Проповедь на память святителя николая.  Проповедь в день памяти святителя Николая

В этом храме, который посвящен великому Угоднику Божию Святителю Николаю, совершается служба, сегодня престольный праздник этой святой обители, Господь сподобил нас великим утешением именно здесь совершить Литургию и помянуть всех верных Христу, и предстоять пред Богом, и возносить Ему молитвы, и получить благодать и утешение. Выше и больше радости и утешения нет для православного человека, чем со вниманием, благоговением и страхом Божиим предстоять за Божественной Литургией. Потому что Божественная Литургия есть Рождество, Жизнь, Страдания, Воскресение и Вознесение Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого мы каждый раз воспоминаем и участвуем, и просим, чтобы и нам идти этим же путем, ведущим в Царствие Небесное. Сегодня вы слышали за Божественной Литургией Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь в праздник пришел в Иерусалим, пришел на общую купель, где омывали жертвенных животных. И где совершалось чудо: один раз только в день в силу того великого заступления и знамения Креста Господня, дерево которого пребывало над этой купелью, Господь давал человеку, который хотел исправиться, исцелиться, исповедовал грехи свои, и после покаяния бросался в воды Силоамской купели, и выходил оттуда исцеленным, каким бы он недугом не страдал. Пришел Господь и увидел человека, который тридцать восемь лет лежал у купели и не получил исцеления. Разные люди толкуют этот эпизод немножко различно. Есть такая версия, что этот человек не особо старался, ждал, чтобы его кто-то поднес к купели. Может быть, сил, или рвения, желания не хватало ему. И Господь увидел, что он немощен не только телом, но и душой, ему не хватало дерзновения. И увидел, что он так никогда и не найдет в себе этих сил, и пожалел его и сказал: «возьми одр свой и иди». И он поверил словам Христовым, взял свой одр и пошел здоровым после тридцати восьми лет немощи. И вот когда увидели его фарисеи, спросили: «Кто есть исцеливший тебя?» И он не мог сказать, потому что Христос исцелил его и пошел дальше, как ни в чем не бывало. Не ожидал почестей, похвалы, чтобы на Него обращали внимание. И когда потом Христос увидел его в храме, они встретились, Господь сказал ему: «иди и больше не греши, старайся быть благодарным тому чуду, которое над тобой произошло». И он пошел сразу и сказал фарисеям: «вот исцеливший меня Христос». И они Его осуждали и упрекали в том, что Он нарушил субботу, потому что в субботу не должно ничего делать.

Сегодня мы услышали еще про два момента исцеления, когда Петр исцелил по слову Божию, по благодати Божией, Энея и восставил умершую уже Тавифу. И эти эпизоды не бессмысленно прозвучали сегодня в церкви для нас. Потому что, может быть, мы являемся и здоровыми телом, или не очень здоровыми, но, по крайней мере, мы ходим, можем двигаться, можем видеть, можем слышать, но очень часто мы с вами, братья и сестры, будучи здоровыми телом и имея возможность делать многие добрые дела, мы пребываем, как тот расслабленный у купели, потому что не стремимся делать дела Божии, не стремимся восстать от одра. Нам не хватает дерзновения, нам не хватает решимости сказать: «Господи, вот столько лет я прожил, столько грехов я совершил, помоги мне сегодня начинать другую жизнь, начинать жить не только для себя, а может быть, хотя и для себя, мы и себе не делаем ничего хорошего, но жить для людей, жить для славы Твоей, начинать делать дела, через которые бы прославлялось имя Твое.

Христос Воскресе!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Так святой апостол Павел призывает прославлять тех, которые проповедовали слово Божие и являются нашими наставниками в вере не только словом, но и примером своей собственной жизни. К таким наставникам относится святитель и чудотворец Николай, память которого ныне мы празднуем.

Это был великий святитель, который жил в 4-ом столетии. Он принял на себя многие страдания, потому что жил в то время, когда ещё были гонения на Церковь Христову, на христиан, на всех последователей Христовых, на всех верующих, которые исповедовали имя Христово. Гонения были страшными. Святитель Николай неоднократно был заточаем в темницу и претерпевал всевозможные лишения, но твёрдо стоял в вере. Когда Христианская вера стала дозволенной, святитель защищал веру Христову от тех, кто извращал её, поэтому, будучи на Первом Вселенском Соборе, он, свидетельствуя о стойкости своей веры, поражал еретические заблуждения. Поэтому Святая Церковь, за всю его святую Богоугодную жизнь и за защиту веры истинной, прославляет его как угодника Божия.

Ныне особый праздник, посвященный событию, которое связано не непосредственно с жизнью и деятельностью святителя Николая, а с перенесением его многоцелебных мощей из города Миры в город Бари. Это произошло в 11-ом столетии. Но с того времени это событие отмечается Православной Церковью, потому что и на новом месте, где водворились мощи святого Николая, продолжали совершаться чудеса так же, как и на месте его первоначального погребения.

Вскоре после того, как наступила его кончина, его мощи стали источать миро. Это стало известно многим христианам, не только жившим в городе Миры, но и повсеместно. Поэтому когда было нашествие иноплеменников на город Миры, то благочестивые христиане решили перенести мощи, чтобы не подверглись они поруганию, и перенесли в город Бари, где в скором времени был построен и особый храм, где доныне покоятся под престолом многоцелебные мощи святителя Николая, источающие миро. И, несмотря на то, что католическая церковь определила праздник в честь святителя Николая быть в числе местночтимых, несмотря на то, что мощи находятся в католическом храме, в католической стране, в католическом городе, несмотря на то, что он был провозглашен только местночтимым, христиане со всего мира прибывают в город Бари, чтобы почтить святителя и поклониться ему и помазаться многоцелебным миром, которое источается от его мощей. Конечно, католическая церковь празднует день святителя 9 мая по новому стилю, а мы совершаем его память 22 мая. Именно в этот день в город Бари съезжаются очень многие паломники. Многие сотни и тысячи людей в эти дни бывают там для того, чтобы поклониться многоцелебным мощам святителя Николая и помазаться тем миро, которое источается от его многоцелебных мощей.

Святитель Николай является почитаемым угодником Божьим за то, что он в своей жизни проявил стойкую веру, что он проявил многие другие христианские добродетели. Святая Церковь, когда воспевает его в день его кончины, называет его «правилом веры, образом кротости, учителем смирения и воздержания» и многие другие добродетели указывает в его жизни. Мы знаем, что святитель Николай не только при своей жизни, но и после блаженной кончины продолжал совершать великие и дивные чудеса. Как при своей жизни он проявлял нищелюбие, оказание помощи нуждающимся людям, защищал невинных, то то же самое он продолжал совершать и после своей кончины. По молитвам его многие избавлялись от всяких болезней, недугов, скорбей. Мореплаватели всегда призывают святителя Николая в помощники и заступники, и тот, кто действительно с верой глубокой прибегает к святителю, тот бывает спасаем от треволнений моря и благополучно достигает тихой пристани. Святитель Николай почитается многими, даже людьми, которые далеки бывают от Церкви, но если они предпринимают путешествие по водной стихии, то, несомненно, призывают его в свои помощники, заступники и покровители. И святитель Николай никогда не оставляет тех, кто с усердием прибегает к его молитвам, к его небесному заступничеству.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы с вами стекаемся в храм Божией для того, чтобы прославлять святителя Николая, чтобы помолиться ему, чтобы поблагодарить за те благодеяния, которые он по милости Божией посылает нам, и стремиться к тому, чтобы, прославляя его, подражать его вере и его благочестивой жизни. Поэтому тот призыв, который мы сегодня слышали из послания к евреям, апостол Павел обращает и к нам, чтобы мы поминали наставников, проповедовавших нам слово Божие, и чтобы мы подражали их вере. А святые отцы, в частности святитель Николай, не только на словах исповедовал свою веру, но и всей своей жизнью, примером своего святого богоугодного жития он показывает нам, что мы должны быть стойкими в вере и исповедовать безбоязненно свою веру перед окружающими нас людьми и стремиться к тому, чтобы вера наша была не на словах только, но и в делах, чтобы мы проявляли милосердие, пример которого явил святитель и чудотворец Николай. По молитвам этого великого угодника Господь да управит путь нашей жизни.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, святая православная церковь вспоминает великого святого — святителя Николая, епископа, Мирликийского чудотворца. Этот святой угодник Божий является особенно почитаемым в православном мире. И не только в православном мире. Его чтят очень многие люди, даже иноверцы, даже те люди, которые не являются воцерковленными, о нем знают практически везде. На всем земном шаре знают об этом великом святом.

Чем же, дорогие братья и сестры, святитель Николай заработал такую популярность, почему о нем знают и помнят? Ведь есть очень много знаменитых людей, есть много царей, завоевателей, ученых, которые завоевывали целые царства, которые делали великие открытия. Но о них помнят только учебники.О них помнят только книги, а простые люди не знают об этих людях, забывают о них.

Дорогие братья и сестры, если мы с вами вчитываемся в житие святителя Николая, епископа Мирликийского, мы видим - его жизнь пропитана любовью. Его жизнь пропитана добрыми делами. Святитель Николай, он действительно жил для Бога и для своих ближних. Он жил для всех людей, которые его окружали. Святитель Николай о себе практически не заботился, а заботился о других. Мы с вами знаем, о том, что родители святителя Николая, Феофан и Нонна, они были очень верующими людьми. И вот Господь послал им чадо. Младенец, который у них родился, еще с самого детства удивлял их, потому что это был необычный ребенок. Потому что этот ребенок с самого своего детства любил молиться, любил быть в храме. И когда ребенок уже вырос, стал юношей, то дядя святителя Николая, епископ Атарский, сказал родителям о том, что они должны посвятить своего ребенка Богу. Потому что этот юноша уже настолько приуспел в добродетелях, настолько уже приуспел в церковной жизни, что родители должны направить свое чадо в церковь Божью, для служения Церкви. И вот, святитель Николай, он идет на послушание к своему дяде, епископу Николаю, который его потом и рукополагает в иереи Божьи. Будучи уже священником, святитель Николай отличался великой добротой, отличался мудрым словом. Святитель Николай стал ревностным служителем Господу Богу. Мы знаем о его добрых делах и поступках, но их невозможно все перечислить. Одно удивительное дело, которое совершил святитель Николай, оно трогает нас как особенное.

Один человек, богатый человек, который жил в городе Патара, он обнищал. Стал очень бедным человеком. Он стал не просто бедным, он стал нищим. Его семья нуждалась в помощи, но помощи не от кого было ждать. И вот уже измученный голодом, измученный нищетой, отцу начали приходить такие мысли, что бы он своих дочерей отдал для греха. Для того, что бы через это заработать хоть какое то пропитание. Дочери его были необыкновенно красивы. И вот святитель Николай узнав об этом, прочувствовав, ему это было открыто самим Богом, он решает спасти эту семью, от этого несчастья, от этого греха. И вот однажды ночью он подкидывает мешочек с золотом в окошко этому человеку. «У святителя Николая», — мы можем подумать — «откуда же взялись золотые монеты? Откуда же взялось у него золото?». Дело все в том, что его родители представились Господу Богу и святитель Николай продал все свое имение. И вот все, что у него было по наследству своих родителей, он решил все это раздать тем, кто нуждается в помощи. И вот он подкидывает этот мешочек с золотом. И отец утром, когда увидел это золото, он действительно обрадовался. Но слезы текли рекой, потому что он понимал, что сам Господь его спасает из этой тяжкой ситуации. И вот отец решает, что он должен с этим золотом поступить мудро. Он покупает своей старшей дочери приданое и вот, с Божьей помощью, свою старшую дочь выдает замуж. И когда святитель Николай узнал о том, что этот отец правильно распорядился деньгами он опять ночью подкидывает еще один мешочек с золотом. И вот отец думает, кто же его добродетель, кто же ему может помочь…? Он вспоминает всех своих друзей, но не находит в своих друзьях ни одного человека, кто мог сделать такой поступок, который мог бы ему так помочь, который мог бы выручить его из такой тяжелой беды. Дело все в том, что нужно понимать, как я уже сказал, что этот человек был очень богат. А раз был когда-то очень богат, значит, было у него и очень много друзей. Но никто из друзей не помог ему. И вот этот отец понимает, что если он поступит мудро с этими деньгами, значит, будет еще и третий мешочек с золотом, потому что у него есть и третья дочь.

Он вторую дочь выдает замуж. И вот он не спит ночами, дежурит, ждет когда ему подкинут третий мешочек. Но он ждет не потому, что хочет получить золото, а потому что он хочет увидеть того человека, который спас его от тяжкого греха. Он хочет увидеть того человека и поклониться ему в ноги и поблагодарить его за его доброе сердце. И вот этот отец ночами не спит, ждет, когда же будет брошен третий мешочек с золотом. И третий мешочек с золотом опять летит через окошко. И вот этот отец со всех ног выбегает из дома, для того, чтобы увидеть своего добродетеля. Увидеть того, кто он нем заботится, того, кто спас его от греха, того, кто спас его от тяжелого положения. И он, конечно, удивляется. Это молодой пресвитер Николай, молодой священник, еще очень молодой, который служит в этом городе. Он не ожидал и не думал, что именно он, именно этот священник, именно этот пресвитер пришел в его дом, для что бы спасти его от несчастья. И он кланяется ему в ноги и слезы текут с его глаз. И он благодарит своего добродетеля и спасителя.

Много добрых дел совершил святитель Николай. Всех их перечислить нельзя. Но действительно мы видим, что святитель Николай полностью подчинялся святой воле Божьей. Мы с вами знаем, когда он совершил паломническую поездку в град Иерусалим, и когда он обратно возвращался, он твердо решил,что он уйдет в монастырь, что он будет пребывать в молчании и безмолвии. Он будет молится Богу и служить Богу и всю свою жизнь посвятит Богу. И когда он это совершил — ушел в монастырь, он услышал глас во время богослужения: «Николай, ты мне в миру нужен». И он понял, что это ему говорит сам Бог. И это повторялось несколько раз. Тогда святитель Николай решает, что он не пойдет в тот город Патары, где его все знают, где его чтят, а пойдет в другой город, в Миры, митрополию Ликийской земли. Там где его никто не знает. И он пришел туда в образе нищего странника. И вот там он начал жить и молиться. В этом городе умер епископ Иоанн, и вот мужи церковные, очень много, долго спорили, кто же должен быть епископом, кто должен возглавить церковь. Было очень много достойных кандидатов, но из всех достойных нужно же было выбрать самого достойного. И никак не могли определить, кто же должен быть епископом. И вот самому старшему епископу во сне является ангел Божий, который говорит, что иди в церковь, и встань возле дверей, и тот, кто первый войдет, тот и должен быть епископом церкви Мирликийской. И имя ему Николай. Так и делает этот епископ-старец. Который приходит, становится возле дверей,сразу проснувшись от сна. И ждет, ждет, кто же придет первый. Вот он видит- идет странник, идет человек, который с виду является нищим. Потому что святитель Николай в образе нищего пришел в Миры Ликийские. И он первый входит в храм Божий. И этот старец спрашивает его: «Как имя тебе?». Он говорит: «Николай, имя мое». Этот старец берет его за руку и говорит, что «ты богом избранный! Мы давно хотели избрать себе епископа, много спорили и не могли избрать, но Бог избрал тебя». И вот его и представил этот старец перед всеми, перед всей церковью. И рукоположили его в епископы Мирликийские.

Вот, дорогие братья и сестры, промысел Божий вел святителя Николая по жизни. Он повиновался промыслу Божьему. Святитель Николай не боялся ничего. Не боялся ни темниц, святитель Николай не боялся ни обличать и правителей, заступаясь за притесненных.

Святитель Николай действительно был родным отцом для своей паствы. Его действительно очень сильно любили. И слава о нем пошла и по другим церквам, городам и весям о его добродетелях, о его любви. Вот чем прославился святитель Николай. Он прославился своей любовью. Он прославился своей верой в Бога.

И сегодня, дорогие братья и сестры, вспоминая его память, мы должны учиться у него. Мы должны учиться добродетели. Апостол Павел пишет: «Доколе есть время, будем делать добро, братья». Но, к сожалению, слово апостола Павла не всегда мы слышим. Святитель Николай жил верой в Бога. И свою веру ежедневно доказывал в своих делах. И до сего дня о нем помнят, до сего дня его чтят. До сего дня его вспоминают, а, главное, молятся. Просят у него помощи, просят у него заступничества. В интернете даже нашел форум, где люди пишут о тех чудесах, которые совершал святитель Николай в их жизни. Там тысячи и тысячи рассказов, когда люди помолившись, получали от святителя Николая помощь. Да что говорить о ком-то. Я думаю, что каждый из нас в своей жизни неоднократно убеждался в его помощи, в том, что святитель Николай действительно слышит нас, в том, что святитель Николай действительно отвечает на наши просьбы. Он имеет благодать у Бога, он заслужил царство Божье своей земной жизнью, своей добродетелью.

И мы, дорогие братья и сестры, сегодня особенно молимся ему, потому что нам особенно нужна любовь. Особенно нужно научиться совершать добрые дела, потому что, к сожалению, многие сердца сегодня ожесточаются, к сожалению, многие делаются действительно злыми. Раздражительность, гнев входит в наши сердца. И такой человек не способен на любовь. Этому виной все наши беды, из-за того, что, действительно, злоба в наших сердцах. Господь нас за это наказывает. И очень бы хотелось, что бы сегодня, вспоминая святителя Николая, наши сердца умягчились, что бы мы слышали друг друга, делали добро, чтобы научились любить друг друга, помогали друг другу, слышали друг друга, были отзывчивы, искренни. И это будет свидетельство нашей веры. И о том, что если человек скажет, что невозможно жить исполняя заповеди, у нас есть тысячи примеров святых, которые смогли жить, исполняя заповеди Божьи. И вот очень бы хотелось, что бы и наша жизнь была пропитана исполнением Божьих заповедей. Поэтому сегодня еще раз и еще раз обратимся к святителю Николаю за помощью.

Святителю отче, Николае, моли Бога за нас!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господи братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником – днем памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, с праздником всегда очень радостным, теплым. Какие бы ни были наши жизненные испытания, всегда этот праздник сглаживает все, потому что мы знаем и верим, и ощущаем, что он еще один молитвенник, еще один реальный ходатай в жизни тех, кто к нему обращается с верой, надеждой и любовью, а таких, наверняка, миллионы. Нет такого храма, нет такого дома, где бы не было иконы святителя Николая.

Все мы знаем о его дивном житии, о его подвигах. И хотелось всего несколько слов сказать на одну тему, которая преподносится нам святой нашей матерью Церковью в тропаре, посвященном святителю Николаю. В этом тропаре Церковь называет его «правилом веры». И каждому из нас надо задуматься о своей вере и просить святителя Николая об укреплении этой веры.

Апостол Павел говорит, что “вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1) . И наградой за эту веру, есть возможность увидеть когда­нибудь это невидимое тем, кто до конца пронесет ее, эту веру в своем сердце, и, мало того, будет молиться об укреплении этой веры и стараться об ее умножении. Как апостолы молились: “Господи, умножь в нас веру”, как отец одного болящего ребенка молился: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Мк.9:24) . Потому что, с одной стороны, вера – это дар Божий, с другой стороны это и труд человека по укреплению в себе веры. Движение навстречу Богу – это двоякий процесс, потому что без почвы ничего не бывает, сначала малюсенький фундамент должны положить мы сами.

Один из знаменитых протоиереев сказал: “Все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и ты, если не хочешь учиться вере, то ты и не последователь Христов. Ты и не ученик Его. Я даже не знаю, как и кем ты называешься”. Апостол Павел, обращаясь к ученику своему Тимофею, говорит: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).

Однажды я приехал к великому старцу Украины, уже ныне покойному схиархимандриту Зосиме, которому тогда было 56 лет. Он мне сказал: “Ты знаешь, Мелхиседек, а я до сих пор учусь, и учусь всю жизнь. Еду в какой­нибудь монастырь, замечаю там что­нибудь хорошее, еду в какой­нибудь храм, спрашиваю: “Есть ли у вас какие­либо благочестивые обычаи”. О. Зосима служил в глухой деревне, в с. Никольское под Донецком, в Москве у него был помощник, который все вновь изданные книги покупал и отсылал ему, так что его келья всегда была завалена книгами. Он смотрел на них и говорил: “Мечтаю, когда пойду на пенсию, буду их читать, а сейчас только пролистываю”. До пенсии он, конечно, никакой не дожил, в 59 лет “сгорел в Церкви”, в том смысле, что вся его жизнь была посвящена Церкви, и он, не жалея себя, служил день и ночь, будучи очень больным человеком. И в 59 лет этой опоры Церкви, опоры Украины, не стало. Ему было 56 лет, а он говорил: “Всю жизнь учился”. У нас один человек прочитает какую­нибудь книжку и думает, что он уже все знает и может учить других. Все знает только невежда.

В наш храм пришла одна детская группа – первоклассники. Пришли вместе с учительницей. А учительница была проста сердцем, но очень богомудрая, потому что только “чистые сердцем Бога узрят”. Не просто книжная начитанность делает человека крепким в вере, а нравственная жизнь. Чудак, даже прочитав сотню книг, чудаком и останется, если ничего из этих книг не исполняет и не делает в жизни. Нам святые отцы дали девиз: “Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь”. А у нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело, потому что мы ничего из того, чему учат нас святые отцы, не знаем и не делаем. Мало того, спроси сейчас кого­нибудь из стоящих в храме простую, элементарную вещь: знание нашей веры. И не надо далеко ходить: Символ веры – знаете ли вы наизусть. Я не буду просить, чтобы подняли руки, кто знает, чтобы не упасть с амвона. Большинство только читают, а надо его знать наизусть, чтобы он стал неким стержнем нашей жизни.

Есть катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в нем изложен потрясающий синтез веры святых отцов. И самое главное: нужно вникать в нравственно­практические вещи, существующие в нашей Церкви. Что значит Церковь, богослужение и его символика, смысл икон, смысл облачений, порядок и исполнение богослужения, смысл Символа веры, смысл заповедей блаженств, заповедей Моисея, смысл и толкование молитвы “Отче наш” ­ все это растолковывается святыми отцами, и сейчас эта литература доступна. Но только всегдашняя “нехватка времени”, всегдашняя “занятость” не дает нам этого читать. На телевизор, на какой­то сериал времени у всех хватает, а это каждый день один час. А если бы этот час был бы посвящен Евангелию, был бы посвящен книгам, то мы сами были бы уже профессорами богословия.

Так вот, приходят первоклассники в храм вместе с учительницей, стоят, разглядывают стены и говорят: “А что это такое?”. А около Крестилки у нас изображена фреска «Тайная вечеря” знаменитого греческого художника и иконописца 14 века Панселина. Дети смотрят и говорят: “Татьяна Ивановна! А кто это?”. И она говорит: “Это Иисус Христос с учениками”. Они отвечают: “Татьяна Ивановна! Какие же это ученики, когда у них бороды?”. А она говорил: “Бог – бесконечен, и поэтому христиане учатся вечность, т.е. всю жизнь”. ­ “Поняли. А это – ученики?” ­ “Ученики”. – “А почему их тогда так мало?”. А учительница и говорит: “А вот среди вас послушных детей много?” ­ “Нет”. “Ну вот, и за Ним ходили только послушные, а послушных, по жизни, меньше, вот их и так мало. Зато все послушные”.

Вот эта сердечная искренность, такая глубина духовной мудрости, конечно, дается человеку, который вникает в смысл веры и пытается по ней жить. Мы должны еще знать, что способствует умножению веры. Расскажу вам из личного опыта.

В повседневной жизни, если нет каких­то особых испытаний, трудностей, сложностей, все течет своим чередом, и за это слава Богу. Но мы как­то не особо замечаем силы и действенности молитвы, потому что именно молитва, искреннее обращение к Богу и ответ на эту молитву, способен умножить и укрепить эту веру. Но я заметил: паломничество по святым местам укрепляет веру. Почему? Потому что сложно все сочетать и транспорт, и какие­то неудобства. Но, (и это бывает почти в каждую поездку) чувствуешь особую силу Божию: автобус к автобусу, поезд к поезду, опаздываешь на 20 минут, а водитель, хотя и должен был уехать, в это время меняет колесо. И он задерживается именно на те 20 минут, на которые мы опоздали. А в это время все паломники читали Акафист святителю Николаю. И так каждый из нас может вспомнить большое количество ситуаций, когда все вроде бы было сложно, но вдруг незаметным дивным образом сложилось одно к одному. И мы уже здесь видим, что это не простое совпадение, это не простые случайности, а это ответ на наше молитвенное обращение, на наше молитвенное воздыхание к Богу.

Святитель Николай не только был глубоко верующим человеком, дышал Небом, дышал Церковью, дышал Богом, но он еще и помнил слова апостола Иакова, который говорил, что “вера без дел мертва?” (Иак 2:20). И свою веру в Бога он выражал, доказывал, он жил этим, он жил интересами других людей. Он служил им, помня заповедь Христа Спасителя: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36).

Свт. Николай подражал Спасителю в этой добродетели – добродетели милосердия и жертвенной любви.

Вот так надо подражать ему в своей жизни. Не только в крепкой вере, но и в жертвенной, самоотверженной любви. И среди нас, прихожан этого святого храма, есть такие люди, которые живут этой крепкой верой, живут этой самоотверженной любовью ближним. В прошлом году в нашем храме состоялось награждение преподавателя Радонежской гимназии Елены Борисовны Рогожиной орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, за труды по устройству и поддержанию молитвенно­трудового лагеря православной гимназии “Радонеж” при Свято­Введенской Оптиной Пустыни. И многие хотели бы спросить: “А почему именно ее наградили, а как же я? Не одна она так подвизается и трудится. Я тоже что­то там незаметно, а иногда и заметно, делаю для Церкви, и никто меня еще пока не заметил. Чтобы мне такого сделать, чтобы заметили?”.

Сейчас я вам расскажу, что надо сотворить, чтобы заметили. В 1946 году открылась Троице­Сергиева Лавра. Монахи до этого были разогнаны, а в 1946 году всех стали собирать в Лавру: убогих, больных, слепых, немощных стариков из тюрем, из лагерей, после войны. И в основном это были престарелые иеромонахи с беленькими крестиками, т.е. с крестами, которые даются священнику при рукоположении в начале его священнического пути. Потом уже даются некоторые награды: золотой крест, после серебряного крестика, потом священник награждается крестом с украшениями, потом митрой, игуменством, архимандритством и т.д. Обычно по времени все это очень растянуто: когда митру на голову надевают, священник уже очень стар. Но в Троице­Сергиевой Лавре, чтобы поднять ее авторитет, начали быстренько этих стареньких иеромонахов награждать: игуменством, крестом с украшениями, архимандритством, митрой. Прошло пять лет и в Лавре появилось и десять архимандритов, и двадцать игуменов. В общем, собрался некий церковный “генералитет”. И вот умирает старенький иеромонах. Приходят к игумену и говорят: “Батюшка, вот у нас такой­то умер” ­ “Как жаль, а что болел?” ­ “Да, болел очень” ­ “Ну а как его хоронить­то будем, митра то у него есть, в чем хоронить?”. А ему говорят: “Отец наместник, какая митра? У него так и остался серебряный крестик, а больше ему никаких наград и не дали” ­ “Как это так, не дали?” Т.е если перевести на наш современный язык, то умер лейтенантом. “А как же так, у него никаких наград нет?”, спрашивает игумен монастыря у благочинного. А тот отвечает: “Знаете, он такой неприметный был, такой неприметный был, что мы и забыли”. Потому что приметные сами о себе напоминают. Похоронили этого иеромонаха, наместник пожалел, что ничего не успел сделать для него, почтить вниманием, и по истечении 9 дней ему снится сон. Торжественный благолепный храм, открытые Царские врата, старенький, умерший иеромонах в благолепных священнических ризах, с крестом с украшениями, с митрой. Отец наместник смотрит на него и говорит: “Отец Сергий, а кто это вам все дал?”. А тот от стеснения надвинул митру на самые глаза, голову опустил и говорит: “Отец наместник, отец наместник, простите меня, это… это… это мне все здесь дали”. Где дали? В Царстве Небесном!

Поэтому не будем переживать, не будем волноваться: мы все делаем для Бога! А Бог в долгу ни перед кем не останется. “Живи попроще, ­ говорил старец Лев Оптинский, ­ Бог тебя не оставит”. Это очень ценно, что над нами есть милосердный, справедливый, любвеобильный, наидобрейший Господь. Каждому из вас желаю трудиться добрым подвигом веры, тихим и неприметным, чтобы и мы с вами получили небесную награду, сподобились войти в Царство Небесное, в эту ликующую, никогда не кончающуюся радость. И всех вас еще раз поздравляем с этим великим праздничным днем – днем памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Аминь.

игумен Мелхиседек

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным праздником – памятью святителя Николая Чудотворца!

Этот святой жил очень давно, в четвертом веке, но и сейчас своим постоянным молитвенным присутствием он находится возле нас, каждому из нас очень близок. И для всякого русского православного верующего человека святитель Николай является русским святым. Да, по своему происхождению он, конечно, не русский человек, но те добродетели, которые он совершал в своей жизни, то мироощущение, которое он имел, направленные всецело на любовь к Богу и ближнему, настолько близки сознанию Русского Православия, что для нас святитель Николай – родной нам человек.

И, наверное, немного таких святых в православной Церкви, за которых верующий человек встанет горой и скажет: это мой святой. Кто из нас, находящихся в храме, может сказать, что святитель Николай не его святой? Конечно, никто. Для кого-то из нас уже давно, а для кого-то недавно он вошел в жизнь и стал ходатаем перед Господом, и через это торжествует Евангелие.

Господь говорит: «Когда милостыню творишь, когда постишься, когда молишься, делай все втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 6). Из жития святителя Николая мы знаем, что он по слову Божию совершал втайне все свои подвиги, но о них все равно стало известно людям – и торжествует Евангелие.

Конечно, мы можем поставить вопрос, а что значит: «Отец воздаст тебе явно»? Но именно дар благодати, исходящий от святителя Николая, настолько осязателен для каждого из нас, что безумным покажется тот верующий, который усомнится: был ли вообще такой святой, присутствует ли он сейчас за богослужением в храме?

С другой стороны, святитель Николай не оставил нам слов, проповедей, научных богословских трактатов. Никаких свидетельств не сохранилось даже в хронике того Вселенского Собора, на котором святитель Николай выступил ярым и дерзновенным защитником православного догмата о Божестве Иисуса Христа. И в этом видится премудрый промысел Божий: насколько добродетель, совершаемая втайне, сильна перед Богом. Даже несмотря на то, что слов святителя не осталось, его дело, его добродетель светлым лучом проходят через века, сквозь столетия, тысячелетия.

А что такое святой для нас? Любой святой – это идеал подражания для верующего человека. Это та высоко поднятая планка, к которой мы должны стремиться. Никто не может сказать: я не хочу быть святым, потому что каждый из нас знает, что само по себе спасение тождественно понятию святости. Хочешь быть спасенным, пожалуйста, старайся стать святым.

А что такое святость человеческая? По отношению к Божественной Святости, конечно, это нечто иное: свят только Господь. А вот все люди грешны. Писание говорит, что нет человека, который бы жил и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). И те люди, которых мы называем святые, настолько раскрыли в своей природе грех и очистились от него, что они наименее греховны, если можно так сказать, по сравнению с нами. Но, в отличие от нас, они видят свои грехи, как песок морской. Это движение постоянного покаяния, которые совершают святые, надежда не на себя, а исключительно на Бога, и рождаемая от этой внутренней чистоты любовь к Богу и ближнему являются силой любого святого.

Мы видим это особенно наглядно на примере святителя Николая – для нас он «правило веры и образ кротости». Святая Церковь неслучайно эти два понятия ставит вместе: оказывается, истинно верить без кротости невозможно человеку. А что такое кротость, какое дать определение этому слову? Вообще слово «кроткий» со славянского языка на русский должно быть переведено как «короткий». А это значит, что всякий человек, живущий в этом мире, испытывает на себе действие промысла Божьего, премудрого и благого, который ведет к спасению. И под воздействием этого промысла человек не может не смиряться: именно добродетели самоуничижения и смирения, попытки человека сделать себя «короче», чем он есть на самом деле, и называются кротостью.

Этот дар величайший – смирение-смиренномудрие – пожалуй, самое главное, чего недостает современному верующему человеку. Человеку, зацикленному на благах мира, погруженному в суету и – самое страшное – развившему в себе непомерную гордость по отношению к ближнему, к дальнему и даже по отношению к самому себе. Святитель Николай как никто другой являет нам пример истинного смирения, потому что если бы этого смирения не было, никакой человек никогда бы не пошел на те подвиги и риск, на то дерзновение, которое являл нам святитель.

В храмах, посвященных святителю Николаю, мы можем увидеть фрески с изображением сцены, где святитель хватает руку палача, который вот-вот отрубит головы воеводам, невинно осужденным. И нам кажется: ну да, как же по-другому, он ведь святой и потому имеет дерзновение. Но ведь мы должны понимать, что когда святитель совершал это деяние, никто не знал его как святого. И когда он останавливал эту руку палача с мечом, над ним нимба не было. Это был человек, который подошел и вдруг остановил казнь. Если бы он искал своего, был горд, пошел бы он на такой подвиг, на такое дерзновение? Одно мгновение – и с него бы голова слетела. Но святитель верил, что Господь с ним, что его любовь к Богу и к тем, ради которых Христос пришел, сильнее всего в мире. А мы постоянно забываем об этом и думаем, что есть что-то сильнее, выше, славнее, красивее любви. И потому постоянно ошибаемся и обжигаемся в жизни.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, прославляя святителя Николая своими сердцами и умами, пообещаем доброй совестью стараться еще и жизнью своей прославить его. Чтобы он действительно стал для нас «правилом веры и образом кротости», чтобы эти слова мы произносили не всуе, а именно как необходимейшую потребность нашего православия.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник святителя Николая, архиепископа
Мир Ликийских, чудотворца,



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...