нужно брать сажени из разных групп.

2. Сажень Городовая как самостоятельная при строительстве домов не используется.

4. Если расположить сажени по возрастанию длины, то они группируются в 3 ряда по 5 шт:

малые сажени : меньшая, малая, простая, кладочная, черняева;

средние сажени : египетская, народная, церковная, царская, фараона;

большие сажени : пилецкого, казённая, греческая, великая, большая.

Это как раз сначала первые в каждой из 5 групп, потом вторые и третьи. Сажени в одном ряду гармоничны друг другу, и пользоваться ими можно без ограничений.

Пользуясь этими правилами, уже можно вычислять гармоничные сочетания пропорций. Но этих сочетаний часто бывает недостаточно, и тут на помощь приходит Русский Всемер – тот самый восстановленный соизмерительный инструмент новгородского зодчего.

Конструкция и методика изготовления Русского всемера.

Русский всемер представляет собой деревянный брусок сечением 20х40 – 35х70мм и длиной в городовую сажень – 2848мм.

На рисунке представлен всемер в развёрнутом виде.

А это увеличенная центральная часть.

Сторона С делится на 34 равные части, сторона А на 48 частей, сторона Б на 39 частей. На четвёртой стороне наносятся длины всех саженей (на рисунке не хватает сажени Черняева из малого ряда - 1691мм). Длины саженей проводятся через все стороны всемера.

Поскольку мы всемером всё равно не будем пользоваться как измерительным инструментом, а лишь как соизмерительным – для поиска гармоничной пропорции, то можно для удобства уменьшить все размеры на коэффициент 2-4. Я уменьшил на 2. В итоге длина всемера вышла 1424мм, равной малой сажени. Далее выясняем длины клеток всех сторон. 1424/34=41,882мм – длина клеток по стороне С, 1424/39=36,513мм – Б; 1424/48=29,667мм – А. Не желательно откладывать длину клетки последовательно по шаблону. Будет накапливаться погрешность, которая в конце может составить треть клетки. Гораздо точнее будет прибавлять размер клетки последовательно со всеми знаками на калькуляторе, и отмечать на Всемере, не отнимая рулетки. Например, для стороны С это будет ряд 41,882; 83,76; 125,6; 167,5; 209,4; 251,3…1382,1; 1424,0 мм.

Вот фото Русского Всемера, который я сделал:

На четвётрой грани отмечаем все 15 саженей, учитывая коэффициент (если он есть). В моём случае все сажени нужно делить на 2. Возле метки каждой сажени пишем её название и настоящую длину в метрах с точностью до 4-го знака. Метки саженей переносим на все грани. Возле названий саженей также пишем номер её группы (1-5). И любым способом обозначаем сажени, принадлежащие одному ряду (всего 3 ряда). Я соединил их дугами на сторонах В и С. На одной стороне получается запутанно – ряды пересекаются. У начала всемера надпишем буквенные обозначения сторон. Далее покрываем готовый Всемер бесцветным лаком в 2 слоя. Для разметки клеток и надписей лучше использовать простой карандаш, он самый светостойкий. Метки саженей можно цветным тёмным карандашом, чтобы отличались. Метки маркером, фломастером, шариковой ручкой исчезают со временем, особенно на солнце.

Алгоритмы подбора гармоничных саженей с помощью Русского Все мера.

Всё начинается с выбора высоты дома. Например, у нас 2-х этажный дом с чердаком. Цоколь 0.5м, этажи по 3м (с учётом перекрытий), чердак 2.5 м. Итого выходит порядка 9 метров.

Примерно 9 метров мы можем получить несколькими способами: 4 сажени греческих 2,304х4=9,216м; 4 сажени казённых 2,176х4=8,704м; 6 саженей простых 1,508х6=9,048м; 6 саженей малых 1,424х6=8,544м; 6 саженей кладочных 1,597х6=9,582м. Вариантов много. Мы выберем 6 простых саженей (9,048м), это ближе всего к 9 метрам. И поскольку высоту без цоколя нужно мерить другой саженью, берём малую сажень (8,544м). Малая и простая сажени в одном ряду, гармонично связаны. Высота цоколя получится 9,048-8,544=0,504м. Пока всё в точку попало.

Вот несколько алгоритмов:

1. Смотрим, в какой клетке на стороне С находится исходная сажень. Это клетка с номером D. Смотрим, какая сажень находится в клетке с номером D на стороне B. Это и будет искомая сажень.

2. Исходная сажень на стороне С в клетке D. В клетке D на стороне А находится искомая сажень.

3. Исходная сажень на стороне С в клетке D, а на стороне В в клетке F. В клетке с номером F на стороне С ищем искомую сажень.

4. Исходная сажень на стороне С в клетке D. Клетка D на стороне В соответствует клетке E на стороне А. В клетке Е на стороне С находится искомая сажень.

5. Исходная сажень на стороне А в клетке Е. В клетке Е на стороне С искомая сажень.

Список алгоритмов пока не полный, веду поиск недостающих. Поэтому для некоторых саженей нельзя подобрать гармоничные. Буду признателен за помощь, если кто знает другие алгоритмы.

Итак, простая сажень находится на стороне С ровно на границе 18 и 19 клеток. Поэтому выбираем алгоритм 3. На стороне В простая сажень попадает в 21 клетку. 21 клетка на стороне С это сажень Черняева – 1.691м. Выберем ширину в 4 сажени Черняева 4х1,691=6,764м.

Ищем сажень длины. По алгоритму 3 сажени черняева соответствует царская сажень 1,974м. А по алгоритму 4 получается казённая сажень, но она в одной группе с малой саженью, которой измерена высота без цоколя. Значит, казённую сажень применять нельзя. Оставляем для длины царскую сажень, берём 6 саженей. Итого 6х1,974=11,844м – длина нашего дома.

Для измерения наружных размеров мы подобрали 4 сажени: малую, простую, черняева, царскую. Все они из разных групп, главное правило соблюдено.

Особенности пропорционирования земельных участков.

Ещё не так давно по всей России замерялась земля не метром, а саженями. Существовал квадратный сажень, нечто большее, чем квадратный метр. Существовала десятна, равная 109 соткам, или 10900 квадратных метров. Есть сведения, что в десятине укладывалось 2400 квадратных саженей.

Исходя из этих сведений, узнаем размер квадратной сажени.

10900: 2400 =4,542 – точнее 4,548 кв.м.

Следует иметь в виду, что длина и ширина земельного участка замеряется различными саженями. Исходя их этого, определим, какие сажени участвовали в образовании квадратного саженя. Для этого разделим квадратный сажень последовательно на все сажени, начиная с больших. Итак:

Таблица определения участия саженей в образовании квадратного саженя



Как видим квадратный сажень можно измерять пятью разными парами саженей. Простая сажень участвует одна но в образовании половины квадратного саженя.

Ширина Длина

Городовая Кладочная

Большая Народная

Великая Церковная

Греческая Царская

Казённая Фараона

Полученный размер квадратного саженя и сама десятина обладают Золотосечённой, причём наиболее точной святостью, "сакральностью", для тех жителей Земли, которые её обрабатывают. Следует ожидать, что участки, размеренные квадратной саженью будут давать больший урожай, чем размеренные метром, ибо они формируют пространство объёма урожая. Примеры повышения урожая уже отмечены в поселениях Кировской и Красноярской областей.

Обязательная литература:

Правила применения саженей при проектировании

1. Проектирование дома начинают с определения высоты, затем ширины, а потом длины;

2. Высота дома измеряется от поверхности земли, отмостка не считается. Разница высот в сторонах дома при уклоне, меньше 20 см, не учитывается, если же она больше 20 см, то высота дома определяется по двум различным саженям;

3. При разбивке объекта длина замеряется одной саженью, ширина - другой, высота - третьей, внутренняя планировка - четвертой. (Книга «Золото древней Руси», Глава «Понятие о живых фигурах»). При этом нельзя использовать сажени, стоящие в таблице рядом ();

4. Для определения главных размеров здания нельзя использовать дробное количество саженей ();

5. Так как объем дома формируют выступающие части, для определения размеров здания берутся максимально выходящие края (скаты крыш, башни, крыльцо), трубы не считаются, так как являются неосновным элементом дома;

6. Ошибки по осям при разбивке саженями не должны превышать вершка малой сажени или 1% от размера сооружения;

7. Желательно, чтобы количество откладываемых саженей было кратно 2 (Высота 2 сажени; Ширина 4 сажени, Длина 6 саженей);

8. Сажени, используемые для определения внешних размеров здания, из дальнейшей работы исключаются ();

9. Внутри ширина и длина дома берутся четвертыми и пятыми саженями;

10. Применяемые сажени определяют толщину стен;

11. При определении размеров помещений используют полсажени, локти, пяди, пясти и вершки;

12. Деление сажени или любого ее элемента (кроме вершка) на отрезки, не кратные 2, не допускается, ибо оно прерывает процесс, отображаемый саженями ();

13. Для определения внутренних размеров помещений можно использовать те же сажени, которые применялись для определения внешних размеров здания;

14. Для определения размеров помещений необходимо использовать одинаковые единицы соизмерения, например, если ширину вы начали откладывать в локтях, то и длину необходимо также откладывать в локтях, Внутренние перегородки к этому правилу не относятся, их можно брать любыми элементами. Например, размеры комнаты измерены в локтях, а перегородка берется в пястях;

15. Желательно, но не обязательно внутри также брать четное количество элементов;

16. Желательно при строительстве не делать жесткую симметрию;

17. Желательно, чтобы высота окон была примерно равна высоте дверей

18. Окна могут быть как симметричны, так и не симметричны;

19. Окна первого этажа не должны быть равны окнам второго этажа (вурфное уравнение пропорционирования по высоте объектов;

20. В доме должно быть хорошее естественное освещение;

21. Окна считаются в локтях с учетом простенка;

22. Для проектирования нельзя использовать Египетскую сажень, также при строительстве жилых домов не применяется Городовая сажень, так как она равна двум Малым;

23. При возведении нескольких этажей применяются сажени разной длины для каждого этажа (из разных групп «Всемера»).

Перечень используемых материалов:

1. Видиолекции А.Ф. Черняева
Лекция №4



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...