Орнамент как отображение традиционного мировоззрения удмуртов. Конспект НОД по декоративной аппликации «Украсим полотенце» с использованием ИКТ (удмуртский народный орнамент) Удмуртские знаки и их значение

Зооморфные мотивы

Охота и скотоводство с древнейших времен играли ведущую роль в жизни удмуртского народа. Оттого и зооморфные мотивы в его узорах представлены шире, чем космические и растительные мотивы.

Один из узоров, относящихся к этой группе, называется «азэн син» или «азэм син пужы». Эти названия являются метонимиями и означают выпученный или воспаленный глаз. Более поздний вариант этого узора - «кый син пужы» (узор «змеиный глаз»). Предшествовавшие ему два названия, по всей вероятности, являются результатом древней табуации. Сам орнамент фактически воспроизводит естественный узор на поверхности змеиной шкурки.

О стремлении удмуртов подмечать красивое в природе свидетельствует « ӝ акы пужы» или « ӝ акыё пужы» (узор «ронжа»). Северные удмурты крыльями ронжи вплоть до настоящего времени украшали передний угол избы. Образ ронжи часто употребляется в свадебных и лирических песнях.

Есть ряд узоров, в основу которых положены мотивы отдельных частей птичьего тела: крыльев, перьев и т. д.

Девушка в народных удмуртских песнях нередко сравнивается с улетающей птицей: «Лоб ӟ од, кошкод тылобурдопи сямен» («Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»). Именно такой смысл угадывается в принципе украшения девичьего свадебного платья - рубахи - узором « ӵö ж бурд пужы» - утиные крылья. Тот же узор используется па ушках «котырмач» - девичьей нарукавной вышивки. Основной рисунок «котырмач» выполняется узором «курег пыд» - куриные лапки.

Известны также узоры « ӟ азег пинь» - гусиные зубки, «юсь» - лебедь и «юсь пуз» - лебединое яйцо.

Птицы, названия которых мы перечислили, считались священными и употреблялись в качестве обрядовой пищи. Из названий этих птиц образованы многие древне удмуртские женские имена. Часть из них связана была с тотемистическими представлениями и приняла на себя функции наименований матриархальных родовых групп, узоры же, названные этими «птичьими» именами, служили своеобразными отличительными знаками, указывающими на родовую принадлежность того или другого индивида.

Такую же функцию, функцию тотемного или родового знака, наряду с чисто декоративной, выполняли, по всей вероятности, и узоры, являющиеся художественной переработкой реальных образов хищных птиц, например «душес пужы» (узор «ястреб»), так широко и ярко представленных в пермском зверином стиле. В древне удмуртской антропонимике названия хищных птиц известны как мужские имена. Отсюда можно предположить, что образы хищных птиц орнаментальными абстракциями стали намного позже, после того как в среде далеких предков удмуртов сложились и утвердились патриархальные отношения.

Среди узоров на «птичьи» мотивы немаловажный интерес имеет «у ӵ ы пужы» (узор «соловей»), К сожалению, время происхождения и бытовое назначение его выяснить покамест не удалось. Вполне возможно, что он возник позднее предыдущих.

Из узоров, являющихся стилизованными изображениями домашних животных, особый интерес представляет узор «валовало» (кони). Он связан был, видимо, с существовавшим долгое время культом коня и имеет весьма древнее происхождение. Об этом говорит сильная стилизация (геометрическая) и еще то, что узор является традиционным украшением свадебного платка - «дьыркышет». «Дьыркышет» являлся обязательной принадлежностью свадебного убора невесты. По форме он напоминает полотенце. Само полотенце символизирует дорогу. Полотенцеобразный свадебный платок с узором «вало-вало» означает, видимо, пожелание счастливого пути невесте.

Довольно широкое распространение имеет узор «такасюр» (бараньи рога). Его появление, как нам кажется, вызвано той ролью, которую играло это животное в материальной жизни и деятельности труженика-удмурта.

На первый взгляд очень странным кажется появление узора «ош кизям пужы» (мокрый след быка). Стилизация этого неэстетического факта вызвана, видимо, тем же, что и предыдущий. Кстати, бык также считался лучшим жертвенным животным.

До наших дней сохранились узоры, напоминающие насекомых, особенно тех, которых обычай не разрешал уничтожать. Суеверные удмурты так относились, например, к тараканам. Ибо, по их представлениям, уничтожение тараканов могло вызнать пожар. Нам думается, именно этот смысл вложен был в узор «торокан пужы» (таракан). Принцип стилизации его тот же, что и у узора «вало-вало». В том и в другом случаях ноги и изображаются квадратиками. Узор «торакан» обычно употребляется в вышивке.

Нами зарегистрирован также узор «карнан пужы». На русском языке его название означает «стрекоза».

К этой же группе можно отнести узор «зу пужы» (щетина). Рисунок его зигзагообразный. Этот узор считается самым простым. С него начинали учиться вышивать девочки-подростки. Им украшали они нагрудники. Но продукция эта, как правило, не имела практического применения.

Антропоморфные мотивы и отражение общественных отношений

В работах предыдущих исследователей об использовании антропоморфных мотивов в удмуртских народных узорах почти ничего не говорится. Автором этих строк зарегистрировано пять вариантов орнаментальных изображений человека. Определить время появления их в удмуртском народном декоративном искусстве весьма затруднительно. Однако подобные данные археологии известны давно. К ним относятся обнаруженные на шаньинских поселениях III-II веков до нашей эры женские глиняные статуэтки, свидетельствующие о существовании культа женщины-матери, и фигуры двух мужчин в военном снаряжении, высеченные на надгробных каменных плитах.

Один из антропоморфных узоров вышивки, который нами зафиксирован был в деревне Баграш-Бигра Малопургинского района, имеет много общего со стилизованными очеловеченными металлическими изображениями хищных птиц, восходящими по происхождению к эпохам ананышского и пьяноборского археологических культур. В современном изобразительном искусстве удмуртов подобные изображения называются «адями пужы» (узор «человек»).

В удмуртских письменных памятниках XVIII века зафиксирован термин «уар», соответствующий русскому «раб», «слуга». По преданию, такое прозвище - имя в далеком прошлом носил живший в одном из населенных пунктов нынешнего Алнашского района плененный чужеземец с черными курчавыми волосами. Его имя впоследствии стало фамильным названием Уваровых. Есть еще и другое произношение слова «уар» - «вар». Эта форма ныне сохранилась в названиях двух одноименных деревень Варавай Красногорского и Якшур-Бодьинского районов и Варали Можгинского района.

Перечисленные примеры позволяют понять забытое значение мелкого и мрачного, чаще черного цвета, узора «уар пужы». Среди крупных переливающихся всеми цветами радуги около него других узоров он является как бы подчеркнуто чуждым, но отнюдь не лишним элементом.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что в свое время «уар пужы» имел вполне определенное социальное значение: он был знаком раба. Это значение после соответствующего изменения в социальной структуре общества продолжало существование в силу инерции народной традиции и в конце концов приобрело, так сказать, чисто художественно-эстетическое значение. Точно так же, как знаменитые русские и удмуртские лапти, ставшие в наше время сувенирами.

Из этой группы узоров сравнительно легче раскрывается первичное (утилитарное) назначение узора «калмез пужы». Под термином «калмез» подразумевается существовавшее до образования удмуртской народности племенное объединение удмуртов, занимавших территорию вдоль реки Кильмезь (удмуртское название Калмез) и ее притоков.

Аналогичный русскому «крестику», этот удмуртский узор первоначально был, видимо, родовым знаком - тамгой. После образования племени стал их племенным, а впоследствии и знаком всего территориально-племенного объединения во главе с племенем калмезов. Оставивший многочисленные исторические легенды и предания этот союз мог возникнуть ввиду начавшихся территориальных споров между калмезами и древнемарийскими племенами в период присоединения Вятской земли к великому Московскому княжеству. Название «калнез пужы» сохранилось у южных удмуртов. На севере Удмуртии, где с испокон веков проживают потомки племени ватка, этот узор называется «кечат пужы» (перекрестный) или «кирос пужы» (крест). Последнее название является удмуртской формой русского термина «крест».

Мотивы предметов домашнего обихода

Один из узоров входящих в эту группу, называется «тэрег пужы». Терег - простейший вид берда. Узор является его стилизованным изображением. Он встречается только на женской нарядной одежде.

Узор «чаг возён» (светец) украшает белое холщовое верхнее женское платье, которое надевалось при свершении семейных и семейно-родовых ритуальных церемоний. Вышивается он на подоле платья и на «чаг возён кабачи»-на нагруднике. Нагрудник, украшенный этим узором, во времена первобытности, очевидно, был обязательным атрибутом хранительницы общинного очага.

На женском же нагруднике встречается узор «замоко» (замок). Его утилитарное назначение было такое же, какое имело когда-то узор «гадь котыртэм».

Узор «кырыж тыш» (стоптанные пятки) чаще встречается на одежде пожилых женщин и, насколько можно догадаться, указывает на возраст и на то положение, которое занимает владелица этой одежды в семье и обществе.


Узоры, названные по материалу вышивки и технике исполнения

Эта группа узоров - явление более поздних эпох. Названия им даны были по технике их исполнения после того, как узоры, утратив утилитарное назначение, стали выполнять чисто эстетические функции.

Один из таких узоров выполнялся золотыми нитками. Потому и он назывался «зарни пужы». Им украшали праздничную мужскую рубашку и свадебный шортдэрем (белая холщовая женская рубаха, платье).

Золотыми нитками вышивались узоры на «кабачи» (нагрудник), «йыр керттэт» (налобник), «куинь сэрего» (треугольный платок) и «дэрем шал» (подол платья). Однако в этих случаях орнамент менялся, и они не назывались «зарни пужы».

Удмуртия является родиной яркой, глубоко самобытной народной художественной культуры, в которой сохранились памятники народного зодчества и декоративно-прикладного искусства. Удмуртское народное изобразительное искусство развивалось на своей древней, исконно национальной основе, а все заимствованное извне было творчески переработано удмуртскими мастерами, органично включено в их собственную орнаментально-декоративную культуру. Народное декоративно-прикладное искусство удмуртов славится уникальными изделиями. Изумительной вышивкой, искусством узорного ткачества и безворсового ковроделия, ювелирными украшениями, предметами резного дерева, плетения, привлекающими внимание исследователей ярким своеобразием, богатством видов, высоким художественным мастерством. Они широкого ихзвестны не только в республике, но и далеко за ее пределами. Возникнув в условиях местной традиционной культуры, декоративное искусство органично входило в крестьянский быт и отвечало практическим целям и эстетическим запросам народа. Тесно связанное с жизнью, народное декоративное искусствоодухотворяло ее, выражало мировоззрение народа, широко охватывая все стороны быта - интерьер, костюм, утварь. Книга рассказывает, как искусство узорного ткачества, безворсовое ковроделие, резьба по дереву, плетение, имея различные утилитарные и декоративные качества, гармонически сочетаясь в убранстве жилища, создавали в нем специфически яркую предметно-материальную среду, как в области украшения костюма удмуртская женщина - художница из народа простыми средствами достигала яркого декоративного решения, взаимосвязи всех частей одежды, образуя единый художественный комплекс. Ряд материалов, изложенных в книге, является результатом исследователькой работы автора: о народном искусстве и его художественно-эстетической роли в формировании предметной среды как художественно осмысленного целого, о связях народного декоративного искусства и фольклора, о народном искусстве бесермян. Народное декоративное искусство удмуртов и ныне сохраняет свое значение и представляет собой реально бытующую традицию. Однако оно сейчас развивается в специфических условиях возрастающей урбанизации современного села. Являясь неотъемлемой частью современной культуры Удмуртии, народное декоративное искусство сохраняет высокий уровень мастерства. Наличие ярко выраженных особенностей говорит о нем, как о явлении сложном и неоднородном. Книга знакомит с богатыми колекциями и лучшими произведениями народного искусства в собрании Удмуртского республиканского краеведческого музея и Республиканского музея изобразительных искусств. Издание рассчитано на искусствоведов, историков, археологов, этнографов, студентов, на ценителей народного искусства.

Предисловие.
Введение.
Удмуртское декоративное искусство в организации интерьера народного жилища XIX - начала XX века.
Декоративное искусство в традиционном комплексе народной одежды удмуртов XIX - начала XX века.
Современное бытование удмуртского народного декоративного искусства и его мастера.
Список иллюстраций.
Библиография.
Резюме.

Орнаменты представляют собой узоры из повторяющихся элементов. Издревле люди украшали ими предметы быта, посуду, одежду, жилье и даже собственное тело. Удмуртский орнамент возник еще во времена становления народности. На его формирование повлияли соседние народы Прикамья, Сибири и Южного Урала. Главным мотивом удмуртских узоров и орнаментов является отражение природных процессов.

Зарождение орнамента народности

Удмурты проживают в районах Прикамья и Северного Предуралья, относятся к финно-угорским народам. Удмуртский орнамент стал одним из первых видов народного искусства. Он служил для отражения понимания устройства мира, выражения творческих потребностей, украшения окружающих предметов.

Некоторые элементы удмуртского орнамента в виде веревочного узора обнаружены на вещах, относящихся еще к Ананьинской эпохе в 3-2 веке до нашей эры. Позднее, в Поломский и Чепецкий периоды, количество цветов и элементов постепенно увеличивалось.

Со временем появились сложные геометрические композиции, стилизованные изображения животных и птиц, цветов, звезд, планет, в которых часто скрыт сакральный смысл.

Нанося их, люди заручались поддержкой сил природы, обеспечивающей плодородие, защиту, удачу, здоровье.

История народа отражается в его творчестве

На развитие удмуртского орнамента влияли история развития торговых отношений, миграции, культуры соседних народов, в нем отражались душа и энергетика людей.

Например, удмурты торговали с хазарами шелком для вышивки, общение оставило элементы иудаики, у старообрядцев были взяты элементы хохломской росписи. В 19 веке удмуртские национальные орнаменты обогатились белорусско-украинскими растительными мотивами. С развитием пашенного земледелия появились стилизованные изображения коней.

Под влиянием русских соседей в удмуртской культуре появилось тиснение на бересте, которая украшалась цветными удмуртскими узорами и орнаментами.

Традиции украшении одежды и тканей

У удмуртов было развито ткачество, их полотна высоко ценились на рынке. В народе относились к производству одежды, как к искусству. Женщины с подросткового возраста учились ткать и вышивать удмуртские народные орнаменты.

Для различных праздников у каждого удмурта должен был иметься специальный наряд с определенными узорами. Только сорочек у одной женщины могло быть более 20.

Полотенца, покрывала, мужская и женская одежда, изготавливаемые из собственных тканей, богато украшались вышивками. Яркие насыщенные цвета удмуртских орнаментов в домашнем интерьере, на полотенцах, скатертях делают жизнь более праздничной.

В народе всегда относились бережно к сохранению традиций. Особенный смысл придавался узорам, используемым для украшения одежды.

Каждый род составлял уникальные композиции, наполненные особым смыслом, связанным с образом жизни и характером занятий. Кроме того, они имели гербы, геральдические знаки, из рисунка которых что-то добавить или убрать мог только старший по роду.

Сейчас уже не в каждый семье помнят, какое послание оставили им предки, но свято чтят и берегут традиции.

Что расскажут символы

Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивались звезды, ступенчатые линии, квадраты.

В основном использовалось двухцветное сочетание красного с белым, черным, синим, черного с серебром. Накидку со свадебного наряда, на которой обязательно должна была быть вышита луна, женщина носила до появления первого ребенка, а каждый рожденный сын отмечался на нарядном переднике появлением нового ромба. Они означали также засеянные поля, пожелания порядка. Луна изображалась в виде восьмиконечной звезды с лучами в виде ромбов.

Сакральный смысл вышивок

Удмуртские орнаменты связаны и с религиозными представлениями народа.

Кроме того что расшитые ткани выглядели богато, каждый символ имел свое сакральное значение, связанное с верованиями и религиозными взглядами народа, отражал окружающие реалии. Они должны были призывать удачу, здоровье, плодородие, а также милость богов, которые представляли силы природы, земли и космоса.

Верх одежды отражал связь с небом, место на груди, где находилась душа по представлению народа, нуждалось в особой защите от магических воздействий. Для этого вышивались орнаменты Радуга, Светец, Небесная роса, различные обереги.

Солнце является одним из важнейших символов в ведических и славянских традициях. Его изображение, называемые коловоротом или свастикой, было и одним из любимейших мотивов в удмуртских орнаментах на одежде, орудиях труда, предметах быта.

Женщины вышивали их даже в войну под угрозой ареста. Символ Солнца изображался также ромбом.

По шаблону удмуртского орнамента внизу одежды размещались узоры, посвященные силам земли, располагалось небесное древо жизни «куак».

Мировое дерево

Мировое дерево неразрывно связано с образом богини матери, обеспечивающей бессмертие рода. В орнаменте оно зашифровано в знаке треугольника, который обязательно присутствует в украшении поясов и нижней части нагрудника, а в вышитых деревьях угадываются линии молящейся женской фигуры, богини Колчин-мумы. Треугольники соединяются вершинами, образуя фигуру, похожую на бантик, символизирующие соединение неба и земли, жизни и смерти. Бантики и восьмиконечные звезды изображались не только на одежде, но и на всем имуществе удмуртов.

Если во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, то со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи.

Так как удмурты входят в семью финно-угорских народов, коллекции одежды можно встретить в зарубежных музеях. Удмурты принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.

К одному из древних видов народного искусства относится вышивка . Фрагменты вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильника IX-XII вв. Еще в XIX в. вышивка оставалась распространенным способом орнаментации одежды: ею украшали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубахи. Но наиболее колоритна удмуртская традиционная вышивка на рукавах белых женских рубах и съемных нагрудниках (кабачи) .

Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора. В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки .

Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.

Растительные красители для домашнего окрашивания ниток являются аналогичными для всех народов Поволжья и Приуралья. Так, для основного красного цвета повсеместно употребляли марену или подмаренник. Для синей краски использовали кузнечную окалину железа. Черный цвет получался от прибавления в железный окал ольховой коры.

Нарукавная вышивка

Что касается способов окрашивания, то основным приемом являлось квашение ниток в растворе краски с добавлением квасцов или просто кваса. Чаще нитки квасились, сушились, а затем кипятились отдельно, уже в одном растворе краски. Применяли также метод двойного окрашивания.

Прекрасные художественные образцы старинной удмуртской вышивки на различных предметах женской одежды убедительно доказывают, какого мастерства достигли в их орнаментации вышивальщицы. Орнаментация выполнялась ими без всяких вспомогательных средств. Узор наносился непосредственно на холст, без всякой канвы или рисунка, по счету ниток. Пяльцев у удмуртов, как и у других народов Поволжья, не было. Единственным техническим приспособлением являлась швейка, к которой прикреплялась вышиваемая ткань. Иногда вместо швейки использовали нижнюю часть прялки, сняв верхнюю - съемную. При нанесении на ткань узора с помощью различного рода ниток - шелковых, позументных, шерстяных, гарусных, бумажных и т. п. - мастерица применяла различные приемы, оперируя значительным количеством швов. Это - счетная гладь, набор, роспись, шитье «в прикреп», «по выдергу» и, наконец, даже крестик и тамбур. Основной техникой шитья являлась счетная гладь. У удмуртов употреблялась так называемая «прямая счетная» гладь без предварительного обведения контуров. Шов этот обычно был двусторонним, применялся при вышивании нагрудников «кабачи» и рукавов. Реже использовали при орнаментации «косую стежку», гладевой шов с четким обведением контуров «росписью».

Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.

Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» - косая стежка, «чертэт» - роспись, «вандэт» - шитье по выдергу, «бичам» - гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» - нагрудный узор, «сирес пужы» - вышивка ворота, «созы» - полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов .

Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.

Есть узоры под названием "конопляное семя", "голубиный глаз", "гусиные зубы", "бараний рог", "собачий след". Среди названий узоров встречается немало наименований предметов домашнего обихода - зубья пилы, коромысло и т. д. Очевидно стремление опоэтизировать быт, умение видеть красоту в обыденной жизни. Названия одних узоров подчеркивают материал вышивки (зарни пужы - золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм - узор на груди, ограда груди, сирес пужы - узор на воротнике, саес пужы - нарукавный узор, сӧзул пужы - узор на подоле. Нарукавные узоры не вышивали на подоле, рисунок с мужской рубахи не переносили на женскую. Свои композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции рисунков составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров .

Наиболее наиболее богато орнаментированной у удмуртов была женская плечевая одежда.

Обычно вышивкой украшалась грудь, рукава, подол рубах, прямоугольный съемный нагрудник «кабачи».

Вышитые нагрудники

Вышивка нагрудника «кабачи» в женском удмуртском костюме разнообразна и по орнаменту, и по расцветке, и по материалу для выполнения узора. Основные элементы геометрического орнамента, которые входят в структуру вышивки, это - звезды, ромбы, ломаные ступенчатые линии, квадраты, кресты, крестообразные фигуры.

Вышивка коврового типа покрывает обычно все поле нагрудника. Отдельные элементы орнамента располагаются на прямоугольной поверхности по определенному и законченному композиционному замыслу, чаще всего организуются одной крупной фигурой. Расцветка - типична для удмуртской вышивки. Преобладает красный цвет, иногда в сочетании с синим или черным. Более ранние образцы выполнены с применением серебряной нити на черном фоне. Края вышивки со всех четырех сторон обрамляются, как правило, нашивками ткани, позумента, тесьмы в тон основной расцветке. Тем самым нагрудник отграничивается от белой поверхности рубахи как бы четкой рамкой.

Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному назначению. Так, нагрудник, в котором основной узор - восьмиконечные звезды называется «толэзё», т. е. лунный. Когда-то он считался исключительно свадебным. Без него, по мнению удмуртов, использовавших в костюме нагрудник, нельзя было «играть свадьбу». Нагрудник этот надевался невесте по приезду в дом жениха. Иногда к основному узору - звезде - прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета.

Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания его женщиной при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре,надевали в большие праздники и в гости. В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором, без четкого композиционного решения и центрирующего рисунка. Вся эта традиционная типология узоров не мешала, однако, творчеству вышивальщицы, обогащению традиционных приемов, созданию разнообразных вариантов композиции.

Наряду с вышивкой нагрудной части женской рубахи значительное место в удмуртской одежде отводится нарукавной вышивке. В удмуртском женском костюме можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый - в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй - в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов, когда от плечевой розетки вдоль рукава идут нашивки тесьмы или ткани (шелковой или суконной, в виде лент). Чаще при вышивании применяют гладевой шов, по счету ниток. Вышивка зачастую - двухцветная, с использованием синего и красного шелка. Встречается также одноцветная вышивка, где в орнаменте предусматривается рисунок, четко выделяющийся благодаря незаполненным местам белой ткани.

Головные полотенца

Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными - с применением позументной нити. Техника такой вышивки - это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».

Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» .

Вышивка северных удмуртов

Фрагменты мужской рубашки

Вышивка северных удмуртов представлена в первую очередь вышитой белой одеждой. Это рубахи с распашными кафтанами, головные полотенца, нагрудники. Узоры самые разнообразные: прямые полосы, пересечённые прямыми и косыми линиями, гребенчатые линии, треугольники и квадраты, ромбы, ромбы с продолжающимися сторонами, мотив парного крючка. При этом они имеют различные названия: «бараньи рога» («така сюр»), «крылья утки» («ӵӧж бурд»), «конские головки» («вал йыр») . На свадебных нагрудниках обычно основным орнаментальным мотивом является восьмилучевая розетка («лунный узор» - «толэзё»). «Свадебный узор «толэзё» - женский лунный знак. способствующий плодовитости его носительниц. Здесь имеется в виду не изображение небесного светила, а подчёркивается временной аспект, репродуктивный период женщины» . Основная цветовая гамма вышивки - терракотово-красная, контур узора всегда очерчивался чёрной нитью, иногда вышивались небольшие оживки (включения) из синих, жёлтых, зелёных нитей. Северные удмурты владели практически всеми видами швов вышивки: это - косой и прямой стежки с очерченным контуром (дэра вылтӥ кырыж но шонер вурыс тырыса), стебельчатый (дэра вылтӥ чурен кырыж вурыс пуктыса), петельный (дэра дуртӥ кыӵес вурыс пуктыса), набор (бичаса пужыятӥськон), счётная гладь (лыдъяса пуктэм вольыт пужы), крест (кирос пужы), косичка (пунэт пужы пуктыса), строчка-перевить (бинямо, биньыса), роспись (дэралэн кыкнапалтӥз кырыж вурыс пуктыса). Были случаи, когда мастерицы вышивали и по заказу. Нижнечепецкие удмурты вышивкой украшали не только женскую одежду, но и детскую, девичью, муж-скую. На детской и девичьей одежде вышивки было немного. Обилием вышивки, как всегда, отличались свадебный и особо праздничный наряды, выполненные шёлком-сырцом терракотово-красного цвета с небольшим включением зелёного, жёлтого и синего цветов. У нижнечепецких удмуртских женщин было до 20 обязательных пар вышитой белой одежды, при этом каждая пара (рубаха и распашной кафтан) отличались друг от друга количеством узора, швами и орнаментальными мотивами. Рабочую одежду украшали простыми хлопчатобумажными или льняными нитями. Вышивку мужской рубахи выполняли в технике простой крест. Мастерицы располагали узоры по вороту, грудному разрезу, на плечах, рукавах и по подолу мужской рубахи .

Вышивка южных удмуртов

Мастерицы из южной группы удмуртов расшивали налобные повязки, платки-покрывала, головные полотенца, свадебные пояса зар, нагрудники.

Фрагмент головного полотенца (чалмы)

Налобные повязки вышивались в технике косой стежок и серебряными нитями в технике в прикреп. Узор рельефный, чёткий, орнаменты: зигзагообразные и волнистые линии, также встречаются крючки и мелкие треугольники. Основой для узора служила береста. При вышивке полоска из бересты оставалась на ткани под нитями, что и придало вышивке выпуклый рельефный вид. Платки-покрывала южных удмуртов представляли собой белых холст с узором «древо жизни», вышитым на всех четырёх углах платка по диагонали вершиной к центру.

Фрагмент головного полотенца

Головные полотенца с яркой ювелирной вышивкой исполнены разноцветными шёлковыми нитями по кумачу, ромбовидные квадратные и прямоугольные фигуры обычно составлены из мелких квадратных фигур, контуры композиции очерчивались узкими линиями в технике роспись. Концы головных полотенец выполнены в основном свободными швами тамбур, козлик, восьмёрка. Такая техника была характерна для тюркских соседей удмуртов, видимо, её переняли от них.

Свадебные пояса зар завятские удмурты вышивали терракотово-красным шёлком-сырцом. Вся поверхность узора сплошь покрывалась треугольными фигурами, вышитыми в технике двусторонней глади. Контур узора очерчивался полосой вышивки чёрными шёлковыми или шерстяными нитями. На платках-покрывалах и поясах зар основной орнамент «древо жизни». На концах головных полотенец узоры из квадратов, прямоугольников и ромбов с продолжающимися сторонами.

Основные швы, характерные для завятских удмуртов: ковровый настил, назад иголкой с перевивом, счётная гладь, роспись, крест. Названия узоров различны: «ватрушка» («перепеч пужы»), «кошачий след» («коӵыш пытьы»), «пять углов» («витьсэрго»), «семь углов» («сизьымсэрго»), «голубиный глаз» («дыдык син») и т. д .

С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. С появлением фабричных тканей вышивку заменяли также аппликацией из разноцветных ситцев или кумача. Нередки были случаи, когда узорное тканье и аппликацию дополняли вышивкой. Исчезло творчество, постепенно было утрачено старинное искусство удмуртской вышивки, а его образцы, хранящиеся в музеях, стали предметом изучения искусствоведов. Есть, разумеется, мастерицы и ныне. Они вышивают чаще растительные узоры на скатертях, салфетках, наволочках, занавесках и пр. Однако они ничем не напоминают традиционную удмуртскую вышивку .

Вязание

Узорное вязание хотя и было издавна известно удмуртам, однако оно играло более скромную роль в их творчестве, нежели вышивка и тканье.

Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть. Удмурты стригли овец, разбивали шерсть специальным шерстобитным прибором, расчесывали ее, пряли с помощью палкообразной прялки и веретена, окрашивали пряжу в домашних условиях растительными или анилиновыми красителями. Эта пряжа служила материалом для изготовления бытовых и вязаных изделий - чулок, варежек, перчаток.

Чулки иногда вязали из шерсти естественной окраски (черной, белой, серой), чаще же они, как и другие изделия, расцвечивались узорами геометрического характера. При работе на пяти спицах, как и другие народы, удмурты применяли различные приемы вязки. Наряду с многоцветным орнаментом вязальщицы украшали чулки также рельефным узором или использовали прием ажурного вязания. При многоцветной вязке узоры были самыми разнообразными, это - звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, сильно стилизованные растительные элементы. Разнообразна их расцветка, мастерицы пробовали самые различные сочетания, но делали это в рамках традиции и в соответствии с общим ансамблем костюма.

Узор чаще выполнялся на темном, черном или темно-сером фоне. Для выполнения орнаментальных композиций употребляли разнообразные, нередко яркие контрастные цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый и др. Были и двухцветные сочетания: серый с розовым, желтый с черным, лиловый с серым и т. д. Узоры располагались чаще горизонтальными круговыми поясками, орнаментальными полосами.

Рельефный узор чаще всего представлял собой продольные линии в виде заплетенных косичек, местное название - «веревочка». При ажурной вязке употребляли и многоцветную, и одноцветную шерсть. Иногда ажурный рисунок дополнялся орнаментальными узорами. Это - ломаные линии, зигзаги, ромбы и т. п. Сам прием ажурной вязки, по-видимому, традиционен для удмуртов. Узорные чулки из шерсти изготовлялись во многих районах Удмуртии. Носили их с углубленными, так называемыми «татарскими» калошами, реже - с лаптями.

Также имели широкое распространение у удмуртов перчатки и варежки из овечьей шерсти. Вязались они из разноцветной шерсти, при этом узор тыльной стороны отличался от узора внутренней стороны - внутри он был значительно мельче. По расцветке и перчатки, и варежки большей частью были двухцветные. Чаще встречались такие сочетания цветов: черный с желтым, черный с красным, коричневый с желтым и т. п. Иногда цвета эти были в одной гамме, но разнились по тональности.

У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» - «оспенный» или «лаптем битый». Варежки эти были ритуального назначения - надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами .

Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.

Ткачество

Ковер браного ткания

Ткацкий станок

Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество, достигшее к концу прошлого века высокого совершенства. Узорные ткани шли прежде всего на изготовление одежды и постельных принадлежностей, на оформление интерьера жилых помещений. Дорожки на полу (выж лёгет, выж дэра), постилки на лавках, покрывало на постели (валес шобрет), скатерть на столе (ӝӧккышет), занавески вдоль изголовья полатей, декоративные полотенца над окнами и в простенках между ними, детский коврик на люльке - все это гармонировало друг с другом, с костюмом обитателей дома и предметной средой жилища .

Мастерицы ткацкого ремесла пользовались особым почетом. Слава о тех, кто, выражаясь народными словами, «умел снять образ с пролетающей птицы», распространялась за пределы своего села, деревни. Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха.

С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника браного ткачества состоит в том, что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным, утком. Узор набирается на дощечках «бральницах» по всей ширине основы. Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань - ткань, у которой основа и уток из цветных ниток .

Фрагмент узорного ткачества

Браной и выборной техникой ткали ковры, передники, скатерти, покрывала, украшали подолы рубах, полотенца. Закладная техника применялась при изготовлении полотенец, дорожек-постилок на лавки и нары, ковров-паласов, многоремизная - при тканье скатертей, передников, покрывал. Цветной холст, или пестрядь, шла на шитье одежды, передников, наволочек, пологов. Пользуясь разными приемами тканья, варьируя цвет и орнамент, каждый раз получали неповторимую ткань и уникальную в своем роде вещь. Нередко ткачихи в одном изделии сочетали разные способы тканья. Так, пестротканый передник часто украшался розетками выборного тканья; поле ковра, вытканное в переборной технике, окаймляли узором закладного тканья .

Традиционные орнаменты в тканых изделиях

Орнамент "Солнечный знак"

Традиционный народный орнамент и его отдельные элементы – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества, и в самом распространенном – узорном ткачестве.

В народном декоративно-прикладном искусстве удмуртов нашла отражение и окружающая природа. Об этом говорит богатая терминология геометрического орнамента узорного ткачества. Например: «кыз пужы» - узор «ёлка»; «шунды пужы» - узор «солнце»; «толэзь пужы» - узор «луна» .

Немалую роль в орнаментальной мелодии играет мотив ромба («питыри», «питырес»), играющего роль оберега от сглаза и дурных сил. Наряду с цельным ромбическим узором в орнаментальной композиции самостоятельными мотивами являются его половины, четверти, углы.

Орнамент "Мировое дерево"

Излюбленным орнаментом удмуртского ткачества является «шудо кизили» - счастливая звезда или «толэзё» (в переводе – «лунный») – материнский оберег-талисман, который исполняется во всех техниках.

В символике изобразительных мотивов отражена идея единства мира и человека. Одна из универсальных моделей мира представлена образом мирового дерева. Крона, ствол и корни дерева символизируют трехчастную модель мира: прошлое – настоящее – будущее (предки – нынешнее поколение – потомки), три части человеческого тела (голова – туловище – ноги), три вида стихий (огонь – вода – земля).

Узорное ткачество северных удмуртов

В северной Удмуртии узорные ткани изготовлялись в Юкаменском, Глазовском, Кезском, Ярском, Дебесском, Балезинском и Игринском районах. Здесь широкое распространение получило браное, многоремизное и пестротканое ткачество. Браные узоры обычно ткали красным утком по белому фону, при этом отдавали предпочтение графическому решению орнамента.

Тканые изделия на севере изготовляли из льняной или хлопчатобумажной пряжи.

Приспособление для переноски клади - "ныпъет"

Мотивы североудмуртского узорного ткачества немногочисленны. Это квадраты, ромбы, треугольники, звезды и другие.

Узорное ткачество нашло широкое применение как в организации предметного пространства народного жилища, так и в оформлении костюма. Из пестроткани шили занавесы, легкие покрывала на постель, ламбрекены над окнами. Особенно интересны были пологи для молодоженов. Полог имитировал дом, то есть имел четыре «стены» и «потолок». Его ткали в основном из льняной пряжи, но часто использовали покупные хлопчатобумажные нитки. Кромка полога заканчивалась полоской кумача, ситца и машинного кружева. В убранстве жилища полог воспринимался очень цельно, ему были подчинены все остальные текстильные изделия. Они органично сливались с пологом в единое целое. Полог являлся составной частью приданого невесты. Вплоть до 50-х годов двадцатого столетия существовал обряд «ын вурон» - «шитье полога». Ткали также половики. Крупнозернистая полотняная фактура, получаемая от тонкой основы с толстым тряпичным утком, с утолщениями и узелками, придавала половикам свою особую красоту. Половики северных удмуртов отличаются своеобразным колоритом, они выполнены в спокойной холодной гамме. Этот вид народного текстиля и сейчас имеет повсеместное распространение на территории северной Удмуртии. Почти невозможно встретить двух одинаковых половиков, хотя мастерицы постоянно обмениваются опытом друг с другом. Половиками сплошь покрывают пол, укладывая поперек избы так, чтобы полосы тщательно подходили друг к другу и сохранили раппорт узора. Крупные ритмичные узоры половиков, перекликаясь с занавесами, покрывалами, ламбрекенами, создают единую художественную гармонию в убранстве жилища.

Большую группу текстильных изделий составляют декоративные полотенца. Их вешали по праздникам на окна, в простенки между окон, на зеркало, а по особо торжественным дням - и на матицу избы. Узор на полотенцах ткался в браной технике по льняной основе покупными хлопчатобумажными нитками красного цвета. В декоре полотенец сложилась своя специфическая композиция, состоящая из трех поперечных орнаментальных полос, украшающих их концы. Средняя полоса всегда более широкая, активная. Мастерицы выделяли ее как главную, она всегда насыщена орнаментом, цветом и сложным ритмом. Узор имеет ромбический мотив, но варианты и комбинация его в композиции всегда разнообразны. Часто используется вместе с ткачеством вышивка, кружево, что в значительной степени обогащает в целом композицию полотенец. Разнообразие текстильных фактур шероховатых половиков, гладких занавесов и пологов в своем единстве создавало в ансамбле североудмуртской избы неповторимый художественный образ.

Узорным ткачеством и вышивкой северные удмурты издавна украшали свою одежду - рубашки «дэремы» и халаты «шортдэремы». На севере Удмуртии женская рубашка и халат «шортдэрем» были сшиты из белого льняного полотна и богато украшены вышивкой и ткачеством. Особо выразительны были тканые узорные рукава. На груди располагалась вышивка. Ярко-красная орнаментированная прошва подола с нарядным пестротканым передником-запоном завершала цветовую композицию костюма. Передник снижал контраст красного узора и белого фона. Самой декоративной частью костюма были узорные рукава.

Сочетание красного и белого с небольшим введением синего и желтого цветов - вот основное цветовое решение орнамента в костюме северных удмурток.

Узорное ткачество южных удмуртов

Тканые полотенца

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Их узоры во многом схожи. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Узоры выглядят живописнее и шире.

Тканые изделия играли большую роль в убранстве жилища и южных удмуртов. Нары были покрыты кошмами, постель на нарах сворачивали на день и закрывали ковром переборного ткачества. На стене вдоль нар, в проемах между окнами, развешивались полотенца. Нары закрывали яркими узорными занавесами. Среди текстильных изделий, участвующих в убранстве интерьера, заслуживают особого внимания занавесы. Их ткали из цветной основы и цветного утка, создавая гладкий цветной или пестротканый фон, и украшали выборным узором. Для них характерны синие, желтые, красные, оранжевые цвета. Узор строится из обобщенных мотивов, расположенных в строчку в несколько рядов по плоскости занавеса.

Необходимой принадлежностью каждого удмуртского дома являются и скатерти. По своим расцветкам, членению декоративной плоскости многие скатерти близки к занавесам. Однако узор всегда строится из более мелких орнаментальных мотивов. Декоративная композиция скатертей отличается яркостью, цветовой насыщенностью. Поле скатерти обычно ткется в крупную темную и светлую раппортно повторяющуюся клетку. В клетках на красных, синих, фиолетовых фонах вытканы геометрические мотивы выборного ткачества, напоминающие цветочные розетки, ромбы, звезды обычно светлых расцветок. У части скатертей декоративно украшена кайма, а не поле, при этом поле орнаментировано сложной пестротканой клеткой, а пришивная кайма состоит из повторяющихся поперечных цветных полос с выборным рисунком.

На юге Удмуртии широко распространено безворсовое ковроделие. Ковры, как и ткани, выполняли на ручном горизонтальном ткацком станке. По технике исполнения они относятся к переборному ткачеству, называемому удмуртами «корам пужы» - рубленый узор. Ковры обычно сшивали из двух полотнищ, каждое шириной 60 см, потому что станок был узким. Края ковра обшивали пестротканой каймой, заканчивающейся бахромой. Основа ковра конопляная, а уток из шерсти домашнего изготовления. Ковры издавна украшают народное жилище южных удмуртов. Их вешали на стены, над широкими нарами «бадӟым ӟус». Край ковра спускался и застилал нары. В интерьере он зрительно читался на любом расстоянии. К типичным ковровым изделиям можно отнести и «валес шобрет» - длинные и узкие полотнища для покрытия лавок, диванов, сундуков, кровати. Шобреты представляют двухметровые узкие полотнища, выполненные шерстью в технике перебора.

Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.

Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» - мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки .

Резьба по дереву

Резчик по дереву, керамист Анатолий Петрович Степанов

Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода. В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными .

Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, бурачный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами (гармонный, изготовление гуслей) .

Найденные археологами деревоотделочные инструменты - ножи-резцы различной изогнутости, тесла, долота, топоры разных размеров и т. п. - говорят о древности у удмуртов ремесла деревообработки . Несложные технические приспособления, употреблявшиеся удмуртами при деревообработке, не мешали резчикам создавать с их помощью подлинные произведения искусства. Это достигалось благодаря мастерству, умению, веками выработанному вкусу народных мастеров и приемам, ими употребляемым, передаваемым из поколения в поколение.Они хорошо знали свойства различных пород древесины и других лесных материалов и усвоили разные способы их обработки: долбление, обточку, резьбу, выпиливание, роспись, тиснение на бересте, плетение .

Долбленый стул

Из дерева изготовляли кадки (вышкы) разных размеров для хранения муки, крупы, меда и других продуктов, маслобойки (аръян вышкы), ступы (гыр), корыта (тусь), солонки (сылал возён), чаши (тусьты), тарелки (тэркы), стаканы (сюмык), ковши (кобы), ложки (пуньы). Встречались даже долбленые стулья. Такой стул напоминал кадку, но имел цельную полукруглую спинку, являвшуюся продолжением половинки стенки кадки. Такие стулья стояли обычно в родовом святилище куа. Емкость под сидением использовалась для хранения ритуальных предметов .

Сосуды небольшого размера вырезались с помощью простого ножа и различных изогнутых резцов и скобелей. Внутренняя часть сосуда выдалбливалась или выскабливалась с помощью долота и маленького изогнутого резца с деревянной рукояткой. В искусстве удмуртских резчиков в прошлом преобладал ручной способ изготовления деревянной утвари. Работа с помощью токарных приспособлений почти не практиковалась.

Материал для изготовления сосудов был разнообразным. Чаши, тарелки разного размера и глубины, солонки выделывались из березового наплыва (капа) или липы. На изготовление ковшей, черпаков для пива и ложек шли липа, береза. Поверхность сосудов с хорошей отделкой подвергалась тщательной шлифовке, затем ее олифили или покрывали темным лаком.

Солонки чаще вырезывались в форме водоплавающей птицы-утки, с выдвижной или раздвижной крышкой. На крышке (спине утки) иногда помещали скульптурные фигурки утят. Тщательная отделка поверхности, тонкость резьбы отличают также ковши-сосуды для пива, специально изготовленные для молений в священной роще «луд» и родовом святилище «куала». Они были обычно с низкими бортами и острым приподнятым носиком, придающим всему сосуду своеобразную, пластичную, изысканную форму, напоминающую изделия из металла. Тонкие стенки сосуда-ковша и сглаженная поверхность увеличивали это сходство с металлом . На ритуальной посуде вырезали родовую тамгу (пус) .

Техника скульптурной резьбы у удмуртов применялась для придания предмету художественной формы . Скульптурной резьбой украшали спинки стульев, шкафчики для посуды, швейки, прялки, ножки столов, матицу, перила .

Нередко наряду со скульптурной резьбой можно было встретить орнаментальную резьбу, которой покрывалась поверхность предмета. Большей частью это были просто вырезанные ножом в различных направлениях косые параллельные линии. Иногда узор наносился в виде розеток, исполненных техникой трехгранно-выемчатой резьбы .

Резные наличники

Благодаря этому изделия приобретали индивидуальную неповторимость. Прялки, швейки, сколько бы их ни было, каждая отличается одна от другой. Столь же неповторимы деревянные изголовья для подушек, которые ставили на полати и широкие нары. При их изготовлении использовалась скульптурная и орнаментальная выемчатая резьба. Создавали узоры и из прорезных фигур - кружочков, овалов, треугольников. Поверхности предметов покрывались резным орнаментом из геометрических фигур, солярных знаков. Большинство резчиков работали преимущественно вручную. Некоторые мастерили себе токарные станочки, на которых вытачивали веретена, навершия прялок, небольшие скульптурные детали для украшения шкафов, полок и т. п. При ручной работе мастер использовал особенности материала, внося кое-какие изменения в детали предмета и узора, подсказанные его фактурой и цветом.

Старинной глухой резьбой украшали столбы ворот. С переходом к уличной планировке поселений тем же способом вырезали узоры на надоконных досках. В XX веке в художественном оформлении жилища распространилась пропильная и накладная резьба .

В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном и посудном производствах. Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80-90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников. Изготовлялись чашки на дому, членами семейства, найма не было, материал был свой, сбывали продукцию в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время . «Занятие промыслом дает поддержку в хозяйстве и своевременно платить подати» - объясняют «кустари» причину возникновения промысла .

Резные ворота

Наиболее распространенными были три сорта чашек, так называемая «плаха» - 7-9 вершков в диаметре, блюдо - 6-8 вершков и бадьян - 5-6 вершков. Материалом служили береза и осина. Наблюдалось подетальное разделение труда. Некоторые «кустари» приобретали уже заготовленные болванки в форме чашек . После полной обработки чашки красили в желтый цвет отваром из коры крушины.

Веретенное производство, как товарное, в крае не получило широкого развития. Материалом для выделки веретена служила сухая прямослойная береза

Управление образования администрации Алнашского района

КБОУ Старо-Шудьинская основная общеобразовательная школа

Геометрический орнамент и

удмуртский национальный фартук.

Выполнила:

ученица 6 класса

Бакаева Лилия

Руководитель:

учитель математики

Салякудинова Гульфинур

Зиннатовна

д. Старая Шудья

1. Ведение _________________________________________3-4

2. Национальный удмуртский костюм __________________ 5

3. Орнамент. Виды орнаментов________________________6-7

4. Об орнаментах удмуртского народа__________________8-9

5. Изготовление фартука с геометрическим орнаментом___10

6. Заключение________________________________________11

7. Литература_________________________________________12

1.Введение.

В последние годы в нашей республике проходит множество национальных праздников, земляческих встреч людей разных национальностей. Большинство участников таких мероприятий стараются нарядиться в этнический костюм своей местности. Например, на районном удмуртском национальном празднике «Гырон- быдтон» можно увидеть очень много женщин, одетых в яркие красивые удмуртские костюмы. Среди них как пожилые, так и молодые, подростки-девушки так и маленькие девочки, такие радостные и гордые от того, что они так нарядно одеты. Надо сказать, что удмуртская женская одежда очень разнообразна. Даже в соседних деревнях она отличается расцветкой и по типу ткани, по цвету оборок, не говоря уже о тех нарядах людей, живущих далеко друг от друга.

Еще в 50-е годы прошлого века на работу и на ферму, и в поле удмуртские крестьяне ходили в народных костюмах. Потом деревенские жители резко перешли на общероссийскую моду. Но последние годы удмуртский костюм востребован как важная частица национальной культуры, подтверждающая этнические особенности удмуртского народа.

Актуальность:

Удмуртский женский костюм в простом варианте состоит из платья, фартука, платка и монисто. Платье и фартук издревле богато украшались тканым или вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Рассматривая удмуртский национальный костюм, отчетливо прослеживается геометрический орнамент. В наши дни национальную одежду достают из бабушкиных сундуков и надевают в праздники. Если исторические наряды не сохранились, заказывают у местных известных мастеров.

Гипотеза: Существует смысловая связь между простыми геометрическими фигурами и удмуртскими орнаментами в национальном костюме.

Объект исследования:

Удмуртская национальная одежда (фартук), область математики «геометрические фигуры» и вид прикладного искусства «аппликация на ткани».

Цели:

Показать широкое применение несложных геометрических фигур в создании национального орнамента для украшения фартука.

Создать изделие (фартук) с геометрическим орнаментом в технике «аппликация на ткани».

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:
- изучить имеющиеся источники об удмуртском народном костюме;
- сравнить способы украшения фартука;

Выяснить, почему в удмуртских орнаментах преобладает именно геометрический орнамент;

Подобрать орнамент для фартука;

Сшить себе фартук и украсить его геометрическим орнаментом.

Методы исследования:
- изучение литературы, исторических материалов;

Применение интернет ресурсов;
- анализ материалов о народном удмуртском костюме;
- сравнение возможные способы украшения;

Выбор несложного геометрического орнамента для фартука

2. Национальный удмуртский костюм.

Особое место в народной культуре отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы. Удмуртская одежда отличается разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов украшения. Известный писатель-этнограф Всеволод Лебедев своё восхищение удмуртской национальной одеждой выразил такими словами: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась».

За долгую историю удмуртского народа сложились два основных комплекса костюма: северный и южный. Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэскышет - букв, боковой платок).

В костюмный комплекс южных удмурток входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык). Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.

3. Орнамент. Виды орнаментов

Орнамент – удивительный и чудесный раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, который характеризуется ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, отражают окружающую действительность, природу: растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации.

Орнаменты делятся на четыре группы: растительный, зооморфный, антропоморфный и геометрический.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев (рис1), цветов, плодов, веток (рис.2) и т.д.

рис.1 рис.2

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент состоит из стилизованных изображений реальных (рис.3) или фантастических животных (рис.4), птиц (рис.

рис.3 рис.4 рис.5

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

рис. 6 Рис.7

Геометрический орнамент . К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые, «зиг-заги», спирали; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы, многогранники, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

рис. 8 рис.9

4.Об орнаментах удмуртского народа.

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Если внимательно рассмотреть удмуртский национальный костюм отчетливо прослеживается геометрический орнамент. Для орнамента удмуртской одежды характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов.

В простом варианте удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Узор «лягушка» удмурты вышивали на костюме невесты. «Утка» встречается гораздо чаще, поскольку удмуртская мифология придает большое значение этой птице. Как считает известный этнограф Владимир Владыкин, культ утки зародился в древние времена: по поверьям, утка участвовала в творении «среднего» мира, ныряя на дно Мирового океана и принося в клюве землю. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Оберег – предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто – ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней.

Удивительные орнаменты обычно составлялись из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Комбинируя эти фигуры по- разному, умелые руки удмуртских женщин создавали бесконечное множество чудесных узоров. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.



1,2 - солнце, круг (солярные знаки); 3 - луна; 4 - бабочка; 5 - куриные лапки; 6 – шиповник, 7 - конопляные семечки; 8 - утиные крылья; 9 – лебедь, 10 - кони; 11 - человек;

12 - маленькие пятки.

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки. Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия. Прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Изучая традиционный костюм женщин нашей деревни, я заметила, что теперь больше всего они носят фартуки вышитые растительным орнаментом. Фартуки сшиты из однотонного материала с высокой грудкой, низ фартука украшен красивой яркой вышивкой, к а подолу пришита широкая ажурная однотонная тесьма, которая сейчас покупается в магазинах. Эти нарядные фартуки обычно надевают по праздникам, в гости, для выступления на сцене. Повседневно носят фартуки простые. Они сшиты из материала одного цвета или в клетку и украшены несколькими машинной строчкой-складкой на грудке и на низе.

5. Изготовление фартука с геометрическим орнаментом

Для изготовления фартука я взяла белую ткань (габардин). Кроить фартук несложно. В пятом классе на уроках технологии мы учились строить выкройку и сшили фартук-передник. Выкроила прямоугольник длиной 70см и шириной 80 см для передника, другой прямоугольник длиной 25см и шириной 30 см для нагрудника. Для пояса полоску шириной 7с м и длиной150 см., ещё две полоски такой же ширины и длиной 60 см.(рис. 10)

нагрудник

А вот сшить фартук было труднее. Для орнамента я старалась выбрать простые и удобные для работы геометрические фигуры: ромбики и квадраты. Сначала заготовила шаблоны из картона, потом по ним кроила фигурки из атласовых лент. Комбинируя эти фигурки создала свой орнамент, основным элементом которого является восьмиконечная звезда.

6. Заключение.

Работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила геометрическим орнаментам удмуртской женской одежды. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому частицу своих сил и знаний.

Выполняя эту работу, я много узнала об орнаментах. Орнаменты молчаливо и таинственно хранят историю того народа, чьи руки их создало. Но лишь стоит взглянуть на них душой, они оживают, передавая в надёжные руки богатое наследие поколений. Я рада, что сшила этот замечательный удмуртский фартук и украсила его геометрическим орнаментом в технике «аппликация на ткани». Я его с гордостью буду надевать на школьные мероприятия в месячник удмуртской культуры.

7. Литература

1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

4. «Кенеш», 2007г.

5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

6. Виноградов С. «Удмуртская одежда», Ижевск, «Удмуртия», 1974

7. Интернет-ресурсы



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...