Как дочь директора Эрмитажа Мария Пиотровская борется с дислексией? За что гении получали двойки Пиотровская ассоциация родителей и детей с дислексией.

Ассоциация родителей и детей с дислексией – новая некоммерческая организация, цель которой – помощь детям и семьям, где воспитываются дети с расстройствами чтения и письма. Учредителем Ассоциации стала Мария Пиотровская, в прошлом глава совета директоров банка «Ренессанс Кредит», а в попечительский совет вошли нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ученица легендарного Александра Лурии, а также доктор биологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания.

Ассоциация существует с осени 2016 года.

Цель Ассоциации – дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За полгода работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В планах - открытие центра, где по определенным методикам помогали бы детям с дислексией, а также объединение всех крупных экспертов и создание общего онлайн-ресурса Дислексия.рф. Еще одной стратегической задачей Ассоциации являются законодательные инициативы, которые позволят ввести обязательное диагностирование детей в дошкольном возрасте.

О дислексии

Дислексия – распространенная проблема обучения детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения и письма. Учащиеся с дислексией испытывают трудности в усвоении школьной программы, поскольку по-другому воспринимают информацию – зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы. Но дислексия не влияет на умственные способности – более того, дислексики чаще, чем остальные дети, обладают ярким талантом и/или имеют интеллект выше среднего. Среди людей с дислексией много ученых, политиков, бизнесменов, писателей, художников. В числе знаменитых дислексиков – Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Энтони Хопкинс и Пабло Пикассо.

На Западе давно научились работать с дислексией, есть специализированные классы и школы, много методик, проводятся международные конференции. Согласно зарубежным исследованиям, дислексия в той или иной степени встречается у одного из 10 учащихся. Если применять эту статистику в нашей стране, то в одной только Москве может насчитываться до 100 000 детей с дислексией.

В большинстве российских школ знания о дислексии довольно ограничены, информированности общества недостаточно, а центры помощи малочисленны и разрозненны. Именно совокупность этих факторов привела Марию Пиотровскую к созданию в ноябре 2016 года Ассоциации родителей и детей с дислексией.

«Задача Ассоциации – помочь родителям, у которых дети так или иначе не успевают в школе, выяснить причины этой неуспеваемости, и если она связана с дислексией, помочь найти специалиста для занятий с ребенком», — говорит Мария Пиотровская, столкнувшаяся с проблемами детей-дислексиков в собственном окружении.

О проектах Ассоциации

С декабря 2016 команда проводит мастер-классы для учителей в нескольких школах Москвы и Подмосковья. Весной 2017 года группа экспертов Ассоциации выезжала в разные регионы России: провела выездную конференцию для всех школ Грозного, а также мастер-классы в школах Ингушетии.

20 и 21 апреля эксперты Ассоциации родителей и детей с дислексией приняли участие в Х Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» в РУДН, подключившись к работе 6-ой секции конференции – «Проблемы подготовки специалистов для работы с одаренными детьми». Среди спикеров конференции, посвятивших свои выступления проблемам обучения детей с дислексией, была Татьяна Васильевна Ахутина.

Сотрудничество с Эрмитажем

19 мая было подписано соглашение между Государственным Эрмитажем и Ассоциацией родителей и детей с дислексией. Соглашение подписали Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, и Марина Александровна Ходакова, директор Ассоциации.

Было принято решение об осуществлении совместной разработки и реализации специальных просветительных программ для детей с дислексией, проводимых в Государственном Эрмитаже.

Флешмоб в соцсетях и праздник в «МЕГА ТЕПЛЫЙ СТАН»

3 июня в честь Дня защиты детей Ассоциация родителей и детей с дислексией организовала праздник в торговом центре МЕГА Теплый Стан, где в рамках выступления артистов была представлена интерактивная информация о дислексии.

Также к этой дате был приурочен флешмоб с участием известных актеров и телеведущих. Тутта Ларсен, Аврора, Анфиса Чехова, Татьяна Геворкян, Евгений Стычкин, Константин Крюков, Сати Казанова, Эвелина Хромченко, Ольга Шелест и Татьяна Лазарева рассказали в соцсетях о том, что дислексия – не болезнь и не диагноз, и что люди могут добиться успеха, несмотря на эту особенность.

В общей сложности более 3 миллионов человек в соцсетях увидели сообщения участников флешмоба.

«Наша задача — изменить отношение людей, чтобы люди знали об этой особенности мозга, и не воспринимали это как проблему», – говорит Мария Пиотровская, – поэтому мы проводим мероприятия не только в школах, но и на общедоступных площадках”.

Ваш ребенок плохо читает, путает буквы, пропускает слова, переставляет слоги, а то и вовсе «зеркалит» при письме? Отвлекается на уроках? Числится в отстающих? Не спешите с выводами, не предрекайте, что если он будет приносить двойки, то кроме как в дворники его никуда не возьмут, и тем более не наказывайте ребенка. Возможно, к нему нужен особый подход.

Раньше таких детей причисляли к лентяям и неисправимым двоечникам и упрекали родителей за то, что они мало занимаются ребенком. Но как показывает практика, никакие занятия с репетиторами и зубрежка из-под палки не дают результатов, если у вашего ребенка дислексия.

123RF/racorn

Первыми эту особенность восприятия информации диагностировали и изучили на Западе. В этом смысле дислексики, живущие за границей, находятся в гораздо более выгодном положении. Там знают, как работать с детьми с дислексией, организованы классы и даже специальные школы, более того, разработаны особые законы, защищающие людей с дислексией. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов США.

Интересы дислексиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО представляет Европейская ассоциация дислексии, основанная в 1987 году в Брюсселе. У нас же пока нет не то что законодательной базы или специальных классов, но даже достоверная информация о дислексии не распространена широко, хотя, согласно проведенным исследованиям, каждый десятый житель планеты — дислексик и эта проблема касается огромного количества людей.

Дислексия: проблема или дар?

Дислексия , согласно Википедии, — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. А вот Роналд Дейвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, дал ей поистине поэтическое определение, назвав «даром, который всегда с тобой».

Еще ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер , двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам.

123RF/mikewaters

И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками.

Но дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию.

Если обычный человек мыслит в первую очередь словами, то дислексик воспринимает мир преимущественно образами, причем с разных ракурсов: ему легче нарисовать , чем написать букву или слово.

Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

123RF/Inara Prusakova

Признаки дислексии

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

  • Ребенок очень быстро устает.
  • Очень низко наклоняется над книгой.
  • Трет глаза.
  • Жалуется на головную боль после чтения.
  • При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.
  • Пишет буквы в зеркальном отображении.
  • При решении арифметических задач переставляет цифры местами.
  • Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

123RF/ Hanna Bondar

Если вы заметили такие признаки, необходимо незамедлительно обратиться к нейропсихологу или логопеду и провести диагностику. Тем самым вы поможете и ребенку, и себе, а также решите многие проблемы, связанные с обучением в школе.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности . Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться в первую очередь системы образования.

Где помогут

Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше».

Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!»

Дочь Михаила Пиотровского Мария достигла карьерной вершины в финансовой сфере, возглавив крупный банк, но в прошлом году бросила работу, чтобы основать Ассоциацию родителей и детей с дислексией - Виталий Котов поговорил с Марией о ее новом деле жизни.

Марию Пиотровскую журнал Forbes включал в десятку самых влиятельных женщин-банкиров страны, но полтора года назад председатель совета директоров банка «Ренессанс Кредит» решила оставить свой пост, а в октябре 2016-го учредила Ассоциацию родителей и детей с дислексией. До поры до времени ничто не предвещало такого развития событий, хотя и финансовая сфера не была ее изначальным выбором - как говорит дочь и внучка двух директоров Эрмитажа, вышедшая из семьи потомственных арабистов: «Окружение не давало возможности думать о чем-то другом, кроме востоковедения. В итоге я поступила на восточный факультет СПбГУ, где изучала арабистику и иврит. Одновременно я пошла на курсы экономического факультета, а затем окончила аспирантуру Финансово-экономического университета. В начале 1990-х буквально на моих глазах появлялись первые коммерческие банки. Казначейские операции, торговля валютой - все, связанное с этим, страшно интриговало».

В 1997 году Пиотровская переехала в Москву вместе с головным офисом «Дрезднер Банка», в котором к тому времени проработала несколько лет, а после кризиса 2008 года занялась сферой слияний и поглощений в группе «Ренессанс». И вот наступил момент, когда совпали два важных обстоятельства: Марии захотелось заняться чем-то общественно значимым и как раз в это время она узнала о том, что у ее дочери дислексия. Незнакомое слово произнес репетитор английского языка, нейтив спикер, который сделал такой вывод по ряду очевидных для него, но совершенно незамеченных никем из российских коллег признаков: Ксения низко наклонялась над книгами, обхватив голову руками, постоянно терла глаза, да и слишком часто жаловалась на усталость и головные боли после чтения. К признакам, очевидным для всех, относились оценки, которые сильно отличались от желаемых, - и это в семье, где принята была установка «нужно выучить на 6, чтобы получить 5». От незнакомого слова «дислексия» хотелось отмахнуться, как поступает сегодня в России большинство родителей - мол, не вешайте на моего ребенка ярлыки, он здоров. Но ни смена школы, ни нанятые репетиторы прогресса не давали, так что Мария начала искать специалиста, который объяснил бы ей, что это такое.

Дислексию часто называют болезнью гениев

Это теперь Пиотровская знает, что и желание сменить школу, которая почему-то не устраивает родителей ребенка, и слова педагогов о «лености» вполне сообразительного ученика, и оценки, не соответствующие его трудозатратам, - первые звонки о том, что стоит пройти обследование на дислексию. Как знает она и о том, что такая особенность восприятия информации, как дислексия, по статистике есть у каждого десятого человека, а по последним данным у детей она доходит до 30%: «Вдумайтесь в эти цифры - как минимум каждый десятый человек рядом с нами по-другому видит текст, по-другому пишет, слышит или считает». Выяснилось, что у каждого из этих явлений есть свое название: дисграфия, дискалькулия, дислалия, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Все вместе их принято обозначать термином «дислексия», под которым также понимаются и конкретные трудности с чтением. При этом все исследования говорят, что такого рода сложности с обучением, особенно в начальных классах, никак не связаны с интеллектуальными способностями, а скорее свидетельствуют об их более высоком уровне: у дислектиков больше развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за креатив и способность к аналитике.

«Дислексию вообще часто называют болезнью гениев, - говорит Мария. - Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Уинстон Черчилль, Генри Форд - в их числе. И истории этих людей показывают, как много упирается в поддержку родителей и учителей. Так, известно, что способности создателя Apple Стива Джобса заметила одна из его первых учительниц. Мне очень нравится история про Томаса Эдисона, которого отправили из школы домой с запиской, заставившей его мать заплакать.

Вслух она зачитала ему: „Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами“. Много лет спустя после смерти матери ставший знаменитым изобретателем Эдисон нашел это письмо. Там было написано: „Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома“.

А знаете, что сказки Ханса Кристиана Андерсена никто не хотел печатать - издатели просто отказывались их читать из-за катастрофического количества ошибок. Хорошо, что он оказался настойчивым. Миллиардер Ричард Бренсон, кстати, постоянно в своем инстраграме педалирует эту тему: I made of dyslexia - имея в виду, что он стал успешным человеком после того, как еще в школе выучил главный урок - не сдаваться».


Пиотровская тоже решила не сдаваться, несмотря на то что довольно быстро выяснилось: в России о дислексии толком никто ничего не знает. Есть несколько авторитетных университетских специалистов в Москве и Петербурге, работы которых переводятся на иностранные языки, но это никак не влияет на обучение школьников с дислексией. Вот в этот момент Мария и приняла два ключевых решения: перевести дочь на домашнее образование и основать организацию, которая могла бы заняться этой проблемой в масштабах всей страны.

При изучении вопроса обнаружилось, что в мировом масштабе проблема давно и прекрасно изучена - в Америке, например, Пиотровской довелось попасть на 67-ю ежегодную конференцию по проблеме дислексии с участием более тысячи педагогов, психологов и логопедов со всех Соединенных Штатов. За почти семьдесят лет существования они впервые увидели коллег из Москвы. Та же картина наблюдалась и на общеевропейской конференции, где Россия не была представлена.

По словам Пиотровской: «В российских школах детей с дислексией считают просто нерадивыми учениками - во время диктанта они, например, могут букву „у“ в конце слова заменить на „и“, отзеркалить буквы или поменять их местами в слове. И по формальному признаку это будет считаться ошибкой, снижающей общую оценку. В российской системе образования тот факт, что ты медленно читаешь, куда важнее быстроты ответов на вопросы и общего кругозора».

Специалисты говорят, что дети с дислексией часто оказываются умнее всех в классе, смешнее всех шутят и талантливее других выступают на концертах. Но для них 1/8 - это «восемь первых». Требовать от дисграфика проверить свои ошибки так же бессмысленно, как бесконечно твердить ребенку с гиперактивностью: «Сиди спокойно!» - а леворукого заставлять писать правой рукой. Дети с дислексией видят буквы прыгающими, из-за чего при чтении часто прикрывают один глаз рукой, а родители в ответ лишь проверяют у офтальмологов их зрение. «Они абсолютно нормальны, просто попадая в рамки системы, где все построено по принципу „запомнил - пересказал“, теряются, потому что это сугубо механическое участие в процессе, - продолжает Мария Пиотровская. - Зато как только требуется креатив, а не просто пересказ заученного текста - расцветают. В нашей школе нет справедливости: педагоги вроде бы понимают, что великолепно рисовать может лишь человек с определенными способностями, но при этом писать одинаково красивым почерком, по их же мнению, обязан каждый ученик».

Среди дислексиков и Агата Кристи, и Стив Джобс

Как выяснилось, исправление ситуации на индивидуальном уровне занимает не так много времени: дочь Марии, Ксению, которой сегодня тринадцать лет, обучили другой технике чтения - не привычной слоговой, а позволяющей воспринимать слова целиком, и в результате она теперь и читает быстрее, и воспринимает прочитанное куда легче. Но главное - изменилась самооценка и выросла уверенность в себе.

С изменением ситуации на федеральном уровне все немного сложнее. Стратегически Пиотровская хочет добиться продвижения трех законодательных инициатив: во-первых, введения ранней диагностики перед поступлением в школу, во-вторых, дополнительного обучения педагогов начальной школы с государственной сертификацией и, в-третьих, внесения изменений в требования к ЕГЭ: «Велосипед изобретать не нужно, он давно придуман - существует огромный международный опыт научных исследований, в США и Великобритании уже несколько десятилетий всех поступающих к школы тестируют на предмет наличия особенностей восприятия, для таких детей созданы специальные классы, а в последние годы им даже разрешают на экзаменах не только просматривать текст задания, но и прослушивать его в наушниках».

Сегодня Ассоциация существует на пожертвования частных лиц - как правило, лично столкнувшихся с проблемой, а среди ее партнеров - известные ученые, ГИТИС и с недавних пор - Государственный Эрмитаж. Как говорит Мария Пиотровская: «Михаил Борисович более чем с пониманием относится к проблеме - музей стал нашим попечителем не в рамках „родственных связей“: мы должны были еще доказать, что занимаемся полезным делом и работаем правильно». Программа, с которой стартует сотрудничество двух организаций, - изучение истории искусств в залах Эрмитажа, построенное не на текстах, а на визуальных примерах.

Среди других текущих проектов Ассоциации - подготовка списка типичных ошибок, которые допускают в русском языке дети с дисграфией и дислексией. К октябрю под руководством нейролингвиста профессора Татьяны Черниговской и двух крупнейших в стране специалистов по дислексии, нейропсихологов Татьяны Ахутиной, работающей в МГУ, и Александра Корнева, преподающего в Санкт-Петербургском медицинском университете, будет подготовлена методика для специальных курсов на базе Министерства образования - она позволит школьным учителям за шесть-семь часов получать навыки определения дислексии у детей и ведения с ними дополнительных занятий. Но самой амбициозной задачей является, конечно, изменение технологии сдачи ЕГЭ.

Каждый десятый человек рядом с нами по-другому видит текст, по-другому пишет, слышит или считает

Ну и, конечно, перед Ассоциацией стоит большая просветительская задача. Чем больше родители и учителя будут знать о дислексии, тем легче будет детям с ней справляться: «Одно дело, когда ты говоришь - с моим ребенком что-то не так, у него какая-то дислексия, а совсем другое - когда ты знаешь, что твой ребенок имеет некую особенность восприятия информации, которая есть также у Билла Гейтса и Тома Круза, и он, скорее всего, более креативен, чем другие дети, а возможно, даже и вырастет гением». Ассоциация старается донести до родителей и учителей простую мысль о том, что дислексия и другие особенности восприятия - это генетически заложенная в ребенке склонность, такая же, как цвет глаз или волос. «Учителя поначалу, как у нас водится, реагируют настороженно, а потом, когда понимают, что мы реально можем повысить успеваемость в классе, бросаются помогать», - делится своими наблюдениями Мария. Ассоциация проводит мастер-классы в школах и мероприятия в торговых комплексах «Мега», на которых рассказывает учителям и родителям о том, что такое дислексия, и объясняет, почему не замечать или игнорировать ее опасно: ребенок, погрязший в тройках в начальной школе, привыкший к упрекам в лени, в старших классах можно окончательно сорваться и уйти в депрессию. Кстати, британская Ассоциация приводит интересную статистику о количестве дислексиков среди преступников - не найдя возможности применить свой креативный талант в социуме, люди с дислексией начинают развивать талант криминальный.

В сентябре на сайте dyslexiarf.com появится база диагностических центров и сертифицированных репетиторов - вначале по пяти субъектам Федерации, включая Петербург и Москву. Учитывая амбиции Пиотровской, очевидно, что список этот будет постоянно расти. И если с каждым годом количество детей, которым вернули желание учиться, решив их проблему с дислексией, будет увеличиваться, то Ассоциация будет считать свою работу выполненной. А там, может, и собственные Биллы Гейтсы начнут расти как грибы.

Текст: Виталий Котов

Не потому что недоучил, а «потому что дислексия». Или дисграфия. Интеллект может быть и куда выше среднего, но школьник упорно выводит «тубло» вместо «дупло» и подолгу не может прочитать условие задачи. Осведомленные родители таких детей приходят в ярость при слове «коррекция», потому что «это не корректируется».

Иллюстрация Pelykh-Konstantin/shutterstock.com

Каждый пятый выпускник получил за ЕГЭ оценку ниже, чем мог бы. «Каждый пятый» - оценка западных специалистов, российской статистики нет. Для Марии Пиотровской, главы Ассоциации родителей и детей с дислексией , это личная история: дочка (сейчас ей 15 лет) с начальной школы читала с трудом, но класса до пятого не нашлось педагога, который объяснил бы маме: у девочки дислексия. На каком-то сайте приводилась аналогия: попробуйте читать-писать в зеркальном отображении - и вы поймете трудности человека с дислексией.

- Эта особенность при освоении чтения и письма известна во всем мире, известна в нашей науке, но в школах - по крайней мере в моем окружении - об этом не знают, - говорит Пиотровская. - Ребенка называют лентяем, он получает заниженные оценки ...

Мария вместе с единомышленниками основала ассоциацию, которая работает в трех направлениях. Первое - просвещение: надо упорно объяснять, что «такая особенность встречается у 20% населения»; что интеллект не затронут; что и у зарубежных, и у наших специалистов есть техники, которые нужно внедрять в школы. Что, наконец, должен быть четкий алгоритм: вот как если у ребенка поднялась температура - вызывай «скорую», так и тут, если ребенок делает одни и те же ошибки - иди к нейропсихологу, логопеду, неврологу...

Второе направление - помощь: ассоциация пытается возродить медико-педагогические центры, где работали бы неврологи, нейропсихологи и логопеды, с которыми ребенок мог бы заниматься после школы.

Третье - внести в законодательство об образовании изменения, «которые позволят ребенку на экзаменах и контрольных быть оцененными адекватно возможностям».

- Во всем мире существует понятие «послабление» при сдаче экзамена , - приводит пример Мария Пиотровская. - На самом деле это не послабление, а просто учитывание возможностей.

Если буквы - это шифр, требующий раскодировки, нужно к экзамену давать на нее дополнительное время. В некоторых странах школьники с дислексией вообще не читают текст, а слушают с помощью специальных устройств.

- Ребенок будет уверен в себе, он не будет думать, что дурак, - говорит Пиотровская. - И получит возможность реализоваться.

Профессор СПбГУ и нейролингвист Татьяна Черниговская присоединяется:

- У нас что, бриллиантов много?

В том смысле, что для общества слишком жирно так разбрасываться людьми, среди которых «очень большой процент чрезвычайно способных».

- Если почитать биографии великих, то среди них просто не будет какой-то средней нормы , которая устроила бы дремучую учительницу или плохого врача, - говорит профессор. - Эти люди - особые, им трудно жить, они дорого платят за свои таланты. Если общество не осознает это, оно рискует так и не найти эти бриллианты.

Черниговская оговаривается - «есть блестящие учителя и прекрасные школы», но признается: когда попадает в педагогические коллективы, чаще испытывает удрученность. «Впечатление, что они из какой-то другой галактики прибыли: не ориентируются в современном мире, у них и желания нет начать ориентироваться».

- У родителей есть запрос на высокоэффективные, доказанные методики , передовая часть отечественной науки готова двигаться в русле мировой, но дальше возникает вопрос: как это привести в школу, в детсад, в поликлинику? - спрашивала на пресс-конференции в ТАСС президент фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотья Смирнова, сценарист и режиссер.

Расстройство аутистического спектра, РАС, объединяет и детей с задержкой развития, и замкнутых гениев, и сколько их в нашей стране - неизвестно. Сейчас на сайте фонда «Выход» висит статья «Как вузам подготовиться к студентам с аутизмом?». То, что ребенок с аутизмом благополучно закончил школу и поступил в вуз, - преогромное достижение. Но статья не про нашу реальность, а про американскую.

Как говорит Смирнова, чтобы новые техники обучения пришли в школу, нужно менять учебную программу педагогических вузов, а это в свою очередь потребует уймы межведомственных согласований. К тому же, отмечает она, «в нашей стране выросла, да уже и состарилась часть научного сообщества, которая глубоко убеждена, что мы тут сами знаем, как учить, лечить и т. д. »:

- Они не читают иностранные научные журналы, не изучают новые методики и довольствуются теми, что существуют еще с начала ХХ века. И это как раз те люди, кто читает лекции студентам - будущим психологам, неврологам, психиатрам, учителям.

Пятый год в СПбГУ работает «мегагрантовая» лаборатория междисциплинарных исследований развития человека. По словам основателя лаборатории, ведущего ученого Елены Григоренко, лаборатория подготовила 25 специалистов, биологов и психологов. Но мегагранты не вечны и дальше уже Университет должен понять, какой будет дальнейшая деятельность лаборатории.

Профессор Черниговская формулирует самое досадное обстоятельство: наука уже очень многое знает и об аутизме, и о дислексии, «но это и остается внутри науки»:

- У меня сейчас молодая сотрудница защитила магистерскую по акустическому и лингвистическому анализу вокализации речи у людей с аутизмом. Мы рассчитываем на то, что появится инструмент, с которым можно будет очень рано по голосу диагностировать расстройство. Но где это останется? В хороших научных журналах. Об этом не будут знать родители и учителя, если мы не приложим специальных усилий.

В Петербурге, считает Авдотья Смирнова, «очень продвинута ситуация с совершеннолетними людьми с аутизмом (в частности, о центре «Антон тут рядом» мы не раз писали), но «что касается дошкольного и школьного образования, у нас ситуация сильно хуже, чем в некоторых других регионах».

«Некоторые другие» - это, к примеру, Воронежская область. Благодаря бывшему губернатору Алексею Гордееву (сейчас он зампред председателя правительства РФ) она стала пилотным регионом, где на госуровне выстраивается система сопровождения человека с аутизмом, от постановки диагноза в детстве до его жизни после школы.

Москва, по оценке Смирновой, - «довольно продвинутый регион», в Новосибирске активное родительское сообщество, и оно на связи с местным университетом, в Белгородской области родительская организация сотрудничает с местным правительством и бизнесом...

Сейчас, по словам Марии Пиотровской, благодаря поддержке Совета Федерации и лично Валентины Матвиенко организована рабочая группа при Минобрнауки. В нее вошли ведущие логопеды, дефектологи, нейропсихологи и родители. Задача - внести изменения в законодательство, «которые позволят, во-первых, ребенку перед школой получить диагностику, во-вторых, чтобы были доступные и в ценовом, и в количественном, и, главное, в качественном смысле специалисты и, в-третьих, чтобы был изменен госстандарт образования» . Так, чтобы он не нарушал права весьма немалой части населения.


Комментарии

Самое читаемое

Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Примерно каждый 20-й житель Земли страдает от нейрологического заболевания, вызывающего проблемы при чтении. Мы предлагаем вам этот тест-текст, в котором специальный скрипт эмулирует нарушения восприятия, характерные для дислексии. Ваш браузер должен поддерживать JavaScript.

Дислексия - специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015-м вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: "Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: "Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения".

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин "дислексия" обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз "Дислексия" подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...