Практическая направленность преподавания биологии как основа предпрофильного и профильного образования учащихся и осознанного выбора профессии. Методика преподавания биологии Конышевой Музы Витальевны

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Доклад по теме:

«Практическая направленность обучения биологии»

(из опыта работы).

Практическая направленность преподавания биологии - одно из основных требований к современному уроку биологии.

Для реализации принципа практической направленности на уроке необходимо :

Развивать познавательный интерес к предмету;

Использовать вопросы, задачи, практические задания;

Выбирать факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, чтобы знания учащихся не оказывались формальными;

Показывать связь биологии с жизнью - это знания важнейших биологических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе;

Использовать новые средства обучения, посредством которых раскрываются современные достижения биологи, их значение для здоровья человека.

Для достижения вышеперечисленных задач необходимы определенные приемы, методы работы.

    Использование практической направленности урока для повышения мотивации к изучению предмета .

Например, урок «Форменные элементы крови» (8 класс) начинался с интересных фактов об организме человека, распечатанных на карточках - это повысило интерес к текущей теме урока. На уроке «Влияние мутагенов на организм человека» (11 класс) обучающиеся по предложенным фотографиям определяли, какие наследственные заболевания проявилось у детей и под влиянием каких мутагенов, а затем разрабатывали памятку "Профилактика наследственных заболеваний».

    Приближение изучаемого материала к окружающей человека деятельности.

Особенно ярко это проявляется при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Например, в 8 классе при изучении темы «Кровь. Функции крови» подбираются примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни. Выясняем, какое значение имеет кровь для человека. Представляем, что случится, если вместо крови в сосудах человека будет циркулировать вода или друга жидкость. При изучении темы «Иммунитет» - акцентируем внимание, в каких случаях человеку необходимо сделать прививку, а в каких – лечебную сыворотку, что при этом происходит в организме.

    Формирование познавательного интереса.

В 7 классе при изучении основных отделов растений раскрывалась необходимость их изучения, формировался познавательный интерес. На уроке «Роль голосеменных в экосистемах» обучающимся было предложено рассмотреть и узнать шишки голосеменных растений, узнать знакомые хвойные деревья по гербариям, фото, картинкам, а затем описать их значение в природе и повседневной жизни человека.

Урок в 8 классе по теме «Зрительный анализатор» начинался с видеофрагмента, иллюстрировавшего работу нашего глаза и условия, необходимые для нормального функционирования органа зрения.

    Творческие задания, проблемные вопросы.

Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно. Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения биологических знаний в медицине, промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы необходимо дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся, их рефератах, самостоятельно подготовленных презентациях.

Так, в 7 классе на уроке «Разнообразие современных хвойных», обучающиеся защищали презентации, творческие работы, делали сообщения о лекарственном, декоративном, промышленном значении можжевельника, гинкго, пихты, кипариса и других растений, а также отвечали на вопрос «Почему лечебные санатории, дома отдыха часто расположены в хвойных лесах?».

На уроке в 8 классе по теме «Иммунология на службе здоровья» ученики подготовили выступления по вопросам: «Что такое аллергия», «Прививка: польза или вред?», «От чего защитит иммунитет».

К уроку «Методы изучения наследственной изменчивости человека» (11 класс) обучающиеся готовили материал в форме докладов, презентаций, фотоколлажа, а затем обменивались информацией, делали выводы.

    Отработка практических навыков, необходимых для обучения на биологии и других предметах.

Практические навыки отрабатываются в процессе следующих видов работ:

Лабораторные и практические работы;

Решение задач по генетике, молекулярной биологии;

Составление схем, таблиц, графиков;

Описание биологического объекта (растение, животное) по заданному плану;

Описание и объяснение графиков, диаграмм (рост численности популяции, диаграмма состава крови);

Распознавание биологических объектов по рисункам, фотографиям, микропрепаратам;

Работа с терминами по учебнику, словарю;

Распознавание частей биологических объектов (клеток, тканей, растений, животных, тела человека) на рисунках, таблицах, микрофотографиях;

Работа с карточками-гербариями, распознавание и определение растений;

Работа с различными источниками информации (книга, аудиозапись, видеоматериал, таблицы, энциклопедии, инструктивные карты);

Составление планов, опорных схемы, кластеров, синквейнов по теме;

Работа с объемными моделями, моделями-конструкторами.

Такие навыки работы нужны обучающимся не только для уроков биологии, он полезны при изучении других предметов, а также необходимы для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Выводы:

    Использовать практическую направленность урока необходимо для повышения мотивации в обучении.

    При отработке на уроках навыков, имеющих практическую направленность, стараться вовлекать в работу всех обучающихся класса.

    Необходимо применять задания и виды работ, имеющих практическую направленность, на всех этапах урока, использовать межпредметные связи.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»

Педагогические чтения

«Формирование ключевых образовательных компетентностей в процессе учебной и внеурочной деятельности при реализации ФГОС»

Тема доклада: «Реализация практической направленности обучения биологии в соответствии с задачами ФГОС».

Работу выполнил:

Рощина Надежда Владимировна

учитель биологии

2016

Актуальность темы выступления обусловлена преобразованиями, происходящими в последние десятилетия в экономических, политических и других сферах жизни современного общества. Эти тенденции проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры.

Изменение целеполагания существенно меняет сложившуюся методическую систему оценки качества биологического образования, поскольку связано с модернизацией образовательного процесса, его ориентацией на компетентностный подход. Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе биологического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.

Тема актуальна также в связи с изменениями в биологической науке, усилением конструктивного (преобразовательного) характера её современных исследований. Сегодня биология предлагает пути решения многих проблем общества (экологических, демографических и др.). «Чтобы быть реально полезной людям, биология должна осуществлять контроль за состоянием и качеством окружающей среды, давать прогноз условий жизни людей и принимать участие в управлении средой». Именно поэтому современное школьное биологическое образование должно исходить из необходимости формирования действенных знаний и умений как основы в развитии ключевых компетенций учащихся.

Перед учителем биологии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и практической деятельности. Именно такая задача сформулирована в современных нормативных документах биологического образования и подтверждается требованиями к уровню подготовки выпускников .

Ориентация биологического образования на компетентностный подход делает акцент на практической составляющей школьной дисциплины. Достижение педагогических целей позволяет акцентировать внимание в учебном процессе на операционной стороне его содержания, т.е. усилении внимания на формировании умений школьников. Из своего опыта работы я понимаю, что ведущее место в процессе практической подготовки учащихся принадлежит практическим работам, как в аудитории, так и на местности. Однако учитывая то, что на изучение биологии как дисциплины отводится в учебном плане 5 класса лишь один час, не возможно полностью раскрыть способности учащихся, выявить их творческий потенциал, выдать тему урока и провести практическую работу. Поэтому я решила вести кружковую работу с учащимися по исследовательской деятельности, где раскрывается практическая направленность науки биологии.

Научно-исследовательская деятельность-дело не простое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа. В противном случае мы имеем дело не с исследовательской работой, а компилятивной, представленной в виде реферата или информацией, скачанной из Интернета, иногда даже не переработанной.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей . Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской работы . Очень важно, что такую работу могут выполнять не только одарённые дети, но и слабоуспевающие, те, которых можно увлечь биологией, экологией.

Главной целью естественно-географического образования является формирование активной творческой личности. Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели естественно-географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания биологии множество: организация наблюдений за поведением животных, проведение комплексных экскурсий по изучению природы прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам охраны природы, на экологической смене «Смирновские озёра», организация наблюдений за растениями на учебно-опытном участке при проведении опытнической работы, ведение кружков «Юный биолог» (5 класс), «Юный исследователь» (6-9 классы) и элективного курса в 10-11 классах «Проектно-исследовательская деятельность» т.е. реальное осуществление экологического и краеведческого принципов обучения на уроках биологии и во внеурочной работе.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки - исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности .

Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения . Она способствует воспитанию у школьников инициативы, позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся, дать им возможность приложить свои знания, и принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Такая работа воспитывает активное, добросовестное отношение к исследованию позволяет выяснить причины отклонения в здоровье, помогает задуматься о состоянии своего здоровья. Так, при изучении анатомии человека учащиеся нашей школы с помощью доступных методик исследуют состояние здоровья одноклассников, учащихся начальных классов, освещённость классов, тяжесть портфелей, определяют уровень шума в классе, на территории школы, села, соответствие парт возрасту, росту и т.д. Чтобы сделать выводы, они изучают нормы СанПиНа, обобщают, сравнивают данные с теми, которые они получили в результате исследования. При выявлении несоответствия нормам СанПиНа учащиеся выносят свои рекомендации по устранению нарушений. Результаты такого исследования позволяют сделать образовательную среду более комфортной и использовать данный материал на уроках при изучении опорно-двигательной системы и органа слуха.

Исследования по предметам сочетают в себе использование теоретических знаний и исследований или эксперимента, пробуждают интерес к решению проблем, вызывают чувство удовлетворённости полученными результатами. Исследовательский характер деятельности способствует творческой самореализации, самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию . В результате цели и задачи исследования становятся более глубокими, методы исследования более сложными. Так, например, один и тот же ребёнок в 6 классе занимался опытнической работой на УОУ и выполнял работу: «Сортоизучение моркови», а уже в 8 классе провёл исследование по теме: «Выявление причин роста заболеваемости туберкулёзом среди жителей села Калинино», где требовались кропотливая работа по сбору данных и их обработки, развитие коммуникативных качеств (ученик связывался с главврачом Михайловского тубдиспансера). В 9 классе провёл работу по теме «Влияние антропогенного фактора на флору и фауну Смирновских озёр», где ему потребовались глубокие знания по химии, практические умения проводить анализ в лаборатории, умение работать с определителем, а также знания по факторам загрязнения окружающей среды по экологии.

Составление отчёта о работе развивает умение анализировать, делать выводы, работать на компьютере, составляя презентацию по работе. Последний этап - литературное оформление работы, где учащиеся учатся оформлять работу по определённым требованиям, согласно положения. Обязательным условием является защита написанной работы. Выступление с докладом на школьной конференции участников НОУ «Росток», районной конференции по опытнической и исследовательской работе - это положительная мотивация, стимул для продолжения дальнейшей исследовательской деятельности учащегося. При выступлении школьник учится структурировать объёмный материал, выбирать главное, учится аргументировать, отстаивать свою точку зрения и уметь «держаться на публике», что также пригодится ему в будущей жизни. На таких мероприятиях происходит творческая самореализация учащихся, повышается самооценка.

Опытно-проблемные исследования наши учащиеся проводят с растениями на пришкольном учебно-опытном участке и школьном дворе. Например: «Влияние густоты посева на урожайность свёклы», результаты данного опыта можно использовать на уроках «Абиотические факторы среды». С цветочно-декоративными растениями ставится опыт «Влияние густоты посева рассады петунии» результаты используются в теме «Борьба за существование». Такая работа на ряду с исследованиями помогает приобретать опыт по выращиванию рассады культурных растений, вызывает чувство удовлетворённости результатами своего труда.

Исследовательские работы «Влияние антропогенного фактора на Третье озеро», «Краснокнижные растения Смирновских озёр» помогают разобраться в деятельности человека по изменению окружающей среды. В процессе работы ребёнок изучает, что такое окружающая среда, факторы окружающей среды, влияние антропогенных факторов на изменение среды. Школьник видит, что уничтожаются растения, территория захламлена мусором и зарастает полынью. Но в то же время он видит, что человек своим бережным отношением и вниманием может сохранить редкие виды растений, посадив их. Так ребята нашей экологической смены посеяли семена Лотоса Комарова произраставшего на одном из Смирновских озёр на других озёрах. По результатам исследовательских работ были проведены субботники по очистки дна и берегов озёр, и территории прилегающей к ним.

В весенне-летний период, ухаживая за цветочно-декоративными растениями и проводят исследование «Использование цветочно-декоративных растений в озеленении школьного двора», учащиеся изучают экологические группы растений, сорта цветочно-декоративных растений, условия произрастания в разных частях двора, влияние почвы на развитие растений. В результате накапливается опыт обработки почвы, при этом воспитывается трудолюбие, развивается эстетический вкус, воображение.

Таким образом, исследовательская работа выполняет триединую задачу: образовательную, воспитательную и развивающую. Ученик, занимающийся исследованиями в школе, не допустит стихийного отношения к своему здоровью, к окружающей его среде жизни.

Результатами моей работы по данной теме, является следующее:

Участие детей в заочных всероссийских, региональных конкурсах;

Участие в научно-практических конференциях разного уровня;

Воспитание социально – адаптированной личности.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «пряник» вызывающий или повышающий интерес к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

Список использованной литературы:

1. Алексеева, Т.Г. География: теория, методика, практика: материалы I областной научно-методичекой конференции (6 ноября 2014 г.)/ под общ. Ред. Т.Г. Алексеевой. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – стр. 3-4

2. Андрианова, А.А. Исследовательская деятельность как форма экологического образования и воспитания учащихся [электронный ресурс] / А.А. Андрианова//Исследователь.ru. – – режим доступа:

http://www.researcher.ru/praktice_org/praktice_eco/a_1510r8.html

3. Зильберберг, Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность / Н.И. Зильберберг//Школьные технологии. – 2008. - №5. - с.76-81

4. Караевский, В.В. Методические характеристики научного исследования/ В.В. Караевский//Народное образование. – 2010. - №5.-с.136-143

5. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа.-2006.-№2.-С.45-49.

6. Якушкина, Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – с. 5-6

Практическая направленность преподавания курса ботаники

В 6-м классе сельской школы

Важное место в повышении качества образования сельских школьников в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» принадлежит биологии. С учетом сельской специфики биология приобретает статус одного из ведущих учебных предметов. Программа по ботанике с основами растениеводства * предназначена для 6–7-х классов сельской основной и средней (полной) школы РФ и имеет целью усиление практической направленности в преподавании курса биологии, совершенствование подготовки учащихся к труду в агропромышленном комплексе.

Главная отличительная особенность данной программы – возможность в процессе ее изучения показать школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов в растениеводстве. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе в крестьянском (фермерском) или личном подсобном хозяйстве семьи.

Изучение основ растениеводства, знакомство с технологией выращивания важнейших культур региона в местных агрохозяйствах ориентируют школьников на сельскохозяйственные профессии, способствуют развитию у них интереса к труду земледельца, стремлению после окончания школы включиться в работу в агропромышленном комплексе страны.

Экспериментальный курс ботаники с основами растениеводства включает два раздела:

I. Растения – 68 ч (6-й кл.); 51 ч (7-й кл.).
II. Бактерии. Грибы. Лишайники – 17 ч (7-й кл.).

Раздел «Растения» начинается в 6-м классе с краткой общей характеристики цветковых растений на основе обобщения имеющихся у учащихся знаний. Затем школьники знакомятся с клеткой как единицей строения и жизнедеятельности растительного организма, с ростом и делением клеток, что создает необходимую основу для формирования в дальнейшем более общего понятия о росте органов и растения в целом. В последующих темах рассматриваются строение и функции основных органов цветковых растений, а также их семенное и вегетативное размножение.

Цель настоящей статьи – помочь учителю биологии раскрыть связь теоретического учебного материала по ботанике для 6-го класса с практикой растениеводства на примере тем: «Введение», «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Корень. Питание растений из почвы», «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ».

По указанным темам приводится учебный материал сельскохозяйственной направленности, который в соответствии с содержанием программы должен быть усвоен учащимися. К нему даются: словарик терминов по основам растениеводства (обозначается ! ), контрольные вопросы (? ) и задания для самостоятельной работы школьников (). Выполнение учебных заданий позволяет шестиклассникам на практике применять знания и умения, формируемые на уроках, способствует их закреплению и развитию.

В рубрике «Учителю на заметку», заключающей каждую тему курса, содержатся интересные научные факты и сведения по ботанике и основам растениеводства. По усмотрению учителя их можно использовать на уроках или в ходе внеклассной работы с учащимися: на занятиях «Малых Тимирязевок», кружков юннатов, при проведении ботанических вечеров, конференций, конкурсов и т.д.

Материалы данной статьи предназначены в первую очередь учителям биологии сельских школ, но будут полезны и в других общеобразовательных учебных заведениях, стремящихся реализовать практическую направленность изучения биологии, совершен-ствовать подготовку выпускников к жизни, к труду в коллективных или крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Введение

Растительный мир очень богат и многообразен. Различные виды растений произрастают в лесах, степях, на болотах, водоемах и даже в пустынях. В природе большинство растений вырастает без помощи человека, они называются дикорастущими.

В отличие от дикорастущих культурные растения выращиваются человеком на полях, огородах, в садах, теплицах, оранжереях. К ним относятся более 2500 видов. Значение растениеводства как отрасли сельского хозяйства очень велико: оно поставляет продукты питания для людей, корма для животных, сырье для пищевой, легкой и других отраслей промышленности.

Культурные растения подразделяются на полевые, овощные, плодово-ягодные и цветочно-декоративные.

К важнейшим полевым культурам относятся зерновые хлеба: пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис и др. Их зерно идет в пищу людям и на корм животным. На больших площадях выращивают картофель, клубни которого являются не только важным пищевым продуктом, но и ценным кормом для скота, его используют для получения спирта, крахмала и патоки.

Сырье для переработки на заводах и фабриках дают и другие полевые культуры: из корнеплодов сахарной свеклы получают сахар, из семян подсолнечника – растительное масло. Лен, конопля, хлопчатник дают сырье для выработки различных тканей. Кормовые корнеплоды (свекла, морковь, брюква, турнепс) и кормовые сеяные травы (клевер, люцерна, вика и др.) служат кормом для сельскохозяйственных животных.

Овощные растения (капуста, свекла, морковь, томаты, огурцы и др.), содержащие ценные питательные вещества и витамины, употребляют в пищу.

Для питания человека важны также плодово-ягодные культуры (яблоки, вишня, слива, смородина, виноград, земляника и др.).

Цветочно-декоративные растения используются для устройства цветников, клумб, украшения производственных и жилых помещений.

Для того чтобы получать большие урожаи сельскохозяйственных культур, успешно выращивать красиво цветущие растения, необходимо знать их жизнь, а для этого нужно изучать ботанику.

!

АГРОТЕХНИКА – совокупность приемов выращивания сельскохозяйственных культур, включающая приемы обработки почвы, внесения удобрений, предпосевной обработки семян, посева, ухода за растениями и уборки урожая.

РАСТЕНИЕВОДСТВО – одна из главных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием различных сельскохозяйственных культур.

?

1. Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?

2. Что такое растениеводство, какое значение оно имеет в народном хозяйстве?

3. Назовите известные вам зерновые хлеба. Какие продукты из них получают?

4. Какие полевые культуры выращивают в агрохозяйствах вашего региона? Каково их значение?

5. Перечислите овощные растения, возделываемые в вашем крестьянском хозяйстве, на приусадебном участке. Как человек использует овощи?

6. Какие плодово-ягодные культуры распространены в вашей местности? Для чего их разводят?

7. В выращивании каких цветочно-декоративных растений на школьном учебно-опытном участке вы принимали участие? Какое значение в жизни человека они имеют?

8. Почему изучение ботаники поможет вам выращивать растения на занятиях по сельскохозяйственному труду?

Учителю на заметку

Важное место в греческой мифологии принадлежит Деметре – богине плодородия и земледелия. Считается, что благодаря ей были введены в культуру зерновые хлеба.

Первым, кого Деметра научила возделывать хлебные злаки, был Триптолем – молодой сын элевсинского царя Келея. Он тщательно трижды вспахал плугом поле возле Элевсина, высеял семена пшеницы, которые подарила ему богиня, а по прошествии положенного времени собрал богатый урожай.

По повелению Деметры Триптолем облетел затем все страны на чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, и обучил людей растениеводству.

I. Общее знакомство с цветковыми растениями

§ 1. Формы и продолжительность жизни культурных растений

Каждое культурное растение, так же как и дикорастущее, можно отнести к одной из трех форм: деревьям, кустарникам или травам. Все деревья и кустарники являются многолетними растениями. Например, срок жизни яблони, груши – 40–100 лет, смородины – 10–25 лет, крыжовника – 15–25 лет. Травянистые растения бывают многолетними , двулетними и однолетними .

Рис. 1. Растение моркови: а – в 1-й год жизни; б – во 2-й год жизни

Однолетние культуры приносят плоды и семена в первый же год своей жизни и затем отмирают. У двулетних растений в первый год развиваются корни, стебли и листья, а на второй год они зацветают и дают плоды с семенами (рис. 1). У многолетних растений обычно к зиме происходит отмирание надземных частей, а весной – их возобновление из перезимовавших подземных органов.

Примеры различных по форме и продолжительности жизни культурных растений приведены в табл. 1. Многие из этих культур растут на вашем школьном и приусадебном участках и хорошо вам знакомы, а в выращивании некоторых овощных и цветочно-декоративных растений вы участвовали на занятиях трудового обучения.

Таблица 1. Разнообразие культурных растений по формам и продолжительности жизни

Форма растений

Продолжительность жизни

Примеры культурных растений

Многолетние растения

Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос

Кустарники

Многолетние растения

Смородина, крыжовник, сирень, жасмин, спирея

Травянистые растения

Многолетние растения

Земляника, щавель, ревень, хрен, нарцисс, тюльпан, гладиолус, георгин

Двулетние растения

Капуста, морковь, столовая свекла, петрушка, репа, мальва

Однолетние растения

Овес, гречиха, горох, фасоль, огурец, томат, календула, космея, настурция, бархатцы

?

1. В чем отличия дерева от кустарника? Назовите деревья и кустарники, растущие на вашем учебно-опытном участке.

2. Чем отличается травянистое растение от кустарника и дерева? Поясните свой ответ на примере культурных растений.

3. Какие растения называются однолетними? Назовите однолетние культуры, которые вы выращивали на занятиях по сельскохозяйственному труду.

4. Какие двулетние растения вы выращивали на школьном участке? Как растут и развиваются эти культуры в первый и во второй годы жизни?

5. Какие растения называются многолетними? С какими цветочно-декоративными культурами этой группы вы познакомились на занятиях сельскохозяйственного труда?

1. Выясните, какие плодово-ягодные растения распространены в вашей местности. Составьте таблицу (табл. 2).

Таблица 2. Формы плодово-ягодных растений наших садов

§ 2. Органы культурных растений, использование их человеком

Ознакомитесь со строением одного из распространенных культурных растений – гороха посевного (рис. 2). Рассмотрите его корень , стебель и лист . На стебле гороха развиваются цветки, на месте которых затем образуются плоды с семенами .

Рис. 2. Строение растения гороха: 1 – стебель; 2 – междоузлие; 3 – узел; 4 – лист; 5 – прилистники; 6 – черешок листа; 7 – листочек; 8 – усик; 9 – цветок; 10 – боб

Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется побегом . Видоизмененным побегом является и цветок. Все растения, образующие в определенную пору своей жизни цветки, называют цветковыми . Горох посевной, как и все сельскохозяйственные культуры, с которыми вы встречались на занятиях на учебно-опытном участка, – цветковые растения.

Человек использует различные органы и части органов выращиваемых культурных растений. Так, сахарная и столовая свекла, морковь, репа, редис возделываются ради корней. Из стеблей льна и конопли получают волокна. У растений капусты, салата, укропа, щавеля используются в пищу листья. Тюльпаны, сирень, флоксы, георгины, астры выращивают из-за красивых цветков. Пшеница, рожь, кукуруза дают нам плоды – зерновки; яблоня, вишня, слива, смородина, виноград, томат, огурцы – разнообразные сочные плоды. Горох, фасоль, бобы разводят для получения семян.

Продолжение следует

* См. «Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы» (М.: Владос, 2000.)

Круглый стол

«Практическая направленность преподавания биологии как основа предпрофильного и профильного образования учащихся и осознанного выбора профессии ».
Уважаемые коллеги. Я предлагаю обсудить вопрос практической направленности преподавания биологии. Начиная с 6 класса мы должны готовить детей к выбору профессии. Именно в начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии.

Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах - организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития - начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом. Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

В естественно-научном образовании биология занимает одно из центральных мест, так как на основе знаний этого предмета осуществляется формирование естественно-научной картины мира. Неоспоримо влияние биологических знаний на организацию практической деятельности людей.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях. На основе знания биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, биотехнологии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и многое другое.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.

Исследовательская работа как никакая другая создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности и повышению мотивации к изучению биологии. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями.

Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе в приусадебном хозяйстве. Изучение биологии в 6-7 классе готовит учащихся к выбору профиля образования, именно в процессе начала изучения биологии учащиеся должны определиться с интересующим их направлением обучения. Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета способствует тому, что дети учатся узнавать животных и растения родного края, любить природу, правильно вести себя на экскурсии, в походе, да и просто на прогулке.

В МБОУ «Краснокутская ООШ» большое внимание уделено профессиональной ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии. Для этого учащиеся выезжают на экскурсию в сельхозакадемию, знакомятся с профессиями, с условиями обучения. Результатом такой работы стало поступление выпускников 2012 года в сельхозакадемию

В современных условиях школа находится на пороге введения государственных образовательных стандартов второго поколения, требующих деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход подразумевает, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Практическая направленность преподавания биологии уже сейчас направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...